Научная статья на тему 'Институциональный рост розничных торговых сетей на потребительском рынке России: макроэкономический аспект'

Институциональный рост розничных торговых сетей на потребительском рынке России: макроэкономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ / CREDIT / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / TRADE NETWORKS / DEMAND AND SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Украинцев В.Б.

В статье автор идентифицирует проблемный ракурс научного анализа институционального роста форматного ритейла, оперируя понятиями, подчеркивающими его закрепление на рынке. Обосновывается, что форматный ритейл фактически меняет существующую конфигурацию цепей поставок, реализуя новые подходы к формированию каналов сбыта. Вместе с тем наблюдается усложнение институциональных условий повышения инвестиционной привлекательности производственного бизнеса, что вызывает инерционное торможение его инновационного преобразования как фактора, способного сообщить более масштабный и устойчивый импульс для экономического подъема и наращивания промышленных инвестиций. Весьма контрастными представляются макроэкономические условия, динамика и стратегии роста сферы обращения, ограничивающие реализацию существующих институциональных форм развития современного ритейла в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author identifies the problematic perspective of scientific analysis of the institutional aspect of retail growth, in terms of underlining its consolidation in the market. It is proved that retail sizing actually changes the existing configuration of supply chains, implementing new approaches to the formation of channels. It is proved that retail sizing actually changes the existing configuration of supply chains, implementing new approaches to the formation of channels. However, there is a complication of institutional conditions to increase the investment attractiveness of the manufacturing business, causing inertia braking its innovative transformation as a factor that can provide more extensive and sustained impetus for economic recovery and increasing industrial investment. Very contrasting submitted macroeconomic conditions, dynamics and growth strategy the sphere of circulation, limiting the implementation of existing institutional forms of modern retail in Russia.

Текст научной работы на тему «Институциональный рост розничных торговых сетей на потребительском рынке России: макроэкономический аспект»

Украинцев В.Б.,

заведующий кафедрой «Государственное, муниципальное управление и экономическая безопасность» РГЭУ (РИНХ), д.э.н. E-mail: _ fnauka@bk.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РОСТ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье автор идентифицирует проблемный ракурс научного анализа институционального роста форматного ритейла, оперируя понятиями, подчеркивающими его закрепление на рынке. Обосновывается, что форматный ритейл фактически меняет существующую конфигурацию цепей поставок, реализуя новые подходы к формированию каналов сбыта. Вместе с тем наблюдается усложнение институциональных условий повышения инвестиционной привлекательности производственного бизнеса, что вызывает инерционное торможение его инновационного преобразования как фактора, способного сообщить более масштабный и устойчивый импульс для экономического подъема и наращивания промышленных инвестиций. Весьма контрастными представляются макроэкономические условия, динамика и стратегии роста сферы обращения, ограничивающие реализацию существующих институциональных форм развития современного ритейла в России.

Ключевые слова: кредит, розничная торговля, торговые сети, экономический рост, спрос, предложение.

Ukraintsev V.B.

INSTITUTIONAL GROWTH OF RETAIL CHAINS CONSUMER MARKET IN RUSSIA:

MA CROECONOMIC ASPECT

The author identifies the problematic perspective of scientific analysis of the institutional aspect of retail growth, in terms of un-

derlining its consolidation in the market. It is proved that retail sizing actually changes the existing configuration of supply chains, implementing new approaches to the formation of channels. It is proved that retail sizing actually changes the existing configuration of supply chains, implementing new approaches to the formation of channels. However, there is a complication of institutional conditions to increase the investment attractiveness of the manufacturing business, causing inertia braking its innovative transformation as a factor that can provide more extensive and sustained impetus for economic recovery and increasing industrial investment. Very contrasting submitted macroeconomic conditions, dynamics and growth strategy the sphere of circulation, limiting the implementation of existing institutional forms of modern retail in Russia.

Key words: credit, retail, trade networks, economic growth, demand and supply.

В настоящее время в системе современных экономических исследований в области маркетинга и логистики формируется пласт работ, направленных на выявление специфики современной трансформации цепей поставок в сегменте FMCG. В предметной плоскости этих исследований сформирована серьезная и обстоятельная теоретическая база, которая позволяет достаточно глубоко осмыслить механику организации рыночного взаимодействия, то, каким образом происходит структуризация рыночной власти отдельных операторов рынка; какие факторы и условия определяют этот процесс.

Эволюционно приемлемой и логичной в рамках данной плоскости исследований является идентификация специфики современного этапа развития сферы товарного обращения, торговых сетей, текущих сложностей и особенностей товарно-сбытовой кооперации в цепях поставок.

Несмотря на относительно узкую специализацию торговых сетей (продажа товарной продукции), они могут существенно повышать качество оказания торговых услуг и снижать издержки распределения, обмена и потребления продукции.

Де факто наблюдается усиление рыночной власти форматного ритейла, которое эмпирически верифицировано российской практикой развития потребительского рынка, а также отрефлексировано в научных исследованиях, в том числе представителей ростовской школы логистики.

В данных исследованиях практически красной нитью проводится мысль о том, что доминантное положение форматного ритейла является объективной данностью рынка, с которой вынуждены считаться как поставщики, так и торговые предприятия.

«Это вызвано целым рядом факторов: во-первых, ритейлеры обладают полной информацией о поведении покупателей, их запросах и потребностях; во-вторых, они в полной мере изучили своих клиентов и, следуя их ожиданиям, формируют способы воздействия на них, прежде всего за счет новых методов продажи, ассортиментной и ценовой политики, а также консультативной рекламы. Розничные торговцы могут повлиять и на выбор бренда покупателем. Все это заставляет производителей марочных товаров оплачивать розничным торговцам не только затраты на организацию продажи, но и делиться прибылью от стоимости бренда» [9, с.39].

В данном случае речь идет о факторах преимущественно операционного порядка, которые подчеркивают уровень коммуникации ритейлеров с потребителем, а также тот факт, что форматная торговля сегодня, по сути, представляет собой высокотехнологичную дистрибуцию. С одной стороны, именно такие широкие операционные возможности позволяют ей формировать лояльность покупателей. С другой стороны, не менее важным фактором является сверхконцентрация инвестиций в сфере торговли, что обеспечивает для нее возможность ускоренного инфраструктурного расширения. Именно физическая экспансия сетей, дополненная высокотехнологичным обслуживанием, выступает в качестве драйвера рыночного роста современного форматного ритейла. Научная дескрипция такой специфики институционального роста сетевого ритейла

породила в системе логистических исследований соответствующее понятие структурно определенной рыночной власти, которое отражает экстенсивную механику роста ритейлеров.

На современном этапе развития сетей, в 2013-2014 гг., существенно сократилось количество публикаций, в которых бы прорабатывались проблемные аспекты кооперации поставщиков и ритейлеров. Вместе с тем следует отметить, что они уже получили достаточно серьезный уровень проработки в исследованиях 2010-2012 гг., где представлен как расширенный теоретический базис современного развития цепей поставок форматного ритейла, так и его эмпирический обзор [1, 11-14].

Идентифицируя проблемный ракурс научного анализа институционального роста форматного ритейла, важно не только оперировать понятиями, подчеркивающими его монопольное закрепление на рынке, но также учитывать, что форматный ри-тейл фактически меняет существующую конфигурацию цепей поставок, реализуя новые подходы к формированию каналов сбыта (матричная система построения каналов сбыта).

Специфика матричной системы построения каналов распределения состоит в комплексном формировании сети, где любая торговая точка вне зависимости от формата и размера имеет свой ассортимент, уровень ценового предложения и методы продаж, ориентированные на определенный целевой потребительский сегмент. Размер данного сегмента может существенно варьироваться, но вполне охватывается в рамках матричной системы сетевых продаж ритейлеров.

Как отмечают ученые И.В. Коваль и С.Е. Савостина, основной эффект реализации матричной системы продаж - это «охват всех потребителей рынка, вплоть до конкретного потребителя, что включает решение следующих задач:

полное удовлетворение спроса населения;

максимальная доступность для всех слоев населения, что в конечном итоге позволяет увеличить объем розничного

товарооборота и стимулировать производство потребительских товаров» [9, с.40].

Данные задачи отчетливо указывают на то, что форматный ритейл ориентирован практически на все потребительские сегменты. Его система продаж, логистика, сбытовая инфраструктура гибко адаптируются к потребностям этих сегментов и специфике регионального спроса в процессе расширения сетей на новые территории. Это создает дополнительное конкурентное давление и на торговые точки, и на дистрибуторов (оптовый бизнес), который максимально завязан на сбыт через несетевую розничную торговлю.

В последние годы появление новых более мелких форматов прямоточно указывает на всеобъемлющий характер рыночной экспансии ритейлеров: «розничная торговая сеть существует как часть структуры распределения всей экономики страны, охватывающей другие каналы, специализирующиеся на производстве, оптовой торговле, логистической составляющей» [9, с.40].

Ослабление традиционной бизнес-модели дистрибуторов, уход несетевой розницы в специфические ниши являются масштабными следствиями развития и экспансивного роста форматного ритейла.

В определенной степени такая экспансия экономически оправданна, равно как и понятна ее немалая скорость. Инвестиции в торговую инфраструктуру, в том числе за счет наращивания долговой нагрузки, работа в широком сегментном пространстве рынка увеличивают отраслевые риски и уровень влияния на развитие сетевых операторов макроэкономических условий хозяйствования, конкуренции со стороны других международных торговых сетей, особенно после вступления России в ВТО.

Кроме того, необходимо учитывать специфику самого сегмента БМСО, состояние которого детерминировано влиянием двух групп факторов:

• факторы, определяющие трансформацию спроса и предложения на рынке, а также территориальную локацию торговых сетей и логисти-

ческую систему товародвижения в регионе;

• факторы, влияющие на развитие конкуренции на рынке, ценовой политики, структуры и объема предложения (факторы преимущественно маркетингового порядка с точки зрения их влияния).

Тот факт, что развитие региональной экономики обладает своей спецификой, определяет динамику самих факторов, которые могут изменять характер своего воздействия. Речь идет о переходе факторов-детерминантов в факторы угрозы, что особенно остро наблюдалось в период кризиса 2008-2009 гг.

С учетом такой экзогенной предопределенности развития форматного ри-тейла масштабы его развития, равно как и индустриальный характер (высокий уровень механизации и автоматизации торго-во-технологических и логистических процессов), являются вполне оправданными и носят императивный характер.

Снижение масштабов и эффективности развития ритейлеров является одной из причин повышения структурной неустойчивости сетей. Конвергенция обоих компонентов позволяет ритейлерам решать вопросы «координации региональной экспансии, оптимизации (централизации) закупок, эффективной конфигурации внедрения новых разработок (система передачи и тиражирования лучшего опыта), лоббирования головной структурой крупных проектов или решений в области госрегулирования, с чем отдельным торговым точкам самостоятельно справиться сложно» [6, с.7].

В свою очередь, поставщики в процессе взаимодействия с ритейлерами получают ряд экономических и маркетинговых преимуществ:

- лидирующие позиции на рынке;

- лояльность со стороны широкой потребительской аудитории;

- эффективное маркетинговое позиционирование продукта в процессе продаж;

- обеспечение узнаваемости торговой марки конкретного продуцента;

- более привлекательное размещение на торговых полках супермаркетов (по желанию и возможностям поставщика);

- реализация политики премиального ценообразования для верхних товарных линеек;

Можно констатировать наличие широкого спектра преимуществ сетевого сбыта, которые обеспечивают ритейлеры через эффективную операционализацию маркетинга, логистики и физического позиционирования продукции.

Необходимо также отметить, что выход форматного ритейла в регионы представляет собой достаточно эффективный и неизбежный (в текущей фазе развития рынка) элемент, который носит преимущественно экстенсивный характер, но не является единственным. Выходя за рамки применения экстенсивных форм роста, ри-тейлеры дополнили его такой стратегической новацией, как «мультиформатность», которая позволяет фиксировать нижнюю границу рыночной доли, а также расширять ее за счет ориентации и привлечения покупателей из других потребительских сегментов.

Практически все ведущие торговые сети развивают несколько форматов магазинов. Так, на начало 2012 - гг. X5 Retail Group насчитывала:

- «1918 магазинов «Пятерочка» формата «мягкий» дискаунтер;

- 321 супермаркет «Перекресток»;

- 77 гипермаркетов;

- 70 магазинов «У дома»;

- 616 магазинов «Копейка», включая 607 магазинов, ребрендированных в «Пятерочку» и 9 в «Перекресток»» [6, с.5].

Таким образом, структурно крепнущая власть торговых сетей обеспечивается их инфраструктурным расширением, в том числе расширением форматов продаж.

Тем не менее данный процесс сопровождается усилением рыночного диктата со стороны сетей, которые не только диктуют поставщикам ассортимент и объемы реализации, но и определяют качественные характеристики продукции, а также приемлемый уровень цен. Сетевизация розничной торговли формирует не только

важный императив ее институционального развития, но и усиливает давление на поставщиков, которые вынуждены радикально трансформироваться, но имеют для этого весьма ограниченные возможности.

С точки зрения логистики, в розничном сегменте БМСО России наблюдается усиление противоречий, обусловленное разной скоростью развития производственных компаний и сетевого ритейла. В рамках традиционных каналов продаж отставание в уровне конкурентоспособности продукции, логистике товароснабжения в 1990-х гг. было не так очевидно. Но именно высокотехнологичный рост ритейла выступил лакмусовой бумагой, на которой стали проявляться издержки нестыковки рыночных интересов растущего сетевого ритейла и менее конкурентных по параметрам своего развития отечественных производственных БМСО- компаний.

Как отмечает ученый Н.П. Карпова, устойчивое конкурентное преимущество в современных цепях поставок достигается за счет реализации трех основных методов конкуренции [8, с.26]:

«Лидерства в сегменте рынка по издержкам.

Дифференциации товаров и услуг (по качеству, уровню сервисного обслуживания, высокой ценности для потребителя и т.п.).

Обслуживания узких рыночных ниш или достижения превосходства над конкурентами за счет более глубокого удовлетворения специфических нужд потребителей».

В условиях ограниченного доступа к длинным и дешевым кредитным ресурсам, высокого уровня конкуренции на рынке, динамика которой сегодня крайне слабо просчитывается (высокие отраслевые риски наращивания промышленных инвестиций) возможность реализации первых двух методов конкуренции из указанных выше для отечественных производителей крайне ограничена. Относительно третьего метода можно отметить, что любая специализация производства требует серьезных инвестиций с целью более строгого и императивного обеспечения преимуществ в специа-

лизированной товарной нише. Это также сопряжено с инвестициями и, что самое главное, более высокими рисками: неправильная маркетинговая оценка может со временем потребовать диверсификации товарного предложения, а значит, новых инвестиций в новой рыночной нише.

Особое значение здесь приобретает стратегия лидерства по издержкам, которая в ракурсе анализа взаимодействия поставщиков с ритейлерами должна быть скорректирована на дополнительные издержки взаимодействия в процессе товарно-сбытовой кооперации, согласования цен, бонусов и прочих отчислений, ценовых скидок. В условиях невозможности игнорирования трансакционных издержек ввиду жестких реалий обменной экономики сферы обращения возникает соблазн ориентироваться на их оптимальный или нормальный уровень, который эмпирически возможен только в рамках условий товарно-сбытовой кооперации, близких к идеальным (равновесным). Однако в реальной практике взаимодействия такие условия отсутствуют.

Более глубоко обобщая специфику возникновения завышенного уровня тран-сакционных издержек, ученые В.Ж. Дубровский и Е.А. Кузьмин видят причину неэквивалентного обмена в неэффективности самого рынка. По их мнению, «подобная ситуация - аналог положения, характеризуемого как результат несовершенства действующего экономического механизма в сравнении с теоретическими представлениями» [7, с.22].

Применительно к цепям поставок «поставщик - ритейлер» данный вывод представляется не совсем корректным, если рассматривать только взаимодействие экономических сфер воспроизводства и обращения. Де факто имеется неэффективная логистическая система, звенья которой поставлены в разные условия развития и имеют различную ресурсную базу для роста. Однако, если учитывать общие реалии реализации модели развития экономики страны, то возникающая разница потенциалов является следствием неэффективности всей национальной экономической си-

стемы, механика развития которой характеризуется деформацией межотраслевых пропорций воспроизводства.

Так, в 2013 г. ситуация в российской промышленности в целом характеризуется следующими тенденциями:

- стагнацией объемов производства и слабым ростом производительности труда;

- незначительным снижением объема инвестиций в основной капитал;

- существенным ухудшением финансового положения, особенно в части платежеспособного спроса.

Вместе с тем тенденция расширения сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке только набирает обороты. Это обусловлено как эмпирически укоренившимся вектором их органического роста, так и возрастающей конкуренцией на новых территориальных площадках. «Сегодня российские ритейлеры возглавляют рейтинг самых быстрорастущих розничных сетей в Европе. «X5 Retail Group» и «Магнит» являются лидерами рейтинга, а 5 из 10 наиболее динамично развивающихся розничных сетей европейского рейтинга - российские» [10, с.85].

Это является более чем наглядным индикатором укрепления их структурной власти в организационном поле потребительского рынка. Этот же тренд означает нарастание разности экономических потенциалов по отношению к поставщикам, возможности которых для сокращения этого разрыва уменьшаются.

В 2013-2014 гг. экономика России испытывает замедление экономической динамики по причине выхода из строя прежних факторов - драйверов экономического роста на фоне медленного включения новых. Фактически экономика прошла с момента кризиса 1998 г. до 2008 г. (межкризисный период) и сегодняшнего момента длинный период, за который были исчерпаны прежние дешевые массовые ресурсы роста (слабый рубль, выигрыш в стоимости энергоресурсов, низкая стоимость рабочей силы.). В близлежащей перспективе предложение, как энергоресурсов, так и ресурсов трудовых не будет расширяться. На внешних рынках фикси-

руется падение цен и физических объемов сырьевого экспорта. На внутреннем рынке их потребление будет более жестко определяться темпами роста экономики и промышленности, которые, вероятно, уже не будут высокими. В этих условиях вполне очевидным является сохранение и вполне возможно - увеличение фискальной нагрузки на бизнес при некотором снижении нагрузки инфраструктурной (умеренная индексация тарифов означает, что эта нагрузка просто не будет возрастать (рав-нозамедленный рост), а останется на прежнем уровне). Государство, несмотря на необходимость развития инфраструктурных проектов, ГЧП попытается запустить механизм институциональной стабилизации отдельных сфер, формируя цикл: создание преференций и снижение отраслевых рисков - наращивание внебюджетного компонента капитальных инвестиций - сокращение государственных расходов инвестиционного характера».

Следовательно, в экономике эмпирически просматривается имманентное усложнение институциональных условий повышения ее инвестиционной привлекательности, вызывающее инерционное торможение ее инновационного преобразования как фактора, способного сообщить более масштабный и устойчивый импульс для экономического подъема и наращивания промышленных инвестиций.

Весьма контрастной представляется динамика и стратегия роста сферы обращения, несмотря на сложности - ограничения реализации существующих институциональных форм развития современного ритейла в России.

Так, по мнению ученого Чеглова В.П., детально разрабатывающего эту проблему, «в дальнейшем развитие ритейла будет идти под знаком развития и укрупнения сетей и консолидации активов в погоне за ростом прибыли, а также жесточайшей экономией операционных затрат. Значит, размещение магазинов будет происходить исходя из критерия получения нормативной отдачи от капитальных вложений и роста капитализации компании.

Будущее неформальных союзов розничных торговых сетей будет связано с формализацией отношений и консолидацией активов участников либо с работой по созданию и внедрению на рынок собственных зонтичных торговых марок» [21, с.84].

«Жесточайшая экономия операционных затрат» понадобится сетям для освоения нового торгового пространства, реализации стратегии ценового демпинга в условиях более эластичного по цене покупательского спроса в регионах. Надо обратить внимание на тот факт, что новая фаза структурного закрепления рыночной власти форматного ритейла характеризуется как предпосылками к «органическому укрупнению» (консолидация активов), так и сменой стратегии развития в направлении формирования зонтичных брендов. Это означает еще большую глубину конвергенции в системе форматного ритейла, который будет объединяться стратегически и реализовывать более согласованную политику рыночного позиционирования и конкурентного роста.

Это дополнительно укрепит позиции ритейлеров как по отношению к поставщикам, так и по отношению к торговым предприятиям малого сектора экономики. Общий предпринимательский климат является питательной средой для эмпирического укоренения такой диспозиции, поскольку способствует росту крупных компаний и менее благоприятствует развитию небольших операторов.

В определенной степени рост конкуренции в системе самого ритейла и приход крупных транснациональных операторов является дополнительным катализатором организационного укрупнения сетей, роста конкуренции в ритейле, его более активного выхода в регионы. В современный момент динамика такого укрупнения не является значительной, поскольку сильна угроза поглощения, что стратегически мотивирует самостоятельному открытию новых объектов и более «латентному» инфраструктурному росту. Тем не менее дальнейшая консолидация активов неизбежна и явится естественным порождени-

ем очередной фазы рыночной институцио-нализации отечественного ритейла.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альбеков А.У., Ротэрмель А.А. Факторы развития производственной инфраструктуры макрологистической системы товароснабжения внутреннего рынка России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2013. - № 4.

2. Альбеков, А.У. Макроэкономические детерминанты устойчивости логистических цепочек накопления стоимости в экономике: критический анализ современных монетарных императивов экономического роста [Текст] / А.У. Альбеков, С.Н. Резников // Финансовые исследования. - 2013. - № 3.

3. Астафуров, С. С. Автономная самоорганизация рынка и институциональные ограничения развития сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке: диалектика противоречий / С. С. Астафуров, С. С. Мотылев // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты : материалы 3-й Меж-дунар. науч.-практич. конф. (17-20 сентября 2013 года) / редкол.: А. А. Горохов (отв. ред.) ; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2013.

4. Астафуров, С. С. Перспективы и факторы развития цепей поставок производственных FMCG-компаний в России / С. С. Астафуров // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах : материалы 3-й Междунар. науч.-практич. конф. (19 февраля 2014 г.) / редкол.: А. А. Горохов (отв. ред.) ; Юго-Зап. гос. ун-т. -Курск, 2014.

5. Астафуров, С. С. Проблемные аспекты повышения конкурентоспособности поставщиков в современных цепях поставок / С. С. Астафуров // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - Ростов н/Д, 2014. - № 1.

6. Бухтиярова Т.И., Павленко Е.Л. Мониторинг выявления и оценка характера

взаимосвязей рыночных стратегий и стратегий сетевых торговых предприятий // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 14 (293).

7. Дубровский В.Ж., Кузьмин Е.А. Трансакционные издержки и трансакцио-емкость экономической системы // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 18 (297).

8. Карпова Н.П. Стратегическое партнерство в цепях поставок // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 6 (68).

9. Коваль И.В., Савостина С.Е. Трансформация розничных торговых услуг в современных условиях на примере города Владивостока // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №5 (284).

10. Кратко И.Г., Сапоженкова Т.О. Сравнение стратегий интернационализации торговых розничных сетей «Ашан» и «Казино Групп»: общее и особенное // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №3.

11. Кудусов С.-М.Л., Резников С.Н. Воспроизводство и потребление: проблема синхронизации скорости развития потоков в оптике современной логистики // Интеграл. - 2012. - № 6 (68).

12. Кудусов С.-М.Л., Чайка А.И. Концептуальные аспекты анализа отношений обмена в логистических цепях поставок потребительского рынка // Современные исследования социальных проблем. -2012. - № 12. - URL: http://sisp.nkras.ru

13. Маркитантов О.А. Трансформация розничной торговли в цепи поставок потребительского рынка: идентификация вектора изменений // Научный потенциал. - 2011. - № 3 (4).

14. Маркитантов О.А., Украинцев В.Б. Анализ факторов реструктуризации цепей поставок товаропроводящей сети потребительского рынка Ростовской области // Актуальные проблемы социально-экономического, политического и правового развития современной России: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. ППС, студентов, аспирантов и молодых ученых, 22 ноября 2011 г. / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д, 2011.

15. Радаев В.В. Как обосновать введение новых правил обмена на рынках // Вопросы экономики. - 2011. - № 3.

16. Радаев В.В. Как организуется рыночное взаимодействие: Препринт WP4/2010/01. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.

17. Радаев В.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России / Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Украинцев В.Б. Перспективы развития системы товародвижения потребительского рынка: условия и императивы реконфигурации цепей поставок [Электронный ресурс] / С. С. Астафуров, С. С. Мотылев, В. Б. Украинцев // Современные исследования социальных проблем. -Красноярск, 2012. - № 12. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru.

19. Украинцев В.Б. Развитие сетевой розничной торговли в России: вектор и динамика инфраструктурного роста / С. С. Астафуров, В. Б. Украинцев, // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - Ростов н/Д, 2013. - № 4.

20. Украинцев В.Б. Торговая инфраструктура как компонент логистической системы товародвижения потребительского рынка [Текст] / В.Б. Украинцев // Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : монография / науч. ред. А.У. Альбеков. - Ростов н/Д : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2013.

21. Чеглов В.П. Институциональные формы и способы формирования и развития современного ритейла в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №3.

BIBLIOGRAPHICAL LIST

1 Albekov A.U., Rotermel A.A. Factors of production infrastructure macrologistical system Russian domestic market // Herald Rostov State Economic University (RSEU). -2013. - № 4.

2 Albekov, A.U. Macroeconomic determinants of sustainability supply chain cost savings in the economy: a critical analysis of

modern monetary imperatives of economic growth [Text] / A.U. Albekov, S.N. Reznikov // Financial Research. - 2013. - № 3.

3 Astafurov, S.S. Autonomous self-organization of the market and institutional constraints of network forms of business organization in the consumer market: the dialectic of contradictions / S.S. Astafurov, S.S. Motylev // development trends of modern society: administrative, legal, economic and social Aspects: Proceedings of the 3rd Intern. scientific-Practical. conf. (17-20 September 2013) / Editorial Board .: AA Pea (holes. Eds.) South-West. State. Univ. - Kursk, 2013.

4. Astafurov, S.S. Prospects and factors of supply chain manufacturing FMCG-companies in Russia / S.S. Astafurov // Modern approaches to the transformation of the concepts of state regulation and control in social and economic systems: Proceedings of the 3rd Intern. scientific-Practical. conf. (February 19 2014) / Editorial Board .: AA Pea (holes. Eds.) South-West. State. Univ. -Kursk, 2014.

5. Astafurov, SS Problematic aspects of improving the competitiveness of suppliers in the modern supply chain / S. Astafurov // Herald Rostov State Economic University (RINH). - Rostov n / D, 2014. - № 1.

6. Bukhtiyarova T.I., Pavlenko E.L. Monitoring and evaluation to identify the nature of the relationship marketing strategies and strategies of network commercial enterprises // Regional economy: theory and practice. 2013. - № 14 (293).

7. Dubrovsky V.J., E.A. Kuzmin Transaction costs and the economic system // Regional economy: theory and practice. 2013. № 18 (297).

8. Karpov N.P. Strategic partnership in the supply chain // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2010. № 6 (68).

9. Koval I.V., Savostina S.E. Transformation of retail services in the current conditions on the example of the city of Vladivostok // Regional economy: theory and practice. 2013. №5 (284).

10. Kratko I.G., Sapozhenkova, T.S. Comparison of strategies for internationalization retail chains "Auchan" and "Casino

Group": general and special // Management in Russia and abroad. 2013. №3.

11. Kudusov St. ML., Reznikov S.N. Reproduction and consumption: the problem of synchronization of streams in the development of modern logistics optics // integral. -2012. - № 6 (68).

12. Kudusov, St. ML, Gull AI Conceptual aspects of the analysis of exchange relations in the logistics supply chain of the consumer market // Current research on social problems. - 2012. - № 12. - URL: http://sisp.nkras.ru

13. Markitantov, O.A. The transformation of the retail supply chain of the consumer market: the identification of the vector changes // Scientific research. - 2011. - № 3 (4).

14. Markitantov, O.A. Ukraintsev, V.B. Analysis of the factors of restructuring the supply chain distribution network of the consumer market of Rostov region // Actual problems of socio-economic, political and legal development of modern Russia: Proceedings of the II All-Russia. scientific-practical. conf. Faculty, students, graduate students and young scientists, Nov. 22, 2011 / Growth. State. Economy. Univ (RSEU). - Rostov N / A 2011.

15. Radaev V.V. How to justify the introduction of new rules on the exchange markets // Economic Issues. - 2011. - № 3.

16. Radaev V.V. As organized market interaction, Preprint WP4 / 2010/01. - M .:. House HSE, 2010.

17. Radaev V.V. Who holds power in consumer markets: the relationship between retailers and suppliers in modern Russia / Higher School of Economics. - M .:. House HSE 2011.

18.Ukraintsev V.B. Prospects of development of system of goods the consumer market: the conditions and the imperatives of the reconfiguration of supply chains [electronic resource] / S.S. Astafurov, S.S. Motylev, V.B.. Ukrainians // Current research on social problems. - Krasnoyarsk, 2012. - № 12. -Mode of access: http://sisp.nkras.ru.

19. Ukrainians V.B. Development of retail network in Russia: vector and dynamics of growth of infrastructure / S.S. Astafurov, V.B. Ukrainians, // Herald Rostov State Economic University (RSEU). - Rostov n / D, 2013. - № 4.

20. Ukraintsev V.B. Business infrastructure as a component of the logistics system of goods consumer market [Text] / V.B. Ukraintsev // Modern logistics technologies and strategies (shopping mall): monograph / scientific. Ed. AU Albekov. - Rostov N / A: Publishing and Printing Complex RGEU (RSEU), 2013.

21. Cheglov V.P. Institutional forms and methods of formation and development of modern retail in Russia // Management in Russia and abroad. 2013. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.