Научная статья на тему 'Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы'

Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ НА ДОМУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFANTILE AUTISM / INDIVIDUAL DOMESTIC WORKSHOP / PROFESSIONAL EDUCATION / UNINTERRUPTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова З. Х.

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями (ранним детским аутизмом). Автор предлагает основные идеи программы обучения на дому рабочим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PROFESSIONAL TRAINING AS PART OF COMBINED TREATMENT FOR EMOTIONAL-VOLITIONAL DISTURBANCES IN ADOLESCENTS

The article deals with a challenging problem of professional training for young individuals with limited capacities (history of infantile autism). The author presents the main ideas of a program for domestic training in trades.

Текст научной работы на тему «Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

жение Vox populi - vox dei («Глас народа -глас Божий») или: Si vis pacem, para bellum («Если хочешь мира, готовься к войне! »).

Многие выражения родились в сфере медицины. К ним относится, например, знаменитое выражение, приписываемое греческому врачу Гиппократу: Ars longa, vita brevis est («Жизнь коротка, искусство вечно»), Noli nocere («Не навреди»), Medicus curat (morbos), natura sanat (« Врач лечит (болезни), природа исцеляет»).

К сфере юриспруденции относятся выражения: Audiatur et altera pars («Пусть будет выслушана другая сторона»), Testis unus testis nullus («Один свидетель- не свидетель»).

Многие знаменитые выражения вошли в обиход латинский словесности из ситуаций, связанных с различными историческими деятелями. Например, выражение Alea jacta est («Жребий брошен») Цезарь произнес при переходе пограничной реки Рубикон, а выражение Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил») представляет собой лаконичное послание Цезаря сенату после победы над царем Фарнаком. Знаменитый оратор Катон Старший по преданию каждую свою речь в сенате заканчивал словами: Ceterum censeo Carthagi-

nem delendam esse («А кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»).

Многими крылатыми выражениями латинская словесность обязана поэтам и писателям. Частично эти выражения, как уже говорилось, представляли собой скорее литературную формулировку житейской мудрости, нежели собственное изобретение писателя.

Таковы, например, знаменитая фраза комедиографа Теренция Humani nil a me alie-num puto («Ничто человеческое мне не чуждо»), O tempora, o mores! («О времена, о нравы!») из речи Цицерона против Катилины, фраза Timeo Danaos et dona ferentes («Боюсь данайцев, (даже) дары приносящих») из

«Энеиды» Вергилия, слова Sine ira et studio («Без гнева и пристрастия») из «Анналов» Тацита и т. д.

Функциональная роль крылатых выражений состоит в усилении выразительности высказывания, они выступают как определенного рода стилистическое средство.

Из всего сказанного понятно, что изучение латинского языка, поддержание высокого уровня знаний в этой области является весьма насущной задачей современного образования.

Сведения об авторе статьи:

В.М. Хакимова, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка БГМУ, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Знаменская, С. В. История латинского языка и медицинской терминологии. Общекультурное значение латинского языка / С.В.Знаменская, З.В.Берко.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007.- С. 20-23.

2. Столяров, А. А. Латинский язык в контексте европейской культуры.-М.: СГУ, 1998. - С. 47-50.

3. Хакимова, В.М. Роль вводной лекции на занятиях по латинскому языку/ В.М.Хакимова, И.Б. Лермонтова.- Уфа. РИО БашГУ, 2004. - С.180-181.

4. Кочкарева, А.Г. Крылатая латынь: сборник афоризмов/ А.Г.Кочкарева, З.А.Рыжкина.- М.: Т-во научных изданий КМК, 2007. -С.38-46.

5. Подосинов, А.В. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру/ А.В.Подосинов, Н.И.Щавелева.- М.: Флинта, 1998. -С.3-4.

6. Чернявский, М.Н. Латинский язык и основы медицинский терминологии. - М.: Медицина, 2002. - С.16-22.

УДК 37+37.018.1+364.04 © З.Х. Шафикова, 2011

З.Х. Шафикова

РОЛЬ И МЕСТО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет Росздрава», г. Уфа

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями (ранним детским аутизмом). Автор предлагает основные идеи программы обучения на дому рабочим специальностям.

Ключевые слова: детский аутизм, индивидуальная мастерская на дому, профессиональное обучение, непрерывное образование.

Z.Kh. Shafikova

INDIVIDUAL PROFESSIONAL TRAINING AS PART OF COMBINED TREATMENT FOR EMOTIONAL-VOLITIONAL DISTURBANCES IN ADOLESCENTS

The article deals with a challenging problem of professional training for young individuals with limited capacities (history of infantile autism). The author presents the main ideas of a program for domestic training in trades.

Key words: infantile autism, individual domestic workshop, professional education, uninterrupted education.

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с проблемами в умственном и физическом развитии. В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с умственным развитием в увеличения количества лет пребывания таких детей в образовательном учреждении.

Задача государства - создать такую систему профессиональной реабилитации, при которой каждый человек с ограничениями жизнедеятельности молодого и трудоспособного возраста смог бы осуществить свое гражданское право на профессиональное образование и труд.

В своем декабрьском Послании Федеральному собранию Президент России Медведев особое внимание уделил семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Его высказывания должны стать основополагающими в деятельности образовательных учреждений в сфере профессионального образования лиц с ограниченными возможностями в предстоящем году.

Сложившаяся практика обучения подобных детей в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни и общественнополезному труду. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и в Башкортостане, способны к овладению несложными профессиями и успешной работе на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе учения и затруднении при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.[1]

На сегодняшний день существуют центры, обеспечивающие дистанционное профессиональное образование детей-инвалидов, в первую очередь среднее и высшее.

Однако имеются лица с ограниченными возможностями, которым недоступна дистан-

ционная форма обучения, особенно это касается детей, больных аутизмом.

Термин «аутизм» (от греч. autos - сам) ввел Е. Блейлер. Под аутистическим мышлением он понимал оторванность, независимость и свободу мышления от реальной действительности, от логических законов и охваченность собственными переживаниями.

Синдром раннего детского аутизма был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером и впоследствии получил название «синдром Каннера».

В литературе описываются различные причины и механизмы возникновения данного нарушения. Так, Л. Каннер считал ранний детский аутизм (РДА) самостоятельной аномалией развития конституционного генеза, а B. Bittelheim [1967] указывал на его психогенную природу, т.е. подавление психической активности и аффективной сферы ребенка «авторитарным» стилем матери, приводящим к патологическому формированию личности.

Чаще всего РДА описывается при патологии шизофренического круга (L. Bender, G. Faretra, 1979; М.Ш. Вроно, В.М. Башина, 1975, 1980, 1986; К С. Лебединская, И.Д. Лу-кашова, С.В. Немировская, 1981), реже всего

- при органической патологии мозга (С. Мну-хин, Д.Н. Исаев, 1969). Есть предположение об особом повреждении этнологических механизмов развития, что проявляется в полярном отношении к матери, больших трудностях формирования самых элементарных коммуникативных сигналов (улыбки, контакта глаз, эмоционального отклика), слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты. [2]

В.В. Лебединский и О.Н. Никольская [1981, 1985] к первичным расстройствам при РДА относят повышенную сенсорную и эмоциональную чувствительность (гиперстезию) и слабость энергетического потенциала. В числе вторичных выступают сам аутизм, уход от окружающего мира, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, растормо-женность влечений. Последние как псевдо-компенсаторные аутостимуляторные образования возникают в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне, тем самым закрепляется аутистический барьер, устанавливается «аффективная блокада». Барьер выражается в ослаблении эмоциональной реакции на близких, в недостаточной реакции на внешние раздражители. [3]

Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развитие генетического генеза, а

также наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях.

В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от коллектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей. Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету

[4].

После окончания школы юноши и девушки данной категории вновь сталкиваются с проблемой, но уже профессионального обучения.

Так как овладение трудовыми навыками у них затруднено, они прививаются медленно. Их обучение требует показа действий, многократного его повторения, постоянного контроля и помощи со стороны родителей. Только кропотливая работа с ними будет способствовать овладению рабочими специальностями: швеи, плотника, ювелирного мастера и т.д. Одним из таких форм является открытие индивидуальных мастерских на дому.

Для этого нужно разработать индивидуальный учебный план по конкретной специальности на конкретного учащегося с учетом его заболевания (совместно с ПТУ). В мастер -ской необходимо создать новую образовательную среду с использованием новых и традиционных методик обучения, воспитания, развития на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации прежде всего мыслительной деятельности ребенка-инвалида.

Главное - видеть в нем личность. Исходя из этого основным нашим образовательным принципом стало сотворчество. Этот принцип был впервые разработан Л. Н. Толстым - выдающимся русским писателем.

По мнению современного педагога Ш.А. Аманашвили, через творческую деятельность перед ребенком открываются богатые возможности для познания и усвоения истинно человеческого, познания себя как человека, то есть как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для природы, для добрых человеческих дел (для создания, украшения); для проявления

своей индивидуальности; для развития своей истинной природы (задатков, способностей, талантов); для совпадения индивидуальных интересов с общечеловеческими [5].

В полной мере творчество, сотворчество, партнерство должны проявляться на занятиях в индивидуальной мастерской, где ребенок-инвалид обучается вместе с мамой. Одним из направлений нашей деятельности является психологическая и профессиональная подготовка; через создание гибкой системы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями.

Обучение в индивидуальной мастерской, прежде всего, направлено на оказание помощи детям-инвалидам в приобретении умений и навыков начального профессионального образования.

Другая особенность реализации программы заключается в возможности профессиональной подготовки в домашних условиях. Она строится на основе следующих принципов: непрерывности, комплексности, научности, вариативности, доступности, индивидуальности и интегративности в решении задач их обучения.

Цель программы социальнопсихологическая и профессиональная адаптация юношей и девушек с ограниченными возможностями в современных условиях.

Основными ее задачами являются:

- помочь ребенку-инвалиду адаптироваться в окружающем мире;

- преодолеть трудности в общении с ровесниками и взрослыми;

- компенсировать недостатки развития больного в процессе профессионального обучения;

- овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками швейного дела и других рабочих специальностей.

Показателями успешности этой идеи станут:

- благоприятный климат в семье;

- снижение уровня тревожности ребенка и родителей;

- установление тесного педагогического взаимодействия между мастером и ребенком-инвалидом;

- потребность в общении с людьми;

- проявление детьми-инвалидами ответственности, самостоятельности, самообладания, сдержанности и т.д.

Главными направлениями педагогической работы в индивидуальной мастерской должны быть:

- развитие эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками;

- постоянный телесный контакт с матерью;

- формирование средств общения и развития социального опыта;

- социально-бытовая ориентация.

В Башкортостане сложился определенный опыт работы в получении профессионального образования инвалидами и лицами с отклонениями в развитии в:

- специальных производственных мастерских;

- учебных и производственных мастерских от обществ слепых и глухих инвалидов;

- социально-трудовых центрах реабилитации;

- реабилитационных центрах;

- учреждениях начального профессионального образования (Уфимский профессиональный лицей №10);

- учреждениях среднего профессионального образования (Башкирский медицинский колледж);

- учреждениях высшего профессионального образования (Уфимский государственный институт сервиса, Башкирский государственный педагогический университет).

Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий. Для молодых инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место.

Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические и умственные возможности требуют создания безбарьерной среды - особой архитектуры помещений, специального оборудования, учебных мест и технических средств обучения, специальных методик обучения и других услуг.

Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.

Профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями должно осуществляться по схеме.

Такая модель образовательного процесса должна сопровождаться современными достижениями в области общей и профессиональной психологии и педагогики, педагогического менеджмента, педагогических технологий и методик профессионального образования.

ГОУ ВПО БГУ

Факультет Об щеуниверситетская

психологии кафедра педагогики

Содержание проф. образования (дистанционное обучен индивидуальная мастерская на дому)

Индивидуальная мастерская на дому является формой обучения юношей и девушек с ограниченными возможностями, она может использоваться в системе НПО. Ее деятельность направлена на планомерное формирование полноценной трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями.

Особенность и новизна программы состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет мать (соученик), которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например швеи. Так она будет иметь возможность продолжать обучение своего ребенка-инвалида непрерывно всю жизнь.

Результаты и обсуждение

Несмотря на определенные успехи медикаментозной терапии, основные проявления самого дизонтогенеза (аутизм, особенности формирования эмоциональной сферы мышления, речи) достаточно резистентны к лекарственным препаратам. Анализ исследований в этой области показал, что за рубежом и в отечественной психиатрии постулируется необходимость сочетания медикаментозного лечения с психотерапией. Успехи последних лет в изучении психологической структуры дизон-тогенеза при РДА способствуют интенсификации поиска методов и форм психоло-педагогической коррекции. Наиболее активно они разрабатываются в странах Западной Европы и Америки, а в последние годы и в нашей стране. Коррекция у детей дошкольного возраста осуществляется в основном в процессе игры, у школьников - в процессе обучения, а у юношей и девушек - в процессе совместной профессиональной деятельности в индивидуальной мастерской. В домашних условиях, где ведущую роль играет помощь родителей, мы рекомендуем эту форму как один

из вариантов коррекционной работы с детьми данной категории. Образовательный процесс в ней направлен прежде всего на ознакомление с будущей рабочей профессией, на развитие трудовых навыков и умений, а также выработки мыслительных операций примени-

тельно к своей специальности. При коррекционной работе с ними необходимо дозировать задание во времени, использовать методы и приемы, способствующие формированию внимания, развитию самостоятельности и т.д.

Схема индивидуального обучения ребенка-инвалида на дому (НПО) а) (Индивидуальная мастерская)

Педагогический процесс

Ожидаемые результаты:

Непрерывное образование

ожидаемые результаты

в) нормативно-правовая база программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) финансирование (оплата работы мастеров ПТУ № 10)

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что совместная деятельность родителей и ребенка-инвалида в индивидуальной мастерской способствует положительной динамике. Во-первых, у воспитуемого заметно уменьшаются такие симптомы, как страх, тревога, агрессивность, боязнь перемен, стереотипы и т.д. Во-вторых, улучшается речь, вырабатывается потребность к общению с окружающим миром, меняется внешний вид, походка, поведение в общественных местах.

В последние годы в специальной литературе обсуждаются отдельные вопросы, касающиеся различных аспектов профессиональной реабилитации детей-инвалидов, однако до настоящего времени отсутствует единая организационно-методическая система, координирующая деятельность различных ведомств и учреждений, ответственных за

осуществление мероприятий по профессиональным аспектам реабилитации. Практически отсутствуют научные разработки по организационно-методической профессиональной реабилитации детей-инвалидов, что негативно влияет на процесс их профессионального образования и трудоустройства.

Заключение

Таким образом, профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями представляет малоизученную проблему. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс индивидуальных мастерских еще раз подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это решаемо при условии совместного заинтересованного участия руководителей учреждений начального профессионального образования, представителей органов управления республиканского уровня, а также родителей.

Немаловажную роль в этом бесспорно играет и своевременное начало лекарственной и психолого-педагогической коррекции. Подтверждением этому служат слова великого русского педагога К.Д.Ушинского, который создал научное понимание успешного развития человека как следствие союза медицины с педагогикой.

Сведения об авторе статьи:

Шафикова Зульфира Хасановна, доцент кафедры педагогики БГУ, к.п.н. г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. тел. (347) 236-90-95.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рекомендации по социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

2. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Альманах « Исцеление». - М., 1993.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. [и др.]. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. - М., 1985.

4. Аслаева Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии. - М.,2007. - 91 с.

4. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (от 20 июля 1995г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.