УДК 376
Л. Ф. Тихомирова, А. Э. Симановский
Педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
L. F. Tikhomirova, A. E. Simanovsky
Pedagogics and Psychology of Available Educational Environment for Children with Limited Opportunities of Health
27 ноября 2013 года в Ярославле состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья». В конференции приняли участие ученые, руководители органов управления образованием и образовательных организаций, педагоги и специалисты специальных коррекционных и общеобразовательных учреждений, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья), социальные педагоги, занимающиеся вопросами трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья, медицинские работники и педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работники учреждений социальной защиты, учителя, методисты, воспитатели специальных коррекционных учреждений, психологи. Всего было зарегистрировано 130 человек из 10 регионов России: Москвы, Московской области, Ярославля и Ярославской области, Костромы, Владимира, Кирова, Вологды и др.
На конференции впервые на уровне педагогического сообщества была представлена для обсуждения проблема формирования доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции педагогической и психологической составляющих.
Целью конференции явилось обсуждение психолого-педагогических условий и технологий создания и совершенствования доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На пленарном заседании конференции обсуждались следующие проблемы:
• роль специальной коррекционной школы в формировании доступной образовательной среды;
• проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
• подготовка кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.
В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые России из МГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Владимирского гуманитарного университета, руководители и практики образовательных организаций.
Особый интерес участников конференции вызвали доклады профессора МГПУ Н.М. Назаровой о возможностях специальной коррекционной школы в формировании доступной образовательной среды; заместителя начальника отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Ярославской области; заведующего кафедрой специальной педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО Посысоева ОН. о психологических барьерах вхождения для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду; доцента Владимирского гуманитарного университета Малининой С.М. о доступной образовательной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного многоуровневого образования; профессора ЯГПУ Тихомировой Л.Ф. о формировании здо-ровьесберегающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждениях; директора МОУ СОШ №2 г. Гаврилов-
© Тихомирова Л. Ф., Симановский А. Э., 2014
Педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Яма Ярославской области Акимовой Т.Л. о создании доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
В рамках конференции была организована работа четырех секций и обсуждались следующие вопросы:
• управление формированием доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (нормативно-правовые основы, экономический аспект, модели формирования);
• педагогика формирования доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (методы и формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инклюзивные формы; информационное обеспечение доступной среды; педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ);
• психология доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (диагностика, социально-психологический климат, толерантность, адаптация);
• социально-педагогическое обеспечение доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (работа с семьей, социализация, профориентация, трудоустройство);
• медицинские аспекты формирования доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг здоровья, адаптация, вопросы экспертизы, медицинские и гигиенические требования к среде).
В процессе обсуждения обозначенных проблем участники конференции отметили, что доступная образовательная среда формируется через развитие инфраструктуры образовательного учреждения, реализацию в нем принципов и условий интегрированного и инклюзивного обучения, а также на основе нового уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива, подготовленности родителей к осознанному выбору образовательного маршрута для своего ребенка и их способности совместно с педагогами непрерывно сопровождать его на этом пути.
Участники конференции отметили, что создание «доступной среды» в образовательном учреждении предполагает не только и не сколько организацию архитектурного (материального) пространства, в которое могут беспрепятственно входить дети, имеющие те или иные ограничения, связанные с физическим или психическим дефектом. Деятельность по организации доступ-
ной среды как особого пространства жизнедеятельности для ребенка с особыми образовательными потребностями (чаще всего уже имеющего негативный опыт сегрегации от «условно здоровых сверстников») должна быть в первую очередь направлена на решение ряда задач, связанных с устранением психологических барьеров вхождения. В качестве рекомендаций отмечалась потребность в исследованиях психолого-педагогических условий, способствующих особому ритму жизнепроживания ребенка с ОВЗ, организации помощи ребенку с ОВЗ включаться в различные дифференцированные отношения с людьми. Подчеркивалась необходимость установления с таким ребенком уважительных отношений сотрудничества, сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном процессе, оказания ему психологической помощи, направленной на актуализацию его интеллектуальных, физических и личностных ресурсов.
Участники конференции обратили внимание, что сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях массовой сельской, как правило, малочисленной школы усложняется из-за отсутствия психологов, медицинских работников, дефектологов, что затрудняет оказание своевременной и квалифицированной помощи ребенку. Вся ответственность ложится на учителей, организаторов воспитательной работы, которых необходимо подготовить к обучению детей с ОВЗ.
Сегодня в системе образования появляются инновационные образовательные практики, например, использование гарденотерапии. Как показывают результаты реализации проекта «Изумрудная страна» (г. Ростов Ярославской области), отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников, наблюдаются положительные изменения в ценностно-смысловой сфере несовершеннолетних. По сравнению с моментом поступления в реабилитационный центр, у детей, принимающих участие в проекте, снижается уровень тревожности, нивелируется агрессивность, проявляются способности и задатки. Воспитанники получают уникальный опыт - переживание ситуации успеха, причем не только когда получают грамоты и призы за победы в конкурсах по благоустройству территории, но и когда просто выходя на прогулку, любуются результатами своего труда. У всех воспитанников, проходящих курс гарденотерапии, улучшается отношение к себе и окружающим.
В результате обсуждения проблем конференции участники признали, что основными этапами
318
Л. Ф. Тихомирова, А. Э. Симановский
движения в направлении формирования доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы является сотрудничество со специальными (коррекционными) школами, которые должны взять на себя и новые виды работы: мониторинг имеющихся возможностей специальной (коррекционной) школы и социального заказа на дополнительные образовательные услуги в округе, районе; выбор и обоснование новых направлений развития школы, постановка цели и задач; отработка нормативно-правовой базы; составление концепции, разработка модели функционирования и программы развития нового направления; определение источников финансирования (региональный, муниципальный бюджеты, средства благотворительности, спонсорская помощь, внебюджетные средства, проектная деятельность и гранты); повышение квалификации имеющихся и/или поиск новых специалистов для новых видов образовательной деятельности; разработка, сертификация образовательных программ; рекламно-информационное обеспечение проекта, привлечение общественности, волонтеров и массовой системы образования к участию в проекте. Доступная образовательная среда - понятие многогранное, и специальная (коррекционная) школа может играть одну из ведущих ролей в ее создании и развитии.
Для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности.
При подведении итогов конференции было высказано несколько пожеланий:
1. Организовать обучение педагогов массовых школ по составлению адаптированных развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организовать обучение студентов педагогических профилей, а также работающих учителей общеобразовательных школ технологиям реформаторской педагогики (М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе и т.п.).
3. Предложить психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК) указывать в заключениях необходимые психолого-педагогические условия обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, а также давать конкретные реко-
мендации по созданию для них индивидуальных развивающих программ.
Участники конференции рекомендовали продолжить обсуждение проблемы формирования доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья с опорой на интеграцию ее педагогической и психологической составляющих на других образовательных форумах, рассматривая эту интеграцию как условие достижения значимых образовательных результатов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья