Научная статья на тему 'Развитие оптовой торговли в современной России'

Развитие оптовой торговли в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4474
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хныкин С.А., Тимосюк С.Л., Юрковская Г.И.

Рассматриваются значение оптовой торговли для экономики современной России, задачи, причины и тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие оптовой торговли в современной России»

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

Автор считает, что в достаточной мере в нашей стране развиты такие функции, как: хранение запасов, доставка товаров, предоставление кредитов.

По мнению Г. И. Ханина, финансовые успехи и высокая рентабельность отрасли оптовой торговли связана с тем, что она выполняет иные, не вытекающие из традиционных функции. И современная оптовая торговля - это в немалой степени организации по выкачиванию финансовых средств из отраслей экономики, главным образом, добывающих отраслей промышленности и металлургии. Помимо этого, оптовая торговля - это инструмент ухода от налога, схема сокрытия прибыли и поглощения эффективности результатов производственной деятельности [1].

На наш взгляд, такие пессимистические выводы были более актуальны на ранних этапах развития оптовой торговли в нашей стране. В настоящее время проблемам и тенденциям развития современной оптовой торговли уделяется более пристальное внимание и предприятия стремятся усовершенствовать свою инфраструктуру и повышать качество предоставляе-

мых услуг. Это стало необходимым особенно в условиях экономического кризиса и высокой конкуренции.

В целом, в условиях формирующейся экономики преобладают положительные тенденции развития оптовой торговли, предприятия этой отрасли усовершенствуют внутреннюю и внешнюю инфраструктуру; расширяют ассортимент и предоставляемые услуги; появляются крупные распределительные центры; исчезают «лишние» посредники, на рынке остаются предприятия с хорошей репутацией и квалифицированным персоналом.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: www.midural.ru.

2. Ханин Г. И., Фомин Д. А. Оптовая торговля в современной России // Проблемы прогнозирования. 2007. № 5. С. 42-61.

© Хныкин С. А., Юрковская Г. И., 2011

УДК 336.14

С. А. Хныкин, С. Л. Тимосюк Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются значение оптовой торговли для экономики современной России, задачи, причины и тенденции развития.

Качественное развитие оптовой торговли в современной России играет существенную роль, ведь торговля в целом обеспечивает высокую занятость населения. Помимо этого она оказывает существенное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля, с одной стороны, регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции, а с другой -позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения.

Оптовая торговля является важной сферой торговой деятельности. Субъекты оптовой торговли, являясь коммерческими посредниками, способствуют установлению хозяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями. У большинства производителей отсутствуют возможности прямого сбыта продукции, поскольку задача ее распределения невероятно сложна, как непомерно велики и связанные со сбытом расходы. Эту функцию должна выполнять отрасль оптовой торговли, являющаяся средним звеном между производителем и потребителем и осуществляющая их обязательно одновременное обслуживание.

Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии

со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров.

В условиях формирующейся экономики первостепенное значение приобретают вопросы создания отлаженной системы товароснабжения розницы, эффективного функционирования цепочки поставок товаров от производителя до магазина, а также обеспечения стабильного товарообмена между регионами [1].

Для решения этих задач необходимо развитие оптовой торговли, чтобы из простого посредника купли-продажи, данная сфера деятельности способствовала созданию развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков и обеспечивала экономию издержек обращения и высокую эффективность всей системы обращения товаров в стране.

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом [1].

Таким образом, оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розничной торговлей.

В последние годы в России появилось большое количество крупных торговых сетей, что обусловило потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. И главной тенденцией современного рынка оптовой торговли стало усложнение структуры оптовых предприятий, расширение масштабов их деятельности, рост каналов товарных и информационных потоков, усложнение структуры связей в целом. Наблюдаются процессы укрупнения независимых оптовых предприятий, расширение сети крупных торговых посредников, укрупнение оптовых структур-организаторов оптового оборота. Наряду с этим, активное развитие розничных торговых сетей привело их к пониманию важности правильно организованных систем закупок и созданию собственных оптовых и распределительных центров.

Вместе с тем, не ослабляются позиции мелких оптовых структур, жизнедеятельность которых определяется наличием сети малых и средних независимых розничных предприятий, а также решающих проблему организации товароснабжения розничной торговой сети удаленных от регионального центра малых и средних городов.

Оптовые компании стали стремиться к расширению ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке. Кроме того, на российском рынке появились оптовые предприятия с ограниченным перечнем услуг, такие как склады-магазины самообслуживания. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не мо-

гут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, которая существует на рынке. Таким образом, оптовые фирмы позволяют розничным предприятием экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации.

Одной из тенденций последнего времени стало то, что производители стали сокращать число своих дистрибуторов. По оценкам экспертов, сокращение числа дистрибуторов позволит компаниям жестче контролировать ценовую ситуацию в регионах. Производители выходят напрямую на торговые сети (один из используемых вариантов сотрудничества -производство товара под маркой торговой сети), что способствует снижению розничных цен. Стремление производителей такими мерами снизить цены для конечного потребителя заставляют качественно развиваться оптовых посредников, расширять ассортимент и количество предоставляемых услуг, а также логистику.

Таким образом, в условиях формирующейся экономики основными тенденциями развития оптовой торговли являются:

- осуществление структурной перестройки каналов товародвижения, в том числе развитие распределительных центров;

- развитие эффективных инструментов взаимодействия розничных предприятий с логистическими операторами, оптовыми посредниками и производителями товаров;

- расширение предоставляемых дополнительных услуг.

Библиографическая ссылка

1. Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: www.midural.ru.

© Хныкин С. А., Тимосюк С. Л., Юрковская Г. И., 2011

УДК 378

Е. И. Шепетова Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Развитие рыночной экономики в России, реформы в системе высшего образования, обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг выводят на первый план вопросы совершенствования мониторинга качества образования. В статье отражены основные этапы совершенствования механизма управления образовательным процессом и представлена модель системы мониторинга, обеспечивающая комплексный подход к анализу качества образования.

Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем российского образования. В теории социального управления качество определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам, как степень удовлетворения ожиданий потребителя. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению

качеством образования на уровне университета необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга. Содержание мониторинга в образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Объектом мониторинга выступа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.