Научная статья на тему 'Формирование инфраструктуры товарного рынка муниципального образования на основе муниципально-частного партнерства'

Формирование инфраструктуры товарного рынка муниципального образования на основе муниципально-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Девяткин А. Г.

Рассмотрены регулирование товарного рынка как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования, взаимодействие органов муниципальной власти с бизнесом. Определены проблемы и пути развития городской инфраструктуры товарного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Девяткин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктуры товарного рынка муниципального образования на основе муниципально-частного партнерства»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАОСНОВЕ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

А. Г.ДЕВЯТКИН, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Дальневосточная академия государственной службы

Рассмотрены регулирование товарного рынка как составной части инфраструктурного комплекса муниципального образования, взаимодействие органов муниципальной власти с бизнесом. Определены проблемы и пути развития городской инфраструктуры товарного рынка.

Ключевые слова: инфраструктура, товарный рынок, регулирование товарного рынка, государственно-частное партнерство, распределительный центр.

В современной российской экономической литературе преобладают исследования, посвященные анализу функционирования обособленных субъектов рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, фондовых бирж, инвестиционных компаний) или группы субъектов, объединенных между собой проведением операций на каком-либо субъекте рынка. Другие ученые придерживаются той точки зрения, что инфраструктура представляет собой накопленное материальное богатство в виде совокупности объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, и как часть национального богатства призвана обеспечить беспрепятственное поледеятельности [1].

Государственные банковские учреждения, государственные торговые предприятия или биржи входят в инфраструктуру рынка, если они являются участниками рыночных отношений, связаны с куплей-продажей и выполняют посреднические функции. Иначе говоря, рыночную инфраструктуру следует понимать как совокупность хозяйствующих субъектов, технологий и норм, обеспечивающих устойчивые экономические отношения и условия

для эффективного и динамичного функционирования различных рынков, атакже функционирования предпринимательских структур.

Воздействие через инфраструктуру является наиболее эффективным и безболезненным способом регулирования экономического развития территории. Поэтому государственные, муниципальные или частные инвестиции в формирование инфраструктуры являются эффективными вложениями в экономику со стороны субъектов рынка. Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и правительственными органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов территориального развития. В связи с главенствующей ролью фазы производства в муниципальном воспроизводственном процессе рыночная инфраструктура имеет соответствующее значение в создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта произведенной продукции по разным каналам сферы обращения.

Рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества за счет повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для развития отраслей и секторов экономики муниципального образования. Состояние рыночной инфраструктуры должно соответствовать уровню производительных сил на экономической территории на всех этапах их развития.

Основная роль рыночной инфраструктуры заключается в обеспечении экономического роста. Особое ее предназначение проявляется в снижении затрат, возникающих в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов), издержек, сопровождающих взаимоотношения экономических агентов, и в обеспечении относительной независимости и обособленности системы муниципального управления рыночной инфраструктурой.

Таким образом, уточняя и развивая существующие в экономической теории представления о составе рыночной инфраструктуры, можно представить состав инфраструктуры рынка муниципального сектора как объекта управления следующим образом (рис. 1).

Инфраструктура в рыночной экономике может выступать в различных формах: как комплекс предприятий и учреждений, совокупность функций или как часть материально-технического богатства. Поэтому в инфраструктуру включают совокупность институтов, технологий и норм, обеспечивающих производство устойчивых экономических отношений и создающих условия для эффективного и динамичного функционирования различных рынков.

В современных условиях роль рыночной инфраструктуры в организации функционирования рынка все больше возрастает, усложняются и расширяются функции ее основных элементов. В этой связи важно выделение функций рыночной инфраструктуры для более полного понимания ее сущности и роли в экономике муниципального образования. Основная задача рыночной инфраструктуры состоит в создании экономической среды для функционирования рыночной экономики.

Инфраструктура рынка

г г Т

Торговые Финансовые Посредники

организации посредники на рынке труда

и посредники

Товарные биржи, Банковская сфера Биржи труда,

ярмарки, (коммерческие, инве- центр занятости

выставки, стиционные, ипотеч- населения, бюро

розничные торгов- ные, лизинговые), по трудоустройству,

цы, фондовые биржи, рекрутинговые фирмы

консалтинговые инвестиционные

компании, компании,

информационно- трастовые фирмы,

справочные фирмы страховые компании

Рис. 1. Состав инфраструктуры рынка муниципального сектора экономики

Рыночной инфраструктуре присущи следующие функции:

• организационная, которая состоит в формировании материальных, информационных и финансовых связей между субъектами рынка;

• регулирующая (основная), которая заключается в поддержании спроса и предложения на рынке, регулировании движения товарных и денежных потоков;

• распределительная, состоящая в перераспределении товаров и услуг для населения;

• коммуникативная, заключающаяся в обеспечении бесперебойного потока ресурсов и товаров.

Все функции рыночной инфраструктуры неразрывно связаны и не могут существовать одна без другой, т.е. рыночная инфраструктура через свои функции обеспечивает эффективность экономики.

В современных условиях реформирования местного самоуправления назрела потребность в регулировании муниципального товарного рынка как одной из важнейших частей рыночной инфраструктуры. Низкая результативность муниципального управления, слабое взаимодействие органов местного самоуправления с бизнесом приводят к замедлению процесса формирования оптимальных рыночных взаимосвязей. В связи с этим решение вопроса повышения эффективности товарных рынков в муниципальном образовании требует акцентирования внимания на создании системы взаимовыгодного партнерства между бизнесом и администрацией муниципальных образований в регулировании рыночной инфраструктуры в городах страны.

Экономика муниципального образования представляет собой комплекс взаимосвязанных производств, предприятий, расположенных на отдельной территории. При этом имеется потребность в хранении, распределении, обмене произведенных товаров. Совокупность всех материальных элементов, призванных обслуживать эти процессы, связанные с экономической деятельностью на территории муниципалитета, и образует инфраструктуру товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка — это мощный фактор повышения эффективности производства и уровня жизни населения.

В инфраструктуру товарного рынка включают: торговлю (оптовую и розничную), аукционы, ярмарки,

товарные биржи, государственную контрактную систему, инспекцию по контролю за ценами, антимонопольные структуры и др. (рис. 2) [2].

Система муниципального регулирования товарного рынка осуществляется в двух формах: экономической и административной, которые дополняют друг друга. Однако при их применении следует учитывать, что всякое внешнее воздействие на сферу рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм рынка. Поэтому, выполняя функцию содействия развитию рынка в целом, исключительно важно не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития начинается руководство и управление экономикой [4].

Поэтому необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях администрации муниципального образования и бизнеса, так как есть необходимость в развитии отношений администраций муниципалитетов и предприятий в плоскости государственно-частного партнерства — новом направлении в современной управленческой практике. Актуальность темы вызвана повышенным интересом к ней в органах государственной власти и местного самоуправления. Необходимо отметить, что под государственно-частным партнерством имеются в виду не только органы государственной, но и муниципальной власти.

Первоначально тема государственно-частного партнерства возникла в российской действительности благодаря В. В. Путину, который, выступая на XIVсъезде Российского союза промышленников и предпринимателей 16.11.2004, заявил: «...участие бизнеса в реализации инфраструктурных проектов государства—еще одно перспективное направление»

[6]. Уже после, в бытность В. В. Путина __

Председателем Правительства РФ, тема государственно-частного партнерства была отражена в плане работы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. Стоит отметить, что государственно-частное партнерство понимается довольно широко и по различным отраслям: транспортная инфраструктура, технологии и инвестиционная деятельность и др.

Достаточно большой интерес к проблеме государственно-частного партнерства проявляют органы государственной власти и местного самоуправления. Анализ выступлений, высказываний российских должностных лиц по данному вопросу позволяет установить интерес

к этой проблеме, но не устанавливает содержание этого термина. Речь идет о некоем сотрудничестве государства и бизнеса, однако такого рода сотрудничество в общем виде возможно и без каких-либо особых терминов. Анализ отдельных высказываний должностных лиц, планов и программ позволяет сделать вывод, что сотрудничество это предполагается прежде всего в инвестиционной сфере [3].

Рассматривая уровень муниципального образования, стоит отметить, что муниципально-час-тное партнерство возникает в сферах, в которых органы муниципальной власти традиционно несут ответственность за объекты общего пользования — ремонт, реконструкцию и содержание объектов общего пользования, уборку территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Муниципалитет не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах, и вынужден сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности. В любом случае это означает финансирование за счет средств местного бюджета.

Основная цель взаимодействия в рамках муниципального частного партнерства — согласование интересов между администрацией территории и бизнесом. По мнению автора, муниципально-час-тное партнерство — взаимовыгодное соглашение между органами местного самоуправления и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и услуг.

Муниципально-частное партнерство можно рассматривать как форму взаимодействия муни-

Торговля (оптовая и розничная

с

Ярмарки

)

с

Инспекция

по контролю

за ценами

К )

Антимонопольная служба

Рис. 2. Состав инфраструктуры товарного рынка

Рис. 3. Схема муниципально-частного партнерства

ципалитета и бизнеса в рамках хозяйственного общества и/или как разновидность простого товарищества между муниципалитетом и частным предприятием. Однако такой подход на практике вряд ли возможен, и после обсуждения этой проблемы с некоторыми государственными служащими был сделан вывод о его практической непригодности [3]. Для решения этого вопроса целесообразно создать принципы и механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса в рамках муниципально-частного партнерства.

Принципы муниципально-частного партнерства должны представлять собой четкие правила взаимодействия муниципального образования и бизнеса в определенных сферах. Содержание этих принципов состоит в согласовании и учете взаимных интересов и уступок на выгодных для обеих сторон позициях. С правовой точки зрения это можно рассматривать как договор между субъектами либо соглашение, при этом важно, чтобы оно имело конкретное правовое закрепление.

Механизм предполагает наличие конкретных форм взаимодействия органов муниципальной власти и бизнеса, в первую очередь — правовой. Таким образом, для формулирования управленческой задачи и формирования целостной картины необходимо изучение экономической сути муниципального частного партнерства. Требуется выстроить четкое понимание того, что, во-первых, администрация муниципального образования готова к сотрудничеству в форме партнерства. Во-вторых, муниципалитет признает партнерство эффективной экономической формой, где он должен четко определить сферы муниципального частного партнерства и цели. И, в-третьих, важно закрепить муниципально-частное партнерство на программном (концептуальном)

или даже законодательном уровнях (в форме конкретных целей и принципов). Нормативно-правовая база закладывает правовые основы этого партнерства, а следовательно, и правовой статус бизнеса.

Достижение паритета возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и созданы взаимовыгодные условия. Можно утверждать, что конечной юридической формой согласования интересов всегда будет договор (инвестиционный, концессионный, и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту. Схему муниципально-частного партнерства можно представить в виде, изображенном нарис. 3.

С точки зрения управленческих процессов становление муниципально-частного партнерства согласно предложенной схеме в каждом конкретном проекте проходит следующие стадии [3]:

• первичное согласование интересов;

• закрепление приоритетов в программном документе, который должен иметь стратегический характер, продолжительный срок действия (3—5 лет и более) не должен кардинально меняться. В нем должны быть установлены сроки и ответственные органы, он должен быть подкреплен целым рядом подзаконных регламентов со строгим порядком реализации;

• формирование конкретных проектов на основе программы, но в полном соответствии с законом, который устанавливает в том числе порядок проведения конкурсов ит. п.;

• фиксация результатов в договорах, имеющих специфическую судебную защиту.

Исходя из изложенного, под муниципально-частным партнерством следует понимать правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей муниципального управления.

Реализация предлагаемого правового механизма муниципально-частного партнерства позволяет решить несколько задач, прежде всего — повысить эффективность:

• исполнения полномочий органов муниципальной власти;

• взаимодействия администраций муниципалитета и бизнеса;

• использования муниципальных ресурсов;

• повысить инвестиционную привлекательность

экономики муниципального образования.

Взаимодействие органов муниципального

образования и бизнеса проявляется в отношениях администрации муниципалитета с участниками рыночных отношений на товарном рынке, такими, как предприятия малого и среднего бизнеса, население (потребители) и др. Для оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса необходимо установить и узаконить систему взаимных требований (см. таблицу).

Взаимные требования субъектов представлены центральной диагональю матрицы. Одно из направлений по совершенствованию системы управления товарным рынком на уровне муниципального образования можно представить в виде требований и интересов, показателей эффективности и конечных результатов деятельности рыночной инфраструктуры как системы. Совершенствование системы управления товарным рынком позволяет перейти к проектированию обоснованных и действенных регламентов деятельности органов администрации муниципального образования, других субъектов, действующих на потребительском рынке, а также определить основное содержание договоров, лежащих в основе социального партнерства основных субъектов рыночной инфраструктуры.

Данная матрица демонстрирует оптимальные правила, при выполнении которых будут соблюдены интересы всех участников рынка. Стоит подробно рассмотреть взаимоотношения админис-

трации муниципального образования и бизнеса, так как есть необходимость в переходе отношений администрации и предприятий города в плоскость государственно-частного партнерства.

Схему муниципального частного партнерства можно применить для строительства распределительных центров для розничных сетей. Розничная торговля продолжает наращивать обороты. Потребитель все больше привыкает к современным форматам торговли, возможности выбора как по ассортиментным позициям, так и по ценовому предложению, качеству обслуживания. Розничные сети меняют привычную среду покупок, потребители в свою очередь оказывают влияние на развитие сетей и товарный рынок в целом и, следуя общемировой тенденции, становятся более требовательными. Такие показатели, как удобство при совершении покупок и характеристики представленной продукции (качество товара, разнообразие ассортимента, наличие обязательных ассортиментных позиций) становятся более приоритетными для потребителей. В то же время любой розничный продавец заинтересован, со своей стороны, в нескольких факторах: низких закупочных ценах, гарантированных объемах и своевременных поставках, которые обеспечиваются моделью работы с поставщиками и управлением цепочкой поставок (рис. 4—5).

Преобразования в торговле в целом по стране идут по общим законам и соответствуют указанным тенденциям. Имеет место недостаточная степень концентрации розничного товарооборота, которая является следствием устаревшей системы орга-

Матрица взаимных требований [7]

Субъект рыночной инфраструктуры Субъект рыночной инфраструктуры

Администрация муниципального образования Предприятия и организации малого и среднего бизнеса Потребители

Администрация муниципального образования Минимизация дублирования. Четкое разграничение компетенции между службами и координация деятельности при решении совместных задач Рост объемов качественных товаров и услуг первой необходимости, производимых данным сектором. Рост числа рабочих мест Мотивация населения к участию в предпринимательской деятельности. Лояльность к развитию малого и среднего бизнеса

Предприятия и организации малого и среднего бизнеса Участие в трендах на получение муниципального заказа. Прозрачные и справедливые правила предоставления инвестиций. Предоставление налоговых льгот и минимизация налогового бремени и административных барьеров Следование правилам цивилизованной конкуренции Информированность о товарах и услугах предпринимательских структур

Потребители Содействие в обеспечении защиты прав потребителей. Поддержка предпринимательской инициативы населения, ориентация потребителя на покупку товаров и услуг от местных производителей Предоставление товаров и услуг потребного качества и количества, доступныхдля всех категорий потребителей Доступность цены и качества продукции. Инициативность потребителей

Рис. 4. Товарный рынок в настоящее время

Рис. 5. Пример распределительного центра

низации снабжения товарами розницы. Сейчас предприниматели понимают выгодность распределительных центров, но отсутствует координация в этом направлении с органами местной власти, а значит, логистика в городе не развивается, и нет возможности управлять издержками. Стремление предпринимателей построить свои торговые и дистрибуторские центры не вдоль трасс, а в самом городе и чем ближе к центру, тем лучше, ведет к увеличению издержек и дискомфорту для жителей. И поэтому необходимо решать этот вопрос совместными силами в направлении выноса «тяжелой» логистики на стыки между районами города, за черту деловой и спальных частей.

Если иметь в виду, что крупнооптовая торговля в процессе приватизации была разрушена и сейчас имеются буквально единицы поставщиков с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, то не приходится удивляться, что современный супермаркет снабжают 300 поставщиков, причем 80 из нихработаютнарегулярной основе, а остальные — это мелкооптовые посредники случайного характера. Отсюда и проблемы с формированием и поддержанием широкого ассортимента товаров в рознице и с необоснованной накруткой цен. Для потребителя будет тем лучше, чем меньше посредников будут формировать каналы распределения, поскольку в таком случае цена на товар будет доступной. Поставка товаров напрямую от производителя приведет к меньшему росту цены на товар, чем при участии посредников. Однако при этом стоит учитывать объем поставок, так как поставка мелких партий

напрямую от производителя может быть дороже, чем направление потока на доставку через распределительный центр [5].

Распределительные центры могут занять большую и перспективную нишу организации оптовых поставок для развивающейся розницы. Такие центры должны быть созданы в городах на основе муниципально-частного сотрудничества в виде ассоциативных распределительных центров. В дальнейшем такая структура может превратиться в единый хозяйствующий субъект на основе акционерной формы собственности. Представляется, что муниципально-частное сотрудничество, основанное на взаимовыгодных правовых основах, должно стать базой для конструктивного и плодотворного взаимодействия муниципалитетов и бизнеса.

Список литературы

1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы. М.: Бек, 1996. С. 45.

2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Словарь рыночной экономики // СПб.: Петрополис, 1995. 358 с.

3. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект// Власть, 2006. № 7. С. 14-19.

4. Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление: учебн. пособие. 2-е изд., доп. и прераб. Ростов н/Д, 2003. 543 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ненашев С., Твилдиани Ю. Распределительные центры: мировой опыт и российская практика // Эксперт: оборудование, 2001. № 8. URL: http://sklada.ra/index.php?id=377.

6. Путин В. В. Вступительное слово на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Москва 16.11.2004. URL: http://dpr.ru/journal/journal_16_l.htm.

7. Щеклин К. А. Вопросы разработки модели муниципальной рыночной инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. № 21 (51). С. 131-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.