Научная статья на тему 'Инновации в дошкольном образовании (итоги работы региональной научно-практической конференции)'

Инновации в дошкольном образовании (итоги работы региональной научно-практической конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в дошкольном образовании (итоги работы региональной научно-практической конференции)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 373

В. Н. Белкина

Инновации в дошкольном образовании (итоги работы региональной научно-практической конференции)

SCIENTIFIC LIFE

V. N. Belkina

Innovation in Preschool Education (results of the regional scientific-practical conference)

В сентябре - ноябре 2016 г. состоялась региональная научно-практическая конференция «Инновации в дошкольном образовании», организованная кафедрой дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского совместно с ИРО Ярославской области. Конференция проходила в форме тематических «круглых столов» на базе дошкольных образовательных организаций г. Ярославля. Тематика «круглых столов» была определена в соответствии с наиболее приоритетными сегодня направлениями деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО): «Здоровьесберегающие аспекты деятельности дошкольной образовательной организации» (база проведения - ДОО № 65, заведующая детским садом - О. В. Галстян; куратор - ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ, канд. пед. наук

Е. А. Смирнов); «Информационно-

коммуникационные технологии в дошкольном образовании» (база проведения - ДОО № 192, заведующая детским садом - И. В. Булатова, куратор - доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ, канд. пед. наук Н. В. Елкина); «Актуальные направления деятельности дошкольной образовательной организации по социализации дошкольника» (база проведения - ДОО № 187, заведующая детским садом - Л. А. Соколова, кураторы - зав. кафедрой начального образования ИРО Ярославской области, доцент, канд. пед. наук О. В. Тихомирова,

доцент кафедры дошкольного образования ИРО Ярославской области, канд. пед. наук

Т. Н. Захарова).

Общее количество участников конференции -218 человек (педагоги ДОО, преподаватели педагогических колледжей и ЯГПУ, представители Департамента образования Ярославской области, ГЦРО г. Ярославля).

В рамках конференции выступили 74 специалиста в области дошкольного образования. На конференции были представлены 17 муниципальных районов Ярославской области, наиболее широко - Ярославль, Рыбинск, Гарилов-Ям, Пе-реславль-Залесский.

На пленарных заседаниях конференции, которые состоялись 29 сентября и 10 ноября с. г., выступили и. о. ректора ЯГПУ, доктор пед. наук М. В. Груздев; заместитель директора Департамента Ярославской области С. В. Астафьева; зав. кафедрой дошкольного образования Института развития образования Ярославской области, канд. пед. наук Е. В. Коточигова; зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ, докт. пед. наук, профессор В. Н. Белкина; ст. методист Городского центра развития образования г. Ярославля Н. В. Кошлева; зав. практикой Ярославского педагогического колледжа Н. А. Колесова.

В выступлениях была подчеркнута закономерность возникновения новых идей, технологий, форм работы в системе дошкольного обра-

© Белкина В. Н., 2017

Инновации в дошкольном образовании (итоги работы региональной научно-практической конференции) 373

зования. Изменения коснулись социально-культурной среды, в которой растет современный ребенок, поэтому и ребенок сегодня несколько иной. Это невозможно не учитывать в семье и педагогической деятельности организаций, работающих с маленькими детьми. Однако важно понимать и необходимость преемственности в функционировании системы дошкольного образования. Принципы, на которых зиждется деятельность детских садов, системы дополнительного образования, остаются неизменными: гуманизм, доступность, преемственность ступеней образования, индивидуальный подход, вариативность, связь с семьей.

Как отмечали выступающие, важным элементом развития системы дошкольного образования является и совершенствование педагога. Поэтому приобрели значимость конкурсы профессионального мастерства педагогов (например, городской конкурс «Золотой фонд», основными задачами которого стали обобщение передового педагогического опыта, профессиональный рост педагогов; международный конкурс «World-Skills», в котором участвуют практики, студенты учреждений среднего профессионального образования, в том числе и в номинации «Дошкольное образование»). Много новых направлений повышения квалификации педагогов предлагает сегодня и Институт развития образования Ярославской области, учитывая интересы педагогов, уровень профессиональной подготовки, направленность деятельности дошкольных образовательных организаций.

Конференция продемонстрировала, во-первых, неподдельный интерес практиков к современным проблемам дошкольного образования; во-вторых, стремление детских садов нашего региона к использованию в своей деятельности новых подходов, форм работы с детьми и родителями. Важной оказалась и возможность непосредственного общения педагогов дошкольных образовательных организаций, обмена опытом работы, особенно в области нововведений.

Многие формы работы с детьми стали достаточно распространенными, традиционными, особенно в контексте здоровьесбережения (и физического, и социально-нравственного, и психологического здоровья ребенка), использования информационно-коммуникационных технологий (сайты детских садов, тематические веб-

семинары с родителями, мастер-классы, «круглые столы» с участием педагогов и родителей), реализация системы воспитания детей по различным направлениям развития личности ребенка (например, гражданско-правовое воспитание). Особо следует подчеркнуть активное и системное взаимодействие педагогического коллектива дошкольной организации с семьей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процессы.

Вместе с тем много новых форм, методов работы было представлено в рамках конференции. В частности, «Парашют-технология», «Сказочная гимнастика», фитбол-гимнастика в оздоровительной работе с детьми дают замечательные результаты, поскольку вызывают глубокий интерес у детей и показывают необходимость совершенствовать свое мастерство воспитателям и узким специалистам в детских садах. Активно внедряется в работу детских садов технология флипчар-тов, созданных с помощью специальной компьютерной программы, что позволяет демонстрировать различные развивающие материалы («Азбука настроения», «Пазлы», «Волшебное зеркало», «Фильм! Фильм! Фильм!», «Планета феи математики»). То есть создается настоящий интерактивный медиабанк, что повышает эффективность формирования у детей представлений об окружающем мире и мотивацию познавательной деятельности ребенка, позволяет индивидуализировать обучение детей и раскрывать творческий потенциал педагога.

Много внимания было уделено реализации в дошкольных организациях совершенно новых идей, обсуждаемых педагогическим сообществом. В частности, проблема инклюзии, актуальная сегодня для всех образовательных уровней образования, грамотно решается и в дошкольном организациях: выстраивается система в работе с детьми, имеющими разные возможности и потенциал развития, включающая индивидуальную диагностику детей, подготовку ребенка к вхождению в группу сверстников, отслеживание результатов его пребывания в группе, кор-рекционную работу с ребенком, работу с родителями.

Таким образом, конференция стала, в известном смысле, инновационной площадкой презентации, обобщения и внедрения идей современного дошкольного образования региона.

374

В. Н. Белкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.