Научная статья на тему 'Проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья'

Проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТИ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шебанец Елена Юрьевна

Статья посвящается проблеме проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, включающего создание психолого-педагогических, специализированных, здоровьесберегающих, дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей к освоению ОПОП СОШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шебанец Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of designing individual educational trajectory of children with disabilities, provides for the construction of differentiated education and the educational process in educational organizations, including the creation of psycho-educational, specialized, health-differentiated conditions and ensuring all children have access to the development OPOP School.

Текст научной работы на тему «Проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья»

1. Веретенникова В. П. Использование блогов в учебном процессе [Электронный ресурс] / В. П. Веретенникова, Г.П. Кузнецова. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ 5_NMIV_2009/Philologia/40997. doc.htm (Дата обращения - 18.04.2017).

2. Иванченко, Д. А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении / Д. А. Иванченко // Информатика и образование. - № 2. - 2007. - С. 120-122.

3. Ковалёва Т. А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку / Т. А. Ковалева // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. - 2009. - С. 48-55.

4. Мустафина К. Р. Интернет-технологии в педагогической деятельности учителя [Электронный ресурс] / К. Р. Мустафина. - Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (Дата обращения - 19.04.2017).

5. Смыковская Е. П. Особенности синхронной и асинхронной коммуникации при обучении иностранному языку с помощью компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Е. П. Смыковская. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/22707/1/5.pdf (Дата обращения - 21.04.2017).

6. Рубанов А. В. Студент и интернет: использование электронных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. В. Рубанов - Режим доступа: http://eHb.bsu.by/bitstream/123456789/n5074/1/C%20n%20-

%2013.%20СТУДЕНТ%20И%20ИНТЕРНЕТ%20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ%20ЭЛЕКТРОННЫ Х%20ТЕХГОЛОГИЙ%20В%20УЧЕБНОМ%20ПРОЦЕССЕ^ (Дата обращения -22.04.2017).

Шебанец Елена Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация)

УДК 159.922.7:371.3

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE PROBLEM OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Статья посвящается проблеме проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, включающего создание психолого-педагогических, специализированных, здоровьесберегающих, дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей к освоению ОПОП СОШ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможности, индивидуальная образовательная траектория, инклюзивное образование.

The article is devoted to the problem of designing individual educational trajectory of children with disabilities, provides for the construction of differentiated education and the

educational process in educational organizations, including the creation of psycho-educational, specialized, health-differentiated conditions and ensuring all children have access to the development OPOP School.

Key words: children with disabilities, individual educational trajectory, inclusive education.

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов юридических, экономических, социальных и других прав инвалидов. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2016 годы. Одним из направлений стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. В рамках реализации идей стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди которых важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней. Гарантированной реализации и права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка [3].

В Федеральном Законе «Об образовании» ст. 8. «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», государством предусмотрено создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы. В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2012-2016 годы [2].

Значительная часть общества не готова принять как равного человека с сенсорными или двигательными недостатками, а сами эти люди психологически не готовы к адаптации и интеграции в социуме. Если такие стереотипы возникают в детском возрасте, в дальнейшем они преодолеваются с трудом. Большое значение приобретает адаптация ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников при изначальном отсутствии стереотипного восприятия

133

как у одной, так и другой стороны. Следует учесть, что современная массовая школа на данный момент не готова к какой-либо форме совместного обучения детей с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии равных возможностей интеллектуального развития. Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях - психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

Проблему проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать на трех уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

Психологический уровень - рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как трагедия. Факт появления ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь - мамами. Стресс, имеющий длительный или постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого, травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных устоев. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся, родители начинают неадекватно воспринимать ребенка, что приводит его к ранним постоянным депрессиям. Обретение же новых жизненных ценностей для родителей растягивается порой на длительный период. Это обусловлено такими причинами, как: психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); комплекс расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития; воздействие социума при контакте с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный уровень. Семьи этой категории становятся малообщительными, избирательными в контактах. Сужается круг знакомых и ограничивается общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин мамы больных детей более чем в 30% случаев оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или переходят на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу. Рождение больного ребенка оказывает травмирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные случаи сплачивали семью. По данным проведенного нами исследования 42% случаев семьи, где появляется ребенок-инвалид, распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Ребенок, чаще всего, растет и воспитывается без отца.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю родителей

больного ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям и расстройствам. Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье физически неполноценного ребенка, рассматривается как затрагивающая «значимые для матери ценности». У мам, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, наблюдаются депрессивные неврозы, затяжные невротические депрессии, хроническое утомление. Большинство родителей подвержены «сверхсамоконтролю». Проблемы, которые волнуют их в первую очередь, кроме здоровья больного ребенка, касаются, как правило, собственного самочувствия и межличностных отношений. Состояние своего здоровья все родители рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка.

Таким образом, рождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья деформирует семью и затрудняет процесс социально-психологической адаптации. Трудности, которые испытывают родители больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, включающего создание психолого-педагогических, специализированных, здоровьесберегающих,

дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей к освоению основной образовательной программы средней общеобразовательной школы.

Создание психолого-педагогических условий:

- коррекционная направленность образовательно-воспитательного процесса;

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями;

- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности [1].

Обеспечение специализированных условий:

- выдвижение комплекса специальных задач обучения и воспитания, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

- введение в содержание работы специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;

135

- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

- дифференцированное и индивидуализированное обучение и воспитание с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

- комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях [1].

Создание здоровьесберегающих условий:

- оздоровительный и охранительный режим,

- укрепление физического и психического здоровья,

- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,

- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм [1].

Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями

развития, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Грамотно подобранное программно-методическое обеспечение является залогом высокой вариативности, гибкости учебного плана и образовательных программ; применения в рамках учебно-воспитательного процесса специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумного чередования.

Так, особое внимание при разработке индивидуальной образовательной траектории следует уделить программе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая, традиционно включает в себя четыре взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающие, консультативное и информационно-просветительское.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Грамотно составленная индивидуальная образовательная траектория позволяет объединить усилия всех субъектов образовательных отношений, способствуя получению положительного синергетического эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буряк Л.Г., Организация образовательного пространства для построения оптимальной индивидуальной траектории обучения учащихся с 1-го по 11-й классы: (проект программы) / Л.Г. Буряк, Л.Б. Числова, О.М. Резникова, С.В. Беликов, Е.Н. Михайлович // Управление

качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2009. - № 2. - С. 19-36.

2. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы / Н.В. Пилипчевская. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева, 2009. - 136 с.

3. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие для руководителей и преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного образования. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Слота Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

METHODS AND TECHNIQUES OF MUSICAL AND STAGE EDUCATION OF STUDENTS (LEARNERS)

В статье исследуется проблема музыкально-сценического обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Раскрывается суть методов и приемов музыкально-сценического обучения, которые направлены на формирование и совершенствование межличностного общения участников вокального ансамбля, способности у учащихся к сохранению творческого самочувствия в условиях публичной деятельности, а также умения воплощения музыкальных образов.

Ключевые слова: музыкально-сценическое обучение, учащиеся, художественный тренинг, методы педагогического стимулирования, эмоционально-сценическая концентрация, метод моделирования творческого процесса.

The article discusses the problem of musical and stage education of learners in general education institutions and in institutions of additional education. The essence of methods and techniques of musical and stage training that are aimed at the formation and improvement of interpersonal communication among the participants of the vocal ensemble, the ability of the students to preserve their creative state of health in the conditions of public activity, as well as the ability to transmit musical images are revealed.

Key words: stage music training, learners, art training, methods of pedagogical stimulation, emotional-scenic concentration, a method of modeling the creative process.

Своевременное выявление и развитие у каждого ребенка творческих способностей, формирование у него качеств, необходимых для того, чтобы в дальнейшем обучении, в любом виде будущей деятельности он был бы не только исполнителем, но и творцом, является важной задачей системы образования.

Поставленные задачи в значительной степени решает музыкальное искусство. Среди предметов эстетического цикла именно музыка особенно стимулирует учеников к творческой деятельности, способствует формированию у них способности к познавательному и эмоционально-эстетическому оцениванию искусства, развития творческого мышления, коммуникативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.