Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования»'

Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования»»

дических русских и зарубежных изданий за последние 15 лет в общем объеме 200 Гб. Электронную библиотеку создали аспиранты кафедры и студенты-старшекурсники.

Июнь. Студентка О.Р. Бадалян, выполнившая научно-исследовательскую работу по биохимии под руководством И.К. Проскуриной, завоевала медаль и диплом Всероссийской конференции научно-технического творчества молодежи, проходившей в Москве на ВВЦ.

Июнь. Аспирантка кафедры М.Ю. Ха-хина защитила кандидатскую диссертацию на тему “Синтез и свойства сульфопроизводных бензаннелированных лактамных систем и их гетероциклических аналогов”.

Сентябрь. В торжественной обстановке на кафедре прошло открытие новой научной лаборатории, оснащённой на высоком техническом уровне, предназначенной для проведения комплексных научных исследований по синтезу новых гетероциклических соединений, отвечающих требованиям современной медицинской химии к потенциальным фармакологическим агентам.

Декабрь. М.В. Дорогов, Д.В. Кобылин-ский и С.И. Филимонов награждены Грамотой губернатора Ярославской области за активное участие в научной деятельности.

2006 год

Январь. Аспирантка кафедры Е.Е. Ша-лыгина защитила кандидатскую диссертацию на тему “Синтез ряда сульфонилзамещённых гетероциклических систем на основе индоли-на”.

Июнь. Аспирант кафедры Е.П. Тихонов, выполнивший научно-исследовательскую работу по теории молекулярного докин-га под руководством М.В. Дорогова, завоевал диплом Всероссийской конференции научнотехнического творчества молодежи, проходившей в Москве на ВВЦ.

Июль. Завершена работа по подготовке и изданию учебно-методического комплекса, включающего шесть учебных пособий по дисциплинам, закреплённым за кафедрой ор-

ганической химии. В этой работе принял участие весь профессорско-преподавательский состав кафедры (см. раздел Учебная и учебнометодическая работа).

Август. На кафедре завершены пусконаладочные работы и введён в эксплуатацию спектрометр ядерного магнитного резонанса “Бгцкег М8Ь-300”, который позволит осуществлять оперативный аналитический контроль структуры и степени чистоты синтезируемых органических соединений методом одно- и двумерной спектроскопии ЯМР в соответствии с общемировым стандартом ОЬР. Возможности спектрометра ЯМР позволят обеспечить новый уровень кафедральных научных исследований и учебного процесса.

Сентябрь. В торжественной обстановке 1 сентября на кафедре прошло открытие после капитального ремонта учебной лаборатории, предназначенной для проведения занятий студенческих групп по дисциплинам “Основной органический синтез”, “Прикладная химия” и “Химия высокомолекулярных соединений”. Лаборатория, оснащенная на высоком техническом уровне, позволит в полной мере использовать ресурсы и возможности кафедры для модернизации учебного процесса, обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Создание новой лаборатории осуществлялось при финансовой и технической поддержке Исследовательского института химического разнообразия (г. Москва).

М.В. Дорогов

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(26 -27 октября 2006 года)

Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования» проводилась на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского 26 - 27 октября с. г. и была приурочена к 20 - летию кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ. В качестве учредителей конференции выступили Администрация Ярославской области и

Департамент образования Ярославской области.

В работе конференции приняли участие представители вузов Белоруссии, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Костромы, Новгорода, Нижнего Новгорода, Омска, Томска, Череповца, различных образовательных учреждений г. Ярославля и Ярославской области, таких как Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Институт развития образования Ярославской области, Ярославская государственная медицинская академия, Центр развития образования г. Ярославля, Центр оценки и контроля качества образования Департамента образования Ярославской области, Центр помощи детям, Рыбинский и Ярославский педагогический колледжи, 16 кафедр Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, практики более 20 детских садов.

Столь широкий круг участников объясняется особой важностью современных проблем дошкольной ступени образования - первой ступени и поэтому одной из важнейших. Сегодня возникла потребность переосмысления некоторых устоявшихся в дошкольной педагогике, детской психологии, частных методиках теоретических позиций: изменилось общество, изменился дошкольник, другими стали родители, изменились и подходы к разработке образовательных программ. Да и сами программы (и федерального, и регионального уровней) с точки зрения эффективности реализации требуют серьезного анализа. Наконец, широко обсуждается новая концепция дошкольного образования, и позиции, которые занимают участники дискуссий, далеко не однозначны. Актуальными в связи с совершенствованием отечественной системы образования в целом являются и вопросы преемственности детского сада и начальной школы, вопросы подготовки специалистов для системы дошкольного образования, вопросы здоровья ребенка и здоровьесберегающих технологий.

Представленные на конференцию материалы докладов свидетельствуют о широком диапазоне научных интересов участников, богатом опыте работы практиков.

Пленарное заседание было посвящено обсуждению методологических и теоретических аспектов современного образования, в том числе и дошкольной его ступени. С

большим интересом были заслушаны доклады директора Департамента образования Ярославской области доктора педагогических наук Т.А. Степановой, директора института педагогики и психологии нашего университета доктора педагогических наук профессора М.И. Рожкова, зав. кафедрой педагогических технологий ЯГПУ доктора педагогических наук профессора Л.В. Байбородовой, доктора искусствоведения профессора Т.С. Злотниковой, зав. кафедрой поликлинической педиатрии ЯГМА доктора медицинских наук профессора Н.Л.Черной, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования ЧГУ доктора педагогических наук профессора Н.В. Ивановой, зав. кафедрой педагогической психологии ЯГПУ доктора психологических наук профессора Н.В. Нижегородцевой, зав. кафедрой олигофренопедагогики ЯГПУ доктора педагогических наук профессора Л.Ф. Тихомировой.

В рамках конференции работали 12 секций по проблемам педагогического и психологического сопровождения ребенка, содержания и новых технологий интеллектуального, речевого, художественно-эстетического, экологического, физического образования и воспитания детей дошкольного возраста по вопросам взаимодействия детского сада и семьи, преемственности дошкольного и начального образования, специфики деятельности и подготовки специалистов дошкольных образовательных учреждений, проблемам управления детским садом, вопросам коррекционной (специальной) педагогики.

Всего на секциях было сделано более 100 научных докладов.

Конференция продемонстрировала высокий интерес профессиональной школы, различных образовательных центров, практиков детских садов к системному и комплексному решению проблем содержания и технологий развития современного дошкольника. Участники конференции подчеркнули важность взаимодействия всех заинтересованных в будущем современного общества сторон: семьи, детского сада, специалистов дошкольных образовательных учреждений, социальных

партнеров детских садов.

Дошкольное детство - период активного становления интеллекта и личности ребенка, период открытия мира, других людей, самого себя, период формирования ценностей, форм социального поведения, осознания и

самореализации собственной «самости». Участники конференции оказались единодушны в понимании роли взрослого, общества в целом, в том, чтобы этот замечательный этап в жизни человека стал одним из главных в развитии свободной, активной, творческой и нравственно богатой личности.

В.Н. Белкина

ЯРОСЛАВСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ 20 ЛЕТ!

(По пути развития и созидания)

В сентябре 2006 г. Ярославский педагогический колледж отметил свой 20-летний юбилей. По сравнению с 10 веками - возраст нашего города, - и даже с вековым возрастом ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, двадцать лет -детский возраст. Но с древних времен на Руси возраст, полнота жизни исчислялись освоением пространства, а ЯрПК успел прочно занять свое место в образовательном пространстве Ярославской области.

Интенсивность роста и развития этого учебного заведения, открытого приказом Министерства просвещения РСФСР от 06.06.1986 г., задана эпохой перестройки -эпохой креативного отношения к действительности. Этот характер времени выразился в четырехкратной смене статуса: педагогическое училище, высшее педучилище (колледж), педагогический колледж в составе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Государственное образовательное учреждение Ярославской области среднего профессионального образования Ярославский педагогический колледж (ЯрПК).

Сегодня ЯрПК - авторитетное образовательное учреждение, деятельно участвующее в системе непрерывного педагогического образования, входящее в ассоциацию "Непрерывное педагогическое образование".

В становлении и развитии ЯрПК, в укреплении его авторитета принимали и принимают участие неравнодушные к делу просвещения люди и организации.

Благодаря усилиям директора департамента образования Администрации Ярославской области кандидата педагогических наук Веры Ивановны Рыбаковой и ректора педагогического института профессора Владимира Васильевича Афанасьева в 1988 г. началось сотрудничество училища с педагогическим факультетом ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, воз-

главляемым Михаилом Васильевичем Новиковым, на уровне эксперимента «2 + 3». По инициативе декана факультета русской филологии и культуры кандидата экономических наук Альберта Исааковича Василевского с 1989 г. функционирует учебно-методическое объединение «Русская словесность», позволившее открыть и развивать в ЯрПК специальность Русский язык и литература. Развитию заочного отделения по специальности Дошкольное образование способствовало создание УМО «Дошкольное образование» под руководством кафедры дошкольной педагогики, возглавляемой доктором педагогических наук профессором Валентиной Николаевной Белкиной. Открытию специальности Иностранный язык в колледже содействовала декан факультета иностранных языков кандидат филологических наук доцент Лидия Васильевна Афанасьева. Открытие специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании привлекло к сотрудничеству преподавателей и ученых Ярославской государственной медицинской академии.

По инициативе директора департамента образования Администрации Ярославской области доктора педагогических наук Татьяны Александровны Степановой и заказу комитета профессионального образования в лице председателя Надежды Павловны Караге-зян в 2001 г. введена специальность Профессиональное образование. Неоценимую конкретную помощь в учебной, научной, методической деятельности ЯрПК по сей день оказывают преподаватели разнообразных кафедр ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (в выработке концепции преподавания, в составлении учебных программ, в преподавании отдельных дисциплин, в повышении квалификации преподавателей, в контроле за уровнем подготовки выпускников и т. п.). Совместные усилия подвижников просвещения позволили многим преподавателям ЯрПК заручиться Сертификатом доверия ЯГПУ в работе по вузовским программам.

Разумеется, эти результаты были бы невозможны без усилий самого коллектива колледжа - администрации, преподавателей и сотрудников, которые изо дня в день, преодолевая сомнения, разочарования, усталость, сеют «разумное, доброе, вечное», учатся сами, осваивают новые технологии, экспериментируют, защищают диссертации, анализи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.