Научная статья на тему 'Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек с ограниченными возможностями в домашних условиях'

Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек с ограниченными возможностями в домашних условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ НА ДОМУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АУТИЧНЫЕ ДЕТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDIVIDUAL WORKSHOP IN-HOME / VOCATIONAL TRAINING / CONTINUOUS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Зульфира Хасановна

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями (ранним детским аутизмом). Автор предлагает основные идеи программы обучения на дому рабочим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a topical problem of disabled youth teaching (children's autism). The author suggests conceptually new ideas of various jobs teaching program at home.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек с ограниченными возможностями в домашних условиях»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

ШАФИКОВА З.Х.

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями (ранним детским аутизмом). Автор предлагает основные идеи программы обучения на дому рабочим специальностям.

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с проблемами в умственном и физическом развитии. В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с проблемами умственного развития в увеличения количества лет пребывания детей в образовательном учреждении.

Задача государства - создать такую систему профессиональной реабилитации, при которой каждый человек с ограничениями жизнедеятельности молодого и трудоспособного возраста смог бы осуществить свое гражданское право на профессиональное образование и труд.

В своем декабрьском Послании Федеральному собранию Президент России Д. Медведев особое внимание уделил семьям, воспитывающих детей-инвалидов. Его высказывания должны стать основополагающими в деятельности образовательных учреждений в сфере профессионального образования лиц с ограниченными возможностями в предстоящем году.

Сложившаяся практика в обучении подобных детей в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и в Башкортостане, способны к овладению несложными профессиями и успешной работе на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе учения и затруднении при овладении учебным материалом на уровне достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.^]

На сегодняшний день существуют центры, обеспечивающие дистанционное профессиональное образование детей-инвалидов, в первую очередь, среднее и высшее.

Однако имеются лица с ограниченными возможностями, которым недоступна дистанционная форма обучения, особенно это касается аутичных детей.

Термин «аутизм» (от греч. autos - сам) ввел Блейлер Е. Под аутистическим мышлением он понимал оторванность, независимость и свободу мышления от реальной действительности, от логических законов и захваченность собственными переживаниями.

Синдром раннего детского аутизма был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Каннером Л. и впоследствии получил название «синдром Каннера».

В литературе описываются различные причины и механизмы возникновения данного нарушения. Так, Каннер Л., считал РДА самостоятельной аномалией развития конституционного гене-за, а Bittelheim B. [1967] указывал на его психогенную природу, т.е. подавление психической активности и аффективной сферы ребенка «авторитарным» стилем матери, приводящим к патологи-

The article deals with a topical problem of disabled youth teaching (children’s autism). The author suggests conceptually new ideas of various jobs teaching program at home.

ческому формированию личности.

Чаще всего РДА описывается при патологии шизофренического круга (Bender L., Faretra G., 1979; Вроно М.Ш., Башина В.М., 1975, 1980, 1986; Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немиров-ская С.В., 1981), реже всего - при органической патологии мозга (Мнухин С., Исаев Д.Н., 1969). Есть предположение об особом повреждении этнологических механизмов развития, что проявляется в полярном отношении к матери, больших трудностях формирования самых элементарных коммуникативных сигналов (улыбки, контакта глаз, эмоционального отклика), слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты. [2]

Лебединский В.В. и Никольская О.Н. [1981,1985] к первичным расстройствам при РДА относят повышенную сенсорную и эмоциональную чувствительность (гиперстезию) и слабость энергетического потенциала. В числе вторичных выступают сам аутизм, уход от окружающего мира, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, разторможенность лечений. Последние, как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникают в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне, тем самым закрепляется аутистический барьер, устанавливается « аффективная блокада». Барьер выражается в ослаблении эмоциональной реакции на близких, недостаточно реакции на внешние раздражители. [3]

Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развитие генетического генеза, а так же наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях.

В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от коллектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей. Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету. [4]

После окончания школы юноши и девушки данной категории вновь сталкиваются с проблемой, но уже профессионального обучения.

Так как овладение трудовыми навыками у них затруднено, они прививаются медленно. Их обучение требует показа действий, многократного его повторения, постоянного контроля и помощи со стороны родителей. Только кропотливая работа с ними будет способствовать овладению рабочими специальностями: швеи, плотника, ювелирного мастера и т.д. Одним из таких форм является открытие индивидуальных мастерских на дому.

Для этого нужно разработать индивидуальный учебный план по конкретной специальности на конкретного учащегося с учетом его заболевания (совместно с ПТУ). В мастерской необходимо создать новую образовательную среду с использованием новых и традиционных методик обучения, воспитания, развития на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации, прежде всего, мыслительной деятельности ребенка-инвалида.

Главное - видеть в нем личность. Исходя из этого, основным нашим образовательным принципом стало сотворчество. Этот принцип был впервые разработан Толстым Л.Н. - выдающимся русским писателем прошлых веков.

По мнению современного педагога Аманашвили Ш.А., через творческую деятельность перед ребенком открываются богатые возможности для познания и усвоения истинно человеческого, познания себя как человека - то есть как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для природы, для добрых человеческих дел (для создания, украшения); для проявления своей индивидуальности; для развития своей истинной природы (задатков, способностей, талантов); для совпадения индивидуальных интересов с общечеловеческими. [5]

В полной мере творчество, сотворчество, партнерство должно проявляться на занятиях в индивидуальной мастерской, где ребенок-инвалид обучается вместе с мамой. Одним из направлений нашей деятельности является психологическая и профессиональная подготовка; через создание гибкой системы обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями.

Обучение в индивидуальной мастерской, прежде всего, направлено на оказание помощи детям-инвалидам в приобретении умений и навыков начального профессионального образования.

Другая особенность реализации программы заключается в возможности профессиональной подготовки в домашних условиях. Она строится на основе следующих принципов: непрерывности, комплексности, научности, вариативности, доступности, индивидуальности, интегративности в решении задач их обучения.

- Цель программы - социально-психологическая и профессиональная адаптация юношей и девушек с ограниченными возможностями в современных условиях. Основными задачами программы являются помощь ребенку-инвалиду в адаптации, преодоление трудностей в общении с ровесниками и взрослыми, овладение элементарными знаниями, умениями и навыками швейного дела и других рабочих специальностей.

Показателями успешности этой идеи станут: благоприятный климат в семье; снижение уровня тревожности ребенка и родителей; установление тесного педагогического взаимодействия между мастером и ребенком-инвалидом; потребность в общении с людьми; проявление детьми-инвалидами ответственности, самостоятельности, самообладания, сдержанности и т.д.

Проведенный анализ организации такой работы позволил выявить следующие эффективные направления педагогической работы в индивидуальной мастерской: развитие эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками; постоянный телесный контакт с матерью; формирование средств общения и развития социального опыта; социально-бытовая ориентация.

В Башкортостане сложился определенный опыт работы в получении профессионального образования инвалидами и лицами с отклонениями в развитии в специальных производственных мастерских; учебных и производственных мастерских от обществ слепых и глухих инвалидов; социально-трудовых центрах реабилитации; реабилитационных центрах; учреждениях начального профессионального образования (Уфимский профессиональный лицей №10); учреждениях среднего профессионального образования (Башкирский медицинский колледж); учреждениях высшего профессионального образования (Уфимский государственный институт сервиса, Башкирский государственный педагогический университет).

Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий. Для молодых инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место.

Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические и умственные возможности требуют создания безбарьерной среды - особой архитектуры помещений, специального оборудования, учебных мест и технических средств обучения, специальных методик обучения и других услуг.

Кроме того, практически отсутствует квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.

Индивидуальная мастерская на дому является формой обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями, может использоваться в системе НПО. Ее деятельность направлена на планомерное формирование полноценной трудовой их деятельности.

Особенность и новизна программы состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет мать (соученик), которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжать обучение своего ребенка-инвалида непрерывно через всю жизнь.

Несмотря на определенные успехи медикаментозной терапии, основные проявления самого дизонтогенеза (аутизм, особенности формирования эмоциональной сферы мышления, речи) достаточно резистентны к лекарственным препаратам. Анализ исследований в этой области показал, что за рубежом и в отечественной психиатрии постулируется необходимость сочетания медикаментозного лечения с психотерапией. Успехи последних лет в изучении психологической структу-

ры дизонтогенеза при РДА способствуют интенсификации поиска методов и форм психоло-педагогической коррекции. Наиболее активно они разрабатываются в странах Западной Европы и Америки, а в последние годы - и в нашей стране. Коррекция у детей дошкольного возраста осуществляется в основном в процессе игры, школьников - в процессе обучения, а у юношей и девушек - в процессе совместной профессиональной деятельности в индивидуальной мастерской. В домашних условиях, где ведущую роль играет помощь родителей. Мы рекомендуем эту форму как один из вариантов коррекционной работы с детьми данной категории. Образовательный процесс в ней направлен, прежде всего, на ознакомление с будущей рабочей профессией, на развитие трудовых навыков и умений, а также выработки мыслительных операций применительно к своей специальности. При коррекционной работе с ними необходимо дозировать задание во времени, использовать методы и приемы, способствующие формированию внимания, развитию самостоятельности и т.д.

Профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями должно осуществляться по схеме:

Факультет

Общеуниверситетская

психологии

кафедра педагогики

Содержание проф.образования (дистанционное обучение, индивидуальная мастерская на дому)

НПО

СПО

ВПО

Такая модель образовательного процесса должна сопровождаться современными достижениями в области общей и профессиональной психологии и педагогики, педагогического менеджмента, педагогических технологий и методик профессионального образования.

Рисунок 1.

Схема индивидуального обучения ребенка-инвалида на дому (НПО) а) (Индивидуальная мастерская)

Педагогический процесс Ожидаемые результаты:

Б)

Непрерывное образование ожидаемые результаты

в) нормативно-правовая база программы.

г) финансирование (оплата работы мастеров ПТУ № 10)

Рисунок 3.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что совместная деятельность родителей и ребенка-инвалида в индивидуальной мастерской способствует положительной динамике. Во-первых, у воспитуемого заметно уменьшаются такие симптомы как страх, тревога, агрессивность, боязнь перемен, стереотипы и т.д. Во-вторых, улучшается речь, вырабатывается потребность к общению с окружающим миром. Меняется внешний вид, походка, поведение в общественных местах, чего не было до обучения в индивидуальной мастерской.

В последние годы в специальной литературе обсуждаются отдельные вопросы, касающиеся различных аспектов профессиональной реабилитации детей-инвалидов, однако до настоящего времени отсутствует единая организационно-методическая система, координирующая деятельность различных ведомств и учреждений, ответственных за осуществление мероприятий по профессиональным аспектам реабилитации. Практически отсутствуют научные разработки по организационно-методической профессиональной реабилитации детей-инвалидов, что негативно влияет на процесс профессионального образования и трудоустройства этого контингента.

Таким образом, профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями представляет малоизученную проблему. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс индивидуальных мастерских еще раз подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это решаемо при условии совместного заинтересованного участия руководителей учреждений начального профессионального образования, представителей органов управления республиканского уровня, а также родителей.

Немаловажную роль в этом бесспорно играет и своевременное начало лекарственной и психо-лого-педагогической коррекции. Подтверждением этому служат слова великого русского педагога

Ушинского К.Д., который создал научное понимание успешного развития человека, как следствия союза медицины с педагогикой.

Библиографический список:

1. Рекомендации по социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах « Исцеление». - М., 1993.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ран-

ний детский аутизм. - М., 1985

4. Аслаева Р.Г., Основы специальной педагогики и психологии. - М.,2007. 91 С.

5. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (от 20 июля 1995г.)

6. Закон РБ о социальной поддержке инвалидов в РБ (от 16 декабря 2004 г.)

7. Письмо МО РФ от 28 июня 2002 г. №2912206-6 «О направлении проекта положения о спе-

циальном (коррекционном) учреждении начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».

8. Методические рекомендации о деятельности X - XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой.

9. Рекомендации круглого стола, посвященного Международному дню инвалидов. (Проект) от 2 декабря 2010 года.

10. Каган В.Е. Аутизм у детей. - М., 1981.

Ключевые слова: индивидуальная мастерская на дому, профессиональное обучение, аутич-ные дети, непрерывное образование.

Keywords: individual workshop in-home, vocational training, continuous formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.