Новейшие технологии интерактивного обучения и их применение в школе Сейдаметова С. М.1, Зекерьяева Л. З.2
'Сейдаметова Сание Мамбетовна /Seydametova Saniye Mambetovna — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра прикладной информатики, факультет информатики;
2Зекерьяева Ленура Замировна / Zekeryaeva Lenura 2атгтоупа — магистр, направление: прикладная информатика, профиль: прикладная информатика в информационной сфере, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы применения интерактивных технологий обучения на уроках, а также возможности интерактивного обучения, которые благоприятствуют модернизации всей системы образования.
Ключевые слова: методы обучения, интерактивные технологии обучения, кластер.
Постановка проблемы
Нынешние обстоятельства эволюции образовательного процесса в школах, такие как, сжатый, небольшой курс обучения, внушительный диапазон данных и жесткие запросы к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям учащегося - невероятно сложно удовлетворить, опираясь исключительно на традиционные методы и средства педагогических технологий. Протекающие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки. Модернизация всей системы образования предусматривает необходимое внедрение в практику работы школы элементов нового содержания, последних образовательных технологий. Выходом из сложившейся ситуации и содействуют интерактивные методы, в той или иной степени не представляют, из себя что-то новое, вместе с тем недостаточно массово применяются в реальном образовательном процессе, а в некоторых случаях и в принципе не входят в арсенал педагога [1].
Анализ последних публикаций
Многообразие точек зрений, мнений по поводу использование интерактивных методов и технологий в образовании проанализированы в педагогических и психологических работах ученых. Так, В. П. Беспалько, А. И. Богомолов, А. Г. Молибог и др. выяснили результативность применения интерактивных технологий в образовании. В трудах Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, Е. Н. Волковой, Н. Суворова и др. определена ценность интерактивного обучения для социального формирования личности. Разбор литературы по проблеме исследования выявил, что большая часть рекомендуемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии (С. С. Кашлев) [2], во всяком случае, считается, что их применение допустимо и продуктивней и при обучении математике. Ученые предполагают, что ключевой, центральной отличительной чертой интерактивных технологий является принудительная интеллектуальная активность, потому как сама технология учебного процесса подталкивает к мышлению его участников независимо от их желания.
Цель статьи
Осветить ряд проблем касательно использования интерактивного обучения средствами компьютерных технологий, а также усовершенствование в образовании, спровоцировавшая реальные условия для развития всей системы образования, которые наводит на мысль о разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий.
Содержание статьи
Образование в школе предусматривает предостаточное количество методов обучения, различные типы уроков, которые стремятся достичь одну единственную цель - усваивание знаний учащимися. Введение нововведений или инноваций удачно присоединяются в сформировавшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную [3].
Отличительными чертами признаками пассивной модели (метода) является активность обучающей среды. Из чего следует, что учащиеся не контактируют друг с другом и не выполняют никаких творческих упражнений, а воспринимают предмет лишь из слов преподавателя или из текста учебника.
Активные методы рассчитаны на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель подразумевает присутствие творческих (часто домашние) упражнений и общение в системе ученик-учитель, как необходимость. Недостатком активного метода в том, что учащиеся не контактируют, не беседуют с другими учащимися, кроме преподавателя, а лишь выступают как субъекты обучения для себя.
Интерактивная модель стремится к формированию условий обучения с удобствами, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой. Собственно применение данного метода на уроках преподавателем, является признаком новаторства в процессе обучения [4].
Интерактивные технологии обучения представляют собой процесс обучения, которое обходится не без участия учащегося в коллективном, комплементарном, базирующийся на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Основной целью, является построение условий обучения, при которых все учащиеся свободно контактируют, беседуют друг с другом. Интерактивное обучение построено на моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Технология интерактивного обучения представляет собой систему методов налаживания взаимодействия преподавателя и учащихся в виде учебных игр, гарантирующие продуктивное познавательное общение с точки зрения педагогики, в конечном итоге формируются предпосылки к переживанию учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер [5].
Интерактивные формы обучения стремится достичь следующих задач:
■ Проявление у учащихся интереса.
■ Усваивание учебного материала на высшем уровне.
■ Самостоятельный отбор учениками идей и версий по поводу решения предложенной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения).
■ Установление связи между учащимися, работа в коллективе, выражать снисходительность, толерантность к любым мнениям своих товарищей, ценить свободу слова.
■ Возникновение у учащихся мнения и отношения.
■ Зарождение жизненных и профессиональных навыков [6].
Методика применения интерактивных технологий на уроках математики это:
• Реальность интерактивного взаимодействия.
• Активизация действия учащегося. (Малоубедительно будет просто слушать, и наблюдать, потребуется давать ответы на некоторые вопросы, предложенные во время демонстраций).
• Получение оценки действий каждого ученика, при ошибочном ответе - подсказку и предложение повторить попытку.
• Организация коллективно-самостоятельной работы на уроках.
• Возможность у преподавателя для индивидуальной прослежки работы и предложения учащихся, вносить изменения в работу и оказывать помощь учащимся (всем вместе или индивидуально).
• Допускает реализацию деятельностного подхода к обучению [7].
Развертывание интерактивного обучения происходит на любой стадии усвоения материала. При выборе метода обучения опираются на содержание учебного материала, уровень подготовки учащихся.
К интерактивным методам обучения можно отнести и составление кластера.
Кластер - союз нескольких сходных элементов, которые может восприниматься как самостоятельная единица, характеризующаяся конкретными свойствами.
Каковы стадии работы при составлении кластера?
1-я стадия - в центре чистого листа или классной доски пишется центральное слово или словосочетание, которое является ключом, основой идеи, темы.
2-я стадия - учащиеся конспектируют все то, что пришло на ум по поводу данной темы. В конечном итоге вокруг пишут слова или словосочетания, определяющие идеи, факты, подходящие для данной темы. Фиксируется все, что упоминают учащиеся, ничего не пропускается.
3-я стадия - реализация систематизации. Следом за чтение учебного пособия, объяснения преподавателя учащиеся подвергают к анализу и систематизации пройденный материал. Беспорядочные записи слов кооперируются в группы, которые зависят от содержания, которое поддерживает, отражает то или иное записанное понятие или факт. Исключается лишнее, неправильное.
4-я стадия - в ходе записи возникшие слова объединяются с центральным понятием прямыми линиями. У каждого из появившегося слова или словосочетания в свою очередь тоже появляются «спутники», формируются новые логические связи. В результате складывается структура, которая графически изображает размышления, устанавливает информационное поле данной темы [8].
Организация кластера возможна и при самостоятельном чтении учебного материала. Это дает возможность осмыслить прочитанное, у преподавателя выпадает шанс по составленному кластеру определить верность утверждения причинно-следственных связей и, при надобности оказать индивидуальную помощь учащимся.
Выводы
Таким образом, проведенный анализ показал, что реализация вышеперечисленных методических условий способствует становлению и развитию компетентности учеников.
Интерактивное обучение средствами компьютерных технологий играет важную роль в современном образовании и при быстром ритме жизни.
Применение методов интерактивного обучения способствует повышению мотивации учащихся, усилению интереса к учебе, а также возможности контролировать предъявление задач по трудности.
Литература
1. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей. М., 2004.
2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Пособие для педагогов. Мн.: Университетское, 2000. 95с.
3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
4. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н // Д.: Феникс, 2005, 474 с.
5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
6. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 336 с. (Педагогическое образование).
7. Берберян А. С., Сидоров С. В. (ред.) Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы II международной научно-практической конференции, 20-21 февраля 2012 г. Пенза -Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 388 с.
8. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 176 с.
Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2
'Джураева Барно Очиловна /Djuraeva Barno Ochilovna — старший преподаватель, кафедра общей педагогики; 2Муртазаева Хуршида Холмуминовна / Murtazaeva Khurshida Kholmuminovna — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье комплексный характер инноваций в сфере дополнительного образования рассматривается как инновационный процесс, представляющий собой целенаправленное, необратимое, качественное изменение системы, ее подсистем, компонентов, осуществляемое посредством сменяющих друг друга внутренне целостных и относительно самостоятельных этапов. Ключевые слова: инновации, классификация инноваций, дополнительное образование, инноватика, инновационные технологии, критерии инноваций.
Одной из важных задач современной педагогической инноватики является изучение классификации нововведений, знание которой совершенно необходимо для того, чтобы рассмотреть сущность объекта нашего исследования, дать всестороннюю характеристику осваиваемой инновации, понять то общее, что объединяет ее с другими, и то особенное, что отличает ее от других, осуществить прогноз ее развития, возможные эффекты, риски; чтобы, пользуясь всем этим знанием, наиболее точно выбирать необходимое нововведение для освоения, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения-технологию, учитывающую специфику нововведений [1, с. 42].
На основе классификационных критериев Н. М. Чегодаев определяет следующие основные виды нововведений в системе дополнительного профессионального образования педагогов:
По объекту изменения: структура процесса, информационно-компьютерное обеспечение, база учебной деятельности [2, с. 34].
По характеру инноваций: радикальные, основанные на новых концепциях регионального образования; модифицирующие - дополнение и совершенствование реформаторской практики непрерывного образования; комплексные - новое сочетание элементов инновационных систем.
По масштабу инновационных процессов: локальные, модульные, системные инновации в дополнительном профессиональном образовании.