Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение и регулирование цен в агропромышленности'

Инфраструктурное обеспечение и регулирование цен в агропромышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФРАСТРУКТУРА / ЦЕНА НА ПРОДУКЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СТАБИЛИЗАЦИЯ ЦЕН / AGRICULTURE / INFRASTRUCTURE / THE PRICE OF AGRICULTURAL PRODUCTS / PRICE STABILIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кязымова Асли Хангусейн Кызы

В статье анализируется роль развитой инфраструктуры в стабилизации цен на продукцию сельского хозяйства, а также в обеспечении социальной стабильности в обществе. Дана классификация регулирующих мер, которые принимаются для стабилизации цен в аграрной сфере. Исследована степень влияния уровня развития инфраструктуры на процесс государственного регулирования цен в агропромышленном комплексе. Определены факторы, обуславливающие формирование цен на сельскохозяйственные товары в зависимости от степени развитости инфраструктурной системы. Исходя из опыта стран с развитой экономикой в области регулирования цен в сельском хозяйстве сделаны выводы о необходимости более существенной поддержке этого сектора экономики со стороны государства и об изменении ее формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE MAINTENANCE AND REGULATION OF PRICES OF AGRICULTURE

This article analyzes the role of infrastructure in the stabilization of prices for agricultural products, as well as in maintaining social stability in society. The classification of regulatory measures taken to stabilize prices in the agricultural sector. The degree of influence the level of infrastructure development in the process of state regulation of prices in agriculture. The factors causing the formation of agricultural prices, depending on the degree of development of the infrastructure system. Based on the experience of advanced economies in the regulation of prices in agriculture conclusions about the need for more substantial support to this sector of the economy of the state and to change its shape.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение и регулирование цен в агропромышленности»

Инфраструктурное обеспечение и регулирование цен в агропромышленности

А.Х. Кязымова

преподаватель кафедры регулирования экономики Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку)

Асли Хангусейн кызы Кязымова, ismailovamil@gmail.com

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована следующими целями:

• обеспечение экономической безопасности страны;

• защита отечественного товаропроизводителя;

• защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

• создание условий для нормальной конкуренции;

• ограничение власти предприятий-монополистов;

• ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

• поддержание ценовых пропорций.

В результате проводимых автором статьи в 2009-2010 годах исследований определено, что регулирование цен на продукцию аграрной сферы Азербайджана в соответствии с требованиями внутреннего рынка и международных стандартов в большой степени зависит от комплексной координации экономических интересов. Как показывает анализ, эта проблема характерна не только для Азербайджана, но и для России и всех республик в постсоветском пространстве. Следовательно, выработка экономических механизмов разрешения этой проблемы актуальна и для экономики отдельно взятого государства, входящего в СНГ, и для всех

стран, стремящихся интегрироваться в едином экономическом пространстве. С этой точки зрения главной целью проводимых государством мероприятий должно быть регулирование масштаба производства. Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что усиление информационной обеспеченности есть один из способов достижения этой цели.

Как известно, число производителей сельскохозяйственной продукции в основном опережает число предприятий, занимающихся его закупкой и обработкой. Однако их обязательства и права выбора свободы не равны. Сельскохозяйственные производители имеют возможность замещать вид выращиваемого продукта, а заготовительные и обрабатывающие предприятия полностью лишены этой возможности. В то же время производители не обладают достаточной информацией о производственных мощностях обрабатывающих предприятий и радиусе перевозок товаров [1, с. 38].

Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию реализуется с учетом специфических особенностей каждой страны. При этом руководство страны подходит к решению этого вопроса с точки зрения удовлетворения потребностей внутреннего рынка на продукты питания. Одновременно необходимо решать проблему учета особенностей производства, закупок и обработки сельскохозяйственных продуктов и их увязки. Регулирование цен на эти продукты - один из основных инструментов решения рассматриваемой проблемы.

Для стабилизации уровня цен на аграрном рынке нужно нейтрализовать факторы,

имеющие деструктивное влияние. Это в первую очередь связано со снижением производственных затрат каждого производителя.

Анализ рыночных условий и существующих каналов товаропродвижения - важная задача, стоящая перед агрохозяйствен-ными субъектами. Это связано с тем, что эффективность их хозяйственной деятельности и ценовой политики непосредственно зависит от конкурентной структуры рынка. Естественно, что все это связано с системой инфраструктуры.

Инфраструктурная система имеет двоякий (экономический и социальный) характер. Экономический характер инфраструктуры связан с созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности и оказанием финансовых и вспомогательных услуг. Инфраструктурные услуги выполняют рыночную функцию, поэтому различают три формы инфраструктуры: производственную, рыночную и социальную.

В развитых странах оптовые рынки считаются важной структурой, поэтому государственные организации и субъекты предпринимательства создают условия для деятельности этих структур. Цены, формируемые на оптовых рынках, оказывают существенное влияние на розничный сектор, а также на объем потребления населением продукции.

Сегодня малочисленность оптовых рынков в регионах вынуждает граждан покупать продукты в более дорогих местах, что, естественно, ухудшает их материальное состояние. В республике Азербайджан аналогичная ситуация привела к тому, что в структуре полученных доходов от реализации сельскохозяйственной продукции удельный весь посредников очень высок. Кроме того, отсутствие государственной системы закупки затрудняет выход на рынок самих производителей [2, с. 65]. Так, например, в 2010 году в Кубинском районе яблоки продавались по 10 копеек за один килограмм, однако на рынках крупных городов они продавались посредниками по завышенным в 7-8 раз ценам.

В настоящее время на цены реализации сельскохозяйственных товаров оказывают

большое влияние организации маркетинговых услуг как важная составная часть инфраструктуры. Опираясь на опыт развитых стран, можно отметить, что проведение маркетинговых исследований создает условия для повышения удельного веса местных продуктов в отдельных сегментах рынка. Производители сельскохозяйственных товаров из-за ограниченных финансовых возможностей не имеют возможности создавать рациональные маркетинговые службы, поэтому в основном пользуются услугами, предоставляемыми маркетинговыми службами многопрофильных обрабатывающих предприятий.

Проводимые нами в 2008-2010 годах исследования показывают, что посредники, маркетинговые услуги, а также биржи сельскохозяйственных продуктов оказывают положительное влияние на создание взаимных интеграционных связей между производителями и обрабатывающими предприятиями.

Как мы уже говорили, рыночные инфраструктуры представляют собой систему товаров и услуг на рынке, в которую входят:

• организационная база инфраструктуры (снабженческо-сбытовые, брокерские и посреднические предприятия);

• материальная база (информационные услуги, структуры - звенья между производством и потреблением);

• финансово-кредитные структуры (предприятия, оказывающие финансовые, банковские и страховые услуги).

В целом отмеченные элементы инфраструктуры могут оказать существенное влияние на цены сельскохозяйственных товаров. В зависимости от формирования инфраструктурной системы образование цен сельскохозяйственных товаров обусловливается следующими двумя факторами:

1) низкая эластичность спроса на продукцию сельского хозяйства. В общем объеме потребляемой населением продукции продукты питания имеют немалый удельный вес, поэтому проводимые государством мероприятия по регулированию цен способствуют установлению социальной стабильности в обществе;

2) глубокая дифференциация произ-

водственных затрат сельскохозяйственных товаров в зависимости от природноклиматических условий регионов и уровня специализации.

Развитие инфраструктуры считается корпоративным средством регулирования цен продукции сельского хозяйства. При помощи развитой инфраструктуры создаются условия для защиты социальных интересов потребителей и обеспечения рентабельности деятельности товаропроизводителей.

В условиях развитой инфраструктуры на элементы, образующие основу цен, можно оказать влияние корпоративными способами, то есть регулирование цен может осуществляться в соответствии с базовыми принципами рыночного механизма саморегулирования. Мероприятия по регулирования цен сельскохозяйственных товаров могут классифицироваться следующим образом:

• снижение производственных затрат;

• повышение качество продукции;

• повышение продуктивности в сельском хозяйстве;

• увеличение объема прибыли от реализации продуктов сельского хозяйства;

• уменьшение потерь продукции;

• ликвидация проблем, возникающих при доставке продукции от производителей к потребителям;

• стимулирование применения последних достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве;

• передача производителям необходимой информации о рыночных колебаниях, происходящих на внутреннем и внешних рынках.

Установление оптимальных соотношений производственных, закупочных и обрабатывающих структур, входящих в агропромышленную систему, обеспечивает их интенсивное развитие и взаимосвязь.

В современных условиях важно уделять больше внимания качеству мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры. За счет совершенствования таких мероприятий можно добиться стабилизацию цен на рынке.

Таким образом, абсолютной характери-

стикой эффективности агропромышленного комплекса любой страны является себестоимость продукции, которая в конечном счете и определяет ее рентабельность. В производстве сельскохозяйственной продукции достижение высоких показателей связано с очень большими затратами. В ситуации ограниченности территорий, сложных природно-климатических условий возникает необходимость ведения интенсивного производства для обеспечения продовольственной безопасности.

Если говорить о России, где имеются огромные пастбищные территории и благоприятные климатические условия для развития агропромышленного комплекса, то, по нашим наблюдениям, здесь самым главным становится вопрос себестоимости продукции и сохраняется инвестиционная непривлекательность этой отрасли для потенциальных инвесторов.

В Азербайджане низкая рентабельность сельскохозяйственного производства и длительная окупаемость проектов инвестирования в эту отрасль не позволяют развивать агропромышленный комплекс в отличие от торговли и промышленности, где рентабельность и возвратность капитала существенно выше. На наш взгляд, республике в первую очередь необходима более существенная государственная поддержка и изменение ее формы, как это происходит во многих других странах.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы (европейский опыт, российские перспективы, модели и методы). М. : Финста-тинформ, 1995.

2. Абрютина М. С. Ценообразование в рыночной экономике : учебник. М. : Дело и сервис, 2002.

3. Лушин С. И. Ценность, цена, стоимость. М. : Юрист, 2001.

4. Нэгл Томас. Стратегия и тактика ценообразования. Спб. : Питер, 2004.

5. иЯЬ: http://www.cbar.az

6. иЯЬ: www.azstat.orq

7. иЯЬ: www.tariffcouncil.gov.az

8. иЯЬ: www.maliyye.gov.az

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.