УДК 37
Кожокару Ю.В.
студент, магистрант факультета лингвистики и педагогики Московская международная академия (г. Москва, Россия)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация: представленная ниже работа посвящена рассмотрению проблемы внедрения инклюзивного образования в России и в Великобритании. Сравнительный анализ включает такие аспекты, как нормативные акты, текущее состояние инклюзивного образования, основные проблемы и степень развития.
Ключевые слова: инклюзивность, образование, британское образование, российское образование, инклюзивная политика.
Произведем анализ реализации инклюзивной политики в образовательной системе России и Великобритании. Для этого проанализируем законодательство в этой области, основные точки развития, проблемы, реализацию такой политики на конкретных примерах.
Как указано в научной статье И.Ю. Фроловой «Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы» [8], в России инклюзивное образование является сравнительно новым явлением. Если проводить сравнение России и стран ЕС и США в данном ключе, то наша страна существенно отстала от наиболее развитых государств. Однако уже имеется нормативная и законодательная база, которая способствует развитию инклюзивного образования в России. В статье 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации указано следующее: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего
Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности...» [7].
В научной статье Н.А. Максимовой «Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски» [5], образование в России находится в стадии активных изменений, когда постепенно происходит переход к инклюзивному образованию. Однако отечественные ученые не могут дать единого определения «термина» инклюзия, применяя его, по большей части, к инклюзивному образованию и инклюзивной среде. Наличие инклюзивного образования в российской школе должно означать, что созданы необходимые условия для качественного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На деле же часто наблюдается ситуация, когда детей-инвалидов перемещают в такую среду, где для них нет необходимого оборудования для обучения и педагогов с соответствующими навыками работы с такими детьми.
С.В. Алёхина указывает, что изменение российской системы образования в сторону инклюзивности происходит под влиянием европейского и американского образования. Однако на деле такое заимствование может оборачиваться слепым копированием западных образцов и слишком поспешным переформатированием, что не будет идти на пользу российскому инклюзивному образованию [1].
Рассмотрим английский опыт. Правительство Великобритании взяло на себя обязательство по инклюзивному образованию. Закон о равенстве 2010 года требует от школ вносить разумные коррективы, чтобы гарантировать, что все дети смогут участвовать в образовании. Важность инклюзивного образования в контексте Великобритании обусловлена несколькими факторами, которые подчеркивают необходимость справедливой и разнообразной образовательной системы. Эти факторы включают:
1. Юридические требования. Великобритания приняла законы в сфере инклюзивного образования, такие как Закон о равенстве 2010 года и Кодекс практики SEND (2015) [3. c.98], которые предписывают предоставление равных
возможностей всем учащимся, независимо от их способностей, происхождения или потребностей. Инклюзивное образование необходимо для того, чтобы школы соблюдали эти законы и защищали права учащихся с ограниченными возможностями.
2. Демографическое разнообразие. В Великобритании разнообразное население с различным культурным, языковым и социально-экономическим происхождением. Инклюзивная система образования гарантирует, что все школьники и студенты, независимо от их различий, имеют равный доступ к высококачественному образованию и могут извлечь пользу из учебной среды, которая принимает и приветствует разнообразие.
3. Социальная сплоченность. Инклюзивное образование приводит к тому, что любой ученик, вне зависимости от его происхождения, от его возможностей в плане учебы, пользуется поддержкой и пониманием среди других учеников. В результате возникает большее взаимопонимание и сплоченность внутри ученического коллектива. В результате происходит снижение таких проявлений, как несправедливое отношение к ученику и дискриминация, а само общества в массе становится более гармоничным.
4. Устранение разрыва в успеваемости. Исследования показали, что учащиеся с ограниченными возможностями и из неблагополучных семей в Великобритании [4. с.152] часто сталкиваются с разрывом в успеваемости по сравнению со своими сверстниками. Инклюзивное образование направлено на устранение этого разрыва путем предоставления индивидуальной поддержки и ресурсов, которые отвечают разнообразным потребностям всех учащихся, гарантируя, что каждый ученик имеет возможность добиться академических успехов.
5. Максимизация потенциала. Инклюзивное образование признает, что каждый ученик обладает уникальными сильными сторонами и талантами, и стремится развивать их, предоставляя доступную и поддерживающую среду обучения. Такой подход помогает максимизировать потенциал всех учеников, что выгодно не только для самих учеников, но и для общества в целом.
6. Подготовка школьников и студентов к будущему: В сегодняшнем глобализированном и взаимосвязанном мире английским школьникам необходимо развивать навыки и установки, необходимые для сотрудничества и процветания в разнообразных рабочих местах и сообществах. Инклюзивное образование играет решающую роль в развитии этих навыков и обучении школьников для успешного будущего [6. с. 80].
Успешное инклюзивное образование в Великобритании требует большего, чем просто перевод учащихся с ограниченными возможностями в обычные классы. Оно требует преобразования школьных систем и культур, чтобы они стали по-настоящему инклюзивными и отвечали потребностям всех учащихся. Ключевые элементы успешного инклюзивного образования включают четкие определения и цели, стратегии внедрения, подготовку и поддержку учителей, инклюзивное школьное руководство и благоприятную национальную политику.
Измерение влияния инклюзивного образования выходит за рамки доступа учащихся - оно также включает оценку качества образования, результатов и опыта учащихся. Понимание практик учителей при этом также имеет значение. Такие инструменты, как Индекс инклюзивности и Проект поддержки эффективного обучения, помогают оценить инклюзивное образование.
Школьные обзоры являются ключевой частью внедрения успешного инклюзивного образования, согласно отчету «Внедрение инклюзивного образования» (2018). Они позволяют школам оценить свою текущую ситуацию и определить области для улучшения. Некоторые ключевые моменты школьных обзоров [2. С.40]:
• Они помогают понять существующие проблемы, ресурсы, ценности. Такие инструменты, как Индекс для рамок планирования включения и Рамки обзора школ ЮНЕСКО, могут направлять этот процесс в нужное русло.
• Они включают в себя картирование ресурсов, анализ методов обработки данных, формирование групп внедрения и установление приоритетов для включения.
• Они формируют основу для разработки плана действий или стратегии внедрения инклюзивного образования в школе. Этот план должен включать четкие цели, мероприятия, обязанности и сроки.
• Обзоры должны быть постоянным процессом, а не разовым событием. Они позволяют школам отслеживать прогресс, оценивать влияние изменений и вносить дальнейшие улучшения с течением времени.
• Они включают вклад от заинтересованных сторон, в том числе преподавателей и родителей. В результате подготавливается такой план действий, который является наиболее работоспособным в сфере инклюзивности.
• Уже существующие обзоры преимущественно касаются доступу к образовательной среде для детей-инвалидов и детей из неблагополучных семей. Но со временем они должны оценивать качество образования, результаты обучения и опыт всех учащихся, чтобы по-настоящему измерить инклюзивность и доступность.
В заключение следует сказать о том, что в Великобритании инклюзивное образование является куда более развитым и интегрированным в современную модель образования. Россия оказывается только в начале этого продолжительного пути, и ей нужно следовать по нему ещё очень долго. Очень важно не просто заимствовать иностранный опыт, а учитывать реалии российской образовательной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алёхина С.В. Развитие инклюзивного образования в России//Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы: мат-лы Респуб. науч.-практ. конф. -Уфа : Изд-во БГПУ, 2020 - 202 с.;
2. Вигельсворт, М. Обоснование необходимости всеобщего скрининга психического здоровья в школах. Эмоциональные и поведенческие трудности, 21(1), 2022. С.22-42;
3. Лореман, Т. Инклюзивное образование: Поддержка разнообразия в классе - Routledge, 2022. С.98-100;
4. МакЛески, Дж. Справочник эффективных инклюзивных школ: исследования и практика - Routledge, 2022 - 388 с.;
5. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски//Журнал «Педагогическое образование в России», 2018 [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski;
6. Мейер, А. Универсальный дизайн для обучения: теория и практика -CAST Professional Publishing, 2023 - 271 c.;
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273;
8. Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы Журнал «Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки», 2017 [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy
Cojocaru I.V.
Moscow International Academy (Moscow, Russia)
INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA AND THE UK
Abstract: work presented below is devoted to the consideration of the problem of implementation of inclusive education in Russia and Great Britain. The comparative analysis includes such aspects as regulations, the current state of inclusive education, the main problems and the degrof development.
Keywords: inclusion, education, UK education, Russian education, inclusive policy.