Научная статья на тему 'Генезис инфраструктурного комплекса рынка труда в России: от работных домов к системе маркетинга рабочей силы'

Генезис инфраструктурного комплекса рынка труда в России: от работных домов к системе маркетинга рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РЫНКА ТРУДА / ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС / МАРКЕТИНГ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / МАКСИМИЗАЦИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / SUBJECTS OF LABOR MARKET / INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT / TRANSFORMATION / MARKETING COMPLEX / MARKETING WORK POWER / MAXIMIZING IN USE OF LABOR POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапшин Вячеслав Юрьевич, Лапшина Ирина Михайловна

В статье рассматриваются основные этапы в развитии инфраструктуры рынка труда России. Исследуется ее генезис с момента зарождения в начале ХХ в. и существенная трансформация на рубеже третьего тысячелетия. Выявляются современные тенденции и изменения в механизме инфраструктурного обеспечения субъектов рынка труда, заключающиеся в том, что основные институты данной системы, которых становится все больше, должны выполнять не только учетную и распределительную функции, но и продвижение, позиционирование рабочей силы, т. е. использовать весь маркетинговый комплекс для оптимизации спроса и предложения. Определяются системные изменения, необходимые для реализации концепции маркетинга рабочей силы в России и инициирования прогрессивных тенденций в инфраструктурном комплексе социально-трудовой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапшин Вячеслав Юрьевич, Лапшина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF INFRASTRUCTURAL COMPLEX OF LABOR MARKET IN RUSSIA: FROM WORKING HOUSES TO WORKING POWER MARKETING SYSTEM

The article discusses the main stages in the development of infrastructure of the labor market in Russia. The genesis of it since its inception in the early 20th century and the substantial transformation at the turn of the third millennium is studied. The article identifies the current trends and changes in the mechanism of infrastructural support of the labor market subjects, which consist in the fact that the basic institutions of the system, which is becoming more and more, must comply not only accounting and distribution functions, but also the promotion, positioning the labor force, i.e. use the entire marketing mix to optimize supply and demand. The systemic changes necessary to implement the marketing concept of labor in Russia and the initiation of progressive trends in the infrastructure complex social and labor sphere are determined.

Текст научной работы на тему «Генезис инфраструктурного комплекса рынка труда в России: от работных домов к системе маркетинга рабочей силы»

УДК 332.122

ГЕНЕЗИС ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА РЫНКА ТРУДА В РОССИИ: ОТ РАБОТНЫХ ДОМОВ К СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

© Вячеслав Юрьевич ЛАПШИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры сервиса и туризма, e-mail: lapshin@tsu.tmb.ru © Ирина Михайловна ЛАПШИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и маркетинга, e-mail: trud@tsu.tmb.ru

В статье рассматриваются основные этапы в развитии инфраструктуры рынка труда России. Исследуется ее генезис с момента зарождения в начале ХХ в. и существенная трансформация на рубеже третьего тысячелетия. Выявляются современные тенденции и изменения в механизме инфраструктурного обеспечения субъектов рынка труда, заключающиеся в том, что основные институты данной системы, которых становится все больше, должны выполнять не только учетную и распределительную функции, но и продвижение, позиционирование рабочей силы, т. е. использовать весь маркетинговый комплекс для оптимизации спроса и предложения. Определяются системные изменения, необходимые для реализации концепции маркетинга рабочей силы в России и инициирования прогрессивных тенденций в инфраструктурном комплексе социально-трудовой сферы.

Ключевые слова: субъекты рынка труда; инфраструктура; развитие; трансформация; маркетинговый комплекс; маркетинг рабочей силы; максимизация в использовании трудового потенциала.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной системы. Не исключение в этом плане и рынок труда. Характер его развития в России во многом определяет инфраструктурная обеспеченность. Инфраструктура рынка труда - это подструктура, образованная институтами содействия занятости. Она имеет двухуровневое строение. Первый уровень образует законодательная и нормативная база, определяющая правила игры, а второй - совокупность организаций, выполняющих различные функции на рынке труда.

Развитие инфраструктуры рынка труда России начинается в конце XIX в. Первоначально организацией помощи безработным занимались частные конторы - это т. н. работные дома. Деятельность работного дома осуществлялась преимущественно за счет пожертвований попечителей. Основное функциональное назначение заключалось в трудоустройстве бедных, их формальном перераспределении.

В первое десятилетие XX в., наряду с частными посредническими конторами, и государство начинает регулировать распределение рабочей силы. Например, по данным Государственного архива Тамбовской области

(ГАТО), в 1903 г. Тамбовский губернатор на основании циркуляра министра внутренних дел потребовал от полицмейстеров и уездных исправников доносить о всех случаях уменьшения числа рабочих дней и часов на фабриках и заводах, крупных ремесленных заведениях, а также о сокращении в этих заведениях числа рабочих и закрытии, хотя бы временном, упомянутых промышленных заведений. Одновременно было предписано изучать потребность в рабочей силе в других территориях [1, с. 170].

Положение на рынке труда России значительно обострила Первая мировая война. Перевод фабрик и заводов на выпуск необходимой для фронта продукции, эвакуация предприятий, волна беженцев, мобилизация обусловили кризисные явления в промышленности. Без всякого плана и направления распределялась рабочая сила по территории страны. Именно в этот период появляются первые биржи труда в России, которые были ориентированы так же, как и работные дома, на трудоустройство бедных. Они обслуживали заявленные потребности бизнеса в дополнительной, как правило, неквалифицированной рабочей силе. Первая биржа труда в Москве - это Морозовская биржа, находившаяся

в ведении городского самоуправления. Ее контингент составляли рабочие, главным образом прибывшие из села.

В царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных отделений (т. н. корреспондентских пунктов). Первый государственный закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции 19 августа 1917 г. Он предусматривал возможность их открытия в городах с населением не менее 50 тыс. человек. Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда [2, с. 70].

Советское правительство 31 января 1918 г. обнародовало новый закон о биржах труда. Они переходили в ведение профсоюзов и учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тыс. человек. Управление ими передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих. Тем самым биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовавшие в интересах рабочих организаций. Они осуществляли полное самоуправление в рамках своей компетенции. Государством было введено обязательное трудовое посредничество биржи при поступлении на работу. Право найма рабочей силы предоставлялось комитетам профсоюзов предприятий.

Закон предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 г. состоялся II Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс, ставший первым (и, к сожалению, последним) съездом самоуправляемых рабочих бирж труда. В соответствии с его решениями бюро труда отдельных профсоюзов вошли в состав местных бирж труда как профессиональные секции; была подтверждена их монополия на осуществление трудового посредничества, определены общие правила регулирования рынка труда, налажен более полный учет безработных. В короткий срок была разработана и введена в практику статистика безработицы. Ее данные, как и отчеты органов по труду всех уровней, регулярно публиковались в печати. Тем самым обеспечивались полная гласность в работе бирж труда, ши-

рокий доступ рабочих к информации о трудоустройстве [3, с. 62].

Однако в декабре 1918 г. был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность. Лица, подлежащие трудовой повинности и не занятые общественно полезным трудом, теперь могли быть принудительно привлечены местными Советами депутатов к выполнению специальных общественных работ. Была введена государственная монополия регулирования найма рабочей силы через органы по труду, которые учреждались в городах с населением не менее 10 тыс. человек.

Регистрация безработных и осуществление права на труд становились функциями государственных органов, профсоюзов,

предприятий и учреждений. На учет стали брать не только безработных, ищущих работу, но и всех граждан, подлежащих трудовой повинности. Упразднялась самостоятельность местных органов по труду. Они становятся периферийной частью системы Наркомата труда и выполняют задания центра по распределению и использованию трудовых ресурсов.

Внеэкономическое привлечение и неэффективное использование рабочей силы обусловили постоянное возрастание спроса на нее. Произошла трансформация рынка труда из трудоизбыточного в трудодефицитный. Деформация сферы трудовых отношений усугубила кризис в народном хозяйстве, поэтому нэп в 1920-х гг. была вынужденной политикой возвращения к реализму. В этот период «реанимируется» инфраструктура рынка труда. Появляются биржи, восстанавливается система помощи безработным, их переквалификация, экспертиза профессиональной трудоспособности. К сожалению, в дальнейшем Россия не смогла воспользоваться этим опытом, зато его успешно применили другие страны.

В условиях жесткого административного регламентирования была разрушена инфраструктура трудоустройства. Последние биржи труда были закрыты в 1930 г.

В конце 30-х гг. XX в. был запрещен самовольный переход с одного предприятия на другое и введено уголовное наказание за на-

рушение дисциплины труда. За 20-минутное опоздание следовали полгода принудительных работ, за прогул - год тюрьмы. Подобное же наказание - за самовольное оставление рабочего места.

До 1991 г. подготовка и распределение трудовых ресурсов осуществлялась по планам, утвержденным органами государственной власти. Только в 1955 г. разрешили самостоятельную смену места работы. Тем не менее, продолжала существовать система принудительного распределения специалистов (на определенный срок). К лицам, уклоняющимся от трудовой деятельности на производстве, применялись строгие меры административного и даже уголовного взыскания.

Бесспорно, такая система трудоустройства имела больше минусов, чем плюсов. Не случайно, к началу 80-х гг. XX в. все большую остроту приобрели такие явления, как дисбаланс спроса и предложения, уравниловка в оплате труда, нерациональное использование трудовых ресурсов, дискредитация творческого, высокопроизводительного труда и т. д. Издержки в организации производства, низкий уровень производительности труда породили, при всеобщей занятости населения острый дефицит рабочей силы.

Общее состояние экономики требовало поиска новых подходов к повышению уровня ее эффективности. На основе внедрения рыночных принципов начался процесс ее реформирования, затронувший и сферу трудовых отношений.

В апреле 1991 г. вступил в силу закон «О занятости населения в РСФСР», определивший, в основном, комплекс мер по формированию (возрождению) рынка труда в России и его инфраструктурной обеспеченности.

В России начинает формироваться двухуровневый инфраструктурный комплекс. Первый уровень образовывала нормативная база - Конституция Российской Федерации, закон «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс и ряд других законов. Предпринимаются попытки создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т. д.) и проведения активной политики занятости.

К концу XX в., т. е. за десятилетие инфраструктурное обеспечение так и оставалось на низком уровне. Регулирование рынка

труда в России декларировалось, но не реализовывалось на практике. Так, Трудовой кодекс был ориентирован на консолидацию интересов субъектов рынка труда на базе идеи социального партнерства [4, с. 35]. Однако на практике его соблюдение не обеспечивается и по сей день. Происходит нарушение прав работников и падение их благосостояния ниже приемлемого уровня. Например, в 2012 г. МРОТ так и не соответствует прожиточному минимуму. Закон предусматривает сложный механизм заключения коллективных договоров, однако в действительности реальные переговоры о размере заработной платы и условиях труда на рабочих местах ведутся редко. Профсоюзы или другие структуры для ведения переговоров не отражают в достаточной мере мнения работников.

В результате заработная плата в России остается неэффективным инструментом распределения рабочей силы и измерения производительности труда. Из-за отсутствия регулирования трудовых отношений пришлось пойти на значительные компромиссы, которые проявляются в виде более низкого уровня благосостояния работников и более низкой производительности труда, а также другие нарушения договоров (в виде плохих санитарно-гигиенических условий и низких норм охраны труда, значительного неравенства в оплате труда и т. д.).

Второй уровень инфраструктурного комплекса, который должны образовывать различные организации, к концу XX в. был еще не сформирован. Роль государственных институтов в сфере трудовых отношений чрезмерно формализована. В результате отсутствует реальный контроль над соблюдением трудового законодательства и выполнением норм по охране труда. Все это порождает в условиях монопольного положения работодателя существенную деформацию в отношениях на рынке труда.

Немалую роль, наряду с государственными организациями, были призваны играть на рынке труда и негосударственные структуры - это кадровые агентства, биржи труда, клубы ищущих работу, периодика соответствующей направленности и др. Однако их доля на рынке труда России пока остается незначительной, а распространение ограничено мегаполисами. Поэтому сложно определить

общее влияние данных организаций на состояние рынка труда.

Среди государственных институтов содействия занятости наиболее действенным является образованная в 1991 г. Федеральная служба занятости, которая представлена в каждом городе и районе России. Служба занятости играет центральную роль в поддержании и развитии связей между всеми субъектами рынка труда. По этой причине Службе занятости отводится роль центрального инструмента государственного влияния на рынок труда. Результативность политики на рынке труда в значительной мере связана с эффективностью действий данной службы.

При всей действенности данного института необходимо признать, что эффективность его функционирования остается на низком уровне. Основная доля безработных игнорирует службу занятости. Например, в 2012 г., как показывают данные опросов, для более 60 % безработных основным способом поиска работы остается обращение к друзьям, родственникам, знакомым.

Проблемные сегменты, неразвитая инфраструктура приводят к нарушениям в системе, с которыми она не в состоянии справиться сама, ограничивают развитие и появление необходимых качественных ее элементов. Как следствие, существует проблема практической реализации значительной части эталонных рыночных концепций.

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что к началу третьего тысячелетия при всех положительных тенденциях инфраструктурная обеспеченность рынка труда России остается на низком уровне. Кроме мегаполисов, в других населенных пунктах инфраструктура носит эпизодический характер (исключение составляет система Федеральной службы занятости), а нормативная база во многом декларативна. Более того, формируемая в России распределительная модель инфраструктуры уже не отвечает современным реалиям смешанной экономической системы. Современная инфраструктура рынка труда должна достигнуть не просто необходимой степени развития, но и трансформироваться от сохраняющихся «работных домов» к рыночно ориентированному механизму обмена.

В XXI в. для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рын-

ке труда в развитых странах активно внедряется концепция маркетинга, в соответствии с этим трансформируется и инфраструктурный комплекс. Главный принцип маркетинга -это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование эффективной системы регулирования занятости населения, приоритетными направлениями деятельности которой становятся такие функции, как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.

В настоящее время сформировались условия для маркетинговой деятельности на рынке труда России, т. н. «точка маркетинга» пройдена в начале третьего тысячелетия, когда появляются конкурентная среда между работниками и работодателями, а предложение начинает превышать спрос. Комплексная же инфраструктурная система маркетинга только формируется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными субъектами маркетинга на рынке труда выступают наемные работники и работодатели, осуществляющие взаимодействие посредством таких элементов инфраструктуры, как правовые институты, государственные службы занятости, негосударственные структуры по содействию занятости (рекрутинговые, кадровые агентства и др.), профессиональные учебные заведения (отделы маркетинга и трудоустройства выпускников), профессиональные союзы. Ни один субъект и элемент инфраструктуры по многим причинам (недостаточность финансовых средств, информации и т. д.) не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций. Поэтому для успешной маркетинговой деятельности необходимы координация и взаимодействие, без которых невозможно оптимизировать структуру спроса со структурой предложения [5].

Современная инфраструктура рынка труда также двухуровневая (как и в индустриальном обществе), но ключевые ее элементы, которых становится все больше, будут выполнять не только учетную и распределительную функции, но и продвижение, позиционирование рабочей силы, т. е. весь маркетинговый комплекс («4Р»).

Реализация маркетинговой концепции в системе управления рынком труда на различных уровнях осуществляется, прежде всего, организациями и учреждениями инфраструктурного комплекса, обеспечивающими взаимодействие между экономическими субъектами [6, с. 102].

На общегосударственном уровне роль маркетинга заключается в ранней диагностике структурных дисбалансов в сфере занятости. Поэтому исходной позицией в управлении рынком труда становятся маркетинговые исследования и разработка политики занятости. На региональном уровне - в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории. На локальном уровне - в стремлении эффективной, с точки зрения субъектов, продажи и использования рабочей силы.

Таким образом, маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии воспроизводства рабочей силы: формирование, распределение (перераспределение), обмен и использование.

В качестве конституирующих базовых принципов концепции маркетинга рабочей силы используются следующие:

- во-первых, рыночная деятельность должна ориентироваться на потребителей рабочей силы - работодателей. Это предусматривает выявление их групп, потенциальных склонностей к приобретению трудовых услуг и возможностей реального найма работников, оценку их требований к структуре необходимых им специальностей и профессий, исходя из которых должны быть осуществлены мероприятия по подготовке соответствующих категорий работников;

- во-вторых, должна учитываться ориентация на цели, выдвигаемые другими субъектами рыночных отношений - наемными работниками: формирование их квалификационного и профессионального состава, способности адаптироваться к условиям меняющегося спроса; требования, предъявляемые ими к уровню оплаты труда, условиям производства, режиму работы и отдыха; пси-

хологические предпочтения, мотивы поведения и т. п.;

- в-третьих, должна реализовываться ориентация на системный подход. Все виды деятельности, связанные с продажей услуг труда, в условиях маркетинга должны координироваться и функционировать синхронно. Это относится к вопросам финансирования, подготовки и переподготовки кадров, выявления и анализа рыночных возможностей, доведения необходимой информации, согласования спроса и предложения на рынке труда, формирования и использования доходов населения, стимулирования занятости и содействия трудоустройства, социальной поддержки, мерам регулирования и т. п.;

- в-четвертых, базовым принципом маркетинга должна быть его ориентация на долгосрочную перспективу. Его приемы и методы должны обеспечивать субъектам рынка труда возможности быть более информированными о конъюнктуре рынка труда, основных тенденциях его изменения, вырабатывать наиболее избирательные и эффективные способы рыночного поведения, рассчитанные не только на успешность текущей ситуации, но и в перспективе.

Исходя из данных принципов, маркетинг рабочей силы можно рассматривать как систему деятельности, позволяющую его субъектам с помощью соответствующей инфраструктуры оценивать состояние рынка труда, тенденции его изменения и принимать управленческие решения в сфере найма (трудоустройства), содействия занятости и эффективного использования человеческого капитала.

Использование системы маркетинга позволяет уменьшить степень неопределенности при принятии управленческих решений, выявить причины, по которым прежние действия оказались ошибочными, оценить ситуацию на рынке труда и дать с достаточной степенью достоверности прогноз изменения рыночной конъюнктуры.

Исходный постулат маркетинга заключается в том, чтобы каждый субъект рыночных отношений, с одной стороны, мог максимально приспособиться к рынку, а с другой - активно воздействовать на него, формируя его в выгодном для себя направлении. Тем самым маркетинг выступает как управляющая и управляемая система. Детермини-

рующей стороной маркетинга является максимальная адаптация его субъектов к рыночным условиям и ситуациям [7].

В мире быстрых перемен традиционная логика «причина - следствие», «причина -результат» не является уже столь полезной, как ранее, а зачастую вообще не приемлема. Логика современного бизнеса движется между поиском причинно-следственных связей и умением видеть все многообразие взаимодействующих, часто разнонаправленных факторов. Такой логике в наилучшей степени соответствует концепция интегрированного маркетинга, согласно которой и продукт, и потребитель могут и должны создаваться в одно и то же время. Потребитель (работодатель) должен получать рабочую силу для удовлетворения своих нужд, отвечающих его требованиям, потребностям его производства, а наемный работник - прилагать усилия к тому, чтобы подготовить и предоставить ему рабочую силу необходимого качества и количества.

Соответствующий маркетинговому подходу инфраструктурный комплекс должен обеспечивать условия, при которых на рынке труда формируются:

- динамичная рациональная структура занятости, соответствующая позитивным тенденциям экономического развития и оптимальной структуре хозяйства;

- многообразные и гибкие формы занятости, учитывающие потребности производства и личные интересы работников;

- рыночное равновесие спроса и предложения рабочей силы на основе установления равновесной цены рабочей силы, соответствующей ее реальной стоимости;

- сбалансированность рабочих мест и рабочей силы на основе рационального территориально-отраслевого и профессионально-квалификационного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, регулирования миграционных и демографических процессов;

- эффективная система оплаты труда, в полной мере реализующая свою воспроиз-

водственную, регулирующую и стимулирующую функции;

- действенная экономическая и социальная мотивация труда, рассматриваемая в качестве средства обеспечения достойного уровня жизни и ведущей сферы самореализации личности;

- высокая конкурентоспособность рабочей силы, отвечающая по своим качественным характеристикам передовому уровню развития техники, технологии и организации производства на основе многопрофильной и профессиональной подготовки работников, развитой способности к перемене видов деятельности в соответствии со структурными изменениями экономики и конъюнктуры на рынке труда;

- качественные рабочие места, приближающиеся по уровню производительности, условиям и культуре труда к рабочим местам в развитых странах.

1. Лапшин В.Ю. Функционирование и развитие рынка труда в современных условиях России: проблема девиации. Тамбов, 2006.

2. История службы занятости // Служба занятости. 2005. № 1.

3. История службы занятости // Служба занято -сти. 2005. № 2.

4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.

5. Лапшина И.М., Лапшин В.Ю. Маркетинг рабочей силы: технологии позиционирования и трудоустройства молодых специалистов. Тамбов, 2009. С. 69-72.

6. Лапшина И.М., Лапшин В.Ю. Маркетинговое исследование процесса позиционирования выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина на региональном рынке труда // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7.

7. Лапшин В.Ю. Механизм функционирования рынка труда: проблема адаптации и необходимость государственного управления в современных условиях России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 5. С. 81-82.

Поступила в редакцию 19.03.2012 г.

UDC 332.122

GENESIS OF INFRASTRUCTURAL COMPLEX OF LABOR MARKET IN RUSSIA: FROM WORKING HOUSES TO WORKING POWER MARKETING SYSTEM

Vyacheslav Yuryevich LAPSHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Service and Tourism Department, e-mail: lapshin@tsu.tmb.ru

Irina Mikhailovna LAPSHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Personnel Management and Marketing Department, e-mail: trud@tsu.tmb.ru

The article discusses the main stages in the development of infrastructure of the labor market in Russia. The genesis of it since its inception in the early 20th century and the substantial transformation at the turn of the third millennium is studied. The article identifies the current trends and changes in the mechanism of infrastructural support of the labor market subjects, which consist in the fact that the basic institutions of the system, which is becoming more and more, must comply not only accounting and distribution functions, but also the promotion, positioning the labor force, i.e. use the entire marketing mix to optimize supply and demand. The systemic changes necessary to implement the marketing concept of labor in Russia and the initiation of progressive trends in the infrastructure complex social and labor sphere are determined.

Key words: subjects of labor market; infrastructure; development; transformation; marketing complex; marketing work power; maximizing in use of labor potential.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.