Научная статья на тему 'Дифференциация форматов розничной торговли в России и за рубежом в условиях изменения спроса и предложения на продовольственные товары'

Дифференциация форматов розничной торговли в России и за рубежом в условиях изменения спроса и предложения на продовольственные товары Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
741
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАТ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦЕЛЕВОЙ СЕГМЕНТ / ПОТРЕБИТЕЛИ / FORMAT / MERCANTILE BUSINESS / RETAIL / TARGET SEGMENT / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писарева Екатерина Владимировна

В России активно развиваются ключевые форматы розничной торговли, представленные в промышленно развитых странах. Несмотря на большую долю заимствования в инкорпорации базовых форматов торговых предприятий, выявляется определенная специфика восприятия, отражающаяся на их функционировании и успешности в национальных условиях.Foreign basic retail formats actively develops in Russia. However, there is definite specificity in basic retail formats functioning and successfulness in national frames.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференциация форматов розничной торговли в России и за рубежом в условиях изменения спроса и предложения на продовольственные товары»

Е.В. Писарева

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОРМАТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Аннотация

В России активно развиваются ключевые форматы розничной торговли, представленные в промышленно развитых странах. Несмотря на большую долю заимствования в инкорпорации базовых форматов торговых предприятий, выявляется определенная специфика восприятия, отражающаяся на их функционировании и успешности в национальных условиях.

Annotation

Foreign basic retail formats actively develops in Russia. However, there is definite specificity in basic retail formats functioning and successfulness in national frames.

Ключевые слова

Формат, торговое предприятие, розничная торговля, целевой сегмент, потребители

Key words

Format, mercantile business, retail, target segment, consumers

Стремительное изменение форматов розничной торговли в мировом масштабе на памяти одного поколения потребителей требует научного осмысления этого явления. Сравнительно недавно процесс оказания торговой услуги в сфере реализации продовольствия требовал привлечения значительного числа малоквалифицированных работников, осуществляющих розлив, развес и раздачу продовольственных товаров в тару клиентов. Основными претензиями к форме и качеству оказания такой торговой услуги являлась невозможность полноценного обеспечения гигиенических требований к продуктам питания и длительное время торгового процесса в

расчете на одного клиента. Повсеместный рост городского населения однозначно опосредует необходимость сокращения времени оказания торговой услуги в сочетании с обеспечением соблюдения стандартных гигиенических требований. Выход был найден в стандартизации новых условий торговли в промышленно развитых государствах, что однозначно опосредовало изменение формы оказания услуги в рамках розничной торговли, которая прогрессировала в направлении внедрения форматов: универмага, универсама, супермаркета, мегамаркета, гипермаркета, специализированного продуктового бутика.

2012 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Если говорить о ситуации в России, то в настоящее время в розничной торговле нет всех тех новаций, которые есть за рубежом, и не представлены все зарубежные форматы розничных магазинов, тем не менее розничная торговля продовольствием, несомненно, имеет большое значение и играет важную роль в экономике страны [8]. На современном этапе розница в России интенсивно развивается, в данном секторе обостряется конкуренция между крупными розничными сетями [9], внедряющими новые форматы обслуживания, и сокращается доля оборота продуктовых рынков. В настоящее время в России действуют пять базовых форматов розничной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания: гипермаркет, супермаркет, cash & carry, дискаунтер, магазин «у дома». Следует отметить, что имеющий место быть рост благосостояния населения и ужесточение конкуренции на рынке, в том числе за счет внедрения на него иностранных компаний, вынуждают дискаунтеров предпринимать шаги к постепенному расширению ассортимента и улучшению сервиса. Следовательно, дискаунтеры стараются ориентироваться на сегменты потребителей со средним и высоким уровнем дохода в дополнение к сегменту потребителей с низким уровнем дохода, стараются в своей деятельности ориентироваться в выраженные клиентские запросы.

Отмеченные относительно новые для отечественного рынка форматы функционирования розницы объединяют использование таких приемов организации торговли и сбыта, как: самообслуживание потребителей, предложение смешанного ассортимента товаров, объединение в сети под едиными торговыми марками, использование кумулятивного эффекта сетевой организации [7]. Однако у российских торговых предприятий, функционирующих в рамках

устоявшихся форматов, наблюдается ряд существенных особенностей, не характерных для зарубежных рынков. Так, базовые принципы работы предприятий таких форматов, как супермаркет, дискаунтер, «у дома», не соответствуют стандартам аналогичных иностранных форматов, прежде всего в области ценовой политики. Примером подобных несоответствий может служить высокая наценка, устанавливаемая на товары западными предприятиями розничной торговли формата «у дома», которая ими объясняется удобством месторасположения, рассматриваемого как дополнительная услуга населению микрорайона. В России формат «у дома» воспринимается как доступный для большинства жителей микрорайона дежурный продуктовый магазин, что отражается в невысоком уровне цен и ограниченном ассортименте товаров.

Не вызывает сомнений то обстоятельство, что на современном этапе эволюционирования розницы наиболее целесообразно сочетать классификацию розничных торговых предприятий по видам, типам и по форматам. В частности, Суховой Д. предлагается классификация стратегий предприятий розничной торговли, основанная на развитии подхода Бермана, с учетом специфики классификаций отечественных предприятий розничной торговли. В связи с этим была отмечена необходимость введения такого дополнительного критерия, как целевая группа потребителей. Этот крайне важный критерий позволяет структурировать виды и типы предприятий розничной торговли как более целостные и комплексные категории -форматы. Соответственно критерии, которые характеризуют определенный тип предприятия розничной торговли, приобретают двойной смысл.

Имеется в виду, что такие критерии, как: цена, атмосфера, продвижение, являются отличительной характеристикой не только самого формата, но и той

целевой группы, на которую ориентирован данный формат функционирования розничной торговли. Необходимость принимать во внимание целевые группы объясняется еще и развитием рыночных отношений, созданием эффективной конкурентной среды, увеличением расходов на маркетинг в деятельности торговых организаций. Это подразумевает то обстоятельство, что само возникновение новых форматов сопровождается возрастающей степенью специализации и нацеленностью этих форматов изначально на соответствующие потребительские группы.

Несомненно, каждый формат имеет свою специфическую сферу применения, и это предполагает, что определенная ниша может быть занята предприятиями розничной торговли, позиционирующими себя как магазины «у дома». Как видно из табл. 1, ниша, занимаемая предприятиями розничной торговли формата «у дома», оказывается непривлекательной для супер- и гипермаркетов. Это позволяет формату «у дома» быть косвенным конкурентом супермаркетам и гипермаркетам. Именно это позволяет говорить о том, что складывающийся и продолжающий развиваться рынок розничной торговли все в большей степени ориентирован на полное удовлетворение запросов потребителей. Следовательно, конкуренция ведется в форме выхода и освоения новых ниш, которые до определенного времени могут не пересекаться со старыми нишами [2, 5]. Рыночные факторы не являются единственными при выборе стратегии предприятия розничной торговли. Не меньшее значение для ее точного определения имеет учет общих демографических тенденций, а также демографических характеристик целевого рынка фирмы, таких, как: численность населения, темпы его роста и прогнозы; плотность населения; размер домашних хозяйств, размер семьи; распределение доходов; социально-экономические

группы населения. Таким образом, в целях разработки оптимальной стратегии предприятия розничной торговли должны стараться локализовать демографические данные, чтобы они соответствовали условиям конкретного локуса размещения торговой организации [1].

Так, основные демографические характеристики потребителей важны и для определения характеристик оптимального размещения предприятия розничной торговли, поскольку формат предприятий розничной торговли должен соответствовать потребностям населения города, района. Как было отмечено, данные факторы, дополняющие существующие классические подходы к классификации розничных торговых предприятий, отражены в таблице 1 (см. ниже).

Тем не менее, существует и иная точка зрения на функционирование отечественного сектора розничной торговли, в которой отмечается отсутствие самостоятельного стратегического видения и планирования и соответственно выражена попытка копирования и заимствования успешных за рубежом аналогов в российских реалиях [4]. Согласно представленной точке зрения, кардинальной задачей розничных торговых сетей в России в настоящее время является не что иное, как разработка адекватных отечественному рынку стратегий развития.

В целом, пусть и с некоторыми отличиями такой взгляд пересекается с рассмотренным выше, поскольку в первом варианте речь идет о четкой ориентации на предполагаемые целевые сегменты потребителей, а во втором - акцент смещается на необходимость четкого стратегического позиционирования, заключающегося в осознании особенностей и выраженных конкурентных преимуществ различных типов торговых предприятий и их рациональном использовании на этой основе.

Таблица 1. Специфика критериев стратегии ведущих форматов предприятий

розничной торговли [8]

Фор- мат Расположение Ассортимент Цена Форма торгового обслуживания Атмо- сфера, сервис Целевая группа Продви- жение (реклама)

Гипер- маркет -спально-перифе-рийный район -в отдельном здании -наличие транспортной магистрали универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Представлены торговые марки производителя, частные и общие От средних до выше средних Преимущест- венно самообслу- живание От хороших до отличных Средневысокий уровень дохода, наличие личного ав-тотранспо-рта Домашнее хозяйство Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы

Супер- маркет - деловой, спаль- ный район. - в торговом центре местного значения. - в отдельном зда- нии Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, а так-же са-нитарно-гигиенические и косметические сред-ства, товары общего профиля и частого спроса Конку- ренто- спосо- бные Преимущественно само-обслуживание Средний Высокий уровень дохода. Домашнее хозяйство Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы

Мага- зин- склад -второстепенное месторасположе- ние; - периферийный район; -наличие магистрали Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Широта товарной номенклатуры представлена ограниченным количеством ассортиментных групп товаров. Акцент на товарах торговых марок произ-водите-лей, продаваемых со скидками От низких до сред- них Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары На низком уровне Индивидуальные предприниматели или отдельные покупатели Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы

Магазин «у дома» - район с высокой плотностью населения; - район с объектами концентрации людских потоков; - пешеходная дос- тупность; -в отдельном здании или первый этаж жилого здания Ограниченный ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса и/или сопутствующих непродовольственных товаров Уровень цен должен со-ответ-ство-ватьпо-купа-тель-ской способности данного района Преимущественно само-обслуживание Средний Близко живущие жители района, попадающие в зону охвата Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы

Продолжение таблицы 1

Ограниченный ассор- Содержа-

Диска- ун-тер - периферийный район; -в отдельном здании; тимент товаров частого спроса с постоянной номенклатурой непродовольственных и продовольственных товаров Низ- кий Самообслу- живание Низкий Низкий уровень дохода. Домашнее хозяйство ние рекламы создано на основе восприятия целевой группы

Поскольку при разработке стратегии позиционирования основным вектором деятельности является ориентация на выбранные целевые сегменты, то в представленных точках зрения, скорее, больше общего, чем существенных отличий, они, по сути, дополняют друг друга.

Но и это важно, цель формата в розничной торговле заключается в детерминировании норм и характеристик в целях добровольного и многократного применения, отражающих апробированные и успешные технологии привлечения и обслуживания потребителей, то есть выбор формата с соответствующей характеристикой последнего говорит о реализующейся стратегии позиционирования, ориентированной на ту или иную целевую группу (группы) покупателей. Можно в некотором смысле повториться и сказать, что основными параметрами, которые закладываются в разработку концепции позиционирования розничного торгового предприятия определенного формата являются, в первую очередь, такие как: площадь торгового зала; присутствующие в ассортименте категории товара, широта ассортимента; количество позиций в категориях, глубина ассортимента; площадь складских, вспомогательных, офисных помещений; наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора); доля

товара, производимого специально для данного предприятия («марка продавца»); форма обслуживания; предоставляемый сервис; уровень цен на базовые позиции ассортимента.

Однако следует иметь в виду тот факт, что успешное существование некоторых форматов возможно только в случае организации сети. Согласно мнению Поповой И., понятие формата сочетает тип и функциональное назначение магазина. Соответственно это понятие шире трактовки собственно торгового предприятия, так как учитывает дополнительные признаки и интегрирует в себе формы торгового обслуживания, ориентированные на определенный контингент покупателей, для которых собственно и разрабатывает стратегию позиционирования, а также ценовую, ассортиментную политику.

Согласно экспертным данным и данным ряда современных полевых исследований [4], проведенных в России, нечеткая логика в выборе и обосновании формата торговых объектов отражается на потребительском восприятии, которое в этом случае не дифференцирует магазины разных форматов и поэтому не формирует личных предпочтений и лояльности по отношению к ним.

Следует уточнить, что в настоящее время выражены два подхода к организации и функционированию розничной торговли: концептуальный, направленный на максимально полное удовлетворение потребностей покупателя, и так называемый форматный, в котором прослеживается ориентация на вариант организации работы торгового объекта.

Отмеченные два подхода в практической жизни дополняют друг друга в функционировании торговой организации, так, магазин рассматривается не

только в качестве места совершения покупок, но и как объект, обладающий для покупателя дополнительной ценностью: комфортом, удобством, престижем, некой социальной меткой, экономией финансовых средств.

Поскольку на рынке услуг розничной торговли конкуренция выражена и продолжает усиливаться, то это предполагает необходимость поиска и поддержания определенных конкурентных преимуществ, свойственных конкретной торговой организации. Не секрет, что большая часть торговых предприятий предлагает покупателям стандартизированный ассортимент товаров в определенном рыночном сегменте, соответственно успех может принести выход на рынок с реально существующим или воспринимаемым как таковое потенциальными потребителями уникальным торговым предложением.

Не вызывает сомнений, что на предпочтения большинства покупателей в отношении розничного торгового предприятия могут оказывать влияние самые различные факторы: низкие цены; безопасность продаваемой продукции; качество упаковки; санитарное состояние магазина; удобные часы работы; дополнительные услуги розничного торгового предприятия. Все это определяет, в той или иной степени, приверженность покупателей к организации торговли.

Однако создание и поддержание надежного и привлекательного имиджа торговой организации могут способствовать тому, что покупатель будет воспринимать данный магазин или сетевую структуру как что-то позитивно отличающееся от других торговых организаций, предлагающее ему ряд преимуществ, что будет способствовать восприятию данного учреждения как предпочтительного относительно постоянно совершения покупок.

Оценить покупательское отношение, пусть и косвенно, можно благодаря

ряду исследовательских мероприятий. Одним из таких исследований в отношении торговых учреждений является изучение индекса капитала марки. Данный показатель численно выражает так называемую силу бренда розничной торговой сети и складывается из нескольких базовых составляющих, в первую очередь, таких, как: знание марки, проявляющееся в том, сколько опрошенных знают о ее существовании и называют в числе первых и отношение к этой марке, проявляющееся в готовности/неготовности тратить в торговой организации больше денежных средств, тратить время на то, чтобы добраться именно в этот магазин, и положительная рекомендация данной торговой сети или конкретного магазина друзьям, родственникам и знакомым. Следует отметить, что результативность оценки данного индекса для выводов и необходимой коррекции в деятельности торговых организаций значительно, но вместе с тем необходимо привлекать большую базу респондентов для того, чтобы исследование было рандомизированным и отражало реальное состояние дел по факту потребительского восприятия торговых организаций. Согласно данным ряда исследовательских агентств в настоящее время «Ашан» является лидером по индексу капитала марки в г. Москве, «О'кей» — в г. Санкт-

Петербурге.

В настоящее время в розничной торговле именно форматы торговых организаций выступают основным про-

дуктом, предлагаемым ими потребителю. Большинство форматов торговых предприятий продовольственного рынка России, которые рассматривались выше, можно дифференцировать с точки зрения реализуемой стратегии в выбранном варианте позиционирования: стратегия экономии денежных средств потребителем; стратегия повышения собственного статуса в глазах окружающих (рост самооценки) (таблица 2) [4]

Таблица 2.Основные торговые форматы продовольственного рынка России в дифференциации по стратегиям экономии денежных средств

и повышения статуса

Формат Идея Уровень цен Наличие минипроизводств Какими основными компаниями представлен на отечественном рынке

Стратегия Экономии денежных средств

Жесткий дискаунтер Минимум ассортимента -минимум издержек - минимум цен ниже всех нет АИ1, ЫШ (в российской практике не представлены)

Мягкий дискаунтер Экономичный магазин у дома дешево нет Пятерочка, Копейка, Магнит, Дикси

СаБИ & Саггу Мелкооптовая торговля для НогеСа (покупаю упаковками) дешевле всех есть, но ориентированы на потребности НогеСа МЕТРО

Гипермаркет эконом - клуб оптовой покупки Закупаю для большой семьи на неделю вперед основные позиции дешево, остальные средне полная линейка производств Лента, Ашан

Стратегия «повышения статуса»

Магазин у дома Купить самое необходимое по пути домой недешевый нет Квартал, 7 шагов, Миниперекресток

Convenient store Большой магазин у дома, но еще не супермаркет недешевый есть, но неполная линейка 12 месяцев, Остров, 5раг

Супермаркет классический Продуктовое изобилие высокого класса дорого полная линейка Виктория, Перекресток, 7 Континент 7 звезд, Азбука вкуса

Гипермаркет классический Продуктовое и непродуктовое изобилие дешево, недорого, дорого полная линейка, не менее 1 500 м2 Саггейг

Можно также отметить, что в 2009 -м г. самым активно развивающимся и растущим в объемах продаж каналом розничной торговли товарами повседневного спроса были такие форматы торговли, как: гипермаркеты и су-

пермаркеты. Согласно результатам регулярной переписи торговых точек, проведенной Nielsen, прирост их количества составил 12,6% на уровне национальной городской России.

Экспертами отмечается еще один актуальный тренд: при проживании в мегаполисе и осознании обезличенности себя в массе других индивидов, люди нацелены приобретать товары в приятном, домашнем, насколько это возмож-

но в мегаполисе, эмоционально «теплом» магазине. Это делает актуальным вариант классификации форматов, в рознице исходя из некой ситуационной модели, которая реализуется посредством посещения конкретным потребителем конкретного торгового предприятия (таблица 3) [4].

Сообразно тому, что покупатели хотят большей свободы от бытовых хлопот, качества приобретаемых изделий, у них мало времени из-за напряженного цикла жизни в мегаполисе, они желают покупать легко, быстро, превращая шопинг в развлечение и своеобразный антистресс.

Таблица 3.Перспективная классификация торговых форматов

в отечественных реалиях

Формат Идея Ассортимент, шт. Частота покупок Средний чек, руб.

Крупная форма Большой супермаркет с широким и качественным ассортиментом 30 000 1-2 раза в месяц 1800-2 100

Средний формат Более стандартный ассортимент 20 000 1 раз в неделю 800-1100

Супермаркет Магазин рядом с домом 10 000 каждые 3 дня 450-600

Малый формат Комфортный способ дожить до следующего похода в магазин «продукты быстрые + свежие + «с собой». 800 ежедневно 200-300

Таким образом, при позиционировании формата следует представлять его некий неотъемлемый атрибут жизни человека в мегаполисе, ориентированного на комфорт и выгоду, совмещенные с получением приятных эмоций и соответственно подъемом настроения. В представленных форматах дифференциация наблюдается не только в их размере и среднем чеке совершаемой покупки, но и в позиционировании, основанном на нуждах целевых покупателей.

Тем не менее стоит отметить, что названные выше тенденции, хотя и относятся к функционированию розничной торговли в мегаполисах вообще, в большей степени отражают ситуацию в Москве и Санкт-Петербурге, в целом по России картина является схожей, но присутствуют некоторые отличия. Так, ряд авторов отмечает, что в сфере ритейла в регионах настают интересные времена [3] и борьба за потребительские предпочтения достигла нового уровня. В регионах активно строятся супермаркеты и гипермаркеты.

В этом контексте следует отметить, что само по себе появление гипермаркета как формата розничной торговли было обусловлено рядом соци-

ально- культурных предпосылок. Российский рынок, равно как и общество в целом, интегрируется в мировую экономику и становится более открытым для зарубежного капитала в любых его формах. Кроме того, из-за относительно быстрой окупаемости по сравнению с иными инфраструктурными проектами сфера розничной торговли является наиболее гибкой с точки зрения возможной адаптации в ней эффективных апробированных технологий и возврата произведенных вложений. Как уже отмечалось, на первое место для потребителя выдвигается концепция экономии времени на совершение покупок и максимизация возможных удобств соответственно. Ориентация на объединение под одной крышей существенного количества торговых марок, которые отвечают потребностям целевых групп потребителей, была положена в основу появления гипермаркета как формата. Масштабные объемы строительства торговых центров на территории России в различных центрах федеральных округов и других провинциальных городах можно считать показательными с точки зрения демонстрации позиций страны в области ввода в эксплуатацию торговых площадей (таблица 4) [3].

Таблица 4. Объемы строительства торговых центров в России и ряде стран Евросоюза в 2007 — 2008 гг.

Страна Ввод площадей в торговых центрах в 2007-2008 гг., кв. м

Россия 4 643 000

Польша 1487 230

Испания 1 267 321

Турция 1 015 957

Великобритания 998 553

Италия 972 493

Франция 958 050

Германия 884 690

Румыния 850 284

Венгрия 349 800

Не вызывает сомнений и подтверждается на практике, что для обеспечения эффективной деятельности и развития гипермаркета недостаточно построения его собственного брэнда и выбора удачного места его расположения, необходимо также наличие якорных операторов. Имеется в виду, что ключевую роль играют брэнды операторов, которые должны соответствовать выбранной стратегии позиционирования гипермаркета.

В данном ключе еще большую сложность в регионах, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, представляет позиционирование торговых комплексов в одной нишевой категории, поскольку в указанных городах федерального значения потребительский спрос гораздо более выражен и превосходит по объему денежной массы таковой в мегаполисе или городе среднего размера в провинции. Соответственно торговым центрам, ориентированным на одну и ту же нишу, будет «тесно» на региональном рынке. Однако в настоящее время, по мнению экспертов, иметь значение будет сам популярный формат торгового центра, и его успешность на 60—70% будет зависеть от его развлекательной составляющей (кино, детский уголок, боулинг, каток), несмотря на ее малую прибыльность в объеме деятельности данного торгового учреждения в целом.

Тем не менее мелкие форматы розничной торговли в регионах тоже имеют свои преимущества, к которым можно отнести:

- небольшую аудиторию покупателей, что позволяет индивидуализировать сервис и учитывать их вкусы; шаговую доступность. Магазины расположены в непосредственной близости от дома, что позволяет быстро решить проблему нехватки нужных товаров;

- минимизацию времени совершения покупки, так как нет необходимости заниматься поисками отдела или товара на большой площади, как в гипермаркете, что тоже является плюсом для многих клиентов;

- наличие относительно низких сопутствующих издержек, так как при посещении магазина формата «у дома» не требуется, чтобы у потребителя был автомобиль и наличие большого временного резерва, а также внушительная денежная сумма на планируемые покупки. Так, небольшим торговым форматам имеет смысл ориентироваться на реализацию узкой специализации, например: работа в качестве кофейни, магазина молодежной одежды, ювелирного бутика, обувного магазина, аптеки, магазина товаров для детей.

Тем не менее в настоящее время перспективы развития торговых комплексов в регионах представляются достаточно позитивными при учете необходимых условий для обеспечения

конкурентного положения на рынке и четкой ориентации на реализуемую стратегию позиционирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках эволюционирования маркетинга в торговле следует отметить, что в настоящее время в России активно развиваются ключевые форматы розничной торговли, их развитие происходит по образу и примеру успешных зарубежных аналогов. Это, в частности, объясняется активизацией иностранных рыночных игроков на отечественном рынке розницы.

Тем не менее не все форматы, востребованные за рубежом, представлены в России, равно как и не все представленные выполняют аналогичные зарубежным функции, часть из них иначе воспринимаются потребителями в силу иной платежеспособности, ментальных особенностей и сложившейся культуры потребления.

Для успеха того или иного формата необходимо четкое представление о том, на какую потребительскую нишу рассчитывает данная сетевая структура или торговый центр, а также отражение этого представления в стратегии позиционирования бренда данной организации.

В Москве и Санкт-Петербурге наблюдается большое насыщение рынка услугами торговых организаций разнообразных форматов, перманентно проводятся исследования покупательских предпочтений и прилагаются усилия по большей клиентоориентированности их деятельности, что, в частности, проявляется в построении программ клиентской лояльности.

В регионах отмеченные тенденции проявляются несколько иначе, активность в сфере оказания услуг сетевой розницы в настоящее время не так насыщена, что создает определенный резерв для ее дальнейшего развития.

Библиографический список

1.Гилберт Д. Управление розничным маркетингом [текст]: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 571 с.

2.Годунова М. Как плетутся сети в розничной торговле // Экономика России: XXI век. -2002. - № 3. - С. 58-61.

3.Гуляев С., Гвозденко А., Новак М. Ритейл: война «миров» // Практический маркетинг. 2007. №12.

4.Попова И. Особенности позиционирования торговых форматов в России // Практический маркетинг. 2011. №3.

5.Радаев, В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле //Вопросы экономики - 2006. - №10. - С. 4162.

6.Современный супермаркет: учебник по современным формам торговли. - 2-е изд. -М. : Изд-во Жигульского, 2003. - 335 с.

7.Сухова Д. Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города // Проблемы современной экономики. 2007. №4 (24).

8.Хасис Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. - М.: Едито-риал УРСС. - 2004. - 78 с.

Bibliographic list

1.Gilbert, D. Distributive marketing management, Moscow: Infra-M, 2005. - 571 p.

2.Godunova, M. How distributive chains rounds? // Russian Economy: XXI century.

- 2002. - № 3. - P. 58-61.

3.Gulaev, S., Gvozdenko, A., Гвозденко А., Novak, М. Retail: the battle of the «worlds» // Practical Marketing. 2007. №12.

4.Popova, I. Targeting of commercial format: specify in Russia // Practical Marketing. 2011. №3.

5.Radaev, V. Distributive organizational forms evolution in Russia // Economics questions - 2006.

- №10. - P. 41-62.

6.New supermarket: manual, Moscow, Zigulskui edition, - 335 p.

7.Suhova, D. Mercantile business strategy development in megapolis // New economics problems. 2007. №4 (24).

8.Xasis, L. Distribution chains in new economy. -Moscow.: Editorial URSS. - 2004. - 78 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.