ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37
Безрукая А.Н.
преподаватель иностранных языков, к.ф.н. Яковлевский педагогический колледж (Россия, г. Строитель)
Тарасова М.В.
преподаватель иностранных языков, к.ф.н. Яковлевский педагогический колледж (Россия, г. Строитель)
Постникова С.Н.
преподаватель иностранных языков Яковлевский педагогический колледж (Россия, г. Строитель)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются вопрос инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования, предлагается опыт решения данного вопроса в Яковлевском педагогическом колледже.
Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная защита, лицо с ограниченными возможностями здоровья, социальный партнер.
Инклюзивное образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
принятием достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Все затруднения при реализации инклюзивного образования определяются тем, что образовательный процесс — это своего рода образовательные услуги, оказываемые общеобразовательными учреждениями родителям и детям, итогом которых являются нематериальные блага.
В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов, государство обеспечивает инвалидам возможность получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Законодательство, касающееся вопросов профессионального образования инвалидов, в основном предоставляет различные льготы, льготу при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Рассмотрение инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования (далее СПО) принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в общество, ощущать себя необходимым не только близким, но и обществу в целом.
Имеющиеся статистические данные о численности, обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья представлены внутренним учетом различных ведомств, в чьих полномочиях предоставление помощи детям с нарушением здоровья. Более полной и достоверной статистики, касающейся лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и обучающихся по образовательным программам СПО, к сожалению, не существует. Но, благодаря имеющимся данным, мы можем сделать заключение: количество детей с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, с 2010 года по настоящее время возрастает, и что важно, возрастает количество обучающихся, что доказывает необходимость и важность среднего профессионального
образования для детей с ограниченными возможностями. Именно получение профессии дает им шанс включиться в социум и чувствовать себя полезным.
Наиболее эффективными мерами, направленными на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, являются:
• создание новых, учитывающих все нюансы, образовательных программ;
• разработка алгоритма преемственности между образовательными учреждениями (школа-колледж) для того, чтобы лица с ОВЗ смогли беспрепятственно и непрерывно получать образование;
• развитие дистанционного обучения как вспомогательного элемента в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• повышение квалификации педагогов и преподавателей, внедрение образовательных модулей, курсов, факультативов по вопросам инклюзивного образования;
• обязательное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и центрами занятости.
Работа по созданию условий для обучения и получения профессии людям с инвалидностью и ОВЗ в ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» осуществляется целенаправленно и планомерно по направлениям организационное, диагностическое, профилактическое, информационно-просветительское. Заключены договоры о сотрудничестве с социальными партнерами (для организации совместной деятельности с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ).
Создан банк данных детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Организована работа психологических тренингов для педагогов, работающих с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. Педагоги повышают профессиональную компетентность в работе с детьми с ОВЗ через стажировочные площадки, обучающие семинары.
В студенческих группах проводятся кураторские часы и уроки Доброты с целью формирования толерантности и позитивного отношения к инвалидам и недопущения их дискриминации.
Ежегодно разрабатываются:
— план культурно-оздоровительных мероприятий для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, обучающихся в колледже;
— план мероприятий, направленных на формирование у педагогов и студентов знаний по оказанию помощи в преодолении барьеров в получении образования студентам-инвалидам и студентам с ОВЗ;
— план индивидуальной социальной работы со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ.
Одним из принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, является принцип творческой активности. Перспективным представляется включение студентов с проблемами здоровья и развития в смешанные группы, работающие на общий результат.
Общественно-творческая деятельность студентов-инвалидов, способствует воплощению в жизнь главной цели современного образования -воспитывает самостоятельную личность, способную адаптироваться к современным реалиям, формирует статус здорового члена общества, снимает у лиц с ОВЗ комплекс неполноценности через творческое самовыражение и доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, особенностью организации совместной деятельности с социальными партнерами в сфере культуры и молодежной политики является то, что студент выполняет ту творческую роль, которую он способен выполнить -преодолевается неверие в свои возможности, создаётся ситуация успеха. На основе самоконтроля и взаимного контроля осваиваются навыки поведения в социуме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области». Оренбург. 2017. с. 315 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №2 273-ФЗ ст. 2 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ivo.garantru/#/document/70291362/paragraph/33
Inclusive education for learners with disabilities // Petitions. European Agency, 2017. Policy Department C: Citizens Rights and Constitutional Affairs.
Bezrukaya A.N.
Foreign Languages Teacher, Ph.D. of Philological Sciences Yakovlevskiy Teacher Training College (Russia, Stroitel)
Tarasova M.V.
Foreign Languages Teacher, Ph.D. of Philological Sciences Yakovlevskiy Teacher Training College (Russia, Stroitel)
Postnikova S.N.
Foreign Languages Teacher Yakovlevskiy Teacher Training College (Russia, Stroitel)
INCLUSIVE EDUCATION IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract: this article examines the issue of inclusive education in the system of secondary vocational education, offering the experience of addressing this issue in Yakovlevskiy Teacher Training College.
Keywords: inclusive education, social protection, person with disabilities, social partner.