Научная статья на тему 'Особенности социокультурной динамики в межкультурном образовательном пространстве'

Особенности социокультурной динамики в межкультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

Статья посвящена анализу процессов трансформации в сфере образования, которые приводят к осознанию того, что человек должен быть готовым к построению диалога с представителями других культур в условиях интенсивных культурных трансформаций. Как показывает содержание статьи, у учащихся появляется необходимость формирования навыков и умений межкультурной ориентации, что становится фактором общественной интеграции и стабилизации. Автор доказывает, что ведущая роль в этом принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации учащихся в рамках общего образования, которое становится системой межкультурного образования, способной обеспечить подготовку каждого субъекта образования. В статье приводятся аргументы в пользу обоснования того, что задачей межкультурного образовательного пространства должна стать социализация личности, которая проявляется, как способность определять границы между интерсубъективным жизненным миром ребенка и другими жизненными мирами. Результатом выполнения этой задачи должно быть возникновение синергетического эффекта, сопровождающего выходом особой энергийности, рождением новых значений, реализации готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению. Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства, являются развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры, как особого бесконечного мира возможных перевоплощений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социокультурной динамики в межкультурном образовательном пространстве»

Особенности социокультурной динамики в межкультурном образовательном пространстве

Никонов Руслан Викторович,

кандидат педагогических наук, директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка", rusnikonov@mail.ru

Статья посвящена анализу процессов трансформации в сфере образования, которые приводят к осознанию того, что человек должен быть готовым к построению диалога с представителями других культур в условиях интенсивных культурных трансформаций. Как показывает содержание статьи, у учащихся появляется необходимость формирования навыков и умений межкультурной ориентации, что становится фактором общественной интеграции и стабилизации. Автор доказывает, что ведущая роль в этом принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации учащихся в рамках общего образования, которое становится системой межкультурного образования, способной обеспечить подготовку каждого субъекта образования. В статье приводятся аргументы в пользу обоснования того, что задачей межкультурного образовательного пространства должна стать социализация личности, которая проявляется, как способность определять границы между интерсубъективным жизненным миром ребенка и другими жизненными мирами. Результатом выполнения этой задачи должно быть возникновение синергетического эффекта, сопровождающего выходом особой энергийности, рождением новых значений, реализации готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению. Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства, являются развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры, как особого бесконечного мира возможных перевоплощений.

Ключевые слова. Межкультурное образовательное пространство, диалог культур, культурные трансформации, межкультурная ориентация, общее образование, социализация личности.

На протяжении последних десятилетий современный мир становится пространством активизирующегося взаимодействия различных культур, которые в связи с глобальными изменениями мирового культурного пространства все более сближаются посредством формирования контактов в самых разных сферах деятельности [7]. Человек, который является неотъемлемым элементом современного культурного пространства, также вынужден соответствовать требованиям геоэкономической и геокультурной ситуации, которые вынуждают его выработке умения сосуществовать с другими представителями этого пространства. Это означает, что он должен быть готовым к построению эффективного и взаимовыгодного диалога с представителями других народов и культур в условиях интенсивных культурных трансформаций [8].

Поэтому у педагогической науки появляется необходимость решения проблемы формирования у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Непосредственной задачей современных учреждений образования в условиях интенсивной социо-культурной динамики становится обеспечение навыков и умений межкультурной ориентации и видения мира. Успешное выполнение этой задачи может стать существенным фактором, влияющим на процессы общественной интеграции и стабилизации. Этому должно способствовать переосмысление принципов межкультурного взаимодействия конкретных субъектов образовательного процесса, проявляющееся как переход от традиционных образовательно-коммуникативных практик к поиску инновационных решений, что ведет к изменению организации и управления пространством образовательной организации [5, с. 54].

Современные новации в области педагогической науки нацеливают исследователей и педагогов на осмысление создания педагогических условий, в которых наиболее эффективно происходит освоение культуры и развитие личности. Влияние культуры на становление личности рассматривается в различных концепциях образования, среди которых наиболее выделяется роль концепции, авторами одной из которой являются М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов, разработавшие идею образования, как диалога культур. Автором культурологической концепции образования являются Е. В. Бондаревская, а также Н. Б. Крылова, проанализировавшая тему культурных ценностей

со ^

0

сч

01

в образовании и др. В приведенных концепциях человек выступает в качестве уникального мира культуры, который находится в процессе взаимодействия с другими людьми, представляющими отдельные миры культуры. Это взаимодействие помогает людям творить себя посредством изменения себя и воздействия на других. Ведущая роль при этом принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации и интеграции учащихся в рамках системы общего образования.

Для успешного развития межкультурного взаимодействия необходимо достижение гармонии в отношениях между представителями различных этнических групп, обучающихся в стенах образовательного учреждения, основой чего является реализация таких принципов, как терпимость, взаимопонимание, сотрудничество и дружба. Поэтому, содержанием образования в рамках конкретного региона должно стать культурное разнообразие всего регионального сообщества во всей полноте историко-культурных и образовательных смыслов, включая деятельность представительных региональных образовательных организаций. Это создает возможность для обоснования понятия «межкультурного образовательного пространства», являющегося одним из видов образовательного пространства, но характеризующегося неразрывной множественностью форм, в рамках которых развиваются разнообразные индивидуальные образовательные возможности. Термин «межкультурное образовательное пространство» (МКОП) означает образовательную среду, которая насыщена информацией, нацеленной на воспитание культурных ценностей.

Целью межкультурного образовательного пространства является способствование культурному развитию и самоопределению учащихся посредством имеющихся в его структуре информационных и педагогических средств. Ведущую роль среди них играет поликультурность, формирующая систему координат МКОП образовательной организации (ОО), таких как границы вариативности, степени и форм интеграции, характера сетевого взаимодействия между субъектами и институтами МКОП [3]. Базовые координаты МКОП ОО определяются наличием как минимум двух полюсов, так как в каждом регионе Российский Федерации происходит взаимодействие как минимум двух культур - русской, как части мировой и местной. Отсюда можно сделать вывод о том, что МКОП ОО является особым образом организованной системой образования, функционирующей на территориях, характеризующихся разнообразием различных проживающих на них этнических групп и культурных сред обитания.

Принципы работы этой системы заключаются в синтезе трех интеграционных процессов: во-первых, включая интеграцию, в которой участвуют диверсифицированные акты обучения и результатом которой является возникновение образовательных событий; во-вторых, интеграцию, в которой участвуют дифференцированные технологии и образовательные программы, результатом которой будет возник-

новение когнитивной педагогической системы, синтезирующие новационное и традиционное содержание; в-третьих, интеграцию, в которую вовлечены образовательные организации вступающие во взаимодействие с организационно-педагогическими, локальными, муниципальными, региональными, открытыми и закрытыми, центрированными и нецентриро-ванными, административно-иерархичными и инициативно-координационными системами, находящими на различными уровнях структуры межкультурного пространства.

В результате слаженной работы указанных интеграционных процессов формируется система межкультурного образования, которая способна как содержательно, так и технологически обеспечить подготовку каждого субъекта образования. Межкультурное образование нацелено на то, что способствовать осознанию того, какие социальные и культурные перемены происходят в обществе; способствовать осознанию того, какие межгрупповые и внутригрупповые различия существуют в рамках регионального межкультурного образовательного пространства, что, в свою очередь, должно способствовать достижению лучшего понимания между ними; способствовать достижению улучшения качества взаимодействия различных групп, а также учеников в рамках отдельных групп путем вовлечения их в процессы общения между различными культурными группами и обучения основам различных культур; способствовать улучшению взаимопонимания между различными группами учеников, являющихся представителями разных культур, что будет способствовать развитию навыков общения среди окружающего культурного разнообразия.

Важной задачей межкультурного пространства, таким образом, является социализация личности, которая в данном случае проявляется, как способность определять границы между интерсубъективным жизненным миром ребенка и другими жизненными мирами. По сути это является определением смыслов личности ребенка, что формирует особое пространство его внутренней культуры, находящейся во взаимодействии, взаимосогласовании и взаимопроникновении с окружающими его интенциями на личностном уровне. Результатом выполнения этой задачи должно стать возникновение синергетического эффекта, сопровождающего выходом особой энергийности, рождением новых значений, реализации готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению.

Таким образом, концептуальной задачей межкультурного образовательного пространства ОО в этих условиях становится определение ценностно-ориентированного вектора развития и выбор моделей взаимодействия его участников. Развитие МКОП находит свое отражение в разных типах коммуникативных практик, описанных в теоретических исследованиях и реализуемых на практике с целью разрешения конкретных проблем, возникающих на стыке разных культур [1]. Процессы, рас-

сматриваемые в ракурсе управления МКОП, делятся на основные составляющие этого взаимодействия и на механизмы и принципы коммуникаций. Это позволяет выстроить модель формирования и развития МКОП.

Учащиеся школы, проходя свой индивидуальный маршрут в областях и сферах отношений, связей, взаимодействия, образовательной деятельности, должны научиться работать, учиться и переучиваться средствами разноуровнего обучения, критического мышления, проблемного обучения и другими педагогическими технологиями, что приводит к их успешной адаптации в обществе. Особенности социокультурной динамики МКОПа образовательной организации по социализации личности целесообразно представить качеством условий, процессов и результатов социализации в конкретной школе.

При описании качества условий процесса социализации в педагогической системе, определяющей личностную и социальную идентичность личности средствами образования языковой школы в качестве межкультурного общеобразовательного пространства представим систему педагогического производства МБОУ «СОШ № 49»,

На представленной ниже схеме отображается структура межкультурного пространства МБОУ «СОШ № 49», включающая области, сферы, функции межкультурного пространства, а также формы управления и фазы управления МКОП ОО.

Схема 1. Организация межкультурного пространства школы и управление его развитием

По нашему мнению, данная модель позволяет сформулировать предпочтительную стратегию развития ОО при различных условиях. Сильной стороной моделирования является возможность выбрать наиболее эффективную стратегию при изменении параметров. Упомянутая стратегия включает механизм диагностирования характеристик и коммуникативных возможностей межкультурного образовательного пространства, а также последующее введение этих базовых элементов и их характеристик в модель, что в дальнейшем дает возможность проводить деятельность, направленную на организацию позитивного взаимодействия с возможностью целенаправленно приме-

нять передовые технологии, рассчитанные на условия интенсивных социокультурных изменений [10].

В представленной схеме рассматривается область взаимодействия, которая представляется посредством проекции на сферу учебных коммуникаций, где она проявляется через практики формирования и развития коммуникативных способностей учащегося. Также и область учебной деятельности рассматривается в ее проекции в такие области, как международное учебное сотрудничество и межличностные коммуникации, где она выступает посредством образовательных программ образовательной организации и механизмов ее реализации. Еще одной областью представляется сфера, в которой проходят межкультурные коммуникации, которая рассматривается в качестве механизма обеспечивающего мотивации учащегося, направляющие его на освоение процесса межкультурного образования. Как показывает схема, межкультурное взаимодействие в рамках МКОП ОО проходит с помощью форм и фаз управления, дифференцирующих его по разным уровням.

Качество условий организации процесса социализации в образовательной организации представлено в табл.1:

Таблица 1

Показатели Пояснения к показателю

1.Нормативно -правовое обеспечение 1. Устав МБОУ СОШ № 49 - на сайте школы 2. Образовательные программы I, II, III уровней обучения - на сайте школы 3. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения: 4. Наличие сетевого взаимодействия 5. Социально-педагогический паспорт МБОУ СОШ № 49 6.Программа развития МБОУ СОШ № 49 7. Протоколы родительских собраний

2. Методическое обеспечение процесса социализации 1.Методический фонд: 1.1. Научные статьи 1.2. Методические пособия 1.3. Интернет-публикации 1.4. Авторефераты диссертаций 1.5. Методические разработки 2. Системность в проведении ознакомления педагогов с методическими материалами 2.1. Темы педагогических советов 2.2. Темы совещаний учителей 2.3. Темы собраний коллектива организации 2.4. Темы стажировочных площадок 2.5. Темы научно-методического совета 2.6. Темы методических объединений

3. Материально-техническое обеспечение успешной социализации личности 1. Акт инвентаризации технических средств и оборудования школы 2. Акт инвентаризации русской библиотеки 3. Акт инвентаризации английской библиотеки 4. Использование электронных образовательных ресурсов школы

4. Кадровое обеспечение 1. Список работников, отвечающих за успешную социализацию личности согласно своему функционалу, уровень квалификации 2. Функционал представленных работников 3. План-график повышения квалификации работников школы

5. Социальное партнерство 1. Матрица и каналы коммуникаций школы 2.План мероприятий по улучшению качества подготовки выпускников 3.Взаимодействие школы с организациями-партнерами 4. Договора с социальными партнерами

со

1

0

сч

01

Качество процесса организации процесса социализации в образовательной организации представлено в табл. 2:

Таблица 2

Качество процесса организации процесса социализации в школе

1. Управ ление процессом социализации в образовательной организации

Показатели

2. Уровень организации внеурочной деятельности учащихся

3. Деятельность детской организации

4. Деятельность ученического самоуправления

5. Инновационная деятельность в процессе социализации

Пояснения к показателю

1. Система управления процессом социализации:

1.1. Миссия школы

1.2.Концепция СМК 1.3.Обоснование программы СМК

1.4.Реализация программы СМК

1.5.Управление процессами социализации

2.1. Схема управления школой

2.2. Схема управления школой на уровне руководства на основе применения СМК

2.3.Схема управления учебным процессом

2.4.Схема управления воспитательным процессом

2.5.Схема управления качеством образования на уровне английской школы

2.6. Схема звеньев процесса управления

2.9. Реестр типовых процессов и видов деятельности ОУ

2.10. Спецификация учебного процесса

2.11. Спецификация научно-методического процесса

2.12. Параметры СМК

2.13. Свойства Аудита

2.14. Описание отчетов СМК

2.15.Критерии и показатели оценки СМК школы

2.16. Формы повышения квалификации

2.17. Протоколы педсоветовпо вопросам социализации:

2.18. Протоколы совещанийпо вопросам социализации

2.19. Формы контроля за процессом социализации

2.20. Документация специалистов по вопросам социализации

1. Программы внеурочной деятельности по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

2. Уровень достижений детей по направлениям

1. Модели детских организаций

2. Программы детских организации

3. Результаты деятельности детских организаций_

1. Модель системы ученического самоуправления

2. План работы ученического самоуправления

3. Отчеты по работе ученического самоуправления

1. Программа стажировочной площадки

2011-2012 гг.

2. Программа стажировочной площадки

2012-2013гг.

3. Программа стажировочной площадки

2013-2015гг.

4. Программы с социальными партнерами 5_Публикации_

Качество результатов организации процесса социализации в образовательной организации представлено в табл. 3.

Особенностями модели МКОП, связанными с регулированием межкультурного взаимодействия является то, что она относится к особому типу открытых антропосоциокультурных систем, что, по словам М. С. Кагана, дает ей возможность влиять

на функционирование системы культурным характером деятельности [6, с. 218]. Кроме этого данную модель отличает многосубъектность ее структурного состава, в рамках которого различные элементы выполняют функцию управления, в условиях, параметры которых определяют ситуативные процессы, влияющие на формирование ценностей, а также выбор конкретных технологий, управляющих практической работой модели. Отмечается в рамках представленной модели гибкость и адаптивность межкультурного образовательного пространства могут быть достигнуты в случаях, когда управляющий субъект, которым могут быть государство, общество, социальные группы, руководители различного уровня, наделяются возможностью осуществления выбора методик влияния и определения арсеналом, элементами которого являются управленческие технологии и технологический инструментарий, используемые на практике. Высокая динамичная устойчивость ядра МКОПа достигается вводом огромного числа количественных и качественных характеристик, введением критериев оценки эффективности модели [9].

Таблица 3

Качество результатов организации процесса социализации в школе

Показатели Пояснения к показателю

Результаты мониторинга 1. 1.Мониторинг удовлетворенности учителей состоянием СМК школы 2. 2.Мониторинг второй ступени обучения 3. 3.Мониторинг третьей ступени обучения

Управление моделью МКОПа имеет практическое значение, так как создает возможность не только влиять на уровень взаимодействия его субъектов, но и на само пространство как с позиции политики содержания образования так и самих субъектов в смысле лингвистической семантики -языкового образования. Педагогическое обеспечение участников образовательных отношений является важным условием воздействия на личность ребенка, в процессе которого осуществляется процесс социализации - развитие человека средствами современного образования, связанное с определением дальнейших перспектив развития [4, с. 10].

Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства являются развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры, как особого бесконечного мира возможных перевоплощений. В межкультурном общении создаются новые точки роста, вырабатывается новая система ценностей, новые формывзаимодействия в пространстве. Как показывает анализ представленной модели, для эффективного управления межкультурным образовательным пространством необходимо концентрация внимания на аспектах, связанных с региональными особенностями, практиками, технологиями межкультурного взаимодействия, выработанных различными субъектами.

Результатом взаимодействия выступает воспроизводство МКОПа носителями разных культур. Согласно В. С. Библеру [2], в общении на основе произведения мир создается заново, «Впервые» с одной стороны. С другой - этот мир выводит коммуникантов за рамки модели МКОПа, поскольку ориентирован на успешность коммуникации с использованием разнообразного инструментария культуры. Организаторам МКОПа необходимы знания, интуиция наряду с имеющимися законами и правилами, зачастую нерелевантных конкретной ситуации. Процесс коммуникации имеет пространственно-временные рамки и является процедурой со-творчества, открытие новых смыслов. Следовательно, технологии формирования МКОПа нуждаются в постоянном обновлении, так как являются его фактором (стимулятором) трансформации ценностей и смыслов.

Выводы:

1. Глобальные изменения мирового культурного пространства приводят к осознанию того, что человек должен быть готовым к построению диалога с представителями других культур в условиях интенсивных культурных трансформаций. Поэтому у учащихся появляется необходимость формирования навыков и умений межкультурной ориентации, что становится фактором общественной интеграции и стабилизации. Ведущая роль при этом принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации и интеграции учащихся в рамках системы общего образования, которое становится системой межкультурного образования, способной обеспечить подготовку каждого субъекта образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Важной задачей межкультурного образовательного пространства является социализация личности, которая проявляется, как способность определять границы между интерсубъективным жизненным миром ребенка и другими жизненными мирами. Результатом выполнения этой задачи должно стать возникновение синергетического эффекта, сопровождающего выходом особой энергийности, рождением новых значений, реализации готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению.

3. Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства, являются развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры, как особого бесконечного мира возможных перевоплощений. Для эффективного управления межкультурным образовательным пространством необходимо концентрация внимания на аспектах, связанных с региональными особенностями, практиками, технологиями межкультурного взаимодействия, выработанных различными субъектами. Результатом взаимодействия выступает воспроизводство МКОПа носителями разных культур, которым необходимы знания, интуиция наряду с имеющимися законами и правилами, зачастую нерелевантных конкретной

ситуации. Процесс коммуникации имеет пространственно-временные рамки и является процедурой со-творчества, открытие новых смыслов. Следовательно, технологии формирования МКОПа нуждаются в постоянном обновлении, так как являются его фактором (стимулятором) трансформации ценностей и смыслов.

Литература

1. Астафьева О. Н. Моделирование межкультурного диалогового пространства в культурной политике: возможности и ограничения // Глобальный научный потенциал, № 9(54), 2015. С. 49-59.

2. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.

3. Бушуева Е. С., Жуков А. В. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования. Вып. 1. Нерчинская Успенская церковь: архитектура и внутреннее убранство начала XVIII века (к 300-летию со дня окончания строительства и освещения). Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.

4. Грешилова И. А. Модель успешной социализации личности в образовательном пространстве культуры. Культура и личность. Социализация и инкультурацияэ Чита: ИРО забайкальского края, 2015. 89 с. С.10

5. Жуков А. В., Жукова А. А. Причины и факторы возникновения и распространения мифологических образов Китая у населения Забайкалья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-1 (41). С. 54-58.

6. Каган М. С. Формирование личности как си-нергетический процесс // Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-традиция, 2003. С. 212-227.

7. План действий по проведению Международного десятилетия сближения культур 2013-2022 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002266/2266 64r.pdf (дата обращения 30.07.2018)

8. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-методическое пособие / В. Г. Зарубин. Ростов н/Д: Легион - М; СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 512 с.

9. Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента истории к проекту будущего. Челябинск: Энциклопедия, 2011. 288 с.

10. Стаффорд Б. Наука управления. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 120 с.

11. Меркулова Л.П., Киреева И.А., Якушева Т.С. Критерии оценки качества подготовки педагогов к межкультурной деятельности в ходе изучения спецкурса иностранного языка добавок//Инновации и инвестиции. 2014. №2. с.157-158

12. Сысоева Е.В. Актуальные направления деятельности учебных заведений в период модернизации отечественного образования в Рос-сии//Транспортное дело России. 2015. № 12. С. 35.

13. Егоров В.Г., Савина О.В. Общая культурно-цивилизационная основа -фактор реинтеграции постсоветского сообщества//Научно-аналитический журнал Обозреватель -Observer. 2012. № 12 (275). С. 42-51.

14. Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в XXI веке/Аватков В.А., Окунев И.Ю., Апанович М.Ю., Гуменский А.В., Сапронова М.А., Борзова А.Ю., Бордачев Т.В., Винокуров В.И., Волохов В.И., Воробьев С.В., Иванченко В.С., Каширина Т.В., Матвеев О.В., Попле-теева Г.А., Свешникова Ю.В., Фененко А.В., Феофанов К.А., Цветов П.Ю., Школярская Т.И., Штоль В.В. и др. Москва, 2017.

Features of sociocultural dynamics in cross-cultural

educational space Nikonov R.V.

Secondary school № 49 with in-depth study of English Article is devoted to the analysis of processes of transformation in education which lead to understanding that the person has to be ready to creation of dialogue with representatives of other cultures in the conditions of intensive cultural transformations. As shows contents of article, pupils have a need of formation of skills and abilities of cross-cultural orientation that becomes a factor of public integration and stabilization. The author proves that the leading role in it belongs to the function aimed at providing communication of pupils within the general education which becomes the rule of cross-cultural education capable to provide training of each subject of education. In article arguments in favor of justification of the fact that socialization of the personality which is shown as ability to define borders between the intersubjektivny vital world of the child and other vital worlds has to become a task of cross-cultural educational space are adduced. Emergence of the synergetic effect accompanying with an exit of a special energiynost, the birth of new values, to realization of readiness for cooperation, mutual recognition, mitigation of positions, connection of various orientations, mutual understanding and mutual respect has to be result of performance of this task. A result of application of the techniques based on technologies of cross-cultural educational space are development of the identity of the pupil who gains qualities of potentially special, unique culture as special infinite world of possible transformations. Keywords. Cross-cultural educational space, dialogue of cultures, cultural transformations, cross-cultural orientation, general education, socialization of the personality.

References

1. Astafieva ON Modeling of intercultural dialogue space in cultural

policy: opportunities and limitations // Global scientific potential, No. 9 (54), 2015. S. 49-59.

2. Bibler VS From the science of science - to the logic of culture:

two philosophical introductions in the twenty-first century. Moscow: Politizdat, 1990. 413 p.

3. Bushueva ES, Zhukov AV Socio-cultural environment of Transbaikalia: the specificity of formation. Issue. 1. Nerchinsk Assumption Church: architecture and interior decoration of the beginning of the XVIII century (to the 300th anniversary of the completion of construction and lighting). Chita: ZabGU, 2012. 170 pp.

4. Greshilova IA Model of successful socialization of the individual

in the educational space of culture. Culture and personality. Socialization and Inculturation of Chita: IRO of the Trans-Baikal Territory, 2015. 89 p. C.10

5. Zhukov A. V., Zhukova A. A. Causes and factors of the origin and

spread of Chinese mythological images among the population of Transbaikalia // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice. 2014. No. 3-1 (41). Pp. 54-58.

6. Kagan, M. S. Formation of personality as a synergetic process / /

Synergetic paradigm: man and society in conditions of instability. Moscow: Progress-Tradition, 2003. P. 212-227.

7. Action Plan for the International Decade for the Rapprochement

of Cultures 2013-2022. [Electronic resource]. Access mode: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002266/226664r.pdf (circulation date on July 30, 2013)

8. Sociology: concepts, branch theories and methods of applied

research: a teaching aid / VG Zarubin. Rostov n / a: Legion - M; SPb: RGPU them. AI Herzen, 2013. 512 p.

9. Sinetsky SB Cultural policy of the XXI century: from the precedent of history to the project of the future. Chelyabinsk: Encyclopedia, 2011. 288 pp.

10. Stafford B. Management Science. Moscow: Publishing house LCI, 2007. 120 pp.

11. Merkulova L.P., Kireeva I.A., Yakusheva T.S. Criteria for assessing the quality of training teachers for intercultural activities in the course of studying a special course of a foreign language of additives // Innovations and Investments. 2014. No2. p. 157-158

12. Sysoeva E.V. Actual directions of activity of educational institutions during the modernization of domestic education in Russia // Transport business of Russia. 2015. No. 12. P. 35.

13. Egorov V.G., Savina O.V. The general cultural and civilizational basis is the reintegration factor of the post-Soviet community // Scientific and analytical journal Observer -Observer. 2012. No. 12 (275). S. 42-51.

14. Actual problems of international relations and foreign policy in the XXI century / Avatkov V.A., Okunev I.Yu., Apanovich M.Yu., Gumensky A.V., Sapronova M.A., Borzova A.Yu., Bordachev T.V., Vinokurov V.I., Volokhov V.I., Vorobyov S.V., Ivanchenko V.S., Kashirina T.V., Matveev O.V., Popleteeva G.A., Sveshnikova Yu. V., Fenenko A.V., Feofanov K.A., Tsvetov P.Yu., Shkolyarskaya T.I., Shtol V.V. et al. Moscow, 2017.

00 ^

0

СЧ

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.