Научная статья на тему 'Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования'

Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева Барно Очиловна, Муртазаева Хуршида Холмуминовна

В статье комплексный характер инноваций в сфере дополнительного образования рассматривается как инновационный процесс, представляющий собой целенаправленное, необратимое, качественное изменение системы, ее подсистем, компонентов, осуществляемое посредством сменяющих друг друга внутренне целостных и относительно самостоятельных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования»

Интерактивное обучение средствами компьютерных технологий играет важную роль в современном образовании и при быстром ритме жизни.

Применение методов интерактивного обучения способствует повышению мотивации учащихся, усилению интереса к учебе, а также возможности контролировать предъявление задач по трудности.

Литература

1. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей. М., 2004.

2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Пособие для педагогов. Мн.: Университетское, 2000. 95с.

3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

4. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н // Д.: Феникс, 2005, 474 с.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.

6. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 336 с. (Педагогическое образование).

7. Берберян А. С., Сидоров С. В. (ред.) Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы II международной научно-практической конференции, 20-21 февраля 2012 г. Пенза -Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 388 с.

8. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 176 с.

Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2

1 Джураева Барно Очиловна /Djuraeva Вагпо ОсЫ^па — старший преподаватель, кафедра общей педагогики; 2Муртазаева Хуршида Холмуминовна / МиНа2аеуа Khurshida К^Ыиттота — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье комплексный характер инноваций в сфере дополнительного образования рассматривается как инновационный процесс, представляющий собой целенаправленное, необратимое, качественное изменение системы, ее подсистем, компонентов, осуществляемое посредством сменяющих друг друга внутренне целостных и относительно самостоятельных этапов. Ключевые слова: инновации, классификация инноваций, дополнительное образование, инноватика, инновационные технологии, критерии инноваций.

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является изучение классификации нововведений, знание которой совершенно необходимо для того, чтобы рассмотреть сущность объекта нашего исследования, дать всестороннюю характеристику осваиваемой инновации, понять то общее, что объединяет ее с другими, и то особенное, что отличает ее от других, осуществить прогноз ее развития, возможные эффекты, риски; чтобы, пользуясь всем этим знанием, наиболее точно выбирать необходимое нововведение для освоения, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения-технологию, учитывающую специфику нововведений [1, с. 42].

На основе классификационных критериев Н. М. Чегодаев определяет следующие основные виды нововведений в системе дополнительного профессионального образования педагогов:

По объекту изменения: структура процесса, информационно-компьютерное обеспечение, база учебной деятельности [2, с. 34].

По характеру инноваций: радикальные, основанные на новых концепциях регионального образования; модифицирующие - дополнение и совершенствование реформаторской практики непрерывного образования; комплексные - новое сочетание элементов инновационных систем.

По масштабу инновационных процессов: локальные, модульные, системные инновации в дополнительном профессиональном образовании.

Система дополнительного профессионального образования педагогов обеспечивает поддержку реализации инноваций в практике деятельности образовательных учреждений через оказание большого спектра инновационных образовательных услуг, в этой связи целесообразно построение классификации инноваций по областям и способам практической деятельности. В нашем исследовании на основе классификации инноваций, предложенной В. М. Полонским, мы выделяем следующие виды инноваций в системе дополнительного профессионального образования:

- ориентационно-целевые инновации-ориентация на индивидуальный заказ в предоставлении образовательных услуг педагогическим работникам и педагогическим коллективам, реализация учреждением дополнительного профессионального образования педагогов определенной федеральной, региональной образовательной инновационной политики;

- информационно-технологические инновации-использование сети Интернет, локальной сети в организации процесса обучения, использование новых технических средств обучения, возможностей современных оргтехнических средств, современного программного обеспечения, сетевых версий электронных учебников и учебных пособий;

- дидактическо-образовательные инновации-инновирование (частичное изменение, модернизация) принципов, содержания, методов, форм обучения и диагностирования образовательных результатов, использование инновационных педагогических технологий в системе дополнительного профессионального образования;

- организационные инновации - организация единого информационного образовательного пространства, появление новых организационных структур (информационный центр, центр дистанционного обучения и др.), использование инновационных форм сотрудничества с потребителями образовательных услуг через организацию сетевого взаимодействия;

- управленческие инновации - использование в управленческой деятельности новых демократических, мотивационных методов, применение технологий стратегического, проектного менеджмента, создание матричной структуры управления, использование информационно-коммуникационных форм и средств в управлении, внедрение новых механизмов контроля, экспертизы и диагностики деятельности образовательного учреждения системы дополнительного профессионального образования;

- экономическо-исследовательские инновации - проведение маркетинговых исследований, осуществление хоздоговорной деятельности, внедрение новых экономических механизмов в сфере оплаты труда работников учреждения дополнительного образования [3, с. 379].

Учитывая переход к глобальному информационному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только на организационных нововведениях, а на изменениях в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, дополнительное образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Литература

1. Новикова Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности: моногр / Т. Г. Новикова. М.: АПК и ППРО, 2006. С. 42.

2. Чегодаев Н. МТеоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: дисс. ... д-ра пед. наук / Н. М. Чегодаев. СПБ, 1997. С 34.

3. Лазаренко И. Р. Управление инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования управленческих педагогических кадров: дисс. ... д-ра пед. наук / И. Р. Лазаренко. Барнаул, 2006. С. 379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.