Научная статья на тему 'Теоретико-методологический аспект государственного экономического регулирования аграрной сферы АПК (вопросы ценообразования)'

Теоретико-методологический аспект государственного экономического регулирования аграрной сферы АПК (вопросы ценообразования) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ СФЕРА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ / AGRICULTURE / MARKET / AGRARIAN SPHERE / ECONOMIC REGULATION / MARGINAL UTILITY THEORY / AGRICULTURAL-INDUSTRIAL COMPLEX / PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин С. С.

В статье с теоретико-методологических позиций рассматриваются экономические формы, методы и инструменты государственного регулирования аграрной сферы АПК. При этом особо анализируется процесс ценообразования в системе рыночного механизма функционирования комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECT OF STATE ECONOMIC REGULATION OF THE AGRARIAN SPHERE OF AGRICULTURAL-INDUSTRIAL COMPLEX (ISSUES OF PRICE POLICY)

The article views, from the theoretical-methodological point, the economic forms, methods and tools of state regulation of the agrarian sphere of agricultural-industrial complex. The author pays special attention to the pricing process in the market mechanism system of the complex functioning.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический аспект государственного экономического регулирования аграрной сферы АПК (вопросы ценообразования)»

УДК 338.5

с.с. ИЛЬИН,

доктор экономических наук, профессор

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ АПК (ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ)

В статье с теоретико-методологических позиций рассматриваются экономические формыг, методы и инструменты! государственного регулирования аграрной сферыг АПК. При этом особо анализируется процесс ценообразования в системе рыночного механизма функционирования комплекса.

Развитие современного сельского хозяйства и аграрно-промышленного комплекса (АПК) возможно лишь в условиях цивилизованного рыночного механизма и государственного регулирования, состоящих из ряда взаимосвязанных между собой частей (рис. 1).

Функционирование рынка АПК охватывает макро-, мезо- и микроэкономику, включает рыночный механизм саморегулирования и саморазвития, косвенное государственное экономическое регулирование, административное и культурно-техническое воздействие, а также

Механизм рыночного саморазвития и государственного регулирования АПК

Рыночный механизм саморазвития экономики

Спрос

Предложение

Кон куренци я

Цена

Инфр аструктура

Государственное ре гулиров ание рынка

Экономическое регулирование

Администрати вное воздействие

Культурно-техническо е воздействие

Внутри фирменное регул ировани е

Фирменное регулирование

Управление

Регулирование внутриэкономических, организационных и структур ных отношений

Менеджмент

Маркети нг

Рис. 1. Структура и механизм функционирования рынка АПК

внутрифирменное регулирование (управление, регулирование внутриэкономических, организационных и структурных отношений, менеджмент, маркетинг и др.). Как видно, современный рыночный механизм АПК принципиально отличается от действовавшего до 90-х гг. экономического механизма, который был основан на централизованных планово-распределительных «хозрасчетных» методах управления. При этом допускалась лишь узкая сфера действия товарно-денежных отношений, чтобы осуществлять ограниченный и во многом формальный хозяйственный расчет, необходимость же развитого рынка при этом отрицалась.

В условиях развитого аграрного рынка деятельность сельскохозяйственных и других предприятий АПК основывается на использовании рыночного механизма хозяйствования. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических форм, методов и инструментов воздействия на производство, распределение, обмен и потребление на основе использования товарно-денежных отношений и законов рынка. Рыночный механизм -такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных проблем экономики: «что», «как» и «для кого» производить?

Свои функции аграрный рынок может выполнять в условиях, когда рыночный механизм действует в сочетании с косвенным государственным регулированием АПК с помощью экономических методов, стимулов и инструментов. В этой связи П. Самуэльсон пишет: «Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности в нашем сложном, взаимозависимом обществе» [1]. Обе стороны - рынок и государство - тесно взаимосвязаны. Управлять экономикой в отсутствии того или другого равносильно тому, чтобы пытаться аплодировать одной рукой.

В США и странах Европейского Союза (ЕС), Японии и других развитых странах государство оказывает широкую поддержку сельскому хозяйству. Так, в США эта поддержка осуществляется

в соответствии с эквивалентом субсидирования производителей (ПСЕ) в следующих формах: а) регулирование цен на различных этапах маркетинговой цепи; б) поддержка доходов фермеров в виде прямых или непрямых денежных трансфертов между государством и фермерами; в) поддержка фермеров в приобретении сырья и материалов (минеральных удобрений, пестицидов, кормов и др.) в виде субсидий, кредитов, льготного страхования; г) поддержка маркетинга продукции, включая субсидии на хранение, транспортировку продукции, улучшение ее качества; д) стимулирование интеграции сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности путем субсидирования развития производственной инфраструктуры, научно-исследовательской и внедренческой деятельности, улучшение экономического плодородия земель; е) общеэкономические меры по поддержке АПК с использованием рыночных инструментов как на внутреннем, так и на внешнем аграрном рынке. Осуществляется государственная помощь в создании производственной и социально-бытовой инфрастуктуры, обустройстве сельской местности и охране окружающей среды и др.

В США субсидирование цен на сельскохозяйственные продукты охватывает 50% их объема, особенно цен на зерно, сою и хлопок. Доля государственных платежей в условно чистом доходе фермеров составляет 20-30%, а в сумме капитальных вложений - 40%. Ежегодные бюджетные расходы только по Министерству сельского хозяйства оцениваются в 35-40 млрд долларов, причем 40-70% этих средств приходится на программы регулирования производства и сбыта продукции [2]. В странах ЕС государственное регулирование охватывает 70%, а в Японии - 80% сельскохозяйственной продукции, в том числе 90% производства пшеницы, 50% - риса, 60% - ячменя. Суммарные расходы на развитие агарного сектора в странах ЕС составляют ежегодно примерно 80-100 млрд экю. Эти крупные затраты, сравнимые с объемом расходов государственного бюджета России, позволяют сдерживать рост цен на сельскохозяйственные про-

дукты, устанавливать минимальный уровень доходности фермеров, осуществлять структурную перестройку АПК, его интенсификацию на основе индустриальной технологии. Хотя в странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает сельскому хозяйству большую помощь, нельзя согласиться с мнением тех ученых, которые считают, что эта отрасль в результате активного государственного воздействия уже выведена из сферы непосредственного влияния рыночной конъюнктуры, рыночной стихии [3].

При командно-планово-распределительной экономике государственное регулирование играло решающую роль в АПК и других сферах, здесь господствовал принцип «максимальной возможности», при котором все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, управлялись государственными органами. Данный бюрократический принцип показал свою несостоятельность и социально-экономическую неэффективность. Однако и рынок не всесилен, не всегда может успешно обеспечивать эффективное использование ресурсов, решать экономические и социальные проблемы. Обычно выделяют ряд неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополии, нарушающие рыночный механизм; несовершенство и недостоверность информации о спросе, ценах, качестве продукции и т.д., на основе которой хозяйствующие субъекты не могут принять правильные экономические решения; наличие «ниш», неблагоприятных для существования рынка (страхование, рисковые вложения капитала и др.); внешние эффекты экономической деятельности людей, которые не улавливаются рыночным механизмом и не могут быть ими отрегулированы; неспособность удовлетворить потребности людей общества в товарах и услугах, с которыми сопряжена экономическая и социальная дифференциация людей. В данных случаях необходимо государственное воздействие, чтобы установить законные «правила игры», проводить антимонопольную и антикризисную политику, обеспечивать социальное страхование, стимулировать производство и

потребление экономических и духовных благ. Дж. Стиглиц, выделяя основные причины, требующие государственного воздействия на рыночную экономику, считал, что это:

- отсутствие совершенной конкуренции;

- необходимость производства общественных товаров (одним из наиболее ярких примеров такого товара являются средства национальной обороны);

- внешние эффекты, или экстерналии (эффект положительного или отрицательного воздействия деятельности одних экономических агентов на деятельность других экономических агентов. Пример отрицательной экстерналии -загрязнение окружающей среды, мешающее другим агентам вести свое производство);

- неполнота рынка (часть товаров и услуг просто не предоставляются частными рынками, принято считать, что это в первую очередь рынки капитала и страховых услуг);

- несовершенство информации на рынке;

- безработица, инфляция и неравновесие экономики;

- необходимость перераспределения доходов;

- действия людей не в соответствии со своими собственными оптимальными интересами [4].

Государственное экономическое регулирование АПК при проведении единой агропро-довольственной политики в стране характеризуется целенаправленной системой мер, являющихся выражением и конкретизацией экономической политики. При этом необходимо исходить из целевой программы развития макроэкономики, интересов обеспечения продовольственной безопасности, устойчивого и динамичного развития АПК, программ развития важнейших отраслей сельского хозяйства и аграрного рынка (рис. 2).

Государственное воздействие на сельское хозяйство и другие сферы АПК должно базироваться на следующих принципах: а) товаропроизводители осуществляют воспроизводство на началах самофинансирования за счет собственных накоплений, а конкретные государственные меры по их поддержке и регулированию являются дополнительными; б) рыночные методы

Рис. 2. Система целей государственного регулирования аграрного рынка

и инструменты, применяемые дифференцировано на основе программно-целевого метода, должны стимулировать товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности.

В этом отношении показателен опыт США. Инвестируя большие средства в поддержку сельского хозяйства, страна при этом проводит принцип селективного аграрного протекционизма. Показательно, что в 80-е и последующие годы почти 2/3 всех продовольственных субсидий приходилось на 15% крупных ферм, дающих основную массу более дешевой

товарной продукции [5]. Причем наблюдается тенденция к сокращению бюджетной поддержки фермерских хозяйств, делается ориентация на мобилизацию их внутренних ресурсов и повышение эффективности, улучшение природной среды.

Система государственного воздействия на АПК, включающая в себя экономические, административные, культурно-технические и другие методы, весьма сложна. Если из данной системы выделить основные экономические направления, то в самом общем виде они будут выглядеть следующим образом (рис. 3).

Основные направления государственного рыночного регулирования

I

1 г 1 г 1 ' Л Т Л г 1 г

Ценовое регулирование Кредитно-денежное регулирование Бюджетно-налоговое регулирование Антимонопольное и антикризисное регулирование Регулирование внутриэкономи-ческих отношений предприятий Регулирование внешнеэкономической деятельности

Рис. 3. Экономические направления государственного регулирования АПК

Как видно, государственное экономическое регулирование АПК и его внешнеэкономической деятельности осуществляется как на уровне макроэкономики и мезоэкономики с использованием денежно-кредитных, бюджетно-налоговых, других методов и инструментов, так и на микроуровне при регулировании внутри-экономических отношений предприятий. Речь здесь идет о формировании в стране целостной экономической политики государственного рыночного регулирования аграрной сферы АПК, направленной на создание условий его развития на началах агробизнеса, совершенствование форм собственности и хозяйствования предприятий, более интенсивное использование их внутренних материально-технических, трудовых, финансовых и природных ресурсов, повышение экономической эффективности (рис. 4).

Рост масштабов АПК, усложнение его межотраслевых связей в условиях перехода к рыночным отношениям потребовали все более широкого применения долгосрочного государственного планирования и регулирования. Среди его форм можно, прежде всего, выделить государственное целевое программирование, позволяющее комплексно использовать административные, экономические, культурно-технические и другие методы.

В России был разработан ряд таких целевых программ: «Программа аграрной реформы и развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 1994-1995 годы и до 2000 года»; «Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 19962000 годы»; «Программа Возрождения российской деревни и развития АПК»; «Федеральная

Экономические формы, методы и инструменты государственного регулирования

Ценовая политика

Гарантированные це ны на закупки в пр одовольствен ные фонды

Надбавки к ценам на продукцию

Залоговые цены

Цены на закупки излишков сельско-хо зяйств енной продукции

Кредитная политика

Льготное кредитование

Товарный кредит

Кредитование

инвестиционных

проектов

Бюджетная политика

Бюджетные ссуды

Компенсации при

приобретении

материально-

технических

ресурсов

Лизинг

Субсидирование соци альных программ

Гарантированное аван сирование при закупках в государственные фонды

Фин ансиро вание мероприятий по целевым программам

Налоговая политика

Налоговые льготы

В нешнеэкономическая политика

Диффере нциров анное налогообложение

Таможенные пошлины

Стимулиров ание экспорта

Стимулиров ание иностранны х инвестиций

Рис. 4. Система государственного экономического регулирования АПК

программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы»; Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства»; Федеральная программа «Техника для продовольствия России на 1999-2005 годы»; Указ Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического развития и реформ в агропромышленном комплексе»; Закон РФ «О социальном развитии села»; Федеральные программы «Зерно», «Повышение плодородия почвы на 20022005 гг.» и др. Однако эти и другие планы и программы развития сельского хозяйства и АПК не были в должной мере выполнены, что отрицательно повлияло на состояние экономики страны, затруднило решение социальных задач.

В настоящее время, когда в России обозначился экономический рост, стала более обоснованно и последовательно осуществляться экономическая и техническая политика, разрабатываться программа социально-экономического развития России до 2020 г. В этих новых условиях были приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.) и созданная на его основе «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» (2007 г.).

Естественно, что государственные планы и программы ограничены не только бюджетными и материальными средствами, но и возможностью привлечения частного капитала, который участвует лишь в выгодных проектах. При принятии решения о той или иной государственной программе по развитию АПК важно иметь в виду не только ее экономическую эффективность, но и необходимость решения различных социальных проблем повышения благосостояния и культуры народа, укрепления продовольственной безопасности страны.

Для сельского хозяйства, в котором экономические, технологические, экологические, социальные и другие процессы выходят за рамки календарного года, необходима долгосрочная программа развития. Показательно, что в США, являющихся «свободной» рыночной страной, в настоящее время принят закон о развитии сель-

ского хозяйства сроком на 10 лет, в котором предусмотрена его ежегодная государственная финансовая поддержка. Показателен также отечественный опыт планирования и регулирования сельского хозяйства в транзитивной экономике НЭПа, когда, как и сейчас, пытались сочетать государственное экономическое воздействие с рыночным механизмом. При этом имеются в виду Перспективный план развития сельского и лесного хозяйства РСФСР на 1923/24-1927/ 28 гг., Перспективный план восстановления и реконструкции сельского хозяйства ЦентральноЧерноземной области на 1924/25-1927/28 гг., Перспективный план восстановления сельского хозяйства в засушливых районах на 1925/261927/28 гг., Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1925/26-1929/30 гг., планы развития важнейших товарных отраслей сельского хозяйства и др. [6].

В перспективной программе развития сельского хозяйства России необходимо предусмотреть следующие важные меры: а) защиту внутреннего рынка от недобросовестных импортеров продовольствия; б) поддержание цен на внутреннем рынке через стимулирование спроса и товарно-закупочные интервенции; в) субсидирование для поддержания уровня кредитных ставок процента; г) субсидирование лизинга сельскохозяйственных машин, в том числе через развитие сети частных операторов; д) организацию закупок сельскохозяйственной продукции для нужд армии, исправительных учреждений, государственного резервного фонда и др.; е) поддержку экспорта сельскохозяйственной продукции.

Важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования является цена, которая выполняет ряд функций. Среди них, во-первых, ориентирующая функция, позволяющая товаропроизводителям в АПК получать информацию о конъюнктуре рынка, изменениях объема и структуры производства; во-вторых, уравновешивающая функция, способствующая установлению цены на уровне, при котором процесс купли-продажи на рынке уравновешивается (ликвидируется через повышение цен дефицит товаров, поскольку сокращается спрос

на товары и растут их запасы; устраняется перепроизводство товаров, когда более низкие цены увеличивают спрос на товары и уменьшают их запасы); в-третьих, санирующая функция, при которой в процессе конкуренции покидают рынок товаропроизводители, у которых более высокие издержки производства, и, следовательно, меньшая прибыль (или больший убыток). Вместо них появляются товаропроизводители, которые ведут свое производство более эффективно. Осуществление данных функций предполагает наличие системы цен (рис. 5).

Современная ценовая политика в рыночной экономике АПК предполагает использование цен двух видов: во-первых, свободных рыночных (или договорных) цен, которые являются основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции и складываются через механизм спроса и предложения; во-вторых, регулируемых государством цен, которые включают гарантированные, пороговые и интервенционные цены (минимальные и максимальные), применяемые в сочетании с залоговыми ценами, позволяющими получать кредитные ресурсы под залог агропродовольствен-ной продукции.

Рис. 5. Система цен на продукцию в рыночной экономике АПК

Осуществляется поддержание так называемых «целевых цен», при которых государство действует на рынке в качестве оператора, осуществляет рыночные интервенции, устанавливает специальные таможенные режимы и правила. Это должно приблизить рынок к целевым ценам (нормативным индикаторам). Их уровень определяется с учетом паритетного соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в текущем и базисном году, а также на основе нормативов затрат и уровня рентабельности, необходимого для расширенного воспроизводства данного продукта. Однако данная методика определения «целевых цен» требует больших дотаций на агропродоволь-ствие, которые должны быть посильными для бюджета.

При всем многообразии цен в рыночной системе АПК в процессе ценообразования может применяться общая методика расчета исходной цены товара на его предприятиях, включающая шесть этапов (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура установления предприятиями АПК исходной цены на товар включает шесть основных этапов: 1) постановка цели и задач ценообразования в отношении конкретного товара, позиционирование его на рынке, формирование стратегии и тактики маркетинговых операций; 2) определение спроса на товар, установление количества товара, которое будет продано в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, в зависимости от спроса;

3) оценка издержек производства и обращения товара, чтобы цена не только покрывала все издержки по его производству и сбыту, но и включала максимально возможную прибыль;

4) анализ цен товаров конкурентов с целью позиционировать предложения товаров своего

предприятия относительно предложений конкурентов; 5) выбор методов ценообразования товаров, исходящий из того, что цена должна быть в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыль, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса, причем минимальная цена может определяться издержками, а максимальная - спросом в связи с наличием уникальных качеств в товаре предприятия, средняя же цена зависит от цены товара конкурентов и товаров-заменителей; 6) установление окончательной цены товара предприятий с учетом таких факторов, как тип рыночной структуры и конкуренции (свободной, полной монополии, олигополии, монополии с дифференциацией продукта, монопсонии и др.). При проведении ценообразования предприятия должны учитывать реакцию на предлагаемую цену других субъектов рынка (покупателей, поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, конкурентов, государственных органов и др.).

Среди конкретных методов ценообразования, применяемых на предприятиях АПК, можно выделить следующие: метод «средние издержки плюс прибыль», который состоит в начислении определенной наценки на издержки производства; метод установления цены на основе уровня текущих цен, когда цена, назначаемая с учетом цен конкурентов, позволяет получать нормальную норму прибыли и сохранить равновесие в рамках АПК; метод установления цены на основе закрытых торгов, который применяется для получения контрактов.

В системе рыночного механизма особое место занимают спрос и предложение, которые в органической связи с ценой товара выполняют важные экономические и социальные функции. И это понятно. Ведь спрос выражает объем и

Рис. 6. Методика расчета исходной цены товара на предприятиях АПК

структуру потребностей в агропродовольствен-ной продукции, показывает количество продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене. В отличие от этого, предложение представляет собой совокупность агро-продовольственной продукции, поступающей для продажи на рынок по определенной цене в течение определенного времени.

Взаимосвязь и взаимодействие спроса и предложения товаров в сфере обмена выражают объективную тенденцию к рыночному равновесию, составляют содержание важного экономического закона товарного производства -закона спроса и предложения. Данный закон, проявляя свое действие при отсутствии соответствия между спросом и предложением, выполняет при этом ряд важных экономических и социальных функций.

Во-первых, при формировании рыночных сельскохозяйственных цен, но не путем их непосредственного регулирования, а через механизм отклонения рыночных цен от стоимости товаров.

Во-вторых, при обеспечении процесса расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и АПК. Спрос, на стороне которого возникает определенная потребность в агропро-довольственной продукции, и ее предложение, необходимое для удовлетворения данной потребности, образуют взаимосвязь между начальными и конечными сферами воспроизводства - производством и потреблением. Отсутствие данного соотношения (диспропорция) отрицательно отражается на сбыте агропродо-вольственной продукции и воспроизводстве рабочей силы, на темпах роста и структуре производства в сельском хозяйстве и АПК.

В-третьих, при установлении экономических отношений между сельскими товаропроизводителями и потребителями, между продавцами и покупателями на рынке. При этом может быть или «рынок продавца», или «рынок покупателя». В первом случае наблюдается дефицит товаров, при котором товар даже при низкой потребительской стоимости находит быстрый сбыт и конкуренция производителей отсутствует. Во втором случае, наоборот,

предложение товаров превышает спрос, покупатель получает право выбора товаров с нужной ему потребительской стоимостью, имеет место конкуренция между товаропроизводителями, связанная со снижением издержек производства, рекламой и другими мерами стимулирования спроса на товары.

У каждого товара существуют своя цена, спрос и предложение, которые изменяются под влиянием различных факторов. Так, на величину спроса на агропродовольственную продукцию АПК влияют его цена, уровень доходов населения, объем рынка, предложение других товаров, их цена и полезность. На величину предложения товаров особое влияние оказывает уровень издержек их производства и цена. При этом возникает вопрос: на каком уровне должна устанавливаться цена, если спрос и предложение совпадают? Для ответа на данный вопрос требуется, согласно «кресту» А. Маршалла, наложить друг на друга кривые спроса (Б) и предложения данного товара, например, кукурузы (5). В точке пересечения кривых (С) спрос будет количественно равен предложению а цена Р будет выступать как уравновешивающая цена, или цена равновесия (рис. 7).

Как видно, точка пересечения нисходящей кривой спроса Б и восходящей кривой предложения 5 показывает равновесную цену и количество кукурузы, в данном случае 3 руб. и 7 тыс. ц кукурузы. Нехватка кукурузы (Е - Р), которая могла бы возникнуть при цене ниже равновесной (равной 2 руб.), составила бы 6000 ц. Однако данный дефицит способствует повышению цены до 4 руб., в результате чего предложение кукурузы увеличивается до 10 тыс. ц, а спрос уменьшается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Избыток кукурузы (А - В) при цене 4 руб., то есть выше равновесной, составит 6000 ц. Это, в свою очередь, понижает цену и тем самым повышает спрос на кукурузу, в результате чего предложение сокращается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

Взаимосвязь спроса и предложения, достижение равновесной рыночной цены в ходе конкуренции продавцов и покупателей можно проиллюстрировать данными табл. 1.

5

о

4 6 7 8 10 12 14

Объем кукурузы (тыс. ц в месяц)

16 18

Рис. 7. Кривые спроса и предложения кукурузы, цена равновесия (данные условные)

Таблица 1

Рыночный спрос и предложение кукурузы, равновесная цена (данные условные)

Цена за 1 ц, Величина спроса, Величина предложения, Влияние избытка (+) и нехватки (-) на цену кукурузы

руб. в месяц, ц в месяц, ц

5 2 000 12 000 + 10 000

4 4 000 10 000 + 6 000

3 7 000 7 000 0

2 10 000 4 000 - 6 000

1 16 000 1 000 - 15 000

Следовательно, только в точке С достигается равновесие спроса и предложения, образуется устойчивая цена. При этом важно учесть, что на рынке имеется много товаров и цены на них взаимосвязаны, то есть иметь в виду всю систему цен [7].

Воздействие цен на спрос и предложение агропродовольственной продукции АПК проявляется в их эластичности. Степень эластичности спроса в зависимости от цены можно определить при помощи коэффициента эластичности спроса (Ед), который представляет собой отношение изменения спроса к цене, вызвавшей данные изменения:

Е = да: др л а ' р'

Если снижение цены полностью компенсируется ростом спроса, то общая выручка от продажи товара остается неизменной, то есть имеет место единичная эластичность спроса -Ев = 1. В том случае, когда снижение цены вызывает меньший рост спроса и общая выручка сокращается, то наблюдается неэластичность спроса - Ев < 1. При Ев > 1 имеет место эластичный спрос, когда снижение цены вызывает больший рост спроса и общая выручка возрастает. Следует заметить, что спрос на агропро-

довольствие является малоэластичным в отношении цен. Население относительно стабильно потребляет агропродовольственные товары, снижая потребность на товары длительного пользования, одежду, обувь, социальные услуги.

Положения об эластичности спроса сохраняют силу при воздействии цены на предложение агропродовольственной продукции АПК. Данный показатель называется эластичностью предложения. Соответственно и коэффициент эластичности предложения (Е^) представляет собой отношение изменения предложения на товары к изменению цен, которое его вызвало:

Е = Дй • ДР

' й' Р'

Кривая предложения агропродовольствен-ных и других товаров АПК с различной степенью эластичности показана на рис. 8.

Эластичность предложения товаров АПК зависит от различных факторов, в частности, от уровня издержек производства и цен, быстроты межотраслевого перелива капитала, гибкости цен, посредством которых измеряется влияние спроса и предложения на цену товара, от полезности товара и др.

Следует заметить, что по мере интенсификации сельского хозяйства на основе машинной технологии, образования товароизбыточного рынка продовольствия конкуренция усиливается. Поэтому покупатель превращается в активного субъекта рыночных отношений, который предъявляет все большие требования к потребительской стоимости товара, его полезности. В этих условиях в рамках австрийской экономической школы возникла и получила развитие субъективно-психологическая теория предельной полезности, связанная с теорией маржина-лизма. Этому способствовал углубляющийся кризис классической экономической школы. Формирование теории предельной полезности, получившее название «маржиналистской революции», явилось активной реакцией на «производственную версию», которая доминировала до последней трети XIX в. Это означало переход на позицию «потребительской версии», способствующей преодолению односторонности теории трудовой стоимости, в которой не содержится специального обстоятельного анализа субъективной роли покупателя в образовании рыночной цены товара.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы в работах С. Джевонса, М. Вальраса, В. Парето, К. Мен-

Рис. 8. Кривая эластичности предложения агропродовольственного товара

гера, Ф. Визера, Е. Бем-Баверка и других экономистов, которые исходили из того, что агропро-довольственный и другой товар не имеет трудовой стоимости, а его реальной стоимостью является его «ценность», определяемая в результате субъективной оценки полезности данного блага покупателями и продавцами. К. Менгер в книге «Основания политической экономии» писал, что ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания она не существует [8].

Потребитель, покупая товар, исходит из его потребительской стоимости, необходимости удовлетворения своих потребностей. При этом по мере увеличения количества потребленного товара и удовлетворения потребности полезность его уменьшается. Так, например, для голодного человека наибольшую полезность будет иметь первая порция еды. По мере же удовлетворения голода полезность каждой последующей порции еды снижается. Этот процесс убывания полезности товара по мере увеличения его потребления получил понятие закона убывающей предельной полезности. «По мере увеличения количества потребляемого товара, - пишет П. Саму-эльсон, - его предельная полезность (или добавочная полезность, приносимая последней порцией) имеет тенденцию к сокращению» [9].

Предельная, или конечная потребность и определяет ценовые пропорции товаров. Покупатели, удовлетворяя самые неотложные потребности, а затем и менее необходимые потребности, приходят к тому, что предельные полезности благ становятся одинаковыми. Поскольку у каждого товара своя цена, то покупатели тратят разные суммы денег. Если разделить предельную полезность товара на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Причем, важно учитывать, что покупатель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока отдельные полезности не станут пропорциональны ценам, или пока окажутся одинаковыми взвешенные предельные потребности. Иначе говоря, последний рубль, затраченный на покупку мяса, должен представлять такую же

полезность, как и последний рубль, затраченный на хлеб или овощи.

Данные условия потребительского равновесия можно выразить следующей формулой:

М¥1 _ _ МУп

р р р " р '

р1 р2 р3 рп

где МУ- предельная полезность отдельных товаров; Р - цена товаров.

Теория предельной полезности, возникшая во второй половине XIX в., была весьма популярна и в XX в., получила развитие в работах представителей неоавстрийской школы Л. Ми-зеса, Ф. Хайека, Г. Хаберлера и др. При этом для них характерны абсолютизация роли потребителей и принижение труда товаропроизводителей в процессе формирования стоимости товара и цены. Чтобы составить целостное представление о механизме действия закона стоимости и ценообразования, необходимо преодолеть как абсолютизацию роли производителей в теории трудовой стоимости, так и маржиналист-ские представления об исключительной роли покупателей, синтезировать достижения данных школ экономической теории. Важные шаги в этом направлении были сделаны известными экономистами: Э. Бернштейном, М.И. Туган-Барановским, С. Франком, В.К. Дмитриевым, П. Самуэльсоном, а также создателями системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ) - С.С. Шаталиным, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко и др.

Теория предельной полезности не отражает принципиальные положения трудовой стоимости товара К. Маркса. Но она дает возможность более конкретно выяснить растущую роль покупателей при определении полезности, объема и структуры товаров личного потребления, охватывающих прежде всего агро-продовольственную и другие сферы АПК, проанализировать взаимодействие спроса и предложения на процесс ценообразования и поддержания равновесной экономики, аргументировать мотивацию поведения товаропроизводителей, продавцов, и покупателей в условиях обострения конкуренции на аграрных и других рынках.

Список литературы

1. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. - М.: Алгон, 1992. -С. 163.

2. Министерство сельского хозяйства США. Служба сельскохозяйственного маркетинга: информационный бюллетень. - Вашингтон, 1994.

3. Иванченко А. К новой парадигме государственного регулирования и планологии // Вопросы экономики. -1993. - № 11. - С. 72-79.

4. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. - М.: МГУ; ИНФРА, 1997. - С. 76-86.

5. Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. - С. 183.

6. Ильин С.С., Бабаков А.М. Крестьянское (фермерское) хозяйство и рынок. Гл. П-1У. - М.: Изд. ЦИСН Миннауки РФ и РАН, 1995.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. в 2 т. Т. 1: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Республика, 1992. - С. 71-73.

8. Австрийская школа политической экономии. - М., 1992. - С. 100-101.

9. Самуэльсон П. Вводный курс: пер. с англ. - М., 1964. - С. 426.

В редакцию материал поступил 17.11.08.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, рынок, сельское хозяйство, аграрная сфера, ценообразование, экономическое регулирование, теория предельной полезности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.