© Луговая Е.С., 2012
УДК 316.422 ББК 65
ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Е.С. Луговая
В статье рассмотрено понятие модернизации и инновации, определено их значение в становлении России как конкурентоспособного государства. Приведена классификация модернизации. Раскрыта особенность современной модернизации как инновационно ориентированного процесса. Проанализирован вопрос взаимосвязи модернизации и инновации. Рассмотрены этапы инновационного процесса.
Ключевые слова: модернизация, инновация, постмодернизация, инновационная деятельность, конкуренция.
Модернизационное и инновационное развитие представляют собой неотъемлемые характеристики успешно развивающихся современных обществ. Изучение концепции модернизации позволяет определить актуальную картину преобразований, происходящих в стране, и выявить основные направления развития. Российское государство стремится удержать конкурентные позиции на мировой арене, что не представляется возможным без инновационного развития страны. Высокий уровень конкуренции, сложившийся в современном мире, предопределяет необходимость постоянного повышения уровня эффективности, который достигается путем внедрения инноваций. Проработка теоретических и практических аспектов модернизации тесно связана с изучением вопросов внедрения новых методик и осуществления инновационной деятельности. Мо-дернизационные преобразования, происходящие в России на протяжении последних лет, предопределили реформирование таких сфер общественной жизни, как экономическая, политическая, социальная и культурная, на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. Вследствие того, что модернизация является комплексным процессом, представляется невозможным проведе-
ние социальных, экономических, политических или культурных преобразований в отрыве друг от друга.
Модернизацию политической сферы связывают с развитой системой защиты прав и свобод человека и гражданина, налаженной работой правовой и судебной системы, защитой права собственности, политической мобилизацией и повышением уровня участия граждан в политической жизни, плюрализмом, борьбой с коррупцией. Модернизация экономической сферы включает в себя повышение уровня жизни населения, переход к рыночной экономике, усиление конкурентоспособности, процессы технизации, индустриализации, применение новейших технологий.
Модернизация как глобальный процесс влечет за собой ряд изменений, в том числе и в социальной сфере. К ним можно отнести повышение социальной мобильности и качества жизни граждан, формирование сильных институтов социальной политики и гражданского общества, увеличение значения человеческого капитала, необходимость постоянного инвестирования в профессиональное развитие и совершенствование сотрудников, увеличение уровня образования населения, расширение шансов доступа к материальным и нематериальным благам. Конкуренция и стремление к постоянному развитию представляется основной предпосылкой модерни-зационных процессов.
Модернизация берет свое начало из устоявшихся норм общественной жизни, достигнутого уровня развития и представляет собой переход от традиционного к современному обществу. Модернизацию нельзя считать локальным проектом, который не требует повторения и постоянного развития. При этом целью модернизации является не столько достижение конкретных показателей, сколько разработка системы, способной к постоянному развитию и совершенствованию, обеспечивающей рост экономики и развитие общества. Таким образом, модернизационный процесс является перманентным и не должен прекращаться по мере достижения того или иного показателя.
Так, например, Н.И. Лапин определяет модернизацию как «комплексный способ решения политических и экономических, социальных и культурных задач, которые в полный рост стоят перед российским государством и обществом в контексте внутренних, мегарегиональных и глобальных угроз и рисков» [4, с. 34].
Изначально модернизационный процесс рассматривался как линейный проект, смысл которого состоял в том, что все государства могут пройти единственный универсальный путь по направлению к достижению уровня развития Западных стран. Согласно данной теории, государства, принявшие идею прогресса, должны были пройти все стадии поступательного эволюционного развития. Однако данный подход оказался сложным в практическом применении. На невозможность прямолинейного развития повлияли различия в политических режимах, культурные особенности государств. Более того, не все государства проходят эти стадии за один и тот же период времени. Некоторые государства могут вовсе отказаться от той или иной стадии. Таким образом, линейное модернизационное развитие государств не является панацеей, так как каждое государство ищет индивидуальный путь своего развития.
Сегодня российское государство выстраивает модернизационную политику на базе предыдущего исторического опыта страны. Так, например, Петровская эпоха в российской истории характеризуется проведением активной модернизационной политики, в час-
тности внедрением Табели о рангах и созданием регулярной армии, открытием Академии наук и организацией новой административной системы. Вторая половина XIX в. также играет большую роль в реализации идеи прогресса, так как в 1861 г. в России было отменено крепостное право. Роль советского периода в истории российского государства толкуется неоднозначно. С одной стороны, этот период был отмечен процессами индустриализации, урбанизации, развития системы всеобщего социального обеспечения и образования. В советское время стояла задача ускоренной модернизации. С другой стороны, развитие страны в советский период проходило по направлению, которое существенно отличалось от комплексной модернизации, принятой на Западе.
Модернизация российского государства, наряду со странами Восточной и Юго-Восточной Европы, Латинской Америки и Японии, носит экзогенный (неорганичный, вторичный) характер, так как была связана с внешними факторами. Внутренней потребностью к модернизации обладают страны Западной Европы и Северной Америки (США, Канада), в которых сформировался эндогенный (органичный, первичный) тип. Для данных государств характерен эволюционный путь модерниза-ционных преобразований, предпосылками прогресса становились внутренние факторы.
Интересным представляется выделение положительных и отрицательных сторон органичного и неорганичного характера модернизации. Преимуществом органичной модернизации является то, что во многом данные страны опередили своих конкурентов в развитии на много лет, в этой связи страны с неорганичным типом модернизации должны проделать тот же путь за более короткий временной срок. С другой стороны, преимуществом неорганичной модернизации является возможность реализации политики преобразований с учетом опыта модернизированных стран, что позволяет избежать ошибок других государств и более быстро пройти все этапы модернизации по сравнению с государствами-предше-ственниками.
По типу модернизации подразделяют на «догоняющие» и «опережающие». «Догоняющий» (запаздывающий) тип модернизации
свидетельствует о наличии некоего эталона, к которому государства стремятся в своем развитии. «Опережающая» модернизация связана с инновационным путем развития. В зависимости от способа реализации модернизаци-онные процессы могут приобретать революционную направленность (военные перевороты, бунты), следствием которой могут выступать изменение государственного устройства и социального положения различных слоев населения, либо эволюционную форму (проведение реформ). Характер российской модернизации носит незавершенный характер на каждом историческом этапе ее проведения, что объясняет «догоняющий» тип развития государства.
В части организации модернизационно-го процесса представляется целесообразной разработка единой программы развития, охватывающей все сферы общественной жизни. При этом важнейшим аспектом является скорость проведения модернизационных преобразований. В случае проведения модернизации в медленном темпе возрастает риск отставания от стран-конкурентов и переход к запаздывающему типу модернизации. Для стран, которые не относятся к категории «опережающего» типа, необходима организация непрерывного процесса модернизации и инновационного развития. Основной тенденцией российской модернизации должно стать опережающее развитие, нацеленное на скорейшее проведение реформ и удержание конкурентоспособных позиций в мире.
Инновации играют важную роль, как на уровне организаций, так и на уровне государства в целом. Инновационная политика предприятия может включать в себя разработку и внедрение новых видов товаров и услуг, технологий, методов и способов производства и управления. Инновативность государства состоит в формировании политики внедрения новшеств и изменений во всех сферах общественной жизни: правовая и административная системы, государственная служба, здравоохранение и образование, социальная политика. Одной из основных политических тенденций развивающихся стран является инновационность и комплексная модернизация. Государство осознает, что в противном случае его ждет непременное отставание в развитии. В настоящее время в России осуществляет-
ся достаточно активное финансирование мо-дернизационной и инновационной деятельности, что подчеркивает значимость данного направления развития.
Процесс модернизации связывают с переходом от традиционного (аграрного) общества к индустриальному (капиталистическому). Такое понимание лежит в основе классической модернизационной теории. Спорным является вопрос о соотношении модернизации с традицией. В. Динес подвергает критике тезис о том, что современность и традиция взаимно исключают друг друга: «Любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элементов. И традиции не обязательно препятствуют модернизации, они могут и способствовать ей» [1, с. 12].
С другой стороны, проведение модернизации, как правило, связано с внедрением новшеств и инноваций, которых в традиционном обществе не существовало. Соответственно, возникает определенное противоречие между устоявшимся укладом жизни и модернизационным развитием. В этой связи одной из проблем на пути реализации модернизационных процессов может стать противодействие со стороны населения определенного государства или сотрудников конкретной организации в зависимости от уровня проведения модернизации.
Рассматривая инновационность на примере организации, следует отметить, что мо-дернизационное развитие во многом зависит от вовлеченности работников в трудовые процессы, максимального использования их способностей, навыков и опыта, с одной стороны, и мотивацией, стимулированием, поддержкой - с другой. Инновационный процесс без участия и вовлеченности каждого сотрудника принесет минимальный результат. Это понимание лежит в основе модернизационных процессов многих успешных бизнес-организаций и компаний-производителей.
Важную роль играет вовлечение всего населения государства в процесс модернизации и стремления к переменам. Ю. Красин отмечает: «Модернизация требует от общества мощного подъема творческой энергии, массового включения в этот процесс не только элитных слоев технократов и политиков, но и большинства народа, воспринимающего назревшие задачи как свое осознанное
дело, как общий интерес всех российских граждан» [2, с. 4].
Постиндустриальная модернизация, свойственная современному обществу, характеризуется появлением единых стандартов производства и общества массового потребления. В этот период формируется развитая рыночная система, усиливается конкуренция, свое развитие получают процессы глобализации. В социальном отношении в этот период появляется так называемое «государство благосостояния», которое характеризуется появлением системы социального страхования, льготного и бесплатного здравоохранения и образования. Результатом позднеиндустриальной модернизации стал рост личного потребления для большинства людей, большие возможности для получения образования, развитая система здравоохранения и страхования, возможность заниматься бизнесом.
Постиндустриальная (информационная) модернизация представляет собой переход от производства материальных благ к самореализации и самовыражению, индивидуализму и базируется на знаниях человека. Постиндустриальная модернизация связана с изменением системы ценностей, к примеру, возникают новые направления, такие, как гуманизм, процессы глобализации, информатизации. Постмодернизацию часто называют информационной, так как она связана с увеличением объема данных, знаний, всеобщей компьютеризацией, способствовующей процессам виртуализации. Необходимо отметить сложность подбора вариантов развития, представляющих собой альтернативу модернизации. Отсутствие прогресса, как правило, связывают с деградацией и стагнацией.
Модернизационные и инновационные процессы тесно взаимосвязаны. Модернизация направлена на разработку реально применимых инноваций и технологий, выработку методов и средств их практического использования, введение их в действие, минимизацию затрачиваемых средств и усилий. Так, например, В.В. Куликов рассматривает процесс модернизации как решение задачи перехода к инновационному типу развития экономики и подчеркивает: «Прогнозно характеризуя социально-экономическое развитие страны до 2020 года, Минэкономразвития России выде-
ляет три вероятные варианта - инерционный, энерго-сырьевой и инновационный, хотя высшим политическим руководством страны провозглашен переход именно к инновационному типу воспроизводства» [3, с. 6].
Инновационное развитие представляется одним из основных направлений модернизации. Тенденцией последних десятилетий является то, что инновации приобретают всеобъемлющий характер. Если изначально инновации использовались локально, преимущественно в технической сфере деятельности, то со временем они распространились на различные сферы общественной жизни. Более того, инновационная активность характерна не только для коммерческих структур и научных учреждений, но и для государства в целом.
Термин «инновация» тесно связан с такими понятиями, как «новшество», «новация», «открытие» и «изобретение». В настоящее время понятие «инновация» не имеет четкого законодательного закрепления. Истоки термина «инновация» идут от латинского слова «поуайо», или «тпоуаге», что можно трактовать как «обновление, улучшение или перемена».
Ю.С. Оганисьян отмечает: «Понятие “инновация” следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность» [5, с. 62].
В.А. Сергеев сравнивает понятия новация, инновация и инновационный процесс: «Новация представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новые продукты или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления» [7, с. 8].
Инновации играют важную роль как на уровне бизнес-организаций, так и на уровне государства в целом. Одной из политических тенденций развивающихся стран является инновационность. Государство осознает, что в противном случае его ждет непременное отставание в развитии. В настоящее время
государство достаточно активно финансирует инновационную деятельность, что подчеркивает ее значимость.
Инновационность компании представляет собой процесс, включающий в себя ряд этапов, начиная от разработки и заканчивая внедрением предложения. Данная деятельность является многогранной, так как включает в себя как творческую сторону (разработка предложения), экономическую (оценка экономического эффекта), так и процессную (реализация и продвижение инновации). Инновационный процесс представляет собой такую деятельность организации, которая включает в себя разработку, апробацию/реализацию на практике и внедрение в широкое производство инновационных предложений. Соответственно, понятие «инновационный процесс» является более широким, чем инновация как таковая. В развитых компаниях действует отлаженная система по подаче, оценке и внедрению инновационного предложения.
Разработка и внедрение инноваций включает в себя несколько этапов, которые можно отнести к элементам инновационного процесса: создание инновации (разработка и оформление инновационного предложения); маркетинг инновации (анализ и прогнозирование спроса на инновацию, выявление потребностей покупателей и конкурентных преимуществ новшества); предварительные исследования и прогнозная оценка экономического эффекта (предварительный финансовый анализ результата внедрения инновации); организация и запуск производства (внедрение технологий производства нового продукта или услуги); реализация инновации (внедрение инициативы в практическую деятельность); продвижение инновации (активное информирование потенциальных клиентов о новой разработке, реклама нового оборудования); диффузия инновации (распространение разработанных и опробованных на практике новшеств в новой среде потребителей); оценка итоговой экономической эффективности инновации. Каждый этап реализации инновации имеет свою ценность и является неотъемлемым в цепочке разработки и продвижения рационального предложения.
Инновация подлежит оценке с точки зрения итоговой эффективности после прохождения всех вышеназванных этапов и реализации предложения на практике. При этом осуществляется сравнение на соответствие фактических показателей плановым. В случае достижения плановых целей инновация признается эффективной. В отдельных случаях оценка инноваций затрудняется в связи с длительностью ее внедрения или отсутствием быстрого эффекта, соответственно, компания вынуждена применять методы стратегического планирования и долгосрочного прогнозирования.
Как замечает Я. Пляйс, «тот, кто опережает других в инновационном развитии, тот и является лидером и, соответственно, образцом для других в области модернизации или, образно говоря, законодателем моды» [6, с. 4]. С этим утверждением сложно не согласиться, более того, наиболее развитые государства задают направления социальной, экономической политики для ряда других стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Динес, В. Российская государственность в контексте модернизации / В. Динес, А. Федотов // Власть. - 2010. - №> 1. - С. 9-14.
2. Красин, Ю. Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики / Ю. Красин // Власть. - 2010. - N° 2. - С. 4-7.
3. Куликов, В. В. О «болевых точках» социально-экономического развития России / В. В. Куликов // Российский экономический журнал. -
2009.- №> 1-2. - С. 3-16.
4. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики : учеб. пособие / Н. И. Лапин. - М. : Унив. кн. : Логос, 2008. - 328 с.
5. Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю. С. Оганисьян ; Ин-т социологии РАН. -М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2011. - 336 с.
6. Пляйс, Я. Тотальная системная модернизация - абсолютный императив для России / Я. Пляйс // Власть. - 2009. - №> 8. - С. 3-10.
7. Сергеев, В. А. Основы инновационного проектирования : учеб. пособие / В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало ; под ред. д-ра техн. наук В. А. Сергеева. - Ульяновск : УлГТУ
2010.- 246 с.
INNOVATIONS AS THE BASIS OF MODERNIZATION OF MODERN SOCIETY
E.S. Lugovaya
The article focuses on the notions of modernization and innovation, defines their significance in establishing Russia as a competitive state. The author introduces the classification of modernization and discloses specific features of current modernization as an innovation oriented process. The relationships between modernization and innovation are analyzed. The stages of the innovation process are discussed.
Key words: modernization, innovation, post modernization, innovation, competition.