Государственное регулирование процессов ценообразования на рынке аграрной продукции
Аннотация: Статья посвящена изучению государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции России в переходный к рынку период. Рассмотрены вопросы, связанные с разграничением полномочий в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Особое внимание уделено изучению законодательных документов, касающихся регулированию процессов ценообразования на продукцию АПК. Даны рекомендации и предложения по созданию современной системы ценообразования.
Ключевые слова: государственное регулирование процессов ценообразования, ценообразование на продукцию АПК в переходный к рынку период, современная система ценообразования.
Tsakhaev G.R. State regulation of processes of pricing in the market of agrarian production
Abstract: The article is devoted to the study of processes of government regulation of pricing to market agricultural products in Russia in the transition period to a market economy. Address issues related to the separation of powers in the regulation of prices between federal executive authorities and executive authorities of the constituent entities of the Federation. Special attention is given to the study of legislation relating to the regulation of AGRICULTURAL products pricing processes. Recommendations and proposals for the creation of a modern system of pricing. Key words: State regulation of pricing processes, pricing on the products of agribusiness in the transition period to a market pricing system.
Опыт регулирования цен в странах с рыночной экономикой свидетельствует о том, что воздействие государства на процессы ценообразования является одним из важных методов экономической политики этих стран. Теперь обратимся к опыту регулирования цен в России в переходный к рыночной экономике период. С самого начала реформ у правительства России не было сколько-нибудь ясного представления о целях и методах государственного регулирования цен применительно к происходящей трансформации экономики. Отсутствовали теоретические разработки по этому вопросу. Справедливости ради надо отметить, что Закон РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [1] содержал статью, запрещающую изъятие товаров из обращения с целью повышения цен. Такие действия хозяйствующего субъекта оценивались как проявление монополистической деятельности и относились к злоупотреблению доминирующим положением на рынке.
Федеральный Закон РФ от 2.12.1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [4] устанавливал на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства (статья 6.1.). Однако в дальнейшем наблюдается тенденция снижения уровня регулирования цен. Так к 1996 году доля продукции и услуг, на которые цены регулировались государством, составляла лишь 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.
В Федеральном законе от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [5] термин «государственное регулирование» вообще отсутствовал. Указом Президента РФ от 28.02.95 года № 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» [3] было предусмотрено: «осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий». Снижение уровня регулирования цен сопровождалось передачей (полной или частичной) этой функции субъектам Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики - управления или комитеты по ценовой политике.
Для устранения злоупотреблений, связанных с завышением цен министерствами и ведомствами, функция регулирования цен была передана специально созданным федеральным органам. Се-
51
Цахаев Гасан Русланович
Соискатель ФГОУ ВПО ДГУ
годня контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ (далее Департамент цен) и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.
Существует разграничение полномочий в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. На федеральном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий (в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи) и на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
Департамент цен призван осуществлять как государственное регулирование, так и межотраслевую координацию цен. К основным функциям Департамента относятся следующие:
❖ разработка предложений по проведению единой государственной ценовой политики;
❖ совершенствование механизма ценообразования;
❖ подготовка предложений по совершенствованию политики цен на основе анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства;
❖ совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен;
❖ прогнозирование динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;
❖ регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;
❖ контроль за соблюдением законодательства по ценообразованию хозяйствующих субъектов;
❖ осуществление методического руководства органами ценообразования;
❖ изучение и обобщение зарубежного опыта ценообразования.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий (электро-и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями; газ природный и сжиженный, реализуемый населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении; коммунальные услуги; почтовые услуги и электрической связи; торговые надбавки на лекарства и медицинские изделия). В обязанности органов ценообразования субъектов Федерации входит:
❖ регулирование цен на местных рынках;
❖ реализация на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию;
❖ фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
❖ контроль за ценами на своей территории.
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов. В распоряжении исполнительной власти имеются такие экономические рычаги воздействия на цены как налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д., используя которые, она может пресечь необоснованное завышение цен.
Указ Президента РФ от 28.02.95 года № 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» [3] и постановление Правительства РФ от 7.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [2] преследовали две основные цели:
1. Последовательное проведение либерализации цен и тарифов. (Либерализация цен должна была привести к развитию конкуренции на товарных рынках России, без чего невозможно повышение эффективности экономики страны);
2. Осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. (Регулирование цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения издержек производства).
Либерализация цен, негативно повлиявшая на агропромышленный комплекс в целом и сельское хозяйство в частности, подтвердила необоснованность ранее выдвигавшихся идей о том, что
52
освобождение цен приведет к сбалансированности спроса и предложения. Функционирование хозяйств России в условиях переходного периода происходит по законам, отличающимся от классических законов рыночной экономики. По классическим законам рыночной экономики при значительном падении спроса товаропроизводители либо понижают цены на продукцию, либо сокращают ее выпуск. В России происходило все наоборот. Объем производства сельскохозяйственной продукции и покупаемых аграриями материально-технических ресурсов снижаются, спрос на них падает, а цены растут. Подобное неадекватное поведение контрагентов объяснялось сохранением затратных методов ценообразования, удорожанием продукции преимущественно за счет инфляционных факторов, монополизмом и др. Кроме того, в аграрном секторе экономики всегда присущ особый и не типичный подход к формированию цен, т.к. аграрный рынок, по сути, характеризуется чистой конкуренцией, спрос на продукцию неэластичен, производство носит сезонный характер, а период оборота капитала долгосрочный. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию не обеспечивает прибыльности авансированного капитала адекватной среднему уровню по национальной экономике.
Либерализация цен в условиях сильно монополизированной экономики привела к разгулу рыночной стихии в ценах и ценообразовании, к тяжелым последствиям: ухудшению финансового положения производителей, параличу взаимных расчетов между хозяйствами, росту цен и инфляции. От этого пострадали, прежде всего, потребители и сельское хозяйство. Результатом стало сокращение объемов производства и обесценение сбережений населения. В плановом хозяйстве спад производства компенсировался установлением и регулированием государством цен на продукцию монополизированных отраслей, что позволяло удерживать паритет цен между основными секторами народного хозяйства и обеспечивать необходимую относительную стабильность связей и всего экономического процесса. Нужно заметить, что данный подход не противоречил концепции перехода к рыночным отношениям, а лишь постепенно вводил его в новое русло. Либерализация цен показала свои узкие возможности и ее применимость только в определенных условиях. В условиях слабого насыщения товарной массой и низкой платежеспособности населения либерализация цен не способствует формированию конкурентного рынка и стимулированию экономической активности населения. Таким образом, можно сказать, что система ценообразования, создаваемая в России в ходе реформ, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной стороны, единой и реализовать принципы конкуренции и свободы рыночных колебаний цен, а с другой - иметь регулируемый характер. Ясно, что ценовое административное регулирование будет эффективно только в комплексе с методами экономического характера.
Литература:
1. Закон РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/105108/ (Дата обращения 12.07.2013).
2. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» URL: http://nbgost.ru/postanovlenie/64441-Tekst Postanovlenie 239 O merah po uporyadocheniyu gosudarstvennogo regulirovaniya cen tarifov.html (Дата обращения 12.07.2013).
3. Указ Президента РФ от 28.02.95 года № 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» (ред. от 08.04.2003) //СЗ РФ. - 1995. - №10. - Ст.859; 1995. - № 28. - Ст. 2645.
4. Федеральный Закон РФ от 2.12.1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Российская газета, 15.12.1994 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 28.12.2010 N 415-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ) // URL: http://www.referent.mZ1/89323/ (Дата обращения 12.07.2013.).
5. Федеральный закон от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/10104442/ (Дата обращения 12.07.2013).
6. Дохолян С.В., Умавов Ю.Д. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 4. - С.101-118
7. Дохолян С.В., Умавов Ю.Д. Ресурсный потенциал аграрной сферы региона // Экономика и предпринимательство - №1, - 2012. С.37-45
8. Смотрицкая, И.И. Экономика государственных закупок. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 36.