Научная статья на тему 'Мировой опыт использования информационных и коммуникативных технологий и их влияние на образовательный процесс'

Мировой опыт использования информационных и коммуникативных технологий и их влияние на образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICTS) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МИРОВОЙ ОПЫТ / WORLD EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Александровна

В статье рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в Беларуси и за рубежом; проанализирован мировой опыт использования ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт использования информационных и коммуникативных технологий и их влияние на образовательный процесс»

направленные на достижение общего результата. Для успешной реформы современного образования необходимо сделать новые источники информации одинаково доступными для всех. В данном случае именно учителя оказываются не способными к познанию новшеств, так как они меньше привыкли, по сравнению с учащимися, к компьютеру и меньше готовы к восприятию новых технологий в образовании [4. с. 89]. Она вынуждает учителя не пользоваться в своей профессиональной деятельности достижениями компьютеризации. С появлением различных электронных источников изменяется учебная программа. Компьютерные технологии эффективны и могут значительно повысить качество обучения, но факт использования компьютера в учебном процессе еще не является залогом успеха, и можно достичь значимых результатов только при грамотном его применении. Таким образом, совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий дает широкую возможность для методик и изобретений новых методов и тем самым повышение его качества. Распространение информационных технологий ведет к созданию электронных библиотек - средств накопления информационных ресурсов. Повышение качества образования на основе этих технологий создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений во все сферы общественной жизни. Для решения актуальных задач в сфере образования назрела необходимость создания системы общеобразовательных порталов на базе вузов.

Литература

1. Иванов В. Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование, 2002. № 1.

2. Сигов А. С., Мордвинов В. А. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза. Магистр, № 5-6, 2001.

3. 1Т для будущих управленцев // Логинфо, 2001. № 5-6.

4. Фаргиева З. С., Даурбекова А. М., Дзугаева М. Ю., Аушева М. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на примере ГБОУ гимназии «Марем» города Магас // Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 89-92.

World experience of information and communication technologies usage and their influence on the educational process Petrova E. (Republic of Belarus) Мировой опыт использования информационных и коммуникативных технологий и их влияние на образовательный процесс Петрова Е. А. (Республика Беларусь)

Петрова Елена Александровна / Petrova Elena — старший преподаватель, магистр педагогики, кафедра мировой литературы и иностранных языков, Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в Беларуси и за рубежом; проанализирован мировой опыт использования ИКТ.

Abstract: the article has examined the issue of information and communication technologies application in the educational process in Belarus and abroad; world experience of ICT usage has been analysed.

Ключевые слова: технология, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, мировой опыт.

Keywords: technology, information and communication technologies (ICTs), educational process, world experience.

В конце XX - начале XXI веков информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали обычным явлением во всех сферах жизни. За последние 10-15 лет ИКТ фундаментально изменили методы и принципы работы практически во всех сферах деятельности. Так, если сравнить такие различные области, как медицина, туризм, юриспруденция, банковское дело, машиностроение, архитектура и др., общим для них будет именно то огромное влияние, которое оказали на них ИКТ за последние годы. Однако нельзя с уверенностью утверждать то же самое о сфере образования вообще и о

высшем образовании в частности. Это объясняется такими факторами, как недостаток финансирования для формирования необходимой технической базы, недостаток компьютерной грамотности как среди многих преподавателей, так и среди технического персонала вузов и / или их нежелание использовать современные технологии при обучении. Уже не редкость, что студенты имеют собственный портативный компьютер (ноутбук) и приносят его на занятия, используют его при подготовке домашних заданий, для поиска информации в интернете или для развлечения. Очевидно, что в дальнейшем количество таких студентов будет увеличиваться так же как и уровень использования ими современных технологий. Соответственно, нужно использовать этот потенциал для модернизации учебного процесса вообще и изучения иностранных языков в частности, а также для большей индивидуализации в обучении. При этом информационные технологии должны стать не «довеском» к обучению, а его полновесным компонентом, призванным значительно повысить его эффективность.

Проблема широкого применения информационных и коммуникационных технологий в сфере высшего образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес как за рубежом, так и в отечественной педагогической науке. Исследованию этой проблемы были посвящены работы таких ученых как Р. Оливер, К. Джонс и Ш. Бинхуи, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли также российские ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев и др. При этом исследуются не только дидактический аспект компьютеризации обучения, но и методический, психологический, нейрологический и др.

Использование этих технологий особенно оправдано для организации дистанционного обучения, позволяющего работающим людям или людям с ограниченными возможностями получить доступ к образованию. Это помогло бы сделать более интенсивным взаимодействие между преподавателями и студентами, сделать их обучение более интерактивным, а значит более глубоким и эффективным. Тем не менее, на данный момент организовать действительно полное дистанционное обучение, заменяющее присутствие в классе, смогли лишь в немногих университетах мира, среди которых знаменитый Массачусетский Технологический университет, Высшая политехническая школа в Лозанне (Швейцария), ОрепИтуекНу в Великобритании, финский университет Аалто и некоторые другие [1, с. 9]. В остальных же университетах все еще преобладают бумажные учебники, и обычная почта является основным средством взаимодействия между студентом и преподавателем (университетом). Даже возможности виртуальных учебных платформ пока еще недостаточно используются в силу различных причин.

Таким образом, большое разнообразие информационно-коммуникационных технологий и все большее их распространение в повседневной жизни делает совершенно необходимым их применение в образовании, тем более что никакой современный специалист не может обойтись без них в своей сфере деятельности. Назревший разрыв между высшим образованием и реальной практикой может и должен быть ликвидирован при помощи более активного использования ИКТ, которые содержат большие возможности для образовательного процесса и позволяют решить такие важные задачи, как индивидуализация учебного процесса, повышение мотивации студентов, а следовательно и лучшая их подготовка и др.

Однако Беларусь несколько отстает в применении информационно-коммуникационных технологий в сфере образования по сравнению с более развитыми в экономическом отношении западными странами. Это обусловлено тем, что применение любой технологии требует значительных инвестиций, закупки соответствующего оборудования и установки определенной инфраструктуры для его обслуживания и т.п. Поэтому обратимся к более богатому мировому опыту использования ИКТ в высшем образовании для того, чтобы проследить, какие условия способствуют лучшей их интеграции в учебный процесс и как они на него влияют.

Долгое время возможности информационно-коммуникационных технологий недооценивались, несмотря на быстрое их развитие. Так еще в начале 2000-х годов ИКТ использовались чаще для различных административных нужд, таких как запись в университет и на различные курсы, оплата учебы и т.п. Не было единой стратегической программы развития и казалось, что ИКТ не могут существенным образом повлиять на традиционный образовательный процесс, будучи лишь вспомогательным средством. Лишь отдельные преподаватели-энтузиасты использовали их на своих уроках и вне класса. Новейшие исследования в этой области [1] показывают, что существуют существенные различия между различными европейскими высшими учебными заведениями и даже на данный момент в различных учебных заведениях ИКТ используются с разной степенью интенсивности. Наиболее прогрессивными в этом отношении являются ВУЗы скандинавских стран, Великобритании и Германии, а также США, Канады и Южной Кореи. Таким образом, можно выделить различные уровни проникновения ИКТ в учебный процесс: 1. программы, дополненные интернет-ресурсами (общий план курса и опорный конспект онлайн, использование электронной почты и

81

гиперссылок); 2. программы, зависящие от интернета: студенты должны использовать интернет для различных «активных элементов программы», как то онлайн-дискуссии, оценка и характеристика коллективных проектов / работ, но без существенного уменьшения времени, проведенного в классе; 3. смешанные программы: студенты участвуют в онлайн-дискуссиях, выполняют, оценивают и характеризуют коллективные проекты / работы, что частично заменяет традиционное обучение в классе, но все же не отменяет его вовсе; 4. программы, полностью основанные на онлайн-обучении.

В конце 80-х годов исследование, проведенное Дж. Кулик [3], показало, что применение или неприменение ИКТ в образовательном процессе «не оказывает существенной разницы» на результаты обучения. Подобные результаты исследования были получены и К. Расселом в 2001 году [1, с. 2]. Однако последние работы в этой области показывают, что разница все же есть, а влияние ИКТ на процесс образования обусловливается не простым использованием или неиспользованием ИКТ, а его педагогической и методологической составляющей. Иными словами, нужен другой подход к использованию технологий. В таком случае качество и скорость усвоения материала повышаются на 20 или даже 60 % [2, с. 8], при этом чем больше и чаще используются технологии в образовании, тем лучше они воспринимаются студентами, и тем лучше результаты.

Литература

1. Endrizzi L. Les technologies numériques dans l'enseignement supérieur, entre défis et opportunités / L. Endrizzi // Dossier d'actualité Veille et Analyses, 2012. № 78. P. 1-30.

2. Kamal N. B. ICT in higher education - A study / N.B. Kamal, T. Banu // Canadian Journal on Data, Information and Knowledge Engineering, 2010. Vol. 1 (No. 1). P. 1-12.

3. Jung J. W. James A. Kulik. Pioneer in the field of Instructional Technology. [Electronic resource]. Mode of access: http://jungjw.myweb.uga.edu/9990/kulik%20work.htm. (date of access: 25.02.2016)

Innovations in education: essence, functions, properties and types Djuraeva B.1, Murtazaeva Kh.2 (Republic of Uzbekistan) Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2 (Республика Узбекистан)

'Джураева Барно Очиловна /Djuraeva Barno — старший преподаватель,

кафедра общей педагогики; Муртазаева Хуршида Холмуминовна / Murtazaeva Khurshida — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обоснована актуальность инноваций в образовании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Описываются функции инноваций: канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта; расширяется круг производимых услуг, улучшается их качество; вовлекаются в новые производительные силы; концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства. Abstract: relevance of innovations in education from modern positions is proved, the essence of innovations is opened, functions are described and their types are proved. Functions of innovations are described: the embodiment channel in life of achievements of human intelligence; the circle of made services extends, their quality improves; are involved in new productive forces; concentration of innovations helps to give reproduction structure in this or that sphere.

Ключевые слова: инновация, образование, инновации в образовании, сущность, функции, свойства и виды инноваций в образовании.

Keywords: innovation, education, innovations in education, essence, functions, properties and types of innovations in education.

Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития невозможно достичь без опережающего развития человеческого потенциала и перехода к непрерывному индивидуализированному образованию, формирования творческой, социально ответственной личности. Особое значение приобретает вопрос, связанный с пониманием инноваций в области воспитания, их отбором и использованием. К сожалению, считает Н. Л. Селиванова, «сейчас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.