- Разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка административными работниками учреждений образования и культуры.
- Разработка и апробация тестовых заданий по теме «Русский язык и культура речи» для входного тестирования и итогового тестирования студентов I курса вузов региона (в рамках изучения предмета «Русский язык и культура речи», включенного в образовательный стандарт (блок ГСЭ, региональный уровень) во всех вузах региона и контролируемого кафедрой теории коммуникации и рекламы ЯШУ).
- Разработка и апробация тестовых заданий по деловой коммуникации и культуре речи для слушателей курсов «Бизнес-этикет».
- Проведение профессионального конкурса среди учителей-словесников области на лучшую разработку учебно-методических материалов по литературному краеведению и лингвокраеведению (апрель-май 2008 г.).
- Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах со смешанным национальным составом с целью подготовки учебно-методических материалов, отражающих роль русского языка как языка межнационального общения, и материалов, обеспечивающих адаптивный уровень усвоения русского языка как неродного (в условиях преподавания русского языка и литературы в школах, где учатся дети национальных диаспор), проведение конкурсного отбора материала по изучению русского языка как второго родного языка.
- Подготовка образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом школьной образовательной системы на профильное обучение и формирование новых образо-
вательных программ в области русской словесности. Проведение профессионального конкурса программ элективных курсов, направленных на речевое и коммуникативное развитие старших школьников и выпускников школы (в соответствии с запросом Департамента образования Ярославской области и Центра развития образования).
- Проведение в специализированных учебных заведениях (гимназиях и колледжах) в 11 классе 1 сентября 2008 г. «Урока родного языка» (при разработке рекомендательных материалов кафедрами русского языка и теории коммуникации ЯГПУ).
- Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку и подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на процесс обучения русскому языку (специализированный мониторинг). (В течение 20072008 гг., подведение итогов - сентябрь 2008 г.).
- Разработка и поддержка цикла телевизионных передач, освещающих актуальные вопросы русского языка и культуры речи.
- Поддержка деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровня: конференций, семинаров, совещаний, чтений - организационнотехническое и информационное обеспечение их деятельности. (Проведение заседания редакционной коллегии журнала «Мир русского слова» (октябрь 2008 г.); организация и проведение читательской конференции «Любители русской словесности» (октябрь 2008 г.)).
Л.Г. Антонова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ “НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ”
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ»
18 апреля 2008 г. в Угличском педаго- вание деятельности Ассоциации образова-
гическом колледже состоялась научно- тельных учреждений педагогического профи-
практическая конференция «Совершенство- ля Ярославской области «Непрерывное педа-
гогическое образование» в условиях реализации новых образовательных моделей». Эта конференция, уже в пятнадцатый раз собравшая ученых и преподавателей ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и педагогических колледжей Ярославской области, проводилась с целью рассмотрения теоретико-методологических и прикладных аспектов реализации новых образовательных моделей в системе непрерывного педагогического образования.
Как отмечали многие выступающие, мы живем во время перемен, которое требует от нас умения перестраиваться в связи с изменениями в системе высшего образования. Не случайно темы докладов пленарного заседания были связаны с описанием путей деятельности Ассоциации в условиях реализации новых образовательных моделей.
Ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор В.В. Афанасьев, обратил внимание участников конференции на новые условия деятельности Ассоциации в связи с модернизацией системы профессионального образования, подчеркнул необходимость обеспечения преемственности содержания педагогического образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях непрерывного педагогического образования.
Проблемам ухода от традиционных лекционных занятий к активным формам сотрудничества преподавателей и студентов в рамках аудиторных занятий и обеспечения самостоятельной работы студентов в связи с реализацией новых образовательных моделей был посвящен доклад профессора М.В. Новикова. Докладчик указал на необходимость развития материально-технической базы и научно-методического сопровождения педагогического процесса, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования, на значимость внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров.
В докладе Л.М. Куриловой обобщен опыт работы Ассоциации на протяжении 20 ти лет и сформулированы основные направления деятельности членов Ассоциации на предстоящий год.
Н.В. Новоторцевой дан анализ сотрудничества образовательных учреждений Ассоциации в решении проблем непрерывного педагогического образования.
В ходе работы конференции состоялись заседания секций, где проблематика конфе-
ренции получила дальнейшее развитие и обсуждение:
1. Роль членов Ассоциации в реализации государственной политики в области профессионального образования.
2. Новые образовательные модели и пути их освоения в условиях университетского комплекса.
3. Подготовка к работе по новым государственным стандартам ВПО и СПО на основе компетентностного подхода.
4. Организация системы менеджмента качества образования в учреждениях Ассоциации.
5. Формирование единого информационного пространства субъектов Ассоциации.
6. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
7. Реализация национальных проектов в работе образовательных учреждений -членов Ассоциации.
8. Использование современных технологий образования и воспитания. Совершенствование научно-методического сопровождения образовательного процесса в учреждениях Ассоциации.
9. Формирование предметной и профессиональной компетенции будущих специалистов.
Констатируя выполнение плана работы Ассоциации в истекшем учебном году, можно отметить, что учебно-методический Совет Ассоциации, УМС по специальностям работали над реализацией методической темы Ассоциации 2007-2008 учебного года «Теоретико-методологические и прикладные проблемы профессионального образования и их решение в условиях реализации Федеральной целевой программы развития образования и приоритетного национального проекта «Образование», обеспечив:
- реализацию Программы модернизации образования РФ, приоритетного национального проекта «Образование» в рамках системы непрерывного профессионального образования Ярославской области;
- подготовку конкурентоспособного спе-
циалиста-педагога, готового проявлять достаточную информированность в предметной области, включаться в инновационные процессы, использовать информационно-коммуникативные технологии,
проявлять достаточно высокую степень коммуникативной компетентности в про-
цессе педагогической практики, быть ответственным за результат своего труда;
- системность нормативного обеспечения деятельности субъектов Ассоциации, позволяющую реализовать в современном правовом пространстве качественную подготовку специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования повышенного уровня и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
- высокий уровень интеграции учебных
планов и рабочих программ по специальностям и учебным дисциплинам, что способствует оптимизации преемственности профессионального образования по 14-ти специальностям: «Педагогика и методика начального образования», «Физическая
культура», «Дошкольная педагогика и
психология», «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Музыкальное образование», «Технология и предпринимательство», «Социальная педагогика», «Информатика», «Издательское дело и редактирование», «Реклама», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Социально-культурный сервиз и туризм», «Менеджмент»;
- эффективность системы сертификации преподавателей учреждений-членов Ассоциации, обеспечивающей переаттестацию выпускников учреждений-членов Ассоциации при переходе на ступень высшего профессионального образования: в 2007-2008 учебном году получили сертификат доверия 24 преподавателя Ассоциации (Угличский педагогический колледж - 7 чел, Ростовский педагогический колледж - 4 чел., Рыбинский педагогический колледж - 13 чел.);
- устойчивый рост научного потенциала кадрового состава субъектов Ассоциации, выражающийся в увеличении количества сотрудников учреждений-членов Ассоциации, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, обучающихся в аспирантуре, оформивших соискательство на кафедрах ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. В 2007-2008 учебном году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата культурологических наук 1 преподаватель Угличского педагогического колледжа, аспирантами являются 11 человек (Ярославский педа-
гогический колледж - 1 чел., Ростовский педагогический колледж - 1 чел., Угличский педагогический колледж - 5 чел., Рыбинский педагогический колледж - 4 чел.), соискателями - 20 человек (Ярославский педагогический колледж - 5 чел., Ростовский педагогический колледж
- 3 чел., Угличский педагогический колледж - 5 чел., Рыбинский педагогический колледж - 7 чел.);
- повышение квалификации преподавателей педагогических колледжей Ярославской области, которое проводилось в различных формах: семинар по дидактике высшей школы (3 преподавателя Угличского педагогического колледжа), стажировка на кафедрах ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского, участие в научно-прак-тических конференциях различного уровня.
Вместе с тем конференция отмечает ряд
проблем, требующих решения:
- построение моделей образовательной деятельности по уровням и формам подготовки в университетском комплексе, обеспечивающих преемственность уровней бакалавриат - специалитет;
- обоснование новых аспектов методологии обучения на разных уровнях, формах подготовки по родственным направлениям и специальностям;
- обновление содержания учебных дисциплин государственных образовательных стандартов СПО и ВПО в связи с актуальностью компетентностного подхода;
- разработка концептуальных основ организации и содержания производственной практики в условиях двухуровневой подготовки;
- выработка методических рекомендаций по сопряжению направлений подготовки бакалавров с родственными специальностями колледжей и создание соответствующего комплексного учебно-методического сопровождения многоуровневого педагогического образования по каждому уровню и формам подготовки;
- совершенствование системы повышения квалификации преподавателей через использование различных форм и моделей повышения квалификации: проблемных курсов, семинаров и так далее с учетом потребностей региона в подготовке профессиональных кадров;
- дальнейшее повышение научного потенциала педагогических кадров через систему послевузовского образования как ус-
ловие повышения качества подготовки специалистов;
- интеграция уровней профессионального образования с целью создания условий для вертикальной мобильности выпускников; многопрофильность и многофункциональность педагогических колледжей;
- организация методической помощи для согласования стандартов СПО и ВПО на основе компетентностного подхода;
- развитие и совершенствование воспитательной среды в педагогических учреждениях университетского комплекса;
- дальнейшее научно-исследовательское сотрудничество кафедр вузов с членами Ассоциации с целью совместной издательской деятельности, научных и методических разработок;
- дальнейшее развитие социального партнерства с вновь принятыми членами Ассоциации.
По итогам конференции были разработаны предложения и рекомендации:
1) Совету Ассоциации педагогических образовательных учреждений Ярославской области «Непрерывное педагогическое образование»:
- продолжить работу по совершенствованию единой системы оценки качества подготовки специалистов в условиях непрерывного профессионального образования;
- принять активное участие в разработке сопряженных учебных планов в соответствии с ГОС ВПО и СПО нового поколения, учитывая модели образовательной деятельности по уровням и формам подготовки педагогических кадров в университетском комплексе;
- рассмотреть возможность дальнейшего наращивания научного потенциала кадров;
- продолжать развитие совместной исследовательской и издательской деятельности членов Ассоциации;
- создать совместные рабочие группы членов Ассоциации на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по проблеме разработки моделей образовательной деятельности по двухуровневой подготовке в университетском комплексе;
- обосновать новые аспекты методологии обучения на разных уровнях, форм подготовки по родственным направлениям и специальностям;
- обновить содержание учебных дисциплин государственных образовательных стандартов СПО и ВПО в связи с актуальностью компетентностного подхода.
2) Учебно-методическим советам по
специальностям:
- совершенствовать взаимодействие субъектов Ассоциации в учебной и внеучеб-ной деятельности на всех уровнях непрерывного педагогического образования;
- расширить обмен опытом, накопленным учреждениями-членами Ассоциации, через проведение выездных тематических заседаний Совета Ассоциации с использованием разных форм профессионального общения;
- расширять сотрудничество в области использования современных образовательных технологий, в том числе информационных;
- включаться в деятельность рабочих групп членов Ассоциации по профилю;
- продолжать работу по сертификации преподавателей педагогических колледжей, реализующих преподавание и аттестацию в соответствии с ГОС ВПО;
- активизировать исследовательскую работу всех участников педагогического процесса, в том числе в форме подготовки и защиты диссертаций, обучения в аспирантуре, соискательства, участия в научно -практических конференциях и семинарах различного уровня;
- продолжать работу по совершенствованию итоговой аттестации выпускников, в том числе в форме тестирования;
- выработать методические рекомендации по сопряжению направлений подготовки бакалавров с родственными специальностями колледжей и создать соответствующее комплексное учебно-методическое сопровождение многоуровневого педагогического образования по каждому уровню и формам подготовки.
Л.М. Курилова, Н.Л. Пятницына
Требования к статье, предназначенной для публикации в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
I. Научный журнал «Ярославский педагогический вестник» публикует статьи и материалы по следующим направлениям:
1) гуманитарные науки;
2) естественные науки.
Основные рубрики журнала:
— Новости и проблемы образования
— Педагогика
— Теория и методика обучения и воспитания
— Психология
— История
— Экономика
— Политология
— Социология
— Филология
— Культурология
— Искусствоведение
— Математика
— Физика
— Химия
— Биология
— География
— Образование за рубежом
— Из опыта работы
— Краеведение
— Хроника, информация.
II. Периодичность издания - четыре номера в год.
III. Редакция без ограничений принимает к рассмотрению рукописи и материалы, срок принятия решения о публикации - не более двух месяцев. Рукописи и сопутствующие материалы не возвращаются.
IV. Компьютерный набор рукописи статьи, предназначенной для публикации в научном журнале «Ярославский педагогический вестник», должен соответствовать следующим требованиям:
— 1 страница текста формата А4 должна содержать не более 1900 знаков с учетом пробелов;
— поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 2,5 см, правое - 1,5 см; от края до колонтитула: верхнего - 2 см, нижнего - 2 см; абзацный отступ -1,0;
— гарнитура Times New Roman; кегль 14; интервал 1,5.
Объем статьи не должен превышать 10 страниц текста формата А4, набранного в соответствии с вышеупомянутыми требованиями.
Ссылки на использованные источники и примечания необходимо указывать в тексте заключенными в квадратные скобки (например, [1], или [1. С. 27], или [1. С. 27-48]), библиографический список и примечания должны быть оформлены по ГОСТу 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» сплошной нумерацией, 14 кеглем, через 1,5 интервал и размещены после текста статьи/ С примерами оформления
ссылок можно ознакомиться в журнале «Ярославский педагогический вестник» — 2007 — № 4 и на сайте Издательства ЯГПУ: http://rio.yspu.yar.ru/ (см. раздел Действующий ГОСТ по библиографическим записям 7.1-2003).
Текст и рисунки должны быть представлены автором в электронном варианте и в распечатке. Таблицы, схемы, диаграммы, гистограммы должны быть оформлены в контрастной шкале серого цвета. Редакция не улучшает качество рисунков и не производит исправления ошибок, допущенных в рисунке.
V. К тексту, предназначенному для публикации, необходимо приложить в электронном варианте и в распечатке:
1. Данные об авторе:
— Ф. И. О. автора, адрес, телефон, е-mail, факс;
— ученая степень и звание, место работы и должность.
2. Аннотацию статьи — 6 строчек (на русском и английском языках).
3. Ключевые слова — 12 (на русском и английском языках).
4. Заполненный и подписанный Авторский договор в двух экземплярах (форма размещена:
http://rio.yspu.yar.ru/).
5. Почтовый конверт с марками для возвращения одного экземпляра Авторского договора
автору статьи.
VI. Редакция принимает к рассмотрению статьи и сопутствующую обязательную информацию, прописанную в пункте V, в следующем порядке:
— авторами — преподавателями, докторантами, аспирантами, сотрудниками ЯГПУ статья доставляется лично редактору журнала по адресу: Ярославль, Которосльная наб., 44, каб.105;
— статьи авторов из других организаций доставляются с курьером по адресу: Ярославль,
Которосльная наб., 44, каб. 105; присылаются почтовым отправлением: 150000, Ярославль, Республиканская ул., 108 (в Издательство, редактору) и по e-mail:
Сообщение e-mail должно содержать информацию об авторе согласно пункту V и прикрепленный файл со статьёй, выполненной с соблюдением всех требований, изложенных в пункте IV, Авторский договор высылается почтой согласно пунктам V.4. и V.5.
VII. Статья в журнал проходит рецензирование и получает рекомендацию одного из членов редакционной коллегии «Ярославского педагогического вестника» и передается с рецензией редактору журнала для включения статьи в номер журнала, содержание которого утверждается на редколлегии.
Редакция оставляет за собой право отправлять рукописи статей на независимую экспертизу.
При наличии серьезных замечаний в рецензии решение о публикации может быть принято редколлегией после соответствующей доработки статьи автором.
Редакция не принимает к рассмотрению рукописи, не соответствующие требованиям, а также в том случае, если файл статьи заражен компьютерным вирусом.