Научная статья на тему 'Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении'

Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УСЛОВИЯ / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT / INDICATORS / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шебанец Елена Юрьевна, Дёмкина Елена Владимировна

Раскрываются вопросы о проблеме проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями. В статье проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая право на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: гарантии реализации права на образование в Российской Федерации; программа Российской Федерации «Доступная среда»; национальная стратегия действий в интересах детей; Конвенция о правах инвалидов. Раскрыта сущность индивидуальной образовательной траектории для детей с отклонениями в развитии. Проанализированы показатели и условия, на которых должна базироваться индивидуальная образовательная программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF DESIGN OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY (PROGRAM) FOR CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT

The article deals with the problem of design of an individual educational trajectory (program) for children with deviations. An analysis is made of the regulatory framework regulating the right to education of disabled children and children with health limitations: guarantees of realization of the right to education in the Russian Federation; program of the Russian Federation "Available Environment"; the national strategy of actions for the benefit of children; and Convention on the rights of disabled people. The authors reveal the essence of an individual educational trajectory for children with deviations in development. Indicators and conditions on which the individual educational program has to be grounded are analyzed.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении»

УДК 37.013.41:376.3 ББК 74.5 Ш 36

Е.Ю. Шебанец

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; E-mail: elena-shebanec@ rambler.ru

Е.В. Дёмкина

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; E-mail: demkina72@mail.ru

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ (ПРОГРАММЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются вопросы о проблеме проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями. В статье проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая право на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: гарантии реализации права на образование в Российской Федерации; программа Российской Федерации «Доступная среда»; национальная стратегия действий в интересах детей; Конвенция о правах инвалидов. Раскрыта сущность индивидуальной образовательной траектории для детей с отклонениями в развитии. Проанализированы показатели и условия, на которых должна базироваться индивидуальная образовательная программа.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, дети с отклонениями в развитии, показатели, условия.

E.Yu. Shebanets

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: elena-shebanec@rambler.ru

E.V. Demkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: demkina72@mail.ru

TECHNIQUE OF DESIGN OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY (PROGRAM) FOR CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT

Abstract. The article deals with the problem of design of an individual educational trajectory (program) for children with deviations. An analysis is made of the regulatory framework regulating the right to education of disabled children and children with health limitations: guarantees of realization of the right to education in the Russian Federation; program of the Russian Federation "Available Environment";

the national strategy of actions for the benefit of children; and Convention on the rights of disabled people. The authors reveal the essence of an individual educational trajectory for children with deviations in development. Indicators and conditions on which the individual educational program has to be grounded are analyzed.

Keywords: an individual educational trajectory, children with deviations in development, indicators, conditions.

В нашей стране формируется новая культурная и образовательная норма - уважение и равноправие детей отклонениями в развитии. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из ведущих основ государственной политической деятельности в области образования в РФ. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 5. ч. 4 «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» государством «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].

Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации компетентной работы. В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов в обществе и повышения уровня их жизни

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. №1297 утверждена «Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [2].

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей с ОВЗ в Российской Федерации был утвержден указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» [3]. Одним из направлений стратегии является обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ, нуждающихся в особой заботе государства. В рамках реализации идей стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации и права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка [4].

Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» направлен на соблюдение международных стандартов юридических, экономических, социальных и других прав инвалидов. Согласно статье 24 об образовании пункта

2, «дети-инвалиды имеют право на бесплатное, обязательное начальное и средние образование в местах своего проживания; разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; получение внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; на обстановку, максимально способствующую освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности применению эффективных мер по организации индивидуализированной поддержки и т.д.» [5].

Общество не готово принять как равного человека с ограниченными возможностями здоровья, а сами дети и родители не подготовлены к адаптации и интеграции в образовательной среде. В детском возрасте возникают стереотипы, в дальнейшем они преодолеваются с трудом. Огромное значение приобретает привыкание детей данной категории к среде здоровых сверстников при начальном отсутствии стереотипного восприятия с обеих сторон. Современное общеобразовательное учреждение не готово к какой-либо форме совместного обучения детей с нормальным развитием и детей-инвалидов и детей с ОВЗ при наличии сохранных возможностей интеллектуального развития. Социальная изоляция, в которой значительная часть семей воспитывает детей с отклонениями в развитии, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это часто приводит к созданию нездоровой эмоциональной и психологической среды, способствует развитию не-врозоподобных состояний, а в некоторых тяжелых случаях - психических заболеваний как у детей, так и у родителей [2].

Анализ нормативно-методических документов позволяет утверждать, что полноценная педагогическая, психологическая, социальная и профессиональная реабилитация обучающихся с инвалидностью

и ОВЗ в образовательных организациях зависит от компетентного проектирования индивидуальной образовательной траектории развития. Индивидуальная образовательная программа является сложным, многокомпонентным явлением, включающим в себя адресную, комплексную, согласованную систему деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленную на создание уровней, условий, адекватных психическому и физическому состоянию обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, для их успешного обучения.

При проектировании индивидуальной образовательной траектории для детей-инвалидов и детей с ОВЗ следует учитывать три показателя: соматический, социально-педагогический и

социально-психологический.

Соматический показатель связан с переживаниями родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что приводит к разным соматическим болезням и расстройствам. Психотравмиру-ющая обстановка, обусловленная рождением в семье такого ребенка, рассматривается как затрагивающая «значимые для мамы ценности». У мам, имеющих детей с отклонениями в развитии, имеются подавленные неврозы, затяжные невротические депрессии, хроническая усталость. Основная масса семей подвержена «сверхсамоконтролю». Трудности, которые беспокоят их в первую очередь, не считая самочувствия болезненного малыша, касаются, как правило, личного здоровья и межличностных отношений. Положение собственного самочувствия все родители оценивают как итог перенесенных переживаний по причине заболевания ребенка [2].

Социально-педагогический показатель связан с тем, что семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Сужается круг людей, и ограничивается общение с родственниками из-за

индивидуальностей состояния малыша. Вследствие тех же оснований матери детей с отклонениями в развитии оставляют работу, чтобы ухаживать за собственным ребенком. Рождение малыша с особенными необходимостями оказывает травмирующее влияние и на отношения между родителями. Впрочем, популярны случаи, когда похожие случаи сплачивали семью [2].

Социально-психологический показатель связан, прежде всего, с переживаниями родителей за рождение ребенка с отклонениями в развитии. Рождение ребенка «не такого, как у всех», считается предпосылкой сильного стресса, испытываемого опекунами, в первую очередь, матерью. Стресс оказывает мощное деформирующее влияние на психику опекунов и считается начальным условием резкого, травмирующего конфигурации сложившихся в семье актуальных устоев. Надежды, связанные с рождением малыша, рушатся, родители начинают неадекватно воспринимать ребенка, что приводит его к разным неизменным депрессиям. Основаниями всего считаются психические особенности личности самих законных представителей (способность принять или же не принять болезненного ребенка); совокупность расстройств, характеризующих ту или же другую аномалию развития; влияние социума при контакте с семьей, воспитывающей малыша с отклонениями в развитии [2].

Таким образом, рождение ребенка с отклонениями в развитии нарушает взаимодействие и функционирование семьи, вследствие чего замедляет процесс социально-психологического привыкания в социуме. Трудности, которые испытывают эти семьи, отличаются от ежедневных попечений, волнующих обычную семью. Случается это вследствие большой психической нагрузки, которую несут семьи, имеющие детей-инвалидов и ребят с ограниченными вероятностями самочувствия. Чаще

всего, опекуны в образовавшейся истории оказываются немощными, их состояние возможно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и наружный (социальный) тупик.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей-инвалидов и детей с ОВЗ предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, включающего создание психолого-педагогических, специализированных, здоровьесберегающих, дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей к освоению основной образовательной программы средней общеобразовательной школы. Образовательная траектория направлена на предупреждение возникновения проблем личностного роста, решение актуальных задач обучения, развития психологической компетентности обучающегося. В системе комплексного проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей-инвалидов и детей с ОВЗ занимает особое место адаптиро-ванность личности, эмоциональная стабильность, развития ресурсов собственной эффективности.

Индивидуальная образовательная траектория для детей-инвалидов и детей с ОВЗ должна быть ори-ентирвана на:

- реализацию организационно-педагогических мероприятий, направленных на поддержку обучающегося с инвалидностью и ОВЗ, создание условий для его самореализации и саморазвития, оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем;

- организацию системы совместной деятельности обучающегося с ОВЗ и педагога, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности, на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений.

Создание психолого-педагогических условий:

- коррекционное направление образовательно-воспитательного процесса;

- учёт персональных индивид уальностей ребят с отклонениями в развитии;

- соблюдение позитивного псих оэмоционального режима;

- использование психолого-педагогических и информационных технологий (информационных, компьютерных) для оптимизации образовательного процесса, увеличения его производительности, доступности [6].

Обеспечение специализированных условий:

- выдвижение комплекса специальных задач обучения и воспитания, ориентированных на особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- введение в содержание деятельности специальных пунктов, направленных на решение задач развития детей с ОВЗ, отсутствующих в содержании образования здорового обучающегося;

- использование специальных средств обучения, методов, приёмов, специализированных образовател ьных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- дифференцированное и индивидуализированное обучение и воспитание с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

- комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых кор-рекционных занятиях [6].

Создание здоровьесберегающих условий:

- оздоровительный и охранительный режим обучения;

- укрепление физического и психического здоровья детей с отклонениями в развитии;

- профилактика физических, умственных и психологических

перегрузок, обучающихся с отклонениями в развитии;

- соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм обучающимися [6].

Вследствие неоднородности состава обучающихся с ОВЗ степень и задачи образовательной траектории развития в образовательном учреждении будут различными. Обеспечение участия всех детей с отклонениями в развития, независимо от степени выраженности нарушений, вместе со здоровыми детьми в проведении воспитательных, спортивно-оздоровительных, культурно-развлекательных и других мероприятиях. Обеспечение специальных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Компетентно разработанное и подобранное программно-методическое обеспечение является залогом эффективной вариативности, гибкости и планомерности учебного плана и образовательных программ; применения в рамках образовательно-воспитательного процесса специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы. Особое внимание при разработке индивидуальной образовательной траектории следует уделить программе коррекционно-реаби-литационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, которая традиционно включает четыре взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающие, консультативное и информационно-просветительское.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория (программа) - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Грамотно составленная

индивидуальная образователь- образовательных отношений, спо-ная траектория позволяет объ- собствуя получению положительно-единить усилия всех субъектов го синергетического эффекта.

Примечания:

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018). Ст. 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. URL: https://base.ga-rant.ru//

2. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: метод. материалы / под науч. ред. Н.А. Палиевой. Ставрополь, 2012. 152 с. URL: http://docplayer.ru/186879-Organizaciya-raboty-s-uchashchimisya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-vnedreniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/71265834/

4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/70183566/paragraph/1:0

5. О ратификации конвенции о правах инвалидов: федер. закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ. URL: http://edu.ifmo.ru/file/pages/207/konvenciyapoinvalidam.pdf

6. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие для руководителей и преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 159 с.

References:

1. On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on December 25, 2018). Art. 5. The right to education. State guarantees of the realization of the right to education in the Russian Federation. URL: https://base.garant.ru/

2. Organization of work with disabled students in the conditions of the introduction of inclusive education: method. materials / scient. ed. by N.A. Palieva. Stavropol, 2012. 152 pp. URL: http://docplayer.ru/186879-Organizaciya-raboty-s-uchashchimi-sya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-vnedreniya-inklyuz-ivnogo-obrazovaniya.html.

3. On the approval of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" for 2011-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of December 1, 2015 No. 1297 (amended and supplemented). URL: https://base.garant. ru/71265834/

4. On the National Strategy of Actions for Children for 2012-2017: Presidential Decree No. 761 of June 1, 2012. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70183566/ paragraph/1

5. On ratification of the convention on the rights of disabled people: Feder. Law of May 03, 2012 No. 46-ФЗ. URL: http://edu.ifmo.ru/file/pages/207/konvenciyapoinval-idam.pdf

6. Project of the educational and methodological support of the modules of the innovative educational program: a manual for managers and teachers of higher educational institutions, students of the system of additional education. SPb.: Publishing House of the RSU of A.I. Herzen, 2007. 159 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.