Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: НА ЧЁМ СТРОИТСЯ ШКОЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: НА ЧЁМ СТРОИТСЯ ШКОЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелева Дарья Евгеньевна

В статье рассматривается индивидуальная учебная траектория для детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзивного образования. Обосновано положение, что интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу не может происходить без индивидуализации обучения. Показаны подходы и механизмы, в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная учебная траектория. На основании российских и зарубежных материалов описаны иные педагогические технологии, содержательно близкие к индивидуальной учебной траектории и также выполняющие функции индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевелева Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION AND INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY: WHAT SCHOOL INTEGRATION AND EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES ARE BASED ON

The article considers an individual educational trajectory for children with disabilities as a factor in inclusive education. The position is substantiated that the integration of children with disabilities into a mass school cannot occur without the individualization of education. Approaches and mechanisms are shown, in accordance with which an individual educational trajectory is developed. Based on Russian and foreign materials, other pedagogical technologies are described that are meaningfully close to an individual educational trajectory and also perform the functions of individualizing the education of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: НА ЧЁМ СТРОИТСЯ ШКОЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1+376.1

Д. Е. Шевелева

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: на чём строится школьная интеграция и обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья

Школьная интеграция, принятая многими странами в качестве одного из приоритетов в образовательной политики, базируется на гуманистической парадигме в педагогике и на индивидуальном подходе в обучении. При гуманизации образования (обучения) массовая школа отказывается от унифицированного подхода к ученикам и перестает их наделять равными образовательными возможностями и схожими учебными потребностями. Вместо уравнительного подхода на рубеже XX -XXI вв. возникла стратегия «образование для всех», в рамках которой массовая школа действует на принципах разнообразия, а между учениками признается большой разброс по их развитию (выше среднего, среднее / нормативное, ниже среднего) и индивидуальным особенностям (состояние высших психических функций и учебный потенциал). Общее образование становится более ориентированным на дифференциацию и индивидуализацию в обучении; различия между учениками оценива-

ются не как негативный фактор, осложняющий образовательный процесс. Несхожесть учеников по разным критериям является позитивным ресурсом для обогащения учебного пространства в массовой школе, за счёт новых подходов в обучении, и для повышения в массовой школе качества образования.

Согласно ключевым идеям образования XXI в., все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями (ООП), наделяются неотъемлемым правом на обучение в массовой школе. При индивидуальном подходе, учитывающем разнообразие психического и физического развития, на протяжении детства, происходит дифференциация обучения и в случае какой-либо патологии и отклонения от нормы развития выбираются особая стратегия и технологии специального обучения, что имеет место, начиная с дошкольного образования [1]. И ученики с ОВЗ обучаются соответственно своим учебным качествам,

уровню интеллекта и состоянию иных психических функций (внимание, память, речь, саморегуляция, пр.). В процессе обучения у них имеется возможность компенсировать нарушенные и развить ведущие, наиболее сохранные физические и психические качества.

Отклонения в физическом и психическом развитии и особые образовательные потребности требуют детальной, системной разработки способов, в соответствии с которыми будет индивидуализирован учебный процесс, и дети с ОВЗ / ООП получат адекватное своим возможностям образование. Таким образом, при признании актуальности вопроса по созданию особой образовательной среды чрезвычайно важно знать педагогические механизмы, позволяющие грамотно определить нужные организационно-педагогических условия в массовой школе и провести её трансформацию к инклюзивной модели. В этом случае (при обучении, исходя из новых педагогических запросов), интеграция детей с ОВЗ в массовую школу в сочетании с необходимой для них учебной средой определяется как инклюзивное образование.

Сущностью инклюзивного образования являются отказ от сегрегации школьников по уровню их развития («нормотипичное» или отклоняющееся), объединение всех детей в массовой школе и предоставление каждому ребёнку возможности обучаться в соответствии со своими индивидуальными показателями. Таким образом, и в плане философии образования, и в плане прикладных

вопросов обучения, каждый ученик с ОВЗ наделяется правом на индивидуальную образовательную траекторию, по которой будет выстроено всё его обучение. И в связи с этим в образовательный процесс массовой школы привносятся качества, которые переориентируют обучение к большей гибкости, дифференциации и индивидуализации. Массовая школа трансформируется по типу «инклюзивной» образовательной модели с комплексом новых педагогических характеристик.

Распространение инклюзивного образования в разных странах позволяет проводить сопоставительный анализ и выявлять общие тенденции и наиболее удачные подходы к «инклюзивному» учебному процессу. Также к настоящему моменту, ввиду значительного числа стран, развивающих инклюзию на протяжении нескольких десятилетий, представляется очень актуальным обсуждение и трансляция наиболее удачного педагогического опыта. Такое теоретическое и практическое обогащение позволяет всё большему числу массовых школ включаться в этот процесс и создавать для детей с ОВЗ / ООП максимально благоприятные условия интеграции. Любое осмысление, проработка и адаптация педагогического опыта к системе образования конкретного государства и конкретной массовой школе может расцениваться как фактор развития всего направления в педагогике XXI в. - «инклюзивное образование». Следовательно, можно прогнозировать дальнейший рост интеграции и более высокое качество образования в массовой шко-

ле для детей с физическими или психическими отклонениями.

Всё обучение детей с ОВЗ / ООП в массовой школе выстраивается на принципе индивидуализации, что создаёт адаптированное образовательное пространство с ресурсами для специального образования; происходит объединение общей и специальной педагогики. Обучение, выстроенное на основании особых образовательных потребностей, имеет определение «индивидуальная учебная траектория». Индивидуальная учебная траектория может рассматриваться как самостоятельный феномен, относящийся к педагогике, так и как один из аспектов общей ме-дико-социально-психолого-педагогической помощи и сопровождения. В этом, втором случае индивидуальная учебная траектория вписывается в широкий комплекс междисциплинарной работы, которая во всех своих аспектах направлена на поддержку детей с ОВЗ в их развитии, полном или частичном восстановлении нарушенных функций и социальной адаптации. Таким образом, всё обучение детей с ОВЗ имеет целеполага-нием не только продвижение в академической области (приобретение знаний, умений и навыков), развитие и коррекцию психофизических функций, подлежащих восстановлению на текущий момент времени. Обучение, выстроенное с учётом современных запросов, также имеет отложенные цели в виде повышение адаптационных возможностей у детей с ОВЗ и развитие у них внутренних факторов, обеспечивающих социализацию и включение в конкрет-

ные культурно-исторические условия. Современное образование, общее и специальное, должно вводить детей с ОВЗ в различные сферы жизни и обеспечивать им в дальнейшем условия для социализации и самореализации.

В основе разработки индивидуальной учебной траектории находятся психодиагностические мероприятия, которые направлены на адекватную оценку психофизических и учебных возможностей ребёнка. Во внимание принимаются актуальный уровень и зона ближайшего развития (ЗБР), с помощью ЗБР определяются перспективы и отдаленные цели обучения и развития на фоне тех или иных отклонений.

Е. Ю. Шебанец приводит описание качеств, которые образуют индивидуальную учебную (образовательную) траекторию для детей с ОВЗ, а также перечисляет условия, подлежащие созданию или адаптации (в случае уже имеющихся в массовой школе) при необходимости внедрять специальное обучение. В данном случае специальное обучение не выступает как институциональное понятие в виде деятельности специальных (коррекционных) школ; специальное обучение понимается как учебный процесс на основании подходов и методов специальной педагогики, этот процесс может происходить и в массовой школе. Е. Ю. Шебанец пишет: «Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ОВЗ предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образователь-

ной организации, включающего создание психолого-педагогических, специализированных и здоровьесбе-регающих дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей к освоению основной образовательной программы средней общеобразовательной школы» [2, с. 135].

Все перечисленные для детей с ОВЗ условия (психолого-педагогические, специализированные и здо-ровьесберегающие) имеют свою специфику и на основании этого вносят характерный вклад в организацию специального обучения.

Психолого-педагогические условия - это:

□ создание коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;

□ соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

□ использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышение его эффективности и доступности.

Обеспечение специализированных условий:

• выдвижение комплекса специальных задач обучения и воспитания, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

• введение в содержание работы специальных разделов, направленных на решения задач развития ребёнка, которые отсутствуют в содержании образования для нормально развивающихся сверстников;

• использование специальных методов, приёмов, средств обучения,

специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированные на особые образовательные потребности детей;

• дифференцированное и индивидуализированное обучение и воспитание с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

• комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррек-ционных занятиях.

Создание здоровьесберегающих условий:

о оздоровительный и охранительный режим;

о укрепление физического и психического здоровья детей;

о профилактика умственных, физических и психологических перегрузок обучающихся; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Комплекс названных условий можно отнести к достаточно проработанных факторов совместного обучения и школьной интеграции. В силу разнообразия и дифференциации условий видоизменяется образовательное пространство массовой школы, дети с ОВЗ / ООП попадают в благоприятную для обучения и развития среду. Учащиеся получают многостороннюю поддержку в приобретении знаний, умений и навыков, новых компетенций; в процессе специальной психолого-педагогической и дефектологической работы преодолеваются / сокращаются функциональные ограничения, вызванные патологиями в развитии.

Важным понятием при организации «инклюзивного» обучения явля-

ется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Это понятие входит в российскую теорию практику обучения детей с ОВЗ / ООП в массовой школе и акцентируется, аналогично всей парадигме инклюзивного образования, на индивидуальном подходе обучения. В зарубежной педагогике и образовании индивидуальному образовательному маршруту соответствует индивидуальный учебный план (ИУП), который также базируется на особых образовательных потребностях и необходимости выстраивать обучение с опорой на психофизическое состояние и учебные способности у детей с ОВЗ. При разработке ИУП учитываются актуальное состояние (сохранные и нарушенные функции, способности к обучению) и потенциальные возможности ребёнка. Тем самым выстраивается его образовательная перспектива с опорой на объективные и реалистичные учебные цели, представления о потенциально достижимом уровне образования. Важно, что намеченные образовательные цели должны быть достигнуты в определенный период времени. В случае, если у ребёнка отсутствуют успехи в учёбе или, наоборот, он превзошел ранее определенные цели, стратегия обучения и ИУП подлежат пересмотру в направлении понижения или повышения сложности учебной программы, сокращения или добавления каких-либо аспектов [3].

Содержательной и нормативной основой для ИОМ выступают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которыми устанавливаются обязательное

содержание школьного образования. Отметим, что на сегодняшний день введены в школьную практику и специальные Федеральные государственные образовательные стандарты (СФГОС), рассчитанные на детей с ОВЗ / ООП и со сниженными учебными способностями. ИОМ, составленный на основании ФГОС или СФГОС, имеют статус нормативно-правовой документации школы и обязательны для выполнения всеми участниками образовательного процесса.

Разработка ИОМ является командной, междисциплинарной работой: в ней принимают участие учителя, непосредственно взаимодействующие с ребёнком, психолог, логопед, дефектолог, педагоги дополнительного образования. ИОМ может быть представлен различными, адаптированными учебными программами. В образовательных стандартах предусмотрено 26 вариантов учебной программы. Учебная программа выбирается в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей развития учащегося (формы и тяжести патологии) и от его образовательных возможностей [4-5].

Структура ИОМ, в своём общем виде, достаточно жёсткая и включает в себя ряд обязательных компонентов [6].

Эти компоненты следующие:

□ определение целей и задач образовательной работы;

□ определение формы обучения ребёнка (полная, неполная инклюзия) и объёма допустимой учебной и внеучебной нагрузки;

□ определение оптимальных для ребёнка педагогических технологий,

методов, методик, систем обучения и воспитания;

□ решение вопроса о системе оценивания достижений ребёнка;

□ определение стратегии социальной интеграции (включение ребёнка с ОВЗ в социум здоровых детей и в школьную жизнь);

□ определение системы диагностического сопровождения; определение ожидаемых результатов и сроков их достижения.

Индивидуальная учебная траектория - педагогический феномен, присущий и зарубежному инклюзивному образованию. Аналогично российским реалиям в других странах индивидуальная учебная траектория разрабатывается и внедряется в практику с целью адаптации обучения к особым образовательным потребностям. За рубежом индивидуальная учебная траектория выражается и находится во взаимосвязи с индивидуальными учебными программами и учебными планами, которые адаптированы под индивидуальные образовательные нужды учеников с ОВЗ. Также в рамках индивидуальной учебной траекторией, наравне с содержательным аспектом (учебная программа), прописываются деятельност-ная основа обучения (способы взаимодействия ученика с ОВЗ с учителем и одноклассниками в формате учебного процесса) и процедурная основа (организационные вопросы обучения).

В разработке индивидуальной учебной траектории участвуют учитель и ученик, для которого разрабатывается эта траектория. Ученик имеет право выбора способов, с по-

мощью которых он будет изучать учебный материал и выполнять задания. Учитель в данном случае выступает в качестве консультанта, который, учитывая индивидуальные особенности ученика и его академические возможности, определяет наилучшую стратегию, чтобы достичь поставленных учебных целей.

Учебные результаты, которые в виде целей были намечены в рамках индивидуальной учебной траектории и достигнутый на определенном отрезке времени, оцениваются по знаниям и навыкам, которые приобрел ученик с ОВЗ. При этом учитывается не только его формальная осведомленность. Важными представляются способность ученика оперировать полученными знаниями в стандартных и нестандартных ситуациях, а также переносить новые навыки в изменившиеся условия и на другие объекты с частично иными характеристиками. То есть у детей образуются новые нейронные связи; в мышлении появляются более сложные операции для разнообразных видов интеллектуальной деятельности, увеличивается возможность обрабатывать новую, более сложную информацию, применять ее, и развивается способность оперировать новыми категориями и объектами (физическими, наглядными или мысленными) [7].

Наравне с обучающим компонентом, индивидуальная учебная траектория содержит коррекционный компонент и вводится с целью увеличения возможностей детей в плане их учебного и психологического функционала. Коррекция, в её современ-

ном гуманитарном (а не только естественнонаучном - медицинском) понимании, направляется на рост адаптационных возможностей, большее привлечение внутренних механизмов компенсации, повышение личной активности и включение в поведенческий репертуар детей с ОВЗ новых навыков; данные навыки должны отвечать принятым в обществе нормам и правилам. Усвоенные общественные нормы и правила помогают им (детям с ОВЗ) развивать и проявлять в своем поведении интерактивную компетентность. (Интерактивная компетентность - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, способствующих установлению и поддержанию конструктивных контактов с другими людьми).

Важным аспектом специального образования, в том числе в массовой школе, является решение проблем социализации. В современной педагогической и образовательной парадигме, особенно для учащихся с ОВЗ, большое внимание уделяется вопросам их социального развития и интеграции в общество. Так, социальный компонент присутствует не только в коррекционном блоке специального и инклюзивного образования (о чем было сказано выше), но и в учебных программах для детей с ОВЗ. Так, при некоторых патологиях (например, при умственной отсталости и расстройствах аутистического спектра) социальное развитие и помощь в социализации имеют приоритетное значение относительно академического (учебного) компонента. Это объясняется особенностя-

ми развития детей с названными патологиями и их повышенной потребностью в социальном сопровождении. Дети с этими патологиями имеют большие сложности в установлении контактов, с трудом принимают и усваивают социальные навыки, тем самым, не могут самостоятельно, без специализированной помощи включиться в сообщество других детей. Эти психологические особенности учитываются в индивидуальной учебной траектории и во всем образовательном процессе - при соотнесении образовательных стандартов и учебной программы и индивидуальными особенностями учеников.

В связи с социальными трудностями у некоторых учеников индивидуальные учебные программы трансформируются в сторону изменения целеполагания. Такая стратегия в зарубежной педагогике и инклюзивном образовании получила название «перекрывание одних целей обучения другими». Кроме учебного компонента, который в этом случае утрачивает свою приоритетность, в индивидуальную учебную траекторию и учебную программу вводятся новые смыслы: в содержании образования более представлен практический компонент, направленный на обучение детей социальным навыкам и развитие у них социально важных качеств. Во всем целеполагании, на уровне специальной педагогики и специального обучения в его разных организационных формах приоритетом становится социальная адаптация и интеграция, обеспеченные у ребёнка необходимыми компетенциями и социальным поведением [8].

Подобная стратегия поддерживает общее современное мировоззрение, социальную и образовательную политику в отношении детей с ОВЗ. Во всех социальных институтах, в которые включены дети с физическими или психическими отклонениями, должны быть представлены социальные, психологические и педагогические механизмы для социальной интеграции в детстве и на протяжении последующих периодов жизни. То есть каждый ребёнок с физическими и психическими отклонениями должен, в случае необходимости, получать помощь в развитии социальной компетентности.

В русле индивидуализации обучения и относительно зарубежной инклюзии, выстроенной на индивидуальном подходе, для учеников с ОВЗ / ООП предлагаются индивидуальные учебные программы (ИУП). Наличие ИУП при реализации инклюзивного образования объединяет российскую и зарубежную теорию и практику. В ряде зарубежных стран ИУН являются частным проявлением большой концепции «универсальный дизайн в обучении». В данном случае универсальный дизайн для обучения выступает как крупная и многоаспектная педагогическая концепция (технология), которая позволяет дифференцировать образовательные потребности у учеников с ОВЗ, находить для них оптимальные педагогические условия и создавать внутри массовой школы самостоятельную организационную единицу с вариативными условиями для обучения [9].

При определении образовательных целей (в виде общепедагогиче-

ских и специальных для детей с ОВЗ) и при создании индивидуальной учебной траектории учитывается не только академическая сфера, в которой должны продвигаться ученики, и их социальные компетенции. Важной является психологическая составляющая как производная от учебных результатов. В процессе определения академических (учебных) целей и при создании учебной траектории важны следующие правила: ученики должны иметь достижения в учёбе и справляться с поставленными перед ним учебными задачами, тем самым обеспечивается эмоционально благоприятный фон обучения; Я-концепция у учеников должна быть положительной и основываться на осознании своей успешности в школе. Организация обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями у уче-никовинеобходимоеобразовательное пространство в массовой школе -факторы, определяющие учебную (образовательную) интеграцию и качество эмоционально-личностного и социального развития у детей с ОВЗ.

В зарубежных работах, посвященных прикладным технологиями инклюзивного образования, не всегда выделяется социальный аспект совместного обучения. Но и в этом случае, кроме учебной составляющей, в индивидуальной траектории акцент делается на физической, социальной, эмоциональной и культурной интеграции детей с ОВЗ. Физическая интеграция (при её успешном достижении) выражается как эмоционально комфортное пребывание ребёнка с ОВЗ в массовой школе и положи-

тельные эмоции от нахождения в общем со здоровыми детьми пространстве. Социальная интеграция - контакты и разные формы общей со здоровыми детьми деятельности. Аналогично физической интеграции при социальной интеграции ребёнок с ОВЗ должен испытывать положительные эмоции и иметь высокую самооценку, связанную с реальным включением в среду здоровых детей (одноклассников). Эмоциональная интеграция - положительные эмоции (аналогично социальной интеграции) и чувство сплоченности с одноклассниками и принадлежности к детскому коллективу школы. Культурная интеграция - способность ребёнка жить и действовать в соответствии с культурными нормами. Также ребёнок должен приобрести навыки реагировать на различные ситуации соответственно культурному коду, принятому в данном обществе (в социуме в его широком понимании) [10-11]. По компонентам, которые должны учитываться при планировании образовательного процесса и которые входят в индивидуальную учебную траектория, видна комплексность целей и задач, предъявляемых к школьному образованию. При достижении всех поставленных целей образование становится ориентированным на гармонично развитую личность, в частности у детей с ОВЗ, способную на разные виды деятельности и на адаптацию к культурным и социальным условиям окружающего мира.

На уровне школьного локального законодательства во многих странах, проводящих инклюзию, индивиду-

альная учебная траекторию заключена в индивидуальных образовательных планах. При этом у индивидуальных образовательных планов есть синонимичные обозначения, которые используются не в англоязычной источниках. Например, в Германии закреплены индивидуальные планы поддержки (individuelle Förderplans), а в Польше - образовательно-терапевтические планы (indywidualny plany edukacyjno-terapeutyczny). Индивидуальные образовательные планы могут быть определены как описание образовательного процесса, каждый компонент которого соответствует потребностям и познавательным особенностям ребёнка. Вместе с тем, важно отметить, что образование / обучение в индивидуальном образовательном плане может пониматься в широком контексте: не только как организованное в школьных (и дошкольных) учреждениях, но и все формы (организованные и спонтанные), в которых дети могут приобретать знания и навыки, повышение их активности и функциональности. Образование в таком понимании является фактором социальной адаптации, позволяя детям проявлять активность и включаться в жизнь, несмотря на физические или психические (интеллектуальные, эмоционально-личностные) ограничения. (Этим посылом выражается идеология XXI в. по социальной интеграции и повышению адаптационных возможностей у каждого ребёнка).

Индивидуальные образовательные планы охватывают детей с физическими или психическими нарушениями от дошкольного возраста до

18 лет и направлены на всестороннюю помощь в социализации, в психическом и физическом развитии и повышении адаптационных возможностей, несмотря на патологии и функциональные ограничения. В планах прописываются стратегия и цели психологических, педагогических и коррекционных мероприятий, которые для каждого ребёнка с ОВЗ избираются индивидуально, с учётом его актуального состояния, зоны ближайшего развития и потенциальных перспектив в жизни (уровень образования, профессиональная сфера, социальное участие). Индивидуальные образовательные планы являются локальным документом школы, регламентирующим обучение конкретного ученика, а также руководством для учителей, психологов, социальных педагогов и тьюторов по выстраивания учебного, коррекци-онного процесса и социализации ребёнка с ОВЗ. Индивидуальные образовательные планы разрабатываются на основе образовательных стандартов, которые не являются общими, унифицированными для всех учеников, а имеют разный уровень и дифференциацию в зависимости от развития (нормативное или имеющее отклонения), учебных возможностей и потенциала учеников. В любом случае, при обучении детей с ОВЗ должны быть достигнуты образовательные стандарты (цели), и каждый ученик должен демонстрировать приращение знаний и учебных навыков (общеучебных и в области отдельных дисциплин) и продвижение по персональной траектории развития. Также у детей с ОВЗ должна

возрастать их социальная компетентность (навыки взаимодействия с другими людьми) и способность адаптироваться в социуме.

В связи с вопросами по организационно-педагогическим условиям инклюзивного образования и о специальном обучении важно обладать знаниями о «зоне риска» и возможных негативных факторах, способных осложнить школьную интеграцию и, тем самым, оставить новые постулаты в педагогике без их практического воплощения. Так, ранняя практика совместного обучения (зарубежье, 70-90-х гг. прошлого века) показывает, что вне индивидуального подхода не может успешно проходить обучение детей с ОВЗ. На фоне позитивных ожиданий от школьной интеграции и включения детей с ОВЗ в сообщество здоровых сверстников обучение не может иметь унифицированную форму, ориентированную на «норму развития». Вследствие специфических проблем развития и потребности детей с ОВЗ в специально выстроенном обучении образование в «инклюзивной» массовой школе должно иметь дифференцированный характер и за счет гибкости и вариативности соответствовать особым образовательным потребностям. Только при выполнении этих условий возможна качественная образовательная интеграция и приведение массовой школы к новой образовательной модели.

Методологические принципы и теоретические концепции, в соответствии с которыми разрабатываются педагогические технологии инклюзивного образования, указывают на

определенную зависимость в плане психолого-педагогической диагностики. Эта зависимость (корреляция) является прямой и может быть сформулирована так: при высоком качестве психологической и педагогической диагностики в отношении учеников с ОВЗ имеется больше возможностей для индивидуализации учебного процесса и для дифференцированного подбора педагогических технологий, которые наиболее соответствуют особым образовательным потребностям. Также грамотно выстроенный психолого-педагогический профиль ребёнка, и адекватная оценка его учебных возможностей, находятся в основе индивидуализации обучения и создают «инклюзивную» модель в массовой школе. Каждый ученик с физическими или психическими отклонениями обеспечивается индивидуальной учебной траекторией и попадает в соответствующее его учебным возможностям «инклюзивное» образовательное пространство. Таким образом, индивидуальная учебная траектория выступает одним из базовых понятий в концепции инклюзивного образования. С помощью вариативных способов обучения реализуются образовательные права детей с различным психофизическим статусом - от «нормотипичного» развития и близкому к нему уровню до выраженных отклонений, существенно и негативно влияющих на учебные способности.

Принцип индивидуализации обучения, позволяющих интегрировать здоровых детей и детей с ОВЗ, явля-

ется общим для педагогики и массового образования разных стран. В системах образования разных государств, включая Россию, сформировалась непротиворечивая и безальтернативная позиция, что вне индивидуальной образовательной траектории не может состояться интеграция детей с ОВЗ в массовую школу. Только при наличии индивидуального подхода, выстраивающего индивидуальную образовательную траекторию, дети с ОВЗ имеют равные со здоровыми детьми шансы на получение качественного образования. Также при условии индивидуального подхода в виде специальных коррек-ционно-развивающих занятий возможно полное или частичное выравнивание нарушенных функций и многогранное психическое, в том числе и интеллектуальное, развитие детей. При выполнении всех организационно-педагогических условий инклюзии массовая школа становится дружественной по отношению к ученикам с ОВЗ / ООП. Этим в разных странах реализуется международное стратегическое положение в областях социальной и образовательной политики «образование для всех». На базе нового мировоззрения и перемен в педагогике массовой школы происходит увеличение гуманистической составляющей в обучении для детей и физическим и психическими (интеллектуальными, эмоциональными, социальными) отклонениями: одним из ведущих понятий становится «индивидуальная учебная траектория» как способ выстроить новый тип образования.

Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Индивидуально-дифференцированное и инклюзивное образование в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема // Коррекционно-педагогическое образование: научный журнал. 2015. № 2 (2). С. 5-15.

2. Шебанец Е. Ю. Проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 132-137.

3. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Авт. колл.; рук. авт. колл. Е. В. Самсонова. М.: МГППУ, 2020. 192 с.

4. Индивидуально-образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ // иИЬ: https:// chvuz.ru/indmdualnyj-obrazovatelnyj-marshrut-obuchayushhegosya-s-ovz-po-predmetu-biologiya-6-klass.html (дата обращения 22.08.2022).

5. Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоро-

вья // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 96-108.

6. Шебанец Е. Ю. Указ. соч.

7. Baranov R. E. Inclusive education as a means of forming a psychologically comfortable environment for training persons with special educational needs // International journal of applied and fundamental researches "Science-SD.com" // URL: https://www.science-sd.com/471-25276 (дата обращения: 23.08.2022).

8. Giangreco M. F., Putnam J. W. Supporting the Education of Students with Severe Disabilities in Regular Education Environments // URL: http://www. uvm.edu/~cdci/archives/mgiangre/ GiangrecoandPutnam.pdf (дата обращения: 04.09.2021).

9. Самсонова Е. В. Указ. соч.

10. Grover V. K. Inclusive education though inclusive planning in school // European academic research. Vol. 1, Issue 12 / Marc, 2014. P. 5341-5351.

11. What is an IEP? Individual educational plan. URL: https://senac. co.uk/advice/what-is-an-iep-individual-education-plan/ (дата обращения: 16.09.2021).

REFERENCES

1. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Individually differentiated and inclusive education in preschool age as a psychological and pedagogical problem // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 2 (2). P. 5-15. (In Russ.).

2. Shebanets E. Yu. The problem of designing an individual educational trajectory for children with disabilities // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. 2017. No. 1. P. 132-137. (In Russ.).

3. Technologies for developing an individual educational route for students

with disabilities: guidelines / Authors; head of the team of authors E. V. Samsonova. M.: MGPPU, 2020. 192 p. (In Russ.).

4. Individual educational route for a child with disabilities // URL: https:// chvuz.ru/individualnyj-obrazovatelnyj-marshrut-obuchayushhegosya-s-ovz-po-predmetu-biologiya-6-klass.html (date of the application: 22.08.2022).

5. Kolosova E. B. Individual educational route for a child with disabilities // Problems of modern education. 2021. No. 1. P. 96108. (In Russ.).

6. Shebanets E. Yu. Index of the essay.

7. Baranov R. E. Inclusive education as a means of forming a psychologically comfortable environment for training persons with special educational needs // International journal of applied and fundamental researches "Science-SD.com" // URL: https://www.science-sd.com/471-25276 (date of the application: 23.08.2022).

8. Giangreco M. F., Putnam J. W. Supporting the Education of Students with Severe Disabilities in Regular Education Environments // URL: http:// www.uvm.edu/~cdci/archives/mgiangre/

GiangrecoandPutnam.pdf (date of the application: 04.09.2021).

9. Samsonova E. V. Index of the essay.

10. Grover V. K. Inclusive education though inclusive planning in school // European academic research. Vol. 1, Issue 12 / Marc, 2014. P. 5341-5351.

11. What is an IEP? Individual educational plan. URL: https://senac. co.uk/advice/what-is-an-iep-individual-education-plan/ (date of the application: 16.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 02.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.