Научная статья на тему '«Инфраструктура воспитания и образования» как инновационный подход к началу третьего периода возрождения в Узбекистане'

«Инфраструктура воспитания и образования» как инновационный подход к началу третьего периода возрождения в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инфраструктура воспитания и образования / третий период возрождения / инновационный подход / государственные и национальные интересы / система образования / образовательная инфраструктура / национальное образование / актуальные области науки и специальности. / educational infrastructure / the third period of revival / an innovative approach / state and national interests / the education system / educational infrastructure / national education / relevant fields of science and specialties.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусов Камалдин

В статье анализируется «Инфраструктура воспитания и образования» как инновационный подход к началу третьего Возрождения в Узбекистане. Раскрываются суть данного феномена, его основные понятия, ожидаемые практические результаты и предложения. А также в статье выдвигаются положения о том, что «Инфраструктура воспитания и образования» является инновационным подходом к нынешней системе образования в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure of upbringing and education” as an innovative approach to the beginning of the third renaissance period in Uzbekistan

The article analyzes the “Educational and educational infrastructure” – as an innovative approach to the beginning of the third revival in Uzbekistan. It embodies the essence, basic concepts, expected practical results and proposals. And also, the article puts forward the provisions that “Educational and educational infrastructure” – as an innovative approach to the current education system in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему ««Инфраструктура воспитания и образования» как инновационный подход к началу третьего периода возрождения в Узбекистане»

Science

through time and space

Жамият ва инновациялар -

Общество и инновации -

Society and innovations

Journal home page:

https: //inscience.uz/index.php/socinov/index

Infrastructure of upbringing and education” as an innovative

approach to the beginning of the third renaissance period in

Uzbekistan

Kamaldin YUNUSOV!

Andizhan State University

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received February 2021

Received in revised form

20 February 2021

Accepted 15 March 2021

Available online

5 April 2021

Keywords:

educational infrastructure,

the third period of revival,

an innovative approach,

state and national interests,

the education system,

educational infrastructure,

national education,

relevant fields of science and

specialties.

The article analyzes the “Educational and educational

infrastructure” - as an innovative approach to the beginning of

the third revival in Uzbekistan. It embodies the essence, basic

concepts, expected practical results and proposals. And also, the

article puts forward the provisions that “Educational and

educational infrastructure” - as an innovative approach to the

current education system in Uzbekistan.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International

(CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

“Таълим ва тарбия инфраструктураси” Узбекистонда

учинчи ренессанс даври бошланишига инновацион ёндашув

сифатида

АННОТАЦИЯ

Калит сузлар: Маколада “Таълим-тарбия — инфратузилмаси” -

я Узбекистонда учинчи ренессанс даври бошланишига

инфратузилмаси, ..

учинчи ренессанс даври, инновацион ёндашиш сифатида ‘тахлил килинган. Ушбу

инновацион ёндашув, давлат ходисанинг мохияти, унинг асосий тушунчалари, кутилган

ва миллий манфаатлар, амалий натижалари ва таклифлари очиб берилди.

таълим тизими,

таълим инфратузилмаси,

миллий таълим, фан ва

мутахассисликларнинг

долзарб йуналишлари.

Шунингдек, маколада “Таълим-тарбия инфратузилмаси” -

Узбекистондаги мавжуд таълим тизимига инновацион

ёндашиш сифатида унинг мухим коидалари илгари

сурилган.

1 Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Theory of Civil Society of Andizhan State University,

Andizhan, Uzbekistan.

E-mail: [email protected].

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

«Инфраструктура воспитания и образования» как

инновационный подход к началу третьего периода

возрождения в Узбекистане

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова: В статье анализируется «Инфраструктура воспитания и

инфраструктура образования» как инновационный подход к началу третьего

воспитания и

образования Возрождения в Узбекистане. Раскрываются суть данного

третий период феномена, его основные понятия, ожидаемые практические

возрождения, результаты и предложения. А также в статье выдвигаются

инновационный подход, положения о том, что «Инфраструктура воспитания и

государственные и

национальные интересы,

система образования,

образовательная

инфраструктура,

национальное

образование,

актуальные области науки

и специальности.

образования» является инновационным подходом к

нынешней системе образования в Узбекистане.

Инновационный подход к началу третьего Возрождения в Узбекистане в

социально-экономических сферах, играющих важную роль в жизни нашего

общества, - это высокий уровень развития науки, просвещения, духовности, поиск

эффективных способов удовлетворения потребностей человека, глубокий и

высокий уровень интеллектуальной деятельности человека. Внедрение данного

подхода требует новаторства в развитии социально-экономической жизни

общества с помощью новейших технологий.

Также существует необходимость в организации управления социально-

политической, правовой, образовательной и многими другими сферами общества

на основе демократических принципов, основанных на социально

ориентированной рыночной экономике. В противном случае намеченная цель не

будет достигнута. Поскольку так же, как невозможно построить современную

реактивную ракету на основе конструкции старого автомобиля, так же невозможно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сформировать основы демократического государства и гражданского общества,

основанного на верховенстве закона, со старыми социально-политическими

взглядами, взглядами и методами управления (например, командного управления).

Делу образования и воспитания служат все нынешние усилия по реализации

инновационного подхода к началу третьего Возрождения в Узбекистане, наши

современные научные исследования, прочая деятельность, Указ Президента

Республики Узбекистан № YII-4947 от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий

по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», Указ

Президента Республики Узбекистан № УП-5264 от 29 ноября 2017 года «0б

образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан»,

Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5544 от 21 сентября 2018 года

«Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в

2019-2021 годах», Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4307

от 3 мая 2019 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности

духовно-воспитательной работы».

312

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

В Указе Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии

инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы» сфера

образования определена как одна из приоритетных в социальном развитии [1].

Документы по развитию Республики Узбекистан также определяют необходимость

инновационного развития страны [2].

Тот факт, что 2020 год объявлен в нашей стране Годом науки, просвещения и

развития цифровой экономики, подтверждает необходимость решения важных

задач по развитию социальной сферы, в том числе высшего образования, то есть

национальной системы обучения на инновационной основе [3].

Реализация инновационного подхода к началу третьего Возрождения в

Узбекистане в первую очередь связана с системой образования. При рассмотрении

системы образования в Узбекистане в целом каждое из ее звеньев: дошкольное,

общее образование, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а

также имеющее свои важные особенности, отличающие его от других структур,

выступает как единая система.

Внедрение инноваций, особенно в высшем образовании, в конечном итоге

приведет к значительным изменениям во всех других сферах образования. Таким

образом, внедрение инноваций и инвестиции в высшее образование являются

важным фактором начала третьего Возрождения в Узбекистане. Лозунг «Новый

Узбекистан, новое мировоззрение» предусматривает именно это.

Выступая на торжественной церемонии, посвященной Дню учителя и тренера

1 октября 2020 года, Президент Шавкат Мирзиёев сказал: «Наука, образование и

воспитание - краеугольный камень развития и сила, делающая страну сильной, а

нацию - великой. Неслучайно светлое будущее нашей страны тесно связано, прежде

всего, с системой образования и воспитанием наших детей» [4].

Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года «Об

утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики

Узбекистан до 2030 года» имеет важное практическое, теоретическое и

историческое значение [5]. Документ ставит задачу коренного реформирования

высшего образования, комплексного совершенствования системы подготовки

квалифицированных специалистов в соответствии со стратегией развития страны,

организации подготовки современных бакалавров и магистров на основе

международных требований. Высшее образование является ключевым фактором в

определении будущего развития страны, играя решающую роль в реформировании

всех аспектов гражданского общества. Поэтому подготовка конкурентоспособных

высококвалифицированных кадров на рынке труда, радикальное повышение

качества и эффективности системы высшего образования - основа социальной

политики любой страны, а также и Узбекистана.

В сфере образования, в частности в высшей школе, целесообразно усилить

взаимную конкуренцию, снизить зависимость государственных университетов

(вузов) от государственного бюджета. В свою очередь, возможно создание

филиалов университетов развитых стран в каждом регионе страны (изначально в

качестве эксперимента в одном или нескольких регионах). Необходимо

организовать подготовку специалистов в наиболее уязвимых отраслях нашей

экономики, отвечающих современным, рыночным требованиям.

313

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

Целесообразно создавать «Инфраструктуру воспитания и образования» в

каждом регионе. Что такое «Инфраструктура воспитания и образования»? Это

структура, которая включает в себя образовательные учреждения, расположенные

на определенной территории, и связанные с ними объекты. Понятие

«Инфраструктура воспитания и образования» - это понятие, близкое к таким

понятиям, как «Вузгородок», «Студенческий городок», которые до сих пор

существуют в Ташкенте.

Понятие «Инфраструктура воспитания и образования» соответствует

понятию «образовательный кампус», закрепленному в Законе Республики

Узбекистан № 637 «Об образовании» от 23 сентября 2020 года. Закон определяет

образовательный городок следующим образом: «интегрированные учебные

корпуса, научно-исследовательские институты (центры), производственные

комплексы и технопарки, временное размещение участников образовательного

процесса, лаборатории, информационно-ресурсные центры (библиотеки),

спортивные сооружения, общеобразовательная среда, состоящая из комплекса

зданий и сооружений, в том числе объектов общественного питания,

обеспечивающих высокую эффективность учебного процесса, AYXOBHO-

нравственного воспитания» [3].

На территории «Инфраструктуры воспитания и образования» будет

находиться филиал вуза развитой зарубежной страны, а также ДОУ (дошкольное

образовательное учреждение) с углубленным изучением иностранных языков

(английский, русский, корейский, японский и др.), начальная школа (4 года), в

соответствии со специальностями вуза, комплекс общеобразовательной школы,

среднего специального учебного заведения (лицея, 2 года обучения) суглубленным

изучением отдельных дисциплин.

Учебные планы по дисциплинам, преподаваемым в вышеназванных учебных

заведениях, разрабатываются на конкурсной основе профессорами высшей

категории и относящимися к ним преподавателями и утверждаются

соответствующими министерствами, и на их основе организуется учебный процесс.

Каждые пять лет все преподаватели вышеназванных учебных заведений

повышают свою квалификацию за рубежом. Также желательно построить

«Инфраструктуру воспитания и образования» на основе равноправного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

партнерства за счет местных государственных и частных предпринимателей.

Другими словами, средства частных предпринимателей пойдут на инвестиции в

строительство «Инфраструктуры воспитания и образования», а прибыль будет

возвращена в виде дивидендов. В связи сэтим очень важно вести пропагандистскую

работу среди влиятельных предпринимателей, относиться к ним на основе

демократических принципов, без применения к ним насилия.

При построении «Инфраструктуры воспитания и образования» необходимо

учитывать специфику региона в сфере производства, его перспективы и ресурсы.

Из приведенных выше мнений и комментариев необходимо сделать

следующие выводы.

1. Строительство «Инфраструктуры воспитания и образования» - важный

импульс к укреплению инновационной среды в системе образования Узбекистана.

2. Инвестиции в строительство «Инфраструктуры воспитания и образования»

_ важная основа для начала третьего Возрождения в Узбекистане.

314

2—1 о

Ш] 5‹епсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50 1еу ап4 шпоуаНоп$

Е Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415

3. Создание «Инфраструктуры воспитания и образования» в целом резко

обостряет конкуренцию на всех уровнях образования, между государственными

образовательными учреждениями и частным образованием, особенно среди

учителей (из-за их отношения к работе, спроса на их знания, между заработной

платой) и в других отношениях, конечно же, будет существенная разница.

4. После окончания «Инфраструктуры воспитания и образования» юноши и

девушки из Узбекистана с высшим образованием и отдельными специальностями

будут трудоустроены, прежде всего, в нашей стране и за рубежом. Самое главное,

что они будут работают в других странах не как гастарбайтеры, а как зрелые

профессионалы в соответствующих областях. Узбеки, работающие за границей,

будут привозить домой твердую валюту и инвестиции в образование.

5. После окончания «Инфраструктуры воспитания и образования»

деятельность молодых людей с высшим образованием и отдельными

специальностями станет важным толчком для развития экономики страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии

инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы».

Национальная база данных законодательства, 22.09.2018, № 18.06 / 5544/1951.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № ПФ-

5264 «О создании Министерства инновационного развития Республики

Узбекистан». Законодательный пакет.

3. Послание Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису Республики

Узбекистан. 24 января 2020. Газета «Народное слово». Выпуск от 24 января 2020 года.

4. Ш.М. Мирзиёев. Учителя и наставники - наша большая сила, опора и костяк

в построении нового Узбекистана. Выступление Президента Республики

Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной Дню

учителя и наставника. Газета «Народное слово». Выпуск от 1 октября 2020 года.

5. Об утверждении Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияевым

Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до

2030 года. https://uza.uz/oz/documents/zbekiston-respublikasi-oliy-talim-tizimini-

2030-yilgacha-riv-09-10-2019.

6. «Закон 0б образовании Республики Узбекистан». Газета «Халк сузи»

от 24.09.2020.

315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.