Научная статья на тему 'К вопросу о методологической грамотности современного педагога-исследователя'

К вопросу о методологической грамотности современного педагога-исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODOLOGICAL LITERACY / TEACHER-RESEARCHER / METHODOLOGICAL KNOWLEDGE / METHODOLOGICAL BELIEF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындина Ю. В., Кунгурова И. М.

В статье рассматривается понятие «методологическая грамотность» педагога-исследователя, показаны составляющие данной грамотности, раскрыто их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL LITERACY OF MODERN TEACHER-RESEARCHER

In the given article the concept «methodological literacy» of teacher-researcher is considered, the components of this literacy are shown, their content is opened.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологической грамотности современного педагога-исследователя»

результатом которого становиться система специальных знаний, которая включает знание и понимание сходств и различий между культурами родной страны и страны изучаемого языка, особенностей ценностных ориентаций партнера по межкультурной коммуникации, национально-культурных особенностей коммуникативного поведения партнеров по коммуникации, а также знания о существующих причинах непонимания, связанных с межкультурными различиями [3].

Познание иноязычной культуры в рамках театральной деятельности связано со становлением и развитием ценностных ориентаций будущего специалиста, которые он будет использовать для решения профессиональных задач в условиях межкультурного взаимодействия. Следует заметить, что этапы и фазы процесса ориентации личности в мире ценностей соотносятся с функциями сознания, а именно с познавательной функцией, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке; с конструктивной и прогностической функциями, проявляющимися в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности [4].

С методической точки зрения также следует учитывать тот факт, что использование приемов драматизации определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог должен обладать следующими умениями: организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива; целенаправленно организовывать для обучаемых учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу и дозировать свою помощь обучаемым; осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации; сохраняя свой научный авторитет, помогать обучаемым не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Литература

1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (Общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л.К. Гейхман. - Екатеринбург, 2003. - 426 с.

2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

3. Переходько И.В. Актуализация специальных знаний в процессе формирования поликультурного сознания студентов университета / И.В. Переходько // В мире научных открытий. - 2012. - №2.4(26). - С. 117-130.

4. Переходько И.В. Аксиологические основания формирования поликультурного сознания студента университета / И.В. Переходько // Вестник ОГУ - 2012. - №2(121). - С. 282-288.

5. Weiss Francois, Jouer, communiquer, apprendre - Hachette, Pratique de classe, Paris, 2002

Рындина Ю.В.1, Кунгурова ИМ.2

'Кандидат педагогических наук, старший преподаватель; 2кандидат педагогических наук, доцент, Ишимский государственный

педагогический институт им. П.П. Ершова

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «методологическая грамотность» педагога-исследователя, показаны составляющие данной грамотности, раскрыто их содержание.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, методологическая грамотность, педагог-исследователь,

методологические знания, методологические убеждения.

Ryndina YV1, Kungurova IM2

1PhD in pedagogical sciences, senior lecturer; 2PhD in pedagogical sciences, associate professor, Ershov Ishim State Teachers Training

Institute

TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL LITERACY OF MODERN TEACHER-RESEARCHER

Abstract

In the given article the concept «methodological literacy» of teacher-researcher is considered, the components of this literacy are shown, their content is opened.

Keywords: professional competence, methodological literacy, teacher-researcher, methodological knowledge, methodological belief.

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, предъявляют всё возрастающие требования к профессиональной подготовке педагога.

Современной динамично меняющейся школе необходим методологически грамотный, компетентный педагог, способный самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи; умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в нестандартных ситуациях, обладающий навыками практического внедрения своих экспериментальных разработок. Поэтому методологические аспекты педагогического образования в последнее десятилетие находятся в центре внимания.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как общая способность специалиста мобилизировать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий [1]; основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [2]; совокупность необходимых психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений, готовность к их практическому использованию [7, c. 64].

Если рассматривать профессиональную компетентность, формируемую у студентов педагогических вузов, то можно говорить об индивидуальных способностях педагога: легко и быстро овладевать новыми оригинальными стратегиями поведения и способами деятельности, успешно выполнять профессиональные обязанности. Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это способность к результативному осуществлению профессиональной деятельности. Значимым является и то, что профессиональная компетентность педагога по своей сути представляет собой обязательный фактор общекультурного развития личности.

Ведущим направлением формирования профессиональной компетентности педагога является его целенаправленное и активное участие в профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, что стимулирует и обеспечивает формирование у него исследовательских умений и методологической грамотности.

Впервые понятие «методологическая грамотность» было использовано и исследовано В.В. Краевским. В кандидатской диссертации Ю.И. Нечаева дается следующее определение понятия: «методологическая грамотность - это система умений по

71

приращению знаний на основе владения основными принципами методологии и научными методами познания, творческим системным стилем мышления» [4, c. 9].

О методологической грамотности педагога-исследователя свидетельствует сформированность следующих умений, необходимых для успешного и результативного проведения исследовательской деятельности: умение научно обосновывать, критически осмысливать определённые концепции, формы и методы познания, конструирования исследовательской деятельности; умение использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности; умение анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, соответствия достигнутого результата к планируемому; уметь применять современные методы поиска, обработки и использования методологических знаний в практической деятельности; умение обобщать и систематизировать результаты собственной исследовательской деятельности; умение определять наиболее эффективные способы решения исследовательских проблем.

Ценной, на наш взгляд, является мысль о том, что компетентный педагог-исследователь должен иметь прочные знания методологии педагогики, поскольку без методологических знаний невозможно правильно построить и провести педагогическое исследование, разработать собственную авторскую программу обучения и воспитания, оценить её качество. Важная функция методологического знания - развитие способностей к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, доказательству и опровержению, формулированию и проверке гипотез, обосновании своих утверждений, ведению дискуссий, постановке исследовательских проблем и поиску их решений.

Отсюда можно сделать заключение, что успешность профессиональной деятельности педагога-исследователя непосредственно зависит от сформированности у него методологических знаний.

Кроме методологических знаний, как основы методологической грамотности педагога-исследователя, присутствуют и играют определённую роль убеждения, которые только лишь в данном случае могут называться «методологическими».

Убеждения - это «генеральные понятия», на которых основываются определённые направления человеческой деятельности [6,

с. 121].

Методологические убеждения формируются на основе методологических знаний. Они способствуют формированию жизненной позиции педагога, оказывают существенное влияние на поиск методов решения исследовательских задач и активизируют его исследовательскую деятельность. Поэтому методологические убеждения можно считать рационально-эмоциональными образованиями. Эмоциональную сторону составляют чувства, оценки, уверенность в истинности и достоверности методологических знаний. Рациональная же сторона методологических убеждений состоит в отстаивании педагогом собственной точки зрения на ту или иную проблему, аргументации обоснованности и истинности своих методологических понятий.

Методологические убеждения формируются в процессе познания методологии научного исследования и реализации в практической исследовательской деятельности. Только творчески овладев методологией научного познания, педагог всегда будет испытывать потребность в дальнейшем пополнении своих знаний и реализации их на практике. Таким образом, методологические убеждения являются показателем реальной методологической зрелости педагога.

На основе методологических знаний и методологических убеждений формируется ядро методологической грамотности педагога-исследователя - стиль научного мышления, который определяет характер поисково-творческой и научно-исследовательской деятельности, готовность и стремление учителя получать, искать и перерабатывать новые знания.

По мнению Ю.В. Сенько, основными показателями научного стиля мышления выступают дискретность, непрерывность, статичность, синтетичность [5]. Для научного мышления характерны также системность, динамизм, проблемность, категориальность, рефлексивность, доказательность, прогностичность, проективность, поисковость, креативность и другие [3, с. 124]. Данные особенности мышления являются, на наш взгляд, одними из важнейших показателей «качества» методологической грамотности педагога-исследователя.

Методологическая грамотность педагога-исследователя проявляется в таких качествах личности как внимательность, наблюдательность, вдумчивость, старательность, эрудированность, независимость в суждениях, стремление выразить свою собственную истину.

Итак, методологическая грамотность является ведущим критерием подготовленности педагога-исследователя к профессиональной деятельности в школе, позволяет стать педагогу более гибким и конкурентноспособным, способствует карьерному росту.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. - №5. - С. 36-45.

3. Казанцев, СЯ. Дидактические основы и закономерности фундаментализации обучения студентов в современной высшей школе [Т екст]: дис. док. пед наук / С.Я. Казанцев. - Казань, 2000. -295с.

4. Нечаев, Ю.И. Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки [Текст]: дис. канд. пед. наук / Ю.И. Нечаев. - Омск, 2001. - 190с.

5. Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах [Текст]: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Сенько. - М.: Дрофа, 2009. - 271с.

6. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 9 т. - М.: АПН РСФСР, 1950. - С.

121.

7. Шустова, М.В. Профессиональная компетентность учителя [Текст] / М.В. Шустова // Педагогическое образование и наука, 2009. - № 1. - С. 60-65.

Шафикова З.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный университет ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

АУТИЧНОГО РЕБЕНКА)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями. Автором предложена новая технология инклюзивного обучения детей-инвалидов. В статье предлагаются две группы авторских запатентованных методов

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.