Научная статья на тему 'Современные технологии: новые возможности образования высокого качества'

Современные технологии: новые возможности образования высокого качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС / АРСЕНАЛ ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ / ПАРТНЁРСТВО / INNOVATIVE PROJECTS / PUBLIC INQUIRY / ADVANCED PEDAGOGICAL ARSENAL / VALUABLE ORIENTATIONS / MONITORING OF CONDITIONS / WORKSHOPS TECHNOLOGY / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимиров Афанасий Семёнович

Современные образовательные технологии и инновационные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии: новые возможности образования высокого качества»

Образовательная ПОЛИТИКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: новые возможности образования высокого качества

Афанасий Семёнович Владимиров,

министр образования Республики Саха (Якутия)

«Школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать всё это.

Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества» В.В. Путин из Послания Президента РФ Федеральному собранию

Современные технологии и инновационные проекты становятся нормой жизни массовой школы Республики Саха (Якутия). Даже в отдалённых улусах учителя проявляют стремление овладевать современным инструментарием профессионального творчества. Об опыте республики — предлагаемая статья.

• инновационные проекты • общественный запрос • арсенал передовой педагогики • ценностные ориентации • мониторинг условий • технология мастерских • партнёрство

Использование современных информационно-коммуникационных технологий во всё большей мере становится нормой жизни для педагогов даже самых отдалённых улусов нашей республики. Размеры её территории становятся важнейшим фактором построения единого педагогического сообщества и диалога, реализуемых в республике педагогических и управленческих практик. Достаточно сказать, что в республиканском педагогическом совещании приняли участие руководители и педагоги из 28 улусов, предъявив высокую активность и готовность к творческому диалогу по пяти ключевым направлениям:

• Качество образования и образовательные технологии.

• Технологии и кадры.

• Технологии и Федеральный государственный образовательный стандарт.

• Технологии воспитания.

• Технологии управления.

• Технологии здоровьесбережения.

Что же представляют собой те ключевые проблемы и идеи, которые волнуют сегодняшних якутских педагогов?

Качество образования и новые образовательные технологии

Как организовать такую образовательную среду и соответствующий ей новый уклад образовательного учреждения, которые могли бы стать ресурсом, обеспечивающим высокое качество образования в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Современное понимание качества образования определяется в новом федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучаемых, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным го-

сударственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Иными словами, качество образования — это такая характеристика образовательной деятельности, которая позволяет понять: в какой мере эта деятельность и её результаты соответствуют определённым общественным и индивидуальным запросам и потребностям. И понятно, что важнейшим ресурсом повышения качества образования является ресурс технологический, связанный с развитием всей инфраструктуры образования и созданием достойных условий для работы и учёбы.

В республике многое сделано в этом плане. За последние десять лет построены 134 современные школы. С 2007 года существенно улучшилось оснащение школ современным учебным оборудованием, кабинетами. Можно ответственно говорить, что сегодня уже более 80% учащихся имеют современные технические условия обучения.

Однако главное условие полноценной модернизации образования — это не техническая оснащённость школ сама по себе, а то, в какой мере эти новые возможности используются и стимулируют у учителей потребность в освоении современных образовательных технологий.

В настоящее время педагоги республики адаптировали к условиям своих школ свыше сотни образовательных технологий, которые можно признать по-настоящему современными.

Это развивающие, личностно-ориентиро-ванные, информационно-коммуникативные, игровые, мыследеятельностные, проектные технологии — практически весь арсенал современной передовой педагогики. При этом важная особенность

их использования в школах республики — глубокое и органичное их сочетание с культурно-национальными традициями, с уникальным опытом народной педагогики. Учителя республики не просто копируют в своей деятельности чей-то передовой опыт, а идут по пути творческого освоения различных инновационных практик и создают самобытные, яркие модификации известных педагогических стратегий.

Палитра используемых и разрабатываемых в республике современных педагогических технологий чрезвычайно широка. Например, хороших результатов в творческом освоении и использовании развивающего обучения добились в Наяхинской средней школе Усть-Алданского улуса, Хамагаттинской саха-французской ассоциированной школе ЮНЕСКО Намского улуса, в Якутской национальной гимназии и других образовательных учреждениях. Коллективный способ обучения и демократическая система обучения по способностям успешно адаптированы к местным условиям, апробированы и творчески развиваются в образовательных учреждениях Горного (Бердигестяхская школа), Мегино-Кангаласского (Майинский лицей и Тюнгю-люнская школа), Абыйского (Белогорская гимназия) улусов и г. Якутска. Эти школы входят в число лучших в России среди образовательных учреждений, использующих эти технологии. Педагоги из Намского педагогического колледжа и Бетюнской средней школы Намского улуса успешно применяют метод проектов. Хара-Алданская школа Таттинско-го улуса, Майинская гуманитарная школа Мегино-Кангаласского улуса на протяжении многих лет были федеральными экспериментальными площадками по апробации национально-регионального варианта технологии индивидуальной проектной деятельности. К условиям республики эффективно адаптированы доказавшие свою универсальность об разовательные системы М. Монтессори, Н.А. Зайцева, Г.С. Альтшуллера, природосо-образная технология обучения чтению и языкам А.М. Кушнира и многие другие.

Особо отмечу уникальные разработки наших якутских педагогов: педагогической системы Сатабыл Петра Петровича Кондратьева, системы Кэриэн Уhуйуу Николая Иннокентьеви

ча Бугаева, саморазвития Валентины Егоровны Степановой. Эти практики опираются на специфику якутской культуры и творческое богатство якутского языка, и в то же время органично вписываются в структуру организации и навигации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по новым федеральным стандартам.

Между тем, мы не всегда получаем ожидаемый эффект от использования новых образовательных технологий. Иногда это бывает связано с тем, что ту или иную технологию пытаются применить как своего рода «волшебную палочку» без достаточной опоры на принципы возрастной психологии, а также без учёта специфики происходящих в социуме изменений. А ведь любая технология может быть эффективной только тогда, когда её использование носит творческий характер, когда она «умно» примеряется к конкретным ситуациям и обстоятельствам — иными словами, — когда оказывается в руках творчески мыслящего педагога. Любые современные технологии будут эффективны только тогда, когда педагоги готовы принять базовые ценностные установки, лежащие в их основании. Нельзя продуктивно работать с современными технологиями и при этом ориентироваться на образовательные ценности вчерашнего дня.

Новые образовательные технологии и кадры

Современная педагогическая деятельность становится всё более технологичной. И возрастает, если угодно, количество технологических опор для учительского вдохновения. Определённые алгоритмы, циклы, модули и технологические схемы — не противостоят педагогическому вдохновению, а напротив, делают вдохновение более продуктивным, позволяет учителю максимально эффективно конструировать учебно-воспитательный

процесс сообразно конкретным целям, задачам и реальным условиям.

Качественный технологический инструментарий — абсолютно необходимое условие эффективного педагогического творчества. И потому нужно всячески способствовать педагогам в желании овладевать новыми образовательными технологиями как современным инструментарием профессионального творчества. В диалоге универсальных технологий и индивидуального творчества только и может быть решена задача обеспечения современного качества образования. Только открытый миру человек, ищущий и находящий смыслы и цели в жизни, может стать настоящим учителем.

Работа по обеспечению высокой квалификации педагогических кадров, повышению имиджа педагогической профессии и статуса педагога ведётся в нашей республике по трём важнейшим направлениям.

Первое направление — создание системы качественной профессиональной ориентации, подбора и стимулирования будущих педагогов уже на школьной скамье. В педагогические учреждения профессионального образования выпускники школ зачастую поступают «по остаточному принципу», и, увы, для многих абитуриентов педагогика вовсе не является призванием. Вот почему мы видим свою существенную задачу в том, чтобы всячески поддерживать и содержательно наполнять деятельность школьных педагогических классов как поставщиков будущих мотивированных педагогических кадров республики. И мы рады, что в этой области республикой накоплен богатый и разнообразный опыт.

Второе направление связано с задачей изменения технологий повышения квалификации педагогов. Здесь ключевой инновационный ход связан с расширением деятельности ста-жировочных площадок учреждений дополнительного профессионального образования и базовых общеобразовательных школ, кото-

рые постепенно должны вырастать до уровня инновационных центров повышения квалификации и педагогического мастерства. Ведь только в практике взаимодействия с детьми и в анализе реальных проблемных ситуаций, а вовсе не в лекционных аудиториях, оторванных от живого педагогического процесса, по-настоящему эффективно развиваться мастерство и искусство педагога. Вот почему мы планируем всё более активно привлекать учителей — победителей конкурсов в рамках национального проекта «Образование» к стажировочной работе, организуем педагогические десанты в северные улусы, создаём электронную базу образовательно-методических комплектов, возобновляем практику педагогических чтений как площадку обмена живым педагогическим опытом. При этом опираемся на банк данных, составленный республиканским Институтом развития образования и повышения квалификации, а также используем возможности различных инновационных образовательных учреждений, выразивших готовность работать в этом направлении (таких, как Алданская гимназия, выступающая центром работы по проектным технологиям, средняя школа № 13 г. Нерюнгри — по технологии дизайн-проектов, Чурапчинская гимназия — по технологиям воспитания и других).

Третье ключевое направление связано с обеспечением зависимости заработной платы работников образования от качества и результативности их труда. В этой связи важной задачей является поиск новых, открытых форм экспертизы качества и результативности педагогической деятельности. Здесь немаловажное значение имеют различные конкурсы профессионального мастерства — и уже существующие, и такие, которые только предстоит организовать. Например, мы планируем конкурс, победителя которого будут определять сами учащиеся; планируем разного рода форумы учителей-предметников, методический фестиваль современных педагогических технологий, конкурсы видео-

роликов по образовательным технологиям и многое другое.

Мониторинг материально-технических условий организации образовательного процесса, а также стиля работы учителей, их настроения, отношения администрации школы и родителей, их желания работать в сотрудничестве на благо ребёнка показал, что именно в этой области появятся новые критерии эффективности работы учителя.

Новые образовательные технологии и Федеральный государственный образовательный стандарт

Установка на новые ценности, новое качество и новые результаты образования, содержащаяся в новых стандартах, требует новых способов обучения на всех ступенях общего образования.

На ступени дошкольного образования мы

исходим из того, что важнейшая особенность дошкольного возраста — эмоциональная восприимчивость к внешнему воздействию. В этом возрасте предпочтительны игровые и коммуникативные технологии, а также максимально вариативные модели образовательного процесса. Опыт показывает, что если педагоги реализуют такие модели и технологии, введение стандартов не вызывает затруднений. Примерами могут стать детские сады сёл Балыктах, Павловск Мегино-Кангалас-ского улуса, Сылан, Мугудай и Чурапча Чу-рапчинского, Сартан Верхоянского района, «Подснежник», «Золотинка», «Звёздочка» г. Якутска и другие. Следовательно, именно такие детские сады и должны становиться ресурсными площадками для педагогов других детских учреждений.

На ступени начальной школы введение стандартов неразрывно связано с деятельностными технологиями. Очень важно, при этом, чтобы учителя получали зримые результаты. Например, как может не радовать, тот факт, что в Намской начальной школе в результате обучения чтению по технологии Алексея Кушни-ра дети уже в 1-м классе прочитали все имеющиеся в библиотеке детские книги! И возникает необходимость всё более активно исполь-

зовать электронные книги, а также обеспечить доступ детей к удалённым электронным ресурсам.

Что касается среднего звена, то, как известно, к 2015 — 16 годам здесь должен произойти массовый переход на новые стандарты. Однако он может оказаться очень трудным, поскольку учителя основной школы сегодня совершенно недостаточно владеют деятельностными педагогическими технологиями. Ведь если в младшей школе учебная деятельность ведёт за собой развитие ребёнка, то в среднем, подростковом звене всё становится неизмеримо более трудным, поскольку ведущей деятельностью этого возраста становится общение, собственный выбор траектории развития, осуществление различных жизненных проб. И это требует особых образовательных технологий, которые предполагают высокий уровень индивидуализации педагогической деятельности и требуют от учителя высочайшего мастерства.

Наконец, в старшей школе основными становятся проектные, исследовательские, личностно-ориентированные технологии, развивающие социальные компетенции выпускников. В республике эти технологии в отдельных школах реализуются достаточно продуктивно. Например, можно отметить технологию дебатов, которые внедрены и дают хорошие результаты в школах Якутска, Нерюнг-ри, Мирного, Алдана.

Новые образовательные технологии и здоровьесбережение

Опора на индивидуальные, психологические, функциональные, физиологические, личностные особенности детей при подборе технологий и способов образования даёт, в частности, возможность сохранить и преумножить здоровье нации.

Сегодня сложности со здоровьем к первому классу выявляются почти у трети

российских детей. В основной школе количество отклонений здоровья возрастает в два раза. А в отечественной инновационной практике до сих пор нет полноценного проекта здоровьесберегающей школы. Обычно затрагивается только один-два компонента здоровьесбережения, но комплексного подхода до сих пор нет. Поэтому сегодня жизненно важно разработать комплексный проект такой школы, где был бы использован богатейший опыт применения здоровьесберегающих технологий в разных школах республики — таких, как Хорин-ская средняя школа Сунтарского улуса, детский сад в с. Адыача, Верхоянского улуса и многих других.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создаётся и решается в процессе ежедневной практической работы учителей, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Нам необходимо научить детей обретать такие социально важные навыки, как конструктивное общение, уверенность в себе, позитивное отношение к жизни — то есть построить психологический фундамент здоровья.

И в этом плане образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях — закономерный этап развития современной школы. Для реализации этой задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть и универсальными, и индивидуальными, то есть исходящими из того, что каждый ребёнок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Ведь только ребёнок, находящийся в психологическом согласии с собой, а, значит, развивающийся в согласии со своими образовательными потребностями и возможностями, может быть полноценно здоровым. А вот если такое согласие нарушено, это и становится одной из глу-

бинных причин того, что у ребёнка начинает разрушаться гармония взаимоотношений с собой и миром, что и приводит к проблемам со здоровьем.

В этой связи важно использовать ресурс современных дистанционных и интерактивных технологий обучения для обеспечения доступности, адресности и массовости. Это то, что позволяет создать безбарьерную обучающую среду и может стать основанием нового качества здоровья наших учеников.

Новые образовательные технологии и воспитание

Современные образовательные стандарты предполагают, что воспитательная работа в образовательных учреждениях должна перестроиться с ориентацией на происходящую в обществе смену ценностей, а также с учётом развития и доступности интернет-ресурсов, которые одновременно могут быть ресурсом личностного развития и угрозой ему.

Сегодня ключевая проблема заключается в отсутствии системной воспитательной работы, адекватной запросам и интересам детей, родителей и социума и обеспечивающей этот процесс воспитательных технологий.

Сегодня принципиально изменилась социальная и культурная среда, и зачастую виртуальный мир воздействует на сознание и поведение ребёнка сильнее и ярче, нежели мир реальный. И это бросает непростой вызов нашему педагогическому сообществу. Рассматривая вопрос о взаимоотношениях в семье, в школьной среде, «мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу наших детей и воспитанников: милосердие, сочувствие, сострадание друг другу, поддержку и взаимопомощь», — сказано в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию

Российской Федерации. Очевидно, что перед нами стоит задача качественно изменить методы и технологии учебной и воспитательной работы школы, основываясь на лучшем продуктивном педагогическом опыте прошлого и инновационных разработках настоящего. При этом следует опираться на опыт системы отечественного дополнительного образования. Необходимо согласовать целевую ориентацию, содержание, методы воспитания семьи и образовательного учреждения, найти совместные формы работы с семьёй, ориентированные на саморазвитие, самовоспитание и самоопределение ребёнка. Необходимо, чтобы живое педагогическое взаимодействие с детьми было не менее интересным, нежели то, которое предлагает им виртуальный мир. И здесь у педагогов республики много творческих находок и достижений. Например, чрезвычайно продуктивны различные досуговые проекты, реализуемые в школах республики в каникулярное время педагогическими отрядами «Здравствуйте!», «Мой двор», «Летний позитив», «Трамплин»; такими учреждениями дополнительного образования, как Детский подростковый центр, Дворцы детского творчества Якутска, Нерюнгри, Мирного, Нюрбы.

Особенно эффективна технология мастерских, широко используемая многими образовательными учреждениями республики: детские телестудии Нюрбинского, Горного, Намского районов, «Деревня мастеров» Усть-Алданско-го, различные семейные союзы и лагеря, а также другие детско-взрослые сообщества, создаваемые инициативными родителями и предпринимателями. Например, многообещающей и потенциально результативной видится деятельность недавно открытого в Якутске частного досугового центра «Юни-орПарк» Матрены Егоровны Кушкириной, где создана современная информационная технологическая среда, мотивирующая самостоятельную деятельность детей. Это яркий пример таких частных инвестиций в образование, за которыми — будущее и которые открывают широкие возможности для частного и государственного партнёрства.

Среди новых воспитательных технологий отмечу разрабатываемые и реализуемые Александром Демахиным (победителем конкурса «Учитель года России-2012») маршруты теа-

тральных технологий, доказавшие не только воспитательную эффективность, но и эффективность в формировании универсальных учебных действий. Это важный показатель, когда реализуемые в сфере досугового образования воспитательные технологии становятся ресурсом эффективной учебной деятельности. Школа остро нуждается в таких технологиях обучения, которые стимулируют активную деятельность как детей, так и взрослых и тем самым существенно изменяют базовый формат обучения, делая его субъект-субъектным. Пример — театрализованные уроки, которые проводятся в рамках недель науки под эгидой фонда «Династия».

Особая задача — сформировать восприятие и понимание того, что происходит сегодня в сфере образования. К сожалению, в республике отсутствуют постоянные телепередачи, где бы обсуждались проблемы воспитания и формирования ценностей, рассказывалось бы о новых образовательных технологиях, предъявлялся бы огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов. Мы планируем начать реализацию таких проектов на республиканском телевидении. Ведь если воспитанием будет заниматься только школа, в сегодняшних реалиях это будет не очень эффективно. Воспитанием необходимо заняться всем миром. Это дело не только системы образования, но и культуры. И потому мы обращаемся к работникам культуры с предложением создать совместные культурно-образовательные проекты. В частности, важнейшая задача сегодняшнего дня — познакомить молодёжь и подростков с современными положительными героями, которые вызывали бы у подростков такой же интерес, как Гарри Поттер или герои

Властелина Колец». Например, на основе эпоса Олонхо. Ведь не случайно наш национальный эпос вошёл в перечень ста литературных произведений,

рекомендованных для внеклассного чтения российским школьникам...

В связи с увеличением времени трансляции Национальной вещательной компании Саха планируем продумать линию образовательных программ для школьников и программ с их участием на основе имеющихся проектов, пользующихся популярностью и высоких зрительских рейтингов. Это — «Кулу-мэн» Таратской школы Мегино-Кангалас-ского улуса, юношеские передачи «Сэргэлэ-эх», программы телерадиоакадемии «Полярная звезда» и другие.

Новые образовательные технологии и управление

Ориентация на качество в настоящее время стала стратегией многих предприятий и организаций, ориентированных на развитие и получение конкурентных преимуществ. Не стали исключением и образовательные учреждения республики, которые и в области управления реализуют инновационные технологические подходы — такие, как программно-целевое управление, эффективное управление качеством.

Задача современного управленца в области образования — организовать пространство взаимодействия многообразных возможностей и создать необходимые условия. Современному управленцу важно уметь в новых условиях своевременно и квалифицированно реагировать на изменения в законодательстве Российской Федерации, применять на практике новые правила, порядок и механизмы исполнения новых законодательных норм. При этом основное назначение управленческой деятельности — защищать интересы всех субъектов образования, обеспечивать их объективными конкретными данными о состоянии дел, выявлять положительные и отрицательные тенденции в системе образования, проектировать и программировать развитие учреждений.

Как добиться максимальной управленческой эффективности? В нашей республике реализуются разные схемы и способы мотивации эффективной управленческой деятельности. Например, осуществляются традиционные рейтинги управления образованием. В перспективе предполагается, что данные этого рейтинга станут открытыми и лягут в основу субсидирования муниципальных образований. Кроме того, мы проводим между муниципальными районами республики открытый конкурс инновационных проектов «Социокультурная модернизация муниципальных систем образования как механизм реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Много усилий прилагаем к вовлечению общественности в процесс управления образованием. С этой целью в образовательных учреждениях сформированы попечительские, управляющие и наблюдательные советы, а в конце года будут подведены итоги их деятельности, выявлены наиболее эффективные механизмы влияния общественности на развитие образования.

Образовательные технологии: перспективы развития

Можно с уверенностью утверждать, что в Республике Саха (Якутия) есть серьёзные наработки и подходы в области образовательных технологий, которые могут стать основанием для качественного прорыва во всей системе образования. Начаты перспективные проекты, соответствующие вызовам времени. Вот только некоторые из них:

• деятельностная виртуальная кибершкола (особенно значимая в условиях, когда федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации» уравнял очную и дистанционную формы обучения);

• «Телешкола», как модель образования открытого типа, использующая сетевые образовательные ресурсы для организации

учебного процесса в системе основного и дополнительного образования;

• проект «Школьный технопарк», а также летние инновационные школы — физико-математическая «Ленский край» по созданию сети высокотехнологичной образовательной среды;

• система «Статград» — дистанционная подготовка к ЕГЭ с помощью Московского института открытого образования и Московского центра непрерывного математического образования совместно с Институтом развития образования и переподготовки кадров;

• проект «Опережающая подготовка кадров, ориентированных на высокие технологии»

с созданием сети школ-партнёров;

• сетевое взаимодействие образовательных учреждений по инклюзивному образованию «Образовательная здоровьесберегающая интерактивная среда» с применением метода компьютерного биоуправления на принципе биологической обратной связи.

Особое значение мы придаём усилиям, направленным на создание в образовательных учреждениях республики инфраструктуры технологической подготовки и производственного воспитания в виде мини-технопарков и дет-ско-взрослых школьных производств, обеспечивающих успешное формирование технологической культуры и эффективную социализацию детей и молодёжи участием в педагогически обустроенных производственно-технологических процессах.

Другая стратегическая задача, решаемая в республике — это теоретическое обоснование и разработка образовательных техноло-

гий, опирающихся на культурные (в том числе этнокультурные) основания. Это задача, которая одновременно и заманчива (как детерминанта национальной школы), и довольно спорна, поскольку абсолютно не изучена. Назрела необходимость не только разработки и апробации, но и методологического, методического и организационно-педагогического оформления собственных образовательных технологий, взращиваемых на этнокультурной почве. Обсуждение этого вопроса и поиск путей его решения — шаг неизбежный и необходимый, так как технологии, опирающиеся на определённую культурную почву, могут и должны способствовать обеспечению современного качества образования.

Так или иначе, но главная цель сегодняшнего этапа развития нашего образования — создать образовательную технологичную среду, обеспечивающую максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт прорыва по следующим направлениям:

• разработка региональной системы оценки качества учебных достижений на основе иерархии целей «знание — понимание — применение — систематизация и обобщение»;

• системное внедрение новых педагогических технологий, направленных на трансформацию образования в направлении деятельностного обучения.

Таким образом, современные технологии и инновационные процессы становятся нормой жизни массовой якутской школы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.