7. Петунин О.В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи : автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / О.В. Петунин. - Кемерово, 2010. - 44 с.
8. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников (Дидактические очерки) / И.Ф. Харламов. - Минск : Нар. асвета, 1975. - 208 с.
9. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - Москва : Знание, 1979. -96 с.
10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие для студентов пединститутов / Г.И. Щукина. - Москва : Просвещение, 1979. -160 с.
Ярмыш Ирина Александровна
кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 559.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR INCLUSIVE TRAINING OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику высшей школы не вызывает сомнений. Однако данный вопрос продолжает оставаться обсуждаемым и дискуссионным в обществе. Несомненны достоинства инклюзивного образования. При этом внедрение инклюзивного образования в практику вузов сталкивается с рядом препятствий. Поэтому для успешного развития инклюзивного образования нужно сформировать модель педагогического и психологического сопровождения обучения студентов, а также субъективные образовательные маршруты для студентов.
Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), принципы инклюзивного образования, эксклюзия, дискриминация, психологические технологии сопровождения.
The urgency of introducing inclusive education in the pedagogical practice of higher education is beyond doubt. However, this issue continues to be debated in society. The advantages of inclusive education are indisputable. At the same time, the introduction of inclusive education into the practice of universities faces a number of obstacles. Therefore, for the successful development of inclusive education, it is necessary to form a model of pedagogical and psychological support for students' education, as well as subjective educational routes for students.
Key words: inclusive education, people with disabilities (HIA), the principles of inclusive education, exclusion, discrimination, psychological support technologies.
Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и
свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.
Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) в социальную среду. Для них чаще всего закрыты многие возможности в развитии, продолжении дальнейшего обучения после получения аттестата о среднем образовании. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Перед нашим обществом стоит проблема вовлечения сограждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.
Одним из способов решения этой проблемы может стать активное развитие института инклюзивного образования. Актуальность внедрения такой системы, как инклюзивное обучение, в педагогическую практику высшей школы, не вызывает сомнений. Такой вид обучения в вузе позволяет максимально приблизить студента с особыми потребностями к месту жительства и делает возможным не только получение высшего образования, а и вариативность выбора этого образования. Кроме того, такой вид обучения будет способствовать вовлечению лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс; социализации студентов-инвалидов в современном обществе; созданию активной поведенческой установки у студентов-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умению превращать свои недостатки в достоинства. Это также изменит отношение современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение данной категории лиц в общественную жизнь. Еще Л.С. Выготский, как один из основателей дефектологии, отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать [1].
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов» и Факультативный протокол к ней, одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года [2]. Конвенция описывает и разъясняет, как уже существующие права и свободы должны реализовываться с учетом имеющейся у человека инвалидности, которая ограничивает его потребности и возможности. Указанный документ также дает определение терминам, в частности, термину «инклюзия». Инклюзия в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - это организация совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений. Инклюзивное образование должно обеспечивать адаптивность системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников), их социальную адаптацию.
Опирается система инклюзивного образования на ряд наиболее важных принципов, толкование которым дается в статьях Конвенции [2]. К ним относятся такие, как:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Конечно, несомненным достоинством инклюзивного образования лиц с ОВЗ являются их социализация, появление адаптивной образовательной среды, в которой могут обучаться все дети-инвалиды без исключений, а значит, социальная и экономическая готовность государственных образовательных учреждений к принятию на обучение лиц с ОВЗ. Инклюзия связана с необходимостью уделять особое внимание тем группам обучающихся, которые могут оказаться подверженными риску обособления, эксклюзии (исключения из общества) или низкой успеваемости. Таким образом, формируется новый социальный подход к инвалидности; различие между людьми рассматривается как ресурс, а не как проблема; активизируется личностное развитие и развитие социальных навыков, навыков самостоятельности и самоопределения; развиваются в обществе равные права и возможности вместо дискриминации
Инклюзивное образование продолжает оставаться обсуждаемым и дискуссионным в обществе, так как понятие «инклюзивное образование» появилось в отечественной практике сравнительно недавно. Психологи указывают не только на достоинства инклюзии, но и на ряд недостатков. В идеале недостатков не должно быть, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп, и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер [5].
Переход от раздельного специального образования к инклюзивному -дело непростое. Иногда под видом или вместо подлинной «инклюзивности» в сфере образования вводится интегративное обучение, когда студентов с ОВЗ помещают в обычную образовательную среду без оказания дополнительной поддержки, необходимой для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Как указывает Р.Н. Жаворонков, попытки осуществить простую интеграцию в образовательную среду без осуществления сопутствующих структурных изменений не привели к реализации права инвалидов на образование, и по целому ряду причин эти попытки будут тщетными и впредь [3, с. 89]. Интеграция может просто привести к тому, что инвалиды окажутся в вузе в изоляции. Тогда прямая дискриминация (непредоставление образования в связи с наличием у лица инвалидности, если данное лицо обладает иными характеристиками, которые предъявляются остальным людям), заменяется косвенной дискриминацией (непредоставление разумного приспособления).
Очевидно, что большинство вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов.
Мы считаем целесообразным выделить основные проблемы психолого-педагогического характера, которые возникают при внедрении инклюзии в образовательную среду высшей школы.
Во-первых, - это психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения инвалидов. Поэтому качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования будет способствовать не только форма документального закрепления, но и реальное внедрение понимания в сознании людей необходимости и всей важности подобных
преобразований. Необходимо более широкое ознакомление общества с понятием инклюзии в целом.
Во-вторых, - это неготовность принятия со стороны обучающихся лиц из общеобразовательных учреждений как равного студента с ограниченными возможностями, и, как следствие, случаи дискриминации детей с ОВЗ. Это требует дальнейших серьезных исследований в отношении социальных, экономических, политических и культурных факторов, которые вызывают явление эксклюзии.
В-третьих, - это нехватка компетентных специалистов, способных реализовать инклюзивную программу образования. На сегодняшний день в вузах созданы только отдельные условия для адаптации лиц с ОВЗ. Преподаватели, изначально профилированные на работу с обычными студентами в вузе, оказавшись в условиях интегрированного обучения или инклюзивного (если вузы ориентированы на него), не обладают знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не всегда владеют специально-педагогическими умениями и навыками. Отмечается незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. В результате процесс обучения студента с ОВЗ приобретает формальный характер и лишь способствует стигматизации.
В-четвертых, - это ограниченные возможности в оказании необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи: недостаточное материально-техническое оснащение образовательного учреждения под нужды студентов с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, раздевалок, душевых при физкультурном зале, оборудование территории для безопасного и беспрепятственного перемещения и т.д.); отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Необходимо учитывать не только внешние факторы, которые влияют на содержание мер по разумному приспособлению лиц с ОВЗ в сфере инклюзивного образования, но и личностные. Вступившие в действие государственные правила, которые придают большое значение инклюзии, одновременно требуют систематической работы над персональными компетенциями детей. У студентов с ОВЗ недостает социальных компетенций (проблема в ребенке) критически оценить собственный вклад во взаимодействие, оценить то, как устроено социальное пространство; ясно донести до всех участников процесса взаимодействия свои ожидания и
требования к ним; выстроить взаимодействие «студент-педагог» [6]. В систему инклюзивного образования в вузе студенты с особыми возможностями здоровья приходят из разных образовательных систем: спецшколы и интернаты, коррекционные классы общеобразовательных школ, домашнее обучение, дистанционное обучение. Поэтому и адаптационный период у студентов-первокурсников с ОВЗ протекает по-разному, имеет специфические особенности.
Таким образом, для развития инклюзивного образования нужно сформировать модель педагогического и психологического сопровождения и субъективные образовательные маршруты для студентов, в которых на каждом образовательном этапе была бы оказана нужная помощь специалистами высшего учебного заведения.
Важным условием, которое обеспечивает успешную инклюзию, считается точная дифференциальная психологическая диагностика любого студента. Это может быть осуществлено с помощью квалифицированной психологической диагностической службы в вузе. Эта служба должна дать заключение для образовательного учреждения, которое содержит рекомендации к субъективному плану обучения. Еще одним важным аспектом развития системы сопровождения считается диагностика конструктивных факторов, позволяющих найти решение возникших проблем у студента с ОВЗ. Диагностический инструментарий, который используется специалистами в данный момент, ориентирован не на поиск путей выхода из проблемы, а на констатацию неблагоприятного фона проблемы.
Смысл системы сопровождения при инклюзивном обучении связан с обучением студентов методам самостоятельного поиска и решения своих проблем. Из этого возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В данной области более перспективным считается подход, который ориентирует психолога не на исследование внутреннего мира студентов-инвалидов, а на анализ внешних характеристик и способов их взаимодействия с внешней средой [7].
Вовлечение в процесс развития инклюзивного обучения общественных организаций, профессионалов из системы специального обучения, родительских групп и иных заинтересованных студентов позволит сделать процесс максимально пластичным и адаптивным.
Разработка психологических технологий сопровождения студентов с ОВЗ, в которых будут учтены различного уровня нужды и потребности детей-инвалидов в зависимости от уровня ограничений жизнедеятельности, сделают процесс ресоциализации менее болезненным.
В особенной поддержке нуждаются преподаватели. Создание психологом образовательных программ, тренинговых технологий, консультаций для педагогов поможет преодолеть тревожность и страх, которые связаны с поиском правильных подходов к взаимодействию со студентами с особыми потребностями в образовании и воспитании [8].
Таким образом, система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения высшего образования. Внедрение инклюзивного образования в систему вузов сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты как системы образования в целом, так и готовности социума. Сам процесс включения студентов с особыми потребностями является весьма сложным как в содержательном компоненте, так и в организационной составляющей. Его целью является создание «безбарьерной» среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении. В заключение хотелось бы отметить, что концепцию инклюзивного образования не следует считать системой, которая является оптимальной на все случаи жизни. Значение имеют учет принципов участия и недискриминации, а также гибкое внедрение этой системы, основанной на индивидуальном подходе, с учетом всех видов инвалидности и культурных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии: учебники для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
2. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sakimo.rk.gov.ru/rus/file/konventsiya р pravah mvaHdov.pdfy.-30.04.2018.
3. Жаворонков Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в Конвенции о правах инвалидов / Р.Н. Жаворонков // Дефектология. - 2009. - №4. - С. 81-92.
4. Кляузова В.Ю. Инклюзивное образование: за и против [Электронный ресурс] / В.Ю. Кляузова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/15/statya-inklyuzivnoe-obrazovanie-za-i-protiv. - 15.10.2014.
5. Плаксина Л.И. Инклюзивное «образование» (совместное обучение) лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения / Л.И. Плаксина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья». -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 349 с.
6. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики / Г.Н. Пенин // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. - № 9(83). - С. 47.
7. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. - №1. - С. 42-54.
8. Семаго Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу «Стремление к Инклюзивной Жизни». - №3. - 2009. - С. 12.
Новикова Елена Владимировна
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
Хвасько Наталья Сергеевна
преподаватель кафедры психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.923.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS' PROFESSIONAL IDENTITY AT DIFFERENT STAGES
IN HIGHER EDUCATION
В статье рассмотрена проблема идентичности в работах отечественных и зарубежных учёных, проанализировано понятие «профессиональная идентичность», её особенности, содержание, условия формирования. Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов на разных этапах обучения в высшей школе.
Ключевые слова: идентификация, идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность, профессиональная идентичность, самосознание, рефлексия.
The problem of identity in the works of domestic and foreign scientists are considered in the article. The concept of "professional identity", its features, content, conditions offormation were analyzed. The results of an empirical study of the psychological characteristics of students-psychologists ' professional identity at different stages in higher education are presented.
Key words: identification, identity, personal identity, social identity, professional identity, self-awareness, reflection.
Рассматривая проблему идентичности в аспекте сознания и самосознания, можно говорить о том, что истоки её изучения восходят своими корнями еще к