УДК 376
ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© З. Х. Шафикова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 68 74.
E-mail: shafikova. 1959@mail. гы
В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями. Автором предложена новая технология инклюзивного обучения детей-инвалидов. В статье предлагаются две группы авторских запатентованных методов обучения детей с синдромом аутизма. Данные методы были разработаны и применены на практике при обучении ребенка-аутиста шитью в швейной мастерской на дому.
Ключевые слова: инклюзивное образование, непрерывное образование, индивидуальное профессиональное обучение, индивидуальная мастерская на дому, методы инклюзивного обучения.
Введение
Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с проблемами в умственном и физическом развитии. В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с проблемами умственного развития в увеличении количества лет пребывания детей в образовательном учреждении.
Задача государства - создать такую систему профессиональной реабилитации, при которой каждый человек с ограничениями жизнедеятельности молодого и трудоспособного возраста смог бы осуществить свое гражданское право на профессиональное образование и труд.
При создании подобной системы необходимы разработка и использование особых методов воспитания и обучения детей с особенностями развития.
Технология инклюзивного обучения
3 ноября 2010 года Председатель правительства РФ В. В. Путин провел совещание о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. В настоящее время лишь 2% российских школ приспособлены для обучения детей-инвалидов. По поручению главы Правительства РФ эта ситуация должна коренным образом измениться за пять лет.
Инклюзивное образование (фр. inklusif -включающий в себя, лат. include - заключаю, включено) - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования во-
обще - и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просвещенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже - к модели интегрированного обучения, и в последние годы - к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в общеобразовательную среду вместе с нормативно развивающимися сверстниками [3].
Схема 1
Профессиональное образование детей с ограниченными возможностями
Образовательный процесс детей-инвалидов должен сопровождаться современными достижениями в области общей и профессиональной психологии и педагогики, педагогического менеджмента, педагогических технологий и методик профессионального образования (схема 1).
Индивидуальная мастерская на дому является формой обучения юношей и девушек с ограничен-
ными возможностями, она может использоваться в системе непрерывного профессионального обучение (НПО). Ее работа направлена на планомерное формирование полноценной трудовой деятельности. Такая мастерская может быть создана на базе передовых методик и опыта высших учебных заведений при поддержке других социальных институтов.
Особенность и новизна технологии состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет один из родителей (соученик). Чаще всего это мать, которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжать обучение своего ребенка-инвалида непрерывно на протяжении всей жизни (схема 2).
Схема 2
Педагогический процесс в индивидуальной мастерской на дому
разработаны и введены новые методы на примере обучения ребенка с синдромом аутизма в швейной мастерской на дому.
Непрерывное обучение ребенка повышает его самостоятельность, помогает использовать полученные знания и навыки для реализации себя в профессиональной деятельности (схема 3).
Схема 3
Процесс непрерывного обучения
Данная технология позволяет при государственной поддержке организовать небольшой семейный бизнес, который будет приносить стабильный доход и позволит ребенку трудиться, быть полезным для общества, развиваться. Например, может быть открыта мастерская по созданию сувенирных изделий (схема 4).
Организация мастерской на дому требует особых подходов к воспитанию и образованию. Были
Схема 4
Организация семейного бизнеса
Авторские методы обучения ребенка с синдромом аутизма
Метод поэтапного восполнения трудовой деятельности аутичного ребенка.
Основные цели метода: 1) воспитание родителями потребности в труде, интереса к трудовой деятельности; 2) восполнение в процессе трудового обучения умственных и физических недостатков; 3) формирование трудовых навыков и умений в процессе обучения швейному делу, способствующих коррекции тонкой моторики (моторики рук); 4) создание условий для общения с окружающим миром.
Первый этап (с 8 до 15 лет). Обучение швейному делу ребенка-аутиста вместе с матерью целесообразно начинать с восьмилетнего возраста. Очень важно установление доверительных отношений в семье. При совместной трудовой деятельно -сти мать обучает своего ребенка элементарным навыкам и умениям. Например, не бояться острых предметов (ножниц, иголок), правильно их использовать, делать первые ручные стежки на ткани и т.п. Очень полезным и необходимым в трудовом обучении является применение такого приема, как использование старой и ненужной одежды. Суть этого приема состоит в том, что ребенок вместе с матерью аккуратно, по шву, учится распарывать изделие и вновь сшивать его вручную по старым швам. Затем мать предлагает пришить на старое изделие аппликацию цветка, листа, домика и т.п. Таким образом в трудовое обучение вводится элемент новизны, ребенок начинает думать, в какое место приложить аппликацию, чтобы она скрасила старую вещь. В этом приеме наглядно отражается функция восполнения матерью недостающих трудовых навыков и умений у ребенка-аутиста. На этом этапе формируются элементарные умения и навыки швейного дела, активизируется мыслитель-
ная деятельность, формируется качественное выполнение трудовых заданий, проявляется потребность в общении.
Недостаточный уровень владения ребенка-аутиста словесной речью является одной из причин задержки в приобретении трудовых навыков.
Первый этап метода - работа с аппликациями способствует пробуждению детей к активной речевой и мыслительной деятельности, путем ответов на заданные матерью вопросы. Мать, в свою очередь, должна добиваться полных ответов, учить ребенка оценивать уровень достижений в процессе шитья.
Второй этап (с 15 до 18 лет). На данном этапе идет ознакомление с работой на швейной машинке, а также закрепление элементарных трудовых навыков и умений ручного шитья. В процессе обучения мать рассказывает о швейной машинке, ее устройстве, об аккуратном и бережном обращении с ней, о правилах работы и технике безопасности. Постепенно задания на этом этапе усложняются, так как основные трудовые операции совершаются с использованием швейной машины.
Сотворчество ребенка-инвалида и матери вызывает радость совместного успеха, способствует позитивности в жизни ребенка и его поведении: формирует такие качества, как трудолюбие, усидчивость, интерес к выбранной рабочей профессии.
Третий этап (с 18 лет и более). Ребенок готов к овладению рабочей профессией, то есть он имеет элементарные трудовые навыки и умения. На этом этапе главное - подбор мастера производственного обучения, который продолжит работу, начатую родителями в домашних условиях.
На данной стадии мать выполняет роль соученика и будет продолжать восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка. В результате приобретается опыт партнёрских отношений с ребенком-инвалидом, заметно улучшается его социализация в современном обществе, он приобщается к избранной профессии, получает мотивацию к образованию на всю жизнь.
Метод постоянного одобрения и поощрения аутичного ребенка.
Очень важно при индивидуальном обучении аутичных детей использовать метод постоянного одобрения и поощрения. Методы поощрения, например, достаточно хорошо описаны в общей и коррекционной педагогике. Но для детей данной категории они не разработаны. Для них необходимы иные методы одобрения, поощрения, имеющие свои специфические черты.
Это методы, связанные с телесным прикосновением матери: нежное поглаживание по руке, по голове и т.п. Ребенок-аутист должен не только видеть одобрение на лице матери или педагога, но и чувствовать это телесно. От этого у ребенка улучшается эмоциональное состояние, настроение, на
лице появляется улыбка. Труд начинает приносить радость.
Положительную динамику в поведении аутичного ребенка вызывает элемент «сюрпризности» в процессе трудового обучения. Например, за хорошо выполненную работу (правильно пришитую пуговицу, аккуратно сшитый мешочек для круп и т.д.) можно положить на готовое изделие яркую игрушку, шкатулку, бусы и т.п. Всё это вызывает у детей огромную радость, способствует творческому отношению к работе.
При обучении и воспитании аутичных детей очень важно как можно чаще использовать методы одобрения и поощрения.
Метод цветового восприятия тканей.
Важную роль при обучении шитью аутичного ребенка играет выбор цвета тканей, поэтому необходимо придавать выбору материала первостепенное значение. В зависимости от цветовой гаммы выбранного материала может меняться поведение, состояние, настроение детей в индивидуальном процессе обучения.
Научно доказано: фиолетовый цвет благоприятно воздействует на организм при нервных и психических расстройствах, синий способен излечивать болезни глаз, голубой используют при болезни гортани и щитовидной железы, зеленый - при болезнях сердечно-сосудистой системы, желтый - при болезнях желудка, печени и поджелудочной железы, оранжевый - при болезни легких, красный - при болезни крови и анемии.
Ребенок-аутист, выбрав себе ткань, может прижать её к щеке, тем самым показав свой окончательный выбор. Он воспроизводит в своем восприятии конкретный, необходимый для использования цвет и концентрируется на нем. Так формируется желание сшить из данного материала, например, платье или юбку.
Выбрав ткань зеленого цвета, ребенок может сделать вывод, что такого же цвета платье у матери, такой цвет у листьев летом и т.д. Ребенок может не называть цвета «голубой» или «синий», а сравнить их с цветом морской волны, вспомнив поездку на море.
Таким образом, ребенок ищет сходства цвета приобретенной ткани с цветами окружающего мира.
Отсюда следует, что цвет рабочего материала, который будет использован в производственном обучении, является также и средством построения гармоничных отношений с собой, матерью, мастером и с теми, кто рядом с ним в реальной действительности.
II группа авторских методов
Метод постоянного изменения психологических, социально-бытовых, климатических условий в жизни аутичного ребенка.
Всё новое - это психологический стресс для детей с РДА.
Особенно травмирующе действует на детей данного контингента перемена окружающей обстановки: привычного режима и окружения, людей и вещей. Для преодоления этого необходимо использовать вышеназванный метод, он позволяет преодолеть боязнь перемен. Опыт семейного воспитания аутичного ребенка показывает: чем раньше начать применять этот метод, тем быстрее будет исчезать страх перед новым. Вносить перемены в жизнь ребенка-аутиста необходимо постепенно. Очень полезно поначалу выезжать к родственникам, на природу всей семьей, чаще ходить с ним в гости, посещать театры, выставки и т.п. Видя положительную динамику в развитии ребенка и его адаптацию к новым условиям, можно менять обстановку на более длительное время, совершать выезды в другие города и страны. Среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка.
Главное в этом методе это создание родителями условий для общения аутичного ребенка с окружающими. При создании родителями благоприятных условий в ребенке вырабатывается потребность к путешествиям, он начинает получать удовольствие от смены обстановки. У ребенка вызывает интерес транспорт, на котором он передвигается (машина, самолет, поезд, теплоход и т.д.), а также смена климатических условий.
Таким образом, ребенок-аутист начинает ощущать радость от поездок, уходят страхи, связанные с переменами места жительства, формируются основы коммуникативных качеств, заметно меняется его внешний вид.
Метод перенасыщения водой аутичного ребенка.
Одной из особенностей детей с РДА является стереотипность в их поведении. В нашей ситуации стереотипность выражается в игре с водой. Ребенок мочит все подряд, в результате чего в квартире становится очень влажно. Постоянные замечания не дают эффекта. Разработка вышеназванного метода заметно сокращает стереотипы. Сущность этого метода заключается в прогулках с ребенком к большой воде: реке, морю или океану. От вида большого количества воды, бескрайных морских просторов у ребенка резко сокращаются стереотипы. Это явление можно сравнить с ситуацией, когда ребенок съедает много конфет, у него наступает перенасыщение сладким, и он сам, без замечаний, перестает их употреблять. Океан или море вызывает в детях определенный интерес. Очень полезным являются многочасовые прогулки по берегу моря, беседы о морских растениях и животных. Дети тут
же могут вспомнить дельфинов, проявляя к ним любовь и дальнейший интерес. Данный метод способствует преодолению страхов, уменьшению стереотипов, связанных с водой, улучшает общее пси-хо-эмоциональное состояние.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что вышеуказанные авторские методы способствуют воспитанию трудолюбия, формируют начальные навыки культуры труда и помогают дальнейшему обучению в системе начального профессионального образования.
Профессиональное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями представляет малоизученную проблему. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс индивидуальных мастерских еще раз подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это становится возможным при условии совместного и заинтересованного участия руководителей учреждений начального профессионального образования, представителей органов управления республиканского уровня, а также родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах. М., 1993. С. 154-165.
2. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград: Учитель, 2011. С. 3.
3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1985. 95с.
4. Шафикова З. Х. Авторский проект «философия добра» как инновационный подход к индивидуальному профессиональному обучению юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2012. С. 72-74.
5. Шафикова З. Х. Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек в домашних условиях // Социально-педагогическая работа: состояние, проблемы и перспективы развития в современном обществе. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. Т. 2. С. 107-112.
6. Шафикова З. Х. Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Медицинский вестник Башкортостана: научнопрактический журнал. Уфа, 2011. Т. 6. №3. С. 141-146.
7. Шафикова З. Х. Философия добра: авторский проект. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. 24 с.
8. Шафикова З. Х., Ямиданова В. А., Курбангалиева Г. Р. Программа индивидуальной профессиональной подготовки детей с ОВЗ по профилю «Швейное дело» в условиях семьи. Уфа: Идель Пресс, 2011. 50 с.
Поступила в редакцию 20.06.2012 г.