МУРЗАГЕЛЬДИЕВА Э.Б.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ АПК
Аннотация. Успешное развитие АПК и его финансовое оздоровление во многом зависит от совершенствования системы ценообразования в системе экономических связей предприятий АПК. В связи с этим в статье рассмотрены вопросы теории и практики ценообразования и регулирования цен в АПК, направленные на повышение эффективности аграрного сектора экономики. Обозначены приоритетные задачи в области государственной политики, реально направленной на поддержку аграрного производства. Ключевые слова: цены, ценообразование, сельское хозяйство. финансирование, субсидии.
MURZAGELDIEVA E.B.
IMPROVEMENT OF PRICE FORMATION IN THE AGRARIAN SECTOR OF THE AIC
Abstract. Successful development of the AIC and its financial improvement, in many ways, depends on the improvement of the system of price formation in the system of economic connections of AIC enterprises. In relation to this, the article discusses the issues of the theory and practice of price formation and regulation of prices in the AIC directed to increase the effectiveness of the agrarian sector of the economy. The priority tasks in the sphere of state policy truly directed towards supporting agrarian production are specified. Keywords: prices, price formation, agriculture, financing, subsidies.
Ценообразование оказывает огромное влияние на результаты финансово-экономической деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Особенно усилилась роль цен в последнее время в связи с переходом к рыночным условиям функционирования.
При этом следует заметить, что мировой опыт ценообразования и ценовых взаимоотношений в России плохо освоен и применяется недостаточно эффективно. Необходимо более глубокое изучение как теоретических, так и практических вопросов ценового механизма, требуются конкретные меры по их совершенствованию.
В условиях перехода к рыночным отношениям необходима особая государственная поддержка. Необходимы такие ее формы, которые в наибольшей степени соответствовали бы конкретным социально-экономическим условиям, сложившимся в различных субъектах РФ.
Критическое положение в сельском хозяйстве России удаляет его от мирового уровня, в большей степени снижает самостоятельность развития экономики России. Поэтому необходима корректировка целевых установок реформ, стратегии и тактики их проведения с учетом создания модели, способной обеспечить эффективное функционирование российской экономики, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническим достижениям.
Основой этих преобразований должно стать усиление государственного регулирования механизмов реформирования экономики России.
Но на деле в 1990-е гг. произошел отказ от управления и планирования цен. В связи с этим произошло падение темпов экономического роста, снижение некоторых производственных показателей, в результате неэквивалентного обмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики ухудшились финансово-экономические показатели.
Системный кризис наблюдается не только в сельском хозяйстве, но и в смежных отраслях первой и третьей сфер АПК. Высокие цены на продукцию сельскохозяйственного машиностроения снизили платежеспособный спрос хозяйств на эту продукцию. Разорванные связи между отраслями АПК за годы реформ привели к ущемлению интересов сельского хозяйства со стороны переработчиков. В результате перерабатывающий сектор народного хозяйства потерял свои сырьевые базы и не имеет возможности полностью загрузить производственные мощности.
Для успешного развития АПК целесообразно усиление государственного регулирования экономических взаимоотношений между смежными отраслями. Действующие в России на
современном этапе меры поддержки аграрного сектора недостаточны и малоэффективны. Они не обеспечивают эквивалентного обмена между селом и городом.
Выход из кризиса невозможен без осуществления мероприятий по реформированию и финансовому оздоровлению АПК, привлечения инвестиционных ресурсов. Все эти решения во многом зависят от совершенствования системы ценообразования в системе экономических связей предприятий АПК. Для разработки антикризисных мер нужен всесторонний анализ практики использования системы ценообразования.
Таким образом, развитие теории и практики ценообразования и регулирования цен в АПК, направленное на повышение эффективности аграрного сектора экономики, является весьма актуальной проблемой.
Какова же система государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в настоящее время?
Во-первых, государство на основе разработок сети научно-исследовательских институтов определяет политику развития аграрного производства и его финансового обеспечения, реализация которого подкрепляется определенными статьями расходной части бюджета.
Во-вторых, законодательная власть, которую представляет Государственная Дума, также на основе научных рекомендаций разрабатывает свод законов, регулирующих финансово-кредитную, ценовую и налоговую системы.
В-третьих, исполнительная власть через федеральные, региональные и местные органы распределяет бюджетные средства, регулирует и контролирует их использование.
В-четвертых, судебная власть через судебно-арбитражные органы обеспечивает защиту интересов всех юридических и физических лиц, участвующих в финансово-кредитных операциях.
Слаженное взаимодействие органов государственной власти на всех уровнях — основа эффективной реализации мер по финансовой поддержке аграрного сектора. Любой незначительный сбой в их работе неизбежно приводит к нарушению всего финансово-кредитного механизма.
Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства строится на основе прямого и косвенного финансирования на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
К мерам прямого финансирования относятся: финансирование федеральных и региональных целевых программ по развитию отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, различные субсидии и субвенции, выделение средств на компенсацию затрат и на дотирование отдельных видов продукции, а также на инвестирование производства.
Необходимо отметить, что объемы инвестиций снижаются. В связи с этим актуальной проблемой является определение перспективных направлений инвестирования.
Большинство экономистов считают, что в первую очередь необходимо вкладывать средства в базовую отрасль АПК — сельское хозяйство. Однако существует обстоятельства, которые препятствуют этому направлению. Нельзя рассчитывать на скорую окупаемость средств, вложенных непосредственно в сельское хозяйство, и невозможно в короткие сроки обеспечить возврат затраченных финансовых ресурсов.
Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, сельское хозяйство имеет свою специфику: в растениеводстве существует значительный разрыв между периодом производства и рабочим периодом.
Во-вторых, сказываются такие экономические условия, как диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.
К мерам косвенного государственного финансирования относятся: льготное налогообложения, льготное кредитование, частичное внесение страховых платежей и т. д.
Необходимым условием вывода сельского хозяйства из затянувшегося кризиса является организация аграрного рынка. Сельскохозяйственные товаропроизводители даже в условиях резкого спада производства испытывают затруднения с реализацией продукции. Все это требует формирования рыночных инфраструктур, включающих соответствующий комплекс предприятий, организаций и служб. К ним относятся сельские и городские розничные рынки, оптовые рынки продовольствия, ярмарки, аукционы, биржи, сеть фирменных магазинов, маркетинговая и информационная службы.
Необходимо всячески стимулировать создание крупных сельскохозяйственных предприятий, ассоциаций, фирм, комбинатов внутрирайонного значения, подразделений по хранению сырья, переработке и сбыту конечной продукции.
Необходимо включить в процесс производства не только собственные производственные мощности, но и арендуемые либо иным способом используемые на договорной основе мощности перерабатывающих и заготовительных организаций.
Одной из проблем функционирования аграрного рынка является формирование достаточно свободной, но регулируемой системы ценообразования.
Система цен должна состоять из следующих элементов:
1. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию.
2. Цены для защиты внутреннего рынка от влияния извне.
3. Цены для регулирования продовольственного рынка.
По сравнению с другими формами государственной поддержки — дотированием производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции и компенсацией части затрат на приобретение материально-технических ресурсов — применение гарантированных цен имеет существенные преимущества. Это выражается в том, что гарантированные цены доводятся до непосредственных товаропроизводителей, тогда как система дотаций и компенсаций ведет к частичному перераспределению выделенных бюджетных средств в пользу других участников общественного воспроизводства.
Превосходством гарантированных цен является также то, что введение их упрощает процесс расчетов за продукцию. Важно то, что в их основу закладывается сложившаяся себестоимость продукции с корректировкой ее на изменение цен, устанавливаемых на потребляемые материально-технические ресурсы и услуги, а также кредитной и налоговой политики, заработной платы в целях обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям нормальных условий деятельности.
Устанавливаться и утверждаться гарантированные цены должны Министерством сельского хозяйства и продовольствия. В случае повышения цен на материально-технические ресурсы и услуги для сельского хозяйства гарантированные цены следует изменять путем ежеквартальной их индексации в соответствии с определяемым Госкомстатом индексом инфляции.
Ко второму виду цен относятся пороговые цены, определяемые с учетом издержек производства внутри страны, и пороговые цены, определяемые с учетом цен мирового рынка.
Для защиты отечественных товаропроизводителей необходима гибкая система регулирования импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В случае массированного импорта дешевой сельскохозяйственной продукции и продовольствия следует применять квоты на импорт. Это не значит, что нужно полностью закрыть продовольственные рынки от любого импорта. Здесь государственный протекционизм должен быть направлен на стимулирование рационализации отечественного производства, повышение его эффективности, внедрение новых форм хозяйствования и стать основной частью антимонопольного регулирования.
К третьему виду цен относятся ориентированные цены предложения и ориентированные цены спроса. Различие ориентированных цен от остальных видов заключается в том, что ориентированные цены непосредственно на рынке не применяются, а отражают желательный для покупателя и продавца уровень цен, необходимый для принятия решения органами, занимающимися регулированием рынка. Например, пороговые цены формируются на базе ориентированных цен спроса, но ниже их на величину транспортных издержек и торговых скидок в розничной сети.
В своей основе такая система должна стимулировать увеличение объемов производства, повышение качества и снижение себестоимости продукции, создавать условия для эквивалентного обмена продукцией между сельским хозяйством и промышленностью, поддерживать уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивать расширенное воспроизводство во всех сферах АПК.
Система цен в качестве рыночного регулятора должна играть особую роль.
Первое — цены должны выступать гарантом доходности, второе — стимулировать рациональное ведение сельскохозяйственного производства; улучшать качество продукции, снижая затраты, отсекая те из них, которые не подлежат возмещению.
Поэтому государство должно гарантировать возмещение только нормальных затрат, получение нормальной прибыли.
Товаропроизводители должны быть заранее осведомлены об уровне регулируемых цен, которые в условиях инфляции должны быть индексированы. В сочетании гарантии цен с обеспечением сбыта всей товарной продукции гарантируются доходы сельскохозяйственных предприятий, а значит, создаются условия для оздоровления финансового и экономического положения отрасли.
Регулируемые цены на сельскохозяйственную продукцию должны обеспечивать безубыточные условия воспроизводства и необходимый уровень доходности для нормально работающих сельских товаропроизводителей. Их формирование должно быть связано со стоимостью воспроизводства, в которой для определения прибыли используется стоимость производственных фондов, включая землю, и средняя норма прибыли. Кроме того, желательно было бы установить предельные цены на энергоносители и наиболее значимые виды промышленной продукции, используемые в АПК. Помимо этого, необходимо в целевых федеральных программах определить субсидии для сельских товаропроизводителей на приобретение отдельных видов техники. При этом установить предельные уровни наценок для торгово-посреднических организаций.
Согласованны действия государства на продовольственном рынке, подразумевающие косвенную поддержку товаропроизводителей через механизм цен, также могут улучшить финансовое положение аграрного сектора. В настоящее время такую возможность мы видим в интервенционной деятельности государства на рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Подобный метод стабилизации аграрного производства существует уже несколько десятилетий на Западе [2]1, и, как показывает опыт этих стран, проведение этих операций убыточно, но если средства местных бюджетов будут направлены на проведение такого рода операций, реальную выгоду получат в первую очередь сельскохозяйственные предприятия, кроме того, непосредственные товаропроизводители будут заинтересованы в увеличении объемов производства и поставки сельскохозяйственной продукции.
Следует также заметить, что государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом — это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования — создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами, — в США, Канаде, странах ЕС [3, с. 156]2.
Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации — в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается.
Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ:
- сельскохозяйственные исследования;
- организация маркетинга и информации о рынках и ценах;
- кредитование;
- консервация и изъятие земель;
- поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;
1 Карпенко, В. И. Финансово-кредитная политика и практика в сельском хозяйстве восточноевропейских и развитых капиталистических стран. — М. : РАСХН ВНИЭСХЛ 2012.
2 Кувалин, Д. Б. Российские предприятия в середине 2009 г. : восстановление после острой фазы кризиса / Д.Б. Ку-валин // Проблемы прогнозирования. 2010. № 2. С. 137-152.
- поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов,
- рыночные заказы;
- субсидирование продовольствия;
- экспортные субсидии;
- международная продовольственная помощь.
Необходимо отметить, что наибольшую долю помощи (около 70% бюджетных средств) получают относительно крупные хозяйства, обеспечивающие высокую эффективность ведения производства, а фактически бюджетным финансированием охвачена одна треть американских ферм.
Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.
Понятно, что дефицитность бюджета является проблемой для любого метода регулирования, в т. ч. и для интервенционных мероприятий, однако в данном случае возможно даже получение выгоды от такой стратегии.
Обусловлено это следующим: проведение государственных закупок по гарантированным ценам осуществляется на несколько более высоком уровне, чем фактически сложившиеся цены, а реализация из государственного продовольственного фонда — по договорным ценам. При проведении закупочных интервенций должны применяться цены, которые рассчитаны нижним пределом колебаний рыночных цен, а при проведении товарных интервенций применяются верхние пределы цены.
Товарные (максимальные) интервенционные цены должны быть связаны с закупочными (минимальными) интервенционными ценами. У тех и других основная цель стабилизировать цены на рынке сельскохозяйственной продукции. Минимальные интервенционные цены не дают рыночным (договорным) ценам упасть ниже определенного уровня, защищая интересы производителей.
Итак, приоритетными задачами в области государственной политики, реально направленной на регулирование и поддержку аграрного производства, являются:
- совершенствование межотраслевых отношений на основе использования системы целевых и гарантированных цен;
- защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке от экспансии импортеров;
- организация закупок и залога сельскохозяйственной продукции, не реализованной на свободном рынке;
- улучшение финансово-кредитной системы, включающей использование программно-целевого механизма финансирования эффективных проектов;
- расширение поставок техники и оборудования на основе лизинга при финансовой поддержке федерального и местных бюджетов:
- принятие законодательных решений по укреплению единого экономического пространства в России, особенно по вопросам удешевления транспортировки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из основных зон их товарного производства в потребляющие регионы;
- финансовое и организационное содействие ускоренному развитию инфраструктуры рынка, в т. ч. крупных оптовых продовольственных, а также местных рынков, товарных бирж, проведению аукционов, ярмарок и других форм организованной оптовой и розничной торговли с выходом на них непосредственных товаропроизводителей;
- создание общего рынка продуктов сельского хозяйства и промышленных средств производства для АПК стран СНГ.
В заключение отметим, что государственная поддержка сельскохозяйственных производи-
телей является одним из приоритетов аграрной политики и осуществляется в виде предоставления субсидий из федерального бюджета при условии софинансирования расходов из регионального бюджета. Ее направления конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.». Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 1509745406,93 тыс. руб. [1, с. 45]3.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Активный экономический рост в сельском хозяйстве наблюдался последние 5 лет при реализации государственной программы «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». С 2008 по 2012 г. объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4%.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 158942,9 млн руб. Результатом реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» будет повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров с учетом структуры переходящих запасов к 2020 г.: зерна — до 99,7%, свекловичного сахара — до 93,2%, растительного масла — до 87,7%, картофеля — до 98,7%, мяса и мясопродуктов — до 88,3%, молока и молокопродуктов — до 90,2%; увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2012 г. на 20,8%, пищевых продуктов — на 35%; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4,5%; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 10-15% (с учетом субсидий); доведение соотношения уровней заработной платы.
Литература
1. Ефимова, С. Б. Правовые и организационные основы формирования расходов бюджета / С.Б. Ефимова // Финансы. 2012. № 4. С. 17020.
2. Карпенко, В. И. Финансово-кредитная политика и практика в сельском хозяйстве восточноевропейских и развитых капиталистических стран. — М. : РАСХНВНИЭСХЛ, 2012.
3. Кувалин, Д. Б. Российские предприятия в середине 2009 г. : восстановление после острой фазы кризиса /Д.Б. Кувалин //Проблемы прогнозирования. 2010. № 2. С. 137U152.
4. Лев, М. Ю. Ценообразование : учебник. — М. : ЮНИТИ, 2008.
5. Слепова, В.А. Ценообразование : учеб. пособие. —М. : Магистр ИНФРА-М, 2011.
References:
1. Efimova, SB Legal and organizational bases of formation of budget expenditures / SB Efimova // Finance. 2012. № 4. S. 17-20.
2. Karpenko VI Financial and credit policies and practices in agriculture and Eastern European developed capitalist countries. - M.: RAAS VNIESKHL 2012.
3. Kuvalin, DB Russian enterprises in mid-2009: recovery after the acute phase of the crisis / DB Kuvalin // Problems of Forecasting. 2010. № 2. pp 137-152.
4. Leo, M. Yu Pricing: textbook. - Moscow: UNITY 2008.
5. Slepova, VA Pricing: Proc. allowance. -M. Masters INFRA-M, 2011.
3 Ефимова, С. Б. Правовые и организационные основы формирования расходов бюджета / С.Б. Ефимова // Финансы. 2012. № 4. С. 17-20.