Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда'

Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА / ЭФФЕКТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ТРУДА / LABOUR-MARKET REGULATION / LABOUR-MARKET INFRASTRUCTURE / EFFECTIVE EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT SERVICE BODIES / LABOUR MEDIATION / LABOUR-MARKET INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арабов Н. У., Зикрияев З. М.

В данной статье рассмотрено социально-экономическое значение регулирования рынка труда, его составных элементов, форм, методов и других важных составляющих, связанных с управлением этого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-ORGANIZING PRINCIPLE OF LABOUR-MARKET REGULATION

The article analyzes economic-organizing meaning of labour-market regulation, its elements, forms, methods and other important components connected with management of the market.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда»

УДК: 331.5.07

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНКА ТРУДА

Н.У. Арабов, З.М. Зикрияев

В данной статье рассмотрено социально-экономическое значение регулирования рынка труда, его составных элементов, форм, методов и других важных составляющих, связанных с управлением этого рынка.

Ключевые слова: регулирование рынка труда; инфраструктура рынка труда; эффектная занятость; безработица; трудоустройство; органы службы занятости; трудовое посредничество; информационное обеспечение рынка труда.

ECONOMIC-ORGANIZING PRINCIPLE OF LABOUR-MARKET REGULATION N.U. Arabov, Z.M. Zikriaev

The article analyzes economic-organizing meaning of labour-market regulation, its elements, forms, methods and other important components connected with management of the market.

Key words: labour-market regulation, labour-market infrastructure, effective employment, unemployment, employment service bodies, labour mediation, labour-market information support.

Рынок труда - один из важнейших элементов хозяйственного механизма экономики свободного предпринимательства. В его рамках задействовано подавляющее большинство человеческих ресурсов общества. Динамика рынка труда, формируясь под влиянием параметров макроэкономического развития, определяет возможности реализации основных резервов экономического роста.

Избранный Узбекистаном собственный путь развития связан с созданием основ социально-ориентированной рыночной экономики. Главным отличием такого перехода к рынку стало достижение задач экономического роста в сочетании с активной социальной

политикой. Разработка национальной модели перехода к рынку Узбекистана учитывала существование тех сложных проблем в социальной сфере, особенно в сфере занятости, решать которые нужно было адекватными методами.

Особое внимание к налаживанию эффективного функционирования рынка труда в Узбекистане позволяет осуществлять целенаправленную политику занятости населения и сглаживания социальных противоречий, неизбежно возникающих в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования.

Как известно, стремление к достижению эффективной занятости - это главная социально-экономическая функция рынка труда.

Формирование организационной структуры рынка труда, которая включает в себя такие организации как органы служб занятости, универсальные коммерческие органы занятости, трудовые биржи, учебные центры, агентства по подбору кадров. Все они играют значительную роль в совершенствовании деятельности на рынке труда.

С целью оказания содействия занятости и трудоустройству на рынке труда предприятиям и фирмам, в качестве внешних источников наемной рабочей силы, необходимо использовать профессиональное трудовое посредничество, то есть необходимо регулировать и контролировать исполнение деятельности государственного трудового посредничества согласно закону.

Негосударственные службы занятости, как и государственной службы, оказывают трудовую посредническую деятельность. Посредническая деятельность негосударственных служб занятости, как и государственных, осуществляется по различным направлениям.

По нашему мнению, негосударственные службы занятости можно классифицировать в соответствии с несколькими критериями.

По виду трудового посредничества они делятся на коммерческие и некоммерческие службы занятости.

Среди негосударственных служб занятости одни предпочитают видеть клиентами работодателей (ориентация на спрос), другая часть - ищущих работу граждан (ориентация на предложение), поэтому по распределению функций на рынке труда службы делятся на две части: агентства по подбору персонала (рекрутинговые агентства); по трудоустройству граждан, биржи труда.

Агентств, занимающихся трудоустройством граждан и рекрутингом одновременно, как правило, нет. На первоначальном этапе своей деятельности если какие-либо агентства и занимаются двумя направлениями деятельности, то впоследствии они специализируются в каком-то одном направлении.

В классификации только рекрутинговых компаний можно использовать такой критерий отбора, как типы найма персонала: временная занятость; подбор на постоянную занятость.

Проведенный нами анализ деятельности зарубежных кадровых агентств показал, что для реализации лизинга возникли рекрутинговые компании, находящие и принимающие в свой штат лиц, готовых работать по специальности на временной основе. Именно этих людей и предлагают в аренду работодателям. Заказчик заключает договор с рекрутинговым агентством, которое несёт ответственность за работу временного персонала.

Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности. Таким образом, агентства по услугам трудоустройства могут быть: универсальными, специализированными.

В свою очередь, специализированные кадровые агентства, биржи труда можно разделить по такому критерию, как уровень внутрифирменной иерархии - подбор персонала (или трудоустройство граждан):

- на руководящие посты (директор, топ-менеджер, менеджер и т. п.);

- на административные должности (администратор, референт);

- на специалистов среднего уровня, по рабочим специальностям высокой квалификации, или подбор персонала (или трудоустройство граждан) на рабочие места по определенной профессиональной и отраслевой принадлежности (например, в сфере финансов -банковские работники, бухгалтеры).

Следовательно, службы занятости можно рассматривать по квалификационному признаку подбираемого персонала и по профессиональному признаку подбираемого персонала.

Имея какой-либо свой признак по классификации, все службы занятости работают на рынке труда с различными фирмами и предприятиями.

В зависимости от конкретной ситуации взаимодействие коммерческих и некоммерческих служб занятости может строиться по-разному. Как показывает произведённый нами анализ, взаимодействие государственных и негосударственных служб занятости, совместная деятельность проходит по таким вопросам:

1. Подбор персонала на конкретные вакансии. Чаше всего агентства по найму обращаются в государственную службу занятости с просьбой подобрать персонал на конкретные вакансии работодателей. Учитывая большое количество граждан, информация о которых имеется в банке данных службы занятости региона по подбору персонала, как правило, не вызывает затруднений даже в тех случаях, когда речь идет о вакансиях редких или даже уникальных профессий.

Поскольку услуги службы занятости оказываются бесплатно, агентства по подбору персонала в данном случае содействие в трудоустройстве осуществляют безвозмездно.

2. Целевой набор персонала. Другим вариантом сотрудничества может быть целевой набор персонала, когда заявка работодателя на рабочую силу масштабна, и агентству не под силу выполнить ее самостоятельно.

3. Поиск вакансии для конкретного специалиста. Редко, но иногда складывается ситуация, когда в банке данных негосударственных организаций по трудоустройству оказываются специалисты высокой квалификации или редких профессий, которых агентству трудоустроить не удалось. В этом случае Служба занятости прибегает к наработанным годами связям с работодателями и содействует в трудоустройстве указанных граждан. Безусловно, и в этом случае трудоустройство осуществляется безвозмездно.

4. Сотрудничество по содействию в трудоустройстве граждан категории «Особенно нуждающихся в службе занятости». Важное место в сотрудничестве по содействию в трудоустройстве граждан занимают контакты государственной службы занятости с агентствами и биржами, обслуживающими граждан, остро нуждающихся в социальной защите.

Министерству Труда и социальной защиты Республики Узбекистан, с целью совершенствования деятельности региональных органов службы занятости, а также укрепления мониторинга рынка труда, необходимо расширить систему показателей по оценке эффективной деятельности региональных органов службы занятости. При этом согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2007 г. № 106, необходимо составить баланс трудовых ресурсов на основе методики определения лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

В регионах службой занятости и оказания содействия безработным по трудоустройству с учетом проводимой государственной политики в области занятости населения республики за прошедший период проделана большая работа, а именно:

- за 2012 г. количество обратившихся людей с целью поиска работы в региональную службу занятости составляло 14972 человек (из них 13328 трудоустроены по специальности);

- 852 человека прошли переподготовку;

- 1235 человек направлены на другие работы. За прошедший период службой занятости оплачено 18553673 сумм пособия безработным, что на 15 % выше прошлого показателя.

Мы предлагаем дополнить комплекс существующих показателей незанятости населения следующими показателями, характеризующими эффективность работы службы занятости с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда в целом:

1. Степень несоответствия спроса и предложения на сегменте, контролируемом службой занятости. Это несоответствие заключается в том, что большинство организаций и предприятий проявляют интерес к специалистам высокой квалификации, со знанием иностранных языков и владеющих в совершенстве компьютерной техникой. Данная проблема решается с помощью переподготовки кадров, обучение людей в коротких курсах, организуемых при областном Бизнес-инкубаторе региональными службами занятости.

2. Коэффициент трудоустройства ищущих работу граждан. Этот коэффициент по республике составляет 0,95.

3. Степень охвата рынка труда деятельностью службы занятости (включает в себя показатели по числу вакантных мест; по числу привлечённых предприятий; по числу зарегистрированных безработных). Региональные службы занятости имеют информацию о вакантных местах (в разрезе требуемых профессий и квалификаций), существующих в предприятиях и субъектах малого бизнеса и обеспечивают вакантные места необходимыми работниками по специальности.

4. Коэффициент обращения. По республике этот коэффициент незначителен, и количество обратившихся в региональные службы занятости в поиске работы с достойной заработной платой составляет около 330-370 тыс. человек ежегодно.

5. Уровень удовлетворённости рабочим местом со стороны спроса.

6. Уровень удовлетворённости рабочим местом со стороны предложения и необходимыми рабочими условиями со стороны работодателей для работников считается хорошим. Поскольку уровень оплаты труда в бюджетных организациях составляет около 450 дол., в промышленности - 550 дол., в сельском хозяйстве - 320 дол. (по курсу ЦБ Р.Уз.).

Наличие на предприятии преобладающей доли рабочих мест, удовлетворяющих работников по условиям труда, характеризует о возможно минимальной текучести кадров, желании работников закрепиться на рабочих местах, создании дееспособной команды сотрудников, что в целом приводит к повышению эффективности работы предприятия.

Для эффективного развития инфраструктуры рынка труда важную роль играет создание механизмов региональной информационной системы.

В большинстве случаев, в развитых странах, деятельность специализированных посреднических фирм по накоплению и передаче информации создана на коммерческой основе. Однако проведённые исследования показывают, что коммерциализировать информационные службы рынка труда пока невозможно, так как в регионе нет достаточного количества высокооплачиваемых должностей. Поэтому в настоящее время информационная система рынка труда должна функционировать в рамках общественного сектора, но в будущем возможен перевод её на коммерческую основу.

Региональная информационная система должна включать в себя следующие отделы:

- сбор предварительной информации о безработных и имеющихся рабочих местах;

- программа их обработки;

- на основе собранной и накопленной информации с согласия государственной службы занятости области создать локальную компьютерную систему и подсоединить к Интернету.

Как показано на рис. 1, функционирование региональной информационной системы основывается на мониторинге следующих параметров, которыми являются: сведения о вакансиях и их динамика; предложение рабочей силы; сведения о будущем спросе, вклю-

чающие данные фирм о предстоящих сокращениях и наймах, а также прогноз выпуска специалистов вузами и профессиональными образовательными учреждения региона, что позволяет за время их подготовки привести в соответствие спрос и предложение на рынке труда. Формирование баз данных по указанным параметрам является надежной эмпирической основой для обеспечения информацией законодательных и исполнительных органов власти региона с целью разработки программ содействия занятости и проведения их мониторинга.

Областная служба занятости

Городские службы занятости

Районные службы занятости

Обмен информацией

Органы

лицензирования

Информационная система регионального рынка труда

Технология функционирования информационной системы

Первичные данные

Программа обработки

Мониторинг параметров

Вакансии

Предложения

Сведения о будущем спросе

Органы регионального управления

Совет исполнительных органов

Создание сети

Рис. 1. Структурно-логическая схема функционирования информационной системы

регионального рынка труда

По нашему мнению, наиболее эффективной и оптимальной является структура, где совмещены два варианта структурирования - по технологическому принципу сходства методов и приёмов их исполнения, когда направления работы разделены на аналитическую, организаторскую, обеспечивающую и иные деятельности; по принципу коммуникативности, когда подразделение по роду своей деятельности общается со всеми партнёрами на рынке труда, включая разные уровни службы занятости, незанятое население и безработных, работодателей и др.

Сочетание этих вариантов позволит укрепить взаимодействие между подразделениями и свести до минимума дублирование функций. Следовательно, целесообразной является примерно такая организация региональных служб, которая интегрирует несколько структурных блоков по определённым признакам:

- управление развития возможностей трудоустройства и программ занятости (занятость молодёжи, мобильность рабочей силы, субсидирование предприятий и др.), а также по содействию в трудоустройстве (трудоустройство, предоставление информации о вакансиях, профориентация, профобучение, консультирование предприятий);

- управление статистического исследования данных, анализа и прогноза рынка труда, социологических опросов;

- управление специализированной занятости (вопросы трудоустройства административно-управленческих работников, мигрантов, инвалидов, сельского населения; общественные работы; временное трудоустройство).

- управление финансов, общей документации и хозяйственной деятельности, управление персоналом, развитие службы занятости.

Данная схема структурирована, с одной стороны - по однородности выполняемых функций, с другой - по типу отношений, позволяющих контактировать как с вышестоящими, так и с нижестоящими инстанциями.

Информация об авторах

Арабов Нурали Уралович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики труда и социологии, тел.: 998939913458; Самаркандский государственный университет.

Зикрияев Зокир Мамирович, соискатель, тел.: 998915024828; Самаркандский государственный университет.

Information about the authors

Arabov N.U., Candidate of Economic Sciences, associate professor, manager chair of economy of work and sociology, tel.: 998939913458; Samarkand State University.

Zikriaev Z.M., competitor, tel.: 998915024828; Samarkand State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.