Научная статья на тему 'Модернизационный потенциал белорусской молодежи: влияние высшего образования'

Модернизационный потенциал белорусской молодежи: влияние высшего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / молодежь / студенты / Беларусь / высшее образование / человеческий капитал / modernization / youth / students / Belarus / higher education / human capital

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Л Г. Титаренко

В статье рассматривается модернизационный потенциал студенческой молодежи Республики Беларусь под углом зрения процесса высшего образования. Исследовательская гипотеза заключается в том, что студенчество может рассматриваться как актуальный ресурс инновационного развития Беларуси, если оно сумеет развить свой человеческий потенциал. На эмпирических данных показано, что в настоящее время часть студенчества обладает модернизационным потенциалом, оно мотивировано на свое профессиональное будущее, получает дополнительные навыки, планирует работать в соответствии с получаемым образованием. Однако часть респондентов хочет получить диплом просто для повышения своего социального статуса и не заботится об инновациях и модернизации. Следовательно, только часть студентов может рассматриваться в качестве потенциального актора инновационного развития и модернизации Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION POTENTIAL OF THE BELARUSIAN STUDENTS: HIGHER EDUCATION INFLUENCE

The article discusses the studentsmodernization potential of the Republic of Belarus from the perspective of the process of higher education. The research hypothesis is that students can be considered as a relevant resource of innovative development of Belarus if it is able to develop their human potential. The empirical data shows that currently part of the students have a modernization potential. They are motivated for professional future and receive additional skills. They also plan to be employed in accordance with the received education. However, some respondents want to get a degree just to improve their social status and do not care about innovation and modernization. Consequently, only a part of students can be considered as a potential actor of innovative development and modernization of Belarus.

Текст научной работы на тему «Модернизационный потенциал белорусской молодежи: влияние высшего образования»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ

УДК 316(1-87)

Л. Г. ТИТАРЕНКО,

доктор социологических наук, профессор, Белорусский государственный университет, г. Минск

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается модернизационный потенциал студенческой молодежи Республики Беларусь под углом зрения процесса высшего образования. Исследовательская гипотеза заключается в том, что студенчество может рассматриваться как актуальный ресурс инновационного развития Беларуси, если оно сумеет развить свой человеческий потенциал. На эмпирических данных показано, что в настоящее время часть студенчества обладает модер-низационным потенциалом, оно мотивировано на свое профессиональное будущее, получает дополнительные навыки, планирует работать в соответствии с получаемым образованием. Однако часть респондентов хочет получить диплом просто для повышения своего социального статуса и не заботится об инновациях и модернизации. Следовательно, только часть студентов может рассматриваться в качестве потенциального актора инновационного развития и модернизации Беларуси.

Ключевые слова: модернизация, молодежь, студенты, Беларусь, высшее образование, человеческий капитал.

Скорость современных изменений чрезвычайно велика и постоянно возрастает, что отмечал почти полвека назад в отношении современной эпохи А. Тоффлер в бестселлере «Шок будущего» [1]. Тенденция возрастания скорости изменений сохраняется и сегодня. На языке современной науки новые требования, выдвигаемые убыстряющимся развитием социума, получили название глобальных вызовов. В постсоветском регионе одним из ответов на этот «глобальный вызов» стало проведение очередной модернизации, сущность которой состоит в переводе экономики с индустриального на более высокий, постиндустриальный уровень и построении так называемого «общества знания». Это означает и радикальное обновление научно-технического фундамента экономики, и социально-экономических сторон жизни общества, и наращивание человеческого капитала субъектов социальной деятельности, и готовность к отказу от стереотипов прежней эпохи, не способствующих развитию в новых условиях. Так, вместо акцента на исполнительность и дисциплинированность работников от них требуются инициативность и креативность в любом деле, вместо образования, получаемого один раз и навсегда, необходимо «образование всю жизнь», то есть готовность воспринимать новые идеи и подходы и внедрять их в свою деятельность. Для Беларуси становится актуальным лозунг: «Изменяйся, а то проиграешь».

С этой позиции важно определить, какие субъекты действия наиболее готовы принять глобальный вызов, связанный с высокой скоростью изменений, то есть постоянно реализовывать в белорусском обществе новые подходы к решению практически всех задач: экономических, политических, социальных, культурных. Открытость общества к инновациям и готовность к их внедрению в значительной степени определяет сегодня социальный потенциал работников, занятых в общественном производстве. Не случайно теперь утверждается, что человеческий капитал, накапливаемый субъектами социального действия, является одновременно и важным рычагом, и необходимым условием проведения успешной модернизации общества. Человеческий капитал, наращиваемый посредством всех форм образования, воплощается в экономических, публичных, культурных ценностях, потребляемых индивидами, группами, обществом, и, соответственно, способствует экономической эффективности и повышению качества жизни населения, росту его интеллектуального уровня, то есть вносит существенный вклад в продвижение модернизации.

Исследовательская проблема видится в том, чтобы определить, какие социальные слои и группы населения Беларуси сегодня могут нарастить человеческий капитал, потенциально конвертируемый в конкретные действия, способствующие модернизации общества. Эти слои могут стать авангардом модернизации. Одновременно важно найти те социальные слои, которые в настоящее время обладают высоким модернизационным потенциалом, то есть в будущем будут готовы взять на себя социальную роль авангарда всевозможных социетальных изменений. Объектом нашего исследования является студенческая молодежь как потенциально важный активный субъект модернизации.

Наша исследовательская задача состоит в том, чтобы определить, в какой степени современная студенческая молодежь Беларуси потенциально готова к активному участию в процессах модернизации, в какой мере белорусское студенчество уже обладает модернизационным потенциалом, необходимым для активного включения в эти процессы в скором будущем. Поскольку для студенчества практическая деятельность рассматривается как отложенная до получения диплома о высшем образовании и начала профессиональной деятельности, а основным видом сегодняшней деятельности является учебная, на наш взгляд, необходимо использование индикаторов для замера модернизаци-онного потенциала студенческой молодежи, связанного с ростом ее человеческого капитала как источника модернизационных ценностей (получение высшего образования, различные виды социальной активности, формирование экологической культуры, соответствующей целям инновационного развития) [2]. Если институт высшего образования выполняет свою роль в подготовке высококвалифицированных кадров, высшее образование служит социальным лифтом для молодежи и продуцирует человеческий капитал, необходимый для развития в обществе инновационной составляющей, без которой невоз-

можна нынешняя волна модернизации. Если в процессе учебы студенческая молодежь получает знания и навыки, способствующие творческому отношению к будущей профессиональной деятельности, развивает свою открытость инновациям, очевидно, эта социальная группа сумеет в будущем воплотить в деятельности свои ценностные ориентации (профессиональные и индивидуальные) и стать активным субъектом модернизационного процесса.

Таким образом, необходимо изучить, какие цели ставит перед собой студенческая молодежь в процессе получения высшего образования, чем было мотивировано ее поступление в вуз, прилагает ли она усилия для получения дополнительных знаний и квалификаций, в каких сферах жизнедеятельности молодые люди предполагают найти применение полученным знаниям в скором будущем. Ответы на эти вопросы помогут выяснить, как связано современное высшее образование с модернизационным потенциалом молодежи: способствует ли оно росту открытости студентов к инновациям, готовности принимать риски на пути к достижению своих профессиональных целей, улучшению экологической среды? Или же, напротив, образование остается формальным условием продвижения по карьерной лестнице (диплом как формальная необходимость получения должности, независимо от качества знаний и даже от полученной специализации).

Эмпирическое исследование разведывательного типа на эту тему было проведено в Минске под нашим руководством в 2015-2016 гг. Было опрошено более 400 студентов разных специализаций и вузов, проживавших до учебы в разных областях Беларуси. Проведенные выводы опираются на данные, полученные как количественными методами (анкетный опрос), так и качественными (экспертные интервью, фокус-группы). На этом основании правомерно распространить полученные данные на все студенчество и использовать эти данные в последующей исследовательской работе.

Поскольку модернизация может осуществляться на разных этапах, напомним, что ее первый этап уже давно завершен большинством стран Запада. Более того, к концу прошлого века передовые западные страны уже достигли второго уровня - информационного общества, характеризующегося такими понятиями, как сетевая структура, четвертая технологическая революция, господство постматериалистических ценностей и т. п. [3; 4].

В Беларуси первый этап модернизации проходил в советскую эпоху, главным образом во второй половине ХХ в. Поскольку второй этап модернизации начался здесь с большой задержкой, постсоветская модернизация получила название «догоняющей». Такая модернизация в принципе не позволяет стране достигать уровня развития самых передовых стран, так как она обречена на постоянное копирование, следование за готовыми образцами, уже внедренными в более успешных странах. Для успешного развития всегда нужен прорыв, то есть проведение модернизации не столько догоняющего плана, сколько инновационного: внедрения таких механизмов развития, которые позволили бы выйти вперед в тех сферах, в которых это возможно с учетом социально-исто-

рического и культурного уровня развития «догоняющей» страны. Для Беларуси такими отраслями могли бы стать новейшие сферы услуг: использование информационных технологий, логистики, консультирование, которые бы пользовались спросом у других стран. Экспорт подобных услуг может вывести страну вперед независимо от скудости природных ресурсов и энергоносителей. Иначе говоря, развитие сферы образования, открытие инновационных специальностей, повышение качества подготовки специалистов может стать именно тем механизмом, который сделает белорусское общество современным и отвечающим глобальным вызовам четвертой научно-технической революции, которая происходит в самых передовых в этом отношении странах [5]. В контексте нашего исследования речь идет о развитии модернизационно-го потенциала студенчества, то есть его мотиваций на получение востребованной профессии и ориентаций на активное творческое включение в практику в недалеком будущем. В студенческие годы потенциал развивается через дополнительное образование, развитие собственной экологической культуры, умений и навыков, которые будут необходимы для творческого подхода к профессии. Все эти установки и знания при наличии в обществе соответствующих социально-экономических условий могут способствовать становлению молодежи в качестве активного агента модернизации, или социальной силы, реализующей инновационные идеи в разных сферах жизни. В аспекте развития человеческого капитала студенчества индикаторами этого потенциала студенческой молодежи служат мотивы поступления в вуз, уровень полученных знаний и их качество, профессиональные планы на будущую работу и понимание своих перспектив, ценностные ориентации на творчество, открытость изменениям и т. п. Развитый человеческий капитал нынешнего студенчества поможет не только личностному развитию будущих профессионалов, но и росту управленческой и интеллектуальной культуры, повышению качества жизни общества, развитию экономики.

Можно сказать, что все эти области применения человеческого капитала вносят вклад в развитие интеллекта людей и повышение качества их жизни и таким образом в обеспечение развития как экономики, так и общества в целом. Тем самым условия получения качественного образования и качество жизни (в широком смысле слова) могут способствовать инновационному развитию общества во всех сферах.

Важными индикаторами ориентации студенческой молодежи на модер-низационное развитие и показателями развития их человеческого капитала является первоначальная мотивация при выборе профессии, удовлетворенность своим выбором будущей специальности, а также ориентация на будущее трудоустройство по получаемой специальности. Эти критерии проанализированы в нашем исследовании студенчества с точки зрения того, насколько студенческие установки соответствуют либо модернизационной, либо традиционной модели поведения. Первая модель предполагает, что студенты ориентируются на интересную и творческую профессиональную деятельность,

в которой они могут проявить самостоятельность и инициативность, открытость новизне и готовность к риску, а также могут развить свои способности. Во второй модели доминирует ориентация на стабильную работу, не обязательно связанную с получаемой специальностью, но с хорошей зарплатой и не требующую полной отдачи.

При изучении мотивов поступления в вуз выявлено, что более половины опрошенных студентов, независимо от их ориентации на традиционализм или инновационность, указали так называемые образовательные (хотя и не равнозначные) мотивы: личностный рост через вуз, диплом как залог будущей успешной жизни и т. п. С одной стороны, этот результат можно интерпретировать как индикатор того, что в целом все студенчество хотело бы получать в процессе образования необходимые знания, приобретать навыки, полезные в будущем. Иначе говоря, все студенчество обладает некоторыми общими мо-дернизационными установками, что является позитивным для развития их модернизационного потенциала. С другой стороны, видимо, мотивы поступления в вуз не выполняют роли дифференцирующих в процедуре выделения модернизационного и традиционного типов деятельности студентов. Если же рассматривать мотивы более детально, то самый важный, на наш взгляд, мотив получения высшего образования - получение востребованной в обществе специальности - отметили лишь менее пятой части респондентов. И все же на первом месте у респондентов оказалось желание стать высококвалифицированным специалистом в избранной области. В этом варианте не указывалось, должна ли быть специальность высоко востребованной в обществе, но в любом случае главенство профессионального мотива среди образовательных мотивов студенчества можно оценить позитивно. Лишь профессионалы своего дела смогут в будущем проявлять инновационность, вносить вклад в модер-низационное развитие страны.

При изучении оценок студентами роли высшего образования выявлена значимая (хотя и не сильная) связь между этой оценкой и модернизационным потенциалом, репрезентируемым посредством ориентации студентов на будущую деятельность. Так, среди студентов, демонстрирующих модернизацион-ные ориентации, отмечается повышенная (по сравнению с ориентированными на традиционализм) доля тех, кто считает высшее образование хорошей платформой для построения карьеры (хотя и не единственной составляющей успеха). Особенно высок процент таких выборов среди студентов, желающих развивать в будущем свое собственное дело на основе получаемой профессии (стать предпринимателем, заниматься бизнесом). Можно отметить, что и в других вопросах студенты, желающие заняться бизнесом, продемонстрировали наиболее высокий уровень ориентации на инновационную деятельность. Например, такие инструментальные ценности, как инициативность, готовность к трудностям, открытость новизне, ответственность, стремление к завершенности в наибольшей степени проявляются именно по отношению к этой группе.

Выявлено, что многие студенты активно заняты получением дополнительного образования, которое они рассматривают как необходимое для будущей профессиональной карьеры. Только четверть респондентов не участвовала в тех или иных формах дополнительного образования. Каждый десятый проходил разные стажировки, каждый пятый - онлайн-курсы, каждый третий посещал очные образовательные курсы. Более половины ответили, что занимаются самообразованием, читают научную литературу. Главная причина обращения студентов к дополнительному образованию - это потребность в самореализации. Среди других причин отмечается неудовлетворенность качеством вузовского образования, желание расширить круг общения, получить новые возможности для карьерного роста. Все эти причины укладываются в модернизационную модель поведения. Кроме того, около двух третей студентов принимает участие в разных формах студенческой внеаудиторной активности (научная деятельность, конференции, клубы по интересам, спорт, самодеятельность и пр.). При этом студенты почти не участвуют в экологической деятельности, хотя и «любят природу». По отношению к природе респонденты почти поровну разделились на антропоцентристов (ради целей развития экономики готовы жертвовать природой) и экологоцентристов (защита природы - главное), однако экологическая культура и одной, и второй группы оказалась недостаточно развита.

В вопросе о выявлении наиболее значимых критериев выбора будущей работы (трудоустройства) были названы следующие (в порядке убывания): интересная работа, возможность профессионального роста, хорошие условия труда, высокая заработная плата. Количество студентов, выбравших первые три критерия, оказалось незначительным, в то же время, вместе взятые, все четыре критерия имеют высокую важность. Однако в целом и белорусская молодежь, и студенчество выше всего ценят материальные аспекты труда (настоящего и будущего) - зарплата, стабильность, хороший коллектив, а не его инновационный творческий характер или карьерное продвижение. Видимо, инновационный потенциал студенчества и молодежи пока развит недостаточно, чтобы стать значимым субъектом модернизации общества.

Что касается вопроса о том, планируют ли студенты после получения диплома работать по получаемой специальности, был выявлен факт, что лишь немногие из них осознают важность получаемой профессии, возможности трудоустройства в соответствии с профилем образования. Значит, они не ориентированы на полное раскрытие трудового потенциала, сформированного в вузе, что снижает «отдачу» их учебы.

Исследование помогло выяснить, имеется ли взаимосвязь между восприятием студентами себя как движущей силы инновационного развития страны и их ориентациями на модернизацию или традиционализм. Была выявлена слабая значимая связь между этими показателями: от четверти до трети студентов рассматривают себя как потенциального двигателя модернизации и инноваций. Отсюда можно заключить, что для актуализации восприятия

себя движущей силой модернизации студенчеству необходимы значительно более существенные стимулы и более четкое понимание своих перспектив на будущее, то есть нужна более высокая оценка существующих в обществе условий для включения молодежи (особенно будущих выпускников вузов) в жизнь общества. Отметим также, что студенты, ориентированные на научно-исследовательскую работу, в меньшей степени рассматривают себя как движущую силу инновационного развития, нежели студенты, ориентированные на свой бизнес. Именно последние чаще всего позитивно высказывались о своей будущей авангардной роли в модернизации общества.

В целом наше исследование показало, что современная студенческая молодежь отличается высоким уровнем познавательной мотивации, работоспособностью, активным «поиском себя», что и делает студенческую молодежь одним из важнейших ресурсов инновационного развития страны. Современное белорусское студенчество обладает модернизационным потенциалом, особенно ориентированным на реализацию в предпринимательской сфере. Однако использование этого потенциала в реальности зависит от социально-экономических условий, имеющих место в обществе в конкретно-исторический момент времени.

Список использованных источников

1. Toffler, A. Future Shock / A. Toffler. - New York : Bantam Book, 1970.

2. collins, R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification / R. Collins. - New York : Academic Press, 1979.

3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. -М. : ГУ ВШЭ, 2000.

4. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - М. : Новое изд-во, 2011.

5. Challenges of the university in the knowledge society. - Paris : UNESCO Forum Occasional Paper № 4, 2003.

L. G. TITARENKO

modernization potential of the belarusian students: higher education influence

Summary

The article discusses the students' modernization potential of the Republic of Belarus from the perspective of the process of higher education. The research hypothesis is that students can be considered as a relevant resource of innovative development of Belarus if it is able to develop their human potential. The empirical data shows that currently part of the students have a modernization potential. They are motivated for professional future and receive additional skills. They also plan to be employed in accordance with the received education. However, some respondents want to get a degree just to improve their social status and do not care about innovation and modernization. Consequently, only a part of students can be considered as a potential actor of innovative development and modernization of Belarus.

Keywords: modernization, youth, students, Belarus, higher education, human capital.

Поступила 17.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.