Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИЯ - ПУТЬ К РАВНОПРАВИЮ: ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНКЛЮЗИЯ - ПУТЬ К РАВНОПРАВИЮ: ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАВНОПРАВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Ирина Холовна, Хакимова Джамиля, Баротова Гульчехра Юсуфджановна

В статье авторы рассматривают инклюзивное образование, которое, на их взгляд, представляет собой динамический процесс, требующий постоянной поддержки и повышения квалификации учителей. Инклюзивное образование не заканчивается с созданием приспособлений внутри школы. Не существует конкретного набора навыков и знаний, которыми должны обладать все учителя, в инклюзивных классах. Инклюзивное образование, по мнению авторов, требует от учителя понимания того, что учащиеся учатся и принимают участие в деятельности школы и общества и необходимо учитывать разнообразные их потребности при обучении. Не все дети с ограниченными возможностями имеют одинаковые потребности в обучении, и невозможно определить специальные стратегии обучения для детей с ограниченными возможностями, которые значительно отличаются от общих стратегий обучения. Поскольку не существует каких-либо конкретных правил обучения, учителя в инклюзивной школе используют и адаптируют ориентированную на ученика педагогику для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Ирина Холовна, Хакимова Джамиля, Баротова Гульчехра Юсуфджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION IS THE PATH TO EQUALITY: TEACHING EDUCATORS THE PRINCIPLES OF INCLUSIVE EDUCATION

The authors consider inclusive education, which, in their view, is a dynamic process that requires ongoing support and professional development for teachers. Inclusive education does not end with the creation of accommodations within the school. There is no specific set of skills and knowledge that all teachers need to have in order to be able to teach in inclusive classrooms. Inclusive education, according to the authors, requires teachers to understand that students learn and participate in school and community activities and that their diverse needs need to be addressed when teaching. Not all children with disabilities have the same learning needs, and it is impossible to identify special learning strategies for children with disabilities that differ significantly from general learning strategies. Because there are no specific learning rules, teachers in an inclusive school use and adapt learner-centered pedagogy to meet the educational needs of students.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИЯ - ПУТЬ К РАВНОПРАВИЮ: ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

последующего его наказания. Проблема регулирования поведения человека является актуальной до тех пор, пока будет существовать проблема противоречия между «желаемым и возможным».

Отклоняющееся поведение - естественная защитная реакция ребёнка в мире жестокости и безнравственности.

Автор статьи предлагает примерную схему организации и управления работы педагога по коррекции девиантного школьника

Ключевые слова: девиантность, девиация, отклонения, коррекция, социум, школа, семья, дезадаптация к школьной среде, агрессивность

ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE WORK OF THE TEACHER ON CORRECTION OF THE DEVIANT BEHAVIOR OF THE SCHOOLBOY

Currently, the pedagogical community is faced with a huge problem of the "origin" of the so-called deviant behavior of children of primary school age, and mainly maladjustment to the school environment, aggressiveness in various forms of its manifestation, leading to social and psychological disorder that requires correction. Deviant behavior implies behavior contrary to the accepted rules ofnorms and morality and its subsequent punishment. The problem of regulating human behavior is relevant as long as there is a problem of contradiction between "the desired and the possible."

Deviant behavior is a child's natural defensive reaction in a world of cruelty and immorality.

The author of the article offers an approximate scheme for organizing and managing the work of a teacher to correct a deviant student

Key words: deviance, deviation, deviations, correction, society, school, family, maladjustment to the school environment, aggressiveness

Сведения об авторе:

Юнусова Нафиса Муродовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Таджикского национального университета, E-mail: aziska-aziza22@mail.ru

About the author:

Unusova Nafisa Murodovna - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Tajik National University, E-mail: aziska-aziza22@mail.ru

УДК: 371.3(575.3)

ИНКЛЮЗИЯ - ПУТЬ К РАВНОПРАВИЮ: ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каримова И.Х., ХакимоваДж

Академия образования Таджикистана Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Воспитатели дошкольных учреждений и учителя средних образовательных учреждений играют основную роль в обеспечении качественного образования для всех детей. На это нацелены Цели для устойчивого развития до 2030 года, в частности, Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

Не смотря на то, что во время пандемии учителям приходится работать в сложных условиях: большая наполняемость в классе, не везде инфраструктура отвечает современным требованиям, обеспеченность учебниками и художественной литературой желает быть лучше, но учителя делают все для того, чтобы наши ученики получили качественные знания.

Инклюзивное образование в современных условиях является важным, чтобы обеспечить всем детям доступ к качественному образованию, особенно детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в поддержке для получения возможности посещать образовательное учреждение. Сейчас как никогда необходимо привлекать (вовлекать) всех учащихся к культуре и жизни общества, не допускать их изоляции со стороны как семьи, школы, так и гражданского общества.

Инклюзивное образование- это процесс, который должен находиться под пристальным вниманием государства и требует повышения квалификации учителей. Инклюзивное образование- это далеко не только пандусы внутри общеобразовательного учреждения, это намного шире. Мы должны работать над проблемами, с которыми дети могут столкнуться в доступе к качественному образованию и устранять эти трудности.

Наши рекомендации адресованы учителям, которые работают или же будут работать в инклюзивной среде. Мы понимаем, что инклюзивное образование требует от учителей постоянной работы над собой. Учителя будут задавать себе вопросы о том, как дети в их классах учатся и какое они принимают участие в жизни класса, школы, гражданского общества, как учитывать разнообразные потребности детей при обучении в условиях общеобразовательного учреждения, и, надо заметить, что это не только

образовательные потребности. Учителя столкнутся в классах с детьми с различными потребностями, интересами и способностями. И на их плечи ложится ответственность за обучение и благополучие всех учеников, задействующих в учебно - воспитательном процессе. Отсюда следует, что учителя должны быть инклюзивными учителями. Следует уяснить, что дети с ограниченными возможностями или потребностями, это не ребенок в инвалидной коляске. Заболеваний может быть множество, и они различны. В классе может быть ребенок с искривленным позвоночником, сколиоз. А может быть ученик с нарушением зрения или же слабослышащий.

Существуют успешно реализуемые основные ценности для инклюзивных учителей и ряда компетенций, которые связаны с каждой ценностью. Было признано, что инклюзивные ценности и отношения в подготовке учителей имеют важное значение для инклюзивных учителей. Отсюда следует, что навыки и знания, которые приобретает учитель для педагогической деятельности в инклюзивной среде, должны быть включены в инклюзивные ценности.

Ценность 1.

Высокая оценка разнообразия учащихся - различия учащихся рассматриваются как ресурс и достояние образования.

Сферы компетенций для учителя:

- концепции инклюзивного образования;

- мнение учителя о различиях учащихся.

Ценность 2.

Поддержка всех учащихся- учителя возлагают большие надежды на достижения всех учащихся.

Сферы компетенций:

- содействие практическому и эмоциональному обучению всех учащихся;

- эффективные подходы к обучению в гетерогенных (состоящие из учащихся разного уровня развития, разного отношения к обучению) классах.

Ценность 3.

Работа с другими- сотрудничество и взаимодействие являются важнейшими подходами для всех учителей.

Сферы компетенций:

- работа с родителями и семьями;

- работа с целым рядом других специалистов в области образования.

Ценность 4.

Личное профессиональное развитие.

Сферы компетенций:

- учителя в качестве практиков;

- начальное педагогическое образование в качестве основы для непрерывного профессионального обучения и развития.

(Из документа Европейского агентства по развитию специального образования).

Инклюзивная среда: преподавание и обучение. Мы определили, что не все учащиеся с ограниченными возможностями имеют одинаковые потребности в учебно- воспитательном процессе, поэтому учитель должен использовать ориентированную на ребенка педагогику, для удовлетворения ими образовательных потребностей всех учащихся. Что же включает в себя ориентированная на ребенка педагогика? Прежде всего это:

- обеспечение нескольких способов обучения;

- поощрение совместного обучения;

- создание значимых возможностей для обучения

- разработка гибких сред обучения и переосмысление оценки и изменение роли учителя.

Трудность образовательного характера определяется на основе индивидуальных характеристик.

Необходимо определить:

1 .Группу учеников, которые являются другими или особыми.

2.Учащиеся нуждаются в специальном обучении.

3.Учащихся лучше учить вместе, имеющими похожие проблемы.

4.Учащиеся с не нарушением здоровья для себя извлекут пользу из существующих форм обучения.

Рассмотрим какие факторы влияют на систему образования как проблему. Перечислим основные: не

гибкий учебный план, недоступные школы, ученик нуждается в специальном оборудовании, преподавание не ориентировано на ученика, родители не принимают участие в жизни ребенка, отсутствие учебных пособий и оборудования, учителя не понимают инклюзивного образования.

Бесспорно, что преподаватели нуждаются в начальной подготовке, в поддержке в школе и непрерывном повышении квалификации в отношении инклюзивного образования. Систематическое обучение учителей как правило, не в состоянии обеспечить учителям уверенность, навыки и знания, которые им необходимы для поддержки обучения детей с ограниченными возможностями в обычных

классах. Отсутствие поддержки учителей, является на наш взгляд, одной из основных причин, почему так много детей с ограниченными возможностями до сих пор не посещают школу, рано ее оставляют.

Каримова И.Х. в свей статье «Социализация глухонемых учащихся в процессе организации предметно- практической обучающей деятельности» [5] задается вопросом: какие же знания и навыки должен получить учитель, чтобы с успехом мог преподавать в инклюзивной школе. Все учителя должны понять инклюзивную педагогику, умение создавать инклюзивную среду и приобрести инклюзивные ценности. Основные требования подготовки учителей:

1. Инновационные способы поддержки всех детей для обучения и участия во всех школьных мероприятиях.

2. Сотрудничество с коллегами, родителями и гражданском обществе.

3. Дополнительна поддержка.

Модели обучения на базе общеобразовательных учреждений являются более эффективными в поддержке идеи о том, что все несут ответственность за обучение всех детей. Обучение на базе школы создает возможность для практического и прикладного опыта обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баротова Г.Ю. «Формирование профессионально- педагогической культуры студентов педагогических вузов в условиях работы в системе инклюзивного образования (на материале Республики Таджикистан), дисс., кавдпеднаук, 2020.

2. Головчак Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.

3. Европейское агентство по развитию в области особых образовательных потребностей. «Профиль инклюзивных учителей». 2012.

4. ЗаконРТ «Об образовании», 2013г.

5. Каримова ИХ. Социализация глухонемых учащихся в процессе организации предметно- практической обучающей деятельности. //Вестник таджикского национального университета. Душанбе, №2, 2019, с.250-254.

6. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / Сост. М. С. Дименштейн - М.: Теревинф, 2008. - 240 с. -ISBN 978-5-901599-75-4.

7. Хакимова Дж. С. «Дидактические особенности организации обучающей деятельности в условиях инклюзивного образования» (на материале Республиканской школы- интерната для глухонемых), дисс,кавдпеднаук, 2019.

8. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова - М.: МОДЭК, МПСИ, 2005. - 360 с. - ISBN 5-89502-434-3.

9. Цыганок, А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. - М.: Теревинф, 2006 - 72 с. - (Лечебно-педагогические программы). - ISBN 5-90159-938-1.

10. Шульмин, М. П. Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология, 2010. - .№3. - С. 88-92.

11. Щербакова, Ю. В. Специальная психология: учеб. пособие / Ю. В. Щербакова - М.: РИОР, 2006. - 80 с. - ISBN 5-95570294-6.

12. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина - 2-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с. - ISBN 5-7433-1217-6.

ИНКЛЮЗИЯ - ПУТЬ К РАВНОПРАВИЮ: ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье авторы рассматривают инклюзивное образование, которое, на их взгляд, представляет собой динамический процесс, требующий постоянной поддержки и повышения квалификации учителей. Инклюзивное образование не заканчивается с созданием приспособлений внутри школы. Не существует конкретного набора навыков и знаний, которыми должны обладать все учителя, в инклюзивных классах. Инклюзивное образование, по мнению авторов, требует от учителя понимания того, что учащиеся учатся и принимают участие в деятельности школы и общества и необходимо учитывать разнообразные их потребности при обучении. Не все дети с ограниченными возможностями имеют одинаковые потребности в обучении, и невозможно определить специальные стратегии обучения для детей с ограниченными возможностями, которые значительно отличаются от общих стратегий обучения. Поскольку не существует каких-либо конкретных правил обучения, учителя в инклюзивной школе используют и адаптируют ориентированную на ученика педагогику для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

Ключевые слова: образование, обучение, инклюзивное образование, равноправие.

INCLUSION IS THE PATH TO EQUALITY: TEACHING EDUCATORS THE PRINCIPLES OF INCLUSIVE EDUCATION

The authors consider inclusive education, which, in their view, is a dynamic process that requires ongoing support and professional development for teachers. Inclusive education does not end with the creation of accommodations within the school. There is no specific set of skills and knowledge that all teachers need to have in order to be able to teach in inclusive classrooms. Inclusive education, according to the authors, requires teachers to understand that students learn andparticipate in school and community activities and that their diverse needs need to be addressed when teaching. Not all children with disabilities have the same learning needs, and it is impossible to identify special learning strategies for children with disabilities that differ significantly from general learning strategies. Because there are no specific learning rules, teachers in an inclusive school use and adapt learner-centeredpedagogy to meet the educational needs of students.

Key words: education, learning, inclusive education, equality

Сведения об авторах:

Каримова Ирина Холовна- доктор педагогических наук, профессор, академик Академии образования Таджикистана. г. Душанбе, пр. Рудаки, 126. E-mail: gumanizm@mail.ru, тел. (+992) 907725594

Хакимова Джамиля - кандидат педагогических наук, специалист Академии образования Таджикистана, г. Душанбе, пр. Рудаки, 126. E-mail: hakimova-2014@mail.ru, тел. (992) 903448800

Баротова Гульчехра Юсуфджановна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Общая и педагогическая психология» Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, г. Душанбе, пр.Рудаки, 121. Тел: (+992) 918170700, E-mail: gulchehrabarotova@mail.ru

About the authors:

Karimova Irina Kholovna - doctor of Pedagogy, Proffesor Academician of the Academy of Education of Tajikistan, Dushanbe city, Rudaki avenue 126, E-mal:gumardzm@malru, тел. (992) 907 72 55 94

Hakimova Jamila - candidate of pedagogical sciences, specialist Academician of the Academy of Education of Tajikistan, Dushanbe city, Rudaki avenue, 126, E-mal:hakimova-2014@malru, тел. (+992)903 448800

Barotova Gulchehra Yusufjanovna - candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Dushanbe city, Rudaki avenue, 121. Phone: (+992) 918170700, E-mail: gulchehrabarotova@mail.r

ПЕШГИРЙ ВА ИСЛО^ НАМУДАНИ ДИСЛАЛИЯ БО ИСТИФОДАИ

бозй, маШк^ои логопедй

Мацидова Б., Табаров X

Донишгохи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Солхои охир нуксонхои нутк дар кудакон хеле зиёд дида мешавад, ки яке аз инхо дислалия мебошад. Дислалия аз калимаи юнонй dis гирифта шуда бо илова кардани lalio - нуксони нуткиро ифода мекунад, ки хангоми вазъияту полати узви шунавой ва иннерватсияи дастгохи нут; зухур меёбад. Он вайроншавии тарзи талаффузи овозхои забони модариро дар бар гирифта дар шаклгирии малакахои нуткронй накши мухим дорад. Дислалия ё худ нуксонхо дар талаффузи овозхои забони модарй хднгоми нуткронй ифода мешаванд дар 1) галат, нодуруст, хато талаффуз кардани овозхо; 2) иваз кардани як овоз бо овози дигар хангоми нуткронй; 3) умуман талаффуз накардани овози алохида.

Масъалаи пайдоиш, роху усулхои табобати дислалия хамчун беморй ва нуксони раванди нуткронй тавачухи олимони сохаи тиб И. Франк, Р. Шультесс, Г. Гутсман ва дигарон ва мутахассисони сохаи логопедия Е. Ф. Рау, Л. В. Малехова ва дигаронро ба худ чалб намудааст. Бояд ба хисоб гирифт, ки дислалия яке аз нуксонхои хело зиёд дучоршавандаи нутк буда онро гурухи мухаккикони рус хангоми гурухбандй ё худ таснифоти нуксонхои нутк, ки обеъкти асосии илми логопедия мебошад, ба нуксони психологй-педагогй ё худ педагогй ворид намудаанд (Р. Е. Левина,) [2, с.71] Агар таснифоти клиникй -педагогй дар робитаи анъанавии илми логопедия бо сохаи тиб такя намояд, таснифоти психологй -педагогй дар мукаммал инкишоф наёфтани замина барои артикуятсия - талаффуз кардани овозхо ифода мегардад. М. Е. Хватсев дар китоби дарсии худ «Логопедия», ки хамчун дастури таълимй барои донишчуёни донишкадахои омузгорй ва омузгорони мактабхои махсус тахия ва пешкаш намуда буд, дислалияро хамчун нуксони сакавй (косноязичие - яъне забони сустхаракат) эътироф ва таткику баррасй намуда буд. [5, с.69 - 213]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.