Научная статья на тему 'Инновации в современной политике: научное осмысление'

Инновации в современной политике: научное осмысление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
837
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гордеев Леонид Игоревич

В статье представлен анализ феномена инновации в политике, который позволяет определить приоритетные направления трансформации политических отношений и институтов для эффективного изменения политической системы. Раскрываются особенности инноваций в политической сфере как фактора развития российского государства и общества, проблемы и аспекты реализации нововведений в политическую практику. Предложенные автором подходы, дополняют имеющиеся исследования по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MODERN POLICY: SCIENTIFIC UNDERSTANDING

The article presents an analysis of the phenomenon of innovation policy, which allows defining the priorities of transformation of political relations and institutions to effectively change the political system. The peculiarities of innovation in the political sphere as a factor of development of the Russian state and society, problems and aspects of the implementation of innovations in political practice. Proposed by the author approaches complement existing research on the subject.

Текст научной работы на тему «Инновации в современной политике: научное осмысление»

УДК 323

ЛИ. Гордеев ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ:

НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация. В статье представлен анализ феномена инновации в политике, который позволяет определить приоритетные направления трансформации политических отношений и институтов для эффективного изменения политической системы. Раскрываются особенности инноваций в политической сфере как фактора развития российского государства и общества, проблемы и аспекты реализации нововведений в политическую практику. Предложенные автором подходы, дополняют имеющиеся исследования по этому вопросу.

Ключевые слова: инновации, политика, модернизация, инновационная модернизация, инновационное развитие.

Leonid Gordeev INNOVATIONS IN MODERN POLICY: SCIENTIFIC

UNDERSTANDING

Abstract. The article presents an analysis of the phenomenon of innovation policy, which allows defining the priorities of transformation of political relations and institutions to effectively change the political system. The peculiarities of innovation in the political sphere as a factor of development of the Russian state and society, problems and aspects of the implementation of innovations in political practice. Proposed by the author approaches complement existing research on the subject.

Keywords: Innovation policy, modernization, innovation modernization, innovation development.

Актуальность исследования инноваций в политике обусловлена необходимостью изучения проблемы политических преобразований российского государства и общества, востребованностью изменений политической системы, трансформации политической жизни, поиском альтернативных вариантов выхода из кризисных ситуаций. Инновационное политическое развитие происходит в условиях, в контексте глобальных трансформаций мирового масштаба, а значит, востребовано изучение и применение зарубежного, международного опыта разработки и внедрения инноваций в политическую практику с учетом российских условий. Тема изучения инноваций в политике востребована и с точки зрения роли политических институтов, акторов, решений, факторов, рисков, границ применимости распространения этого феномена, соотнесенности модернизационных и инновационных процессов развития, технологий внедрения инноваций в политику и оценки их эффективности, причин отставания России по сравнению с лидерами инновационных изменений политического пространства.

Сегодня необходим поиск новых подходов к эволюции политической системы и ее институциональной подсистемы, формированию новых видов политических институтов, отношений, практик для развития и оптимизации функционирования политической системы. Инновации в политике (в узком и широком смысле определения категории) могут быть потенциальным политическим инструментом, радикально ускоряющим направленный политический прогресс, развитие политических отношений.

Под инновацией следует понимать обязательство думать и действовать таким образом, чтобы способствовать постоянному улучшению посредством определения, распространения и принятия созидательных идей. Инновации должны касаться государственной политики, администрирования и включать новое использование имеющегося знания, а также создание и применение новых знаний [19].

В широком смысле, инновации - это реализованные новшества независимо от сферы применения. Само же новшество, то есть научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, получая вид товара, услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность, как в конкретной экономике, так и в других областях [15, с. 189-191].

© Гордеев Л.И., 2014

Анализ составления определений показывает, что инновации связаны изменениями объекта (среды, процесса, системы и т.п.), причем эти изменения носят направленный характер и имеют своей целью повышение эффективности деятельности объекта. Инновации - как правило, продукт интеллектуальной деятельности акторов, реализующих их. Инновация не всегда является положительным явлением, поэтому она должна пройти процесс признания внешней средой, доказать свою жизнеспособность.

Теоретическое изучение проблем инициирования и использования инноваций в политике активно осуществляется в рамках исследований зарубежных и отечественных политологов, экономистов, социологов и психологов. В настоящее время политическая наука разрабатывает инновационные подходы как теоретически познавательного характера, диагностирующие и прогнозирующие состояние государства и общества, так и несущие в себе элементы преобразования политического пространства.

Инновации в контексте политологической теории исследуются в работах Е.Г. Кирсановой [11], Ю.А. Красина [2], Л.В. Сморгунова [16], К.С. Фурсова [18], в них рассматриваются определения категорий: «инновации», «инновации в политике», «политические инновации», «инновационная политика», условия, границы применимости терминов, приоритеты их использования, оценки эффективности, причины стагнации, запаздывания движения России на этих важных направлениях современного развития.

Анализ инноваций в социально-политической сфере представлен работами Г.И. Авциновой [1], А.А. Галкина [5], О.Г. Голиченко [6], А.А. Голубевой [7], А.А. Заболотько [8], В.В. Иванова [9], Е.В. Соколовой [7]. Эти авторы обосновывают пути развития государства и общества на современном этапе с помощью инновационных подходов.

Инновационные приоритеты российского общества связаны с модернизацией экономики, внедрением в социальной сфере цивилизационных стандартов качества жизни. Имеется в виду и формирование социально-экономического, политического фундамента расширения и укрепления демократии, среднего класса как носителя центристской культуры. Идет также речь о расширении диалога власти и общества, придании политической системе общества большего динамизма, конструктивности взаимодействия ее институтов, преодолении политической аморфности граждан, а в духовной сфере продуцирования низкопробной культуры (антикультуры) и др. [17, с. 34].

В настоящее время заслуживает внимания термин «инновационная модернизация», который в силу новизны лишь частично принят рядом политологических школ. Вопросы взаимосвязи процессов модернизации и инноваций, дискуссионности термина «инновационная модернизация» поднимаются в работах Т.С. Ахромеевой [4], Д.С. Ицковича [10], Е.С. Луговой [12], Г.Г. Малинецкого [4], И.В. Пономарева [10], С.А. Посошкова [4]. В них утверждается, необходимость междисциплинарной научной основы для того, чтобы анализировать, оценивать, выдвигать масштабные инициативы в инновационной сфере, в программах модернизации России.

Автор согласен, что общий смысл «инновационной модернизации» можно сформулировать, как массовое внедрение технологических ноу-хау и современных технических устройств во все сферы общества. При этом, важно отметить, что если первые два типа модернизации, выделенные нами имеют за собой четкие конечные цели, то данный тип модернизации понимается, как внедрение инновационных технологических новинок как самоцель. По аналогии с Петровскими временами, когда представителей правящего класса отправляли в Европу научиться чему-либо в принципе, без конкретных дальнейших целей и сейчас имеет место бездумное, доведенное до автоматизма внедрение основных технологических новинок во все социально-политические институты, не опираясь на какие-либо исследования, подтверждающие эффективность данных новинок в конкретных реалиях [13, с. 147-148].

Мы констатируем, что анализ российской практики инноваций в политике, как правило, сводится к рассмотрению административной реформы, некоторых социально-политических преобразований и внедряемых в этих рамках нововведений в органах государственного управления и сопоставления их результатов [3, с. 5-12].

Несмотря на наличие определенного ряда работ по исследуемой проблеме, отсутствуют комплексные и фундаментальные исследования, посвященные инновациям в политике (в узком и широком смысле) как факторам развития российского государства и общества на современном этапе. В такой постановке задачи целесообразно изучать эту проблематику.

Проведенный анализ показал, что инновации рассматриваются как новый подход к конструированию, производству или сбыту продукта, в результате чего инноватор получает преимущество перед конкурентами; как конечный эффективный результат инновационной деятельности или усовершенствованию технологической процедуры, магистральный путь развития организации, обеспечивающий ее рост, устойчивость и процветание. Инновации выступают как метод воздействия на среду. В этом контексте инновация является новшеством, радикально трансформирующим социальную реальность, способствующим целенаправленному изменению и вносящим новые элементы в систему.

Мы констатируем, что инновации в политике, в отличие от научно-технических и технологических нововведений, отличаются более высокой неопределенностью последствий от их внедрения, сложностью в оценке предполагаемого эффекта, куммулятивностью, возникновением новых общественно-политических осознаваемых потребностей и способов их удовлетворения. Они имеют некоммерческий характер и предполагают длительный срок отдачи, могут быть успешно реализованы только на условиях консенсусного, взаимовыгодного взаимодействия власти, бизнеса и общества, развитой социально-политической экспертизы, высокого уровня развития политической культуры, гражданской активности и ответственного бизнес-сообщества, а также социальной сплоченности.

Анализ показал, что категорию «инновации в политике» можно определить как формирование и внедрение новых видов отношений, институтов и практик для качественного изменения политической системы, в контексте трансформации экономической, социальной, региональной, международной, информационной и иных сфер жизнедеятельности в отличие от «политических инноваций», которые предполагают введение преимущественно политических новшеств, для достижения целей конкретных субъектов политики. «Инновации в политике», как понятие шире, чем «политические инновации». «Инновационная политика» - это совокупность мероприятий, нацеленных на создание социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных условий для прогрессирующего развития («прорыв в будущее») производительных сил общества и общественного производства в целом.

Для эффективного существования российского государства необходима реальная стратегия инновационных изменений. Инновационное развитие выступает в двух видах: технологическом и социальном. Для внедрения новшеств требуется трансформация существующей политической системы. В настоящее время радикальные призывы и действия к ее модернизации не получают, как правило, массовой поддержки, отторгаются обществом.

Мировая практика показывает, что необходимо использовать любые возможности внедрения нововведений, ведущих к увеличению эффективности, улучшению качества, оптимизации процессов, развития. Но есть такие инновационные решения, которые, внедряясь точечно, ведут к намного более значительным положительным эффектам.

Опыт реализации модернизационных проектов демонстрирует, что одним из условий их успешности является наличие помимо государства еще и других независимых от него социальных сил, способных стать инициаторами и проводниками перемен.

При рассмотрении перспектив российской инновационной модернизации многие специалисты, как в среде научного сообщества, так и в сфере государственного управления, нередко делают упор на воспроизводстве прошлого опыта, которому придается преувеличенно актуальное значение. Иногда забывая, что к проблемам модернизации, стоящим перед страной, опыт прежних времен не всегда применим или применим, как правило, мало.

Автор считает, что России сегодня нужна «инновационная модернизация», меняющая сам тип социально-экономического развития общества и требующая трансформации существующей политической системы. Система опаздывает в достижении некоторых качественных политических параметров (стабильности, поступательности развития, надежности). Инновационная модернизация позволяет это сделать. Инновационная модернизация - это значительное возрастание способности политической системы стабильно и успешно адаптироваться к новым образцам социально-политических целей и создавать новые виды отношений, институтов, практик на основе реализации инноваций в экономической, социальной, региональной, международной политике и иных сферах жизнедеятельности. Постмодернизационные компоненты инновационных политических трансформаций государства и общества на современном этапе обусловлены ролью технологических, экономических, информационных, ценностных, демографических и иных факторов. Россия опаздывает с внедрением и их реализацией, например нужны проведение общественных

дискуссий по приоритетным направлениям развития, усиление общественного контроля за исполнением государственной политики в различных сферах с участием НКО и других институтов гражданского общества, противодействие коррупции, создание системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, стабильная ротация политической элиты и т.п. [14].

В современной России, следуя устоявшейся традиции и, используя богатый исторический опыт, все политические процессы, в том числе и модернизационно-инновационные по-прежнему активируются, запускаются и регулируются в основном «сверху».

В споре между сторонниками инновационного развития и заимствования в России верх взяли сторонники разработки государственных инновационных программ. Опыт успешно развивавшихся экономик, стартовавших с уровня России (уровня отставания), показал, что они отнюдь не начинали с развития инноваций. Нет, они заимствовали технологии у развитых стран. По мнению многих экспертов, это очень реалистичная и верная стратегия. При нашем отставании от передовых стран надо делать основную ставку на заимствование и адаптацию уже разработанных ими технологий, повышая эффективность производства. А по мере приближения к «технологической границе» развитых стран нужно во все большей и большей мере переключаться на инновации, т.е. создавать технологии и продукты, еще не созданные в других экономиках.

На сегодняшний день, несмотря на заявления руководства государства о высокотехнологичной модернизации страны, каких-либо существенных шагов в пользу внедрения инновационных разработок в различные сферы экономики не происходит. Доходы бюджета страны на 60% состоят из прибыли от экспорта непереработанных углеводородов, на мировой арене Россия до сих пор ассоциируется с глобальным поставщиком сырья.

Существуют три главных сценария (пути) долгосрочного социально-экономического развития России: консервативный, инновационный и форсированный. Главные отличия сценариев состоят в уровне модернизации российской экономики, возможных условиях сокращения бюджетного финансирования, а также различных оценках возможной демографической ситуации, миграционной, региональной политики.

В настоящее время востребованы инновации в различных сферах жизнедеятельности, например, в экономике: развитие инновационного сектора, формирование предприятий по принципу интеллектуального аутсорсинга, модернизация промышленных мощностей, для стимулирования спроса на инновации и др., в социальной сфере: активизация общества для выработки инноваций, переход от патерналистских взаимоотношений «государство -общество» и др., в политике: вовлечение «третьего сектора» в процесс принятия политических решений и политического управления, выработка вектора развития национальной инновационной системы, оптимизация государственной инновационной политики, внедрение инновационных технологий социально-политического взаимодействия государства и институтов гражданского общества.

Библиографический список

1. Авцинова Г.И. Инновационная политика России как основа социального развития страны // Труды научной школы академика РАН В.И. Жукова «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика». Выпуск 2 / под общ. ред. В.И. Жукова. - М.: РГСУ, 2011.

2. Альтернативы развития. Россия между модернизацией и деградацией. Политологические очерки / под ред. Ю.А. Красина. - М.: Институт социологии РАН, 2013.

3. Анохин М.Г., Гришин О.Е., Гордеев Л.Г. Системные инновации для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2013. - №3. - С. 5-12.

4. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посошков С. А. Критика инновационного разума [Электр. ресурс]: http://spkurdyumov.ru/economy/kritika-innovacionnogo-razuma.

5. Галкин А.А. Проблемные узлы инновационного развития России // Полития. - 2010. - №1.

6. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. - М., 2011.

7. Голубева А.А., Соколова Е.В. Инновации в общественном секторе: введение в проблему. Научные доклады, № 7 (Я)-2009. - СПб.: ВШМ СПбГУ, 2009.

8. Заболотько А.А. Сущность и содержание понятия «инновация» // Инициативы XXI века. -2013. - №3. - С.8-11.

9. Иванов В.В. Инновационная парадигма XXI. Власть, наука, бизнес с точки зрения концепции постиндустриального общества. - М., 2011.

10. Ицкович Д.С., Пономарев И.В. Модернизация или инновация [Электр. ресурс]: http://polit.ru/article/2009/11/25/modern/.

11. Кирсанова Е.Г. Инновации как политологическая категория // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. - 2012. - №1.

12. Луговая Е.С. Инновации как основа модернизации современного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Филос. - 2012. - №2(17). - С.103-108.

13. Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации: монография / под ред. О.Е. Гришина, А.К. Сковикова. - М.: Изд -во Моск. гуманит. ун-та, 2012.

14. Политика. Инновации. Технологии: монография // под общ. ред. О.Е. Гришина, Г.И. Авциновой, Л.И. Гордеева. - М.: НИИ общественных и политических наук, 2014.

15. Реттих С.В. Дефиниция «инновации» в философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2011. - №7-2. - С.189-191.

16. Сморгунов Л.В. Российская политическая и партийная система // Россия XXI век: политика, экономика, культура. - М.: Аналитик, 2012.

17. Тарасов Е.Н. Принцип инновационности: политическое содержание // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - Т.1. - С.34-38.

18. Фурсов К. С. О социологии инновационной деятельности В.Ж. Келле // Личность. Культура. Общество. - 2013. - Т.15. - №3-4. - С.327-334.

19. MacMillan P., Jog K. Innovative government: Shaping long-term success. - Deloitte, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.