Научная статья на тему 'Инновации - путь к развитию ребёнка, школы и улуса'

Инновации - путь к развитию ребёнка, школы и улуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / STRATEGIC RESOURCE / EDUCATIONAL INNOVATIONS / TRAINING GROUND / PRODUCTIVE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичигинаров Константин Константинович

Стратегическое управление развитием улусной образовательной системы. Программы инновационной деятельности. Вариативная сеть образовательных учреждений. Доступность качественного образования для детей отдалённой местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации - путь к развитию ребёнка, школы и улуса»

ИННОВАЦИИ - ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ребёнка, школы и улуса

Константин Константинович Чичигинаров,

начальник Управления образования Чурапчинского улуса, отличник образования Республики Саха (Якутия)

• стратегический ресурс • образовательные инновации • стажировочная площадка • производственные школы

ч

урапчинскии улус расположен в самом центре Якутии и занимает территорию площадью 12,6 тысячи километров с плотностью населения меньше двух человек на квадратныи километр.

Образование сегодня — это стратегический ресурс, будущее и республики, и нашего улуса. В системе общего образования улуса функционируют 26 дошкольных, столько же муниципальных общеобразовательных школ, одна государственная школа, три учреждения дополнительного образования детей.

Система образования улуса уникальна тем, что у нас существуют три уровня образования: дошкольное воспитание, среднее общее, начальное и среднее профессиональное образование, а также высшее профессиональное образование. Образовательные программы, разработанные на принципах преемственности, осуществляются

в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, Ожулунском профессиональном лицее, Чурапчинском техническом колледже и Чурапчинском государственном институте физкультуры и спорта. Стратегическое управление развитием улусной образовательной системы базируется на реализации образовательных инноваций. С их помощью создано реальное многообразие образовательных направлений, программ, технологий.

Многие образовательные учреждения улуса работают в режиме инновационного поиска и развития: разрабатывают собственные варианты содержания учебно-воспитательной деятельности, систему управления развитием школы, расширяют её социальные функции.

Началом инновационной деятельности педагогического сообщества Чурапчинского улуса мы считаем 1993 год. Именно тогда программа развития системы образования по теме «Педагогические основы дифференциации образовательной системы в сельской местности» была утверждена на экспертном совете Министерства

образования республики. Под руководством научного руководителя, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Д.А. Данилова и талантливого, нацеленного на перспективное развитие образования улуса методиста управления образования Н.М. Сибиря-кова разрабатывались программы опытно-экспериментальной деятельности каждого образовательного учреждения. Начался переход на научно-организационное руководство инновационной деятельностью школ и детских садов. Благодаря этой социально-педагогической инициативе образовательные учреждения улуса разработали более 30 опытно-экспериментальных и инновационных проектов, цель которых — дать образование высокого качества каждому сельскому школьнику, удовлетворить образовательный спрос сельского социума. Система образования улуса по праву стала лидером инновационного движения в республике. Анализируя некоторые аспекты его развития за последнее десятилетие, можно с уверенностью сказать: инновационная деятельность дала мощный толчок развитию не только системы образования, но и улуса.

Дошкольные учреждения улуса вели творческий поиск исходя из новых отношений человека и природы, человека и культуры, человека и других людей. Из 26 дошкольных учреждений в режиме эксперимента работают сегодня 12 центров развития ребёнка — детских садов, имеющих статус республиканской инновационной площадки. Семь из них — федеральные инновационные площадки. Это центры развития-детские сады «Кыталык», «Улыбка», «Мичил», «Кэскил», «Чуораанчык» с. Чурап-ча, Сыланский «Сулусчаан», Ожулунский «Кунчээн» и другие. Они стали ресурсом, где реализуются культурно-образовательные инициативы, где коллективы стремятся смело выходить за рамки традиционного содержания образования. Дошкольные учреждения стали базовыми для Федеральной стажировочной площадки по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг.

У нас богатый опыт совместной работы с общественными институтами. Так, примером успешного социально-образовательного партнёрства стала деятельность детского сада «Улыбка»

с. Чурапча и государственного предприятия автомобильных дорог «Чурапча», ветеринарного управления Чурапчинского улуса, а также детского сада «Мичил» с. Чурапча с предприятием жилищно-коммунального хозяйства.

Особое внимание уделяем поддержке детей, нуждающихся в постоянной социальной защите. Совместно с Управлением социальной защиты на базе Мында-гайского детского сада «Ымыы» несколько лет назад открыта круглосуточная социальная группа для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Работа ведётся по авторской программе «Психолого-педагогическая реабилитация социальных сирот».

В улусе сложилась вариативная сеть образовательных учреждений, дающих возможность детям выбирать образовательные программы с учётом интересов и потребностей. Среди них: республиканская спортивная школа-интернат; гимназия; общеобразовательные школы и школы с агропрофилированным направлением; школа художественно-эстетического развития; шесть начальных школ-детских садов.

В республике наш улус известен как спортивный. Основной кузницей чемпионов стала Чурапчинская республиканская спортивная школа-интернат имени Д.П. Коркина. Она получила статус республиканской и федеральной экспериментальных площадок по теме «Чемпион своей судьбы». Здесь обучаются дети из 28 улусов, четырёх городов республики, из Еврейского автономного округа и Хабаровского края. В восьми филиалах по шести видам спорта занимаются более тысячи учащихся. Основанная в 1957 году, эта школа прославилась на весь мир как уникальная школа вольной борьбы. Выдающийся тренер ХХ века, заслуженный тренер ЯАССР, РСФСР и СССР, заслуженный учитель школ ЯАССР, кавалер орденов Октябрьской Революции, «Знак

К.К. Чичигинаров. Инновации — путь к развитию ребёнка, школы и улуса

Почёта» Дмитрий Петрович Коркин воспитал трёх олимпийцев, чемпионов мира, Европы. Юные борцы достойно продолжают славные традиции великого тренера, выигрывая командное первенство республики, являясь чемпионами и призёрами первенств России и международных турниров.

Спортивное воспитание активно ведут Ча-кырская, Соловьёвская, Телейская и Кыта-нахская школы, учителя которых убеждены: хорошее физическое развитие придаёт ребёнку силу, делает его жизнерадостным, активным, способным на большие свершения.

В общественном сознании народа нашей республики прочно укрепилось убеждение в том, что воспитание ребёнка должно опираться на национальную культуру, на народные традиции и обычаи. В этом плане интересен опыт работы Чурапчинской гимназии, Хадарской, Болтогинской, Хаяхсытской школ по внедрению народных традиций в учебно-воспитательный процесс. Основываясь на педагогике якутского героичесокго эпоса олонхо учителя Чурапчинской гимназии им. С.К. Макарова реализуют проект «Этнокультурный центр «Педагогика олонхо» как условие формирования успешной личности в сельском социуме». Героический эпос олонхо, эта сокровищница вековой мудрости народа саха, служит средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания личности, почитающей свою национальную культуру, богатый язык, достоинство своего народа. Успешный человек по философии олонхо — это наилучший представитель рода Ураанхай Саха — самобытный, уникальный, воспитанный на традициях и обычаях своего народа, дитя Солнца, дитя благословителей (Айыы).

Одна из ведущих школ улуса и республики — Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Новгородова стала федеральной экспериментальной площадкой по внедрению профильного и дуального образования. В 2009 г. школа включена в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России, как занимаю-

щая лидирующие позиции в своём регионе и вносящая позитивный вклад в общее социально-экономическое развитие региона. Школа стала также стажировочной площадкой республиканского Института развития образования и переподготовки кадров по теме «Создание условий для распространения модели государственно-общественного управления в образовании». В школе активно работают общественные управляющие структуры, ставшие надёжным помощником администрации школы и педагогического коллектива.

В педагогике олонхо огромное значение придаётся трудовому воспитанию человека. Диринская, Телейская, Сыланская, Соловьёвская и Амгинская агрошколы включены в Союз агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия). Соединение обучения с производственным трудом в сочетании с принципом технологического образования, цельности и непрерывности технологических процессов составляет единое трудовое и образовательное пространство. Агропрофилированные школы обогащают детей трудовым опытом, умением учиться, работать и жить в условиях села. Каждая из этих школ стремится найти оптимальное соотношение особенностей современного высокотехнологичного сельскохозяйственного труда и рыночной экономики, реализует естественную потребность детей в созидательном труде, воспитывает сельскохозяйственную грамотность школьников.

В нашей республике с давних времён семья является непреходящей ценностью. От школы во многом зависит уровень культуры семейных отношений, стремление молодых людей создать крепкую многодетную семью. Чурапчинская школа № 2 работает по программе «Потенциал образовательного учреждения — основа развития социальной активности семейных союзов». Программа позволяет организовать работу сельских учителей по педагогиза-ции сельской среды, их активному сотрудничеству с семьёй в воспитании будущих отцов и матерей. Учителя используют

потенциальные возможности сельского быта, богатство народной педагогики, семейных традиций в воспитании детей.

Из этого краткого рассказа о плодотворной инновационной деятельности школ нашего улуса видно, что каждая из них стремится обрести своё творческое лицо, найти свой аспект инновационной деятельности. Развитию этой коллективной инициативы во многом способствует интеграция образовательных учреждений, их постоянное творческое взаимодействие в рамках сетевого объединения. Школы Тат-тинского, Амгинского, Чурапчинского улусов, расположенных в бассейне реки Амга, известны своим плодотворным взаимодействием. Межулусное сетевое сообщество, включающее Усть-Алданский и Мегино-Хангаласский улусы, создала Бахсытская школа. Идея организации этой сети обеспечивает доступность качественного образования детям отдалённой местности.

Сегодня сельская школа взяла на себя трудную миссию развития социума. За десятилетия инновационного движения в улусе взращена плеяда учителей-исследователей, соискателей и аспирантов, кандидатов педагогических и психологических наук. В системе образования улуса в настоящее время работают пять кандидатов наук. Всего занимаются научной работой 16 учителей.

Мощный стимул инновационным процессам дал приоритетный национальный проект «Образование»: выявил лидеров образования, лучшие общеобразовательные учреждения и луч-

ших учителей, ставших победителями конкурсов. Они составляют сегодня гордость педагогического сообщества улуса: это педагогические коллективы Чурап-чинской школы им. С.А. Новгородова, Диринской школы им. И.Е. Федосеева-Доосо, Сыланской школы им. Г.П. Ба-шарина и других образовательных учреждений.

Педагогическая общественность улуса по праву гордится именами лучших учителей, на которых равняется молодое поколение педагогов. Это суперфиналисты Всероссийского конкурса «Учитель года» Е.Д. Макаров, Г.М. Яковлев, а также призёры Всероссийского конкурса «Педагог дополнительного образования», победители конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: П.И. Собакин — учитель физкультуры Мугудайской школы; М.И. Хоютанова — учитель физики Чурапчинской гимназии; Е.А. Яковлева, — учитель русского языка и литературы Сыланской школы, и другие педагоги.

Все общеобразовательные учреждения улуса проводят огромную работу по воспитанию граждан своего села, улуса, республики и страны, воспитывают у детей потребность в здоровом образе жизни, способствуют личностному росту, раскрытию и приращению интеллектуального, культурно-духовного потенциала каждого школьника. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.