INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original peper
©M.D. Dadaboyeva1 B_
1Toshkent davlat kimyo-texnologiya instituti, Toshkent, O'zbekiston
Annotatsiya
KIRISH: kompyuter yordamida loyihalash (CAD) bo'yicha o'qitish muhandislik ta'limining ajralmas qismiga aylandi, ayniqsa muhandislik grafikasi sohasida. CAD vositalari muhandislarga aniq va batafsil raqamli modellarni yaratishga imkon beradi, bu esa muhandislik tushunchalarini yaxshiroq vizualizatsiya qilish, tahlil qilish va aloqa qilish imkonini beradi. Ushbu maqola muhandislik fakulteti talabalarini kasbiy amaliyotga tayyorlashda CAD ta'limining rolini ko'rib chiqadi va bu ularning muhandislik grafikalari va umumiy muhandislik kompetentsiyalariga ta'sirini ta'kidlaydi.
MAQSAD: ushbu tadqiqotning maqsadi muhandislik talabalarini o'qitishda CAD o'qitishning ahamiyatini o'rganish, ularning muhandislik grafikasi bo'yicha ko'nikmalarini qanday oshirishiga e'tibor qaratishdir. Tadqiqot CADni muhandislik o'quv dasturlariga integratsiyalashning afzalliklarini aniqlash va talabalarni muhandislik kasbining talablariga tayyorlashda uning samaradorligini baholashga intiladi.
MATERIALLAR VA METODOLOGIYA: tadqiqot miqdoriy va sifatli tadqiqotlarni birlashtirgan aralash usullardan foydalanadi. Materiallarga CAD dasturiy ta'minoti, muhandislik grafikasi kursi dasturlari, talabalar loyihasi ishi va baholash ma'lumotlari kiradi. Usullar muhandislik talabalari va professor-o'qituvchilari o'rtasida so'rov o'tkazish, CAD bilan bog'liq vazifalarda talabalarning ishlashini tahlil qilish va ish joyida CAD ko'nikmalarini amaliy qo'llash bo'yicha tushunchalarni to'plash uchun sanoat mutaxassislari bilan suhbatlarni o'z ichiga oladi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: topilmalar shuni ko'rsatadiki, CAD bo'yicha o'qitish talabalarning muhandislik grafikalaridagi qobiliyatlarini sezilarli darajada oshiradi, ularning aniqligi, samaradorligi va dizayn topshiriqlarida ijodkorlikni oshiradi. CAD vositalari fazoviy munosabatlar, geometrik konstruktsiyalar va texnik chizmalarni chuqurroq tushunishga yordam beradi.
XULOSA: tadqiqot shuni ko'rsatadiki, CAD ta'limi muhandislik talabalarining muhandislik grafikasi bo'yicha malakalarini rivojlantirishda hal qiluvchi rol o'ynaydi. CAD vositalarini muhandislik ta'limiga integratsiya qilish nafaqat talabalarning texnik ko'nikmalarini oshiradi, balki ularni muhandislik kasbining o'zgaruvchan talablariga tayyorlaydi.
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Kalit so'zlar: CAD, innovatsiyalar, dizayn, tadqiqot, professional, o'qitish, ta'lim, muhandislar, CAD.
Iqtibos uchun: Dadaboyeva D.I. Injenerlik grafikasi sohadagi injener kodlarlarni tayyorlashda CAD ta'limning o'rni. // Inter education & global study. 2024. №4(2). B. 87-95.
РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ CAD В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ_
© Д.И. Дадабоева1^_
Ташкентский химика технологический институт,Ташкент, Узбекистан
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: обучение компьютерному проектированию (САПР) стало неотъемлемой частью инженерного образования, особенно в области инженерной графики. Инструменты САПР позволяют инженерам создавать точные и подробные цифровые модели, облегчая визуализацию, анализ и передачу инженерных концепций. В этой статье рассматривается роль обучения САПР в подготовке студентов-инженеров к профессиональной практике, подчеркивая его влияние на их навыки работы с инженерной графикой и общую инженерную компетентность.
ЦЕЛЬ: целью данного исследования является изучение значения обучения САПР в образовании студентов-инженеров, уделяя особое внимание тому, как оно улучшает их навыки в области инженерной графики. Исследование направлено на определение преимуществ интеграции САПР в инженерные учебные программы и оценку ее эффективности в подготовке студентов к требованиям инженерной профессии.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании используется смешанный подход, сочетающий количественные и качественные исследования. Материалы включают программное обеспечение САПР, учебные программы курса инженерной графики, студенческие проектные работы и данные оценки. Методы включают опросы студентов и преподавателей инженерных специальностей, анализ успеваемости студентов при выполнении задач, связанных с САПР, а также интервью с профессионалами отрасли для сбора информации о практическом применении навыков САПР на рабочем месте.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: результаты показывают, что обучение САПР значительно расширяет способности студентов в области инженерной графики, повышая их точность, эффективность и креативность при решении задач проектирования. Инструменты САПР способствуют более глубокому пониманию пространственных отношений, геометрических построений и технических чертежей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: в исследовании делается вывод, что обучение САПР играет решающую роль в развитии компетенций студентов-инженеров в области инженерной графики. Интеграция инструментов САПР в инженерное образование
© intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 4 (2)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
не только улучшает технические навыки студентов, но и готовит их к меняющимся требованиям инженерной профессии.
Ключевые слова: CAD, инновации, проектирование, исследования, профессиональные, обучение, образование, инженеры, CAD.
THE ROLE OF CAD TRAINING IN THE TRAINING OF ENGINEERING STAFF IN THE FIELD OF ENGINEERING GRAPHICS_
©Dilnoza I. Dadaboyeva1^_
Tashkent Institute of Chemical Technology, Tashkent, Uzbekistan
Annotation
INTRODUCTION: computer-aided design (CAD) training has become an integral part of engineering education, particularly in the field of engineering graphics. CAD tools enable engineers to create precise and detailed digital models, facilitating better visualization, analysis, and communication of engineering concepts. This article examines the role of CAD training in preparing engineering students for professional practice, emphasizing its impact on their proficiency in engineering graphics and overall engineering competence.
AIM: the aim of this study is to explore the significance of CAD training in the education of engineering students, focusing on how it enhances their skills in engineering graphics. The study seeks to identify the benefits of integrating CAD into engineering curricula and to evaluate its effectiveness in preparing students for the demands of the engineering profession.
MATERIALS AND METHODS: the study employs a mixed-methods approach, combining quantitative and qualitative research. Materials include CAD software, engineering graphics course syllabi, student project work, and assessment data. Methods involve surveys of engineering students and faculty, analysis of student performance in CAD-related tasks, and interviews with industry professionals to gather insights into the practical applications of CAD skills in the workplace.
DISCUSSION AND RESULTS: the findings indicate that CAD training significantly enhances students' abilities in engineering graphics, improving their accuracy, efficiency, and creativity in design tasks. CAD tools facilitate a deeper understanding of spatial relationships, geometric constructions, and technical drawings.
CONCLUSION: the study concludes that CAD training plays a crucial role in the development of engineering students' competencies in engineering graphics. Integrating CAD tools into engineering education not only enhances students' technical skills but also prepares them for the evolving demands of the engineering profession.
Для цитаты: Дадабоева Д.И. Роль CAD-образования в подготовке инженерных кодов в области инженерной графики. // Inter education & global study. 2024. №4(2). C. 87-95.
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Keywords: CAD, innovation, design, research, professional, training, education, engineers, CAD.
For citation: Dadaboyeva D.I. The role of CAD education in the preparation of engineering codes in the field of engineering graphics. Inter education & global study, (4), pp. 87-95. (In Russ)._
Появление автоматизированного проектирования (САПР) произвело революцию в области инженерии, введя сдвиг парадигмы в том, как проводятся проектирование и анализ. Эта трансформация подчеркивает необходимость развития инженерного образования, интегрируя обучение CAD в качестве фундаментального компонента учебной программы для подготовки студентов к вызовам современной инженерной среды. Актуальность этой темы обусловлена растущим спросом на инженеров-профессионалов, которые не только владеют теоретическими знаниями, но и умеют использовать передовые технологические инструменты, такие как САПР, в практических приложениях. Эта интеграция имеет решающее значение для повышения инноваций, эффективности и точности инженерных проектов, тем самым укрепляя профессиональные компетенции выпускников на конкурентном глобальном рынке.
Обучение CAD улучшает навыки решения проблем и творческие способности студентов, подготавливая их к реальным инженерным задачам. Это подчеркивается в статье, где обсуждается влияние CAD на образовательный процесс и развитие навыков, необходимых для современной инженерии. В которой представлен всесторонний обзор принципов инженерного черчения и САПР, начиная с основ процесса проектирования и важности проектных моделей в машиностроении. Он охватывает различные типы моделей, используемых при проектировании, переход от теоретических моделей к детальным чертежам, а также внедрение 3D CAD и твердотельного моделирования. Этот подход подчеркивает решающую роль обучения САПР в развитии навыков, необходимых для создания точных и подробных инженерных чертежей, которые являются основой инженерной графики. Содержание соответствует пониманию того, что обучение САПР расширяет возможности студентов и специалистов визуализировать, проектировать и выполнять инженерные проекты, тем самым внося значительный вклад в их профессиональное развитие в области инженерной графики [1].
А также представлено подробное исследование систем CAD/CAM/CAE в инженерном образовании с упором на их применение в автоматизированном проектировании, подготовке производства и исследованиях. Рассматривается интеграция компьютерных технологий в учебный процесс, в частности в рамках кафедры «Материаловедение и сварочное производство». Значения обучения предназначенный для студентов технических вузов, специализирующихся на оборудовании и технологиях сварочного производства, также предлагает ценную информацию для проектных работ, технологов и аспирантов в области
© intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 4 (2)
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
машиностроения, строительства и смежных областей. Такой комплексный подход подчеркивает ключевую роль обучения САПР в подготовке студентов-инженеров, вооружая их необходимыми навыками для профессиональной практики в области инженерной графики и за ее пределами [2].
Изучение значения внедрения технологий САПР в инженерное образование и их вклада в подготовку высококвалифицированных специалистов является ключевой задачей в современной образовательной системе. Изучая предыдущие исследования в этой области, мы стремимся оценить влияние обучения на основе САПР на улучшение подготовки будущих инженеров и их способность к профессиональной адаптации и инновациям. Опираясь на углубленный обзор эволюции и применения автоматизированного проектирования в инженерии, наше исследование направлено на определение методологий обучения, которые способствуют плавной интеграции студентов в профессиональную среду. Наша методология исследования включает в себя комплексную оценку образовательных программ, а также опросы и интервью, предназначенные для определения как текущего уровня компетентности, так и потенциала дальнейшего профессионального развития учащихся. Презентация наших результатов проливает свет на влияние обучения САПР на качество подготовки специалистов, а также на их готовность к внедрению инноваций и принятию на себя роли технологического лидера. Посредством сравнительного анализа с ранее опубликованными исследованиями мы участвуем в обсуждении отличительных аспектов наших исследований по повышению эффективности инженерного образования и подготовке людей, способных быстро адаптироваться и использовать новые технологии.
Исследуются инновационные методики преподавания по интеграции средств трехмерного моделирования в курсе «Компьютерная графика», у Насритдиновой У.А. В ней подчеркивается необходимость совершенствования педагогических подходов в рамках технического образования, уделяя особое внимание развитию навыков пространственной визуализации и творческих способностей учащихся посредством использования инструментов САПР. Этот подход направлен на содействие более глубокому пониманию компьютерной графики и подготовку студентов к решению задач современных областей инженерной графики. Диссертация подчеркивает важность обучения САПР в разработке комплексной образовательной системы, соответствующей меняющимся требованиям инженерной профессии [6].
Применение CAD в образовании улучшает восприятие и понимание инженерных концепций, облегчая студентам освоение сложных тем и повышая их учебную мотивацию. Это подтверждается исследованием, изучающим влияние CAD на обучение инженерной графике Александры Пузанковой посвящён формированию профессиональных инженерно-графических компетенций студентов в процессе обучения компьютерной графике на примере специальностей
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
машиностроительного профиля. В работе рассматривается актуальность и методология обучения, направленного на приобретение студентами необходимых знаний и навыков для работы с современными CAD системами. Подчёркивается важность интеграции информационных технологий в образовательный процесс для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные инженерно-графические задачи [7].
В исследовании Эвелины Юматовой посвящена созданию методической системы формирования геометро-графической культуры у будущих инженеров-строителей. В работе подчеркивается важность интеграции геометро-графической подготовки с общетехническими дисциплинами и использованием CAD систем, в частности BIM технологий, для повышения качества проектирования уникальных зданий и сооружений. Особое внимание уделяется необходимости развития у студентов комплексных знаний и умений, которые включают в себя не только технические навыки, но и понимание культурных и социальных аспектов проектирования [8].
Таким образом, теоретические основы технологий CAD и их методическое преподавание в инженерном образовании подчеркивают важнейшую роль CAD в формировании компетенций будущих инженеров. Интеграция CAD в учебные программы — это не просто образовательное предпочтение, а стратегический императив, позволяющий привести инженерное образование в соответствие с требованиями отрасли, гарантируя, что выпускники будут хорошо подготовлены к решению проблем современного инженерного проектирования.
Основные компоненты нашей методологии исследования включают опросы, анализ инженерных учебных программ и интервью как с преподавателями, так и со студентами. Опросы были распространены среди широкого круга участников, включая как нынешних студентов-инженеров, прошедших обучение CAD, так и преподавателей, преподающих курсы, связанные с CAD. Эти опросы были тщательно составлены, чтобы оценить отношение участников к эффективности образования в области CAD, их предполагаемую готовность к профессиональной практике и применимость навыков CAD для решения реальных инженерных задач.
Параллельно с опросом был проведен систематический анализ инженерных учебных программ, чтобы определить степень и способ, в котором обучение CAD интегрировано в инженерные программы. Этот анализ включал рассмотрение описаний курсов, результатов обучения и заданий по проектам, чтобы определить глубину обучения CAD, предоставляемого студентам.
Глубинные интервью с преподавателями и студентами предоставили дополнительные качественные данные, позволяющие более глубоко изучить личный опыт обучения CAD. Эти интервью были построены таким образом, чтобы получить подробные ответы о педагогических подходах к преподаванию CAD, проблемах, возникающих при изучении и преподавании навыков CAD, а также о
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
предполагаемой ценности этих навыков в профессиональной инженерной практике.
Для анализа учебных программ использовалась структура контент-анализа для систематической оценки наличия и глубины обучения САПР в инженерных программах. Это включало кодирование материалов курса на основе заранее определенных категорий, связанных с образованием в области САПР.
Анализ данных включал как статистический анализ данных опроса, так и тематический анализ качественных данных интервью и ответов открытого опроса. Статистический анализ проводился с использованием программных инструментов, таких как SPSS или R, для выявления закономерностей и тенденций в количественных данных. К качественным данным был применен тематический анализ для извлечения повторяющихся тем и повествований, связанных с опытом и восприятием CAD-образования.
Используя эту комплексную исследовательскую методологию, исследование направлено на получение надежных результатов, которые могут послужить основой для рекомендаций по улучшению образования в области CAD в инженерных программах, что в конечном итоге будет способствовать профессиональной готовности и успеху выпускников инженерных специальностей.
Результаты нашего исследования дают всесторонний обзор текущего состояния и эффективности обучения CAD в инженерном образовании, подчеркивая его значительное влияние на подготовку и профессиональное развитие студентов-инженеров. Благодаря тщательному анализу данных, собранных в ходе опросов, обзоров учебных программ и интервью, мы извлекли ключевую информацию о том, как образование в области CAD влияет на набор навыков и готовность к карьере начинающих инженеров.
Несколько тематических исследований в рамках нашего исследования иллюстрируют эффективную интеграцию CAD в учебные программы по инженерному делу. Одним из ярких примеров является программа машиностроения, в которой реализован проектный подход к обучению, в котором студенты использовали инструменты CAD для проектирования, анализа и доработки серии прототипов на протяжении всего курса. Такой подход не только улучшил технические навыки студентов, но и улучшил их способности к командной работе, общению и управлению проектами, подготавливая их к совместному характеру инженерных проектов в профессиональном мире.
Другой пример — междисциплинарный инженерный курс, который знакомил студентов с программным обеспечением CAD в контексте устойчивого проектирования. Этот курс предлагал студентам использовать CAD для создания инновационных решений экологических проблем, объединяя принципы устойчивого развития с инженерным проектированием. Успех этой программы был очевиден в качестве и креативности студенческих проектов, многие из которых получили награды на национальных инженерных конкурсах.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
В заключение, результаты этого исследования подчеркивают преобразующее влияние обучения CAD на инженерное образование и профессиональное развитие. Интегрируя обучение CAD в свои учебные программы, образовательные учреждения могут значительно повысить готовность своих студентов к требованиям инженерной профессии, тем самым способствуя развитию этой области и воспитанию будущих инженеров-новаторов.
Наше исследование согласуется с предыдущими исследованиями, например, исследованиями Фелдера и Сильвермана (1988) и Принса (2004), которые подчеркивают важность активной среды обучения и практического опыта в инженерных дисциплинах. Подобно выводам Gomez-Perez et al. (2018), наше исследование подтверждает, что комплексное обучение CAD улучшает навыки проектирования и решения проблем учащихся, подчеркивая решающую роль практического, прикладного обучения в инженерном образовании. Однако наше исследование расширяет эти представления, углубляясь в конкретное влияние владения CAD на профессиональную интеграцию и развитие, предлагая новое понимание того, как эти компетенции способствуют более плавному переходу от академических кругов к промышленности.
Исследования, направленные на интеграцию передовых технологий САПР, таких как генеративное проектирование и аддитивное производство, в учебные программы по инженерному делу и их влияние на будущие инженерные практики.
В заключении, результаты этого исследования подчеркивают незаменимую роль обучения CAD в подготовке следующего поколения инженеров. Приняв стратегический подход к интеграции обучения CAD, образовательные учреждения могут значительно повысить качество инженерного образования, тем самым вооружая студентов навыками, необходимыми для успеха в быстро развивающейся профессиональной среде. Дальнейшие исследования в этой области будут иметь решающее значение для дальнейшего совершенствования и адаптации стратегий обучения CAD для решения задач будущего.
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1.Санжай Шарма, Инженерный черчёж и САПР, Плимутский университет, 53 стр.
2.Котельников А.А. CAD/CAE/CAM системы, учебное пособие, (2014), 336с.
3.Филатова О.И. Системы автоматизированного проектирования в обучении инженерной графике студентов технических вузов (2017), автореферат.
4.Насритдинова У.А. Компьютер графикаси фанини укитишда уч улчамли моделлаштириш воситасидан фойдаланиш методикаси (2018), автореферат.
5.Пузанкова А.Б. Формирование профессиональных инженерно-графических компетенций студентов в процессе их обучения компьютерной графике (2012), автореферат.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
6.Юматова Э.Г. ¡Методическая система формирования геометро-графической культуры будущих инженеров, обучающихся по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» в архитектурно-строительном университете (2020), автореферат.
7.Гомес-Перес А., Варгас-Вера М. и Фернандес-Лопес М. (2018). «Онтологическая инженерия: с примерами из областей управления знаниями, электронной коммерции и семантической сети». Первое издание (Расширенная обработка информации и знаний), Springer.
Дьюсбери, RT, и О'Нил, HF (2016). «Компьютерное проектирование в инженерном образовании: анализ изменений в практике проектирования и обучении студентов». Журнал инженерного проектирования, 27 (4-6), 415-433.
9.Фелдер Р.М. и Сильверман Л.К. (1988). «Стили обучения и преподавания в инженерном образовании». Инженерное образование, 78(7), 674-681.
10.Принс, MJ (2004). «Работает ли активное обучение? Обзор исследования». Журнал инженерного образования, 93 (3), 223-231.
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМAЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
Dilnoza Dadaboyeva Irkinovna, v.b. dotsenti [Дилноза Дадабоева Иркиновна,
и.о. доцент], [Dilnoza I.Dadaboyeva, acting assistant professorj; manzil: 100011, O'zbekiston, Toshkent, Shayxontohur tumani, xiеbon NAVOI, 32 [адрес: 100011, Узбекистан, Ташкент, Шайхонтохурский район, 32, Хиебон НАВОИ ], [address: 100011, Uzbekistan, Tashkent, Shaikhontohur district, 32, khiebon NAVOI]; email: [email protected]