Научная статья на тему 'Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды'

Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11184
1258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СУЩНОСТЬ / ФУНКЦИИ / СВОЙСТВА И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

В статье обоснована актуальность инноваций в образовании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано четкое понимание категории «инновации в образовании», которые рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного образовательного процесса, образовательного продукта, образовательной услуги. Описываются функции инноваций: канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта; расширяется круг производимых услуг, улучшается их качество; вовлекаются в новые производительные силы; концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства. Автор раскрывает 8 свойств инноваций в образовании: новизна; практическая применимость; реализуемость; эффективность; лучшее удовлетворение спроса на рынке образовательных услуг; рискованность; преимущества по сравнению с традиционными решениями; сложность и неоднозначность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды»

УДК 378.1

Шишарина Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», nshisharina@yandex.ru, Иркутск

инновации в образовании:

сущность, функции, свойства и виды

Аннотация. В статье обоснована актуальность инноваций в образовании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано четкое понимание категории «инновации в образовании», которые рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного образовательного процесса, образовательного продукта, образовательной услуги. Описываются функции инноваций: канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта; расширяется круг производимых услуг, улучшается их качество; вовлекаются в новые производительные силы; концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства. Автор раскрывает 8 свойств инноваций в образовании: новизна; практическая применимость; реализуемость; эффективность; лучшее удовлетворение спроса на рынке образовательных услуг; рискованность; преимущества по сравнению с традиционными решениями; сложность и неоднозначность.

Ключевые слова: инновация; образование; инновации в образовании; сущность, функции, свойства и виды инноваций в образовании.

Shisharina Natalia Victorovna

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the department ofpedagogics at FGBOU VPO «East Siberian State Academy of Education», nshisharina@yandex.ru, Irkutsk

innovations in education: essence, functions, properties and types

Abstract. Relevance of innovations in education from modern positions is proved, the essence of innovations is opened, functions are described and their types are proved. The clear understanding of category "is given to an innovation in education" which it is considered as the end result of the innovative activity realized in the form of new or advanced educational process, an educational product, educational service. Functions of innovations are described: the embodiment channel in life of achievements of human intelligence; the circle of made services extends, their quality improves; are involved in new productive forces; concentration of innovations helps to give reproduction structure in this or that sphere. The author opens 8 properties of innovations in education: novelty; practical applicability; feasibility; efficiency; the best satisfaction of demand in the market of educational services; riskiness; advantages in comparison with traditional decisions; complexity and ambiguity.

Keywords: innovation; education; innovations in education; essence, functions, properties and types of innovations in education.

Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития невозможно достичь без опережающего развития человеческого потенциала и перехода к непрерывному индивидуализированному образованию, формирование творческой социально ответственной личности [6]. Особое значение приобретает вопрос, связанный с пониманием инноваций в области воспитания, их отбором и использовани-

ем. К сожалению, считает Н. Л. Селиванова, «сейчас нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа эффективности и результативности, имеющихся и появляющихся инноваций в сфере воспитания...» [12, с. 8]. Изменения, происходящие в окружающем мире, в значительной степени актуализируют значимость инноваций, которые становятся одним из наиболее важных направлений в современном образовании,

при помощи которого можно поддерживать и расширять позиции на образовательном рынке [3, с. 2].

Само понятие «инновация» (innovation) впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую [1, с. 21]. Термин происходит от латинского слова «innovate», что означает обновление или улучшение. В общем плане его можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. По мнению С. Н. Кройтора: «инновация - процесс извлечения выгоды из знания для обеспечения технологической, конкурентоспособности и лидерства» [8, с. 35], что, по нашему мнению, вполне имеет прямое отношения и к инновациям в образовании в контексте их значимости и недостаточной проработанности данного ресурса. Принято считать, что термин «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». «Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение».

В общем плане из анализа научной литературы [4; 5; 8] видно, что инновации в контексте образования - это обновление педагогического процесса, или образовательных услуг, образовательных продуктов на основе внедрения достижений науки, технологии, закономерный, объективный процесс совершенствования образовательного процесса. Инновацию в образовании можно рассматривать как процесс производства (создания), распределения и обмена (диффузии), потребления (использования) новшеств в различных сферах образовательной деятельности. Инновации в образовании по сути своей есть конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного образовательного процесса, образовательного продукта, образовательной услуги используемого в практической деятельности. Объектами инноваций могут выступать: материалы; продукты; технологии; средства

производства; люди (межличностные отношения); социальная среда; организация и ее подразделения.

Чтобы понять сущность инноваций, нужно раскрыть функции инноваций. К числу основных функций можно отнести следующие [2, с. 86]:

- инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее на-укоемкости;

- с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей;

- инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, реализовывать услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;

- концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды.

Сущность инноваций определяется через их свойства [5, с. 44]:

Свойство 1 Длительность инновационного процесса: Инновация - наиболее длительный из всех процессов.

Свойство 2: Неопределенность и риски инновационного процесса: невозможность структурировать представление об условиях принятия управленческого решения, что не позволяет с достаточной степенью точности определить результаты управленческого воздействия. Нам представляется достаточным выделить три составляющие неопределенности:

фундаментальную (обусловленную самими явлениями, включенными в проблемную ситуацию, стадией и скоростью их развития);

информационную (связанную с отсутствием необходимой информации, которая может быть доступной);

интеллектуальную (обусловленную способностью осмыслить информацию определенного масштаба и сложности).

Свойство 3: Способность инициировать структурные изменения: успешная иннова-

ция существенным образом влияет на положение, в данном случае, образовательного учреждения, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка; чем более мощным стратегическим ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в стратегическом управлении.

Свойство 4: «Человекоемкость» инновационной деятельности: основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать новые идеи. От прочих видов деятельности инновационная активность отличается максимальной степенью самомотивированности. А. Гобсон считал, что по степени самовознаграждения она приближается к художественному творчеству. Речь идет о необходимости гибкой самоорганизации, размытости и подвижности ролей в инновационном процессе, стимулировании субстанциональной конфликтности в инновационных коллективах.

Свойство 5: Характер инновационного целеполагания: неприменимость жесткого целеполагания; недостижение первоначально поставленных целей в отличие от всех остальных сфер не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение еще не равносильно успеху инновации. Отсутствие возможности точно оценить результатную цель приводит к соблазну принять за решающие затратные, минимизируемые цели. О судьбе проекта мы должны решить для себя: есть ли в нём то самое инновационное или же он больше склоняется к естественному, казалось бы, безрисковому скепсису, помноженному на цифры в расходных ведомостях инновационного коллектива, что в конечном итоге оборачивается утратой возможностей развития и потерей конкурентоспособности организации.

Свойство 6: Неформализуемые механизмы в инновационном процессе: будучи выведенной на образовательный рынок, она не только сталкивается с его фундаментальными неопределенностями, но, с неизбежностью изменяя структуру рынка, сама инициирует изменения - эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации, т.е. имеют во многом неопределенный характер. Эти плохо формализуемые в силу сложности и многофакторности эффекты некоторые авторы называют нелинейными механизмами,

что, с нашей точки зрения, не слишком точно хотя бы потому, что сам рынок - нелинейная система. Интересно, что, когда наш соотечественник Н. Д. Кондратьев изображал знаменитые «маршалловы ножницы» закона спроса и предложения, он в отличие от основателя неоклассической экономики показывал волнистые линии основных рыночных сил, подчеркивая, что закон не дает количественных измерений зависимости.

Поскольку в нашей статье мы пишем об инновациях в образовании, логично будет на основе проанализированной нами литературы и научных источников [4; 5; 8] выделить и сформулировать следующие основных свойств инноваций в образовании, такие, как: научно-технологическая новизна; практическая педагогическая применимость, совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; коммерческая реализуемость в системе образования; социальная значимость и эффективность для общества; лучшее удовлетворение существующего спроса или создание нового спроса на рынке образовательных услуг, продуктов, процессов; высокая рискованность;

относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; сложность и неоднозначность.

Сопоставляя свойства инноваций вообще и инноваций в образовании в частности, мы пришли к пониманию того, что нарду с общими свойствам (научно-технологическая новизна; длительность внедрения; неопределенность и риски инноваций; сложность и неоднозначность инноваций; нежесткий характер инновационного целеполагания) инновации в образовании имеют частные специфические свойства, такие как: практическая педагогическая применимость, совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; коммерческая реализуемость в системе образования; социальная значимость и эффективность для общества. Отметим, что все эти свойства содержат одно важное качество - внутреннюю противоречивость (парадоксальность) инновации. Нигде основная стратегическая дилемма «вызов- возможность» не проявляет себя с такой силой, как в инновационном процессе.

Нами выделены виды инноваций в образовании, их можно классифицировать в три группы:

инновация-процесс - это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса;

инновация-продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации.

инновация-услуга - это комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей

По степени радикальности новизны инновации могут быть представлены как базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисными называются инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным поколениям и направлениям техники, продуктов, процессам, основанным на новых научных принципах. В качестве примера базисных инноваций можно привести телегу, автомобиль, телефон, сотовый телефон, паровую машину и т.п. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация наиболее рискованная и приводит к появлению новых технологических укладов и отраслей. При этом большинство базисных инноваций является одновременно системными, формирующими новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета - кластера улучшающих (модифицирующих) инноваций.

Улучшающие (модифицирующие) инновации - это малые, но важные или существенные улучшения продуктов и процессов. Обычно эти инновации реализуют мелкие изобретения и преобладают в фазах распространения и стабильного развития жизненного цикла продуктов и отраслей. По существу, это прирастающие инновации, которыми продолжают технологические улучшения и распространение базисных радикальных инноваций в конкретной об-

ласти их приложения. Например, в результате модификаций катушечный магнитофон превратился в кассетный; тысячи инноваций по улучшению транзистора привели к созданию интегральных схем и т.д. Улучшающие (модифицирующие) инновации призваны улучшать характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации - это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик, создающие эффект видимости новизны. Новизна таких модификаций вызывает большие сомнения и при качественной экспертизе, как правило, не подтверждается. Эти модификации направлены на столь мелкое и частичное улучшение устаревших поколений продуктов, техники и технологий, что в скрытых формах тормозят социально-экономический прогресс, не дают заметного эффекта для общества, более того, чаще приносят отрицательный эффект.

Итак, инновация в образовании считается технологической, если способы и методы оказания образовательных услуг принципиально новые и усовершенствованы в технологическом отношении. Использование новых образовательных технологий способствует совершенствованию методов передачи знаний и поэтому является технологической инновацией.

Тщательное изучение сущности, функций, свойств и видов инноваций в образовании, дает возможность исследователю раскрыть новые глубинные грани данного образовательного ресурса. Этот процесс выводит нас на понимание проблем инноваций в воспитании и бифуркационных тенденций внутри этого феномена, а именно: «затруднений целеполагания воспитания, определении ценностно-смысловых координат его содержания, и соответственно - проблематичности единства различных субъектов воспитания и создаваемого этими субъектами широкого воспитательного пространства с различными полюсами» (Т. А. Ромм) [11, с. 26]; «технологических оснований социокультурных трансформаций, экономических оснований социокультурных трансформаций» (С. Д. Поляков) [10, с. 21]; «экономической продуктивности инноваций в воспитании» (А. М. Сидоркин) [13, с. 16].

Библиографический список

1. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2007. - 505 с.

2. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2007. - 184 с.

3. Закон об образовании в РФ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.05.2013. -URL: httpV/минобрнауки.рф. (дата обращения: 05.05.2013).

4. Инновации в образовании. Журнал. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21. 03. 2013. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26. htm. (дата обращения: 21.03.2013).

5. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 335 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.012013. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf. (дата обращения 20.01.2013).

7. Костюкевич С. В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского

опыта // Вестник высшей школы. - 2011. - № 4. -С. 69-78.

8. Кройтор С. Н. Инновации в образовании: Социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь): дисс. ... канд. социал. н. - Минск, 2009. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.10.2010.-URL: http://vivakadry/15.htm (дата обращения: 01.10.2013).

9. Лапин Н. И. Теория и практика инновати-ки. - М.: Логос, 2010. - 328 с.

10. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №2. - С. 21-25.

11. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №2. - С. 26-31.

12. Селиванова Н. Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства. - М.: АНО «ЦНПРО», 2012. - С. 8-13.

13. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 16-20.

14. Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: Инфра, 2002. - 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.