Научная статья на тему 'Инфраструктура межкультурного образовательного пространства школы'

Инфраструктура межкультурного образовательного пространства школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Р.В.

Статья посвящена обсуждению проблемы конструирования образовательного пространства средней общеобразовательной школы, которая, как доказывает автор, в современных условиях, все более ориентируется на культуротворческую функцию школьного образования. По мнению автора, это возможно осуществить посредством синтеза подходов, предполагающих психолого-педагогическое, культурологическое, философско-эстетическое осмысление данного феномена, итогом чего является организация образовательного процесса, в котором культура представлена не как отдельный предмет, а образовательное пространство, включающее комплекс сфер, направленных на стимулирование становления личности, способной к самостоятельному культурному творчеству. Новизна статьи заключается в проведении последовательного доказательства того, что инфраструктура образовательного пространства школы включает в себя области внутреннего и внешнего взаимодействия, учебной деятельности и межкультурных связей, а также духовности, которые способствуют становлению и развитию личности учеников, а также их интеграции в широкое межкультурное пространство. Ведущая мысль автора заключается в том, что условием жизнедеятельности современного образовательного пространства языковой школы является сохранение дихотомии, при которой представители разных групп сохраняют присущие им особенности, но в то же время объединяются в единое общество на равно значимых для них основаниях, в фундаменте которых находятся принятие социокультурного многообразия, позитивная социальная идентичность, толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура межкультурного образовательного пространства школы»

Инфраструктура межкультурного образовательного пространства школы

Никонов Руслан Викторович,

кандидат педагогических наук. директор, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка", rusnikonov@mail.ru

Статья посвящена обсуждению проблемы конструирования образовательного пространства средней общеобразовательной школы, которая, как доказывает автор, в современных условиях, все более ориентируется на культуротворческую функцию школьного образования. По мнению автора, это возможно осуществить посредством синтеза подходов, предполагающих психолого-педагогическое, культурологическое, фило-софско-эстетическое осмысление данного феномена, итогом чего является организация образовательного процесса, в котором культура представлена не как отдельный предмет, а образовательное пространство, включающее комплекс сфер, направленных на стимулирование становления личности, способной к самостоятельному культурному творчеству. Новизна статьи заключается в проведении последовательного доказательства того, что инфраструктура образовательного пространства школы включает в себя области внутреннего и внешнего взаимодействия, учебной деятельности и межкультурных связей, а также духовности, которые способствуют становлению и развитию личности учеников, а также их интеграции в широкое межкультурное пространство. Ведущая мысль автора заключается в том, что условием жизнедеятельности современного образовательного пространства языковой школы является сохранение дихотомии, при которой представители разных групп сохраняют присущие им особенности, но в то же время объединяются в единое общество на равно значимых для них основаниях, в фундаменте которых находятся принятие социокультурного многообразия, позитивная социальная идентичность, толерантность.

Ключевые слова: школьное образование, образовательное пространство, общеобразовательная школа, межкультурное пространство, становление личности, толерантность.

Введение. Актуальной задачей современного общего образования является формирование условий, максимально способствующих воспитанию личности, готовой вести продуктивное взаимодействие с иными культурами и их представителями, проводить обмен культурными ценностями, уметь транслировать смыслы культуры. Решению этой задачи должно способствовать совершенствование образовательного пространства, в котором проходит процесс взаимодействия различных культур. Перспективной формой образовательного учреждения, на площадке которого возможно выполнение этих задач, является языковая школа, выполняющая роль центра диалога культур. Здесь особенно востребован поиск моделей, адекватных требованиям, предъявляемым к учреждениям образования, нацеленным на формирование межкультурной компетентности учащихся. Таким образом, в современных условиях значимым является проведение целенаправленного конструирования образовательной среды языковой школы, нацеленной на формирование углубленных знаний предмета в условиях интенсификации межкультурного взаимодействия.

Степень исследованности. Данное направление подверглось изучению в исследованиях С. Бонды-ревой [1], А. П. Валицкой [2], С. Гершунского [3], В. Гинецинского [4], А. В. Жукова [5], Н. Б. Крыловой [9], Б. Серикова [11], В. Слободчикова [12], И. Фру-мина [15], Б. Эльконина [16], которые считают, что образовательным пространством является территория, связанная с образовательными процессами, протекающими в ее границах. Таким образом, можно заключить, что образовательное пространство языковой школы представляет собой совокупность взаимодействующих с педагогами и учащимися внутришкольных образовательных пространств.

Методология исследования образовательного пространства базируется на результатах исследований Н. Б. Крыловой [9] и А. П. Валицкой [2]. Например, согласно заключениям Н. Б. Крыловой, школьное образовательное пространство должно обеспечивать отношение учащегося и учителя как к школе, так и к процессу обучения в ней [9, с. 51]. Оно, согласно этому автору, должно быть нацелено на формирование стилей и типов учебной деятельности педагогов и учащихся, должно формировать мотивацию их обучения, межличностного

взаимодействия, культурных практик. По мнению А. П. Валицкой, школа является особым многомерным пространством, где поселилось детство, где оно живет в зданиях, интерьерах классов, коридоров, лестничных маршей и залов [2]. Все это создает специфический мир школы, замкнутый на учащихся и педагогах и открытый в окружающую социальную среду, то есть пространство города, страны.

Обсуждение. Опираясь на методологию вышеупомянутых авторов, на базе средней общеобразовательной школы № 49 г. Читы, мы предприняли попытку создать особую микросреду, объединяющую детей и учителей, для которой характерны следующие качества: творческий подход к обучению и воспитанию, возможность вносить коррективы в содержание и организацию учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общей культуры, интеллигентность; поликультурность, в т.ч. общение на разных языках; доброжелательное отношение к людям, способность положительно влиять на духовное и нравственное состояние и развитие личности. Межкультурное образовательное пространство школы призвано благоприятствовать развитию культуры находящихся в ней участников образовательного процесса. Одна из составляющих обшей культуры - культура внутриш-кольная. Через нее создается имидж школы [3].

Оформление пространства школы должно соответствовать запросам и потребностям ученика, должно стимулировать развитие его творческих способностей. Одним из таких запросов является потребность учащихся в создании и функционировании предметно-эстетической среды, формирующей отношение к школе как к «своему» жизненному пространству. К функциям, выполняемым таким пространством, относятся способность будоражить воображение за счет изящества и чистоты форм, художественного совершенства, «шлифовать» чувства и «чеканить» вкус, формировать у детей вкус к выбору и преобразованиям условий их жизни. Поэтому образовательная организация стремится сформировать свое жизненное пространство учащихся так, чтобы способствовать трансформации его в языковое, межкультурное образовательное пространство общеобразовательной школы. Задачей является формирование такой пространственной модели, которая была бы способна обеспечить педагогов, учащихся и родителей ясным видением образа школы, давать представление о том, какие воспитательные функции выполняет каждый элемент этого пространства [5, с. 95].

Внутришкольная культура формирует коллективное чувство ответственности за качество работы, за ее конечные результаты. Это довольно сложная система, включающая в себя целый ряд подсистем: взгляд на ребенка и отношение к нему; понятие о миссии и предназначении школы; систему поведения педагогов; систему управления учебным учреждением; систему отношений участников образовательного процесса к уроку; понимание и трактовка роли учителя и ученика в учеб-

ном процессе; идеология воспитания; модель выпускника. Внутришкольная культура - выражение ценностей, преобладающих в школе [12, с. 201].

Проектирование культурной среды школы является приоритетным направлением в нашей деятельности. Решение этой сложной задачи возможно через разрешение целого ряда противоречий, возникающих между участниками образовательного процесса: нередко остается неясной общая цель работы; у части педагогов нет достаточных навыков внутренней культуры, педагогического и учебного общения; могут существовать большие различия между оценкой и самооценкой участников процесса [15, с. 12]. Думается, что в решении этого круга проблем большую роль может сыграть следование старым и создание новых школьных традиций как условие идентификации участников образовательного процесса со школой («Я горжусь школой, в которой учусь (работаю) - я горжусь собой»). Кроме того, следование добрым традициям обеспечивает связь времен, поколений, а, следовательно, обеспечивает приобщение к культуре. Среди таких традиций можно отметить, например, погружения в культуру [5, с. 90]. Смысл культурологического погружения как технологии - в углубленном изучении культуры разных стран, времен и народов, в осмыслении, в «проживании» исторической эпохи изнутри, в ощущении периода всеми каналами восприятия - визуальным, аудиальным, кинестетическим. В создании же информационного пространства особая роль принадлежит библио-течно-информационному центру. Спецификой библиотеки школы является то, что она одновременно должна выполнять функции и собственно учебной, и специальной, отвечающей характеру научно-исследовательской деятельности. Библиотека должна осуществлять набор, анализ и создание базы данных научно-методической информации, направленной на развитие школы. Ведущей функцией библиотеки является формирование единого информационного пространства, которое обеспечивает условия поиска и сбора информации и гарантирует всем участникам образовательного процесса свободный доступ к знаниям [13].

Информационная деятельность библиотеки включает в себя следующие компоненты: 1) комфортная библиотечная среда, оптимальная организация библиотечного пространства; 2) библиотечные исследования - систематическое изучение спроса пользователей; 3) библиотечные информационные ресурсы (различные виды носителей): бумажные, видео-, аудио-, компьютерные; 4) информационная культура работников библиотеки; 5) библиотечные информационные услуги; 6) продвижение образовательно-информационных возможностей [11].

В формировании информационной культуры учащихся библиотека может играть одну из ведущих ролей, так как чтение по-прежнему является основополагающим элементом культуры в мире разнообразных средств массовой информации. Детская информационная культура - это особая субкультура, имеющая свою специфику, связан-

ную с самой природой детства. Адаптация в постоянно меняющемся мире требует самосознания и творчества, способности к непрерывному саморазвитию. Наличие информационной культуры облегчит ребенку процесс обучения и адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Таким образом, постоянное развитие библиотеки, систематическое пополнение книжного фонда литературой, обеспечивающей потребности научно-исследовательской деятельности и развития внутренней культуры участников образовательного процесса, является одним из самых существенных условий развития гимназии и создания творческой образовательной среды. Пополнение книжного фонда необходимо вести с учетом ориентации школы на гимназическое образование, которое предусматривает углубленное изучение точных и естественных наук, введение предметов логики, философии, культурологии. Пополнение книжного фонда и подписная политика должны идти по следующим направлениям: 1) научные журналы; 2) литературные издания в области культурологи, философии, истории и географии (в том числе зарубежных стран); 3) современные издания и учебники по экономике, логике, риторике; 4) энциклопедические издания; 5) литература на иностранных языках; 6) электронные средства обучения, медиатека.

Значимым компонентом внутреннего пространства школы должны стать так называемые «зоны развития»: кабинет врача, стоматологический кабинет, кабинет охраны зрения, кабинет психологической службы, комната психологической разгрузки, зал для занятий кинезитерапией и суставной гимнастикой, библиотека и читальный зал, английский холл, картинная галерея, столовая и буфет, актовый зал, мастерские детских творческих объединений. Учитывая ограниченность помещений школы, необходимо так спланировать «зоны развития», чтобы можно было максимально обеспечить их многофункциональное использование. Говоря о внутришкольном пространстве как о предметно-эстетической среде образовательной организации, необходимо учитывать педагогическую целесообразность компонентов школьной среды. К таким компонентам, обладающим воспитательной функцией, относят не только внешний вид здания, обстановку вестибюля, двора, классов, но и манеру учителей одеваться, да и все, с чем сталкиваются ученики ежедневно.

Начнем со школьного двора. Здесь начинает складываться эстетический образа школы, который сформирован общением с природой, имеющей важное значение для духовного развития ребенка. Поэтому вокруг школьного здания посажено много кустов и деревьев [5, с. 54]. Здесь на зеленых лужайках дети могут отдохнуть и расслабиться. Рядом располагаются игровые и спортивные площадки, где каждый учащийся имеет возможность для занятий спортом и подвижными играми. Школьные вывески на русском и английском языках заметны издалека, и центральная надпись приглашает в школу: «Welcome!». Вывески

оформлены в приятных голубых тонах, а символ школы (ее логотип) свидетельствует о языковом профиле школы [16].

Школьное здание просторное и состоит из трех помещений: основного здания, старой и новой пристроек. Среда нашей образовательной организации позволяет сосуществовать взрослым и детям. У нас есть вестибюль под названием «Площадь культур». Детям необходимо свободное пространство, чтобы встретиться, привести себя в порядок, здесь они играют, ожидают, радуются встречам. Данный проект появился благодаря воплощению дизайнерской идеи соединения трех культур: русской, английской и французской. Формирование особых пространств, связанных с презентацией этих различных культур и языковых зон, имеет целью организовать оптимальное проведение школьных перемен не только для отдыха, но и для воспитания. Основой этого разделения является планирование с учетом индивидуально-психологических, физиологических и ситуативных потребностей учащихся. Для этого многочисленные школьные помещения и площадки, среди которых ребенок должен хорошо ориентироваться, подписываются английским языком. Здесь же размещаются указатели со стрелками. Также на стенах коридоров и классов располагаются афоризмы, пословицы и поговорки, которые дают советы, например: лучше позже, чем никогда. Именно так у детей, которые обладают высокой чувствительностью к объему и пространственной геометрии, вызываются неожиданные ощущения, чем повышается интерес к событиям, происходящим в школе. Эту же цель преследует игра с цветом, который создает специфический климат в школе. Каждый уголок в школе имеет свое «лицо» и индивидуальность, для чего всем помещениям, холлам, коридорам, кабинетам, учительской заданы свои темы оформления: «Биг Бэн», «Почетный караул», «красный двухэтажный автобус», «уличные фонари».

Разработаны стилизованные предметы декора: камин в «Читальне», замки и бутафория "Хогварт-са". Особое место занимают национальные темы, такие как оформление в стиле столиц России, Англии и Франции [15].

Таким образом, предметно-эстетическая среда обладает значительным потенциалом воспитания, куда входят возможности этой среды, формируемой мероприятиями, во время которых намечается профессиональное становление учащегося; культурный, накапливается культурный багаж ребенка за счет взаимодействия с ВУЗами региона и России, а также за счет участия в международных конкурсах, таких как FLEX, Британский Бульдог, Золотое Руно, за счет независимого внешнего аудита знаний по английскому языку через международные экзамены TOEIC, TOEFL, IELTS.). Также этому способствует участие школьников в научно-практических конференциях муниципального, регионального и федерального уровней, участие администрации школы и учителей в ежегодной онлайн- конференции «Управленческая весна», ор-

ганизация и проведение муниципального фонетического конкурса на иностранных языках. Большое значение имеет проведение стажировочных площадок для учителей Забайкальского края, Алтайского края, Иркутской области, республики Бурятия, Хабаровского края [16].

Кроме этого, формирование предметно-эстетической среды общеобразовательной школы должно дополняться совокупностью, которую представляют собой дизайнерские решения в отношении расположения предметов, сопровождающих повседневную жизнь коллектива, таких как картины, фотографии, различные детали интерьера, находящиеся в фойе, в британском холле, в библиотечной зоне, в учительской; в отношении расположения символов школы, различных детских объединений и клубов (РДШ, Родничок), эмблем проектов школы ("Межкультурное образовательное пространство школы», «Сетевое межкультурное образовательное пространство школы»). Сюда же входят средства визуальной информации, расположенные в школе, аксессуары различных праздничных событий, оформление актового зала к разным праздникам.

Таким образом, моделирование образовательного пространства школы позволяет нам определить ее уклад, который, по определению Н. Б. Крыловой, является важнейшим показателем качества образовательной деятельности. Это отличает нашу школу от иных образовательных учреждений, так как наряду с универсальными критериями мы учитываем специфические, характерные только для нашей школы показатели. К ним относятся особенности стиля взаимодействия учителей и учеников, духовная основа их взаимоотношений, набор содержательных событий школьной жизни, характеристика среды, культурных и нравственных традиций, внутренних организационных норм и правил, специфики взаимодействия между родителями, местным социумом и школой. Характеризующий школьную жизнь МОУ СОШ № 49 г. Читы уклад сформирован общими усилиями разных групп людей. В результате их деятельности произошла со-организация таких элементов учебно-воспитательного процесса, задавшая специфику жизнедеятельности указанного сообщества. Включение ученика в это сообщество способствует восприятию им ряда видов деятельности и практик, но главное - это влечет восприятие особой системы ценностей, которые приобретают устойчивый характер и в результате становятся жизненной позицией. Принятие или непринятие формируемых школой ценностей неизбежно влечет за собой изменение в качестве жизни школы, так как те ученики, которые принимают их и имеют высокий уровень мотивации, существенно влияют на школьные показатели качества.

Помимо рассмотренного нами внутреннего пространства, на развитие внутришкольной жизни влияет также и внешнее образовательное пространство школы, непосредственно связанное с окружающей школу средой. Внешний социум оказывает существенное влияние на направленность

развития школы, на ее деятельность, определяет границы возможностей. Как пишет А. М. Моисеев [10], «социум создает, учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, дает оценку ее деятельности; социум, ситуация в нем всегда образует некий общий социальный фон жизнедеятельности школы (более или менее благоприятный для этой жизнедеятельности), в том числе то, что в отечественной психологии получило наименование «социальная ситуация развития ребенка»; социальная среда всегда имеет определенные ожидания от школы, становится источником требований к ней, формирует и предъявляет школе социальный заказ на образование; социальная среда выступает источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов; в социуме школа может найти контрагентов и партнеров, необходимых для решения ее задач, «потребителей» ее продукции - выпускников, получивших образование; современная внешняя среда школы конкурентна, в ней представлены различные организации, конкурирующие со школой; социальная среда порождает факторы, действующие на школу дестабилизирующе и негативно». Внешнее пространство школы создается группами клиентов, заказчиков, потребителей, пользователей, поставщиков ресурсов (меценатов, спонсоров, инвесторов), создателями мнения, партнерами, конкурентами, то есть любыми людьми группами, организациями, требующими внимания.

Таким образом, инфраструктура образовательного пространства школы, представляет собой комплекс внешних и внутренних переменных, среди которых выделяются региональные особенности экономики, культуры, социального устройства, особенности семейной жизни, этнического состава территорий, направляющих ее развитие [8, с. 93]. Однако важно, что на региональном уровне востребованы школы, обладающие собственным имиджем и оригинальными образовательными программами, отличающимися от других укладом и традициями.

Поэтому для организации образовательного пространства школы важно учитывать не только содержание, активность и функциональную нагрузку формальных пространственных структур, но и их содержание, формирующее культурное и духовное пространство школы. Под культурным пространством понимается особая «питательная среда», являющаяся источником знаний о региональной истории, судьбе замечательных людей, о легендах и преданиях, в совокупности открывающих путь к мировой истории. В этом случае школа выполняет функцию упорядочения корпуса многочисленных знаний и сведений, превращения этой информации в знание, организованное в соответствии с критериями смысла, подлинности, ценности. Под духовным пространством школы понимается сфера высших ценностей учащихся и педагогов, объединенных стремлением к поиску ответов на самые важные вопросы о том, кем мы являем-

ся, в какие идеалы мы верим, к чему нам необходимо стремиться. Именно это пространство открывает школьные двери во внешний социум и культуру. Оно добывается совместными усилиями и направляется в соответствии с учебным планом на каждого учащегося с учетом его возраста и тематических интересов. Именно организация этого пространства позволяет школе формировать умение школьников не только пользоваться современными технологиями, позволяющими осуществлять сбор разнообразной информации, но и сознательно и ответственно анализировать ее, формируя собственное представление о своем месте в этом мире1.

Таким образом, проведенный анализ инфраструктуры образовательного пространства средней общеобразовательной языковой школы показывает, что одной из важнейших задач современного образования является организация пространственной сферы, которая была бы ориентирована на стимулирование такого становления личности учащегося, которое бы соответствовало не только его познавательным возможностям, но и модели и образу мира, особенностям его личности.

Выводы:

1. Современный уровень развития образования требует организации образовательного процесса, ориентированного на культуротворческую функцию школьного образования. Это возможно осуществить посредством синтеза подходов, предполагающих психолого-педагогическое, культурологическое, философско-эстетическое осмысление данного феномена, итогом чего является организация образовательного процесса, в котором культура представлена не как отдельный предмет, а образовательное пространство, включающее комплекс сфер, направленных на стимулирование становления личности, способной к самостоятельному культурному творчеству.

2. Конструирование образовательного пространства школы должно ориентироваться на ценностные запросы личности ученика и педагога, родителей и общественности, а также быть связанным с возрастными особенностями и этапами образовательной деятельности, определяться специфическими образами мира, характерными для обучающихся различных возрастов. Инфраструктура образовательного пространства школы включает в себя области внутреннего и внешнего взаимодействия учебной деятельности и межкультурных связей, а также духовности, которые способствуют становлению и развитию личности учеников, а также их интеграции в широкое межкультурное пространство.

3. Условием жизнедеятельности современного образовательного пространства языковой школы является сохранение дихотомии, при которой представители разных социальных и этнических групп сохраняют свои, присущие только им осо-

1 Валицкая А. П.. Новая школа России: культуротворче-ская модель: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 146 с.

бенности, но в то же время объединяются в единое общество на равно значимых для них основаниях, в фундаменте которых находятся признание и принятие социокультурного многообразия, позитивная социальная и гражданская идентичность, развитая толерантность.

Литература

1. Бондырева С. К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве Содружества Независимых Государств // Мир образования - образование в мире. 2001. № 2. С. 3-22.

2. Валицкая А. П., Антонова О. А., Жигалко Е. А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 32 с.

3. Гершунский Б. С. Теоретико-методологические и прикладные проблемы развития единой системы непрерывного образования: В 2-х т. М., 1990. Т. 1-2. С. 132

4. Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии: учебное пособие. СПб., 1997. 356 с.

5. Жуков А. В., Жукова А. А., Власова К. Е. Возрождение национальной культуры и процессы миграции среди немцев в Забайкальском крае//Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 87-96.

6. Жуков А. В., Жукова А. А. Причины и факторы возникновения и распространения мифологических образов Китая у населения Забайкалья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-1(41). С. 54-58.

7. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3. С. 27-33.

8. Конасова Н. А. Социально-педагогический потенциал образования и оценка его результативности // Народное образование. 2010. № 9. С. 93-103.

9. Крылова Н. Б. Школьный уклад - какое качество образования мы создаем? // Народное образование. 2010. № 6. С. 33-37.

10. Моисеев А. М. «Стратегическое управление на основе анализа внешней среды» // Народное образование. 2010. № 9. С. 120-131.

11. Сериков Б. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 11-13.

12. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. Вып. 7. С. 183.

13. Социокультурная среда Забайкалья. Забайкальские казаки и их потомки: учеб. Пособие / А. В. Жуков А. В., И. Г. Пешков . -Чита: ЗабГУ, 2014. -175 с.

14. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования / Бушуева Е. С., А. В. Жуков. Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.

15. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 12-14.

16. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. 289 с. С. 61.

17. Zhukov A.V., Zhukova A.A. Methodological Features of Study and Development of «Ethnic Cultures» Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 5. С. 1321-1330.

Infrastructure of the school's intercultural educational space Nikonov R.V.

High comprehensive school No. 49 with profound studying of English

Article is devoted to condemnation of a problem of designing of educational space of high comprehensive school which as proves the author, in modern conditions, more and more is guided by culture-making function of school education. According to the author, it is possible to carry out it by means of synthesis of the approaches assuming psychology and pedagogical, cultural logical, philosophical and esthetic judgment of this phenomenon, a result of what is the organization of educational process in which culture is presented not as a separate subject, and the educational space including a complex of the spheres directed to stimulation of formation of the personality capable to independent cultural creativity. The novelty of article consists in carrying out the consecutive proof that infrastructure of educational space of school includes areas of internal and external interaction, educational activity and cross-cultural communications and also spirituality which contribute to formation and personal development of pupils and also their integration about wide cross-cultural space. The keynote of the author is that a condition of activity of modern educational space of language school is preservation of a dichotomy at which representatives of different groups keep features inherent in them, but at the same time unite in uniform society on the bases, equally significant for them, in which base are adoption of sociocultural variety, positive social identity, tolerance. Keywords: school education, educational space, comprehensive school, cross-cultural space, formation of the personality, tolerance.

References

1. Bondyreva S. K. The development of psychological and pedagogical interaction in the educational space of the Commonwealth of Independent States // World of education -education in the world. 2001. № 2. S. 3-22.

2. Valitskaya A.P., Antonova O.A., Zhigalko E.A. A lesson as a

cultural event. Scenarios: a teaching aid. SPb .: Publishing House of the RSU. A.I. Herzen, 2006. 32 p.

3. Gershunsky B. S. Theoretical-methodological and applied problems of development of a unified system of continuous education: In 2 tons. M., 1990. V. 1-2. Pp. 132

4. Ginetsinsky V.I. The propaedeutic course of general psychology:

study guide. SPb., 1997. 356 p.

5. Zhukov A.V., Zhukova A.A., Vlasova K.E. Revival of the national

culture and migration processes among the Germans in the Trans-Baikal Territory // Izvestiya Irkutsk gos. un-that. Ser. Political science. Religious studies. 2015. T. 11. S. 87-96.

6. Zhukov A.V., Zhukova A.A. The causes and factors of the emergence and spread of the mythological images of China among the population of Transbaikalia // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2014. № 3-1 (41). Pp. 54-58.

7. Zhukov A.V. Formation of the religious-mythological worldview

and myths about religiosity // Herald of the Chita State University. 2010. No. 3. P. 27-33.

8. Konasova N. A. Social and pedagogical potential of education

and evaluation of its effectiveness // Public Education. 2010. No. 9. P. 93-103.

9. Krylova N. B. Schooling — what quality of education do we create? // Public education. 2010. No. 6. P. 33-37.

10. Moiseev A. M. "Strategic management on the basis of the analysis of the external environment" // Public Education. 2010. No. 9. P. 120-131.

11. Serikov B.V. Personality-oriented education // Pedagogy. 1994. № 5. S. 11-13.

12. Slobodchikov V. I. Educational environment: the realization of the goals of education in the cultural space // New values of education. M., 1997. Issue. 7. P. 183.

13. Sociocultural environment of Transbaikalia. Transbaikalian Cossacks and their descendants: studies. Manual / A. V. Zhukov A. V., I. G. Peshkov. -Chita: ZabGU, 2014. -175 p.

14. The socio-cultural environment of Transbaikalia: the specifics of the formation / Bushueva E. S., A. V. Zhukov. Chita: ZabGU, 2012. 170 p.

15. Frumin I.D., Elkonin B.D. Educational space as a developmental space // Questions of psychology. 1993. № 1. S. 12-14.

16. Elkonin B.D. Introduction to developmental psychology. M., 1994. 289 p. P. 61.

17. Zhukov A.V., Zhukova A.A. Ethnic Cultures Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Vol. 11. No. 5. P. 13211330.

О ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.