Научная статья на тему 'Актуальность использования современных IT-технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов'

Актуальность использования современных IT-технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КЛАССЫ / FOREIGN LANGUAGES / MULTI-MEDIA CLASSES / IT-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоткина Е. В., Черемина И. И.

В этой статье авторы делают анализ необходимости и актуальности использования IT -технологий в процессе обучения и изучения иностранных языков. Авторы статьи обучают студентов, как оперировать навыками использования этих технических изобретений для того, чтобы получать и расширять свои знания. Преподаватели делают свои выводы после нескольких лет обучения студентов в мультимедийных классах и считают, что важно применять такие виды методик в своей работе для того, чтобы научить молодое поколение общаться в «мире без границ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALITY OF USAGE OF IT-TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING AND LEARNING FOREIGN LANGUAGES OF NON-LINGUAL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

In this article the authors do the analysis of the necessity and actuality of usage of IT-technologies in the process of teaching and learning foreign languages. The authors of this article teach students how to operate with their skills of usage of these technical inventions to obtain and widen their knowledge. The teachers do their issues after some years of training students in multi-media classes and think that it is important to apply such kinds of methods in their work to teach young generation to communicate in the world «without borders».

Текст научной работы на тему «Актуальность использования современных IT-технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов»

Особенность и новизна технологии состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет мать (соученик), которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжать обучение своего ребенка-инвалида непрерывно через всю жизнь.

Таким образом, ребенок-инвалид, обучаясь с одним из родителей (соучеником) осваивает рабочую профессию на дому. Но основным условием данного обучения является посещение им занятий в лицее, совместно со здоровыми сверстниками, а также участие во всех воспитательных мероприятиях группы.

Большую роль в процессе инклюзивного образования сыграли инновационные методы обучения особенных детей, разработанные автором статьи.

Первая группа методов способствует эффективности профессионального обучения детей с РДА (метод поэтапного восполнения трудовой деятельности аутичного ребенка, метод постоянного одобрения и поощрения, метод цветового восприятия тканей).

Вторая группа способствует уменьшению стереотипов, характерных для конкретного аутичного ребенка (метод перенасыщения водой, метод постоянного изменения психологических, социально-бытовых, климатических условий в жизни аутичного ребенка).

Например, в методе цветового восприятия тканей, важную роль при обучении шитью аутичного ребенка играет выбор цвета тканей, поэтому необходимо придавать выбору материала самое большое значение. В зависимости от цветовой гаммы меняется его поведение, состояние, настроение в индивидуальном процессе обучения.

В науке существуют общеизвестные факты: фиолетовый цвет воздействует благоприятно на организм при нервных и психических расстройствах, синий - способен излечивать болезни глаз, голубой - используют при болезни гортани и щитовидной железы, зеленый - при болезнях сердечно-сосудистой системы, желтый - при болезнях желудка, печени и поджелудочной железы, оранжевый - при болезни легких, красный - при болезни крови и анемии.

Ребенок-аутист, выбрав себе ткань, может прижать её к щеке, тем самым показывает свой окончательный выбор. Он воспроизводит в своем восприятии конкретный, необходимый для использования цвет и концентрируется на нем. Так формируется желание сшить из данного материала платье или юбку и т.д.

Выбрав ткань, она делает вывод, что зеленого цвета платье у мамы и Айгуль (соседки), такой цвет листьев летом и т.д. Или она не говорит голубой и синий цвет, а цвет морской волны (сказываются поездки на море).

Таким образом, ребенок ищет сходства цвета, приобретенной ткани с окружающим миром.

Отсюда следует, что цвет рабочего материала, который будет использован в профессиональном обучении, также является и средством построения гармоничных отношений с собой, мамой, мастером и с теми, кто рядом с ней и с реальной действительностью.

Таким образом, инклюзивное образование юношей и девушек с ограниченными возможностями представляет малоизученную проблему. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс индивидуальных мастерских еще раз подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это решаемо при условии совместного заинтересованного участия руководителей учреждений профессионального образования, представителей органов управления республиканского уровня, а также родителей.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. Статья 79. Организация получения образования обучающимся в ограниченными возможностями здоровья.

2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах, М., 1993. С. 154-165.

3. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград: Учитель, 2011. С.3.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. С., 1985. 95 с.

5. Свидетельство о регистрации и архивирование (депонирование) произведения - объекта интеллектуальной собственности № 125/2011 от 11 апреля 2011 года http:www.bashedu.ru/en/node/3851/

6. Шафикова З.Х. Роль и место индивидуального профессионального обучения в комплексном лечении и юношей и девушек с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Медицинский вестник Башкортостана. Научно-практический журнал. Т. 6, №3, май-июнь

2011 г., с.141-146.

7. Шафикова З.Х. Авторский проект «Философия добра».-Уфа, 2010. - 24 с.

8. Шафикова З.Х. Особенности профессиональной подготовки и трудовой деятельности детей с синдромом РДА на дому. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной НПК, 24-25 мая

2012 года, с.97.

Федоткина Е.В.1, Черемина И.И.2

'Кандидат филологических наук, доцент; 2старший преподаватель Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ IT-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация

В этой статье авторы делают анализ необходимости и актуальности использования IT-технологий в процессе обучения и изучения иностранных языков. Авторы статьи обучают студентов, как оперировать навыками использования этих технических изобретений для того, чтобы получать и расширять свои знания. Преподаватели делают свои выводы после нескольких лет обучения студентов в мультимедийных классах и считают, что важно применять такие виды методик в своей работе для того, чтобы научить молодое поколение общаться в «мире без границ».

Ключевые слова: IT-технологии, иностранные языки, мультимедийные классы.

74

Fedotkina EV1, Cheremina II2

'PhD, associate professor; 2senior lecturer at the Moscow State University of Railway Engineering (MIIT) ACTUALITY OF USAGE OF IT-TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING AND LEARNING FOREIGN LANGUAGES OF NON-LINGUAL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

Abstract

In this article the authors do the analysis of the necessity and actuality of usage of IT-technologies in the process of teaching and learning foreign languages. The authors of this article teach students how to operate with their skills of usage of these technical inventions to obtain and widen their knowledge. The teachers do their issues after some years of training students in multi-media classes and think that it is important to apply such kinds of methods in their work to teach young generation to communicate in the world «without borders».

Keywords: IT-technologies, foreign languages, multi-media classes.

В сегодняшнем мировом социуме происходят кардинальные изменения в геополитической ситуации, которые влияют на выбор жизненного пути и карьерного роста молодого специалиста, реализацию его индивидуальных способностей и возможностей. «Современный российский образовательный контекст характеризуется ярко выраженной тенденцией к внедрению инновационных подходов, которые в значительной степени обусловлены общим направлением модернизации всей системы образования, отражающей вызовы современного глобального мира».19

В современных условиях тесного взаимодействия национальных государств, совместного координирования экономических процессов, повышения прозрачности их границ, в либерализации торговых отношений в региональных экономических блоках, и в связи с этим роста социальной мобильности и трудовой миграции сегодняшним выпускникам неязыковых вузов приходится конкурировать не только с молодыми соотечественниками - выпускниками ведущих языковых вузов, но и с активными представителями других стран.

Сама жизнь выдвигает сложные задачи перед системой высшего образования, которое вовлечено в современные международные социально-экономические преобразования. В последнее время растет тенденция не просто овладения профессиональной компетенцией выпускниками вузов, но и получения общекультурной компетенции одним из составляющих компонентов которой является требование свободного владения как минимум одним-двумя иностранными языками. Возросшие требования в современном мире эффективной профессиональной подготовки молодежи обусловили необходимость изменений в высших учебных заведениях, а именно внедрения инновационных методик обучения.

Современный термин «инновация» происходит от латинского слова «нововведение» (лат. innovatio) и обозначает целостный процесс создания и реализации передовых идей, инициатив, технологий и методик. По нашему мнению, инновационная деятельность в системе образования представляет собой комплексный и развивающийся процесс, осуществляемый такими активными участниками как преподаватель и студент.

Инновационный учебно-воспитательный подход дает возможность выхода взаимоотношений на качественно новый уровень преподавателя вуза и студента, организацию взаимодействия, а если говорить о приобретении студентом социокультурной, профессиональной компетенции, когнитивных знаний, то и такого уровня сотрудничества между ними, в котором преподаватель прогнозирует интерес обучаемого к самому процессу обучения, в котором студент проявляет активное критическое осмысление отношения к изучаемому материалу на иностранном языке. Преподаватели кафедры «Лингводидактика» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) накопили многолетний положительный опыт и в контексте перехода к компетентностной модели образования проявили желание и психологическую готовность работать в новых условиях инновационных преобразований и модернизации высшего профессионального образования в нашей стране. Решение задач формирования интеркоммуникативной компетенции предполагает внедрение в процесс обучения новых программ ИКТ, создание новых учебников, учебных пособий и разработок на базе ранее накопленного жизнеспособного педагогического опыта.

В рамках инновационной деятельности очень важно развивать у выпускников неязыковых вузов способности к проведению аналитической деятельности, поиска и обработки информации, так как современные условия жизни ограничивают время поиска, обработки и анализа материала. У обучаемого возникает потребность личного реагирования - отклика на последние социальнополитические события, изменения в профессиональной среде, вычленения необходимой информации и быстрой переработки данных. Для грамотного оперирования профессиональной компетенцией выпускнику неязыкового учебного заведения уже недостаточно извлекать и обрабатывать информацию на родном языке, необходимо иметь возможность работать с зарубежными источниками.

На данном этапе развития общества реформирование высшего образования в России тесно связано с внедрением информационных технологий в учебный процесс. Применение информационных технологий в образовательном процессе обучения международным языкам, в том числе их диалектам, обучения редким языкам, кардинальным образом меняет профессиональную подготовку молодого специалиста. Информационно-коммуникативные технологии являются новым и перспективным инструментарием совершенствования и обновления учебного процесса. ИКТ помогают будущим молодым специалистам быстро извлекать информацию из источников на любом иностранном языке, принимать соответствующее решение и, если того требует определенная ситуация, способствовать разрешению кризисных явлений при коммуникации с представителями других иноязычных сообществ.

На кафедре имеется опыт анкетирования студентов-первокурсников в начале учебного года. Результаты проведенного опроса позволяют выявить наличие внепрограммных и программных навыков, знаний, умений; выяснить познавательные интересы учащихся, их личностные ориентиры. Анализ полученной анкетной информации помогает преподавателям кафедры «Лингводидактика» в определении психологических особенностей студентов, готовности обучаться в инновационных компьютерных системах в режиме удаленного доступа.

Обучение иностранному языку с использованием ГГ-технологий проходит успешно, если сам преподаватель проявляет активную позицию в их изучении и овладении ими. Применение высоких технологий приобретает все большую популярность в образовательном процессе, так как они позволяют находить и пользоваться аутичными текстовыми материалами при подготовке к конференциям, создавать проектные работы, готовиться к аудиторным учебным занятиям. Работа на компьютере, использование мультимедийных технологий

19 Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы) / Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (645). Серия Педагогические науки). - С. 9.

75

расширяют границы поиска, дает возможность практического применения знаний иностранного языка в процессе обмена информацией со студентами иностранных вузов.

На кафедре «Лингводидактика» Гуманитарного института активно разрабатываются и находят применение учебные программы с использованием ГГ-технологий. Преподаватели проводят занятия в специально оборудованных мультимедийных классах. Применение ГГ-технологий позволяет говорить о возможности получения студентами МИИТа доступного открытого информационного образования. Интернет-ресурсы позволяют студентам объединяться в сообщества участников из различных стран, проявлять активность в общении на иностранном языке, спорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Активное обучение с помощью высоких технологий резко повышает мотивацию обучаемого к автономной работе. При таком общении, оперируя знаниями иностранных языков, студенты 1-4-х курсов имеют возможность сравнивать свой уровень владения устной и письменной речью со своими сверстниками из-за рубежа.

Применение ГГ-технологий в изучении иностранных языков стало одним из главных требований развития современной системы образования, Занятия в мультимедийных классах стали приоритетным направлением совершенствования учебного процесса в неязыковых вузах страны.

Литература

1. Волынская М. В. О месте инноваций в образовании / М.В. Волынская // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2005. - № 5. - C. 45-49.

2. Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (645). Серия Педагогические науки). - 181 с.

3. Современные направления в лингвистике и преподавании языков: Материалы международной научно-практической конференции. Т. II. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. - 184 с.

4. Теоретические и практические аспекты обучения иностранным языкам в вузе // Сб. научных трудов. - Вып. 3 / под ред. Е.В. Федоткиной. - М.: МИИТ, 2012. - 72 с.

Черемных Ф.Я

Старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей работы со скороговорками на уроках английского языка для формирования фонетических лексических и грамматических навыков.

Ключевые слова: скороговорка, упражнение, урок английского языка

Cheremnyh FY

Senior teacher of the Department of Foreign Languages, Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute METHODICAL WORKING METHODS WITH TONGUE TWISTERS AT ENGLISH LESSONS

Abstract

The given article is devoted to the analysis offeatures of work with tongue twisters at English lessons for formation ofphonetic, lexical and grammatical skills.

Keywords: tongue twister, exercise, English lesson

Скороговорка - это фраза, предложение или рифмовка, которая помогает устранить трудности во время говорения, а также отработать произношение отдельных звуков в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке или отличаются.

В данной статье нам хочется поделиться опытом работы со скороговорками на занятиях по английскому языку в вузе. На наш взгляд, они очень полезны на всех этапах изучения языка.

1. На первых занятиях студенты находят в них определенные буквы и буквосочетания, применяют определенные правила чтения и пытаются прочитать их.

2. Затем скороговорки используются во время фонетической зарядки, когда студенты учатся произносить тот или иной звук правильно. Это - хорошая гимнастика для губ и языка.

3. Скороговорки также имеют более серьезную сторону. Они используются в ораторском искусстве и в исправлении некоторых дефектов в произношении звуков. Они помогают каждому научиться говорить быстро, что способствует интенсификации работы над интонацией английских предложений

4. Несомненно, скороговорки увеличивают словарный запас, практикуют грамматические структуры, а также речевые модели.

5. Наконец, это интересный материал для внеклассной работы: занятий, состязаний, когда студентов просят проиллюстрировать или обыграть их. Также студенты могут состязаться в скорости чтения скороговорок.

6. Скороговорки - часть английского фольклора. Они помогают приобщиться к культуре страны изучаемого языка и глубже понять особенности английского языка.

Рекомендуем следующий порядок работы со скороговорками.

1. Выберите скороговорку, которая соответствует теме занятия (вокабуляр, грамматика, орфография или правила чтения).

2. Представьте скороговорку студентам. Обратите их внимание на орфографию ключевых слов или фраз, которые повторяются

3. Убедитесь, что студенты понимают все незнакомые слова и выражения. Если в скороговорке имеется грамматическая структура, то необходимо вспомнить правило.

4. Прочитайте скороговорку. Затем студенты читают ее за преподавателем. Практикуется звук, слова, содержащие данный звук, фразовые группы. Если фраза длинная - используйте способ «нанизывания бусинки» («backward build up» approach).

5. Попробуйте почитать скороговорку в быстром темпе. Если возникают трудности - замедлите темп, пока студенты не освоят чтение слов. После этого студенты работают в парах.

6. Прослушайте чтение каждого студента. Исправьте ошибки и дайте совет по произношению звуков, постановке ударения, ритма и других фонетических особенностях скороговорки [1].

На этом этапе преподаватели обычно заканчивают работу со скороговорками. Но имеются скороговорки, содержащие языковые особенности, которые можно практиковать в различных упражнениях (activities).

Назовем некоторые из них:

A. Add New Words.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.