Научная статья на тему 'Развивать торговлю отечественными продовольственными товарами'

Развивать торговлю отечественными продовольственными товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивать торговлю отечественными продовольственными товарами»

Развивать торговлю отечественными продовольственными товарами

С 19 по 21 апреля 2017г. в Москве состоялась Всероссийская конференция «Развитие торговли и обеспечение продовольственной безопасности в условиях монополизации каналов сбыта: задачи бизнеса и власти», организованная Союзом рынков России.

С основным докладом о тенденциях развития торговли продуктами питания выступил генеральный директор Союза оптовых продоволь-

ственных рынков России, д-р экон. наук, профессор С.У. Нуралиев. В начале доклада Сиражудин Урцмие-вич отметил, что обострение проблемы сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, обусловлено, прежде всего, несовершенством федерального законодательства и государственной торгово-экономической политики в сфере обращения продуктов питания, которая привела к монополизации каналов сбыта зарубежными компаниями и торговыми сетями.

Эти вопросы в первом квартале текущего года неоднократно рассматривались на парламентских слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации, принимались конкретные рекомендации по совершенствованию федерального законодательства в сфере регулирования торговой деятельности. Принятые рекомендации должны способствовать развитию добросовестной конкуренции между различными каналами реализации продуктов питания и обеспечить гарантированный сбыт продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

К сожалению,тенденции к монополизации каналов сбыта и ликвидации розничных рынков сохраняются, проблема реализации отечественного продовольствия на внутреннем рынке обостряется.

Более подробно эти вопросы были раскрыты в выступлениях руководителей предприятий оптовой и розничной торговли продуктами питания субъектов Российской Федерации.

Одним из ключевых вопросов повестки дня конференции был доклад директора Мордовского оптового распределительного центра В.М. Пет-ряева, в котором он озвучил основные положения концепции создания оптового распределительного центра и фермерского рынка на базе ООО «Мордовоптцентр».

В своем докладе В.М. Петряев отметил, что крупных розничных сетей в советское время не было. Не было и импортных продуктов питания. Цены в советской торговле регулировались государством. Село круглогодично обеспечивало город качественными натуральными продуктами питания по доступным ценам. Частные подсобные хозяйства и личные подворья производили большой объем продукции и имели гарантированный сбыт, так как были установлены прямые хозяйственные связи в цепи: товаропроизводитель - потребкооперация - население.

Сейчас эта связь нарушена. Частник перестал производить сельскохозяйственную продукцию на продажу, так как нет гарантированного сбыта и низкие закупочные цены. А если продавать напрямую, то обязательная сертификация, высокая арендная плата, большие транспортные и прочие затраты. КФХ Мордовии реализуют свою продукцию преимущественно в Москву, Нижний Новгород и другие крупные города, где емкость рынка больше, а уровень заработной платы выше. Натуральная фермерская продукция реализуется в основном через посреднические компании из других регионов. Фермеры при этом теряют значительную рыночную стоимость, которую они получили бы от продажи конечному потребителю.

В Саранске есть несколько магазинов, которые торгуют натуральной фермерской продукцией, но их мало, а цены в них в 1,5 - 2 раза выше, чем на аналогичный ассортимент в супермаркетах, в основном, из-за высокой арендной платы за недвижимость.

Крупные сетевые супермаркеты натуральной продукцией торгуют неохотно. Фермерской продукции попасть на полки сетевых супермаркетов практически невозможно из-за предъявляемых требований к объемам, отпускным ценам, упаковке, а

покупатель в массе своей приходит за покупками именно в сети. Раньше большая часть покупок осуществлялась на розничных и сельскохозяйственных рынках в городах, в том числе и районных центрах.

Это был основной канал реализации собственной продукции мелкими сельскохозяйственными производителями. Но благодаря Федеральному закону от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках ...», большая часть розничных рынков была закрыта, окончательно развалилась система потребкооперации и одновременно усилилось монопольное влияние крупных торговых сетей на продовольственный рынок страны.

В новейшей истории России - этот закон один из самых пагубных законов для экономики и продовольственной безопасности страны. Он был пролоббирован крупными розничными сетями. При этом сократилось количество розничных рынков по стране в 3 раза, удельный вес товарооборота отечественной продукции уменьшился более чем в 2 раза, значительно возросли объемы импорта. Конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем рынке снизилась.

В 2016 г. ситуация начала меняться к лучшему. Крупное сельскохозяйственное производство, переработка, демонстрируют рост. Но мелкие сель-хозпроизводства и КФХ по-прежнему находятся в проигрышном положении по вышеназванным причинам им, как правило, негде реализовывать свою продукцию, кроме ярмарок выходного дня.

Каким же образом мелкому сельхозпроизводителю и частнику продавать собственную продукцию?

Развивать альтернативную сетевым структурам розничную сеть - задача для малого и среднего бизнеса чрезвычайно сложная из-за финансовых ограничений. Заключить долгосрочные договора с сетевыми супермаркетами - задача также невыполнимая в первую очередь, из-за малых объемов производства и отсутствия упаковки. Реализовывать через розничные рынки - их осталось очень мало, и это сопряжено с большими затратами.

Решение данной проблемы видится в создании многофункционального предприятия на базе ООО «Мордо-воптцентр» (далее по тексту МОЦ), для которого вопросы заготовки и закупки продукции у КФХ и частника, ее упаковки и фасовки, продвижение на рынке и реализации, стали бы главной целью, если хотите - миссией.

Инфраструктура МОЦ должна быть разнообразна, как и его функции. В

QUALITY AND SAFETY OF FOOI

его структуре должны быть сельскохозяйственные кооперативы по заготовке, хранению, сортировке, переработке, фасовке и упаковке мясомолочной и плодоовощной продукции.

МОЦ не будет копировать функции Мордовпотребсоюза. Главные функции МОЦ:

• заготовка натуральной сельскохозяйственной продукции у КФХ и частников (сначала мордовских, затем иногородних);

• хранение (в тои числе длительное) в холодильных камерах, овощехранилище, складах;

• создание производственных линий по предпродажной подготовке, сортировке, переработке свежей сельскохозяйственной продукции;

• упаковка и фасовка продукции под единым брендом с целью попасть в крупные розничные сети и ОРЦ;

• продвижение мордовской натуральной продукции на рынке России (маркетинговое обеспечение) под единым брендом;

• реализация продукции в городах -миллионниках, установка длительных связей с крупными розничными сетями, оптовыми распределительными центрами, интеграция в систему ОРЦ.

Причем главный вектор продвижения и реализации продукции будет направлен на города-миллионники. В Мордовии реализация продукции будет осуществляться в федеральных и локальных розничных сетях, на вновь создаваемом Фермерском рынке, на городских рынках Саранска и Рузаевки. Наша команда, подчеркнул В.М. Петряев, готова приступить к созданию собственной федеральной розничной сети формата «Магнит», «Пятерочка», то есть формата дис-каунтера. Опыт с 90-х гг. наработан огромный: вначале созданы продовольственные магазины «Альтернатива», затем - «Сарторги», «Фанаго-рии», «100 грамм» и т. д.

Создание собственной федеральной розничной сети и сети фермерских рынков под единым брендом -это дело ближайшего будущего, для этого нужен партнер - крупный инвестор. Инфраструктурное насыщение объекта произойдет тогда, когда будут запущены Фермерский рынок с холодильным парком, овощехранилище, производственные линии по переработке и упаковке сельскохозяйственной продукции. К этому моменту на всю мощь заработают сельскохозяйственные кооперативы по заготовке продукции. После этого можно будет приступать к созданию Оптового распределительного центра (ОРЦ).

В заключение доклада В.М. Петряев попросил коллег поддержать начинания и в первую очередь, инвестици-

онный проект «Фермерский рынок», который в настоящее время находится на рассмотрении в Министерстве торговли и Министерстве экономики Республики Мордовия.

Активное участие в обсуждении этой Концепции и Программы принял участие президент Ассоциации плодоовощных оптово-розничных организаций Санкт-Петербурга -Г.М. Колотов, а также другие участники конференции.

Предложенная В.М. Петряевым концепция и программа развития ООО «Мордовоптцентр» на основе создания Мордовской оптовой компании, оптового распределительного центра, фермерского рынка и центра социального питания на единой площадке после бурной дискуссии была одобрена всеми участниками конференции и рекомендована как пилотный проект для внедрения во всех регионах страны.

С докладом о ситуации в развитии розничной торговли продуктами питания в Республики Татарстан выступил вице-президент Союза оптовых продовольственных рынков России, президент Союза торговых предприятий Республики Татарстан канд.экон.наук Н.Н. Сулейманов. Докладчик отметил, что нынешняя ситуация в сфере традиционной торговли в Республике Татарстан, как и в России в целом, со всей ясностью подтвердила прогнозы, которые были сделаны союзом десять лет назад: идет планомерная работа как по дискредитации, так и по выдавливанию торговыми сетями из потребительского сектора рынков, магазинов шаговой доступности, что в конечном счете и привело к резкому сокращению числа индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Уже тогда в союзе говорили о необходимости мер защиты небольших местных предприятий от экспансии крупных федеральных торговых сетей, тем более, когда речь идет о тех регионах, где традиционно силен аграрный сектор.

Заметим, что стратегия развития торговли были утверждена осенью 2014 г. Она «направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы», затрагивает интересы потребителей, поставщиков и субъектов торговли. Минпромторг обозначал ряд масштабных целей, которые должны быть достигнуты в перспективе. Речь идет о развитии механизмов саморегулирования, малого торгового бизнеса, мобильной, нестационарной, ярмарочной и дистанционной торговли, создании системы продовольственной помощи малоимущим гражданам и т. д.

С тех пор прогресса по многим пунктам пока достичь не удалось, хотя вопросы, затронутые в стратегии и в закупке, весьма актуальны для рынка. Так, например, закон об НТО (нестационарные торговые объекты, ларьки) и мобильной торговле до сих пор не внесен в Госдуму, буксует и создание саморегулируемой организации «Совет рынка», возможно, в 2017 г. будет запущена программа адресной помощи нуждающимся.

В условиях неблагоприятной экономической ситуации идет ослабление рынка. Наиболее сильные компании увеличивают долю даже на падающем рынке за счет более слабых, которые уходят. Процесс, скорее, нормальный, но государство должно следить за тем, чтобы не создавать преимущества тем или иным игрокам, пока же перспективы развития традиционной торговли оставляют желать лучшего.

С докладом о проблемах и задачах розничных рынков в условиях монополизации каналов сбыта выступил Ю.И. Муковоз, президент ассоциации «Содружество рынков и ярмарок Ростовской области».

Он отметил, что разразившийся в последние годы мировой экономический кризис, а также ухудшение международной политической обстановки, приведшее к введению

экономических санкций против России, наглядно показали всю ошибочность ставки на бесконтрольное развитие крупных розничных сетей, в подавляющем большинстве своем реализующих на территории России импортные сельхозпродукты, в ущерб розничным рынкам, делающим ставку на среднего и мелкого отечественного сельхозтоваропроизводителя. Вопреки ожиданиям, в этих сложных условиях торговые сети не смогли обеспечить ни необходимый ассортимент жизненно важных для населения продуктов, ни их качество, ни стабильность цен. Решение этой задачи взяли на себя розничные рынки и ориентированные на них мелкие и средние отечественные сельхозпроизводители и успешно с нею справились.

Это убедительно говорит о том, что важнейшими звеньями товаропроводящей инфраструктуры, альтернативной торговым сетям, являются эффективное оптовое звено и розничные рынки, а не широко рекламируемые ОРЦ, на строительство которых выделены значительные средства из федерального бюджета. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Ю.И. Муковоз подчеркнул, что у них на юге России, продукция отечественных сельхозтоваропроизводителей в основном реализуется через оптовые сельскохозяйственные рынки, и попадает на прилавки магазинов и розничных рынков. Очевидно, что именно этим структурам и нужно создавать все условия для эффективной работы. На деле же происходит обратное.

Принятый Федеральный закон № 271-ФЗ от 30.06.2006 г. «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», внесенный по инициативе торговых сетей, за 10 лет привел к сокращению более чем в три раза количества розничных рынков на территории Ростовской области и снижению их доли на внутреннем рынке. (В целом по России сокращение в 4,8 раза!). И этот негативный процесс продолжается. Значительное количество розничных рынков финансово не в состоянии выполнить все требования этого пагубного закона и закрываются или меняют формат торговли, переходя в разряд торговых центров или сельскохозяйственных ярмарок. Так, только в 2016 г. исключены из реестра розничных рынков Ростовской области 7 розничных рынков, из которых 1 стал торговым комплексом, а 6 переведены в формат ярмарки.

Таким образом, сегодня реально стоит проблема ликвидации рыночного розничного формата торговли

в России, что неизбежно нанесет мощный удар по мелким и средним отечественным сельхозтоваропроизводителям, которые потеряют рынки сбыта своей продукции и разорятся. Это приведет к социальной напряженности и бесцельной потере значительных финансовых средств из федерального бюджета, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса на селе.

В связи с непростой ценовой ситуацией на потребительском рынке, складывающейся в последнее время как в целом в Российской Федерации, так и в Ростовской области, назрела острая необходимость внесения изменений в статью 24 Федерального закона.

Статьей 24 этого закона предусмотрено, что с 1 января 2016 г. торговля на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, расположенных на территориях городов с численностью населения свыше 1 миллиона человек должна осуществляться исключительно в капитальных зданиях, строениях и сооружениях. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Полномочия по установлению срока перевода для остальных территорий переданы субъектам Российской Федерации. В Ростовской области срок перевода в капитальные здания, строения и сооружения сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков установлен областным законом № 687-ЗС «О регулировании отношений, связанных с организацией розничных рынков на территории Ростовской области» до 01.01.2020 г., за исключением, находящихся на территории города Ростова-на-Дону.

С презентацией и докладом о возможностях реализации отечественного продовольствия на базе современного оптового продовольственного центра и фермерского рынка выступил директор по развитию продуктового направления АО «Мытищинская ярмарка» Московской области К.В. Воронель.

Учитывая, что тенденции последних десятилетий, связанные с глобализацией продуктового рынка крупными торговыми сетями, привели к обострению проблемы сбыта продуктами мелких и средних предприятий АО «Мытищинская ярмарка» нацелена на оказание практической помощи таким предприятиям в решении проблемы сбыта произведенной продукции на Московском региональном рынке.

Осознавая свою роль, АО «Мытищинская ярмарка» оказывает под-

держку российским производителям, представителям региональных отраслевых объединений, фермерским хозяйствам, предоставляя льготные условия и возможности по продвижению своей продукции российскому потребителю. Кроме этого АО «Мытищинская ярмарка» готова к сотрудничеству с государствами членами Евразийского Экономического Союза, имеющими торговые представительства на территории ее комплекса, а также открыта к сотрудничеству с сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями субъектов Российской Федерации.

Было на этой конференции немало и других ярких докладов и выступлений. Все выступившие проявили глубокую заинтересованность в улучшении условий для работы отечественных продовольственных рынков и российских сельхозтоваропроизводителей, заинтересованных в сбыте продтоваров.

Конференция прошла на высоком организационном уровне. Выполнила свое главное предназначение, наметила пути обеспечения продовольственной безопасности.

В рамках конференции в торжественной обстановке прошло награждение победителей Всероссийского конкурса «Лучшее предприятие торговли продовольственными товарами Российской Федерации» за 2016 г. В номинации лучшее предприятие розничной торговли 1-е место присуждено ЗАО «Холдинговая кампания «Тулпар» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) и ООО «ТК «Лэнд» (г. Санкт-Петербург), на 2-м месте ООО «Улей» (г. Рассказово, Тамбовской обл.).

Р.М. Гумерову, члену совета директоров Союза оптовых продовольственных рынков России с 2001 по 2016 гг. (г.Уфа, Республика Башкортостан) вручен диплом Почетного члена Союза оптовых продовольственных рынков России.

Почетной грамотой Союза оптовых продовольственных рынков России награждены: ученый секретарь ВНИИ экономики сельского хозяйства д-р экон. наук Н.Д. Аварский и член совета директоров Союза оптовых продовольственных рынков России, президент Ассоциации «Содружество рынков и ярмарок Ростовской области» Ю.И. Муковоз.

Остается пожелать, чтобы решения конференции успешно претворились в жизнь. Все участники этого собрания единомышленников настроены по-боевому. И, верится, своего добьются.

Наш корр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.