Научная статья на тему 'Ценообразование на продукцию АПК как инструмент регулирования продовольственного рынка'

Ценообразование на продукцию АПК как инструмент регулирования продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1356
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ АПК / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / ЭФФЕКТИВНАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / STATE REGULATION OF PRICING PROCESSES / PRICING ON THE PRODUCTS OF AGRIBUSINESS / FOOD MARKET REGULATION INSTRUMENTS / AN EFFECTIVE PRICING POLICY OF AGRARIAN SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цахаев Г.Р.

Статья посвящена изучению государственного регулирования процессов ценообразования в России. Проанализирован и обобщен опыт регулирования цен в странах с рыночной экономикой. Особое внимание уделено вопросам, касающимся ценообразования на продукцию АПК как одному из основных инструментов регулирования продовольственного рынка. Даны рекомендации и предложения по совершенствованию методов ценообразования на продукцию АПК. Выявлены основные направления создания эффективной ценовой политики аграрного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING ON AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX PRODUCTION AS THE INSTRUMENT OF REGULATION OF THE FOOD MARKET

The article is devoted to the study of processes of government regulation of pricing in Russia. Analyzed and summarized the experience of price regulation in market economies. Special attention is given to matters related to the pricing of AGRICULTURAL products as a major food market management instruments. There were given recommendations and suggestions to improve the pricing of products. Identify guidelines for creating an effective pricing policy of agrarian sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Ценообразование на продукцию АПК как инструмент регулирования продовольственного рынка»

ЦАХАЕВ Г.Р.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ АПК КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Статья посвящена изучению государственного регулирования процессов ценообразования в России. Проанализирован и обобщен опыт регулирования цен в странах с рыночной экономикой. Особое внимание уделено вопросам, касающимся ценообразования на продукцию АПК как одному из основных инструментов регулирования продовольственного рынка. Даны рекомендации и предложения по совершенствованию методов ценообразования на продукцию АПК. Выявлены основные направления создания эффективной ценовой политики аграрного сектора экономики.

Ключевые слова: государственное регулирование процессов ценообразования, ценообразование на продукцию АПК, инструменты регулирования продовольственного рынка, эффективная ценовая политика аграрного сектора экономики.

TSAKHAYEV G.R.

PRICING ON AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX PRODUCTION AS THE INSTRUMENT OF REGULATION OF THE FOOD MARKET

The article is devoted to the study of processes of government regulation of pricing in Russia. Analyzed and summarized the experience of price regulation in market economies. Special attention is given to matters related to the pricing of AGRICULTURAL products as a major food market management instruments. There were given recommendations and suggestions to improve the pricing of products. Identify guidelines for creating an effective pricing policy of agrarian sector of the economy.

Keywords: State regulation of pricing processes, pricing on the products of AGRIBUSINESS, food market regulation instruments, an effective pricing policy of agrarian sector of the economy.

Цены и ценообразование в АПК всегда оказывали и оказывают большое влияние на функционирование продовольственного рынка. С переходом к рынку их роль в функционировании и развитии продовольственного рынка особенно усилилась.

В течение длительного периода времени в противовес объективным экономическим законам ценообразование в нашей стране осуществлялось централизованно в плановом порядке. Закупочные и розничные цены на сельскохозяйственные продукты устанавливались принудительно. Основой для их расчета являлись затраты предприятия на производство и реализацию определенного товара, рассчитанные по установленным государством нормативам. Практически полностью отрицались методологические основы законов стоимости как закупочных, так и розничных цен государства на многие виды продукции, ограничивался объем производства отдельных товаров, в результате чего создавался повышенный спрос и дефицит на некоторые продовольственные товары, возникала «подавленная инфляция» в виде отложенных денежных сбережений населения и целый ряд других негативных последствий.

Наряду с этим не отвечало задаче эффективного расширенного аграрного воспроизводства и соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (диспаритет цен). Такой механизм ценообразования негативно сказывался на рентабельности сельского хозяйства и состоянии продовольственного рынка.

В этой связи в начале 90-х годов ХХ в. возникла необходимость создания новой системы ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса. В январе 1992 г. в России был осуществлен переход от планового ценообразования к рыночному, который привел к установлению механизма саморегулирования цен во всех отраслях экономики, в т. ч. и в сельском хозяйстве. Произошел полный отказ от системы государственных комитетов по ценообразованию.

Однако данные реформы поставили сельскохозяйственных производителей в более тяжелые условия существования. С переходом к рыночному ценообразованию произошло:

- снижение инвестиционной активности, что при отсутствии государственной поддержки привело к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции;

- резкое сокращение доходности сельскохозяйственного производства, что привело к росту числа убыточных сельскохозяйственных предприятий;

- рост величины просроченной кредиторской задолженности при постоянно возрастающем уровне инфляции;

- снижение экономической мотивации товаропроизводителей к осуществлению и расширению своей деятельности;

- рост диспаритета цен;

- катастрофический рост объемов импортных товаров на продовольственном рынке России и др.

В целях преодоления наиболее острых проблем развития АПК России и создания условий для его эффективного развития необходимо приближение цен внутри каждого цикла сельскохозяйственного производства к «идеальным». Идеальные цены — это цены, установленные с учетом требований законов стоимости, уровень которых определяется при совпадении величины спроса и предложения на товар.

Идеальные или равновесные цены позволят обеспечить благоприятные условия для функционирования каждому нормально работающему предприятию АПК: дадут возможность получить дополнительный объем прибыли и осуществлять расширенное воспроизводство в значительном объеме за счет собственных средств.

Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой на практике не существует полной сбалансированности спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, что объясняется особенностями производственного процесса и реализации данной продукции, которые оказывают непосредственное влияние на процессы ценообразования. К особенностям сельскохозяйственного производства, влияющим на ценообразование в АПК, относятся следующие:

- влияние природных факторов;

- сезонный характер производства;

- высокая потребность в капитале, низкая его отдача;

- низкая мобильность производства;

- малоэластичность спроса и предложения и влияние взаимосвязи данных факторов на уровень цен;

- большое количество производителей аналогичной сельскохозяйственной продукции и ее потребителей;

- низкий уровень среднедушевого денежного дохода и глубокая межрегиональная дифференциация денежных доходов населения и др.

В первую очередь на производство сельскохозяйственной продукции оказывают влияние природные факторы, а также сезонный характер производства, что приводит к неопределенности и неустойчивости в деятельности сельхозтоваропроизводителей. Цены производителей на аграрную продукцию изменяются под влиянием сезонности. Так, основная масса товарной продукции реализуется в период массового производства (в августе-сентябре продают 85% зерна, сентябре-декабре — 70% картофеля, пики продаж овощей открытого грунта приходятся на август-сентябрь, закрытого грунта — на апрель-май). В этот период на рынке образуется временный избыток сельскохозяйственной продукции и, как правило, наблюдается снижение цен на нее.

В качестве основных средств и предметов труда в процессе производства продукции АПК используются земля, растения, животные и т. д., которые могут в течение длительного периода не приносить дохода, однако при этом требуют существенных затрат. К примеру, чтобы существенно увеличить поголовье КРС, вырастить сады, кустарники, виноградники и т. д., необходим достаточно большой промежуток времени и существенный объем денежных средств.

На процесс ценообразования оказывают существенное влияние такие особенности производства сельскохозяйственной продукции, как высокая потребность в капитале, низкая его отдача, низкая мобильность производства.

Другой особенностью механизма ценообразования на сельскохозяйственную продукцию является малоэластичность спроса и предложения и влияние взаимосвязи данных факторов на уровень цен. Саморегулирование рынка сельскохозяйственной продукции на основе закона спроса и предложения осуществляется с большим опозданием, в результате существования большого количества производителей аналогичной сельскохозяйственной продукции и ее потребителей.

Надо отметить, что на сельскохозяйственную продукцию не было и не может быть монополии, так как на рынке участвует много производителей: большое количество крупных и мелких сельскохозяйственных предприятий, фермеры и личные подсобные хозяйства.

Вышеперечисленные особенности сельскохозяйственного производства свидетельствуют о высоком уровне сложности разработки грамотной ценовой политики в области АПК, которая может эффективно функционировать в рыночных условиях.

Кроме того, существуют и другие факторы (помимо специфичности сельскохозяйственного производства), мешающие установке «идеальной» цены на сельскохозяйственную продукцию. Это — очень низкий уровень среднедушевого денежного дохода и глубокая межрегиональная дифференциация денежных доходов населения.

Из-за низкой платежеспособности населения России сдерживается рост цен на многие со-

циально значимые товары (молоко, хлеб и т. п.), что ведет к финансовому истощению сельскохозяйственных предприятий и недополучению средств, необходимых для дальнейшего развития.

Для формирования идеального уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, который позволит сельскому хозяйству осуществлять расширенное воспроизводство, государству необходимо увеличить долю ВВП, идущую на оплату труда. Сегодня в России доля ВВП, идущая на оплату труда, составляет 30-35%, а в экономически развитых странах значение данного показателя практически в 2 раза выше. Увеличение доли ВВП, идущей на оплату труда, до оптимального уровня позволит населению России обеспечить платежеспособный спрос по «идеальным» ценам на многие виды продукции сельскохозяйственного производства, а производителям сельскохозяйственной продукции получить средства, необходимые для эффективного функционирования.

Под оптимальным уровнем объема ВВП, идущей на оплату труда, понимается такой, который обеспечит сбалансированность во всех отраслях экономики. Завышение этого уровня может привести к образованию дефицита на товары и услуги, а занижение повлечет кризис перепроизводства, так как народ не сможет выкупить весь произведенный продукт.

Механизм ценообразования является очень сложным и многоэтапным процессом, который включает в себя методические основы установления цены с учетом конъюнктуры рынка, степени «полезности» благ, а также формирование новых и корректировка существующих цен под воздействием ценообразующих факторов.

Для сельскохозяйственных предприятий очень важно на сегодняшний день изучить данные методические основы процесса ценообразования и эффективно внедрить данный механизм, учитывая при этом все особенности сельскохозяйственного производства.

Также большое значение в процессе разработки и реализации ценовой политики сельскохозяйственными предприятиями имеет деятельность государства. Государство, как крупнейший потребитель продукции ряда национальных отраслей и заказчик различного рода работ для общественно-государственных нужд, в значительной мере может оказывать влияние на уровень цен на продукцию и услуги. В особенности это влияние ощутимо в тех сферах деятельности, где государство является единственным покупателем продукции и услуг (в случаях приобретений для нужд обеспечения национальной обороны и безопасности, проведения фундаментальных научных исследований или оказания услуг в социальной сфере).

Объемы государственных закупок часто определяют границы производства продукции в некоторых секторах экономики и влияют на размер и структуру доходов отраслевых предприятий — исполнителей государственных соглашений.

Большое распространение получило мнение о том, что в странах с развитой рыночной экономикой цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и совершенно не регулируются государством. В то же время практика показывает, что в этих странах государство активно вмешивается в экономическую деятельность и, в частности, в процесс ценообразования. Так, по мнению влиятельного американского экономиста Г. Саймона на боль-шинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые [2]. Сфера контролируемого ценообразования в развитых странах составляет от 10 до 30% в общем объеме выпускаемой продукции.

Другой известный американский экономист XX в. Д. К. Гэлбрейт утверждал, что государство обязано регулировать уровень совокупного спроса, используя для этого фискальную политику и методы контроля над ценами и доходами [1].

Регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены:

- нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства;

- управлять накоплениями и капитальными вложениями;

- воздействовать на межотраслевые пропорции и объемы производства в отдельных отраслях;

- сохранить экономическое и социальное равновесие всего общества.

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры это регулирование носит антикризисный или антиинфляционный характер.

Различают методы прямого и косвенного государственного регулирования цен. При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, уста-новления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю эконо-

мику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

К косвенным методам регулирования цен относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.

Регулирование цен осуществляется независимо от развитости государственного сектора экономики. К примеру, цены регулируются как в Австрии, Германии, Франции, Японии, где госсектор играет значительную роль в экономике, но также и в США, с незначительным его влиянием и в рамках межнационального сообщества (ЕС).

Проанализируем опыт регулирования цен на аграрную продукцию в некоторых странах. В США устанавливаются залоговые и гарантированные (контрольные) цены. Залоговые цены устанавливаются специальной правительственной организацией (товарно-кредитной корпорацией), которая занимается скупкой сельскохозяйственной продукции у фермеров под залог по определенным ценам. Залог действует до 12 месяцев. Если рыночные цены окажутся выше залоговых, то фермер имеет право выкупить свой товар и продать по рыночным ценам. Если наоборот, продукция остается в распоряжении товарно-кредитной корпорации.

Гарантированные (контрольные) цены устанавливаются конгрессом США. В этом случае Министерством сельского хозяйства ежегодно разрабатываются программы, где указываются цены на продукцию, а фермер сам решает, участвовать ему в этой программе или нет. При положительном решение Министерством сельского хозяйства определяются размеры посевных площадей и оплачивается (в полном объеме) стоимость продукции, которая будет реализована в будущем по гарантированным ценам. То есть фактически фермер получает заем на финансирование производства.

Если рыночные цены окажутся выше гарантированных, то фермер имеет право продать свой товар по рыночным ценам. При этом он должен вернуть заемные деньги с процентами. Разница будет доходом фермера. Если наоборот, фермер может сдать урожай государству по гарантированным ценам.

Аналогично происходит регулирование цен в молочной промышленности. Конгрессом определяется уровень гарантированных (контрольных) цен на молоко, сыр, масло. Если рыночные цены окажутся ниже гарантированных (контрольных) цен, то молоко и молочная продукция скупаются государством. Государство использует скупленную продукцию для оказания помощи слаборазвитым государствам, а также социально-уязвимым группам населения внутри страны.

Кроме этого, в США государство следит за тем, чтобы не было диспаритета между ценами на продукцию фермерских хозяйств и товары, приобретаемые фермерами. На уровне штатов осуществляется контроль за тарифами на электроэнергию. Для осуществления контроля за ценами созданы Антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. В общей сложности в США регулируется около 10% цен.

В Японии имеется особый правительственный орган — Бюро цен Управления экономического планирования, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных законов, принимает меры по поддержанию спроса на необходимом уровне, изучает тенденции спроса и предложения. Государственными органами устанав-ливаются цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание.

В странах ЕС действует наднациональное регулирование цен, которое охватывает цены на продукцию сельского хозяйства и черной металлургии, (15% цен).

Совет министров ЕС, который состоит из министров сельского хозяйства входящих в него стран, принимает решение о максимальных и минимальных уровнях цен и цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию.

Используется дифференцированный подход к установлению цен, который позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, что имеет большое значение для воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.

В ЕС большое распространение получили такие формы цен поддержки, как интервенционная (цена вмешательства), целевая (контрольная или ориентированная) и пороговая цены.

Интервенционная — это минимальная гарантированная цена, по которой ЕС обязуется выкупать у фермеров сельскохозяйственную продукцию. Интервенционная цена распространяется не на всю продукцию. Установлены ограничительные квоты для сахара, хлопка, зерна, молока, рапса, продуктов из помидоров, подсолнечника, твердой пшеницы и изюма.

Целевая — это желательная оптовая (рыночная) цена. Она устанавливается для районов, где существует наибольший дефицит данного вида продукции в странах ЕС.

_РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №4, 2013_

Уровень пороговой, верхней, границы цены определяется на основе целевой цены. Пороговая цена выше целевой на сумму транспортных затрат. Пороговая цена позволяет защитить внутренние фермерские цены от давления более низких мировых цен.

Кроме этого, при ввозе продовольственной продукции в ЕС государство устанавливает компенсационный таможенный сбор. Размер компенсационного таможенного сбора меняется в зависимости от уровня мировых цен. Он является разницей между жестко фиксированной пороговой ценой и мировой ценой. Таким образом, мировая цена с учетом таможенного сбора и транспортных издержек достигает уровня целевой цены внутри стран ЕС.

Следовательно, политика регулирования фермерских цен направлена на обеспечение фермерских доходов за счет потребителя. Для финансирования сельского хозяйства искусственно завышаются цены относительно мировых и принимаются меры аграрного протекционизма.

Цены поддержки постоянно меняются в зависимости от темпов инфляции в странах ЕС. Для обоснования цен издержек правительства стран ЕС осуществляют постоянный контроль за издержками производства фермеров, индексами цен на продукцию растениеводства (9 групп), животноводства (4 группы), на товары, услуги и капитальные вложения, потребляемые в сельском хозяйстве.

В странах ЕС постоянно осуществляется антимонопольная деятельность. Основанием для такой деятельности служит Закон ЕС о конкуренции, принятый в сентябре 1990 г. Он предоставил ЕС исключительные права контроля за деятельностью фирм, в т. ч. и при решении вопросов, связанных с ценообразованием.

Согласно Закону ЕС о конкуренции, фирмы в течение одной недели должны представить информацию, в т. ч. и о ценах. Если на основании какой-то сделки фирма может увеличить свои цены на 5%, не теряя при этом своей доли на рынке, то комиссия может запретить ее, так как при этом фирма может занимать доминирующее положение на рынке. Цены регулируются и в каждой стране отдельно.

Таким образом, изучение опыта регулирования цен в США и в странах ЕС позволяет сделать следующие выводы:

- практически во всех странах осуществляется государственное регулирование цен. Ни в одной из этих стран нет полной свободы в области ценообразования. Причем регулирование цен направлено на повышение эффективности рыночного механизма, а не на ограничение сферы его действия;

- для регулирования уровня цен используется фиксирование цен, контроль за ценообразованием на внутреннем рынке, государственная монополия на производство и реализацию отдельных видов товаров, продукции, услуг, антимонопольная политика. Причем эти меры принимаются не только в отраслях, входящих в государственный сектор экономики, но и в отношении частных предпринимателей, когда ограничительная ценовая политика целесообразна с точки зрения интересов экономики страны в целом;

- государственная ценовая политика представляет собой гибкую систему регулирования, адаптирующуюся к меняющимся условиям производства и реализации.

Очевидно, что для совершенствования механизма регулирования продовольственного рынка России нужно использовать мировой опыт регулирования цен и контроля за их соблюдением, но применять его необходимо с учетом различий в состоянии экономики аграрного сектора этих стран и России. Это различие проявляется в том, что если в странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время сельское хозяйство функционирует в условиях перепроизводства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, то для России характерен кризис экономики агропромышленного комплекса в связи с затратным, экстенсивным уровнем хозяйствования и диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Деятельность государства должна быть направлена в первую очередь на сглаживание всех дисбалансов в экономике страны: между ценами на сельскохозяйственную продукцию и затратами на ее производство, между ценами на продукты питания и уровнем доходов населения. Только в этом случае будут созданы основы для создания эффективной ценовой политики аграрного сектора экономики, а следовательно, будет сделан огромный шаг в создании высокоэффективного сельскохозяйственного производства и конкурентоспособного продовольственного рынка. Литература

1. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество. — М., 1969.

2. Долан, Р. Дж., Саймон, Г. Эффективное ценообразование. — М. : Экзамен, 2005.

3. Дохолян, С. В., Эмиргамзаев, Д. Г. Механизм реализации повышения конкурентоспособности АПК региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4, С. 169-181.

4. Дохолян, С. В., Умавов, Ю. Д. Методологические аспекты формирования стратегии развития агропромышленного комплекса //Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2012. № 6, С. 192-197.

5. Смотрицкая, И. И. Экономика государственных закупок. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.