ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231048 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11048 УДК 37.042:004.9
Роль цифровизации в инклюзивном образовании: проблемы и перспективы
The role of digitalization in inclusive education: problems and prospects
Авторы статьи
■
Authors of the article
■
Мусханова Исита Вахидовна,
доктор педагогических наук, директор института филологии, истории и права, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-8629-5599
Мамуев Артур Мусаевич,
аспирант ФгБоУ Во «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0002-0849-3017
Усамов Ильяс Рухманович,
старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Милли-онщикова», г. Грозный, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0004-3867-0074
Isita V. Muskhanova,
Doctor of Pedagogy, Director of the Institute of Philology, History and Law, Professor of the Department of Pedagogy, Chairman of the Dissertation Council D 999.218.02 in the scientific specialty 13.00.01, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-8629-5599
Artur M. Mamuev,
Postgraduate Student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0002-0849-3017
Ilyas R. Usamov,
Senior Lecturer, Department of Information Technologies, Grozny State Oil Engineering University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Russian Federation
[email protected] ORCID: 0009-0004-3867-0074
Конфликт интересов
I
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для цитирования
I
For citation
L
Мусханова И. В., Мамуев А. М., Усамов И. Р. Роль цифровизации в инклюзивном образовании: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06. - С. 63-78. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231048.htm. DOI
10.24412/2304-120X-2023-11048
I. V. Muskhanova, A. M. Mamuev, I. R. Usamov, The role of digitalization in inclusive education: problems and prospects // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 06. - P. 63-78. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231048.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11048
Поступила в редакцию Received 24.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.05.23
Принята к публикации Accepted for publication 25.05.23 Опубликована Published 30.06.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Мусханова И. В., Мамуев А. М., Усамов И. Р., 2023
Аннотация
В настоящее время большую популярность получили вопросы использования информационных технологий и телекоммуникаций в инклюзивном образовании. Сложно переоценить роль цифровизации в инклюзивном образовании. В рамках данного исследования мы не только изучим преимущества, которые дает внедрение информационных технологий в образовательный процесс современных школ, но и выявим наиболее значительные трудности, возникающие у учителей в связи с использованием информационных технологий в образовании лиц с особыми возможностями здоровья. Авторы попытались охарактеризовать значимость информационных технологий и телекоммуникаций в процессе инклюзивного образования. Цель работы - выявление и описание различных возможностей использования ИКТ в инклюзивном образовании для инвалидов в Российской Федерации. Задачи исследования: рассмотрение проблемы процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ концептуальных основ инклюзивного образования, литературный обзор по теме исследования, разбор методов исследования, анализ использования ИКТ в инклюзивном образовании, выводы и обсуждение. Инклюзивное образование выравнивает права обычных детей и детей с ОВЗ, за счет этого обеспечивает основу справедливого общества, где все равны и имеют право на полноценное образование, несмотря на индивидуальные особенности и физические возможности. В данном контексте проблем на помощь приходят современные информационно-коммуникационные технологии, которые выступают мощным инструментом помощи и поддержки в процессе обучения детей с ОВЗ. Нами в рамках данного исследования будут рассмотрены перспективы использования ИКТ в образовании детей с ОВЗ. Рассмотрим мировую практику использования ИКТ в инклюзивном образовании. Данная тема является сегодня проблемной для всех школ мира, так как нет проработанного механизма, который можно взять за основу как правильный и испытанный механизм инклюзивного образования. Каждая школа выступает в роли эмпирического объекта исследования, где, с учетом собственных ошибок, развивают инклюзивное образование. ИКТ дают нам возможность проводить эксперименты, что способствует рождению и развитию новых методов и механизмов инклюзивного образования. Все люди индивидуальны, и этот факт усложняет механизм налаживания инклюзивного образования, так как школам приходится рассматривать в несколько раз больше способов донесения информационных потоков до ученика.
Ключевые слова
Abstract
Relevance of the research problem: currently, the issues of the use of information technologies and telecommunications in inclusive education have become very popular. It is difficult to overestimate the role of digitalization in inclusive education. Within the framework of this study, we will study not only the advantages that the introduction of information technologies in the educational process of modern schools provides, but also identify the most significant difficulties that teachers face in connection with the use of information technologies in the education of persons with special health needs. The authors tried to characterize the importance of information technologies and telecommunications in the process of inclusive education. The aim of the work is to identify and describe various possibilities of using ICT in inclusive education for persons with disabilities in the Russian Federation. The objectives of the study are to examine the problems of the process of education of children with disabilities, to analyze the conceptual foundations of inclusive education, to do a literary review on the topic of the study, analysis of research methods, analysis of the use of ICT in inclusive education, conclusions and discussion. Inclusive education equalizes the rights of ordinary children and children with disabilities, thereby providing the basis for a just society where everyone is equal and has the right to a complete education, regardless of individual characteristics and physical capabilities. In this context of problems, modern information and communication technologies are very advantageous, which act as a powerful tool of assistance and support in the process of teaching children with disabilities. Within the framework of this study, we will consider the prospects of using ICT in the education of children with disabilities. We will discuss the world practice of using ICT in inclusive education. This topic is problematic for all schools in the world today, since there is no developed mechanism that can be taken as a basis, as a correct and proven mechanism of inclusive education. Each school acts as an empirical object of research, which develops inclusive education on its mistakes. ICTs give us the opportunity to conduct experiments, which contributes to the birth and development of new methods and mechanisms of inclusive education. All people are different, and this fact complicates the mechanism of establishing inclusive education, since schools have to consider several times more ways to convey information flows to a student.
Key words
инклюзивное образование, дети с ОВЗ, образование детей с ОВЗ, ИКТ в образовании, вспомогательные технологии, специальное образование, инклюзивные классы, совместное обучение, командное обучение
Благодарности
inclusive education, children with disabilities, education of children with disabilities, ICT in education, assistive technologies, special education, inclusive classes, co-education, team training
Acknowledgements
Авторы выражают благодарность кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой «Информационные технологии» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова» Наталье Анатольевне Моисеенко за помощь в подготовке статьи.
The authors express their gratitude to Natalia A. Moiseenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of "Information Technologies" of the Grozny State Oil Engineering University named after Academician M. D. Millionshchikov for her help in preparing the article.
Введение / Introduction
На рубеже 1980-1990 годов правительство Российской Федерации поняло важность инклюзивного образования, и по всей стране начали открывать специальные
школы инклюзивного характера. В 1991 году в Москве открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег» по инициативе родительской общественной организации и московского Центра лечебной педагогики. А уже на следующий 1992 год по всей стране начали реализовывать национальный проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1]. В рамках данного проекта всех детей объединяли в группы, несмотря на физические и умственные способности. Первоначально было сложно, почти десять лет прошло без ощутимых продвижений в инклюзивном образовании. Для самих детей и учителей это был стресс, не было отработанных и апробированных методов обучения и взаимодействия обычных детей и детей с ОВЗ. По всей стране в школах детей с ОВЗ начали ущемлять, не было общего этикета поведения в таких инклюзивных классах, в которых дети разных способностей должны были учиться в равных условиях [2]. Начало 2000-х годов изменило картину: начали появляться информационные и коммуникационные технологии обучения, которые помогли принципиально по-иному посмотреть на проблему, благодаря мультимедийным технологиям и быстро распространяющемуся Интернету можно было сформулировать новую среду обучения, которая будет ориентирована на каждого участника отдельно, изменилось качество материала, оно стало разнообразным (видеоматериалы, аудиоматериалы, анимации, разные презентации, игровые симу-ляторы, технологии виртуальной реальности). В разы повысилось качество обучения, теперь вместо однотипного материала можно было использовать разные виды материалов. И если человек не видит - он может слушать информацию часами, если не слышит - может наблюдать за процессами с помощью видеоматериалов, нужны цвета и спецэффекты в рамках обучения - можно использовать анимацию и разные презентации. Интернет дал безграничный доступ к разным материалам и изменил стиль общения, теперь в моде удаленное сотрудничество. В некоторых дистанционных школах дети даже не знают о недостатках одноклассников, они обучаются одинаково, что повышает интерес обучающегося: когда его права не ущемляются, он чувствует себя уверенно, а уверенность дает стимул к обучению [3].
Дети с ОВЗ имеют разнообразные образовательные потребности. Они должны приобрести прикладные и фундаментальные знания, чтобы выжить в обществе, где важно наличие особенных требований, вызванных ограничениями физического и умственного характера, которые мешают полнофункциональному участию в традиционных образовательных системах и средах. И таким образом, для детей с физическими и умственными проблемами здоровья требуются новые решения получения образования в виде современных образовательных систем и технологий, которые постоянно доступны для всех детей, без учета состояния их здоровья. Сегодня традиционные системы образования можно заменить на современные образовательные среды, которые построены на основе ИКТ. В рамках данного научного исследования нами будет проанализировано использование ИКТ в организации учебного процесса у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [4].
Цель нашего научного исследования - выявление и описание различных возможностей использования ИКТ в инклюзивном образовании для детей с ОВЗ в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
- провести обзор по теме исследования;
- рассмотреть методы исследования;
- проанализировать использование ИКТ в инклюзивном образовании;
- сделать выводы и провести обсуждение.
Актуальность исследования заключается в том, что каждый день в мире растет количество детей с ОВЗ, которым требуются новые методы организации учебного процесса, им не подходят традиционные механизмы, так как у таких детей разные умственные способности восприятия информации. Им нужны индивидуальные траектории обучения, а такое возможно только с использованием современных информационных технологий и новых методов обучения, которые основаны на использовании ИКТ.
Обзор литературы / Literature review
1. Основные глобальные проблемы и общий анализ по детям с ОВЗ
Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) разработала Международную классификацию определения инвалидности и уровня здоровья, согласно которой 15,6% населения мира старше 18 лет имеют некоторые виды инвалидности. Среди этих цифр взрослые с очень серьезными трудностями составляют примерно 2,3% (100 миллионов человек в 2020 году) [5].
Взрослые в странах с низким уровнем доходов более уязвимы к инвалидности, чем в странах с высоким уровнем доходов, отмечает ВОЗ.
Это проблема особенно остро стоит в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где проживает более 60% инвалидов в мире, это можно объяснить и тем, что в этой части земли проживает столько же процентов (60%) населения [6].
Проведенные исследования показывают, что дети с ОВЗ, как правило, являются жертвами тяжелых условий: слабый доступ к лечебным учреждениям и больницам, высокий уровень бедности, низкая занятость населения, отсутствие образовательных учреждений или их нехватка и многое другое. Решение вышеуказанных проблем является важной и насущной задачей мирового сообщества. Некоторые страны не способны без помощи извне поднять свою экономику, нет материальных и людских ресурсов для этого. Как мы с вами знаем, чтобы поднять экономику, нужна хорошая система образования, чтобы была хорошая система образования, нужны большие финансы. Данный факт загоняет многие страны в тупик, и помочь получается тоже не всегда, сегодня многие сверхдержавы переживают кризисы, из-за которых они не могут помочь другим. Странам нужно сплотиться и решать эти проблемы [7].
Научный сотрудник Райганджского университета М. Амитабха в своем научном труде «Потребности, важность и барьеры инклюзивного образования в Индии» отмечают, что транспорт и инфраструктура являются серьезной проблемой для успешного внедрения инклюзивного образования [8].
Научные сотрудники Всеиндийского института медицинских наук Джодхпур Д. Харманжот, Б. Хитеши, Я. Джиоти, Д. Джиоти, К. Гару, П. Санджу, К. Ашок отмечают, что многим учителям не хватает соответствующей подготовки и опыта, чтобы выявить маленького ребенка, находящегося в группе риска; более того, они часто откладывают оценку ребенка, испытывающего трудности с чтением, до третьего или четвертого класса, потому что думают, что проблемы носят временный характер и что ребенок перерастет их [9].
2. Организация учебного процесса для детей с ОВЗ
Согласно оценкам Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), в 2021 году число детей в возрасте от 0 до 18 лет, которые испытывают
умеренные или серьезные проблемы со здоровьем (инвалиды), составило 240 миллионов, из них 30 миллионов серьезно больны и испытывают большие неудобства, они наиболее отстранены, маргинализированны и изолированы от мира [10].
Во всем мире в целом у детей с ОВЗ низкий показатель посещения школ и завершения обучения в них по сравнению со здоровыми обычными детьми, и данный показатель выше в странах с низким уровнем жизни и дохода. В Индии разрыв уровня посещения начальной школы между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ составляет 10%, в Индонезии этот разрыв доходит до 60%, в Камбодже - 15% [11]. А в странах Восточной Европы, где уровень жизни и доходов на много выше, чем странах Азии, картина тоже не лучше: разрыв в показателях зачисления детей с ОВЗ и здоровыми детьми в возрасте от 7 до 15 лет составлял в 2020 году от 25 до 30%. Проценты и ставки также отличаются между разными типами инвалидности. Например, в Буркина-Фасо только 10% глухих детей в возрасте от 7 до 12 лет посещали школу, тогда как в 2020 году ее посещали 40% детей с физическими недостатками. В России разрыв невелик, в пределах 5%, это связано в основном с ментальностью нашего общества: мы не бросаем человека в сложной ситуации, помогаем и поднимаем на ноги [12].
Для решения этой проблемы в мире есть несколько моделей предоставления образования для детей с ОВЗ: специализированные школы и учреждения, смешанные интегрированные школы и чисто инклюзивные школы. Специализированные школы обеспечивают закрытое индивидуальное обучение детям с ОВЗ в основном городах с учетом конкретных проблем и потребностей учащихся. В специализированных школах нет обычных учащихся, все дети с ОВЗ. И у них полностью отсутствует связь и взаимодействие с детьми без ОВЗ в школьных условиях. Интегрированные школы относятся к практике обучения детей с ОВЗ в классах с учащимися, не являющимися детьми с ОВЗ, в определенные периоды дети с ОВЗ обучаются в отдельных классах до конца учебного дня. Эти две модели являются особо распространенными и применяемыми, хотя подвергают риску социальной изоляции и дискриминации детей с ОВЗ, отмечают Л. Т. Зембатова, С. Р. Хаблиева [13].
«Предотвращение инвалидности и снижение степени ограничения жизненно важных функций и трудоспособности в будущей жизни человека в определенной степени зависят от эффективной организации ранней комплексной помощи», - пишут в своем труде научные сотрудники Мининского университета Г. А. Бутко, Т. А. Кательсон и С. П. Олту [14].
Ученые из Кашмирского университета А. Парвина и Р. Бхат в своем научном труде «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» отмечают, что общество не существует без индивида и что индивид является базой, на которой развивается общество. Продуктивная личность будет развивать прогрессивное общество, а сделать человека производительным достоянием общества возможно только с помощью образования. Поэтому это является и должно быть правом каждого человека на получение образования без какой-либо дискриминации. Но было обнаружено, что люди по своей природе проявляют сильную сдержанность по отношению к другим, которые отличаются от них физически, социально или интеллектуально. Таким образом, со времен сотворения человека дети с исключительными потребностями были запуганы, отчуждены и изолированы от нормального общества [15].
Инклюзивные школы направлены на достижение цели, согласно которой все дети, независимо от уровня и состояния здоровья, должны обучаться в обычных классах в своей местности, где они проживают. В инклюзивных школах должна быть полная гармония между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, не должно быть изоляции и
дискриминации со стороны учителей, родителей и детей, отмечают в своем научном труде А. В. Сибиряков, Н. М. Кулмурзаев, Р. Б. Шайдуллаев, Д. И. Макамбаева [16].
В Саламанкском заявлении о принципах, политике и практике образования для лиц с особыми потребностями заверяется, что «обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминацией, создания доброжелательных сообществ, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех», - указывает ЮНЕСКО [17].
Школы инклюзивного образования преобладают над другими моделями школ по своей гуманности и красоте. Только в инклюзивной школе можно сделать из детей с ОВЗ полноценных граждан, которые будут вкладывать лепту в будущее нашей страны. Как мы с вами видим по статистическим данным, каждый год идет рост детей с ОВЗ, и, если не думать об их будущем, завтра будет поздно, экономика и система образования должны строиться на базе того, что в них будут присутствовать люди с ОВЗ, так как по-другому нельзя построить процветающую и развивающуюся страну, некому будет ее содержать [18].
3. ИКТ в инклюзивном образовании
В мире существуют различные определения термина «ИКТ». Многие ассоциируют ИКТ со сложными современными дорогими компьютерными технологиями, хотя в ИКТ входят также такие технологии, как телевидение, радио, телеграфы и телефоны, которые мы с вами используем в повседневной жизни. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определяет ИКТ как «широкий спектр услуг, приложений и технологий, использующих различные типы оборудования и программного обеспечения, часто работающие в телекоммуникационных сетях» [19].
Организация Объединенных Наций по вопросам науки, образования и культуры использует следующую трактовку термина: «ИКТ - это инструменты и процессы для получения доступа, обработки, извлечения, организации, хранения, представления, производства и обмена информационными потоками с помощью автоматизированных электронных средств» [20]. К ним можно отнести программное обеспечение, аппаратное обеспечение и телекоммуникации в виде компьютеров, принтеров, сканеров, факсов, цифровых камер, модемов, записывающих устройств и проигрывателей для СБ-дисков и БУБ-дисков, оцифрованных видео, мультимедийных программ и СУБД, оцифрованные видео, радио, телевизионные программы передач и многое другое [21].
Сегодня ИКТ используется на всех стадиях образования, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшим. ИКТ используется в различных видах образования: специальное образование, массовое образование, инклюзивное образование, дистанционное или удаленное образование. Изучая учебную деятельность Л. Т. Зем-батова и С.Р. Хаблиева, мы обнаружили, что ИКТ в обучении приводят к изменению роли учителей с «мудрецов на сцене» на роль «проводников на стороне», а роли учеников становятся более активными и сотрудничающими. ИКТ благодаря доступности и возможностям помогают восполнить пробел в знаниях, повысить уровень и качество обучения, дать новые образовательные возможности, создать благоприятные условия для хранения и накопления знаний.
ИКТ показали себя как незаменимый инструмент для продвижения международных целей и задач в системе образования, важной среди которых можно считать миссию «образование для всех» в рамках устойчивого развития в современном обществе. ЮНЕСКО подчеркивает необходимость использования ИКТ для поддержки образовательных целей
для всех по доступной цене. ИКТ обладают большими возможностями для эффективного обучения, распространения информационных потоков для получения знаний, проектирования эффективных механизмов образовательных услуг. ИКТ способствуют устойчивому продвижению и развитию механизмов доступа к образовательным учебным материалам, повышают взаимодействие обучающихся между собой и с учителем, тут упор делается как на знания, так и на выбор действий и ценностей [22].
4. Разновидности информационно-коммуникационных-технологий в инклюзивном образовании
В инклюзивном образовании ИКТ бывают разного типа и могут представлять разные качественные технологии для улучшения и поддержки образовательных учебных процессов в инклюзивных условиях обучения, сюда также входят распространенные общедоступные современные коммерческие технологии, такие как компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты и смартфоны, разные периферийные устройства, мобильные телефоны, электронные доски, проекторы и многое другое. Доступные технологии помогают обучающимся без проблем использовать основные технологии, когда вспомогательные технологии помогают в поддержке обучения детей с ОВЗ. Сегодня все технологии переплетаются друг с другом, дополняя слабые стороны одной сильными сторонами другой, тем самым делая инклюзивное образование более продвинутым и результативным с помощью методов, разработанных для обеспечения доступности технологий или информации, они могут считаться подходами вспомогательных технологий, поскольку подход является вспомогательным, даже если технология не обязательно такая. Новые технологии - это еще один тип ИКТ, которые способствуют достижению образовательных целей через современные инструменты, инновации, концепции и достижения наук, отмечает в своем научном труде И. В. Возняк [23].
Чтобы процесс инклюзии был успешным, роль учителей и родителей очень важна, потому что негативное отношение приводит к негативным последствиям. Учителя должны быть ознакомлены с ознакомительной программой, семинарами. Родители также должны быть поставлены в известность. В большинстве случаев учителя навешивают ярлыки на учеников, но навешивание ярлыков вредно не только для интеграции, но и для развития личности. Чувство неполноценности у ребенка с особыми потребностями приводит к негативному результату. Следует назначить специальных учителей. Отсутствие подотчетности учителя является препятствием для успешной инклюзии. Недостаточное финансирование - главная угроза для осуществления инклюзивности. Это может помешать постоянному профессиональному развитию. Дети с особыми потребностями могут иметь различные виды инвалидности. Учитель должен уважать разнообразие и разрабатывать программы с учетом этой индивидуальности. Эффективная инклюзия требует тесной интеграции персонала и школы. Лица, определяющие политику, которые имеют неверное представление или противоположные взгляды на инклюзивное образование, являются препятствиями на пути осуществления инклюзивной политики. Это затрагивает учащихся с ограниченными возможностями. Устранение этой проблемы приведет к истинному включению [24].
Проведенный нами в рамках данного исследования теоретический анализ выявил основные глобальные проблемы детей с ОВЗ, и мы можем наблюдать, что процент детей с ОВЗ очень высок, что ставит перед нами новые задачи по усовершенствованию процесса взаимодействия с такими детьми и семьями, в которых растут такие дети. Была рассмотрена основа организации учебного процесса для детей с ОВЗ, и был выявлен ряд проблем, которые нужно решить: финансовые, образовательные,
воспитательные, проблемы стигматики и многие другие. В рамках данного исследования рассматривается проблема использования ИКТ в инклюзивном образовании, в данном направлении проведено мало исследований, и говорить о больших прорывах и результатах рано, нет общих концепций и крупных исследований, на которые можно было бы ссылаться как на проработанный на практике механизм. Одно можно утверждать однозначно: современные информационные системы и технологии дают нам преимущества, связанные с возможностью удаленного взаимодействия, что само по себе представляет большой интерес в рамках информационного общества и цифровых трансформаций, которые проходят в нашем обществе.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методы и методологическая основа исследования состоят в применении метода анализа, сравнительного анализа и наблюдения. В январе 2022 года был проведен поиск статей с названиями «инклюзивное образование», «ИКТ в инклюзивном образовании Европы» и «ИКТ в инклюзивном образовании Азия». Затем были проанализированы результаты, чтобы определить соответствующие статьи по следующим критериям:
- описана практика инклюзивного образования в Европе и Азии, частично в России;
- указаны инструменты ИКТ на практике инклюзивного образования;
- выявлены положительные и отрицательные стороны.
Дети с ОВЗ имеют равные права на образование, как и любой другой ребенок. Однако дети с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем во время обучения как в развитых странах, так и в странах с низким и средним уровнями дохода. Несмотря на политику Мин-просвещения России по обеспечению деятельности по защите прав детей с ОВЗ на доступное качественное образование, созданию в школах и детских садах инклюзивной образовательной среды, школы продолжают требовать всеобъемлющих руководящих принципов эффективного преподавания и воспитания, стандартных инфраструктурных объектов, ресурсов, профессиональных педагогов и вспомогательных служб. В настоящий момент в России кадровый дефицит учителей, способных работать в инклюзивном образовании. Не хватает оборудованных классов, так как детям с ОВЗ в некоторых случаях сложно заходить в школу, добираться до класса, сидеть за общими партами.
Результаты исследования / Research results
Концептуальная основа исследования:
1. Люди с ограниченными возможностями. В разных организациях, регионах и странах к детям с ОВЗ относятся по-разному, и поэтому сложно определить общее количество детей, у которых физические и умственные проблемы.
М. Чейми понимает термин «дети с ОВЗ» следующим образом: «Дети с ОВЗ - это дети с разными нарушениями, которые имеют уменьшенную активность, физические и умственные способности и не могут взаимодействовать с этим миром наравне со здоровыми детьми» [25].
Всемирная организация здравоохранения так трактует термин «дети с ОВЗ»: «Дети с ОВЗ - это дети с нарушениями, которые ограничивают деятельность взаимодействия с окружающим миром и мешают участвовать в нормальных жизненных условиях, проблемные в адаптации и жизни в обществе».
Организация Объединенных Наций дает следующее определение термину «дети с ОВЗ»: «Дети с ограниченными возможностями здоровья - это те, кто имеет
долгосрочные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые во взаимодействии с различными барьерами могут препятствовать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
2. Инклюзивное образование. ЮНЕСКО под инклюзивным образованием понимает «образование, где школа в равной мере всем учащимся предоставляет качественное образование, независимо от их уровня способностей, состояния физического и умственного здоровья».
Принцип инклюзивного образования: «Все дети имеют равное право на уважение, возможность обучения и общения». В рамках инклюзивного образования дети с ОВЗ учатся в одних классах, в совместных группах со здоровыми детьми, тем самым соблюдается важность уважения и равенства всех обучающихся участников.
3. Применение ИКТ в инклюзивном образовании. С учетом широкого спектра и разнообразия образования для детей с ОВЗ это исследование не может показать все стороны применения ИКТ в инклюзивном образовании. И поэтому в данном научном исследовании будем анализировать структуру «ИКТ в образовании для людей с ограниченными возможностями», которая предложена в отчете ЮНЕСКО.
ИКТ, которые широко применяются в инклюзивном образовании, разделены на четыре возможные к применению области:
- поддержка в личном доступе ребенка с ОВЗ к информации и знаниям - в рамках данного направления ИКТ рассматривается и используется как канал или инструмент повышения качества доступа ребенка с ОВЗ к информации и знаниям в формальных и неформальных учебных заведениях;
- поддержка ситуаций обучения и преподавания: ИКТ используется для дидактических и педагогических целей, для повышения личного уровня развития, прохождения процесса обучения и формирования новых навыков, как инструмент поддержки обучения учителей;
- поддержка личного общения и взаимодействия: ИКТ используется для поддержания интерактивной связи между участниками образовательного процесса, помощи в консультировании друг друга учащихся и учителя;
- поддержка доступа к административным процедурам образования: ИКТ используется для взаимодействия с административной частью организации, снимаются барьеры между учащимися и руководством организации.
Практика использования ИКТ в инклюзивном образовании:
1. ИКТ как инструмент поддержки личного доступа к знаниям и информации
В 1948 году принята Всеобщая декларация прав человека, в которой признаются свобода и возможность доступа к информации и обмена ею в качестве основного права человека. Конвенция о правах инвалидов ООН вновь подчеркивает это в статьях 3 и 4: «предоставлять доступную информацию лицам с ограниченными возможностями» - и необходимость «проектирования, разработки, производства и распространения доступных информационных и коммуникационных технологий и систем» в статье 9. Статья 24 говорит о праве на образование инвалидов «без дискриминации и на основе равных возможностей», подразумевая, что доступ к информации необходим для обучения. В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на образование [26]. Так, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 19 установил, что инвалиды имеют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования [27].
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. В рамках данного проекта рассматривается также предоставление услуг на основе ИКТ. Этот проект предназначен не только для обслуживания людей с ограниченными возможностями, но и для обеспечения большей доступности ИКТ для малообеспеченных слоев населения. В России делается очень многое для детей с ОВЗ, на федеральном уровне все образовательные учреждения страны оборудуются пандусами для облегчения прохода в образовательное учреждение, устанавливаются разные знаки оповещения для слепых и глухих, а также многое другое. Внедрение технологий в равной мере помогает и детям с ОВЗ, и здоровым детям. Например, если в школах есть подходящие по стандарту пандусы подъема по лестнице, то детям с проблемами опорно-двигательного аппарата не понадобится помощь здоровых людей, тем самым повышается и комфортность других - им не надо думать об окружающем. Сегодня здоровые дети и дети с ОВЗ без проблем могут контактировать друг с другом наравне. Цифровая речь в электронных учебниках, распространяемая в сети Интернет, может помочь людям с нарушением зрения. Сегодня семья, в которой есть дети с ОВЗ, может через электронные приложения подать документы на материальную помощь, которая им оказывается правительством Российской Федерации. Рассматриваемый проект способствует увеличению возможностей детей с ОВЗ в России и дает им возможность чувствовать себя равноправными гражданами страны за счет преодоления сложностей при использовании эффективных ИКТ.
2. ИКТ для поддержки обучения и преподавания
ИКТ, используемые для поддержки преподавания и обучения, можно считать наиболее распространенными и применяемыми в образовании. ИКТ в большинстве форм могут быть легко использованы для демонстрационных презентаций, разных упражнений, для установления расширенного взаимодействия через приложения создания видео- и аудиоконференций, переписных чатов и ботов. Использование ИКТ дает детям с ОВЗ уверенность в себе, они могут показать себя в виртуальном мире как обычные, здоровые люди, так как многие формы ОВЗ нельзя увидеть на камеру, когда человек сидит за своим компьютером или планшетом или переписывается в мессен-джере. Сегодня имеется большой спектр ИКТ, которые имеют много сильных сторон в настраиваемости и адаптивности под требования детей с ОВЗ, которые делают их чрезвычайно полезными в образовании детей с ОВЗ.
М. П. Коновалова и О. Ю. Жарова исследуют использование тифлотехнических средств учащимися с нарушениями зрения на примере опыта работы Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского путем наблюдения в библиотеке и интервью с 10 сотрудниками библиотеки и 20 учащимися с нарушениями зрения. Это исследование показывает, что среди сотрудников существует незначительный пробел в знаниях и навыках использования тифлотехнических средств. Кроме того, можно отметить, что учителя имеют неплохие знания о том, какие тифлотехнические средства доступны для каждого типа инвалидности. Непоследовательность можно увидеть и среди студентов; одни знакомы с тифлотехническими средствами, такими как программы чтения с экрана, в то время как другим трудно использовать клавиатуру [28].
Правительство Российской Федерации известно своей активностью в проектах в области ИКТ с 2000 года. И проекты в основном сосредоточены на внедрении компь-
ютерных технологий для школьников, внедрении компьютерных технологий для инвалидов и предоставлении учителям доступа к высококачественным материалам и обучению, а также имеющимся в продаже обучающим компьютерным программам. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» почти все школы присоединились к модели инклюзивного образования, когда все дети обучаются наравне в одной школе. В рамках проекта более чем в 50% коррекционных школ (около 900 образовательных организаций) пройдет модернизация инфраструктуры, компьютеры будут установлены в обычных классах, чтобы все дети могли ими пользоваться. Этот проект считается очень успешным, поскольку учителя могут использовать программы обучения через персональные компьютеры для самообучения и саморазвития, а также он помогает в процессе обучения детям с ОВЗ, у которых проблемы в письме, чтении и говорении. В рамках данного проекта ведется работа по повышению компетентности учителей, которые работают в инклюзивных школах, для того чтобы они могли качественно оценивать успехи детей с ОВЗ и давать им правильные, взвешенные порции информации, чтобы не было перегрузки и знания усваивались успешно. В данном проекте учителям также помогают адаптироваться к работе с современными компьютерными технологиями инклюзивного образования, чтобы инструментарий использовался с наибольшей эффективностью. В данном проекте также задействованы логопеды, физиотерапевты, компьютерные инструкторы, специальные инклюзивные педагоги, чтобы школам помочь во внедрении индивидуальных учебных программ, современных компьютерных технологий и механизмов взаимодействия детьми с ОВЗ.
3. Использование ИКТ для взаимодействия и личного общения
Использование ИКТ каждым ребенком в зависимости от его состояния будет эффективным в рамках общения и достижений в учебном процессе за счет того, что он сможет задавать вопросы своим одноклассникам и учителям в любое время суток. Группа энтузиастов в 2020 году при бюджете 200 000 долларов разработала образовательную платформу для детей с ОВЗ iSmart. Данная образовательная платформа имеет сенсорное взаимодействие и предназначена для развития умственных, физических и адаптивных способностей у детей с ОВЗ. Данная платформа имеет важные преимущества, такие как функции импорта и экспорта учебных образовательных материалов, хранение истории обучения, доступный интерфейс, высокая адаптируемость под каждого ребенка. Результаты исследования показывают, что детям нравится взаимодействовать с данной платформой, так как они могут видеть прогресс процесса обучения, просматривать историю своих пройденных шагов. Также данная платформа постоянно дорабатывается, добавляются новые функции и возможности, с системой работают реальные специалисты из инклюзивных школ, так как они хорошо видят проблемы детей с ОВЗ, могут корректировать образовательные программы, а специалисты, которые обслуживают платформу, ориентируются на эти образовательные программы. На сегодняшний день на платформу загружено 200 000 уникальных задач, общее количество пользователей платформы более 60 000 [29].
Другим наглядным примером современного инструмента ИКТ является датчик движения ТоЬйЕуеТгаскег 4С на основе глаз, разработанный шведской компанией TobiiTechnology, который поддерживает взаимодействие и коммуникацию детей с ОВЗ с компьютером с помощью движения глаз [30]. Также сегодня появился хороший помощник под названием «Алиса - голосовой помощник Яндекса», который дает возможность
управлять гаджетами и компьютерами с помощью голосовых команд. Данное приложение поддерживается платформами Windows, Android, iOS. Подобных примеров сегодня много, ИКТ-инструменты инклюзивного образования постоянно развиваются, создаются новые возможности, изучаются разные особенности детей с ОВЗ, чтобы повысить оптимальность и адаптивность разрабатываемых инструментов.
4. Поддержка доступа к административным процедурам образования с помощью ИКТ
Институт по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО заявляет, что инструменты управления инклюзивного образования не являются самоцелью ИКТ, а рассматриваются как еще одна возможность расширения образовательной парадигмы инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ будут лучше адаптированы и более уверены в завтрашнем дне. В России широко рассматривается принцип безбарьерного инклюзивного образования, выдвинутый Министерством просвещения Российской Федерации, и принцип доступности цифровых технологий и услуг для граждан, предложенный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Оба решения касаются доступа инвалидов к контенту, вопросов, направленных на улучшение доступа к веб-ресурсам. Наше правительство рекомендует разрабатывать веб-сайты для доступа общественности к информации о делах инвалидов в качестве новой стратегической цели и призывает государственные учреждения обеспечить беспрепятственное обслуживание населения с ограниченными возможностями. Все российские правительственные веб-сайты и веб-приложения прошли модификацию, чтобы стать более удобными, ориентированными на пользователя и общедоступными.
Тем не менее есть небольшое количество государственных веб-сайтов, которые не прошли базовый тест по удобству доступа. Однако большая часть официальных сайтов правительства прошла базовый тест на доступность.
Вышеупомянутые инициативы были начаты с добрыми намерениями, но не были реализованы в полной мере. Важно, чтобы правительство и частный сектор плотно сотрудничали в данном направлении для достижения большего успеха. Важно проработать законодательную базу по поддержке инклюзивного образования и внедрению в него современных инструментов ИКТ. Финансовая поддержка частных компаний со стороны правительства Российской Федерации дала бы свой эффект в улучшении качества разрабатываемых образовательных платформ и материалов. Самое главное, правительство в нашей стране помогает детям с ОВЗ в материальном и духовном плане.
Если посмотреть примеры других стран, то, например, социальная организация развития «Молодая сила в социальном действии» Бангладеша оказывает помощь в трудоустройстве граждан с проблемами здоровья. Также эта организация совместно с некоммерческой организацией «Консорциумом цифровой доступной информационной системы» разрабатывает «аудиокниги» для детей с ОВЗ, а также разные механизмы навигации. Данные организации помогают детям с физическими и умственными недостатками адаптироваться в этом мире. Распространено десятки тысяч дисков с аудиофайлами образовательного характера для детей с ОВЗ. Каждый день данные организации ищут новых партнеров для расширения возможностей в помощи детям с ОВЗ.
Заключение / Conclusion
Главный принцип инклюзивного образования заключается в соблюдении прав человека в получении образования. Все учащиеся равны в правах на получение образования, вне зависимости от умственных и физических особенностей, отмечает
ЮНЕСКО. В рамках данного принципа ИКТ выступает главным компонентом поддержки детей с ОВЗ в получении инклюзивного образования.
Вышерассмотренные практики подтверждают факт эффективного использования ИКТ в инклюзивном образовании. Однако мы можем заметить, что в мире в большей части с детьми с ОВЗ занимаются неправительственные организации с маленьким бюджетом, что ставит успех этих проектов под сомнение, хотя в нашей стране именно правительство выступает гарантом развития инклюзивного образования, что дает веру в будущее.
ИКТ оказывают положительное влияние на инклюзивное образование, хотя сама по себе ИКТ не является самоцелью. ИКТ выступает вспомогательным инструментом инклюзивного образования: когда специалисты и методисты инклюзивного образования используют современные компьютерные технологии, у них повышается качество работы, увеличиваются возможности коммуникации и взаимоотношений на расстоянии между собой. Дети с ОВЗ, используя ИКТ, могут обойти барьеры, связанные с их физическими и умственными способностями, при прохождении образовательного процесса. Сегодня ИКТ в полной мере не используются в инклюзивном образовании, несмотря на их преимущества, связано это с разными причинами: в некоторых неразвитых странах это финансовые проблемы, в развитых странах правительства считают, что не стоит на это тратить столько денег, сколько необходимо.
У детей с ОВЗ больше потребностей в образовании, чем у здоровых детей, так как хорошее образование дает им шанс на светлое будущее, где они смогут найти себе работу и хорошего спутника жизни. Детям с ОВЗ сложно участвовать в образовательном процессе, так как им нужны специфические условия и особые возможности в связи с их функциональными ограничениями, чтобы они могли наравне со здоровыми детьми проходить обучение и не чувствовать себя ущемленными.
Институт по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО рекомендует правительствам принять во внимание пять ключевых предложений, сформулированных Конвенцией о правах инвалидов ООН в 2006 году в отношении использования ИКТ в образовании:
1. ИКТ - ключевой инструмент обеспечения гаранта справедливости получения образования всеми гражданами, независимо от их умственного и физического состояния.
2. Доступ к ИКТ - право всех граждан страны, независимо от их умственного и физического состояния.
3. Важно обучать работников образования использовать общие и специальные ИКТ.
4. Важно проводить исследования современных ИКТ для использования их в инклюзивном образовании.
5. Важно осуществлять мониторинг использования ИКТ и сбор данных в этой области.
Применение ИКТ должно осуществляться не сверху вниз, а скорее снизу вверх,
когда сначала определяются потребности в специальном образовании, а затем они решаются с помощью соответствующего применения ИКТ.
Ссылки на источники / References
1. Алисултанова Э. Д., Бисултанова А. А. Основные аспекты и принципы использования мультимедийных технологий в инклюзивном образовании // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2019. -Т. I. - № 2 (16). - С. 49-54.
2. Байдикова О. В. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ // Образовательная социальная сеть. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/08/19/aktualnye-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-detey
3. Музафарова Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 89-91.
4. Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р. и др. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. - 2020. - № 2. - С. 141-150.
5. Юрьева А. А. Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании // Молодой ученый. -2018. - № 16 (202). - С. 322-323.
6. Волынец Г. В., Хавкин А. И. Детская инвалидность и балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей: национальное руководство / под ред. Г. В. Волынец, М. А. Школьниковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 376 с.
7. Кожанова Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // ПНиО. - 2019. - № 4 (40). - С. 307-321.
8. Amitabha М. Needs, Importance and Barriers of Inclusive Education in India // International Journal of Politics Culture and Society. - 2021. - № 1 (5). - Р. 23-28.
9. Kumar A., Dhindsa H., Borana H., Yadav J. et al. Knowledge regarding learning disabilities in children among primary school teachers // International Journal of Community Medicine and Public Health. -2021. - 9. - Р. 235-240.
10. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. - 2015. - № 2. - С. 119-122.
11. Shapiro E., Miller D., Sawka K., Gardill C., Handler M. Facilitating the inclusion of children with EBD into general education classrooms // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. - 2019. - № 7. - Р. 83-127.
12. De Boer A. A., Pijl S. J., Minnaert A. E. Attitudes of parents towards inclusive education: A review of the literature // European Journal of Special Needs Education. - 2020. - № 25(2). - Р. 165-181.
13. Зембатова Л. Т., Хаблиева С. Р. Роль и место информационных технологий при реализации инклюзивного образования // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 14-21.
14. Бутко Г. А., Кательсон Т. А., Олту С. П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 4. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1036
15. Parveen A., Bhat R. Inclusive Education: Perspectives and Problems // Journal of Research Oscillation. - 2022. -№ 1. - Р. 57-70.
16. Сибиряков А. В., Кулмурзаев Н. М., Шайдуллаев Р. Б., Макамбаева Д. И. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2022. - № 1. - С. 132-138.
17. Кувшинова И. А., Пушкарева А. А., Овсянникова Е. А. и др. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 4. - С. 208-214.
18. Богомягкова О. Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2019. - № 1. - С. 103-108.
19. Паспорт национального проекта, принятый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 года № 16 «Образование».
20. Бангассер Д. А., Валентино Р. Дж. Половые различия при психических расстройствах, связанных со стрессом: нейробиологические перспективы // Нейроэндокринол. - 2014. - № 35. - С. 303-319.
21. Sodak L., Podell D., Lehman L. Teacher, school, and student attributes as predictors of teachers' responses to inclusion // Journal of Special Education. - 2018. - 31(4). - Р. 480-497.
22. Зубач А. В., Дорошенко О. М. Теоретические и правовые аспекты правовой и социально-педагогической поддержки семей, имеющих детей с особенностями здоровья // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 5. - С. 60-63.
23. Возняк И. В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 2 (31). - С. 51-59.
24. Декина Е. В., Егоров В. С. Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2019. - № 3. - С. 5-8.
25. Dhindsa H., Borana H., Yadav J. et al. Knowledge regarding learning disabilities in children among primary school teachers // Int J Community Med Public Health. - 2022. - № 9. - Р. 235-239.
26. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
27. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 19.
28. Коновалова М. П., Жарова О. Ю. Технические средства реабилитации для людей с ограниченными возможностями (на примере опыта работы Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского) // Вестник ЧГАКИ. - 2011. - № 1 (25). - URL: https://www.library.ru/help/docs/n76896Z7.pdf
29. Возможности платформы iSmart для детей с ОВЗ. - 2021. - URL: https://www.ismart.org/library/vozmozhnosti-platformy-ismart-dlya-detey-s-ovz
30. Обзор TobiiEyeTracker 4C: не отрывая глаз. - 2017. - URL: https://3dnews.ru/957277/obzor-tobii-eye-tracker-4c-ne-otrivaya-glaz
1. Alisultanova, E. D., & Bisultanova, A. A. (2019). "Osnovnye aspekty i principy ispol'zovaniya mul'timedijnyh tekhnologij v inklyuzivnom obrazovanii" [The main aspects and principles of the use of multimedia technologies in inclusive education], Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki, t. I, № 2 (16), pp. 49-54 (in Russian).
2. Bajdikova, O. V. "Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya detej s OVZ" [Actual problems of modern education for children with disabilities], Obrazovatel'naya social'naya set'. Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/08/19/aktualnye-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-detey (in Russian).
3. Muzafarova, E. A. (2016). "Tekhnologii inklyuzivnogo obrazovaniya kak sredstva dlya sozdaniya bezbar'ernogo obucheniya detej s OVZ" [Inclusive education technologies as a means to create barrier-free education for children with disabilities], Obrazovanie i vospitanie, № 5 (10), pp. 89-91 (in Russian).
4. Ahmetova, D. Z., Artyuhina, T. S., Bikbaeva, M. R. et al. (2020). "Cifrovizaciya i inklyuzivnoe obrazovanie: tochki soprikosnoveniya" [Computerization and inclusive education: points of contact], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 2, pp. 141-150 (in Russian).
5. Yur'eva, A. A. (2018). "Primenenie interaktivnyh tekhnologij v inklyuzivnom obrazovanii" [Application of interactive technologies in inclusive education], Molodoj uchenyj, № 16 (202), pp. 322-323 (in Russian).
6. Volynec, G. V., & Havkin, A. I. (2022). Detskaya invalidnost' i ball'naya sistema opredeleniya stepeni ogranichenij v social'no znachimyh kategoriyah zhiznedeyatel'nosti u detej: nacional'noe rukovodstvo [Children's disability and the point system for determining the degree of limitations in socially significant categories of life activity in children: national guidelines], GEOTAR-Media, Moscow, 376 p. (in Russian).
7. Kozhanova, N. S., Bolgarova, M. A., & Pankrat'eva, O. S. (2019). "Problema obespecheniya psihologicheski kom-fortnoj i bezopasnoj obrazovatel'noj sredy v inklyuzivnom obrazovanii" [The problem of providing a psychologically comfortable and safe educational environment in inclusive education], PNiO, № 4 (40), pp. 307-321 (in Russian).
8. Amitabha, M. (2021). "Needs, Importance and Barriers of Inclusive Education in India", International Journal of Politics Culture and Society, № 1 (5), pp. 23-28 (in English).
9. Kumar, A., Dhindsa, H., Borana, H., Yadav, J. et al. (2021). "Knowledge regarding learning disabilities in children among primary school teachers", International Journal of Community Medicine and Public Health, 9, pp. 235-240 (in English).
10. Matyash, N. V., & Pavlova, T. A. (2015). "Psihologicheskie problemy sem'i, vospityvayushchej rebenka s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Psychological problems of a family raising a child with disabilities], Vestnik BGU, № 2, pp. 119-122 (in Russian).
11. Shapiro, E., Miller, D., Sawka, K. et al. (2019). "Facilitating the inclusion of children with EBD into general education classrooms", Journal of Emotional and Behavioral Disorders, № 7, pp. 83-127 (in English).
12. De Boer, A. A., Pijl S. J., & Minnaert, A. E. (2020). "Attitudes of parents towards inclusive education: A review of the literature", European Journal of Special Needs Education, № 25(2), pp. 165-181 (in English).
13. Zembatova, L.T., & Hablieva, S.R. (2019). "Rol' i mesto informacionnyh tekhnologij pri realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya" [The role and place of information technologies in the implementation of inclusive education], Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3, pp. 14-21 (in Russian).
14. Butko, G. A., Katel'son, T. A., & Oltu, S. P. (2019). "Razvitie sistemy rannej kompleksnoj pomoshchi detyam s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v uchrezhdeniyah obrazovaniya i zdravoohraneniya" [Development of a system of early comprehensive care for children with disabilities in educational and healthcare institutions], Vestnik Mininskogo universiteta, t. 7, № 4. Available at: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1036 (in Russian).
15. Parveen, A., & Bhat, R. (2022). "Inclusive Education: Perspectives and Problems", Journal of Research Oscillation, № 1, pp. 57-70 (in English).
16. Sibiryakov, A. V., Kulmurzaev, N. M., Shajdullaev, R. B., & Makambaeva, D. I. (2022). "Osobennosti vospitaniya i obucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Special aspects of education and training of children with disabilities, Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, № 1, pp. 132-138 (in Russian).
17. Kuvshinova, I. A., Pushkareva, A. A., Ovsyannikova, E. A. et al. (2021). "Ispol'zovanie informacionno-kommu-nikativnyh tekhnologij v obuchenii i vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [The use of information and communication technologies in the education of preschool children with disabilities], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 4, pp. 208-214 (in Russian).
18. Bogomyagkova, O. N. (2019). "Sistemnyj semejnyj podhod v obespechenii psihologicheskogo zdorov'ya rebenka" [A systemic family approach to ensuring the psychological health of the child], Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki, № 1, pp. 103-108 (in Russian).
19. Pasport nacional'nogo proekta, prinyatyj prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strate-gicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam ot 24.12.2018 goda № 16 "Obrazovanie" [Passport of the national project adopted by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects dated 12/24/2018 No. 16 ""Education"] (in Russian).
20. Bangasser, D. A., & Valentino, R. Dzh. (2014). "Polovye razlichiya pri psihicheskih rasstrojstvah, svyazannyh so stres-som: nejrobiologicheskie perspektivy" [Sex differences in stress-related mental disorders: neurobiological perspectives], Nejroendokrinol, № 35, pp. 303-319 (in Russian).
21. Sodak, L., Podell, D., & Lehman, L. (2018). "Teacher, school, and student attributes as predictors of teachers' responses to inclusion", Journal of Special Education, 31(4), pp. 480-497 (in English).
22. Zubach, A. V., & Doroshenko, O. M. (2020). "Teoreticheskie i pravovye aspekty pravovoj i social'no-pedagog-icheskoj podderzhki semej, imeyushchih detej s osobennostyami zdorov'ya" [Theoretical and legal aspects of legal and socio-pedagogical support for families with children with health problems], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 5, pp. 60-63 (in Russian).
23. Voznyak, I. V. (2017). "Razvitie sistemy podgotovki pedagogov dlya inklyuzivnogo obrazovaniya detej v Rossii" [Development of the teacher training system for inclusive education of children in Russia], Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, № 2 (31), pp. 51-59 (in Russian).
24. Dekina, E. V., & Egorov, V. S. (2019). "Izuchenie detsko-roditel'skih otnoshenij v zameshchayushchej sem'e" [The study of child-parent relations in a substitute family], Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya, № 3, pp. 5-8 (in Russian).
25. Dhindsa, H., Borana, H., Yadav, J. et al. (2022). "Knowledge regarding learning disabilities in children among primary school teachers", Int J Community Med Public Health, № 9, pp. 235-239 (in English).
26. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 g. [Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993] (in Russian).
27. (1995). "Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 28.12.2022) "O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 181-FZ of 24.11.1995 (as amended on 28.12.2022) "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation"], Sobranie zakonodatel'stva RF, № 48, st. 19 (in Russian).
28. Konovalova, M. P., & Zharova, O. Yu. (2011). "Tekhnicheskie sredstva reabilitacii dlya lyudej s ogranichennymi vozmozhnostyami (na primere opyta raboty Kaluzhskoj oblastnoj special'noj biblioteki dlya slepyh im. N. Ostrov-skogo)" [Technical means of rehabilitation for people with disabilities (based on the experience of the Kaluga Regional Special Library for the Blind named after N. Ostrovsky)], Vestnik CHGAKI, № 1 (25). Available at: https://www.library.ru/help/docs/n7689677.pdf (in Russian).
29. (2021). Vozmozhnosti platformy iSmart dlya detej s OVZ [Smart platform potential for children with disabilities]. Available at: https://www.ismart.org/library/vozmozhnosti-platformy-ismart-dlya-detey-s-ovz (in Russian).
30. (2017). Obzor TobiiEyeTracker 4C: ne otryvaya glaz [Tobii Eye Tracker 4C Review: Without Taking Your Eyes Off]. Available at: https://3dnews.ru/957277/obzor-tobii-eye-tracker-4c-ne-otrivaya-glaz (in Russian).
Вклад авторов
И. В. Мусханова - обоснование актуальности цифро-визации инклюзивного образования с учетом современных тенденций образовательной подготовки обучающихся по формированию компетенций; анализ проблемы процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
А. М. Мамуев - сбор материала по зарубежной и отечественной литературе, рассмотрение и обоснование использования методов исследования, исследование школ на наличие инклюзивного механизма организации учебного процесса, выявление проблем детей с ОВЗ, их родителей и учителей в школах.
И. Р. Усамов - обработка материала, собранного в рамках исследования зарубежной и отечественной литературы, обоснование преимущества использования ИКТ в инклюзивном образовании в рамках циф-ровизации образовательной среды, заключение и выводы по проведенному исследованию.
Contribution of the authors
I. V. Muskhanova - justification of the relevance of inclusive education computerization, taking into account the current trends in the educational training of students to build up competences; analysis of the problem of the process of education of children with disabilities.
A. M. Mamuyev - collection of material in foreign and domestic literature, consideration and justification of the research methods use, consideration of schools for the presence of an inclusive mechanism for organizing the educational process, identification of problems of children with disabilities, their parents and teachers in schools.
I. R. Usamov - processing of the material collected in the framework of the study of foreign and domestic literature, substantiation of the advantages of using ICT in inclusive education within the framework of the educational environment computerization, conclusions on the conducted research.