Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГ / ЛОГОПЕД / ДЕФЕКТОЛОГ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аубакирова А.А., Абиева А.Ж.

В статье рассматривается понятие инклюзивного образования как формы обучения в общеобразовательных учреждениях. За последнее десятилетие в Казахстане устойчиво сложились положительные тенденции в отношении лиц с особыми образовательными потребностями. В настоящее время активное внедрение и распространение получает процесс инклюзивного образования. В государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы определено создание условий для инклюзивного образования к 2020 году, одной из основных задач является совершенствование системы инклюзивного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА»

УДК 376.3

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Аубакирова А.А., Абиева А.Ж.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается понятие инклюзивного образования как формы обучения в общеобразовательных учреждениях. За последнее десятилетие в Казахстане устойчиво сложились положительные тенденции в отношении лиц с особыми образовательными потребностями. В настоящее время активное внедрение и распространение получает процесс инклюзивного образования. В государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы определено создание условий для инклюзивного образования к 2020 году, одной из основных задач является совершенствование системы инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности, психолог, логопед, дефектолог, компетенции, психическое развитие, интеграция.

В настоящее время актуальной проблемой в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является инклюзивное образование. Инклюзивное образование позволяет ребенку - инвалиду реализовать свои права. Как объяснить дошкольнику, играющему с детьми своего возраста на улице, что он идет в не простую школу, а в школу с особыми условиями. Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития

инклюзивного общества. Развивая систему инклюзивного образования, мы открываем путь к развитию инклюзивного общества, то есть общества для каждого человека. Инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями в полной мере участвовать в жизни детского сада, школы в дошкольном и школьном возрасте. Инклюзивное образование мотивирует детей с ограниченными возможностями к равенству, равноправию. Нынешнее молодое поколение - наше будущее. В этом молодом поколении есть как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями в развитии.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев сказал: "Мы должны уделять больше

внимания нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Надо заботиться о таких людях, которых у нас немало. Это наш долг перед собой и обществом. Среда образовательного учреждения должна адаптироваться к потребностям детей с ограниченными возможностями, быть "безбарьерной», так как должна обеспечивать полноценную интеграцию детей - инвалидов. В настоящее время проблема, которая привлекает внимание всей мировой общественности — это инклюзивное образование, предусматривающее полное включение детей в образовательный процесс с участием среды, семьи в соответствии с их индивидуальными запросами и особенностями. Инклюзив - слово в переводе с латинского означает «включаю себя», а в переводе с английского - «смешиваю». Инклюзивное образование - это способность детей получать качественное образование и развивать свой потенциал независимо от пола, возраста, географического места проживания, двигательного и психического состояния, социально-экономического положения.

Инклюзивное образование или программа "Образование для всех" - дает возможность

всем детям активно участвовать в жизни ДОУ и школы. Эта программа была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и введена в Конвенцию ООН 13 декабря 2006 года. Проблема инклюзивного образования берет свое начало в зарубежных странах с 1970 года, а к 90 годам США и Европа полностью включили эту программу в свою образовательную политику. А развитие системы инклюзивного образования в нашей стране официально отражено в государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 20112020 годы. Развитие системы инклюзивного образования: будут разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями, правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общей образовательной среде, определены формы интеграции для детей с различными образовательными потребностями; к 2020 году в школах будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установки подъемного оборудования, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения ручками, специальными партами, специальными столами и другими компенсаторными средствами. Также в данной программе будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями. На

сегодняшний день часть детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому, обеспечена компьютерной техникой. Инклюзивное образование воспринимается и реализуется в мировой практике как благо для всех, кому предоставлена возможность практической реализации гуманных ценностей прав, свобод и равноправия каждого человека, как для тех, кто обучает таких детей, так и для тех, кто обучается с ними, и для тех, кто воспитывает их в семье. Реестр и названия международных документов позволяют увидеть усилия сторонников идеи равных прав на образование как культурное достояние и социальное право для всех, включая детей и взрослых, что свидетельствует о глобальном контексте интеграции образования в рамках социокультурного подхода к образованию.

На сегодняшний день в направлении поддержки инклюзивного образования в

общеобразовательных школах обучаются учащиеся с отклонениями в умственном развитии или умственной отсталостью по определенным причинам. Каждый ученик имеет свои особенности в обучении. Так, уровень развития эмоциональных и психических познавательных процессов у каждого учащегося различен. В настоящее время осознанное воспитание личности каждого ученика является жизненным требованием качественного образования. Сегодня во всех регионах страны на основе поддержки образования детей с ограниченными возможностями постепенно открываются классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах. Цель данного класса: объединить учащихся с ограниченными возможностями в один класс и дать каждому ученику индивидуальный класс и программу обучения. Этот класс, несмотря на открытие, имеет несколько минусов. Причина: в этом классе в некоторых школах учатся ученики из разных возрастных групп. Еще один минус, это низкий объем специальных педагогических знаний учителей-предметников, преподающих в таком классе. В результате этого дети сталкиваются с трудностями уже с первой ступени обучения. Цель инклюзивного образования: воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии с нормальными детьми. То есть система образования человека как равноправной личности независимо от пола, религии, происхождения. Эти специальные знания не вытесняют традиционно сложившиеся и развивающиеся формы в системе. Системы реального инклюзивного образования сближают общие и специальные системы. Организация совместного (интегрированного) обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательной школе. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2002 года № 343 «О социально-медико-педагогической и психологической

коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», в классах разработаны правила оказания социальной помощи на дому с выдачей удостоверений по обучению на дому.

Инклюзивное обучение - это обучение детей с ограниченными возможностями в

развитии с целью ускорения процессов социализации и интеграции с нормально развитыми детьми. Дети в специальных группах объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, конкурсов, личных дел. Дети с отклонениями в умственном развитии включаются в обычные группы детского сада, класса, школы, коррекционную помощь оказывают родители. Учащиеся с особыми образовательными потребностями имеют полное право обучаться в общих классах по программе, рекомендованной ПМПК.

Общеобразовательные школы, детские сады по итогам ПМПК должны быть готовы к инклюзивному образованию по программе обучения в зависимости от уровня каждого ребенка. В основе инклюзивного обучения лежит идеология отрицания какой-либо дискриминации детей, обеспечения

равноправного отношения ко всем людям, а также создания специальных условий для детей с особыми потребностями в обучении. Инклюзивное обучение способствует успеху таких детей в учебе, создает возможность лучшей жизни. В школах поставлена задача создания условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов - дефектологов, психолого-педагогического сопровождения детей, специальных индивидуальных технических и компенсаторных средств). Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены компьютерной техникой с учетом индивидуальных возможностей и

потребностей. Таким образом, государство создает все необходимые условия для социальной защиты людей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество, их реабилитации, трудоустройства и создания новых рабочих мест, обучения и переквалификации. Инклюзивное обучение позволяет всем детям активно участвовать в жизни школы и в дошкольных учебных заведениях, определяет равные права учащихся и позволяет участвовать в деятельности коллектива, позволяет развивать необходимые способности людей в общении.

Если изменения, внесенные в инклюзивное обучение и преподавание, будут эффективными, то изменится и положение

детей с особыми потребностями. Для того, чтобы дети относились друг к другу понимающе и на равных общались, необходимо непосредственное влияние педагога.

Повышение квалификации педагогических кадров, способных оказать комплексную психолого-педагогическую помощь в целях интеграции детей с нарушениями речи, зрения, слуха, двигательного аппарата, чувственно-волевой среды, обучения, общения, поведения и др. имеет важную роль в развитии инклюзии.

Сегодня в рамках поддержки инклюзивного образования в

общеобразовательных школах обучаются учащиеся с отклонениями в умственном развитии или умственной отсталостью. Каждый ученик имеет свои особенности в обучении. Так, уровень развития эмоциональных и психических познавательных процессов у каждого учащегося различен. Любой ли педагог вооружен знанием, которое точно может различить это? Способен ли в современных условиях студент, окончивший педагогический вуз, работать в стенах школы с детьми с различными отклонениями? Будущий профессионал, получивший образование на основе государственного стандарта общего образования, получает квалификацию бакалавра данной отрасли, адаптируется к работе с обычными обучающимися в дошкольных организациях и средней школе. Но эти педагоги не практиковались в работе с детьми с различными отклонениями. Поэтому с целью формирования элементарных

представлений об инклюзивном образовании, позволяющих будущему педагогу работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья на всех педагогических направлениях подготовки вводится курс «Инклюзивное образование». Специальные знания как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями традиционно сочетаются с формирующимися и развивающимися в системе ДОУ.

По мнению педагогов и дефектологов, в нашей стране практически нет новых продуктивных программ и методик по работе с такими детьми. Изучение проблем детей с ограниченными возможностями, привлечение отечественных специалистов, опора на мировой опыт в их решении - актуальный вопрос на сегодняшний день.

Таким образом, инклюзивное обучение определяет равные права учащихся и дает возможность участвовать в деятельности коллектива, развивать необходимые

способности к общению с людьми. Посредством инклюзивного обучения можно разнообразить общеобразовательный процесс, учитывающий потребности всех детей и обеспечивающий получение образования детьми с особыми потребностями. Такая форма обучения не вытесняет, а наоборот сближает традиционно сложившиеся и развивающиеся формы в системе специального образования. Инклюзивное образование способствует достижению успеха в обучении детей с особыми образовательными потребностями, создает возможность лучшей жизни. Внедряя это направление в систему образования, мы можем воспитать обучающихся доброте и благотворительности.

Библиографический список

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 -2020 годы. - Егемен ^азак;стан, 2010., -18 с.

2. Программа Н. А. Назарбаева «Стратегия Казахстана-2050: формирование новый политический курс государства»., 2012, -14 с.

3. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 г. №319-Ш

4. «О социальной и медико -педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями в РК» 11 июля 2002 г.Закон №343

5. «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года N 39.

Аубакирова А.А., магистр педагогических наук, Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Абиева А.Ж., магистрант Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: aygerim.abiyeva@mail.ru

Дата поступления статьи: 09.12.2021

© Аубакирова А.А., Абиева А.Ж., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.