Научная статья на тему 'Инфраструктурный комплекс торговли как элемент целостной общественной системы экономики региона: проблемы формирования'

Инфраструктурный комплекс торговли как элемент целостной общественной системы экономики региона: проблемы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный комплекс торговли как элемент целостной общественной системы экономики региона: проблемы формирования»

АКТУА1ЫЫЕ ПРКЛЕМЫ ХОЗЯІСТІЕІІІЙ ПРАКТИКИ

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРГОВЛИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛОСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Н.Г. КУЗНЕЦОВ

доктор экономических наук, профессор, 1-й проректор РГЭУ «РИНХ»

В.П. ФЕДЬКО

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы РГЭУ «РИНХ»

С.М. ГАНУС

соискатель РГЭУ «РИНХ»

Современная рыночная экономика достаточно отчетливо показала свои плюсы в сфере обращения. Во-первых, рынок - это гибкая система приспособления производства к потреблению. Во-вторых, в системе рыночных отношений изменились доминировавшие многие годы в отечественной экономической политике приоритеты, и был взят курс на реальное удовлетворение интересов потребителя. В-третьих, в условиях рынка произошло объективное приспособление функционировавшей системы торгово-посреднических институтов инфраструктуры к реалиям потребительского спроса и поведения. В-четвертых, были активизированы экономические инструменты изучения рынка, спроса, поведения потребителей и его мотивации, т.е. все то, что относится к маркетингу. Фактически маркетинг в торговле - это искусство предвосхищать, распознавать и исполнять желания потребителя. В-пятых, актуализировалась задача развития инфраструктуры торговли, формирования торговых сетей внутренней торговли не только в крупных мегаполисах, но и в малых городах России.

Под внутренней торговлей как самостоятельной отраслевой системой понимается совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся на территории России куплей-продажей потребительских товаров и оказанием иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и покупательского спроса.

За относительно небольшой период рыночных преобразований в нашей стране внутренняя торговля претерпела коренные изменения. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестицион-

© Кузнецов Н.Г., 2005 © Федько В.П., 2005 © Ганус С.М., 2005

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4

ная активность в этой сфере одна из самых высоких. Как результат, можно констатировать, что торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

К сожалению, проведенные в стране реформы экономики мало затронули инфраструктурную ее составляющую. В результате мы получили прямо противоположное тому, что собирались получить с помощью задуманных реформ: вместо эффективного взаимодействия и роста производительных сил - их разобщение и разрушение, вместо роста экономического потенциала страны - его сокращение, вместо укрепления и развития важнейших систем жизнеобеспечения и общественной безопасности страны - затяжной общественный кризис с деградацией важнейших наукоемких отраслей и ухудшением всех сторон жизни населения страны.

Теорией доказано, что та или иная модель развития общества всегда содержит базисную и надстроечную части. Базисная часть отражает общие для всей совокупности национального хозяйства закономерности и тенденции развития, которые в основном связаны с состоянием и развитием производительных сил. Надстроечная составляющая связана, главным образом, с национальными, историческими, социальными, традиционно-культурными и другими специфическими особенностями того или иного региона, республики, края. Важным при этом является то, что, принимая те или иные организационные формы, в которых реализуются базисные условия развития общественных систем, данные институты, называемые инфраструктурой общественного производства, требуют учета их состояния и тенденций развития как целостной общественной системы (ЦОС) национального хозяйства.

Теория обосновала, а практика хозяйствования подтвердила, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к сформировавшимся в экономике хозяйственно-технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице приведены разновидности институтов инфраструктуры, которые получили преимущественное развитие в период формирования и становления каждого из технологических укладов в передовых странах мира [3, с. 205].

Разновидности институтов инфраструктуры, имевших приоритетное развитие в период формирования и становления определенных хозяйственно-технологических укладов

Разновидности хозяйственнотехнологических укладов экономики России Элементы инфраструктуры, получившие приоритетное развитие на определенном укладе

Первый Формирование и развитие государственной торговли, транспортных коммуникаций, гидротехнических сооружений

Второй Расширение торговли и развитие железнодорожного сообщения, мирового судоходства

Третий Формирование разветвленной торговой сети в стране и в регионах. Расширение интеграционных связей, развитие коммуникационных средств связи - телефон, телеграф, радио. Развитие источников энергии - электростанции, электрические распределительные сети

Четвертый Интенсификация обменных процессов, развитие скоростных автомобильных и железных дорог, расширение воздушного сообщения

Пятый Космическая эра, телекоммуникационные спутники, активное развитие средств индивидуальной телекоммуникации, создание компьютерных сетей

Характерными чертами современной экономической ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы, фрагментарность развития отдельных сфер экономики и неустойчивость складывающихся рыночных отношений, проявившиеся уже в результате становления рынка. Несмотря на то, что подобные процессы реформирования сегодня присущи многим странам переходной экономики, России свойственна определенная специфика, обусловливаемая огромной территорией, историческими, демографическими и иными особенностями, реальностью складывающихся хозяйственно-технологических укладов, а также глобальностью самих перемен. Последовательность этапов и их качественная характеристика в отношении инфраструктуры показывает, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов, вследствие чего мы сегодня не можем говорить о формировании ЦОС.

Так, не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще третьему технологическому укладу (например, построение разветвленных торговых сетей, уровень транспортной обеспеченности, развитие складского хозяйства, уровень телефонизации, развитие сети дорог), при этом качество уже созданных элементов является крайне невысоким. Если же говорить об инфраструктуре пятого технологического уклада, то она настолько незначительна в России по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада в ближайшие годы становится проблематичным. Достаточно сказать, что по уровню развития средств связи и коммуникациям (второй важнейший элемент инфраструктуры пятого уклада) Россия находится на 42-м месте в мире. Однако, наряду с развитием инфраструктуры пятого технологического уклада, насущной проблемой является развитие и всех остальных элементов инфраструктурного комплекса экономики, что создаст, в свою очередь, чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей промышленности в нашей стране.

На стыке веков в национальной экономике многих стран мира под влиянием НТП значительно снизился удельный вес в структуре валового внутреннего продукта первичных отраслей при резком возрастании индустрии знаний, информации, т.е. третичных отраслей. Произошло смещение акцентов с отраслей первой группы и по числу занятых в общественном производстве к отраслям третьей группы, обеспечивающим транспортировку продукции, ее сбыт, торговлю, упаковку, маркировку, а также выполняющим функции управления, т.е. акцент сместился на деятельность, связанную с предоставлением услуг. Именно услуги все более активно выходят сегодня в центр современной экономики, как это было в свое время с промышленностью (в индустриальной экономике). Это меняет и характер функционирования экономики, ее целевые установки с переходом на «сервизацию» экономики [1; 4, с. 84-85].

Актуальность проблемы формирования и развития инфраструктурной составляющей экономики в условиях ее «сервизации» обусловлена целым рядом факторов, в числе которых:

- усложняющиеся связи и взаимодействие всех элементов и блоков ЦОС, в результате чего начинают преобладать открытые инфрасистемы и инфраотрасли, деятельность которых требует пространственно-временного согласования множества воспроизводственных процессов (производства, сбыта, материально-технического обеспечения, торговли, транспортноэкспедиционного, коммуникационного и информационного обслуживания, материальных, информационных, товарных и денежных потоков).

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4

В этих условиях существенно ограничивается возможность выживания и тем более успешного развития локальных, как правило, периферийных инфраструктурных сетей;

- фрагментарность развития инфраструктуры, которая в значительной степени определяет жизненный уровень населения, его безопасность, социальное и культурное развитие. В результате личные способности человека нивелируются, его индивидуальная активность концентрируется вокруг низших потребностей, которые становятся доминирующими (согласно теоретическим положениям А. Маслоу), а доля свободного времени, направляемого на совершенствование и развитие личности, ее способностей, снижается [5, с. 321; 6]. Это наглядно видно из имеющей место тенденции поглощения и «вымывания» финансово слабых периферийных торговых структур в Ростовской области, да и по Югу России в целом, торговыми сетями иностранных и московских компаний. Среди наиболее крупных российских розничных компаний, проявляющих высокую заинтересованность в настоящее время на региональном рынке Юга России, можно выделить: «Перекресток», «Пятерочка», «Седьмой континент», «Магнит», «Копейка», «Старик Хоттабыч» и др.;

- неразвитость рыночной системы отечественной экономики и отсутствие опыта рыночного взаимодействия различных сфер экономики, дополняемые нестабильностью формирующихся в стране рыночных отношений;

- затянувшиеся кризисные процессы в инвестиционном комплексе, недостаточное обновление сильно изношенных основных фондов промышленности (до 70%) и инфраструктуры (около 80% на транспорте и 60% в торговле);

- хроническое снижение объемов промышленного производства большинства отраслей национальной экономики, что усугубляется отсутствием системных мер по созданию и внедрению инноваций;

- высокий уровень потерь продукции на всех стадиях логистической цепи товародвижения продукции в торговле, при отсутствии достаточно развитой транспортно-складской составляющей инфраструктуры и отсутствии должной сервисной поддержки производимой продукции;

- недооценка, а зачастую и игнорирование проблемы развития инфраструктуры упаковки, транспортной многооборотной тары и активизации усилий по утилизации и рециклингу вторичных ресурсов в экономике;

- реализуемая концепция включения России в мирохозяйственные связи, вступление в ВТО требуют ускоренного пересмотра и корректировки национальной доктрины по повышению технического уровня производства, его организации и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Все это наложило свой отпечаток на формы и методы управления, техническое и технологическое оснащение систем управления национальной экономики, которые во многом зависят от организационно-экономических отношений в обществе, состояния его инфрасистем, их разрешающего потенциала.

Известный теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечал, что произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не «пропорциональные», а общие «накладные» затраты общества - на инфрасистемы: торговлю, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики,

ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфраиндустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда [2].

Важно учитывать, что существование малых, средних, больших и крупных сельских поселений и распределение всех потребностей в товарах (по частоте, объему и ассортименту спроса) на повседневные, периодические и эпизодические обусловливают возможность ступенчатости в организации торгового обслуживания жителей в малых городах. Динамика последних нескольких лет показывает, что на Юге России на продовольственную группу товаров население тратит приблизительно 60-70% средств и только 30-40% на непродовольственную группу товаров.

Региональные различия в соотношении поселений разной величины предопределяют особенности формирования и размещения центров торгового обслуживания, построения торговых сетей разных рангов в каждом регионе.

В практике территориального развития и размещения материально-технической базы торговли, организации торгового обслуживания населения, создания и развития рыночных фондов товаров народного потребления существенное значение имеют различия в потребностях населения, обусловленные влиянием природно-климатических факторов, традиции, менталитет, культура и определенные национальные условности, которые особенно актуальны для Северного Кавказа и которые не находят полного отражения в реальности бытия.

Сегодня большинство средних и малых городов нашей страны (а Россия - это фактически малые города) остро нуждаются в серьезной реструктуризации своего совокупного экономического потенциала, необходимости вовлечения их в федеральные или региональные инфраструктурные проекты. Малый город - это, как правило, очень важное передаточное звено в системе распределения производительных сил и источник обновления городов больших. Объективность смещения акцентов и обращения внимания на развитие малых городов, создания в них полноценной инфраструктуры имеет свои причины. К ним, в частности, относятся1 [7]:

- загромождение крупных городов мелкими предприятиями, многие из которых объективно не в состоянии платить полноценные платежи за землю, за услуги инженерной инфраструктуры и за загрязнение окружающей среды, которые тем выше, чем крупнее город;

- острый дефицит мощностей инженерной инфраструктуры в крупных городах, осложняющийся растянутыми коммуникациями, к тому же изношенными, как правило, на 70-90%;

- низкая обеспеченность населения жильем при отсутствии средств для жилищного строительства у подавляющей части населения и у государства;

- экономическая неэффективность комбинирования производства и необходимость территориального расчленения имеющихся универсальных предприятий с целью более полного использования выгод межрайонного, внутрирайонного и внутриагломерационного разделения труда и оптимального сочетания отраслевой, а также территориальной концентрации производства и расселения в федеральных округах;

1 Эти положения достаточно полно были раскрыты А. Эпштейном, консультантом по вопросам собственности Совета Федерации ФС РФ.

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4

- невозможность ликвидировать дефицит бюджета крупных городов без перестройки отраслевой структуры их хозяйства, без прекращения практики создания новых жилых районов, для чего необходимо сокращение числа рабочих мест в промышленности и организация оттока минимум 10-15% населения;

- суммарные затраты в связи с реконструкцией и расширением предприятий, не соответствующих направлениям участия крупных городов в географическом разделении труда, всегда будут больше, чем при перемещении соответствующих видов производств в малые и средние поселения (и не только городские).

Если к перечисленным проблемам добавить имеющие место резкие и достаточно устойчивые специфические отличия в деятельности бизнесменов, политиков, экономистов, социальных работников, работников торговли и работников образования в малых и средних городах России, то мы можем констатировать наличие дополнительного набора проблем, в числе которых:

- неразвитая и/или некачественная инфраструктура обеспечения экономических, социальных и политических реформ;

- недостаточная и/или неоперативная информированность об изменениях во внешней среде;

- ограниченные финансовые возможности;

- разобщенность, отсутствие осознания себя как определенной силы в обществе;

- высокая психологическая и иная зависимость от государственных структур;

- низкие темпы разворачивания новых программ, видов бизнеса;

- высокая степень взаимосвязи и взаимовлияния представителей бизнеса и администрации;

- административно-психологическая зависимость и подчиненность центру, порождающая амбициозность последнего, и др.

Розничная торговля в России в процессе своего эволюционного развития прошла ряд этапов. Отечественная история развития торговли свидетельствует, что только в начале 1930-х гг., после отказа от частнопредпринимательской деятельности в народном хозяйстве, национальная статистика официально зафиксировала категории оптовая и розничная торговля, определив их понятийное содержание. В предшествующий период четкого экономического признака деления торговли на оптовую и розничную фактически не существовало, да и в настоящее время закона по оптовой и розничной торговле в стране нет.

Все последующие годы традиционно считалось, да и в настоящее время взгляды не изменились, что оптовая торговля - это продажа относительно крупными партиями для целей перепродажи, а деление и продажа уменьшенных партий, отличающихся от стандартных размером или количеством, - розница.

Этимологически слово «розничный» происходит от глагола «рознить», т.е. разделять, отделять одно от другого, часть от целого. Как в условиях рыночных отношений, так и имевших в нашей стране в недалеком прошлом социалистических условиях розничная торговля означала продажу товаров непосредственно населению, т.е. для личного употребления. Особенность розничной продажи определенного товара отдельному покупателю заключается в том, что количество проданных товаров ограничивается пределами личного потребления (как правило, платежеспособным спросом и разумными количествами), т.е. размер продажи товаров одному розничному покупателю во много раз меньше оптовой торговли.

В последующие годы советской власти розничная торговля, осуществлявшаяся под мощным прессом объективного и доминирующего субъективного дефицита, дополняемых негативными последствиями «квазиспроса», решала задачи не удовлетворения спроса, а лишь была инструментом карточного распределения продуктов питания и отдельных товаров длительного пользования.

Процесс формирования относительно сбалансированной системы розничной торговли в России, пришедшей на смену карточному распределению, следует относить к середине 90-х гг. XX в. До этого момента розничная торговля в стране представляла собой сеть государственных магазинов и магазинов потребкооперации, в которых покупателю предлагались товары отечественного производства, как правило, низкого качества и по невысокой цене.

В таком состоянии розничный рынок существовал примерно до конца 1990-х гг. В этот период в стране началось возрождение торговой активности, обусловленное появлением «челноков», завозивших товары из стран ближнего зарубежья. Соотнося данный период с классическими маркетинговыми концепциями, можно сделать вывод, что страна переживала этап, определяемый как концепция торгового маркетинга с приоритетом импортного товара над отечественным. При этом концепция производственного маркетинга в нашей стране была отнесена на более поздний период и имеет определенные тенденции развития лишь в настоящее время.

В начале XXI в. в стране стал появляться так называемый средний класс, который вызвал к жизни, помимо бутиков, необходимость организации новых форм розничной торговли, способных удовлетворить потребности этой группы покупателей, достаточно платежеспособной и требующей более качественных товаров и форм обслуживания. Фактически, были созданы предпосылки организации в стране, по типу существовавших и изготовленных по немецким проектам магазинов самообслуживания, новых типов розничных магазинов - супермаркетов, которые были образованы, как правило, в областных центрах и не распространялись на малые города России.

Сегодняшний уровень развития розничных торговых сетей позволяет выявить следующие основные тенденции и проблемы применительно к России:

- опорной базы для развития торговых сетей в больших и малых городах страна фактически не имеет, и ее инфраструктуру надо создавать заново;

- отечественные и зарубежные торговые предприятия начали освоение периферийного рынка практически одновременно, но с разными стартовыми возможностями, что позволяет сделать прогноз о малой реальности захвата отечественными торговыми операторами рыночной ниши периферийных центров России;

- на рынке торговых услуг сформировалась тенденция укрупнения магазинов и индивидуализации подхода к покупателям;

- основной тенденцией мировой розничной торговли на сегодняшний день является расширение сетей;

- форматы розничной торговли в России отличаются от западных, как по объемным показателям торговой деятельности, товарной насыщенности, так и по кругу обслуживаемых покупателей;

- проблема создания гипермаркетов как центра удовлетворения всех потребностей потребителей в стране не может быть реализована, за исключением нескольких мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Ростов);

- менталитет населения нашей страны ориентирован на практически ежедневное посещение магазинов для покупки товаров первой необходимос-

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4

ти, что предполагает реализацию концепции строительства небольших супермаркетов, а не больших гипермаркетов за пределами городской черты;

- темпы строительства и ввода отечественных супермаркетов в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры достаточно замедленны, и к тому же затраты высоки (затраты на строительство супермаркета в России колеблются от 3 до 10 млн долл.);

- кредитная поддержка отечественных торговых предприятий в России незначительна, дорога и организационно сложна. Наличие кредитных линий у западных компаний, их обязательность по налоговым отчислениям делает выгодным для государства и региональной управленческой элиты предоставление последним замельных наделов для строительства супермаркетов. Процентная ставка по кредитам торговле в России доходит до 30%, в то время как, например, в США - 7%. Поэтому финансирование российских торговых предприятий происходит большей частью за счет собственных средств;

- огромные и несопоставимые с отечественными торговыми предприятиями торговые обороты западных компаний с минимальной наценкой, а зачастую и запланированными убытками являются фактически ценовым демпингом, который губит отечественных торговцев;

- фрагментарная инфраструктура, а зачастую и ее полное отсутствие отрицательно сказывается на развитии торговли на периферии России;

- серьезной проблемой является и отсутствие кадрового корпуса, так как подготавливаемые в отечественных вузах специалисты в области сферы обращения не в состоянии выполнять функции менеджеров супермаркетов по западным стандартам, что дает шанс отечественным предпринимателям освоить рынок малых городов;

- логистические затраты по доставке товаров и их хранению на территории России для иностранцев достаточно высоки, что повышает конкурентоспособность отечественного торгового бизнеса;

- существенным является то, что российские розничные компании лучше знают местный рынок и быстрее реагируют на изменение покупательских предпочтений.

Пытаясь выстоять в конкуренции, мелкие компании, магазины в малых городах ждет в перспективе объединение или поглощение более крупными иногородними операторами.

Решение этих и других проблем развития розничной торговли в малых городах является одной из сложнейших маркетинговых задач, но в то же время это выступает и важной организационно-политической задачей федерального центра и местных региональных администраций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костецки М. Стратегия маркетинга в экономике услуг. Верн, 1984.

2. Олъсевич Ю.Я. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.

3. Федъко В.П. Рыночная устойчивость промышленности (теоретико-методологический аспект). Ростов н/Д, 2000.

4. Федъко В.П. Функциональная устойчивость промышленности на основе формирования системного инфраструктурного комплекса. Ростов н/Д, 2000.

5. Энджел Д. и др. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 1989.

6. Adopted from A.H. Maslow, Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Row, 1954.

7. http://www.gisa.ru/kadastr2003.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.