ГАШО И.А., ЛАГУНОВА И.И.
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Переход России к рыночной экономике вызвал превращение рабочей силы в товар и привел к формированию специфического рынка — рынка труда. Характерным признаком регулируемого рынка труда является развитая инфраструктура, которая позволяет использовать различные организационные формы и методы, создающие условия для его развития.
Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом. Так, в экономическом словаре под редакцией Г.Я. Кипермана инфраструктура рынка труда определяется как «совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование».
В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азриляна дается следующая трактов- си ка: «инфраструктура рынка труда включает биржи труда, государственные системы учета спроса „о на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.». ü По мнению Волгина Н.А. и Одегова Ю.Г., инфраструктура рынка труда является одним из важ- т нейших компонентов, необходимых для функционирования современного цивилизованного рынка труда, которая представляет собой «совокупность институтов содействия занятости, профессиональ- Z ной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населе- |\ ния. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготов- q ки и переподготовки рабочей силы и др.». ("U
На наш взгляд, заслуживает внимание точка зрения И. Бушмарина, по мнению которого инф- ^ раструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежа- £ щую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные g организации и, что очень важно, институт семьи. g-
Такой подход дает основание рассматривать инфраструктуру рынка труда в широком и узком смысле. В широком смысле инфраструктуру рынка труда можно рассматривать как совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную
и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работо- & дателей. ^
Обычно отмечают, что главной социально-экономической функцией рынка труда является до- ° стижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей — создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью мы предлагаем пони- о мать полную и рациональную занятость.
Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают та- |
кую, когда работой обеспечивается то население, которое может и хочет работать. Под рациональной о
занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного раз- т
вития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда. Л
Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфра- ф
структура выполняет ряд функций: |
- содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации, °
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда, 2
- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки,
- устанавливает контакты между работодателями и работниками
- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.
Таким образом, инфраструктура рынка труда представлена как составная часть этого рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные, которые мы рассмотрим более подробно.
На наш взгляд, особое место в системе элементов инфраструктуры
рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Например, скандинавская модель управления занятостью предполагает создание новых рабочих мест в государственном секторе экономики и опирается на государственные финансы. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Необходимо особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости — это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости, — человек должен быть безработным.
Федеральная служба по труду и занятости населения призвана:
- анализировать, прогнозировать спрос и предложения на рабочие места;
- информировать о состоянии рынка труда; вести учет рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; оказывать помощь гражданам в выборе работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
- обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь;
- разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;
- подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
- оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством; выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий;
- устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.
Органы службы занятости совместно органами власти Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Работу Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
Негосударственные службы занятости в свою очередь классифицируются по ряду признаков.
По виду трудового посредничества они делятся на:
- коммерческие службы занятости, имеющие цель получение прибыли;
- некоммерческие службы занятости, которые не преследуют коммерческой цели.
Среди негосударственных служб занятости часть предпочитает своими клиентами иметь работодателей (ориентация на спрос), другая часть — ищущих работу граждан (ориентация на предложение), поэтому по распределению функций на рынке труда службы делятся на:
- агентства по подбору персонала (рекрутинговые агентства);
- агентства по трудоустройству граждан, кадровые агентства, биржи труда.
История рекрутингового бизнеса в России имеет сравнительно неглубокие корни. Родоначальником данного явления считают компанию «Триза», обосновавшуюся на нашем рынке в начале 90 гг. Вслед за ней появились последователи, и кадровый рынок России стал расширяться, но не только за счет российских компаний, но и ввиду прихода на рынок западных профи.
Рекрутерский бизнес — сервисно-информационный и заключается в сборе, интерпретации и организации распространения информации о рынке специалистов.
На сегодняшний момент рекрутинговыми агентствами являются негосударственные организации, работающие, как правило, под заказ конкретных работодателей, заинтересованных в долгосрочных и текущих процессах заполнения вакансий в своих фирмах. Рекрутинговые агентства осуществляют ведение баз данных по имеющимся и формирующимся вакансиям, а также занимаются целенаправленной подготовкой соискателей рабочих мест под уже открытые и прогнозируемые вакансии.
В классификации только рекрутинговых компаний можно использовать такой критерий отбора, как типы найма персонала: лизинг персонала (временная занятость или аренда персонала); подбор на постоянную занятость.
Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда — это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:
- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
- содействие территориальной и профессиональной мобильности;
- участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
- контроль за соблюдением трудового законодательства;
- постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.
Биржа труда — наиболее развитая организационная форма существования рынка рабочей силы, занимающаяся посредничеством при найме рабочей силы. Услуги оказываются биржей труда, как работодателям, так и работникам, ищущим работу. Работодатели получают от биржи труда информацию об «имеющейся свободной рабочей силе, ее количестве, качестве, профессиональном составе и т.п. », а работники, желающие найти работу или сменить ее — о свободных рабочих местах, их территориальном расположении, оплате труда и т.п.
lnljk.LfHllKI.lL- ¡И г" 11'П^
Л| |.'11К'1 и;:.
||г, иг;.'. I[:■:!:иг
IV к■;:■', 1111-111:-;■.I: :и >.'ш .111:1
С. О ^ 1 И1'17\ ^ 11:1:4' 1- ■ 1 м IU.II. ч.'.-ч |1- и. м ; •;■■ м | I-11С 1 м и чч> :-1\ ;■-■. 1\ 1 |п: 1 -:-■:-■ 1 ■!. 1..■ 1 ■ им- ■:з■::п ■ ■ ■ ■.-:■ ■.:
Ш
Л
Ь О
ш
7
|\
□ □
О
(Б ^
О
а.
ф
X
>
О
<5
о
.
о
<
> о
<3 <3
<5 о
со
О
(3
О О.
О Ф
О Ф
О х
О
о
III.г и: ■
> Ч!К'1 1'1" Г. 1. |;||>л 1||.11. и,1'.
1:рш рлл1-м\
I к' ',
Лмпсчич М-Л " "!■ ■-" ■ :■ и' ь к';|\1Ч
|||||'|Ц.к1| I. || 1:11 М .III 1к1
:мГчп:| ■'■■-■ Ич1-I ну м 4:11 с г.чр! 1 м;1:ч' 1111
У/ЧЧ":! Г ■
111.1111-.|-III И к Г-1
11I к-р^Ч 1:1.1-1 ии SO.ll I" 111'. -. | I и,М'. ' 1 | -.:|'|||||;имм:-р.м.|'.:-. 11. ш 1 г. I И г 11! К .1 к
-к-рс-.чмиу. 1чт.1и 1-1:;|? кипим
■I.: и1,!'.!' I ■ ■ :;■ км и м
О::: мм: ■;;. км р-1 1 144111. 1: 11 111.- ,111-1 к- ш'м.м'ч 1 1 ^ и|-|'.!:1и 1^1, ■.1-.. 1 1 ■_ 1:■
К1 р^ 1 Мм меры:!-. .И ПкЧКО КЛ м ьи и и.'у.н, 1 и.1 м 1-.-1 м м.ю у.-, ч и м,-
^■■Лр |-| ПИ II 11^.1. 4 р::м.- :цг ■:.;:\1| 1Г1 р-..-■ 1 ц ■■■.•■■■■■■ 11 11:11 Ш'..;| 1 м 1 т
111-.. I >.:■,■. ' I - у 11.1 м; ь ■ 11: ■ :;и-: ИМ ji4.iji.-t;!. 11111.-111111р| I И.-.11
- ■; I п 111,.-1-.- ■ 111 ■■ 11111 -117; I -11| >" 11 ■ 11'
И'. |П'.:'1:;| I
кип I ■ -111<■ 11;■ I.м м
1(.м р.ц-ънл ■.:■ 11■_■ 1_:-1 к
—11 ■. I.; ■ 11 -:; □ I ■.:. I. ^ ~: I ■ ■ I; ^. I -; I I -. ■. I 11111 I■.:■.I.+.11'|Н.
-111.1. |1 "|п;11■ ■ I ч ^р^ш I-.' ' 11:1 к. р1'. Ч» К'
¡1 N1 N1 1К' :I; | 11111 -1
11.И р.ммсм .11:1 о-. - |ц.и М^:л.и ;.\лчи 1.1 М-1И[\И5 ;>ы ^ нор;:-те
I р^' ;| IVг 11п■ м I п .. и:!."!1 ■ ^шц: 1 р ■ 1 1 ■ 1 ■.; 1 >11-11-1 |1;::-1|||1:.1.. п..1 им
iL.it.11 ■ 11 :■-.;■ 1:
Г'имик I |П.П1
Рисунок 1. Систематизация кадровых агентств, оказывающих услуги на рынке труда.
В свою очередь, специализированные кадровые агентства, биржи труда можно разделить по такому критерию, как уровень внутрифирменной иерархии. Подбор персонала (или трудоустройство граждан) на руководящие посты, на административные должности или по специалистам среднего уровня, по рабочим специальностям высокой квалификации; и подбор персонала (или трудоустройство граждан) на рабочие места по определенной профессиональной и отраслевой принадлежности. Следовательно, службы занятости можно рассматривать:
- по виду занятости — подбор работников на временную (лизинг персонала) и постоянную занятость. В данном случае агентство подбирает специалистов для работодателя в соответствии с теми сроками, на которые предполагается заключить трудовой договор с будущим работником;
- по профессиональному признаку — в этом случае речь идет о структурах, которые либо подбирают для работодателя специалистов только узкого профиля, но взаимосвязанных по профессии (например, финансисты, бухгалтера, экономисты), либо которые ищут работников по очень широкому спектру профессий.
Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.
Таким образом, агентства по услугам трудоустройства могут быть:
- универсальными;
- специализированными;
- по квалификационному признаку — могут быть агентства, специализирующиеся на подборе и поиске только высокооплачиваемых менеджеров высшего уровня, тогда как другие, более универсальные, подбирают работников для низшего и среднего звена управления.
Более наглядно особенности функционирования рекрутинговых агентств представлены на рисунке 1.
Все услуги негосударственных служб занятости подразделяются на типовые и оригинальные. К типовым относятся: информирование и направлениях деятельности агентства; формирование и ведение банка вакансий с различной дифференциацией должностей и профессий; подбор кандидатов по требованиям работодателя; профессиональное и психологические тестирование.
Среди оригинальных услуг автор выделяет следующие:
- предложение всем заинтересованным организациям разместить в Интернете через агентство свой логотип или ссылку на информационный ресурс организации. Таким образом, можно привлечь новых клиентов, сократив при этом затраты на рекламу;
- маркетинговые исследования рынка труда;
- полный набор всех категорий персонала для одного офиса;
- помощь в поведении рекламных компаний в разных регионах СНГ;
- предоставление работодателю программы, с помощью которой он может самостоятельно, не выходя из своего офиса отбирать кандидатов из базы данных агентства;
- выведение персонала за штат компании с последующим ведением всех трудовых отношений через агентство;
- индивидуальное консультирование кандидатов по различным вопросам;
- организация неформальных интервью с ведущими специалистами и руководителями;
- финансовое и юридическое консультирование;
- восстановление, постановка и ведение кадрового делопроизводства;
- кадровый аудит.
Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.
В процессе своей деятельности негосударственные структуры оказывают большой спектр услуг консультационного характера. Проводят работу, связанную с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных агентств в определен-
ной степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.
Некоторые негосударственные службы занятости имеют свои печатные издания, в которых публикуется информация о свободных вакансиях.
Кроме рассмотренных выше государственных и негосударственных структур, на рынке труда определенную роль выполняют общественные организации, которые, на наш взгляд, правомерно рассматривать в качестве элементов инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы — со стороны работников, ассоциации — со стороны работодателей).
Профсоюзы активно защищают права своих членов: борются за профессиональную безопасность и наилучшие условия труда, демократизацию производства, увеличение количества рабочих мест для своих членов, максимизацию фонда заработной платы (представляющего собой произведение ставки заработной платы на количество рабочих), социальные льготы и т.д. Однако главной экономической задачей профсоюзов является повышение ставки заработной платы. Существует ^ множество способов достижения данной цели. Основными из них являются следующие: ¡5 - стимулирование спроса на труд; ^ - ограничение предложения труда; 7 - организация давления на предприятия и государство.
Наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса ^ на труд, так как в результате этого увеличивается не только число рабочих, но и ставки заработной ^ платы. При этом относительная величина повышения заработной платы будет зависеть от эластич-□ ности предложения труда.
^ Спрос на труд может быть увеличен путем изменения неценовых факторов, сдвигающих соответству-
ющую кривую вправо вверх (увеличения спроса на товары и услуги; повышения предельной производи-с тельности труда в результате улучшения технологий; изменения цен на другие вводимые ресурсы). ф Однако возможности профсоюзов воздействовать на спрос, на труд являются незначительны-
0 ми. Чаще всего профсоюзы пытаются противостоять его снижению. Усилия профсоюзов, как прави-
а
ф ло, концентрируются на сокращении предложения труда, а не на увеличении спроса на него.
1 К элементам инфраструктуры рынка труда также следует отнести социальные и общественные фонды, финансирующие мероприятия по социальному страхованию и обеспечению занятости,
о а также информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами ф сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.
о
о
о Деятельность всех звеньев инфраструктуры рынка труда регулируется законами, указами,
^ постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда. ^ Таким образом, мы считаем, что правомерно выделять следующие основные звенья инфраструк-
0 туры рынка труда:
1. Государственные службы занятости.
2. Негосударственная система занятости.
1 3. Кадровые службы предприятий и фирм.
ф 4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды.
СО
5. Информационные механизмы. | 6. Нормативно-правовая база.
? Что касается информационных механизмов и нормативно-правовой базы, то они обеспечива-
1 ют условия функционирование рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфра-^ структурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками — с другой стороны.
о о о.