Научная статья на тему 'Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год'

Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год»

ХйОМИНА. l У i»

Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год (далее Программа)

Государственный заказчик Программы Администрация Ярославской области

Директор Программы Т.А. Степанова, директор департамента образования, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Научный консультант Программы М.И. Рожков, директор института педагогики и психологии ЯГПУ, доктор педагогических наук, профессор

Основные разработчики Программы департамент образования Администрации Ярославской области, Центр региональных проблем образования института педагогики и психологии ЯГПУ, Институт повышения квалификации работников образования

Главная цель Программы создание условий и механизмов для развития образования и саморазвития всех участников образовательного процесса

Задачи Программы 1. Придание учреждениям образования статуса самостоятельных хозяйствующих субъектов на основе нормативного (подушевого) финансирования. 2. Развитие и совершенствование государственных механизмов управления качеством образования. 3. Формирование общественных механизмов управления качеством образования. 4. Обеспечение оптимальной организации образовательного пространства каждого муниципального округа. 5. Разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта, поиск и освоение технологий его реализации. 6. Реструктуризация органов управления и инфраструктуры региональной системы образования. 7. Формирование регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации руководящих и педагогических (инженерно-педагогических) работников. 8. Укрепление материальной базы для информационного обеспечения образовательного процесса

Сроки и этапы реализации Программы 2001-2003 гг.

Исполнители Программы департамент образования Администрации области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения области

Общая стоимость Программы 459,5 млн. рублей, в том числе: - 204 млн.руб. - средства субзайма Международного банка реконструкции и развития и Института «Открытое общество»; - 157 млн.руб. - капитальные вложения.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - достижение нового качества образования; - самостоятельность образовательных учреждений; - оптимальная организация образовательного пространства региона и каждого муниципального округа;

Приложение к постановлению Администрации области от 08.11.2000 № 197-а

- упорядочение движения финансовых средств в образовании; - эффективное шпашйованиебюджешых ресурсов; - создание регионального мониторинга и образовательной статистики; - совершенствование инструментария и технологий государственного управления качеством образования; - формирование в регионе общественных структур управления качеством образования; - повышение квалификации педагогических кадров и администраторов образования; - формирование гибкой системы управления PCO и оптимальной инфраструктуры образования; - формирование регионального компонента государственного образовательного стандарта; - формирование конструктивных связей учреждений образования с субъектами внешней среды

Ответственные лица для контактов Ж.А. Шилова , первый заместитель директора департамента образования М.В. Груздев, заместитель директора департамента образования H.H. Кононова, заместитель директора департамента образования Н.П. Карагезян, заместитель директора департамента образования, председатель комитета профессионального образования

Куратор Программы Т.А. Степанова - директор департамента образования

ВВЕДЕНИЕ

Программа развития образования в Ярославской области является организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования на территории Ярославской области.

Программа определяет стратегию и основные направления модернизации региональной системы образования на 2001-2003 годы и перспективы развития по 2005 год в соответствии с Федеральной программой развития образования и Стратегией социально-экономического развития России. Программа является составной частью губернаторской программы «От выживания к благополучию», Основных направлений социально-

экономической политики Ярославской области на 2000-2003 гг. и Концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на 2000-2003 гг.

Настоящая Программа предназначена для обеспечения управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

В течение нескольких последних лет региональная система образования рассматривалась как фактор, обеспечивающий стабильность социальной ситуации в области.

Развитие региона предполагает становление в социуме новых культурных ценностей: свободы выбора, самостоятельного действия, предприимчивости и ответственности за состояние общества. В связи с этим на современном этапе меняется предназначение образования вообще и регионального образования в частности. Из фактора стабилизации образование в Ярославской области в ближайшие годы должно стать основополагающим фактором развития региона, формирующим людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.

В условиях дефицита бюджетного финансирования региональной системе образования необходимо обеспечить качество образования, соответствующее потребностям личности, социума и рынка труда.

Механизм реализации Программы. Программа развития образования будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативные планы, критерии достижения промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния системы и качества образования.

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет коллегия департамента образования. Оперативный контроль за реализацией плана действий - департамент образования, отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области.

1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ

И ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Главным итогом деятельности органов управления всех уровней и работы педагогических коллективов по реализации Программы развития образования на 1995-1997 гг. и перспектив развития образования до 2000 г., утвержденных постановлением губернатора Ярославской области от 24.01.95 № 28, является стабильно работающая и содержательно развивающаяся региональная система образования. На 01.09.2000 в области функционируют свыше 1500 образовательных учреждений всех типов и уровней образования (в 1995 г. их было 1629, сокращение произошло из-за уменьшения контингента дошкольников). За 1995-1999 гг. построено 12 школ на 6589 ученических мест и 1 дошкольное учреждение на 90 мест. Проведена реконструкция областной психолого-медико-педагогической консультации. Открыты 2 государственных учреждения Ярославской области: Центр лицензирования и Центр оценки и контроля качества образования, которые становятся главным инструментом осуществления государственного контроля качества образования. Открыт областной центр по опеке, усыновлению и попечительству.

На начало 2000/2001 учебного года начали работать 611 дошкольных учреждений (45,1 тыс. воспитанников), 585 общеобразовательных учреждений различных видов (173,9 тыс. учащихся), 46 учреждений начального профессионального образования (17,8 тыс. учащихся), 29 учреждений среднего профессионального образования (16,6 тыс. обучающихся), 52 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в особой государственной поддержке и защите (3,8 тыс. воспитанников), 116 учреждений дополнительного образования (75,9 тыс. детей), 33 вуза, в том числе филиалы и представительства (37 тыс. чел), 85 негосударственных образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях области занято 31,5 тыс. педагогов.

За прошедшие годы ежегоднб проходили переподготовку на курсах повышения квалификации более 8000 работников региональной системы образования. Осуществляется целевая подготовка и переподготовка кадров за счет средств областного бюджета.

Около 100 администраторов учреждений региональной системы образования прошли переподготовку в Ярославском государствен-

ном педагогическом университете и получили второе высшее профессиональное образование и специальность «менеджер социальной сферы».

В настоящее время в числе действующих негосударственных образовательных учреждений разных типов и видов - 8 общеобразовательных. В последних обучаются 595 учащихся. Шесть негосударственных общеобразовательных учреждений имеют государственную аккредитацию. Деятельность негосударственных образовательных учреждений положительно сказывается на развитии всей системы образования: они наиболее гибко реагируют на изменения внешней среды, вносят разнообразие в рынок образовательных услуг, в них успешно решаются проблемы преемственности образования и индивидуализации обучения, апробируются многие авторские программы и проекты.

Введен в действие государственный образовательный стандарт начального, среднего и высшего профессионального образования, реализуется Концепция опережающего профессионального образования.

Постоянно совершенствуются условия оплаты труда различных категорий педагогических и руководящих работников образования. Учреждены премии губернатора «За особые достижения в образовании» учителям и педагогическим коллективам, установлены стипендии одаренным учащимся.

Основные положения региональной политики в области образования, механизмы ее реализации определены в 8 региональных концепциях и 6 законах, разработанных и утвержденных в эги годы, программах, учебных и методических пособиях.

Реализация программных подходов осуществлялась в основном в рамках текущего финансирования, поэтому затратные мероприятия Программы остались не реализованными в полном объеме (информатизация образования, новое строительство и др.).

Из приоритетов сферы образования предметом первоочередной заботы департамент считает реализацию подпрограмм социальной поддержки и реабилитации детей и подростков. Положительно зарекомендовало себя межведомственное взаимодействие. Ведомственная программа патриотического воспитания переросла в Губернаторскую программу патриотического воспитания молодежи Ярославской области. Реализуется межведомственная программа занятости молодежи. С целью раз-

вития региональных концептуальных положений функционируют областные и 3 федеральные экспериментальные площадки.

Обозначился комплексный подход в решении социальных задач и адресности социальной помощи.

Становится определяющей социальная направленность в деятельности образовательных учреждений. Они все больше внимания уделяют работе в режиме реабилитации, коррекции развития и социальной помощи детям и подросткам. Осуществляется психологическое обеспечение педагогической деятельности через психологическую службу региона.

Обоснованно и эффективно реализуются развивающие коррекционные и компенсирующие программы обучения.

При дефиците финансовых и материальных ресурсов Департамент образования совместно с муниципальными органами управления, педагогическими коллективами обеспечивал доступность основных образовательных услуг на всех ступенях обучения, условия для регионализации процесса обучения при сохранении лучших традиций в достижении высокого качества российского образования.

Четкое нормативное обеспечение порядка и обоснованность отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений способствовали значительному сокращению за последние годы числа обучающихся, отчисленных из общеобразовательных учреждений области.

В системе общего образования удалось сохранить бесплатность федерального комплекта школьных учебников, приобретаемых за счет бюджета области.

ДЛя научно-методического обеспечения реализации регионального компонента содержания образования департамент осуществляет региональное книгоиздание - выпуски серии «Инициатива. Творчество. Поиск», нормативное правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений.

Ярославский регион, один из немногих в РФ, осуществляет паритетное сотрудничество с Московской дирекцией Института «Открытое Общество. Фонд Сороса». Грантополучателям региона выделена сумма более 200 тыс. долларов. В 2000 году департамент образования Администрации области выиграл тендер Института «Открытое общество». Областной проект «Региональная система управления качеством образования» получил в 2000г. финансирование в размере 500 тыс.американских долларов.

В 1999 году начата работа по практическому участию Ярославского региона в проекте «Поддержка реструктурирования системы образования» с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития.

1.2. За последние несколько лет в экономике и социуме Ярославского региона произошли существенные изменения:

• обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, сохраняется высокий уровень безработицы, происходит поляризация жизненного уровня различных групп населения;

• изменилась демографическая ситуация: падение рождаемости, снижение числа практически здоровых новорожденных детей, увеличение смертности среди населения области, особенно в сельской местности, и, как следствие, - прогрессирующее сокращение количества учащихся и воспитанников в учреждениях региональной системы образования и предстоящее высвобождение значительного количества сотрудников из сферы образова-ния(приложения 1,2,3,4);

• возрождается религиозное сознание населения Ярославской области, вновь открываются монастыри, православные храмы, при многих из них организуются воскресные школы;

• наметились тенденции к изменению традиционных ценностей жителей центральной полосы России: потребности значительной части молодежи области направлены на удовлетворение личных интересов, коллективизм постепенно вытесняется индивидуализмом;

рынок труда области предъявляет дополнительные требования к качеству образования выпускников учреждений региональной системы образования, он перенасыщен специалистами, имеющими высшее и среднее профессиональное, в том числе педагогическое, образование;

• в регионе продолжается дифференциация потребителей образовательных услуг (по доходам, требованиям к образованию и т.п.). Значительная часть родителей и учащихся предъявляет к качеству общего среднего и начального профессионального образования повышенные требования. В массовом сознании качественное образование ассоциируется с возможностью поступления в учреждения высшего профессионального образования;

из-за сокращения количества учащихся в городах области и крупных населен-

ных пунктах появляется возможность реального выбора детьми и их родителями учреждений для получения образования, в т.ч. и негосударственных. У части населения появилась экономическая возможность и социальная готовность получать платное или частично платное образование.

Региональная система образования Ярославской области в целом характеризуется:

• стабильностью и устойчивостью;

• наличием необходимой нормативной и правовой базы для функционирования и развития образовательных учреждений;

• типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений;

развитием процессов гуманизации образования и демократизации управления;

устойчивыми связями учреждений общего образования с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;

• наличием образовательной телекоммуникационной сети, объединяющей более 100 учреждений и органов управления образованием;

• наличием дополнительных региональных социальных гарантий для работников образования;

• государственной поддержкой инновационных процессов как на уровне управления системой, так и на уровне образовательного учреждения с привлечением высококвалифицированных научных кадров;

• наличием региональной системы психолого-педагогической поддержки образования;

• в* целом положительной оценкой населением и Администрацией области деятельности учреждений региональной системы образования.

1.3. В то же время следует отметить, что значительное количество учащихся имеет низкую мотивацию учения. Некоторые специальности, полученные в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, не пользуются спросом т региональном рынке труда. Часть выпускников образовательных учреждений неспособна активно заниматься поиском места своей будущей учебы или работы. Существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ.

Высок субъективизм в оценке знаний учащихся.

В образовательном процессе образовательных учреждений преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции «объекта», что не позволяет им, в конечном итоге, осуществлять выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для их достижения адекватные средства.

Наблюдается «разрыв» между декларируемыми и фактически реализуемыми в учреждениях образования целями и ценностями.

Финансирование учреждений региональной системы образования происходит за счет федерального (начального, среднего и высшего профессионального образования), областного бюджета и бюджетов муниципальных образований по территориальному принципу. Практически все выделенные бюджетные средства расходуются на заработную плату сотрудников. Отсутствуют средства на восстановление и обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая не соответствует современным требованиям и часто не отвечает санитарным нормам, вследствие чего отдельным учреждениям в выдаче лицензии на образовательную деятельность отказано.

Платежи в бюджет и расчеты за коммунальные услуги, предоставляемые учреждениям региональной системы образования (за исключением начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования), осуществляются централизованными бухгалтериями отделов образования муниципальных округов и сельских администраций. Выделенные бюджетные средства не всегда доходят до конкретного образовательного учреждения, поэтому руководители учреждений практически не имеют возможности распоряжаться финансовыми ресурсами.

Сложившаяся в области система переподготовки, повышения квалификации, аттестации, оценки и вознаграждения администраторов всех уровней региональной системы образования не всегда обеспечивает качественное изменение управленческой деятельности последних. Повышение квалификации педагогических работников не приводит к значимому изменению в результативности их деятельности. Сама аттестация часто служит только одним из средств социальной защиты работников образования.

Продолжается старение педагогических и руководящих кадров учреждений образования области. Большинство руководителей образо-

вательных учреждений области не имеют про-- фессионального образования менеджера.

Отсутствует система подготовки резерва управленческих кадров для системы регионального образования. Из-за относительно низкой заработной платы наблюдается отток из региональной системы образования в другие сферы высококвалифицированных специалистов, владеющих информационными технологиями, иностранными языками и т.д.

1.4. Анализ состояния региональной системы образования, анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей и изменений, происходящих в экономике и социуме, позволяют выделить следующие противоречия: между содержанием и качеством образования учреждений региональной системы образования и требованиями к ним личности обучающихся и рынка труда;

• между декларируемыми целями образования и средствами, посредством которых реализуются эти цели;

• между предложением образовательных услуг и их спросом на рынке труда;

• между расчетной мощностью сети образовательных учреждений области и фактическим количеством учащихся;

• между потребностями региональной системы в финансовых ресурсах и реальными возможностями бюджетного финансирования;

• между организационной культурой образовательных учреждений и культурой социума и сферы трудовой деятельности;

между содержанием образования учреждений повышения квалификации и реальными потребностями администрации и педагогических работников учреждений региональной системы образования;

• между существующей системой управления и задачами развития регионального образования.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2001-2003 ГОДЫ

Настоящая Программа предназначена для обеспечения управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Новое качественное состояние региональной системы образования предполагает:

2.1. Сущностные изменения отношений учреждений региональной системы образования с субъектами внешней среды. Эти отношения должны обеспечить:

» открытость системы, ее мобильность и гибкость;

ориентацию образовательных учреждений на основных «заказчиков и потребителей»;

адекватность реакции на изменения внешней среды;

развитие социального партнерства, активный поиск образовательными учреждениями деловых партнеров и дополнительных источников внебюджетного финансирования.

2.2. Сущностные изменения внутренней среды образовательных учреждений (уровень профессионализма кадров, образовательные технологии, организационная культура), которые должны обеспечить:

успешность учащихся и воспитанников в течение всего пребывания в образовательном учреждении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализацию в учреждениях продуктивных образовательных технологий;

оптимальное соотношение различных видов деятельности учащегося, его интеллектуальной, эмоциональной и физической активности и напряженности;

реализацию субъектной позиции учащегося и воспитанника (его законных представителей) в образовательном процессе;

необходимую и достаточную степень свободы для выбора учащимися и воспитанниками способов поведения;

возможность выбора учащимися и воспитанниками видов деятельности и содержания образования (сверх обязательного государственного минимума);

воспроизводство в образовательном процессе социально-экономических отношений, доминирующих в обществе.

2.3. Сущностные изменения структуры и управления региональной системы образования, которые должны обеспечить:

- экономическую целесообразность региональной системы образования;

- управляемость учреждений региональной системы образования;

- самостоятельность и относительную автономность образовательных учреждений.

Приоритетные направления модернизации региональной системы образования:

- создание равных возможностей доступа к образованию для различных категорий населения области;

- создание нового финансового механизма управления образованием и условий для повышения качества образования;

- формирование механизмов государственно-общественного управления региональной системой образования;

- формирование новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для региональной системы образования;

- оптимизация сети образовательных учреждений;

- развитие отношений партнерства между региональной системой образования и другими организациями и социальными институтами;

- обеспечение социальной защиты учащихся, воспитанников, студентов и работников региональной системы образования.

- дальнейшее развитие в образовании процессов гуманизации и демократизации управления образовательными учреждениями;

- развитие информатизации образования.

Реализация настоящей Программы предполагает решение следующих задач:

- придание учреждениям образования статуса самостоятельных хозяйствующих субъектов на основе нормативного (подушевого) финансирования;

- совершенствование и развитие государственных механизмов управления качеством образования;

- формирование общественных механизмов управления качеством образования;

- обеспечение оптимальной организации образовательного пространства каждого муниципального округа;

- разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта, поиск и освоение технологий его реализации;

- реструктуризация органов управления и инфраструктуры региональной системы образования;

- формирование регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации руководящих и педагогических (инженерно-педагогических) кадров;

- укрепление материальной базы учреждений образования, в том числе и для информационного обеспечения образовательного процесса.

Приоритетные направления деятельности

В дошкольном образовании:

- приведение содержания дошкольного образования в соответствие с требованиями государственных стандартов;

- переход на адресную основу оплаты содержания детей из малообеспеченных семей;

- обеспечение общедоступности образовательных услуг, осуществляемых дошкольными учреждениями;

- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников;

- создание в дошкольных учреждениях среды, способствующей развитию индивидуальных особенностей детей;

- обеспечение условий для расширения социального и коммуникативного пространства ребенка, формирование базовых навыков общения;

- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;

- интеграция дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования;

- внедрение гибких программ дошкольного образования для 5-6-летних детей с посещением дошкольных образовательных учреждений 2-3 раза в неделю;

- обеспечение ситуации успеха для ребенка в различных видах деятельности.

В общем среднем образовании:

- приведение качества общего образования в соответствие с потребностями личности, общества и рынка труда;

- обязательное обеспечение в школах области содержания общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся за счет вариативной части учебного плана;

- создание региональной системы мониторинга качества общего образования;

- разработка, внедрение и методическое сопровождение реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

- создание условий для качественного образования сельских школьников;

- оптимальное размещение в муниципальных округах классов 111 ступени обучения;

- завершение повсеместного перехода на четырехлетнюю начальную школу;

- подготовка педагогических коллективов школ и родительской общественности к новой (12 -летней) структуре общего образования и проведению единого общенационального экзамена;

- освоение педагогическими коллективами школ области и внедрение в практику обучения продуктивных образовательных технологий;

- формирование в общеобразовательных школах позитивной организационной культуры.

В начальном профессиональном образовании:

приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки выпускников в соответствие с требованиями рынка труда;

- реструктуризация (оптимизация) сети учреждений начального профессионального образования региона в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей населения; создание эффективной системы обучения лиц с ограниченными возможностями;

- достижение нового качества начального профессионального образования на основе реализации концепции опережающего профессионального образования и усиления в нем регионального компонента;

- совершенствование системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников на основе новых требований к их профессиональной деятельности;

- повышение самостоятельности учреждений начального профессионального образования в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности на основе нормативного и многоканального финансирования;

- совершенствование механизмов социального партнерства.

В среднем профессиональном образовании:

- изменение масштабов и структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием путем формирования объемов и профилей подготовки специалистов среднего звена в соответствии с потребностями населения и рынка труда в области, согласования с другими уровнями профессионального образования;

совершенствование нормативно-правового и организационного механизма дея-

тельности системы среднего профессионального образования, формирование экономической основы развития учебных заведений области в современных социально-экономических условиях;

- формирование эффективной системы государственно-общественного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования наряду с расширением их автономности;

- развитие кадрового потенциала ссузов области в соответствии с современными требованиями к подготовке специалистов;

развитие научно-исследовательской деятельности по важнейшим проблемам реформирования системы среднего профессионального образования;

- расширение социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов;

укрепление системы социально-экономической поддержки обучающихся, выпускников и работников ссузов.

В высшем профессиональном образовании:

- обеспечение формирования кадровой составляющей хозяйственного комплекса и воспроизводства кадров высшей квалификации по различным направлениям науки и практики в соответствии с потребностями области на конкретном этапе развития;

- развитие научного потенциала высших учебных заведений и активное использование его в интересах области;

- переход к многоуровневой подготовке специалистов с высшим образованием;

- интеграция учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

В дополнительном образовании детей:

- формирование и удовлетворение заказов детей и родителей на дополнительные образовательные программы и услуги;

- вхождение дополнительного образования детей в общее образовательное пространство региона с целью обеспечения непрерывного образования детей;

- достижение нового качества работы системы дополнительного образования путем обновления его содержания и организации;

- создание инновационных дополнительных образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии и удовлетворяющих разнообразные потребности детей;

- создание условий для удовлетворения потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями;

- обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе с ограниченными возможностями;

- создание системы научного обеспечения дополнительного образования детей.

В специальном коррекционном образовании:

- развитие сети образовательных учреждений для оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

- создание системы ранней диагностики и профилактики отклонений в развитии детей;

- совершенствование сети образовательных учреждений, образовательных технологий и программно-методического обеспечения;

- обеспечение условий для подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков с нарушениями в развитии;

- создание условий для пребывания детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах, формирование толерантного отношения к ним;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для реализации специальных (коррекционных) программ.

В негосударственном секторе образования:

- развитие сети негосударственных образовательных учреждений;

- расширение взаимодействия систем государственного и негосударственного образования с цейью отработки продуктивных образовательных технологий;

- инициирование создания областной ассоциации негосударственных образовательных учреждений;

- обобщение опыта взаимодействия негосударственных учреждений образования с общественностью и социальными партнерам] и распространение его на региональную систему образования.

В организации воспитательной работы с учащимися:

- создание воспитывающей среды образовательных учреждений, которая предполагает формирование отношений, способствующих социальному становлению и развитию человека, формированию его индивидуальности;

- взаимодействие институтов воспитания, позволяющее на основе комплексного изучения

воспитанника оказать ему различного рода помощь в решении возникающих проблем;

- создание поля самореализации личности, обеспечивающего активизацию процессов самовоспитания и реализацию молодыми людьми своих потенциальных возможностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогизация социального окружения образовательного учреждения в целях реформирования процесса организации воспитательной работы.

В организации работы с детьми - сиротами:

- профилактика социального сиротства;

- координация всех заинтересованных ведомств (образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения, служба занято-стй населения, правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних) в целях раннего выявления детей, нуждающихся в помощи государства, оказания помощи неблагополучным и проблемным семьям;

- развитие семейных форм устройства де-тей-сирот (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья);

- обеспечение сопровождения и патронирования выпускников детских домов (совместно с органами социальной защиты населения);

- обеспечение нового содержания, форм и методов работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание волонтерских отрядов из числа студенческой молодежи для работы в детских домах и школах-интернатах.

В психологическом обеспечении образования:

- дальнейшее формирование и развитие службы практической психологии в системе образования Ярославской области как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования за счет обогащения образовательного результата новым содержанием и оптимизации его достижения;

- создание нормативных, организационных, кадровых и других условий для деятельности службы практической психологии;

- формирование единого коррекционно-развивающего пространства, усиление интегра-тивности в деятельности специалистов психо-лого-медико-педагогических служб, других служб и ведомств: психологов, медицинских работников, психотерапевтов, логопедов и т.д.;

- разработка концепции мониторинга развития ребенка в системе образования, апробация ее в учреждениях области;

- повышение уровня психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса, снижение уровня школьной дезадаптации, повышение учебной и педагогической мотивации, снижение тревоги перед будущим, повышение уровня профессиональной информированности, жизненного и профессионального самоопределения у выпускников школ, формирование навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

- разработка предложений по процессуальным и результативным показателям деятельности руководящих и педагогических кадров системы образования и образовательных учреждений, связанных с обеспечением психологического благополучия участников образовательного процесса;

- включение в программы подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы образования вопросов психологического обеспечения, организации деятельности службы практической психологии, обеспечения взаимодействия психологов, социальных педагогов, руководителей органов управления образованием и других участников образовательного процесса.

В сохранении здоровья учащихся:

- организация конструктивного взаимодействия учреждений образования с учреждениями здравоохранения и Госсанэпиднадзора;

- безусловное выполнение требований государственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях образования области. Совершенствование процедуры лицензирования образовательной деятельности;

- обеспечение в учреждениях образования щадящего режима для часто болеющих детей (формирование трупп часто болеющих детей);

- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы, связанные с , повышением двигательной активности учащихся.

Особой своей задачей департамент считает развитие образования на селе. Для обеспечения качественной подготовки учащихся, проживающих в сельской местности, и предоставления им реальной возможности получения дальнейшего профессионального образования предполагается:

- реструктурирование сети образовательных учреждений;

- преобразование малочисленных школ в филиалы более крупных;

- создание сельских образовательных комплексов ассоциативного типа, объединяющих несколько близлежащих школ;

- организация подвоза детей из отдельных населенных пунктов в близлежащие школы;

- создание сельских школ-комплексов (школа-детский сад, школа - учреждение дополнительного образования и т.д.);

- разработка и использование программ, обеспечивающих разностороннее образование с учетом региональных факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и общества в целом;

- разработка и использование образовательных технологий, повышающих эффективность обучения и воспитания в сельской школе;

- создание условий для дифференцированного образования сельских школьников, обучающихся в малочисленных школах, имеющих различные образовательные потребности;

- организация и мониторинг инновационной деятельности в сельских школах;

- обеспечение взаимодействия школы и социума, рациональное использование всех имеющихся на селе ресурсов (кадровых, природных, материальных, культурных, информационных и др.) в образовательном процессе.

3. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

/ Важнейшим механизмом управления и развития региональной системы образования является внедрение нормативного (подушевого) финансирования учреждений образования.

С 2002-2003 года финансирование учреждений региональной системы образования предполагается осуществлять пропорционально количеству учащихся (воспитанников) на основе норматива расходов на содержание одного ученика. В городах и крупных населенных пунктах, где учащиеся, воспитанники, студенты и их родители имеют реальную возможность выбора учреждения для получения образования, предполагается осуществление принципа «деньги следуют за учеником».

Руководители и педагогические коллективы, стремясь обеспечить учреждению боль-

шее финансирование, будут проявлять заинтересованность в качественном образовании учащихся, учитывать при этом не только требования государственного образовательного стандарта, но и запросы родителей и самих учащихся.

Для формирования механизма нормативного финансирования необходимо осуществить следующие мероприятия:

- разработать нормативы бюджетного финансирования (НБФ) городских и сельских образовательных учреждений различных типов и видов;

- разработать схемы финансирования и бухгалтерского обслуживания образовательных учреждений;

- подготовить необходимую нормативную правовую базу;

- создать бухгалтерии в крупных образовательных учреждениях области;

- подготовить директоров и главных бухгалтеров к осуществлению самостоятельной финансово- хозяйственной деятельности учреждений;

- создать и развернуть в муниципальных округах деятельность службы бухгалтерского аудита и консалтинга при информационно-образовательных центрах (полифункциональных инфраструктурных учреждениях, преемниках муниципальных методических служб);

- осуществить поэтапный процесс придания образовательным учреждениям статуса бюджетополучателей.

В целях повышения качества образования и эффективности использования бюджетных средств в каждом муниципальном округе предполагается оптимизировать сеть образовательных учреждений и инфраструктуры образования.

В Ярославской области в структуре сети общеобразовательных учреждений существует значительное количество школ (особенно в сельской местности) с малым количеством учащихся. Содержание некоторых из них является экономически и социально нецелесообразным, поскольку постоянные издержки на содержание зданий велики по сравнению с низкой социальной эффективностью отдельных школ.

Расчетное количество мест в общеобразовательных учреждениях превышает реальное количество учащихся.

Для создания более благоприятных условий для обучения и развития учащихся, повышения экономической и социальной эффектив-

ности региональной системы образования требуется оптимизация сети образовательных учреждений.

Для оптимизации сети образовательных учреждений предполагается:

- создать схемы организации образовательного пространства каждого муниципального округа и программы его реструктурирования (всего - 19 программ);

- разработать и реализовать план-график оптимизации сети образовательных учреждений каждого муниципального округа;

- создать нормативную правовую базу для реализации программ реструктурирования образовательного пространства муниципальных округов;

- создать в муниципальных округах сеть опорных школ (наиболее крупных, с современной учебной базой, имеющих центральное расположение и филиалы в малых населенных пунктах);

- разработать и реализовать проект «Школьный автобус»;

- провести реорганизацию института повышения квалификации педагогических и руководящих работников;

- провести реорганизацию муниципальных методических служб.

Для эффективного управления региональной системой образования предполагается совершенствовать и развивать определенные Законом РФ «Об образовании» механизмы и процедуры:

- лицензирование образовательной деятельности;

- аттестацию образовательных учреждений;

/- государственную аккредитацию образовательных учреждений;

- аттестацию педагогических и руководящих кадров;

- итоговую аттестацию учащихся;

- государственный контроль качества образования;

- инспектирование деятельности образовательных учреждений.

С 2001 года итоговую аттестацию учащихся, аттестацию кадров и аттестацию образовательных учреждений будет осуществлять государственное учреждение «Центр оценки и контроля качества образования».

Для развития механизмов государственного управления образованием предполагается осуществить следующие меры:

- разработать соответствующую региональную нормативную правовую базу для реализации механизмов государственного управления образованием;

- осуществить обучение и подготовку кадров государственного учреждения «Центр оценки и контроля качества образования»;

- разработать технологии для аттестации образовательных учреждений различных типов и видов;

- разработать технологии для аттестации педагогических (инженерно-педагогических) и руководящих работников региональной системы образования;

- разработать инструментарий для установления соответствия качества образования выпускников требованиям государственного образовательного стандарта;

- создать информационную систему управления качеством образования.

Кроме того, в процессе реализации программы будут сформированы механизмы общественного управления образованием (см.

схему). Для этого предполагается осуществить следующие меры:

- инициировать создание в учреждениях образования попечительских советов;

- создать и реализовать проект «Повышение культуры потребителей образовательных услуг» для родителей и родительской общественности.

- развернуть работу по формированию общественного мнения о повышении значимости общественных механизмов управления качеством образования;

- создать региональную службу социологических исследований в области образования;

- разработать и реализовать процедуру общественной аккредитации учреждений образования;

- разработать и реализовать проект социального партнерства региональной системы образования "РЯ в образовании"

- использовать опыт негосударственных образовательных учреждений области по взаимодействию с социальными партнерами.

Лицеи «шишам экспертиза условий осуществления образовательной деятельности

Лицензирование, государственная аккредитация

V

Аттестация ОУ и кадров, итоговая аттестация учащихся

Мониторинг состояния РСО

У

Центр лицензирования

Департамент образования

■-^Г

Норча-швное финансирование

............г

V

X

Центр оценки и контроля качества образования

I

Образовательные учреждения

Профессиональное обра^ мт-деие РаГюйыа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|«;1И. рынок груда

Общественность, средства массовой информации, попечительские советы всех уровней, РЯ кампания

Общественная аккредитация ОУ

У

Формирование имиджа ОУ

Попечительские советы ОУ, попечительские советы МО, родительская общественность, местное сообщество

А-V

7

Формирование правовой и потребительской культуры родителей, учащихся и воспитанников

4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа может быть успешно реализована при наличии квалифицированных кадров, способных обеспечить эффективную деятельность региональной системы образования в новых социально-экономических условиях.

Для качественной организации системы повышения квалификации и подготовки педагогических и руководящих кадров предполагается:

- создание системы мониторинга кадрового обеспечения региональной системы образования (анализ потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием);

- оформление новых требований к администраторам образования всех уровней (правовая и финансово-экономическая компетентность, владение технологиями современного менеджмента, взаимодействия с общественностью и социальными партнерами, адекватное и своевременное реагирование на изменение внешней среды образовательного учреждения, владение новыми информационными технологиями);

- оформление новых требований к педагогическим работникам образовательных учреждений (владение продуктивными, личност-но - ориентированными технологиями обучения, способность построения учебного процесса, в котором учащийся выступает в качестве субъекта образовательного процесса, владение новыми информационными технологиями и т.д.);

- разработка и реализация вариативных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- подготовка кадров преподавателей для системы повышения квалификации кадров: отбор, обучение, стажировка и сертификация;

- реструктуризация Института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования и сети учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров;

- формирование системы подготовки и продвижения резерва управленческих кадров;

- формирование нового заказа учреждениям среднего и высшего профессионального

образования (в т.ч. факультету менеджеров образования);

- инициирование процессов обновления содержания образования в вузах, ведущих подготовку педагогических кадров;

- формирование внутрирегионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации кадров;

~ разработка и реализация новых интерактивных форм переподготовки кадров;

- повышение качества и объективности аттестации педагогических и руководящих кадров;

- совершенствование и развитие педагогического образования.

В области социальной защиты работников региональной системы образования предполагается:

- реализация отраслевого соглашения департамента образования и областного комитета профсоюзов работников образования и науки;

- сохранение региональной надбавки к Единой тарифной сетке и региональных надбавок и доплат специалистам системы образования;

- обеспечение переподготовки педагогических работников, высвобождающихся вследствие сокращения количества учащихся, в том числе по экономическим специальностям.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открываем новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования. Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Основной целью информатизации образования области является создание единого информационно-образовательного пространства для решения следующих основных задач:

- формирование у учащихся навыков освоения информационных технологий, работы с современными средствами обработки и передачи информации;

- предоставление возможностей для раннего и углубленного изучения информатики;

- организация дистанционного обучения в образовательных учреждениях;

- обеспечение возможностей доступа к образовательным информационным ресурсам учащимся и педагогам учреждений образования;

- широкое внедрение в образовательный процесс телекоммуникационных проектов;

- построение интегрированной системы информационного обеспечения органов управления образованием, объединяющей данные государственной статистической отчетности, результаты мониторинга качества образования, данные, полученные в процессах аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений; развитие региональной системы статистики образования.

Для реализации этих направлений необходимо организационное, научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение, а также создание телекоммуникационной инфраструктуры.

Организационное обеспечение предполагает:

- создание сети информационно-образовательных центров и опорных школ во всех муниципальных округах;

- создание системы сбора и обработки образовательной статистики;

- развитие горизонтальных связей: район — район, школа — школа, учитель — учитель, ученик — ученик.

Научно-методическое обеспечение предполагает:

- разработку модели дистанционного обучения;

- разработку методик обучения учащихся;

- разработку технологий переподготовки и повышения квалификации работников учреждений образования;

- создание и систематизацию информационных ресурсов для использования в учебном процессе и управлении;

- поддержку образовательных WEB серверов.

Кадровое обеспечение предполагает:

- подготовку и переподготовку кадров образовательных учреждений для использования информационных технологий в образовательном процессе, в т.ч. и для управления;

- введение специалистов по информационным технологиям в штатное расписание учреждений образования.

Материально-техническое обеспечение предполагает:

- оснащение образовательных учреждений (в первую очередь опорных школ), ре-

сурсных центров начального профессионального образования, информационно-образовательных центров и органов управления образованием современными средствами обработки и передачи информации;

- расширение и модернизацию сетевой инфраструктуры системы образования;

- технологическую и информационную поддержку сетевой инфраструктуры системы образования;

- создание информационных образовательных ресурсов.

6. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методическое обеспечение системы образования призвано обеспечить взаимодействие ученых, ведущих исследование региональных проблем образования, сети методических служб области и педагогов-практиков.

Научные исследования предполагают поиск п\тей оптимального решения задач, выделенных в качестве приоритетных в данной Программе.

Исследования должны включать следующий круг проблем:

- разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта;

- изучение эффективности деятельности образовательных учреждений в новых условия финансирования;

- формирование механизмов взаимодействия социальных институтов в решении задачи социального становления молодежи;

- определение средств социально-педагогической помощи различным категориям детей;

- формирование новых подходов к функционированию системы профессионального образования;

- разработка средств профилакшки девианг-ного поведения детей;

- определение новых средств организации педагогического процесса в сельской школе;

- изучение условий труда педагогов и совершенствование средств подготовки кадров для образовательных учреждений;

- поиск новых подходов к определению содержания и форм деятельности учреждений дополнительного образования.

Методическое обеспечение предполагает создание условий для постоянного совершенст-

вования педагогическом деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов. Координацию методического обеспечения должен осуществлять Институт развития образования, активно взаимодействующий с Научно-исследовательским центром региональных проблем образования и НМиУЦ РПО. Координацию методического обеспечения начального профессионального образования должен осуществлять НМиУЦ РПО, взаимодействующий с федеральными и региональными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Основными задачами, реализация которых позволит сделать методическое обеспечение адекватным современным требованиям, являются следующие:

- организация внедрения научных исследований в практику;

- создание условий для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;

- обеспечение трансформации передового опыта деятельности педагогов области.

7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие финансовые подходы, необходимые для развития системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы, рассчитаны, исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению соцйальных гарантий педагогическим и другим работникам организаций системы образования, обучающимся.

Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспе-

чивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям. Средств на развитие образовательных учреждений в бюджете практически не предусмотрено. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы.

Предполагается обеспечить постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней как на функционирование региональной системы образования, так и на осуществление установленных Программой мероприятий и проектов с достижением к 2005 году расчетной потребности в финансовых средствах.

Финансовое обеспечение системы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по двум основным направлениям:

- увеличение бюджетного финансирования посредством указанного механизма при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств (постановление Губернатора Ярославской области от 06.10.2000 N 647 «О концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года», п.4.1.2);

- создание условий для привлечения дополнительных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Структура расходов из федерального, областного и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты, капитальные

вложения по годам приведена в таблице. Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации Программы развития образования на 2001-2003 годы и перспектив по 2005 год (примерный расчет) (млн.руб.)

Виды затрат Феде- Област- Муници- Привле- Все-

ральный ной бюд- пальный ченные го

бюджет жет бюджет средства

1 2 3 4 5 6

Строительство объектов образования (по годам)

2001-2005 4 175 30 20 229

2001-2003 4 123 10 20 157

в т.ч. 2001 2 55,4 5 20 82,4

2002 2 39,1 5 46,1

/ р ! 37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 27 10

2005 25 10 35

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений (по годам) 2001-2005 35 74 266 375

2001-2003 22 45 159 226

в т.ч. 2001 10 11 36 57

2002 6 16 58 80

"liíQflüii ' 6 Г ж •

2004 7 17 60 84

2005 6 12 47 65

Подготовка и переподготовка кадров (по годам) 2001-2003 3,5 29 32,5

в т.ч. 2001 1,5 11 12,5

2002 1,5 11 12,5

2003 ' ч. 10,5 > i 7 ' 7.5

Стипендии одаренным учащимся, студентам (по годам) 2001-2005 27,5 27,5

2001-2003 16,5 16,5

в т.ч. 2001 5,5 5,5

2002 5,5 5.5

Ж: -т Ш Г , Ж дг V *\ > у :.» ! ...

2004 5,5 5,5

2005 5,5 5,5

Прочие расходы (информационные, консультации, исследования, разработки, издательские расходы, приобретение нормативно-правовой документации и спец. литературы и др.) (по годам) 2001-2005 17,5 24,5 42

2001-2003 11,5 16 27,5

в т.ч. 2001 4 5,5 9,5

2002 4 5,5 9,5

-T-m-fáTfolñY' о ,7/ * f-5?f' Ш

200-1 3 4,5 7,5

2005 3 4 7

Итого (по годам) 2001-2005 39 297,5 30 339,5х 706

2001-2003 26 199,5 10 224 459,5

В т.ч. 2001 12 77,4 5 72,5 166,9

2002 8 66,1 5 74,5 153,6:

-/6 "Г"' "j^r..... 1ЗШ

2004 7 52,5 10 61.5 134

2005 6 45,5 10 51 112,5

*Примечания:

в т. ч. 319.5 млн.руб. - средства субзайма Международного банка реконструкции и развития;

12 млн.руб. - грант Сороса

Объем инвестиций и других расходов Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

Укрепление материальной базы образовательных учреждений

1. Адресная программа реконструкции и комплексного капитального ремонта государ-

ственных образовательных учреждений, функционально подчиненных департаменту.

В оперативном управлении департамента образования находится 38 зданий, 60% из них требует выборочного капитального ремонта, а 25% - комплексного капитального ремонта или реконструкции.

Название учреждения Сроки (год) Виды работ Примерная стоимость, тыс.руб.

1 2 3 4

Багряниковская специальная коррекци-онная агрошкола-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2001 реконструкция котельной на твердом топливе 1500

Красноборская специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением 2001-2002 реконструкция котельной на жидком топливе 1500

Великосельский специальный коррекци-онный дошкольный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2002-2003 перевод котельной на газ 200

Центр детско-юношеского туризма 2004-2005 реконструкция котельной, перевод на твердое топливо 1800

Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва 2002 капитальный ремонт основного здания 2500

Ярославский педагогический колледж 2001 завершение реконструкции здания № 2 1000

Институт повышения квалификации работников образования 2001 комплексный ремонт помещений с частичной перепланировкой 1500

Техникум бытового сервиса (здание ПУ-27) 2001-2002 реконструкция здания 2500

Областная специальная коррекционная школа-интернат для слабовидящих 2001 капитальный ремонт полов, благоустройство территории 600

Областной центр технического творчества учащихся 2003-2004 комплексный капитальный ремонт 1000

Центр оценки и контроля качества образования 2002-2003 комплексный капитальный ремонт здания 3000

Центр художественного творчества учащихся 2003-2004 реконструкция здания 10000

Экологический центр 2003 реконструкция теплицы 500

Итого 27600

Проведение вышеназванных работ предполагается за счет средств областного бюджета в ежегодном текущем финансировании.

Согласно Закону Ярославской области «О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Ярославской области» ежегодно в областном бюджете рассчитываются средства на оказание помощи образовательным учреждениям в размере 3% от нормативных затрат на образование.

2. Адресная программа строительства объектов по отрасли «Образование»

При формировании проекта адресной программы нового строительства на 2001-2005 годы были рассмотрены предложения муници-

пальных органов управления образованием, итоги инвентаризации сети муниципальных образовательных учреждений, а также основные мероприятия Правительства РФ по реформированию образования, связанные с реструктурированием бюджетной сети, в т.ч. малокомплектных сельских школ.

При этом учитывались условия:

- ликвидация 2-й смены;

- обеспечение ввода школ в районах интенсивного жилищного строительства;

- обеспечение достройки объектов высокой степени готовности;

- замена аварийных зданий школ новыми.

Стои- Примерный объем финансирования по

мость годам См III руб.)

оконча- 2001 2002 2003 2004 2005

ния

Наименование строи- Обоснование строи-

объекта тельства, тельства

млн. руб

(на

01.01. ||||Ш

2000г.) р81ет$

1 2 3 4 ' л 6 7 8

Общий объем финансиро- 55,4 39,1 28.5 27 25

вания р1й§

Количество вводимых 1945 396 390 512

мест

Школа в с. Середа Дани- 12,9 12 1*1 Располагается в 4-х

ловского муниципального ввод аварийных зданиях

округа 240 1902-1914 годов по-

* уч. стройки

мест Рврр

Реконструкция здания 5 -«-

старой школы в с. Середа Ш1й

Даниловского муници- 1Щ1ЙЩ1!

пального округа

Школа в д. Рязанцево Пе- 18,5, в 8 9,6 |В Школа не располагает

реславского муниципаль- т.ч. 4 из в т.ч. в т.ч. 2 необходимым кол-вом

ного округа феде- 2 из из 11й|Я мест в школьном зда-

рального феде- феде- ЩвШД! нии и интернате. Зда-

бюджета раль- раль- !ЯрЩв ние мастерских и

ного ного йяШШу спортзала аварийное.

бюд- бюд-

жета жета |1|Щ1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ввод

132 уч. ШЩЙЕ

места) 1И&1Я§

Школа в с. Шипилово 4,2 1 1 2 Здания аварийные, ли-

Мышкинского муници- ввод цензированию не под-

пального округа 40 лежит

>"

мест

Школа в с. Вощиково Пошехонского муниципального округа 3 2,6 ввод 105 уч. мест Здание школы сгорело

Школа в микрорайоне «Скоморохова гора» Рыбинского муниципального округа 60 (20-ОАО «Рыбинские моторы» 20- муниципальный округ) 20 ввод 1600 уч. мест йя^И в*, й? ь I; Большой дефицит школьных посадочных мест в микрорайоне

Школа в п. Назарове Рыбинского муниципального округа 10 (10 муниципальный округ) 5 5 ввод 264 уч. места I $ Мр ' ЩШР'Щ ) ' ~ Ближайшая Гаврилов-ская основная школа располагается в аварийном здании

Школа в д. Березники Борисоглебского муниципального округа 11 1 3 ВКО.Л Располагается в ветхих приспособленных зданиях: 1-е построено в XIX веке (износ 100%); 3-е (здание начальной школы) построено в 1965г. (износ 80%)

Школа в с. Семеновское Первомайского муниципального округа 11 2 4 , 5 ' Основное здание пострадало от пожара

Педколледж в г. Углич (областное учреждение) на 320 мест 15 2 иВ!!*! Цш (щРР 9 ввод 320 уч. мест Доведение до санитарных норм учебной площади

Дмитриевская сш (ст. Пу-тятино) Даниловского муниципального округа 17 1 3 * .V 1 ' * + 4 ^ , М-"*- 1 9 ввод 192 уч. места Взамен аварийной Дмитриевской средней школы1, не имеющей лицензии

Школа в с. Туношна Ярославского муниципального округа на 700 мест 56 (в т.ч. 20 муниципальный округ) 5 6 Здание ветхое, 1902 года постройки, переполнено, не лицензируется

Хозяйственный блок Се-мибратовского детского дома Центр Духовного Возрождения Ростовского муниципального округа (обл. учреждение) 1 1 (ввод) Отсутствие вспомогательных помещений

Реконструкция оздорови-тельно-образовательного центра «Ить» (областное учреждение) 10,5 1 1 ШЩ ШЯ ,2$ ввол 2 4 ввод Павильоны не рассчитаны на эксплуатацию в зимних условиях

Чурьяковская начальная школа-сад Угличского муниципального округа 0,4 пере-про- 2,5 Здание начальной школы 1890 года постройки имеет износ 100%

ект.

Реконструкция Ильинской средней школы Угличского муниципального округа 0,4 проект 3 2 в поп , "К' - ЯШ Й11 1р11 ■¡с» ■ Два основных- зданмя и здание спортзала имеют износ 100%

Школа в с.Парфеньево Некоузского муниципального округа 7 2 ■ 5 (ввод 108 уч. мест) Расположена в приспособленных зданиях, нормальный санитарно-гигиенический режим обеспечить невозможно

Школа в с. Никульское Тутаевского муниципального округа на 392 места 25 5 Здание ближайшей Чебаковской средней школы ветхое; основной контингент детей из с. Никульское

Пристройка к государственному образовательному учреждению «Центр детей и юношества» (областное учреждение) 12 5 Большой дефицит мест для занятий с детьми, отсутствие хоз. помещений

8. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ Содержание деятельности Сроки (год) Ответственные

1. Основные мероприятия по организационно-структурной перестройке региональной системы образования **

1.1 Поэтапный процесс придания учреждениям образования статуса бюджетополучателей на основе нормативного финансирования 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

1.2 Создание механизмов государственно-общественного управления качеством образования 2001-2002 департамент образования, ЦОККО

1.3 т Создание новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;/формирование регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации педагогических и руководящих кадров 2001-2003 департамент образования, ИРО, НМЦ, Я ГПУ. ЯГТУ, ЯГУ

1.4 Реструктуризация сети общеобразовательных школ муниципальных округов, разработка схем оптимальной организации образовательного пространства муниципальных округов 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

1.5 Реорганизация Института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования в Институт развития образования 2001 департамент образования

1.6 Создание в муниципальных округах на базе методических служб информационно-образовательных центров (ИОЦ) * 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ИРО

1.7 Создание в муниципальных округах служб эконо- 2003 муниципатьные

мического аудита и консалтинга в составе ИОЦ * органы управления образованием

1.8 Создание ресурсных центров начального профессионального образования на территории области * 2002-2003 департамент образования, ПУ, ПЛ

1.9 Создание опорных школ в муниципальных округах 2001-2003 муниципальные органы управления образованием

1.10 Разработка и реализация программы «Школьный автобус» * 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

1.11 Формирование системы мониторинга, состояния качества образования и образовательной статистики региональной системы образования 2001-2002 департамент образования, ИРО, ЦОККО

1.12 Переход на новую структуру управления региональной системой образования 2001-2002 департамент образования

1.13 Разработка и реализация программы минимизации социальных рисков и отрицательных последствий модернизации образования 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

1.14 Создание научно-методического совета при департаменте образования 2001 департамент образования, ЯГПУ, ИРО

1.15 Разработка и реализация вариативной системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогов, управленцев, методистов, экономистов системы начального профессионального образования 2001 ИПГ1 ЯГПУ

1.16 Разработка методики анализа рынка образовательных услуг в системе начального профессионально-, го образования 2001-2003 ИПП ЯГПУ

2. Форм менени» ирование социальной базы предстоящих в региональной системе образования из-

2.1 Организация обсуждения Программы с руководителями муниципальных образований и органов управления образованием муниципальных округов 2001 департамент образования

2.2 Организация обсуждения Программы в педагогических коллективах образовательных учреждений области 2001 ИРО, НМЦ, ИПП ЯГПУ

2.3 Разработка и последующая реализация программы работы с родителями и общественностью по разъяснению сущности предстоящих изменений в региональной системе образования 2001 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ

2.4 Создание \№еЬ-сайта департамента образования 2001 департамент образования, ИРО

2.5 Разработка и последующая реализация программы работы Департамента образования со средствами 2001 департамент образования

массовой информации

2.6. Формирование и организация деятельности страте гической группы для сопровождения изменений в региональной системе образования 2001 департамент образования, ИРО

2.7 Обеспечение мониторинга отношения населения области к изменениям в PCO 2001-2003 ИРО

2.8 Разработка программы «Сельская школа» с подпрограммой «Малочисленная сельская школа» 2001-2003 ИПП ЯГПУ

3. Создание нормативной и правовой базы изменений

3.1 Разработка закона Ярославской области «Об образовании» и пакета нормативных документов, необходимых для создания финансово-экономических механизмов управления региональной системой образования 2001 департамент образования

3.2 Приведение учредительных документов учреждений региональной системы образования в соответствие с действующим законодательством 2001-2002 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ

3.3 Разработка пакета нормативных документов по созданию общественных механизмов управления качеством образования 2001 ИРО

4. Укрепление материальной базы инфраструктуры и учреждений региональной системы образования

4.1 Укрепление материальной базы Института развития образования 2001-2002 департамент образования, ИРО

4.2 Закупка оборудования и оргтехники для информационно-образовательных центров (ИОЦ) * 2002-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

4.3 Закупка оборудования и оргтехники для ресурсных центров начального профессионального образования * 2002-2003 департамент образования

4.4 Подготовка помещений для бухгалтерий образовательных учреждений * 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ

4.5 Закупка мебели, оборудования и оргтехники для оборудования бухгалтерий образовательных учреждений * 2002-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

4.6 Закупка оборудования и оргтехники для опорных школ муниципальных округов * 2002-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

4.7 Прокладка дополнительных телекоммуникационных линий * 2002-2003 департамент образования ЯГУ

4.8 Закупка и эксплуатация школьных автобусов * 2002-2003 департамент об-

I разования, муниципальные органы управления образованием, ОУ

4.9 Укрепление материальной базы Центра оценки и контроля качества образования 2001 департамент образования, ЦОККО

4.10 Укрепление материальной базы НМЦ начального профессионального образования * 2001-2003 департамент образования, НМЦ

5. Подготовка кадров РСО к предстоящим изменениям

5.1 Проведение обучающих семинаров для руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений по организации деятельности учреждений образования в новых экономических условиях 2001-2003 ИРО, НМЦ

5.2 Обучение руководителей учреждений образования стратегическому управлению, общему и финансовому менеджменту 2001-2003 ИРО, НМЦ

5.3 Подготовка аудиторов и консультантов информационно-образовательных центров * 2002-2003 ИРО

5.4 Обучение кадров Института развития образования, Научно-методического и учебного центра работников профессионального образования 2001-2002 департамент образования

5.5 Обучение кадров Центра оценки и контроля качества образования 2001-2003 департамент образования

5.6 Обучение специалистов органов управления образованием 2001-2002 департамент образования

5.7 Разработка вариативных и разноуровневых программ непрерывного повышения квалификации различных категорий работников 2001-2002 ИРО, НМЦ

5.8 Разработка программы реабилитации и переподготовки высвобождающихся кадров, региональной системы образования 2001-2003 департамент образования, ИРО

5.9 Обучение кадров Центра лицензирования образовательной деятельности 2001-2002 департамент образования

5.9 Разработка методики выбора и комплектования резерва потенциальных управленцев 2001-2003 ИПП Я ГПУ

6. Создание региональной системы управления качеством образования

6.1 Совершенствование процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений 2001-2003 департамент образования, ЦД, ЦОККО

6.2 Совершенствование процедуры итоговой аттестации учащихся 2001-2002 ИРО

6.3 Разработка и реализация программы повышения правовой и потребительской культуры родителей 2001-2003 ИРО

6.4 Разработка и реализация процедуры согласования образовательных потребностей учащихся (их родителей) и образовательных услуг образовательного учреждения. Инициирование создания попечительских советов в образовательных учреждениях области 2001-2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

6.5 Разработка и реализация процедуры общественной аккредитации образовательных учреждений 2001-2003 ИРО, ИПП, ЯГ-ПУ

7. Организационно - управленческие мероприятия

7.1 По дошкольному образованию

7.1.1 Разработка мер по дошкольной коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья 2001-2005 департамент образования

7.1.2 Внедрение новых образовательных технологий, устанавливающих преемственную связь дошкольного и начального образования на содержательной основе 2001-2005 департамент образования ИРО, ЯГПУ

7.1.3 Создание организационно-методических условий введения детей-инвалидов в ДОУ общеразвиваю-щего вида 2001-2002 департамент образования, ИРО

7.1.4 Формирование банка данных о детях дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ 2001 департамент образования

7.1.5 Разработка новых подходов к организации занятий с детьми дошкольного возраста, не посещающими ДОУ 2001-2005 департамент образования, ИРО

7.2 По общему среднему образованию

7.2.1 Разработка структуры, содержания и методического обеспечения регионального компонента государственного образовательного стандарта, его введение в учебные планы 2001-2002 департамент образования, ИПП ЯГПУ, образовательные учреждения

7.2.2 Приведение в соответствие типов и видов образовательных учреждений уровню реализуемых в них образовательных программ 2001-2005 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, цокко

7.2.3 Апробация новой структуры и содержания общего среднего образования в пилотных школах области 2001-2005 департамент образования, МОУО

7.2.4 Проведение в отдельных общеобразовательных учреждениях области эксперимента по введению единого национального экзамена 2001-2202 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ, цокко

7.2.5 Проведение в общеобразовательных учреждениях области региональных, национальных и международных мониторинговых исследований качества образования 2001-2005 ЦОККО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.3. По начальному и среднему профессиональному образованию

7.3.1 Оптимизация сети учреждений профессионального образования 2001-2003 департамент образования

7.3.2 Создание Центра сертификации квалификации 2001-2002 департамент образования

7.3.3 Организация маркетинговых исследований учреждений профессионального образования 2001-2003 департамент образования

7.3.4 Обучение кадров Центра сертификации квалификации 2002 департамент образования, нмц

7.3.5 Организация стажировок педагогических работников учреждений начального профессионального образования на производстве 2001-2003 департамент образования, НМЦ

7.3.6 Совершенствование содержания начального профессионального образования в части регионального компонента с учетом концепции опережающего профессионального образования 2001-2003 департамент образования, НМиУЦ РПО

7.3.7 Создание образовательных ассоциаций учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования 2001-2003 департамент образования, советы директоров УНПО, УСПО, вузы

7.4. По дополнительному образованию

7.4.1 Разработка механизма формирования социального заказа на дополнительное образование детей в Ярославской области 2001-2005 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, УДО

7.4.2 Приведение содержания деятельности учреждений дополнительного образования в соответствие с социальным заказом 2005 департамент образования, муниципальные органы управления образованием, УДО

7.4.3 Разработка и реализация проектов: «Дети с ограниченными возможностями», «Детские общественные организации», «Каникулы» 2001 департамент образования, УДО

7.4.4 Размещение на предприятиях Ярославской области заказов по изготовлению оборудования, станков, приборов, инструментов для системы дополнительного образования детей 2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

7.5. По специальному образованию

7.5.1 Формирование информационного банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья 2003 департамент образования, муниципальные органы управления образованием

7.5.2 Создание программ, методических пособий, учебников для реализации регионального компонента специального образования 2002-2005 департамент образования, ИРО, ИПП ЯШУ

7.5.3 Инициировать открытие дефектологических специальностей в высших учебных заведениях 2001-2002 департамент образования, отдел высшей школы

7.6. По охране прав детства

7.6.1 Разработка программы подготовки приемных родителей, патронатных воспитателей 2001 департамент образования, ИРО, ИППЯГПУ

7.6.2 Разработка индивидуальных и комплексных программ сопровождения детей-сирот, обеспечивающих получение качественного образования, своевременную социализацию и адаптацию в обществе департамент образования, ИРО, ИПП ЯГПУ

7.6.3 Разработка нормативной правовой базы по реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье и бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте по Яро- 2001 департамент образования

славской области

7.6.4 Развитие института приемной и патронатной семьи 2001-2005 органы управления образованием муниципальных округов

7.6.5 Создание межведомственного областного научно-методического консультативного центра по работе с семьей (центр помощи семье) 2001-2002 департамент образования

* Мероприятия, реализуемые с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития.

** Список сокращений

ИРО - Институт развития образования

ЦЛ - Центр лицензирования образовательной деятельности

ЦОККО - Государственное учреждение «Центр оценки и контроля качества образования» ПУ - профессиональные училища ПЛ - профессиональные лицеи

НМЦ - научно-методический и учебный центр работников профессионального образования

ИОЦ - информационно-образовательный центр

ОУ - образовательные учреждения

УДО - учреждения дополнительного образования

ИПП ЯГПУ - Институт педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского ЯГУ - Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ЯГТУ - Ярославский государственный технический университет

ЯГПУ - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Приложение 1 к Программе

Прогноз численности учащихся в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Кол-во учащихся 177.5 168.5 166.6 151.5 142.5 132.4 123

Приложение 2 к Программе

Прогноз сокращения педагогических работников на 2000-2005 гг.

Годы Количест- Количест- Сокра- Количест- Количество Сокра- Всего со-

во учени- во учите- щение во учени- учителей щение кращении

ков лей на- учите- ков 5-11 средней учителеи

1-4 классов чальной школы лей классов школы

2000 48400 2490 310 117900 10300 300 610

2001 45650 2350 140 112500 9850 470 610

2002 43280 2220 130 106000 9300 550 680

2003 42000 2160 60 98700 8650 650 710

2004 41200 2120 40 90150 7900 750 790

2005 40700 2090 30 82650 7250 650 680

Приложение 3 к Программе

Предполагаемое сокращение педагогических работников из учреждений образования по муниципальным образованиям Ярославской области

Наименование городов и районов 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год

г.Ярославль 231 • 264 266 270 262

г.Рыбинск 81 84 87 92 86

г.Ростов 46 47 50 55 48

г.Переславль-Залесский 16 20 22 27 21

г.Углич 26 28 29 32 26

г.Тутаев 31 32 34 39 33

Большесельский МО 19 20 21 24 19

Борисоглебский МО 10 11 13 17 И

Брейтовский МО 7 8 9 11 7

Гаврилов-Ямский МО 13 16 18 23 18

Даниловский МО 14 17 19 24 19

Любимский МО 11 12 13 15 10

Мышкинский МО 5 7 7 10 5

Некоузский МО 7 10 12 17 11

Некрасовский МО 28 29 30 33 27

Первомайский МО 8 11 13 18 12

Переславский МО 14 17 17 23 18

Пошехонский МО 15 18 20 25 19

Ярославский МО 28 29 30 35 28

Всего по обл. 610 680 710 790 680

Приложение № 4 к Программе

Возможные варианты трудоустройства педагогических работников, сокращаемых в 2001-2005гг.

Год Кол- Кол- Пред- Будут трудоустроены Будут обучены другим

во во пола- специальностям

учи- со- гаемый вос- педа- клас- педа- при эко- быто- психо-

телей кра- уход на пита- гога- сными гога- вве- ном и- вого лога,

щае- пенсию теля- ми- вос- ми дении чес- сер- дефек-

мых ми орга- пита- допол 12- кие виса толога,

учи- ГПД низа- теля- ни- летне- соц. пе-

те- тора- ми тель- го дагога

лем ми ного обу-

обра- чения

зова-

1 ния

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Учителя начальных классов

2001 2350 ^ 140 70 8 10 10 5 12 5 3 20

2002 2220 130 65 10 9 10 5 11 10 5 10

2003 2160 60 30 3 5 5 2 5 2 1 8

2004 2120 40 20 2 3 2 2 3 2 1 6

2005 2020 30 15 1 2 2 1 3 2 1 4

Итого/% 400 200/50 24/6 29/7,3 29/7,3 15/3,7 34/8,5 21/5,2 11/2,7 48/12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Учителя 5-11 классов

2001 9850 470 157 50 50 37 20 36 20 10 100

2002 9300 550 183 50 50 69 30 48 20 10 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 8650 650 217 68 68 67 20 54 20 10 136

2004 7900 750 250 80 80 77 20 63 10 10 160

2005 7250 650 217 68 68 67 20 54 20 10 136

Итого/% 3070 1024/33,4 316/10,3 316/10,3 317/10,3 110/3,6 257/8,31 100/3,2 50/1,6 632/20,6 ■

ПОДПРОГРАММА развития высшего и послевузовского профессионального образования Ярославской области на период до 2003г.

Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы Развитие высшего и послевузовского образования Ярославской области

Сроки и этапы реализации подпрограммы с 2000 по 2003г.

Исполнитель подпрограммы отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области, высшие учебные заведения

Ответственные лица для контактов, куратор подпрограммы В.А. Соловьев - начальник отдела по вопросам высшей школы и науки Администрации области

Характеристика системы высшего Цель подпрограммы:

и послевузовского профессионального Создание условий для реализации Закона

образования Ярославской области Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; со-

В Ярославской области функционирует хранение и развитие потенциала системы выс-

33 вуза, филиала и представительства вузов, в шего и послевузовского профессионального

том числе 8 государственных вузов, 8 филиалов образования.

и 4 представительства государственных вузов, Основные направления реализации

3 негосударственных вуза, И филиалов и одно подпрограммы:

представительство негосударственных вузов. - формирование и реализация политики и

Контингент студентов вузов составляет механизмов моральной и финансово-

33330 человек, в том числе 25486 человек обу- материальной поддержки высшего и послеву-

чается в 7 гражданских государственных вузах. зовского профессионального образования:

В высших учебных заведениях области - повышение качества и эффективности

работает 2207 преподавателей, в том числе 477 высшего образования;

докторов наук и 1558 кандидатов наук. - развитие вузов как учебно-научно-

Подготовка специалистов с высшим об- производственных комплексов; разованием ведется по 114 направлениям и - формирование регионального компо-

специальностям. нента высшего образования;

Основные проблемы системы высшего - отработка механизмов прогнозирования

образования области: и регулирования основных пропорций подго-

- острый дефицит средств; товки специалистов с высшим образованием;

- неполнота нормативно-правовой базы; - формирование заказа на подготовку

- изношенность и недостаточность учеб- специалистов с высшим образованием для хо-но-материальной базы. зяйсгвенного комплекса области;

- обеспечение условий для всестороннего развития личности и творческих способностей студентов;

- совершенствование и развитие научно-исследовательской деятельности вузов по приоритетным направлениям науки и техники.

Ожидаемые результаты:

- расширение доступа граждан к высшему профессиональному образованию;

- повышение уровня подготовки специалистов;

- интенсификация и индивидуализация обучения, внедрение информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;

- развитие системы дистанционного обучения;

- активизация и повышение эффективности деятельности научно-педагогических кадров;

- сохранение и укрепление педагогических, научных и проектно-конструкторских школ в высших учебных заведениях;

- совершенствование научно-исследовательской деятельности вузов, создание технопарков и малых предприятий инновационного типа;

- расширение участия вузов в решении задач социального, научно-технического и экономического развития области.

Мероприятия по реализации подпрограммы развития высшего и послевузовского

профессионального образования Ярославской области

1. Финансово-материальная поддержка высшего'и послевузовского образования.

1.1. Выделение стипендий Администрацией области для студентов, аспирантов и ассистентов высших учебных заведений.

1.2. Оказание финансовой помощи вузам для проведения экстренных ремонтных работ и приобретения оборудования.

1.3. Выделение средств на социальную поддержку преподавателей и студентов.

1.4. Финансирование научных конференций, конкурсов научно-исследовательских работ.

1.5. Расширение деятельности фондов поддержки высшей школы, привлечение средств из внебюджетных источников.

2. Содействие в проведении мероприятий по повышению качества и эффективности высшего образования.

2.1. Разработка и внедрение современных педагогических технологий.

2.2. Внедрение методов дистанционного обучения.

2.3. Дальнейшее освоение новых информационных технологий, компьютеризация вузов.

3. Формирование регионального компонента высшего образования.

4. Приведение пропорций подготовки специалистов с высшим образованием в соответствие с потребностями хозяйственного комплекса области.

4.1. Совершенствование мониторинга рынка труда, формирование заказа на подготовку специалистов.

4.2. Развитие системы дополнительного и, послевузовского образования, повышения квалификации. Расширение возможностей для получения второго высшего образования.

5. Продолжить практику ежегодной подготовки и подписания соглашения между Администрацией Ярославской области, Советом ректоров вузов области и Ассоциацией студенческих профсоюзных организаций вузов области, в котором определять первостепенные меры по содействию созданию условий для всестороннего развития студентов, их социальной защите.

6. Способствовать развитию научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов вузов.

6.1. Ежегодно проводить конкурсы научных работ преподавателей и студентов, конкурс грантов губернатора области в сфере науки и техники.

6.2. Учредить премии губернатора области« сфере науки и техники.

Финансирование подпрограммы

Финансирование мероприятий по реализации подпрограммы осуществляется из средств федерального бюджета, внебюджетных средств и средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете для поддержки высшей школы.

Порядок контроля за ходом реализации подпрограммы

Ежеквартально на рабочих совещаниях при вице-губернаторе области и ежемесячно на рабочих совещаниях отдела по вопросам высшей школы и науки Администрации области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.