Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний'

Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова А.Ю., Полуян Е.О.

В данной статье рассмотрены и проанализированы интерактивные методы обучения, и влияние этих методов на процесс обучения. Был проведен и проанализирован опрос студентов ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.147.34

А.Ю. Новикова

старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Е.О. Полуян студент магистратуры Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики г. Новосибирск, Российская Федерация

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация

В данной статье рассмотрены и проанализированы интерактивные методы обучения, и влияние этих методов на процесс обучения. Был проведен и проанализирован опрос студентов ВУЗа.

Ключевые слова Интерактивные методы, интерактивные занятия, методы обучения.

В настоящие время в большинстве учебных заведений используется форма односторонней коммуникации в качестве обучения студентов и учеников. Суть этой формы обучения заключается в том, что преподаватель передает информацию обучающимся. Одностороння коммуникация так же присутствует и на семинарах. Только уже обучающиеся передают информацию, в форме докладов, рефератов и ответов на поставленные проблемы и вопросы. Односторонняя связь может переходить в двустороннею, например, когда обучающийся задает вопрос преподавателю. Но кардинально другой является интерактивная форма обучения в образовательном процессе. Интерактивный - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы или диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом [1].

Роль преподавателя в интерактивных уроках направить студентов на изучение и закрепления нового материала. Обучающиеся не только усвоить новый материал урока, но и внести в него свои знания, которые основываются на их собственном опыте. Это помогает им лучше овладеть определенными умениями и лучше усвоить материал. К методу интерактивного обучению на семинарских занятиях может быть отнесен Эвристический метод обучения.

Суть данного метода заключается в формулировки наводящих вопросов ученикам, тем самым побуждая их прейти к правильному ответу. В настоящие время эвристическую беседу так же называют «Коллективным мышлением» так как у учеников происходит обмен различными вариантами теорий и предположений в решении поставленного вопроса тем самым активизируют мышление друг друга. Одними из видов эвристического метода являются деловые (ролевые) игры и мозговой штурм.

Деловые и ролевые игры - это игровой метод, который имитирует какую-либо сцену или момент на занятиях. Каждый студент играющий свою роль может задавать вопросы, высказывать свои соображения. Основная цель этого метода - тренировка спонтанной (неподготовленной) речи. Данный метод предоставляет условия практического общения, увеличивает словарный запас, а также устраняет границу между студентом и преподавателем.

Мозговой штурм данный метод широко применялся в 50-60х годах как метод периодической тренировки творческого мышления. При применении метода мозгового штурма соблюдают ряд законов, суть данных законов обеспечение свободы мышления участников данного метода. Поэтому в методе мозгового штурма принимают любые идеи, даже если они являются не верными, не применяется критика, и не останавливается обсуждение идей. Необходимо рассуждать и придумывать как можно больше идей. На

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

данный момент метод мозгового штурма активно применяется в случаях, когда необходимо найти все способы решения поставленной преподавателем целей и задач. Преподаватель делит студентов на группы. Исполнителей и экспертов, исполнителям предлагают ситуацию творческого плана в которой им необходимо решить поставленную задачу за определённое время. Далее в ход работы вступают эксперты, которые в процессе обсуждения принимают самые лучшие решения, представленные исполнителями. Затем команды меняются ролями. Возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает творческое мышление студентов, а также увеличивает взаимодействие и связь между преподавателем и студентами. Метод мозгового штурма является техникой развития беглости мышления. При высказываниях идей и мыслей у студентов развивается речь на иностранном языке. Этот метод особенно полезен, когда студенты проходят большую тему. А также "мозговой штурм" может применятся и при изучении нового материала. Обязательно к уроку, на котором будет проводиться этот метод должно предшествовать материал в виде кратких основ тем урока, например, основная лексика, или дополнительные (вспомогательные) вопросы.

Проведение методов интерактивного обучения требует предварительной подготовки преподавателя, он должен определить цель, сформулировать основные и дополнительные вопросы. У обучаемых требуется наличие определенных знаний, и понятий для выбранной темы семинара. Такие знания необходимо давать ученикам перед семинарами на лекциях.

В рамках исследования темы, были проведены интерактивные практические занятия на предметах английского языка, а затем анкетирование среди студентов СибГУТИ. В опросе приняли участие 90 человек. Большая часть опрошенных (78,7%) считают, что их знания стали усваиваться лучше благодаря интерактивным формам обучения. Для проведений такого рода занятий преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание урока, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме. По результатам проведенного опроса [Рисунок 1], было выявлено два наиболее предпочтительных метода интерактивного обучения, это:

• Деловые и ролевые игры (35,5 %)

• Мозговой штурм (25,8 %)

Рисунок 1 - Результаты опроса студентов по методам интерактивного обучения

Результаты проведения интерактивного метода обучения, показали, что у студентов не только проявляется интерес общаться на иностранном языке, но и высказывать свою точку зрения, учащиеся становятся раскрепощенными, уверенными на занятиях. Большая часть студентов (89,5%) хотели бы, чтобы интерактивные методы обучения применялись и на других предметах при обучении.

Подводя итоги можно сказать, в настоящее время наблюдается избыток информации у студентов, но эта информация не всегда качественная и хорошо структурированная, поэтому роль преподавателя заключается в подборе и структуризации материала, предоставлении информации студентам в нужное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

время и нужном месте. Без такой подачи информации, ее привязки к конкретной предметной области невозможно формирование компетенций у будущих специалистов [2]. Интерактивные методы обучения помогают преподавателю преодолеть возникающие трудности, которые характерны для учебного процесса. По результатам проведенных занятий интерактивные методы обучения увеличили эффективность усваивания материала и улучшили глубину знаний. У студентов вырос интерес к предмету, видно, что повысилась вовлеченность в обсуждениях решаемых проблем, стала думать и участвовать вся группа. Список использованной литературы:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ. - 2013. - 97 с.

2. Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.

3. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 31-35.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2009. - 192 с.

© Новикова А.Ю., Полуян Е.О., 2016

УДК 378

Панюкова Екатерина Владимировна

канд. пед. наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: pev-home@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье анализируются принципы и возможности использования «облачных технологий» в учебном процессе.

Ключевые слова

Образовательный процесс, «облачные технологии», информационные технологии.

Одной из важнейших проблем современного человека является формирование достаточно высокого уровня культуры работы с информацией, владения информационными технологиями. На сегодняшний день умение работать с информацией является важным качеством любого специалиста [1, с.113].

Возможности «облачных технологий» многие знают не понаслышке, и достаточное количество пользователей применяют их, как в повседневной, так и профессиональной деятельности.

Опыт применения «облачных технологий» в учебном процессе был представлен на вебинарах и мастер-классах III международной дистанционной практикоориентированной конференции «Инновации для образования» на портале «Образовательная галактика Intel».

Проведя анализ материалов конференции можно сделать вывод, что применение «облачных технологий» в учебном процессе позволяет совершенствовать образовательный процесс и делает его более гибким.

К основным функциям «облачных технологий» в обучении можно отнести:

- обучающую;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.