Научная статья на тему 'Технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4080
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ НА ДОМУ / МЕТОДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / INDIVIDUAL SKILLS TRAINING / HOME WORKSHOP / METHODS OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова З. Х.

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями. Автором предложена новая технология инклюзивного обучения детей-инвалидов. В статье предлагаются две группы авторских запатентованных методов обучения детей с синдромом аутизма. Данные методы были разработаны и применены на практике при обучении ребенка-аутиста шитью в швейной мастерской на дому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES OF INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED CHILDREN

The problem of children with disabilities is reviewed in this article. The paper presents a new technique of inclusive education of disabled children. The author proposes two groups of patented methods for autistic children education. They are developed and proved by an autistic child’s training of sewing at home.

Текст научной работы на тему «Технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© З. Х. Шафикова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 68 74.

E-mail: shafikova. 1959@mail. гы

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями. Автором предложена новая технология инклюзивного обучения детей-инвалидов. В статье предлагаются две группы авторских запатентованных методов обучения детей с синдромом аутизма. Данные методы были разработаны и применены на практике при обучении ребенка-аутиста шитью в швейной мастерской на дому.

Ключевые слова: инклюзивное образование, непрерывное образование, индивидуальное профессиональное обучение, индивидуальная мастерская на дому, методы инклюзивного обучения.

Введение

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с проблемами в умственном и физическом развитии. В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с проблемами умственного развития в увеличении количества лет пребывания детей в образовательном учреждении.

Задача государства - создать такую систему профессиональной реабилитации, при которой каждый человек с ограничениями жизнедеятельности молодого и трудоспособного возраста смог бы осуществить свое гражданское право на профессиональное образование и труд.

При создании подобной системы необходимы разработка и использование особых методов воспитания и обучения детей с особенностями развития.

Технология инклюзивного обучения

3 ноября 2010 года Председатель правительства РФ В. В. Путин провел совещание о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. В настоящее время лишь 2% российских школ приспособлены для обучения детей-инвалидов. По поручению главы Правительства РФ эта ситуация должна коренным образом измениться за пять лет.

Инклюзивное образование (фр. inklusif -включающий в себя, лат. include - заключаю, включено) - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования во-

обще - и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просвещенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже - к модели интегрированного обучения, и в последние годы - к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в общеобразовательную среду вместе с нормативно развивающимися сверстниками [3].

Схема 1

Профессиональное образование детей с ограниченными возможностями

Образовательный процесс детей-инвалидов должен сопровождаться современными достижениями в области общей и профессиональной психологии и педагогики, педагогического менеджмента, педагогических технологий и методик профессионального образования (схема 1).

Индивидуальная мастерская на дому является формой обучения юношей и девушек с ограничен-

ными возможностями, она может использоваться в системе непрерывного профессионального обучение (НПО). Ее работа направлена на планомерное формирование полноценной трудовой деятельности. Такая мастерская может быть создана на базе передовых методик и опыта высших учебных заведений при поддержке других социальных институтов.

Особенность и новизна технологии состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет один из родителей (соученик). Чаще всего это мать, которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжать обучение своего ребенка-инвалида непрерывно на протяжении всей жизни (схема 2).

Схема 2

Педагогический процесс в индивидуальной мастерской на дому

разработаны и введены новые методы на примере обучения ребенка с синдромом аутизма в швейной мастерской на дому.

Непрерывное обучение ребенка повышает его самостоятельность, помогает использовать полученные знания и навыки для реализации себя в профессиональной деятельности (схема 3).

Схема 3

Процесс непрерывного обучения

Данная технология позволяет при государственной поддержке организовать небольшой семейный бизнес, который будет приносить стабильный доход и позволит ребенку трудиться, быть полезным для общества, развиваться. Например, может быть открыта мастерская по созданию сувенирных изделий (схема 4).

Организация мастерской на дому требует особых подходов к воспитанию и образованию. Были

Схема 4

Организация семейного бизнеса

Авторские методы обучения ребенка с синдромом аутизма

Метод поэтапного восполнения трудовой деятельности аутичного ребенка.

Основные цели метода: 1) воспитание родителями потребности в труде, интереса к трудовой деятельности; 2) восполнение в процессе трудового обучения умственных и физических недостатков; 3) формирование трудовых навыков и умений в процессе обучения швейному делу, способствующих коррекции тонкой моторики (моторики рук); 4) создание условий для общения с окружающим миром.

Первый этап (с 8 до 15 лет). Обучение швейному делу ребенка-аутиста вместе с матерью целесообразно начинать с восьмилетнего возраста. Очень важно установление доверительных отношений в семье. При совместной трудовой деятельно -сти мать обучает своего ребенка элементарным навыкам и умениям. Например, не бояться острых предметов (ножниц, иголок), правильно их использовать, делать первые ручные стежки на ткани и т.п. Очень полезным и необходимым в трудовом обучении является применение такого приема, как использование старой и ненужной одежды. Суть этого приема состоит в том, что ребенок вместе с матерью аккуратно, по шву, учится распарывать изделие и вновь сшивать его вручную по старым швам. Затем мать предлагает пришить на старое изделие аппликацию цветка, листа, домика и т.п. Таким образом в трудовое обучение вводится элемент новизны, ребенок начинает думать, в какое место приложить аппликацию, чтобы она скрасила старую вещь. В этом приеме наглядно отражается функция восполнения матерью недостающих трудовых навыков и умений у ребенка-аутиста. На этом этапе формируются элементарные умения и навыки швейного дела, активизируется мыслитель-

ная деятельность, формируется качественное выполнение трудовых заданий, проявляется потребность в общении.

Недостаточный уровень владения ребенка-аутиста словесной речью является одной из причин задержки в приобретении трудовых навыков.

Первый этап метода - работа с аппликациями способствует пробуждению детей к активной речевой и мыслительной деятельности, путем ответов на заданные матерью вопросы. Мать, в свою очередь, должна добиваться полных ответов, учить ребенка оценивать уровень достижений в процессе шитья.

Второй этап (с 15 до 18 лет). На данном этапе идет ознакомление с работой на швейной машинке, а также закрепление элементарных трудовых навыков и умений ручного шитья. В процессе обучения мать рассказывает о швейной машинке, ее устройстве, об аккуратном и бережном обращении с ней, о правилах работы и технике безопасности. Постепенно задания на этом этапе усложняются, так как основные трудовые операции совершаются с использованием швейной машины.

Сотворчество ребенка-инвалида и матери вызывает радость совместного успеха, способствует позитивности в жизни ребенка и его поведении: формирует такие качества, как трудолюбие, усидчивость, интерес к выбранной рабочей профессии.

Третий этап (с 18 лет и более). Ребенок готов к овладению рабочей профессией, то есть он имеет элементарные трудовые навыки и умения. На этом этапе главное - подбор мастера производственного обучения, который продолжит работу, начатую родителями в домашних условиях.

На данной стадии мать выполняет роль соученика и будет продолжать восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка. В результате приобретается опыт партнёрских отношений с ребенком-инвалидом, заметно улучшается его социализация в современном обществе, он приобщается к избранной профессии, получает мотивацию к образованию на всю жизнь.

Метод постоянного одобрения и поощрения аутичного ребенка.

Очень важно при индивидуальном обучении аутичных детей использовать метод постоянного одобрения и поощрения. Методы поощрения, например, достаточно хорошо описаны в общей и коррекционной педагогике. Но для детей данной категории они не разработаны. Для них необходимы иные методы одобрения, поощрения, имеющие свои специфические черты.

Это методы, связанные с телесным прикосновением матери: нежное поглаживание по руке, по голове и т.п. Ребенок-аутист должен не только видеть одобрение на лице матери или педагога, но и чувствовать это телесно. От этого у ребенка улучшается эмоциональное состояние, настроение, на

лице появляется улыбка. Труд начинает приносить радость.

Положительную динамику в поведении аутичного ребенка вызывает элемент «сюрпризности» в процессе трудового обучения. Например, за хорошо выполненную работу (правильно пришитую пуговицу, аккуратно сшитый мешочек для круп и т.д.) можно положить на готовое изделие яркую игрушку, шкатулку, бусы и т.п. Всё это вызывает у детей огромную радость, способствует творческому отношению к работе.

При обучении и воспитании аутичных детей очень важно как можно чаще использовать методы одобрения и поощрения.

Метод цветового восприятия тканей.

Важную роль при обучении шитью аутичного ребенка играет выбор цвета тканей, поэтому необходимо придавать выбору материала первостепенное значение. В зависимости от цветовой гаммы выбранного материала может меняться поведение, состояние, настроение детей в индивидуальном процессе обучения.

Научно доказано: фиолетовый цвет благоприятно воздействует на организм при нервных и психических расстройствах, синий способен излечивать болезни глаз, голубой используют при болезни гортани и щитовидной железы, зеленый - при болезнях сердечно-сосудистой системы, желтый - при болезнях желудка, печени и поджелудочной железы, оранжевый - при болезни легких, красный - при болезни крови и анемии.

Ребенок-аутист, выбрав себе ткань, может прижать её к щеке, тем самым показав свой окончательный выбор. Он воспроизводит в своем восприятии конкретный, необходимый для использования цвет и концентрируется на нем. Так формируется желание сшить из данного материала, например, платье или юбку.

Выбрав ткань зеленого цвета, ребенок может сделать вывод, что такого же цвета платье у матери, такой цвет у листьев летом и т.д. Ребенок может не называть цвета «голубой» или «синий», а сравнить их с цветом морской волны, вспомнив поездку на море.

Таким образом, ребенок ищет сходства цвета приобретенной ткани с цветами окружающего мира.

Отсюда следует, что цвет рабочего материала, который будет использован в производственном обучении, является также и средством построения гармоничных отношений с собой, матерью, мастером и с теми, кто рядом с ним в реальной действительности.

II группа авторских методов

Метод постоянного изменения психологических, социально-бытовых, климатических условий в жизни аутичного ребенка.

Всё новое - это психологический стресс для детей с РДА.

Особенно травмирующе действует на детей данного контингента перемена окружающей обстановки: привычного режима и окружения, людей и вещей. Для преодоления этого необходимо использовать вышеназванный метод, он позволяет преодолеть боязнь перемен. Опыт семейного воспитания аутичного ребенка показывает: чем раньше начать применять этот метод, тем быстрее будет исчезать страх перед новым. Вносить перемены в жизнь ребенка-аутиста необходимо постепенно. Очень полезно поначалу выезжать к родственникам, на природу всей семьей, чаще ходить с ним в гости, посещать театры, выставки и т.п. Видя положительную динамику в развитии ребенка и его адаптацию к новым условиям, можно менять обстановку на более длительное время, совершать выезды в другие города и страны. Среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка.

Главное в этом методе это создание родителями условий для общения аутичного ребенка с окружающими. При создании родителями благоприятных условий в ребенке вырабатывается потребность к путешествиям, он начинает получать удовольствие от смены обстановки. У ребенка вызывает интерес транспорт, на котором он передвигается (машина, самолет, поезд, теплоход и т.д.), а также смена климатических условий.

Таким образом, ребенок-аутист начинает ощущать радость от поездок, уходят страхи, связанные с переменами места жительства, формируются основы коммуникативных качеств, заметно меняется его внешний вид.

Метод перенасыщения водой аутичного ребенка.

Одной из особенностей детей с РДА является стереотипность в их поведении. В нашей ситуации стереотипность выражается в игре с водой. Ребенок мочит все подряд, в результате чего в квартире становится очень влажно. Постоянные замечания не дают эффекта. Разработка вышеназванного метода заметно сокращает стереотипы. Сущность этого метода заключается в прогулках с ребенком к большой воде: реке, морю или океану. От вида большого количества воды, бескрайных морских просторов у ребенка резко сокращаются стереотипы. Это явление можно сравнить с ситуацией, когда ребенок съедает много конфет, у него наступает перенасыщение сладким, и он сам, без замечаний, перестает их употреблять. Океан или море вызывает в детях определенный интерес. Очень полезным являются многочасовые прогулки по берегу моря, беседы о морских растениях и животных. Дети тут

же могут вспомнить дельфинов, проявляя к ним любовь и дальнейший интерес. Данный метод способствует преодолению страхов, уменьшению стереотипов, связанных с водой, улучшает общее пси-хо-эмоциональное состояние.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что вышеуказанные авторские методы способствуют воспитанию трудолюбия, формируют начальные навыки культуры труда и помогают дальнейшему обучению в системе начального профессионального образования.

Профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями представляет малоизученную проблему. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс индивидуальных мастерских еще раз подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это становится возможным при условии совместного и заинтересованного участия руководителей учреждений начального профессионального образования, представителей органов управления республиканского уровня, а также родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах. М., 1993. С. 154-165.

2. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград: Учитель, 2011. С. 3.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1985. 95с.

4. Шафикова З. Х. Авторский проект «философия добра» как инновационный подход к индивидуальному профессиональному обучению юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2012. С. 72-74.

5. Шафикова З. Х. Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек в домашних условиях // Социально-педагогическая работа: состояние, проблемы и перспективы развития в современном обществе. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. Т. 2. С. 107-112.

6. Шафикова З. Х. Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Медицинский вестник Башкортостана: научнопрактический журнал. Уфа, 2011. Т. 6. №3. С. 141-146.

7. Шафикова З. Х. Философия добра: авторский проект. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. 24 с.

8. Шафикова З. Х., Ямиданова В. А., Курбангалиева Г. Р. Программа индивидуальной профессиональной подготовки детей с ОВЗ по профилю «Швейное дело» в условиях семьи. Уфа: Идель Пресс, 2011. 50 с.

Поступила в редакцию 20.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.