Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: опыт и перспективы (из опыта семейного воспитания обучения аутичного ребенка)'

Инклюзивное образование: опыт и перспективы (из опыта семейного воспитания обучения аутичного ребенка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ НА ДОМУ / МЕТОДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / INDIVIDUAL SKILLS TRAINING / HOME WORKSHOP / METHODS OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова З. Х.

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями. Автором предложена новая технология инклюзивного обучения детей-инвалидов. В статье предлагаются две группы авторских запатентованных методов обучения детей с синдромом аутизма. Данные методы были разработаны и применены на практике при обучении ребенка-аутиста шитью в швейной мастерской на дому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCLUSIVE EDUCATION: EXPERIENCE AND PERS PECTIVES

The problem of children with disabilities is reviewed in this article. The paper presents a new technigue of inclusive education of disabled children. The author proposes two groups of patented methods for autistic children education. They are developed and proved by an autistic child`s training of sewing at home.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: опыт и перспективы (из опыта семейного воспитания обучения аутичного ребенка)»

приращению знаний на основе владения основными принципами методологии и научными методами познания, творческим системным стилем мышления» [4, c. 9].

О методологической грамотности педагога-исследователя свидетельствует сформированность следующих умений, необходимых для успешного и результативного проведения исследовательской деятельности: умение научно обосновывать, критически осмысливать определённые концепции, формы и методы познания, конструирования исследовательской деятельности; умение использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности; умение анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, соответствия достигнутого результата к планируемому; уметь применять современные методы поиска, обработки и использования методологических знаний в практической деятельности; умение обобщать и систематизировать результаты собственной исследовательской деятельности; умение определять наиболее эффективные способы решения исследовательских проблем.

Ценной, на наш взгляд, является мысль о том, что компетентный педагог-исследователь должен иметь прочные знания методологии педагогики, поскольку без методологических знаний невозможно правильно построить и провести педагогическое исследование, разработать собственную авторскую программу обучения и воспитания, оценить её качество. Важная функция методологического знания - развитие способностей к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, доказательству и опровержению, формулированию и проверке гипотез, обосновании своих утверждений, ведению дискуссий, постановке исследовательских проблем и поиску их решений.

Отсюда можно сделать заключение, что успешность профессиональной деятельности педагога-исследователя непосредственно зависит от сформированности у него методологических знаний.

Кроме методологических знаний, как основы методологической грамотности педагога-исследователя, присутствуют и играют определённую роль убеждения, которые только лишь в данном случае могут называться «методологическими».

Убеждения - это «генеральные понятия», на которых основываются определённые направления человеческой деятельности [6,

с. 121].

Методологические убеждения формируются на основе методологических знаний. Они способствуют формированию жизненной позиции педагога, оказывают существенное влияние на поиск методов решения исследовательских задач и активизируют его исследовательскую деятельность. Поэтому методологические убеждения можно считать рационально-эмоциональными образованиями. Эмоциональную сторону составляют чувства, оценки, уверенность в истинности и достоверности методологических знаний. Рациональная же сторона методологических убеждений состоит в отстаивании педагогом собственной точки зрения на ту или иную проблему, аргументации обоснованности и истинности своих методологических понятий.

Методологические убеждения формируются в процессе познания методологии научного исследования и реализации в практической исследовательской деятельности. Только творчески овладев методологией научного познания, педагог всегда будет испытывать потребность в дальнейшем пополнении своих знаний и реализации их на практике. Таким образом, методологические убеждения являются показателем реальной методологической зрелости педагога.

На основе методологических знаний и методологических убеждений формируется ядро методологической грамотности педагога-исследователя - стиль научного мышления, который определяет характер поисково-творческой и научно-исследовательской деятельности, готовность и стремление учителя получать, искать и перерабатывать новые знания.

По мнению Ю.В. Сенько, основными показателями научного стиля мышления выступают дискретность, непрерывность, статичность, синтетичность [5]. Для научного мышления характерны также системность, динамизм, проблемность, категориальность, рефлексивность, доказательность, прогностичность, проективность, поисковость, креативность и другие [3, с. 124]. Данные особенности мышления являются, на наш взгляд, одними из важнейших показателей «качества» методологической грамотности педагога-исследователя.

Методологическая грамотность педагога-исследователя проявляется в таких качествах личности как внимательность, наблюдательность, вдумчивость, старательность, эрудированность, независимость в суждениях, стремление выразить свою собственную истину.

Итак, методологическая грамотность является ведущим критерием подготовленности педагога-исследователя к профессиональной деятельности в школе, позволяет стать педагогу более гибким и конкурентноспособным, способствует карьерному росту.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. - №5. - С. 36-45.

3. Казанцев, СЯ. Дидактические основы и закономерности фундаментализации обучения студентов в современной высшей школе [Т екст]: дис. док. пед наук / С.Я. Казанцев. - Казань, 2000. -295с.

4. Нечаев, Ю.И. Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки [Текст]: дис. канд. пед. наук / Ю.И. Нечаев. - Омск, 2001. - 190с.

5. Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах [Текст]: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Сенько. - М.: Дрофа, 2009. - 271с.

6. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 9 т. - М.: АПН РСФСР, 1950. - С.

121.

7. Шустова, М.В. Профессиональная компетентность учителя [Текст] / М.В. Шустова // Педагогическое образование и наука, 2009. - № 1. - С. 60-65.

Шафикова З.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный университет ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

АУТИЧНОГО РЕБЕНКА)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями. Автором предложена новая технология инклюзивного обучения детей-инвалидов. В статье предлагаются две группы авторских запатентованных методов

72

обучения детей с синдромом аутизма. Данные методы были разработаны и применены на практике при обучении ребенка-аутиста шитью в швейной мастерской на дому.

Ключевые слова: инклюзивное образование, непрерывное образование, индивидуальное профессиональное обучение, индивидуальная мастерская на дому, методы инклюзивного обучения.

Shaflkova ZK

PhD, Bashkir State University

THE INCLUSIVE EDUCATION: EXPERIENCE AND PERS PECTIVES

Abstract

The problem of children with disabilities is reviewed in this article. The paper presents a new technigue of inclusive education of disabled children. The author proposes two groups of patented methods for autistic children education. They are developed and proved by an autistic child's training of sewing at home.

Keywords: inclusive education, lifelong education, individual skills training, home workshop, methods of inclusive education.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья[1].

Сложившаяся практика в обучении подобных детей, сегодня не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки аутичных детей к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду. Современный исследования свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и в Башкортостане, способны к овладению несложными профессиями и успешной работе на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе учения и затруднении при овладении учебным материалом на уровне достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.

В связи с этим, после окончания школы юноши и девушки данной категории сталкиваются с проблемой профессионального обучения.

Так как овладение трудовыми навыками у них затруднено, они прививаются медленно. Их обучение требует показа действий, многократного его повторения, постоянного контроля и помощи со стороны родителей. Только кропотливая работа с ними будет способствовать овладению рабочими специальностями: швеи, плотника, ювелирного мастера и т.д. Одним из таких форм является открытие индивидуальных мастерских на дому.

Для этого необходимо разработать индивидуальный учебный план по конкретной специальности на конкретного учащегося с учетом его заболевания (совместно с ПТУ). В мастерской нужно создать новую образовательную среду с использованием новых и традиционных методик обучения, воспитания, развития на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации прежде всего мыслительной деятельности ребенка-инвалида.

Профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями должно осуществляться по следующей рисунке № 1:

Такая схема образовательного процесса должна сопровождаться современными достижениями в области общей и профессиональной психологии и педагогики, педагогического менеджмента, педагогических технологий и методик профессионального образования.

Отсюда следует, что индивидуальная мастерская на дому является инновационной формой обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями, может использоваться в системе профессионального образования. Ее деятельность направлена на планомерное формирование полноценной трудовой их деятельности, которую можно выразить рисунок № 2.

Рис. 2

73

Особенность и новизна технологии состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет мать (соученик), которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжать обучение своего ребенка-инвалида непрерывно через всю жизнь.

Таким образом, ребенок-инвалид, обучаясь с одним из родителей (соучеником) осваивает рабочую профессию на дому. Но основным условием данного обучения является посещение им занятий в лицее, совместно со здоровыми сверстниками, а также участие во всех воспитательных мероприятиях группы.

Большую роль в процессе инклюзивного образования сыграли инновационные методы обучения особенных детей, разработанные автором статьи.

Первая группа методов способствует эффективности профессионального обучения детей с РДА (метод поэтапного восполнения трудовой деятельности аутичного ребенка, метод постоянного одобрения и поощрения, метод цветового восприятия тканей).

Вторая группа способствует уменьшению стереотипов, характерных для конкретного аутичного ребенка (метод перенасыщения водой, метод постоянного изменения психологических, социально-бытовых, климатических условий в жизни аутичного ребенка).

Например, в методе цветового восприятия тканей, важную роль при обучении шитью аутичного ребенка играет выбор цвета тканей, поэтому необходимо придавать выбору материала самое большое значение. В зависимости от цветовой гаммы меняется его поведение, состояние, настроение в индивидуальном процессе обучения.

В науке существуют общеизвестные факты: фиолетовый цвет воздействует благоприятно на организм при нервных и психических расстройствах, синий - способен излечивать болезни глаз, голубой - используют при болезни гортани и щитовидной железы, зеленый - при болезнях сердечно-сосудистой системы, желтый - при болезнях желудка, печени и поджелудочной железы, оранжевый - при болезни легких, красный - при болезни крови и анемии.

Ребенок-аутист, выбрав себе ткань, может прижать её к щеке, тем самым показывает свой окончательный выбор. Он воспроизводит в своем восприятии конкретный, необходимый для использования цвет и концентрируется на нем. Так формируется желание сшить из данного материала платье или юбку и т.д.

Выбрав ткань, она делает вывод, что зеленого цвета платье у мамы и Айгуль (соседки), такой цвет листьев летом и т.д. Или она не говорит голубой и синий цвет, а цвет морской волны (сказываются поездки на море).

Таким образом, ребенок ищет сходства цвета, приобретенной ткани с окружающим миром.

Отсюда следует, что цвет рабочего материала, который будет использован в профессиональном обучении, также является и средством построения гармоничных отношений с собой, мамой, мастером и с теми, кто рядом с ней и с реальной действительностью.

Таким образом, инклюзивное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями представляет малоизученную проблему. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс индивидуальных мастерских еще раз подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это решаемо при условии совместного заинтересованного участия руководителей учреждений профессионального образования, представителей органов управления республиканского уровня, а также родителей.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. Статья 79. Организация получения образования обучающимся в ограниченными возможностями здоровья.

2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах, М., 1993. С. 154-165.

3. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград: Учитель, 2011. С.3.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. С., 1985. 95 с.

5. Свидетельство о регистрации и архивирование (депонирование) произведения - объекта интеллектуальной собственности № 125/2011 от 11 апреля 2011 года http:www.bashedu.ru/en/node/3851/

6. Шафикова З.Х. Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении и юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Медицинский вестник Башкортостана. Научно-практический журнал. Т. 6, №3, май-июнь

2011 г., с.141-146.

7. Шафикова З.Х. Авторский проект «Философия добра».-Уфа, 2010. - 24 с.

8. Шафикова З.Х. Особенности профессиональной подготовки и трудовой деятельности детей с синдромом РДА на дому. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной НПК, 24-25 мая

2012 года, с.97.

Федоткина Е.В.1, Черемина И.И.2

'Кандидат филологических наук, доцент; 2старший преподаватель Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ IT-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация

В этой статье авторы делают анализ необходимости и актуальности использования IT-технологий в процессе обучения и изучения иностранных языков. Авторы статьи обучают студентов, как оперировать навыками использования этих технических изобретений для того, чтобы получать и расширять свои знания. Преподаватели делают свои выводы после нескольких лет обучения студентов в мультимедийных классах и считают, что важно применять такие виды методик в своей работе для того, чтобы научить молодое поколение общаться в «мире без границ».

Ключевые слова: IT-технологии, иностранные языки, мультимедийные классы.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.