Научная статья на тему 'Административное регулирование цен в России'

Административное регулирование цен в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА ЦЕН / СУБЪЕКТ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ / СВОБОДНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цындря Владимир Николаевич, Стеценко Николай Васильевич.

Статья посвящена особенностям административного регулирования цен в Российской Федерации. Тема государственного участия в ценообразовании всегда была актуальна для нашей страны, а сейчас, в условиях глубокого экономического кризиса, вызванного резким снижением доходов от экспорта углеводородного сырья, актуальна вдвойне. Сегодня как никогда необходим эффективный механизм сдерживания инфляции, позволяющий одновременно соблюдать интересы бизнеса и всего общества. Поэтому научные исследования одного из составляющих указанного механизма государственного регулирования ценообразования, проводимые с целью повышения его эффективности, весьма востребованы. В своём исследовании, посвященном достижению указанной цели, авторы успешно сочетают общенаучные методы, такие как исторический, диалектический, статистический, с методами свойственными административному праву: формально-юридическим, логическим и социологическим, для проведения правового анализа используемых инструментов административного влияния на уровень цен. Освещена история административного влияния на уровень цен в государстве. Высветлены проблемные аспекты нарушений государственной дисциплины цен. Установлены особенности применения государственного регулирования цен на примере снижения минимальных цен на алкогольную продукцию на территории Российской Федерации в настоящее время. Ценность представленного научного исследования усматривается в том, что его результаты могут лечь в основу преобразований, позволяющих существенно повысить эффективность противодействия инфляционным процессам в экономике. Закрепление принципов, целей и задач, а также пределов вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования в нормативном регулировании может дать существенный социальный результат, который обеспечит устойчивость российской экономики в целом. Выводы авторов могут представлять интерес для дальнейшего обсуждения и конструктивной критики со стороны ученых и специалистов в сфере государственного регулирования торговли. Ряд положений, выдвигаемых в настоящей статье, могут быть также использованы при формировании учебно-методической базы для аппарата контролирующих и надзорных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REGULATION OF PRICES IN RUSSIA

The article is devoted to the peculiarities of the administrative regulation of prices in the Russian Federation. Subject of government involvement in pricing has always been important for our country, and now, in the conditions of a deep economic crisis caused a sharp decline in revenues from hydrocarbon exports, is relevant in two ways. Today more than ever needs an effective mechanism to curb inflation, allowing both to comply with the interests of business and society. Therefore, the research of one of the components of the mechanism state regulation of pricing undertaken in order to increase its effectiveness in high demand. In his study on the achievement of this objective, the author successfully combines scientific methods, such as historical, dialectical, statistical, with methods peculiar administrative law: formal-legal, logical and sociological, to conduct legal analysis tools used administrative influence on the price level. Illuminated the history of administrative influence on the price level in the country. Clear up the problematic aspects of the violations of state price discipline. The features of the application of state regulation of prices for example, reduce the minimum prices for alcohol products in the territory of the Russian Federation in the moment. The value represented by scientific research is seen in the fact that its results can form the basis for reforms to significantly increase the effectiveness of counter inflation in the economy. Anchoring the principles, goals and objectives, as well as the limits of state intervention in the process of market pricing in the normative regulation can provide substantial social outcome that will ensure the stability of the Russian economy as a whole. The author's conclusions may be of interest for further discussion and constructive criticism from scientists and experts in the field of state regulation of trade. A number of provisions put forward in this paper can also be used in the formation of educational-methodological base for the machine control and supervisory bodies.

Текст научной работы на тему «Административное регулирование цен в России»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИИ

Цындря В.Н. Стеценко Н.В.

12. РАЗНОЕ

12.1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИИ

Цындря Владимир Николаевич, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Крымский Филиал г. Евпатория. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. E-mail: vova.tsyndrya@mail.ru Стеценко Николай Васильевич. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Крымский Филиал г. Евпатория. Подразделение: кафедра специальных дисциплин.

Аннотация: Статья посвящена особенностям административного регулирования цен в Российской Федерации. Тема государственного участия в ценообразовании всегда была актуальна для нашей страны, а сейчас, в условиях глубокого экономического кризиса, вызванного резким снижением доходов от экспорта углеводородного сырья, актуальна вдвойне. Сегодня как никогда необходим эффективный механизм сдерживания инфляции, позволяющий одновременно соблюдать интересы бизнеса и всего общества. Поэтому научные исследования одного из составляющих указанного механизма - государственного регулирования ценообразования, проводимые с целью повышения его эффективности, весьма востребованы. В своём исследовании, посвященном достижению указанной цели, авторы успешно сочетают общенаучные методы, такие как исторический, диалектический, статистический, с методами свойственными административному праву: формально-юридическим, логическим и социологическим, для проведения правового анализа используемых инструментов административного влияния на уровень цен. Освещена история административного влияния на уровень цен в государстве. Высветлены проблемные аспекты нарушений государственной дисциплины цен. Установлены особенности применения государственного регулирования цен на примере снижения минимальных цен на алкогольную продукцию на территории Российской Федерации в настоящее время.

Ценность представленного научного исследования усматривается в том, что его результаты могут лечь в основу преобразований, позволяющих существенно повысить эффективность противодействия инфляционным процессам в экономике. Закрепление принципов, целей и задач, а также пределов вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования в нормативном регулировании может дать существенный социальный результат, который обеспечит устойчивость российской экономики в целом. Выводы авторов могут представлять интерес для дальнейшего обсуждения и конструктивной критики со стороны ученых и специалистов в сфере государственного регулирования торговли. Ряд положений, выдвигаемых в настоящей статье, могут быть также использованы при формировании учебно-методической базы для аппарата контролирующих и надзорных органов.

Ключевые слова: административное регулирование цен, государственная дисциплина цен, субъект естественной монополии, государственная налоговая служба, Росалкогольрегулиро-вание, фиксированные цены, свободно функционирующий рынок.

ADMINISTRATIVE REGULATION OF PRICES IN RUSSIA

Tsyndrya Vladimir Nickolaevitch, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Crimean branch, Evpatoria. Department: specialized disciplines chair. E-mail: vova.tsyndrya@mail.ru Stecenko Nikolay Vasilevitch. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Crimean branch, Evpatoria. Department: specialized disciplines chair.

Annotation: The article is devoted to the peculiarities of the administrative regulation of prices in the Russian Federation. Subject of government involvement in pricing has always been important for our country, and now, in the conditions of a deep economic crisis caused a sharp decline in revenues from hydrocarbon exports, is relevant in two ways. Today more than ever needs an effective mechanism to curb inflation, allowing both to comply with the interests of business and society. Therefore, the research of one of the components of the mechanism - state regulation of pricing undertaken in order to increase its effectiveness in high demand. In his study on the achievement of this objective, the author successfully combines scientific methods, such as historical, dialectical, statistical, with methods peculiar administrative law: formal-legal, logical and sociological, to conduct legal analysis tools used administrative influence on the price level. Illuminated the history of administrative influence on the price level in the country. Clear up the problematic aspects of the violations of state price discipline. The features of the application of state regulation of prices for example, reduce the minimum prices for alcohol products in the territory of the Russian Federation in the moment.

The value represented by scientific research is seen in the fact that its results can form the basis for reforms to significantly increase the effectiveness of counter inflation in the economy. Anchoring the principles, goals and objectives, as well as the limits of state intervention in the process of market pricing in the normative regulation can provide substantial social outcome that will ensure the stability of the Russian economy as a whole. The author's conclusions may be of interest for further discussion and constructive criticism from scientists and experts in the field of state regulation of trade. A number of provisions put forward in this paper can also be used in the formation of educational-methodological base for the machine control and supervisory bodies.

Keywords: administrative regulation of prices, state price discipline, the subject of a natural monopoly, the State Tax Service, Rosalcoholregulation, fixed prices freely functioning market.

Одним из основополагающих принципов классической экономической теории, автором которой считается выдающийся английский экономист Адам Смит, является принцип невмешательства государства в рыночную экономику. Данный принцип неукоснительно соблюдался в большинстве рыночных экономик вплоть до середины прошлого века, считался незыб-

лемым и в большинстве известных экономических школ и течений.

Однако, в последнее время возникла концепция соединения рыночного механизма регулирования с ограниченным государственным (административным) вмешательством в экономику.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые как А. С. Дроздов, С. В. Гапонов, О. Н. Корчагин, В. В. Измайлов, Е. Ю. Савченко, И. А. Медведев,

A. А. Румянцев, Н. Е. Хабибова, А. Д. Соколов,

B. В. Тихомирова и др. [1, 2, 3, 4, 5]. Несмотря на огромное количество теоретического материала, проблема административного регулирования в реалиях современной России остается одной из наиболее ак-туальных[1].

Цель данной работы проанализировать используемые в Российской Федерации инструменты административного влияния на уровень цен.

Среди людей, далеких от экономики, бытует мнение о стихийном характере формирования цен в условиях рыночной экономики. Однако это далеко не так. Государство не только отслеживает, контролирует, но и регулирует процесс ценообразования в различных секторах торговли. Это связанно с тем, что цены оказывают огромное влияние не только на экономику, но и на социально-политическое состояние общества, объединяя разнообразные интересы различных слоев населения.

История административного влияния на уровень цен в Российской Федерации начиналась с момента вступления в силу Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 «О мерах по либерализации цен». (в настоящее время утратил силу, за исключением абзаца первого пункта 1).

На основании данного Указа по ограниченному кругу товаров применялись государственные регулируемые цены. Перечень основных потребительских товаров и услуг и Перечень продуктов производственного назначения, на которые применялись государственные регулируемые цены, являлись приложением к данному Указу.

Предельный уровень цен и тарифов на определённые виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции было поручено определить правительству. Для предприятий-монополистов также применялось государственное регулирование цен[2].

Положение о порядке применения рыночных (свободных) цен на товары народного потребления, работы и услуги, а также на продукцию производственно-технического назначения разработало Министерство экономики и финансов РФ. Также данное Министерство разработало порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен с учётом антимонопольного законодательства. Разработанные положения данное Министерство довело до заинтересованных предприятий и организаций.

Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления субъектов Федерации, других административно-территориальных образований РФ министерствами и ведомствами РФ, другими органами управления действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами. (п.1.3 Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, ут-

верждённого МФ РФ, Государственным комитетом по политике цен и ГНС РФ от 01. 12. 1992 года). [ 3 ]

Что относится к нарушению государственной дисциплины цен?

Если применяются несогласованные с потребителями в установленном порядке свободные оптовые цены, тарифы надбавок и наценок, это является нарушением дисциплины цен. Также наказывается и применение оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военную технику и основные комплектующие изделия, незарегистрированных в Комитете РФ по политике цен. К нарушению дисциплины цен также относится несвоевременное снижение цен (надбавок и тарифов) на продукцию (услуги, товары) предприятиями-монополистами, а также другими предприятиями на товары, услуги и продукцию, на которые установлены предельные уровни рентабельности. Также неперечисление в бюджет сумм, которые были получены за счёт превышения предельного уровня рентабельности.

Когда предприятия-монополисты нарушают порядок декларирования свободных тарифов и цен, это также является нарушением государственной дисциплины цен. При этом если при завышении цен на продукцию, потребительские свойства которой (при согласовании их уровня и наличии заключения органа стандартизации) из-за технологических или конструктивных недостатков оказываются ниже согласованных, также идёт нарушение дисциплины цен[ 4 ].

Если предприятия бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства и общественного питания, при их несоответствии характеристикам, предусмотренным при установлении тарифов и цен, все же применяют регулируемые тарифы, наценки и цены, также являются нарушителями государственной дисциплины цен.

Если при поставке некомплектной продукции поставщик применяет тарифы или цены, согласованные для комплектной продукции, а также включает в оплату не выполненные или выполненные не в полном объеме работы, это тоже является нарушением. [5]

Установленные продавцом скидки, которые не представлены, или не в полном объеме представлены покупателю, как и начисленные непредусмотренные надбавки, завышенные установленные надбавки к ценам также приведут к санкциям.

К нарушению государственной дисциплины цен также относится занижение или завышение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами.

Если завышаются оптовые цены, зарегистрированные при декларировании в органах ценообразования, это также является нарушением. Любые завышения государственных регулируемых цен на услуги, товары и продукцию (предельный уровень рентабельности, предельный коэффициент изменения цен, предельные цены, фиксированные цены) также являются нарушением государственной дисциплины цен и ведёт к наложению определённых санкций.

Структурные подразделения государственной инспекции по контролю за ценами Комитета РФ по политике цен и органы ценообразования и контроля за ценами в субъектах Федерации контролируют соблюдение государственной дисциплины цен в различных секторах экономики страны

Функции Комитета РФ по политике цен переданы Министерству экономики РФ Указом Президента от

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИИ

Цындря В.Н. Стеценко Н.В.

10.01.1994 года № 66 «О структуре органов исполнительной власти». (в настоящее время утратил силу, за исключением пунктов 3, 4, 7) [6]

Налоговые органы, при получении ими информации о нарушениях ценовой дисциплины, в свою очередь, в рамках межведомственного взаимодействия, обязаны информировать органы ценообразования и контроля за ценами о всех случаях нарушений предприятиями дисциплины цен, для принятия соответствующих решений, согласно п. 3.3 указанного выше Порядка. Только МЭ РФ может применять санкции за нарушение государственной дисциплины цен.

И только в отношении продукции, производимой предприятиями - естественными монополистами была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен, в соответствии с Указом Президента РФ от

28.02.1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». в редакции от июля 2002 г.) Этот Указ действует и в настоящее время.

Одноимённое Постановление правительства РФ от 07.03. 1995 года №239 было издано во исполнение данного Указа, где предписано не применять государственное регулирование цен, надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путём установления: декларирования повышения цен на все виды товаров народного потребления и услуг, продукции производственно-технического назначения; предельного уровня рентабельности; предельных коэффициентов изменения цен; предельных надбавок и цен; фиксированных цен.

Это правило не распространяется на те виды услуг и товаров, и те виды продукции, цены на которые подлежат государственному регулированию согласно перечням, утверждённым Постановлением правительства РФ.

Федеральный закон от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», в редакции от 30 декабря 2012 г.) регулирует деятельность естественных монополий. Одним из методов регулирования деятельности естественных монополий является ценовое регулирование, которое осуществляется посредством установления цен или их предельного уровня (ст.6).

На основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии органы регулирования естественных монополий принимают решение о применении методов регулирования с учётом их стимулирующей роли в повышении качества реализуемых товаров и удовлетворении спроса на них.

Взаимосвязь государственного регулирования цен с другими мерами воздействия на экономику способствует её эффективности. Как правило, изменение налоговых ставок на прибыль, введение фиксированных цен, блокирование цен, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

С регулированием цен в настоящее время сложилась не вполне определённая ситуация. Для решения данного вопроса необходим более жёсткий вариант законодательного решения, чем ныне существующий. В практической деятельности необходимо учитывать лишь отдельные нормы, которые регулируют ценооб-разование.[7]

Рассмотрим применение государственного регулирования цен на примере снижения минимальных цен

на алкогольную продукцию на территории Российской Федерации в настоящее время.

С 1 февраля 2015 года Росалкогольрегулирование (РАР) приняло решение понизить минимальную розничную цену на водку до 185 рублей за 0,5 л. Такое решение, по мнению некоторых экспертов, может нивелировать успех по профилактике алкоголизма и применения концепции по снижению злоупотребления алкоголем.

Решение правительства Российской Федерации по ослаблению алкогольного законодательства, а также снижении минимальных цен на водку и заморозке акцизов увеличивает риск алкогольной катастрофы 1990-х годов. Удешевление водки уже приводило к колоссальному росту смертности из-за роста её доступности в момент экономических кризисов начала 1990-х и после 1998 года. Достичь успехов в снижении смертности Россия смогла только лишь после 2005 года. Смертность сократилась с 2,304 млн. до 1, 872 млн. смертей в год с 2005 по 2013 год. Действия алкогольного лобби и либерализация требований к алкогольной отрасли способствовали принятию данного правительственного решения. Это и легализация рекламы вина и пива на телевидении, и снижение минимальных розничных цен на водку с 220 до 185 рублей за 0,5 л, и заморозка акцизов.

Отмена установленных в рамках осуществляемой государством политики регулирования оборота алкогольной продукции ограничительных мер может вызвать рост заболеваемости, смертности и других негативных социальных явлений, связанных со злоупотреблением алкоголем. Также это может воспрепятствовать выполнению Указа № 606 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», который предусматривает обеспечение увеличения к 2918 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет.

Снижение МРЦ с 220 до 185 рублей за 0,5 л выгодно локальным производителям в регионах, чем федеральным, крупным компаниям, которые осуществляют поставки по всей стране. У крупных производителей растут издержки, в том числе на логистику, и они не смогут делать такую дешёвую водку для розницы. Такая МРЦ выгодна только тем, кто не везёт свою продукцию за пределы региона.

Такое решение правительства было принято из-за кризиса. В данном случае государственное регулирование цены на алкогольную продукцию было принятого для того, чтобы местные производители наращивали продажи, а региональные бюджеты получили дополнительные источники пополнения.

Из вышеизложенного следует вывод, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности и именно этим обусловлена необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования. Определённого вмешательства государства в ряде случаев требует несовершенство рынка и нестабильность равновесия. Главным образом роль государства заключается в обеспечении развития экономики. Развитие экономики, в свою очередь, должно обеспечивать не только рост производства, но и занятость населения, справедливое распределение доходов при стабильности цен.

Принимая участие в перераспределении чистого дохода между различными секторами экономики, от-

дельными регионами, предприятиями и группами населения, государство использует для решения своих экономических задач регулирующую функцию цен. Для защиты интересов национальных товаропроизводителей государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно). [8]

Одним из направлений макроэкономического регулирования экономики является государственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен преследует различные цели, в числе которых повышение внешней конкурентоспособности российской экономики, обеспечение внутренней конкуренции российских предприятий, ориентированной на использование достижений научно-технического прогресса; препятствование инфляционному росту цен в случаях возникновения устойчивого дефицита, недопущение чрезмерного роста цен на сырьё и топливо и монополизма предприятий.

В функционировании как российской, так и зарубежных экономик большую роль играет государственное регулирование цен.

Список литературы:

1. Новак З. А. Явные и латентные функции государства// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 5. С. 14-16.

2. Ярковая О.Н. Цена как условие договора энергоснабжения на рынке тепловой энергии в РФ// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 309-312.

3. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. -М., Аналитика-Пресс, 1998

4. Бородин Д. В. Ценовая политика и методы ценообразования предприятия//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 1. С. 210-213.

5. Ценообразование: учебное пособие // Салимжанов И.К., Португалова О.В.-М., Финстатинформ, 1996

6. Салимжанов, И.К. Ценообразование: учеб. для экономических специальностей вузов. - М.: КноРус, 2007.

7. Шуляк, П.Н. Ценообразование: учеб.-практ. пособие. - М.: Дашков и К, 2007.

8. Цены и ценообразование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2007.

Рецензия

на статью Цындри Владимира Николаевича и Стеценко Николая Васильевича «АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИИ»

Актуальность исследования, проводимого в рамках рецензируемой статьи, сомнений не вызывает. В условиях экономического кризиса необоснованное повышение цен провоцирует ускорение инфляционных процессов, что крайне негативно влияет на экономику государства и общество в целом. Поэтому в данной ситуации авторы весьма своевременно исследуют вопрос о необходимости вмешательства в рыночный процесс свободного формирования цен государства в виде административного механизма регулирования ценообразования. Авторами рассмотрены разнообразные инструменты административного влияния на уровень цен. Приведены примеры нормативного регулирования процесса ценообразования, деятельность органов, уполномоченных контролировать ценовую дисциплину и применять санкции за её нарушения. Обоснована необходимость административного вмешательства в процесс формирования цен в целях защиты интересов отдельных групп населения. Содержание статьи выстроено логично и методически выверено, подтверждено ссылками на соответствующие источники.

Оригинальные выводы авторов, приведенные в настоящей статье, демонстрируют глубокий научный подход к проблемам государственного регулирования ценообразования. В этой связи статья с уверенностью может быть рекомендована к печати в изданиях перечня ВАК.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Рецензент - доцент кафедры гражданского права института права ФГБОУ вПо «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», к.ю.н. Р.В.Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.