Научная статья на тему 'Регулирование товарного рынка города Хабаровска как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования'

Регулирование товарного рынка города Хабаровска как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Девяткин Андрей Геннадьевич

В статье идет речь о состоянии товарного рынка города Хабаровска, рассматривается регулирование товарного рынка как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования, определяются проблемы и пути развития городской инфраструктуры товарного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование товарного рынка города Хабаровска как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования»

Девяткин Андрей Геннадьевич - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Тел.: 8(4212) 21-48-99

Регулирование товарного рынка города Хабаровска как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования

В статье идет речь о состоянии товарного рынка города Хабаровска, рассматривается регулирование товарного рынка как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования, определяются проблемы и пути развития городской инфраструктуры товарного рынка.

Ключевые слова: инфраструктура, товарный рынок, регулирование товарного рынка, распределительный центр.

В современных условиях развития российской экономики, происходящих процессов и реформ местного самоуправления назрела потребность в усилении системного подхода к муниципальному регулированию товарного рынка как одной из важнейшей частей рыночной инфраструктуры. Низкая результативность муниципального регулирования, отсутствие необходимого учета особенностей функционирования институтов рыночной инфраструктуры в экономике муниципального образования приводят к замедлению процесса формирования оптимальных рыночных взаимосвязей. Решение вопроса повышения эффективности товарных рынков в муниципальном образовании требует акцентирования внимания на системе муниципального регулирования рыночной инфраструктуры в городах страны.

Основная роль рыночной инфраструктуры заключается в обеспечении экономического роста. Особое ее предназначение проявляется в снижении затрат, возникающих в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов), издержек, сопровождающих взаимоотношения экономических агентов, и обеспечении относительной независимости и обособленности системы муниципального управления рыночной инфраструктурой (рис. 1).

Рис. 1. Состав рыночной инфраструктуры

Экономика муниципального образования представляет собой комплекс взаимосвязанных производств, предприятий, расположенных на отдельной территории. В результате чего возникает потребность в хранении, распределении, обмене произведенных товаров. Следовательно, совокупность всех материальных элементов, призванных обслуживать эти процессы, связанные с экономической деятельностью на территории муниципалитета, и образует инфраструктуру товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка - это мощный фактор повышения эффективности производства и уровня жизни населения.

Под инфраструктурой товарного рынка обычно понимают совокупность правовых форм, движение товаров и услуг, акты купли-продажи или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования [5, 6, 7] (рис. 2).

В инфраструктуру товарного рынка включают: торговлю (оптовую и розничную), аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственную контрактную систему, инспекцию по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др. [7].

Система муниципального регулирования товарным рынком осуществляется в двух формах: экономической и административной, которые дополняют друг друга. Однако при их применении следует учитывать, что всякое внешнее воздействие на сферу рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм рынка. Поэтому, выполняя функцию содействия развитию рынка в целом, исключительно важно не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития начинается руководство и управление экономикой [6].

X

\

Инфраструктура товарного рынка

ч

у

Торговля (оптовая и розничная)

Товарные биржи

Аукционы

Антимонопольная служба

Инспекция по контролю над

Ярмарки

Рис. 2. Состав инфраструктуры товарного рынка

Источник: составлено автором на основании данных из словаря рыночной экономики / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова; под ред. Г.С. Вечканова (общ. ред.). - СПб. : Петрополис,1995. - 358 с.

К экономическим регуляторам развития рынка на муниципальном уровне, как правило, относят следующие меры материально-финансовой поддержки рынка:

• прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций;

• предоставление налоговых льгот;

• использование механизма лизинга и аренды оборудования;

• предоставление рассрочки оплаты права аренды производственных помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Система административных регуляторов поддержки рынка более масштабна и включает в себя [5]:

1. Комплекс мер по регулированию административных барьеров.

2. Информационное обеспечение регулирования рынка.

3. Развитие инфраструктуры рынка.

Таким образом, регулирование товарного рынка в муниципальном образовании представляет целостную совокупность субъектов регулирования (органов муниципальной власти) и объектов регулирования (институтов рыночной инфраструктуры), объединенных прямыми и обратными связями. Систему муниципального управления товарным рынком, как нам представляется, целесообразно рассматривать как активную открытую систему, так как она характеризуется открытостью границ и активным взаимодействием с внешней средой, способностью противостоять внешним изменениям.

Для анализа товарного рынка муниципального образования нами выделены следующие показатели: показатели рынка товаров и услуг, причем, с учетом динамики крупных и средних предприятий муниципального образования, а также развитие свободного индекса потребительских цен. Данные об инфраструктуре товарного рынка города Хабаровска показывают, что достигнутый потенциал экономического роста за ряд последних лет позволил сгладить негативное воздействие мирового финансового кризиса, который, в целом, существенно не повлиял на итоги социально-экономического развития города. На сегодня рынок города характеризуется довольно значительными объемами продукции на "оседание" в самом городе - 68,8% от всего объема товаров, произведенных предприятиями и организациями [2].

Анализ показал, что товарная насыщенность города удовлетворяет потребительским требованиям населения, однако, не во всех округах города ассортимент и качество соответствуют потребительским нормам (рисунок 3) [2].

Рис. 3. Рынок товаров и услуг

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. - Социально-экономическое положение городов и районов Хабаровского края 2001 - 2008 гг.

За период 2001 - 2009 гг., в целом, сложились благоприятные тенденции для развития производственного потенциала, предпринимательской деятельности, улучшения имиджа города. Накопленный потенциал развития позволил сохранить положительную динамику общеэкономических показателей и в 2009 году.

В настоящее время в городском округе «город Хабаровск» насчитывается 520 крупных и средних предприятий. В общем объеме оборота организаций 34% приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, предметов личного пользования, 25% - на транспорт и связь, 23% - на промышленные виды деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Динамика крупных и средних организаций города

Источник: составлено автором на основании данных «О социально-экономической ситуации в городе Хабаровске в 2001 - 2009 гг.» // Справочная система Консультант-Плюс.

Данные рисунка 4 показывают, что общей тенденцией является рост количества предприятий, хотя данные за 2009 год показывают, что произошло незначительное снижение численности крупных и средних предприятий города [4].

В 2001 - 2008 гг. сохранялась устойчивая тенденция роста числа малых предприятий в розничной торговле, и к концу 2008 года их количество составило 7500 единиц, что на 4,9% больше, чем в 2007 году (7150 единиц, 1,8% к 2006 от 2007 гг.). Таким образом, количество предприятий розничной торговли растет, вследствие чего возрастает нагрузка на оптовое звено товарного рынка.

В целом, в обороте розничной торговли торгующих предприятий и индивидуальных предпринимателей основной удельный вес (свыше 79%) занимает оборот субъектов малого предпринимательства, на крупные и средние предприятия приходится 21%.

В настоящее время потребительский рынок города сохранил положительную динамику развития. Город становится крупным торговым центром Дальневосточного региона. В сфере потребительского рынка функционируют 2,1 тыс. магазинов, павильонов и торговых центров площадью 361,5 тыс. кв. м., 1,0 тыс. стационарных киосков, 12 рынков на 5,2 тыс. торговых мест, 6 муниципальных торговых комплексов, 604 предприятия общественного питания на 33,1 тыс. посадочных мест. В сфере потребительского рынка занято более 70 тыс. человек.

Четко прослеживается динамика среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за 2001 - 2009 гг. С 2001 по 2007 гг. прослеживается тенденция к снижению индекса потребительских цен, что обусловлено приходом на рынок новых участников, но с 2008 года и по настоящее время индекс потребительских цен растет, однако количество предприятий сократилось. Причиной этого могут быть как высокие тарифы, так и высокие затраты на логистику в оптовой сфере товарного рынка (рис. 5).

Рис. 5. Динамика сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги в городе Хабаровске за 2001 - 2008 гг.

Источник: составлено автором на основании данных «О социально-экономической ситуации в городе Хабаровске в 2001 - 2008 гг. и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития» // Справочная система Консультант-Плюс.

Из вышеизложенного о состоянии инфраструктуры товарного рынка города Хабаровска вытекают следующие проблемы:

• недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение в сфере регулирования товарного рынка;

высокая стоимость логистики в общей цене продаваемого товара;

склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств;

отсутствие современных торговых складских помещений;

рассредоточение складских помещений;

зависимость торговых точек от внешних поставщиков;

большие транспортные расходы.

В то же время, обобщение аналитических материалов позволяет констатировать, что в инфраструктурном комплексе города практически отсутствует оптовое торгово-посредническое звено. Его материально-техническая база по товарной специализации продуктов полностью передана в частные руки. Отсюда возникает вопрос о необходимости создания оптового звена торговой инфраструктуры, т. е. создание распределительных центров, так как развитие муниципального товарного рынка объективно требует их наличия.

В сложившейся ситуации на розничных рынках многие компании пришли к выводу, что прибыльность определяется не уровнем торговой наценки, а минимизацией издержек. Известно, что одной из крупных статей расходов является логистика. Так, в России стоимость логистики в общей цене продаваемого товара составляет до 30%, а в Европе - 5%. Существенно уменьшить логистические издержки поможет, по нашему мнению, создание распределительных центров. Объективная необходимость в распределительных центрах возникла одновременно с появлением новых типов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов и др.) и формированием крупных розничных сетей. Действующая модель товароснабжения розницы, при которой до 60% товаров поступает непосредственно от поставщиков, а оставшаяся часть - от различных оптовых посредников, не отвечает этой специфике. Она вступает в противоречие с новой практикой организации предложения товаров в рознице и централизацией управления группами магазинов. Современная система товароснабжения должна учитывать следующие специфические особенности работы этих магазинов и их клиентов: широкую номенклатуру товаров (от 5 до 30 тысяч наименований), универсальный характер ассортимента (специализация уходит на второй план), необходимость поддержания стабильного ассортимента в течение всего рабочего дня. Стабильность ассортимента до сих пор является "ахиллесовой пятой" работы российских супермаркетов - из-за устаревшей системы товароснабжения. Поддержать стабильный ассортимент товаров не удается не только в течение всей рабочей недели, но и дня (рисунок 6 - 7) [9].

Розничная торговля города Хабаровска продолжает наращивать обороты. Городской потребитель все больше привыкает к современным форматам торговли, возможности выбора как по ассортиментным позициям, так и по ценовому предложению, качеству обслуживания. Розничные сети меняют привычную среду покупок, потребители, в свою очередь, оказывают влияние на развитие сетей и товарный рынок в целом. И, следуя общемировой тенденции, становятся более

требовательными. Такие показатели, как удобство при совершении покупок и характеристики представленной продукции (качество товара, разнообразие ассортимента, наличие обязательных ассортиментных позиций) становятся более приоритетными для потребителей. В то же время, любой розничный продавец заинтересован, со своей стороны, в нескольких факторах: низких закупочных ценах, гарантированных объемах и своевременных поставках, которые обеспечиваются моделью работы с поставщиками и управлением цепочкой поставок.

Розничная сеть

Рис. 6. Товарный рынок в настоящее время [8]

Преобразования в торговле города Хабаровска, в целом, идут по общим законам и соответствуют указанным выше тенденциям. Общим итогом недостаточной степени концентрации розничного товарооборота является сохранение устаревшей системы организации снабжения товарами розницы. Если иметь в виду, что крупный опт в процессе приватизации был разрушен и сейчас мы имеем буквально единицы поставщиков с универсальным ассортиментом продтоваров, то не приходится удивляться, что современный супермаркет снабжается 300 поставщиками, причем, 80 из них работают на регулярной основе, а остальные - это мелкооптовые посредники случайного характера. Отсюда и проблемы с формированием и поддержанием широкого ассортимента товаров в рознице и с необоснованной накруткой цен. Для потребителя будет тем лучше, чем меньше посредников формируют каналы распределения, поскольку в таком случае цена на товар будет доступной. Поэтому поставка товаров напрямую от производителя приведет к меньшему росту цены на

1* Данная схема может быть применена и для распределения товаропотока между краевым центром и другими населенными пунктами края, что позволит снизить затраты на доставку за счет укрупнения поставок, а также это будет способствовать улучшению логистического обслуживания клиентов края.

товар, чем при участии посредников. Однако при этом стоит учитывать объем поставок, так как поставка мелких партий напрямую от производителя может быть дороже, чем направление потока на доставку через распределительный центр [9].

В подобных условиях распределительные центры могут занять большую и перспективную нишу организации оптовых поставок для развивающейся розницы. Но возникает вопрос: кто может инициировать строительство такого центра, если он изначально не встроен в структуру торговой сети? Такие центры могут быть созданы в городе при поддержке администрации муниципалитета в виде ассоциативных распределительных центров. Схема может быть следующей: при поддержке администрации в городе формируется объединение (союз) розничных магазинов на любой организационно-правовой основе; члены такого союза становятся на "абонентское" обслуживание в распределительном центре, который централизует закупочные функции. В дальнейшем такая структура может превратиться в единый хозяйствующий субъект на основе акционерной формы собственности.

Нам представляется, что роль администрации города как раз и должна состоять в том, чтобы выступить с инициативой по разработке концепции реформирования товароснабжения и привлечению инвестиций в строительство распределительных центров.

Система распределения товаров является одним из ключевых конкурентных преимуществ крупных розничных компаний и эффективным инструментом в реализации стратегий стремительного роста, экспансии в регионы, развития средних и небольших форматов магазинов.

Преимущества от использования распределительных центров могут быть применены и в распределении товаропотока между краевым центром и другими населенными пунктами края, что позволит снизить затраты на доставку за счет укрупнения поставок, а также это будет способствовать улучшению логистического обслуживания клиентов края, которое будет заключаться в следующем:

• снижении зависимости от неэффективных поставщиков;

• повышении уровня выполнения заказов;

• повышении эффективности использования торговых площадей;

• розничные продавцы получают дополнительные доходы от работы распределительного центра;

• увеличении ассортимента в розничных сетях.

Практический опыт распределительных центров в европейской части нашей страны показал высокую эффективность товарных рынков.

Литература и источники:

1. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ от 6.10.03-№40. - Ст. 3822.

2. О социально-экономической ситуации в городе Хабаровске в 2007 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2008 год : Постановление Мэр города Хабаровска от 13 марта 2008 г. № 548, № 717 от 10.03.2009 // Справочная система Консультант-Плюс.

3. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2007 № 271-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 30. - Ст. 226.

4. Федеральная служба государственной статистики, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому

краю.Социально-экономическое положение городов и районов Хабаровского края 2006 - 2008 гг.

5. Иванов, В. В. Муниципальный менеджмент : справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. -М., 2002. - С. 554 - 557.

6. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление : учебное пособие / В. Г. Игнатов, В.В. Рудой. - 2-е изд., доп. и прераб. - Ростов н/Д, 2003. - 543 с.

7. Словарь рыночной экономики / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова ; под ред. Г. С. Вечканова (общ. ред.). - СПб. : Петрополис,1995. - 358 с.

8. Автоматизация распределительного центра с помощью WMS-системы WMS-консультант компании «¡2СНГ» / А. Скобелев // «Склад и Техника». - № 12. -2006.

9. Эксперт: Оборудование № 8-2001, http://sklada.ru/index.php?id=377, электронная версия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.